Научная статья на тему 'Система стратегического управления на наукоемких инновационных предприятиях'

Система стратегического управления на наукоемких инновационных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рыбкина О.В., Щетинина И.В., Шкарупета Е.В., Сыщикова Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система стратегического управления на наукоемких инновационных предприятиях»

СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА НАУКОЕМКИХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

О.В. Рыбкина, доцент, к.э.н., И.В. Щетинина, старший преподаватель, к.э.н., Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж,

Е.В. Шкарупета, доцент, к.э.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж,

Е.Н. Сыщикова, доцент, к.э.н., Российский государственный университет правосудия, г. Москва

В настоящее время предприятия наукоемких отраслей промышленности развиваются в непростых экономических условиях. С одной стороны, нарастает значительное число угроз внешней среды, связанных с колебаниями спроса на продукцию, санкционными ограничениями на импорт комплектующих изделий, деталей, узлов и материалов. С другой, протекция интересов предприятий наукоемкого сектора экономики со стороны государства обусловливает рост возможностей взаимодействия с рыночными агентами на различных уровнях, интеграции и наращивания внутреннего инновационно-инвестиционного потенциала. В сложившихся условиях одной из наиболее важных современных тенденций развития производственных систем является ориентация на создание интегрированных производственных структур с целью повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции, сократить сроки ее разработки, освоения и производства, объединить усилия и, таким образом, повысить эффективность функционирования, нарастить производственный и общий потенциал для дальнейшего развития. Наряду с совершенствованием собственных структур управления и внедрением проектных форм организации деятельности, производственные предприятия становятся участниками интегрированных структур, что обусловливает возникновение ряда проблем в системе управления предприятием и реализации основных управленческих функций.

Стратегическое управление на инновационных предприятиях является необходимым процессом в условиях возрастающей неопределенности внешней среды. Организация стратегического управления необходима для создания и поддержания соответствия между целями предприятия и его потенциальными возможностями. Одна из наиболее распространенных стратегических проблем предприятия, по мнению ряда исследователей, состоит в отсутствии регламента управленческих процессов стратегического характера и разобщенности элементов системы стратегического менеджмента предприятия.

В целях реализации стратегического менеджмента на предприятиях и в организациях в настоящее время получила широкое распространение «теория заинтересованных сторон» (англ. stakeholder concept, stakeholder theory), заключающаяся в формировании стратегии развития предприятия/ компании/ организации с точки зрения учета интересов, так называемых стейкхолдеров (заинтересованных сторон). Теория утверждает, что при достижении целей деятельности организации следует принимать во внимание разнообразные

интересы различных заинтересованных сторон (стейкхолдеров), которые будут представлять некий тип неформальной коалиции. Между стейкхолдерами также могут существовать различные отношения, которые не всегда носят характер сотрудничества, совпадения интересов, а могут быть и конкурентными. Однако всех стейкхолдеров можно рассматривать как единое противоречивое целое, равнодействующая интересов частей которого будет определять траекторию развития организации. Такое целое называется «коалицией влияния» или «коалицией участников бизнеса» организации. В последние годы представителей бизнеса и научного сообщества все больше волнует возможность взаимодействия со стейкхолдерами, получившая название «стейкхолдер-менеджмента» (stakeholder management). Подобная практика взаимодействия с заинтересованными сторонами все чаще начинает использоваться не только компаниями, но и государственными, муниципальными учреждениями, а также некоммерческими организациями. Кроме того, некоммерческие организации и сами выступают в роли стейкхолдеров, становясь участниками процесса принятия решений бизнесом, властью, другими организациями.

Рассмотрим на рисунке общую структуру системы стратегического управления инновационным предприятием.

