Научная статья на тему 'Практическая реализация холистического подхода к управлению наукоемкими высокотехнологичными холоническими предприятиями'

Практическая реализация холистического подхода к управлению наукоемкими высокотехнологичными холоническими предприятиями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сыщикова Е. Н., Шкарупета Е. В., Щетинина И. В., Рыбкина О. В., Хрусталева С. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практическая реализация холистического подхода к управлению наукоемкими высокотехнологичными холоническими предприятиями»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ХОЛИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ НАУКОЕМКИМИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫМИ ХОЛОНИЧЕСКИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

Е.Н. Сыщикова, доцент, к.э.н., Российский государственный университет правосудия, г. Москва,

Е.В. Шкарупета, доцент, к.э.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж, И.В. Щетинина, старший преподаватель, к.э.н.,

О.В. Рыбкина, доцент, к.э.н., С.П. Хрусталева, старший преподаватель, к.э.н., Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

Как показывает практика, все большее число современных наукоемких высокотехнологичных предприятий стремится к реформированию сферы управления и отказывается от принципов « идеальной бюрократии», предпочитая переходить от громоздких, формализованных и централизованных структур к небольшим и вполне самостоятельным частям, более интеллектуальным, гибким и подвижным, способным чутко и динамично реагировать на изменения на рынке.

В этой связи в последнее время в литературе появился целый спектр новых названий форм организации наукоемких высокотехнологичных предприятий, к числу которых можно отнести так называемые «« новые», «« предприятия XXI века», «« сетевые», «« интеллектуальные», «« виртуальные» и т.д.

Однако, по нашему мнению, все эти названия так или иначе отражают те или иные характерные свойства холонического наукоемкого высокотехнологичного предприятия, каждое из которых само по себе состоит из автономных наукоемких предприятий (холонов), способных гибко и динамично взаимодействовать на внутреннем рынке предприятия по принципу «« каждый с каждым» и «« равный с равным».

Таким образом, холон - это одновременно и самостоятельное наукоемкое высокотехнологичное предприятие, состоящее из таких же холонов, и составная часть некоторого другого наукоемкого высокотехнологичного предприятия или, одновременно, многих других .

Наиболее важные свойства холонических наукоемких высокотехнологичных предприятий представлены в таблице.

Действительно, каждое из приведенных выше названий отражает одну из важных сторон холонического наукоемкого высокотехнологичного предприятия. Например, если идет речь о новых», недавно созданных наукоемких высокотехнологичных предприятиях, - то обычно предполагается, что это предприятия с крайне простой иерархической структурой плоские или горизонтальные предприятия , не имеющие большого штата, работающие преимущественно с талантливыми или одаренными молодыми сотрудниками, специализирующиеся в области самых новых технологий, которые по сути являются инновационными, поскольку базируются на знаниях, выраженных в патентах и ноу-хау».

Если же речь идет об «интеллектуальных» наукоемких высокотехнологичных предприятиях, имеется в виду их непосредственная работа со знаниями, накапливаемыми на серверах в форме сложно структурированных описаний предметной области, или в форме обычных текстовых документов или баз данных клиентов и сотрудников, продукции и услуг и т.д.

№ пп. Традиционные предприятия Холоническпе предприятия

1. Централизация функций Децентрализация функций

2. Иерархическая структура, жесткие связи Сетевая структура, переменные связи

3. Закрытость к среде Открытость к среде

4. Знания фиксированы и их роль мала Знания пополняются и их роль велика

5. Плановая экономика Внутренний рынок

6. Функциональные обязанности Конкуренция и кооперация

7. Выдача команд «сверху вниз» Переговоры «равных»

В. Оптимальное планирование Поиск компромиссов

9. Полная определенность Неопределенность

10. Коммуникации регламентированы Коммуникации не регламентированы

11. Тотальный контроль Внутренняя мотивация

12. Фиксированная повременная оплата Переменная сдельная оплата

Сравнение свойств традиционных (бюрократических) и холонических наукоемких

высокотехнологичных предприятий

Наконец, при упоминании «« сетевых» наукоемких высокотехнологичных предприятий акцент делается на распределённый характер управления, а для виртуальных» наукоемких предприятий полагается, что вся их производственная деятельность преимущественно происходит через сеть Интернет (разработка и маркетинг, сбыт и т.д.).

Ограниченный характер рассмотренных новых названий вполне очевиден: ничто не мешает ««интеллектуальным» или ««виртуальным» наукоемким предприятиям иметь жестко иерархическую структуру и централизованное управление, а новым или сетевым», наукоемким высокотехнологичным предприятиям - иметь узкую функциональность сотрудников, жесткую повременную схему оплаты и весь другой набор типичных свойств бюрократической» организации.

