Научная статья на тему 'Бизнес-ангельское инвестирование в Воронежской области'

Бизнес-ангельское инвестирование в Воронежской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бизнес-ангельское инвестирование в Воронежской области»

БИЗНЕС-АНГЕЛЬСКОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

М.Б. Шмырева, научный сотрудник, к.э.н., Е.В. Шкарупета, доцент, к.э.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж,

М.С. Луценко, доцент, к.э.н., Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж,

Е.Н. Сыщикова, доцент, к.э.н., Российский государственный университет правосудия, г. Москва,

С.Н. Ермишин, студент магистратуры, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,

г. Москва

В последнее время тема развития бизнес-ангельского инвестирования в России все чаще обсуждается среди инвесторов, экспертов, управленцев. Это явление чисто финансовый проект, нацеленный на начальных этапах развития бизнеса только на реинвестирование своих капиталов с тем, чтобы в будущем продать свою долю бизнеса, т.е. не только вернуть вложенные средства, но и значительно их увеличить.

В «Словаре эвфемизмов русского языка» указано, что понятию соответствует устаревшее слово «меценат».

Бизнес-ангел - это лицо, которое использует свои личные свободные финансовые средства, а также предпринимательский или профессиональный опыт для инвестирования в перспективные компании на ранней стадии развития. Бизнес-ангелы могут осуществлять инвестиции самостоятельно или в рамках группы (синдиката).

Бизнес-ангелы предоставляют финансирование на длительный (3-7 лет) срок, без залогов и гарантий, в обмен на пакет акций в новой компании. При этом частный инвестор делится с командой стартапа своим опытом в сфере управления бизнесом, участвует в принятии ключевых решений для развития стартапа.

Инвестиции бизнес-ангелов являются крайне рискованными, что выражается в высокой доходности удачных вложений и большой доле поражений. Статистика показывает, что до 50 % инвестиций бизнес-ангелов оказываются неудачными, т. е. не обеспечивают возвратности вложений. Однако в тех случаях, когда инвестиции осуществлялись в несколько компаний в рамках комбинированного портфеля, отдача инвестиций достигает уровня 20 % и даже выше.

Размер инвестиций бизнес-ангелов находится в пределах от 20 тыс. до нескольких миллионов долларов и обычно составляет 5-20 % имеющихся у них средств. Бизнес-ангелы совершают несколько инвестиций, тем самым распределяя свои вложения и снижая риск. Примерно треть инвестиций осуществляется путём вовлечения двух или более бизнес-ангелов. Таким образом, могут быть профинансированы более крупные проекты и снижен риск для инвесторов.

Две трети бизнес-ангелов рассматривают проекты, расположенные в своем регионе, т.е. в пределах 1-2 часов пути до компании. Если инвесторы имеют определённые инвестиционные интересы или инвестируют в высокотехнологичные сектора, то готовы рассматривать и более удалённые проекты.

В Воронежской области создано СБА - Воронежское сообщество бизнес-ангелов. Некоммерческая организация (http://sba-voronezh.ru).

В СБА инвесторы получают поток только качественных перспективных проектов. Все слабые, некомпетентные, проблемные и бесперспективные авторы отсеиваются на стадии отбора. СБА тщательно подходит к вопросу выбора проектов.

В качестве одной из главных задач СБА следует рассматривать совместное финансирование проектов группой заинтересованных инвесторов. Групповое инвестирование значительно снижает финансовые риски, а участие большего количества инвесторов выводит экспертную оценку проекта и его перспектив на качественно новый уровень. Каждый инвестор обладает собственным уникальным бизнес-опытом, а потому имеет свою точку зрения в каждом аспекте ведения бизнеса.

Сотрудничая с СБА, инвесторы получают возможность:

- быть участником регулярных инвестиционных сессий;

- искать необходимый проект в рамках желаемых параметров;

- получать регулярную новостную рассылку, описывающую новые перспективные проекты;

- делегировать проведение предварительного переговорного этапа.

Анкета инвестора включает следующие вопросы:

1. Планируемое количество инвестиций в год:

a) 1;

b) 2-3;

c) более.

