Научная статья на тему 'Система субьектов, осуществляющих регулирование в финансовой сфере'

Система субьектов, осуществляющих регулирование в финансовой сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
684
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / ФИНАНСОВОЕ ПРАВО / ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / СУБЪЕКТ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ / ФИНАНСОВАЯ СФЕРА / УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ / РЕГУЛИРОВАНИЕ В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ / FINANCE / FINANCIAL / LEGAL / FINANCIAL SERVICES / FINANCIAL SYSTEM / THE SUBJECT OF FINANCIAL RELATIONS / FINANCIAL MANAGEMENT / REGULATION OF THE FINANCIAL SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Погосова С. К.

Анализ российского и зарубежной нормативной правовой базы в сфере финансовых отношений, регламентирующей порядок функционирования финансовой системы государства, ее субъектов и финансовых институтов, позволил автору сделать вывод, что именно регулирование в финансовой сфере, представляет собой жизненно важный элемент эффективной системы управления финансами, при этом главным субъектов регулирования является государство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Погосова С. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM ENTITIES INVOLVED REGULATION IN THE FINANCIAL SECTOR

Analysis of the Russian and international legislation in the field of financial relations governing the functioning of the financial system of the state, its entities and financial institutions, has allowed the author to the conclusion that it is the regulation of the financial sector is a vital component of an effective system of financial management, with the main the regulated community is the state.

Текст научной работы на тему «Система субьектов, осуществляющих регулирование в финансовой сфере»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

СИСТЕМА СУБЪЕКТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ

С.К. Погосова,

аспирант ФГОБУВПО «Финансовыйуниверситет при Правительстве Российской Федерации» Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор Степаненко Ю.В.

Научная специальность: 12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право E-mail: proyava@pochta.ru

Аннотация. Анализ российского и зарубежной нормативной правовой базы в сфере финансовых отношений, регламентирующей порядок функционирования финансовой системы государства, ее субъектов и финансовых институтов, позволил автору сделать вывод, что именно регулирование в финансовой сфере, представляет собой жизненно важный элемент эффективной системы управления финансами, при этом главным субъектов регулирования является государство.

Ключевые слова: финансы, финансовое право, финансовые правоотношения, финансовая деятельность, финансовая система, субъект финансовых отношений, финансовая сфера, управление финансами, регулирование в финансовой сфере

SYSTEM ENTITIES INVOLVED REGULATION IN THE FINANCIAL SECTOR

S.K. Pogosova,

Postgraduate FGOBUVPO «Financial University the Government of the Russian Federation»

Annotation. Analysis of the Russian and international legislation in the field of financial relations governing the functioning of the financial system of the state, its entities and financial institutions, has allowed the author to the conclusion that it is the regulation of the financial sector is a vital component of an effective system of financial management, with the main the regulated community is the state.

Keywords: finance, finance, financial, legal, financial services, financial system, the subject of financial relations, finance, financial management, regulation of the financial sector

Финансовое право, представляющее собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений и общественных связей, возникающих между частными и публичными субъектами в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления, носит многоаспектный, комплексный характер и по своему социальному, политическому и правовому содержанию требует глубокого осмысления их бесконфликтного институционального взаимодействия. В свою очередь управление финансами направлено на обеспечение развития человеческого капитала,

рост качества жизни населения, рост ВВП, развитие эффективных производств, развитие финансовой системы государства, а так же — конкретного экономического агента — субъекта экономики в соответствии с заданными целями, планами, проектами и задачами. Мировой кризис конца первого десятилетия XXI века, явившийся причиной глобального дисбаланса международных финансов и их систем, достиг глубины, где восстановление мировой экономики по-прежнему сталкивается с определенными проблемами. На финансовых рынках отмечается высокий уровень напряженности. Все еще сохраняются внешние, бюджетные и финансовые дисбалан-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

сы, которые оказывают существенное воздействие на перспективы экономического роста и занятости и уровень доверия. Сохраняется очевидная уязвимость мировой экономики, что неблагоприятно отражается на повседневной жизни людей во всем мире, сказывается на рабочих местах, торговле, развитии и окружающей среде.1

В этих условиях структурные реформы в финансовой сфере и прежде всего — субъектов ее регулирования, крайне необходимы не только на международной арене борьбы за выход из кризиса, но и прежде всего для нашей страны.

Оглядываясь на Лос-Кабосские планы «Группы 20» о завершении формирования Европейского единого рынка и более эффективном использовании европейских финансовых инструментов, например, Европейского инвестиционного банка (ЕИБ), финансировании и технической поддержке многосторонних банков развития (МБР), для отечественного финансового рынка важным остается проекты по реформированию Банка России, Федеральной службы по финансовым рынкам, созданию мегаре-гулятора на базе ФСФР и ЦБ (который сосредоточит на себе функции контроля за всем финансовым сектором страны), а так же другие кардинальные решения в финансовой сфере.

