Научная статья на тему 'Система технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий: вчера, сегодня, завтра'

Система технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий: вчера, сегодня, завтра Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1336
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЬ / СВЯЗЬ / ИНФОРМАЦИЯ / ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ / ЗАКОН / CИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИЙ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ / ТЕХНОЛОГИИ / NETWORK / COMMUNICATION / INFORMATION / OPERATIONAL CONTROL / LAW / SYSTEM OF TECHNICAL MEANS TO ENSURE THE FUNCTIONS OF OPERATIVE-INVESTIGATIVE ACTIVITIES / TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стороженко Ольга Юрьевна

В статье рассматриваются сущность, исторические и законодательные аспекты эволюции использования СОРМ на сетях телекоммуникаций, обозначены существующие проблемы в данной области, предложены пути их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Стороженко Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of technical means to ensure the functions of operative-investigative activities: yesterday, today, tomorrow

In the article the nature, historical and legal aspects of the evolution of use of the system for telecommunication networks are examined, the existing problems in this sphere are designated, the ways of their decision are offered.

Текст научной работы на тему «Система технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий: вчера, сегодня, завтра»

Стороженко Ольга Юрьевна

адъюнкт кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России (e-mail: Spark2589@mail.ru)

Система технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий:

вчера, сегодня, завтра

В статье рассматриваются сущность, исторические и законодательные аспекты эволюции использования СОРМ на сетях телекоммуникаций, обозначены существующие проблемы в данной области, предложены пути их разрешения.

Ключевые слова: сеть, связь, информация, оперативный контроль, закон, еистема технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий, технологии.

O.Yu. Storozhenko, Adjunct of a Chair of Criminalistics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: Spark2589@mail.ru

The system of technical means to ensure the functions of operative-investigative activities: yesterday, today, tomorrow

In the article the nature, historical and legal aspects of the evolution of use of the system for telecommunication networks are examined, the existing problems in this sphere are designated, the ways of their decision are offered.

Key words: network, communication, information, operational control, law, system of technical means to ensure the functions of operative-investigative activities, technologies.

Развитие современного общества характеризуется резким расширением использования в жизни новейших информационных и телекоммуникационных технологий [1].

Преступники регулярно пополняют свой арсенал методов и средств противоправной деятельности и не отстают от прогресса.

В целях организации эффективного выявления и раскрытия преступлений в телекоммуникационных сетях создана СОРМ (система технических средств по обеспечению оперативнорозыскных мероприятий) - комплекс технических средств и мер для проведения оперативнорозыскных мероприятий в сетях телефонной, подвижной, беспроводной связи и радиосвязи. Оперативный контроль должен производиться из удаленного пункта управления (ПУ) путем взаимодействия этого пункта с аппаратнопрограммными средствами СОРМ СПРС [2].

Первые упоминания о СОРМ относятся к 1913 г., когда в помещении IV Государственной Думы в Санкт-Петербурге было установлено оборудование, позволяющее подслушивать телефонные переговоры. В последующем о

системах санкционированного перехвата стало упоминаться лишь в 1992 г. [3].

В связи с развитием интернет-технологий и, соответственно, интернет-преступности, у государства возникла необходимость в законном контроле над глобальной сетью. В 2000-е гг. был выпущен ряд указов, которые регламентировали правила организации СОРМ на сетях связи, в том числе санкционировали контроль за Интернетом - СОРМ-2 [4]. Однако данный факт вызвал сильную негативную реакцию общественности, и тогда через суд удалось приостановить действие приказов, что позволило отсрочить внедрение СОРМ-2 на сети Интернет [5].

К 2008 г. в связи с увеличением количества сетевых преступлений необходимость внедрения СОРМ-2 стала очевидна общественности. Поэтому в 2008 г. внедрение СОРМ-2 возобновлено [6].

С 2009 г. создается комплексный проект для анализа информации - СОРМ-3. Планируется, что СОРМ-3 будет включать в себя системы сплошного аудиомониторинга жилых помещений с использованием бытовых электронных приборов учета воды, системы уличных камер

69

видеонаблюдения, а также специализированных баз данных (паспортных, налоговых, банковских, ГАИ) и голосового банка данных, создавая и аккумулируя структурированную информацию о любом человеке (номера телефонов, звонки, контакты, перемещения, темы разговоров дома, посещенные сайты и т.д.) или квартире [7]. Вышедший в 2013 г. законопроект «Об утверждении Правил применения оборудования систем коммутации, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Часть III. Правила применения оборудования коммутации и маршрутизации пакетов информации сетей передачи данных, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий» [8] вызвал бурю негодования общественности. В настоящий момент система находится в стадии разработки и внедрения.