2. Планируемый объем одной инвестиции:

a) до 3 млн. руб.;

b) от 3 млн. руб. до 6 млн. руб.;

c) свыше 6 млн. руб.

3. Наиболее приемлемые для Вас отрасли (открытый вопрос).

a) Интересующая Вас стадия проекта:

b) seed (посевная);

c) start up (стартовая).

Анкета проекта (фаундера) включает следующие вопросы:

1. Отрасль.

2. Адрес интернет сайта (если есть).

3. Описание проекта (кратко история проекта, достижения, неудачи, план проекта).

4. Какую проблему потребителей Вы решаете своим предложением? (ответьте на вопрос «Кто ваш потребитель?», опишите его проблему и ответьте на

вопрос как вы ее решаете).

5. Насколько готов ваш продукт/проект?

6. Конкуренты (интернет-ссылки на них).

7. Бизнес модель (кто и что поставляет вам, кому и что поставляете вы, кто за что и как платит).

8. Команда (владельцы, менеджеры, изобретатели, технологи, бухгалтер...).

9. Инвестиции.

a. Объем вложенных средств и источники.

b. На что они были потрачены. а Нужная вам сумма.

d. Основные статьи планируемых затрат.

e. Какие цели вы достигнете если получите эти инвестиции. £ Предполагаемая Доля инвестора в Компании, %. Примеры проектов СБА:

Text.ru - биржа копирайтинга и рерайтинга (рис. 1).

Проект TEXT.RU развивается в перспективной отрасли интернет-бизнеса -поставках текстового контента. Потенциал данного направления значителен и стремительно возрастает в связи с такими аспектами, как: востребованность продукта, актуальность аутсорсинга, мировой тренд.

Посещаемость TEXT.RU ежедневно исчисляется десятками тысяч уникальных пользователей.

Рис. 1. Text.ru - биржа копирайтинга и рерайтинга

Миссия: TEXT.RU - коммерческий проект, созданный в первую очередь для получения прибыли. Но мы уверены, что честная и профессиональная работа над сервисом, которая ежедневно ведется нашей командой, дает положительный эффект для каждого пользователя и интернет-сообщества в целом.

Офис компании находится в Воронеже.

2) Rublee.com - первая социальная сеть для бизнеса.

Rublee - это социальная сеть, преимущественно ориентированная на малый

и средний бизнес. Основная цель проекта - повышение деловой кооперации в сегменте В2В. Rublee сочетают в себе функциональность электронных торговых площадок, каталогов компаний и технологии социальных сетей. Одна из глобальных задач, которая стоит перед проектом - стать основной коммуникационной площадкой для сотрудников, занимающихся закупками и продажами. Rublee помогает найти новых клиентов, новых поставщиков, разместить заказ и выбрать наиболее привлекательное предложение.

Монетизация: проектом предусмотрено три денежных потока в приблизительной пропорции 50/25/25. Более подробно - при обсуждении.

Проект заинтересован в партнерстве по различным направлениям.

Офис компании находится в Воронеже.

3) Bygge.ru - Воронежская краудфандинговая площадка (рис. 2).

Краудфандинг - это коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги, чтобы поддержать усилия других людей или организаций (реципиентов). Сбор средств может служить для различных целей - помощь пострадавшим от стихийных бедствий, благотворительность, выпуск музыкальных альбомов групп, концерты, организация спортивных мероприятий. Финансирование стартап-компаний и малого предпринимательства, создание свободного программного обеспечения, получение прибыли от совместных инвестиций и многого другого.

Рис. 2. Bygge.ru - Воронежская краудфандинговая площадка

Это первая региональная площадка, призванная объединить инноваторов и творческих людей. Помочь им в реализации своих проектов. На уровне города неравнодушие жители могут вместе финансировать социальные проекты и решать городские проблемы, на которые порой у администрации не хватает финансирования.

Монетизация: комиссия с собранных средств.

Инвестиции: обсуждается с инвестором.

Офис компании находится в Воронеже.