В настоящее время стоит первостепенная задача восстановления основного императива в области финансового права, а именно: финансовая сфера должна, прежде всего, обеспечивать распределение и перераспределение финансовых ресурсов между государством, организациями и гражданами посредством эффективного финансово-кредитного механизма с целью формирования фондов денежных средств, которые обеспечивают выполнение задач, стоящих перед соответствующим субъектом. В России же ничего подобного такой системе нет, а для ее создания пока не выработаны даже принципиальные подходы.

Не являясь самостоятельной сферой социума, финансовая сфера является связывающим, базовым элементом всего комплекса социально-экономических отношений в обществе в его новейшей истории, порожденной всеобщими процессами распределения, обмена и потребления. Нового пока не выработано.

С экономической точки зрения финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. В вою очередь финансовая система —

это совокупность субъектов финансовых отношений и форм взаимодействия между ними.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных (общегосударственных) и децентрализованных (хозяйствующих субъектов) фондов денежных средств.

Каждая сфера финансовой системы в свою очередь также имеет структурные элементы и подразделяется на звенья. Финансы субъектов хозяйствования выступают исходной сферой финансовой системы, именно в этой сфере происходит формирование первичных финансовых ресурсов

В огромной совокупности финансовых отношений, характерных для любой страны, есть сфера, обусловленная функционированием органов государственной власти и местного самоуправления. Объективная потребность в данной сфере связана с тем, что органам государственной власти и местного самоуправления требуются финансовые ресурсы, необходимые для осуществления их деятельности, для выполнения возложенных на них экономических, социальных и других функций. Поэтому второй сферой финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, посредством которых образуются финансовые ресурсы у названных органов

Финансовые отношения внутри данной сферы обладают возможностью оказывать влияние на другие сферы и звенья финансовой системы, воздействовать на объем и структуру общественного производства, осуществлять регулирование отраслевых и территориальных пропорций. Внутри этой сферы выделение структурных элементов зависит от формы организации государственных и муниципальных финансовых ресурсов в стране.

Еще одно представление финансовой системы основано на учете роли субъекта в общественном производстве.2 В этом случае финансовая система рассматривается как совокупность: финансов предприятий, учреждений, организаций; страхования; кредитования; государственных финансов.

Одной из составляющих подсистем финансовой системы государства является совокупность государственных органов и учреждений, как субъектов, непосредственно осуществляющих регулирование в финансовой сфере. Финансовое регулирование — один из наиболее мобильных элементов управления общественными финансами. Согласно теории управления, регулирование представляет собой детальную разработку способа реализации плановых заданий, а также выработку регулирующих воздей-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

ствий, направленных на их исполнение.

Исследуя данную проблему, ряд ученых подчеркивают, что регулирование и управление публичными финансовыми ресурсами является главным направлением деятельности любого государства в любой исторический период. Определяя финансовую деятельность государства (муниципальных образований) как деятельность по планомерному формированию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач, ученые-правоведы совершенно справедливо отмечают, что финансовая деятельность государства (муниципальных образований) осуществляется в соответствии с финансовой политикой государства, при этом используя определение политики как системы целей и концептуальных идей, сформулированное представителями науки теории государства и права.3

Вступая в конкретные финансовые правоотношения субъекты финансового права исполняют финансовые обязанности и осуществляют свои финансовые права.

Финансовое правоотношение являются формой реализации финансово-правовой нормы, имеющей императивный характер. Императивный характер финансово-правовой нормы проявляется в правоотношении таким образом, что оно реализуется преимущественно по регулятивному принципу «команда — исполнение», где команды издает государство (или муниципальное образование), а исполняют их индивидуальные, коллективные и другие субъекты финансового права. В связи с этим одной из сторон финансового правоотношения всегда является: а) государство (Российская Федерация в целом, субъекты РФ); б) муниципальное образование; в) уполномоченный государством орган. Все эти субъекты способны давать властные предписания. При этом следует учесть, что весьма существенная роль в финансово-правовом регулировании принадлежит и охранительным правоотношениям, так как задача непосредственного упорядочения финансовых правоотношений не всегда может быть успешно решена. Для ее разрешения нередко приходится прибегать к мерам государственного принуждения.

Отсюда вытекает главная задача финансово-правового регулирования — непосредственное упорядочение, закрепление и развитие финансовых отношений с участием государства.