Условием получения лицензии на оказание услуг связи и телематических услуг является обязанность провайдера предоставлять правоохранительным органам помещение и оборудование для проведения законного перехвата информации телекоммуникационных сетей.

Сегодня основным документом по СОРМ является приказ Министерства информационных технологий и связи РФ от 16 января 2008 г. № 6.

В общем виде эволюция СОРМ выглядит следующим образом:

СОРМ-1 - система для прослушивания стационарных и мобильных телефонов;

СОРМ-2 - система для контроля за пользователями Интернета путем отслеживания их трафика;

СОРМ-3 - аппаратно-программный комплекс для доступа к информации об абонентах и оказанных им услугах связи [9]; это система, накапливающая и аккумулирующая всю электронную информацию о гражданах России.

Очевидно, что в целях обеспечения защиты прав граждан правоохранительные органы должны иметь возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи, но, с другой стороны, их проведение не должно нарушать права граждан. К сожалению, на сегодняшний день существует множество пробелов в правовом регулировании данного вида деятельности.

Согласно опубликованным Верховным Судом России данным, в 2012 г. было зафиксировано около 540 тыс. случаев несанкционированного перехвата телефонных разговоров и интернеттрафика со стороны ФСБ [10].

Пульт управления и персонал, обеспечивающий реализацию функций СОРМ, находятся у «заказчика» (ФСБ, МВД и других уполномоченных органов). Оператора связи не уведомляют, контроль за каким абонентом ведется. С одной стороны, такое положение соответствует принципам осуществления оперативно-розыскной деятельности, а с другой - допускает возможность произвола со стороны сотрудников уполномоченных органов. Конечно, в последующем возникнет проблема легализации полученных материалов, но, к сожалению, наличие подобной возможности наводит на мысль, что такая легализация может не потребоваться, если СОРМ будет использован в целях, не связанных с осуществляемой в законном порядке правоохранительной деятельностью. Также затруднен прокурорский надзор за законностью использования СОРМ.

Представляется, что если бы обеспечение функций СОРМ было возложено на третью сторону (например, специализированное подразделение Минюста, сотрудники которого не подчинены ни одному из заинтересованных ведомств и далеки от следствия и дознания), полученные результаты направлялись бы судье, рассматривающему ходатайство о проведении данного мероприятия, и он бы оценивал законность требования, его относимость к рассматриваемому делу, принимая в последующем решение о передаче материалов или об отказе в ней. Такая схема позволила бы исключить несанкционированное использование СОРМ и организовать контроль извне за данным видом деятельности. Кроме того, санкция выдается на ограничение конституционных прав в части тайны переписки и телефонных переговоров конкретного лица, а в полученных материалах могут содержаться переговоры и сообщения других лиц (например, посторонний человек взял телефон с целью осуществить звонок либо написал электронное сообщение) - в таком случае суд мог бы передавать материалы в запрошенном объеме.

Однако представленная схема имеет свои недостатки, которые касаются оперативности доведения результатов до заинтересованных лиц. Полагается, что данную проблему следует решить путем закрепления возможности использования СОРМ в случаях, не терпящих отлагательств.

Такой способ реализации возможностей СОРМ поможет решить проблему нарушения конституционных прав граждан при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, будет способствовать повышению ее качества и законности.

70

Кроме того, открытым остается вопрос использования результатов СОРМ в качестве доказательств, их введения в уголовный процесс и последующего их оглашения в ходе судебного заседания. Необходимо ответить на вопрос, будет ли являться нарушением конституционных прав использование результатов СОРМ в ходе открытого судебного заседания (в форме представления аудиозаписей и т.п.), ведь разрешение на ограничение конституционных прав давалось на производство ОРМ, а не на последующее предание полученных материалов гласности.

Идентификация пользователя и полученной информации ведется либо по абонентскому номеру, либо по IP/MAC-адресам. Здесь возникает проблема, общая для всех компьютерных преступлений, - принадлежность адреса конкретному лицу не свидетельствует о том, что источником информации является именно он.

Однако преступность оказывает активное противодействие СОРМ - криптоуход (шифро-

1. Кабанов С.А. СОРМ в мифах и сетях электросвязи // Документальная электросвязь. 2000. № 3.

2. Об организации работ по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях подвижной связи: приказ Минсвязи РФ от 31 янв. 1996 г. № 9. URL: http://www.lawmix. ru/pprf/111570 (дата обращения: 27.06.2014).