Главной проблемой развития бизнес-ангельского инвестирования в России и в Воронежской области является наличие более привлекательных для вложений объектов: недвижимости, акций сырьевых компаний, потребительского и финансового сектора. Эти сегменты экономики быстрее становятся доходными, а процесс вложения в них значительно проще, чем инвестирование инновационных компаний.

Таким образом, задачей сегодняшнего дня является организация «перелива» капитала в венчурный и бизнес-ангельский сектор. Для решения поставленной задачи необходимо упростить процесс бизнес-ангельских инвестиций и, по сути, создать этот сектор в российской экономике. Имеющийся на сегодня российский опыт инвестиций показывает, что процесс вложения средств бизнес-ангелов в инновационные компании сопряжён с рядом сложностей.

Список использованной литературы

1. Логунова И.В., Хацкевич В.Л., Шишкин В.А. / Механизм формирования и развития организационной структуры управления предприятием. Воронеж, 2007.

2. Макаров Н.Н. / Методическое обеспечение технического обслуживания в станкоинструментальном комплексе // Вестник Воронежского гос. техн. ун-та. 2012. - Т. 8. - № 1. - С. 140-143.

3. Рыбкина О.В. / Организационные резервы повышения эффективности

производства наукоемкой продукции / Автореф. дисс..... канд. эконом. наук /

Воронежский гос. техн. ун-т. Воронеж, 2012.

4. Хацкевич Л.Д. / Инвестиции в промышленность, инновации и бизнес-процессное предпринимательство, региональные банки, модели и информационное предпринимательство: монограф. / Л.Д. Хацкевич, И.А. Шишкин, О.Б. Макеева и др. Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 2010. - 206 с.

5. Хацкевич Л.Д. / Формирование системы управления бизнес-процессами машиностроительного предприятия / Л.Д. Хацкевич, И.А. Шишкин // Вестник Воронежского гос. техн. ун-та. 2012. - Т. 8. - № 4. - С. 88-94.

6. Шишкин И.А. / Концепция маркетингового аспекта реализации инновационного процесса на предприятии / В сб.: Инструменты современной научной деятельности / Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2016. - С. 125127.

7. Шишкин И.А. / Маркетинговый аспект реализации инновационных процессов на предприятии / В сб.: Тенденции и перспективы развития науки XXI века / Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Отв. ред.: Сукиасян А.А. Уфа, 2016. -С. 150-152.

8. Шишкин И.А. / Методика определения текущей приоритетности инновационных направлений и проблем наукоемкого предприятия / В сб.: Инструменты и механизмы современного инновационного развития / Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф.: В 3 ч. Отв. ред.: Сукиасян А.А. Уфа, 2016. - С. 338-

9. Шишкин И.А. Методический подход к выбору направлений и принципов инновационной политики предприятия / В сб.: Инновационные процессы в научной среде / Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Отв. ред.: Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа, 2016. - С. 183-186.

10. Шишкин И.А. Мониторинг внешней инновационной среды как этап реализации инновационной политики наукоемкого предприятия // Символ науки. 2016. - № 3-1. - С. 219-221.

11. Шишкин И.А. Организационно-экономический механизм реализации

инвестиционной политики предприятия / Дисс.....канд. эконом. наук / Воронеж,

2004.

12. Шишкин И.А. Основные подходы к анализу рисков инновационного развития высокотехнологичного производства // Инновационная наука. 2016. -№ 3-1. - С. 264-266.

13. Шишкин И.А. Основы маркетинговой составляющей в реализации инновационных процессов / В сб.: Роль и место информационных технологий в современной науке / Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Отв. ред.: Сукиасян А.А. Уфа, 2016. - С. 196-198.

14. Шишкин И.А. Система развития организационной структуры управления предприятием в условиях кризисной экономики // Вестник Воронежского гос. техн. ун-та. 2012. - Т. 8. - № 9. - С. 108-114.

15. Шишкин И.А. Технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов: учеб. пособие / И. А. Шишкин; Воронежский гос. техн. ун-т. Воронеж, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.