Цель: реализация сбалансироваиных по интграмм ^аинтгресованных сторон \правлгнчгсыЕ; решгнин стратгтнчккого xipanrspa. ншравлтнньк на повышение зфф активности деятельности предприятия в долгосрочной пгрспгкгнвг с учетом измевюшцнля условий внгпшйй срелы

1

Упр а алн и-ш ая пилен спаи гтрЕссггЕПЕнакоиаЕдон^^гасснтнпЕНБЫсщЕго свес него к 31 НЕСЕННОГО урОБНЗЙ уПрЛЛЛеНН!, а Т2ЕЕЗ ОТД СПЬНЫМН P100THHK2UH. СПЕЦНаГКСТаМН. зал ЕнетьоБанныин б проиаяс.ЭТНатЕгнчЕекого vnpabTEHtLt

Напевая Ой еспечнва иш ая ■í " нh именалъвяя Реалнл"Еошая

п о л с в с те.".1 а п о л с в с те.".! а п о л с н с re^j а полснстена

i ЫяМДОаМяМd it яЛ ЛыАы ШЛяЛ Г

Упр-аынелая шоснстема бкгюч1ет: 1J исполнителен. чел деятельность капрямьто гаддттд с psaj: нзацнЕИ стратЕгнчЕскии программ прЕ^прилгкя н OCVHIЕСТБЛ ЕННЕМ значительных [IpEOOpliOEaHHH со гл 1С НО ЕЫОраННОН РУКОВОДСТВОМ

Обратная связь

Рис. Концептуальная схема системы стратегического менеджмента инновационного

предприятия

Рассмотрим принципиальную модель системы стратегического управления в целях определения эффективной организационной структуры для разработки и реализации стратегических решений на предприятии. В сущности, системный подход раскрывается в методике его организации, т.е. выделении объекта системного анализа, границы раздела внешней и внутренней среды объекта, целевой функции и структуры объекта, описании и выделении критериев оценки состояния объекта, классификации элементов и способах их агрегирования.

Организация системы стратегического менеджмента на инновационном предприятии, как сложная категория, имеет ряд особенностей, связанных с характером деятельности предприятия:

- целью создания и развития системы стратегического менеджмента на инновационном предприятии является реализация сбалансированных по интересам заинтересованных сторон управленческих решений стратегического характера, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия в долгосрочной перспективе с учетом изменяющихся условий внешней среды;

- управляющая система представляет собой команду руководителей высшего, среднего и линейного уровней управления, а также отдельных работников, специалистов, задействованных в процесс стратегического управления;

- управляемая система (объект управления) включает в себя: с одной стороны, исполнителей, чья деятельность напрямую связана с реализацией стратегических программ предприятия и осуществлением значительных преобразований согласно с выбранной руководством стратегией, с другой -объектами системы стратегического менеджмента являются циклы реализации стратегических решений, этапы по их подготовке и исполнению;

- инструментами управления в системе стратегического менеджмента инновационного предприятия выступают различные методы подготовки, принятия и реализации стратегических решений по анализу внешней и внутренней среды, разработке альтернативных вариантов стратегий различных уровней (корпоративной, деловой/конкурентной, функциональной;

- методы воздействия субъекта управления на объект в рамках системы зависят от структуры взаимосвязей между подсистемами и определяют характер и последовательность, а также приемы решения стратегических задач;

- управляющее воздействие на объект управления осуществляется в разрезе функций управления: целеполагания и планирования; обеспечения выполнения заданий; мотивации и стратегического контроллинга;

- управление процессом разработки и реализации стратегических решений на предприятии осуществляется при поддержке ряда подсистем: целевой, функциональной, обеспечивающей и реализующей, выделение которых необходимо для целенаправленного управленческого воздействия на элементы подсистем и механизмы разработки, принятия и обеспечения выполнения стратегических решений, а также дальнейшего совершенствования деятельности предприятия;

- входящий поток в систему представлен различного рода ресурсами: материальными, трудовыми, финансовыми и информационными;

- результатом реализации системного подхода в стратегическом управлении инновационным предприятием является получение экономических и социально ориентированных результатов, отражающих достижение сбалансированных целей заинтересованных сторон;

- разделение в рамках системы стратегического менеджмента предприятия на субъект и объект управления носит условный характер, поскольку на

различных этапах принятия и реализации управленческих решений стратегического характера могут быть в разной степени задействованы все работники предприятия.