Регулятивные правоотношения характеризуются тем, что активный центр правоотношения находится в субъективном праве. Соответственно, развитие финансового правоотношения происходит, прежде всего и главным образом через активное по-

ведение обязанного субъекта.4

В настоящий период (в условиях затянувшегося мирового финансового кризиса) монетарная политика не работает. Как отметил Президент Международной Лиги стратегического управления, оценки и учета, профессор бизнес-школы Кингстонского университета (Великобритания) Робин Метьюз, правительства вынуждены прибегать к кейнсиан-ской бюджетной политике, а именно, увеличивать государственные расходы на поддержку промышленности и финансовой сферы, снижать налоги, надеясь, что эффект мультипликатора предотвратит взлет безработицы до неприемлемого уровня. Государство неизбежно будет все больше и больше вовлекаться в бизнес5, регулируя централизованную и децентрализованную части финансовой сферы.

Основной инструмент регулирования финансово-экономической системы страны — государственные финансы.

При этом субъектами регулирования в финансовой сфере являются: государственные органы представительной власти соответствующего уровня, собственники и топ-менеджеры субъектов экономики, определяющие общую финансовую стратегию, приоритеты финансовой политики и ключевые финансовые параметры управляемой системы; специализированный исполнительный орган государственной власти соответствующего уровня или руководитель финансового направления деятельности конкретного субъекта экономики, формирующие финансовую политику, принимающие принципиальные решения в рамках финансового менеджмента и отвечающие за его общую эффективность; государственные и негосударственные финансовые службы, осуществляющие оперативное управление финансами.

Финансовую деятельность осуществляют все без исключения государственные органы. Различная взаимосвязь с финансовой деятельностью позволяет выделить органы общей компетенции, осуществляющие финансовые полномочия в качестве одного из направлений своей деятельности, и органы специальной компетенции, созданные целенаправленно для реализации государственных функций по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств.

К органам общей компетенции относятся представительные и исполнительные органы Российской Федерации (Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, министерства и др.), ее субъектов, органы местного самоуправления.

Органы специальной компетенции образуют такие органы, которые созданы для того, чтобы осу-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

ществлять публичную финансовую деятельность, а значит, и государственный финансовый контроль. К ним относятся Министерство финансов Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации (Банк России) и др.6

На уровне хозяйствующих субъектов аппарат управления финансами представлен финансовыми службами предприятий, учреждений, организаций (финансовый отдел, финансовое управление, финансовая дирекция). На уровне домашних хозяйств организационно-оформленный финансовый аппарат отсутствует, а субъектами управления являются сами домашние хозяйства.

Однако есть и другая точка зрения на место государства в общем процессе регулирования в финансовой сфере. В существующих представлениях

0 системе финансового права продолжает господствовать этатический подход, понимание государства как единственного активного субъекта финансовых отношений, во взаимоотношении с которым все иные как частные, так и публичные субъекты находятся в режиме долженствования. Этим объясняется выпуклая роль налогового и бюджетного права и нахождение иных институтов в некотором забвении. Профессор Российской академии правосудия, доктор юридических наук С.В. Запольский отмечает, что такая идеология в настоящее время противоречит интересам самого государства, поскольку в его интересах активизация физических, юридических лиц, муниципалитетов, региональных образований и совместное регулирование в режиме партнерства соответствующих имущественных и организационных отношений.7 Как мы видим, в нынешних условиях не происходит автоматического саморегулирования в финансовой сфере. Кроме того, механизм саморегулирования рыночной экономики не всегда эффективен, поскольку не всегда способен обеспечить перераспределение финансовых ресурсов в соответствии с целями государства. Поэтому современный этап развития рыночной экономики в развитых странах характеризуется активным вмешательством государства в процессы финансовой сферы. В силу ограниченности возможности применения в рыночной экономике административных методов наиболее часто используемым экономическим инструментом выступают финансы. Следовательно, основным субъектом регулирования в финансовой сфере выступает государство.

1 Итоговая декларация лидеров «Группы двадцати»: Лос-Кабос, 19 июня 2012 года //http://www.conventions.ru.

2 Евстигнеев Е.Е., Викторова Н. г. Финансовое право. Краткий курс.- Санкт-Петербург: Питер, 2010.

3 Финансовое право: Учеб. пособ. Отв. ред. И.В. Рукавишни-

кова. М.: Норма, 2007; Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть. 2001; Соколова Е.Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований. — М.: Юриспруденция, 2009; Эриашвили Н.Д. Финансовое право. Общая часть: учеб. пособие / Н.Д. Эриашвили, Л.Н. Древаль. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.

4 Карасева М.В. Финансовое право Российской Федерации. — М.: Юристъ, 2004.

5 Робин Метьюз Финансовая вавилонская башня.//Прогнозы и стратегии. — 01.2008 — 01.2009.

6 Эриашвили Н.Д. Финансовое право. Общая часть: учеб. пособие / Н.Д. Эриашвили, Л.Н. Древаль. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.

7 Обзор материалов научно-практического семинара «Правовое регулирование отношений в сфере финансов: от теории к практике». Москва. Финансовый университет при Правительстве РФ в рамках Международной конференции «Неделя финансового права в Москве». 12.2010 г.// ter_finlaw@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.