Заметим, что холоническое наукоемкое высокотехнологичное предприятие может быть построено и как гетерархическая сеть, допускающая временные иерархии. В частности, «« холоны» могут представлять отдельные подразделения или проектные группы как временные коллективы сотрудников наукоемкого предприятия. При этом важно, чтобы наукоемкое высокотехнологичное предприятие содержало внутренний рынок, на котором отделы, временные коллективы или отдельные сотрудники могут конкурировать или

кооперироваться между собой на основе прямых договорных отношений.

Все это еще раз подтверждает вывод о том, что для рассмотренных наукоемких высокотехнологичных предприятий административно-командные системы управления с их априори заданными структурами, делающими принудительной совместную деятельность людей, должны быть заменены новыми самоорганизующимися системами, в которых, наоборот, структура приспосабливается к деятельности и обеспечивается естественная эволюция сложных систем.

Список использованной литературы

1. Кузовлев А.В., Куликова Т.Н., Гущин Р.А. О группировке территориального гарнизона пожарной охраны Воронежской области // Сб. ст. Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2015. - Т. 1. - № 1 (6). - С. 122-123.

2. Кузовлев А.В., Куликова Т.Н., Гущин Р.А. О деятельности добровольной пожарной охраны на территории воронежской области в 2014 году // Сб. ст. Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2015. - Т. 1. - № 1 6 . - С. 120122.

3. Кузовлев А.В., Куликова Т.Н., Гущин Р.А. О льготах и социальных гарантиях, предусмотренных законодательством воронежской области для добровольной пожарной охраны // Сб. ст. Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2015. -Т. 1. - № 1 (6). - С. 117-119.

4. Логунова И.В., Хацкевич В.Л., Шишкин В.А. Механизм формирования и развития организационной структуры управления предприятием. Воронеж, 2007.

5. Родионова В.Н. О научных направлениях организации производства // Организатор производства. 2008. - № 1. - С. 9-13.

6. Родионова В.Н. Стратегический менеджмент. Учеб. пособие / В.Н. Родионова, Н.В. Федоркова, А.Н. Чекменев. Москва, 2003. Сер. Шпаргалка

7. Родионова В.Н., Качина Ю.В., Щеголева Т.В., Владимирова И.С., Попова Е.С. Диагностика производственных систем. Воронеж, 2007.

8. Родионова В.Н., Коваленко Ю.С. Основные тенденции развития организации производства // Организатор производства. 2012. - Т. 54. - № 3. -С. 11-14.

9. Родионова В.Н., Туровец О.Г. О функциональном и процессном подходах к организации производства // Организатор производства. 2009. - Т. 43. -№ 4. - С. 11-14.

10. Соколов С.А., Шалимов Ю.Н., Лутовац М., Квашнина Г.А., Куликова Т.Н. Перспективы безопасного использования светодиодных источников в энергосберегающих технологиях // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2015. - Т. 1. - С. 102-111.

11. Туровец О.Г., Родионова В.Н. Организация производства как важный фактор модернизации инновационного развития предприятий // Организатор

производства. 2013. - № 1 (56). - С. 23-26.

12. Туровец О.Г., Родионова В.Н. Формирование организационных структур в наукоемких предприятиях // Организатор производства. 2011. - Т. 49. - № 2. -С. 24-26.

13. Шишкин И.А. Инвестиционная политика в социальной сфере // Экономинфо. 2008. - № 9. - С. 37-40.

14. Шишкин И.А. Концепция маркетингового аспекта реализации инновационного процесса на предприятии / В сб.: Инструменты современной научной деятельности Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. 2016. - С. 125-127.

15. Шишкин И.А. Маркетинговый аспект реализации инновационных процессов на предприятии / В сб.: Тенденции и перспективы развития науки XXI века Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Отв. ред.: Сукиасян А.А. 2016. - С. 150152.

16. Шишкин И.А. Методика определения текущей приоритетности инновационных направлений и проблем наукоемкого предприятия / В сб.: Инструменты и механизмы современного инновационного развития Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф.: В 3 ч.. Отв. ред.: Сукиасян А.А. 2016. - С. 338-340.

17. Шишкин И.А. Методический подход к выбору направлений и принципов инновационной политики предприятия / В сб.: Инновационные процессы в научной среде Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Отв. ред.: Сукиасян А.А. 2016. - С. 183-186.

18. Шишкин И.А. Мониторинг внешней инновационной среды как этап реализации инновационной политики наукоемкого предприятия // Символ науки. 2016. - № 3-1. - С. 219-221.

19. Шишкин И.А. Основные подходы к анализу рисков инновационного развития высокотехнологичного производства // Инновационная наука. 2016. -№ 3-1. - С. 264-266.

20. Шишкин И.А. Основные факторы, влияющие на разработку инвестиционной политики предприятия // Организатор производства. 2004. - Т. 20. - № 1. - С. 75-78.

21. Шишкин И.А. Основы маркетинговой составляющей в реализации инновационных процессов / В сб.: Роль и место информационных технологий в современной науке Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Отв. ред.: Сукиасян А.А. 2016. - С. 196-198.

22. Шишкин И.А. Управление реализацией инвестиционной политики // Экономинфо. 2006. - № 6. - С. 19-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.