Организация системы стратегического управления на инновационных предприятиях представляет собой целенаправленную деятельность по упорядочению структуры и взаимосвязей входящих в систему элементов. При этом инновационный характер носит не только деятельность самих предприятий, связанная с разработкой и выпуском инновационной, нередко наукоемкой продукции, но и применяющиеся методы управления, инструменты подготовки, принятия и реализации стратегически важных решений. Ориентация на повсеместное использование инновационных разработок находит отражение во всех бизнес-процессах современных промышленных предприятий, что обусловливается государственной стратегией развития отраслей, на региональном уровне в программах стратегического развития, а также необходимостью подготовки стратегических бизнес-планов на уровне самого предприятия для обоснования инвестиционной политики.

Список использованной литературы

1. Кривякин К.С. Особенности производства наукоемкой продукции // Вестник Воронежского гос. техн. ун-та. 2012. - Т. 8. - № 8. - С. 74-76.

2. Логунова И.В., Хацкевич В.Л., Шишкин В.А. Механизм формирования и развития организационной структуры управления предприятием. Воронеж, 2007.

3. Хацкевич Л.Д. Инвестиции в промышленность, инновации и бизнес-процессное предпринимательство, региональные банки, модели и информационное предпринимательство: монограф. / Л.Д. Хацкевич, И.А. Шишкин, О.Б. Макеева и др. Воронеж: Центрально-Черноземное книжное изд-во, 2010. - 206 с.

4. Хацкевич Л.Д. Формирование системы управления бизнес-процессами машиностроительного предприятия / Л.Д. Хацкевич, И.А. Шишкин // Вестник Воронежского гос. техн. ун-та. 2012. - Т. 8. - № 4. - С. 88-94.

5. Шишкин И.А. Концепция маркетингового аспекта реализации инновационного процесса на предприятии / В сб.: Инструменты современной научной деятельности Сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2016. -С. 125-127.

6. Шишкин И.А. Маркетинговый аспект реализации инновационных процессов на предприятии / В сб.: Тенденции и перспективы развития науки XXI века Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Отв. ред.: Сукиасян А.А. Уфа, 2016. -С. 150-152.

7. Шишкин И.А. Методика определения текущей приоритетности инновационных направлений и проблем наукоемкого предприятия / В сб.: Инструменты и механизмы современного инновационного развития Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф.: В 3 ч. Отв. ред.: Сукиасян А.А. Уфа, 2016. - С. 338340.

8. Шишкин И.А. Методический подход к выбору направлений и

принципов инновационной политики предприятия / В сб.: Инновационные процессы в научной среде Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Отв. ред.: Сукиасян А.А. Уфа, 2016. - С. 183-186.

9. Шишкин И.А. Мониторинг внешней инновационной среды как этап реализации инновационной политики наукоемкого предприятия // Символ науки. 2016. - № 3-1. - С. 219-221.

10. Шишкин И.А. Организационно-экономический механизм реализации инвестиционной политики предприятия: Дисс... канд. экон. наук / Воронеж, 2004.

11. Шишкин И.А. Основные подходы к анализу рисков инновационного развития высокотехнологичного производства // Инновационная наука. 2016. -№ 3-1. - С. 264-266.

12. Шишкин И.А. Основы маркетинговой составляющей в реализации инновационных процессов / В сб.: Роль и место информационных технологий в современной науке Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Отв. ред.: Сукиасян А.А. Уфа, 2016. - С. 196-198.

13. Шишкин И.А. Система развития организационной структуры управления предприятием в условиях кризисной экономики // Вестник Воронежского гос. техн. ун-та. 2012. - Т. 8. - № 9. - С. 108-114.

14. Шишкин И.А. Технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов: Учеб. пособие / И. А. Шишкин; Воронежский гос. техн. ун-т. Воронеж, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.