3. Об использовании средств связи для обеспечения оперативно-розыскных мероприятий Министерства безопасности Российской Федерации: приказ Минсвязи РСФСР от 24 июня 1992 г. № 226. URL: http://base.garant. ru/1500052/#ixzz35pGebEaK

4. О порядке внедрения системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и персонального радиовызова общего пользования: приказ Минсвязи РФ от 25 июля 2000 г. № 130. URL: http://www.referent.ru/1/39994 (Дата обращения: 27.06.2014).

5. Решение Верховного Суда России по делу от 25 сент. 2000 г. о признании незаконными п. п. 1.4. и 2.6. приказа Минсвязи РФ № 130 по жалобе Нетупского П.И. URL: http://www. russianlaw.net/law/civil_rights/ (дата обращения:

27.06.2014).

6. Об утверждении Требований к сетям электросвязи для проведения оперативнорозыскных мероприятий: приказ Министерства информационных технологий и связи РФ от 16 января 2008 г. № 6. URL: http://

вание), разрыв цепочки причинно-следственных связей объекта слежения, выполнение комплекса мероприятий по сохранению анонимности авторов информации и повышению защищенности при работе в интернет-пространстве, использование свободных каналов связи. Государство ведет активную деятельность по пресечению подобных действий.

Тем не менее, аналоги российской АИС «СОРМ» существуют во всем мире и внедряются в эксплуатацию уже достаточно долгое время всеми ведущими мировыми державами [11, с. 63].

Сегодня СОРМ - это не просто комплекс технических средств и программного обеспечения, необходимых для законного перехвата, а серьезное оружие в руках оперативных подразделений, предназначенное для борьбы с преступностью, основанное на мощнейшей технической базе и передовых научных разработках.

1. Kabanov S.A. SORM in myths and telecommunication networks // Documentary telecommunication. 2000. № 3.

2. On organization of works on maintenance of operatively-search actions on the mobile networks: order of the Ministry of communications of the Russian Federation of Jan. 31, 1996 № 9. URL: http://www.lawmix.ru/pprf/111570 (date of access: 27.06.2014).

3. On the use of the media to ensure the operational-investigative actions by the Ministry of security of the Russian Federation: order of the Ministry of communications of the RSFSR of June 24, 1992 № 226. URL: http://base.garant. ru/1500052/#ixzz35pGebEaK

4. On the order of introduction of the system of technical facilities for provision of operational search activities on the telephone networks, mobile and wireless communications and paging General use: order of the Ministry of communications of the Russian Federation of July 25, 2000 № 130. URL: http://www.referent.ru/1/39994 (date of access:

27.06.2014).

5. The decision of the Supreme Court of Russia on the case of Sept. 25, 2000 about of concerning the invalidation of points 1.4 and 2.6 of the order of the Ministry of communications of the Russian Federation № 130 on the complaint of Netup-skoy P.I. URL: http://www.russianlaw.net/law/civil_ rights/ (date of access: 27.06.2014).

6. On approval of Requirements to telecommunication networks for carrying out of operatively-search actions: order of the Ministry of information

71

base.garant.ru/192775/ (дата обращения:

26.06.2014) .

7. Теплышев В.Ю. СОРМ-3: система сплошной прослушки, записи и анализа разговоров в жилых помещениях. URL: http:// teplyshev.wordpress.com/3-2/(дата обращения:

26.06.2014) .

8. URL: minsvyaz.ru/common/upload/Proekt_ prikaza_o_pravilakh_ot_29.03.13.pdf

9. Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность: постановление Правительства РФ от 27 авг. 2005 г. // Рос. газ. 2005. 2 сент. Фед. Вып. 3864.

10. Шнайер: ФСБ использует СОРМ для слежки за россиянами. URL: http://www. securitylab.ru/news/451976.php

11. Вехов В. Б. СОРМ для чайников // Защита информации. Инсайд. 2005. № 3.

technologies and communications of the Russian Federation of Jan. 16, 2008 № 6. URL: http://base. garant.ru/192775/ (date of access: 26.06.2014).

7. Teplyshev V.Yu. SORM-3: the system of continuous interception, recording and analysis of talk in residential premises. URL: http://teplyshev. wordpress.com/3-2/ (date of access: 26.06.2014).

8. URL: minsvyaz.ru/common/upload/Proekt_ prikaza_o_pravilakh_ot_29.03.13.pdf

9. On approval of Rules of interaction between telecommunication carriers with the authorized state bodies which carry out investigative activities: resolution of the Government of the Russian Federation of Aug. 27, 2005 // Rus. newsp. Sept. 2, 2005. Fed. iss. 3864.

10. Schneier: FSB uses SORM to spy on the Russians. URL: http://www.securitylab.ru/ news/451976.php

11. Vehov V.B. SORM for dummies //Information protection. Inside. 2005. № 3.

72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.