Научная статья на тему 'Система стандартных образцов в Узбекистане'

Система стандартных образцов в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
366
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдувалиев А.А., Авакян П.Г., Садыков А.Б.

В статье представлена краткая история создания и становления службы стандартных образцов в Узбекистане, приведена ее организационная структура, функции и задачи. Изложены основные положения организационно-правовых национальных документов, регламентирующих правила функционирования системы стандартных образцов в стране, показана их связь с реалиями развития экономики и формирования новых рыночных взаимоотношений в Узбекистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абдувалиев А.А., Авакян П.Г., Садыков А.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система стандартных образцов в Узбекистане»

Система стандартных образцов в Узбекистане

А. А. Абдувалиев, П. Г. Авакян, А. Б. Садыков

В статье представлена краткая история создания и становления службы стандартных образцов в Узбекистане, приведена ее организационная структура, функции и задачи.

Изложены основные положения организационно-правовых национальных документов, регламентирующих правила функционирования системы стандартных образцов в стране, показана их связь с реалиями развития экономики и формирования новых рыночных взаимоотношений в Узбекистане.

Функционирование любой системы, в том числе стандартных образцов, являющейся составной частью обеспечения единства измерений, основывается на законодательной, организационной, правовой, нормативной, научной и технической основах.

В настоящее время организационную основу системы стандартных образцов Республики Узбекистан составляют Агентство «Уз-стандарт», Главный центр стандартных образцов, юридические лица, аккредитованные на право выполнения тех или иных видов работ в области стандартных образцов, а также их потребители.

Одним из элементов организационной структуры системы стандартных образцов является ее Главный центр.

Приказом Узгосстандарта от 17 декабря 1992 г. функции Главного центра стандартных образцов Республики Узбекистан возложены на Узбекский институт исследований и подготовки кадров (УзИИПК), ныне Научно-исследовательский институт стандартизации, метрологии и сертификации (НИИСМС).

Основной целью Главного центра стандартных образцов является обеспечение единства и требуемой точности измерений на основе проведения научных исследований, научно-методических и организационных работ в области разработки, аттестации, экспертизы и применения стандартных образцов.

Достижение поставленной цели обеспечивают:

1. Научно-методическое руководство системой стандартных образцов путем координации деятельности как органов государственной метрологической службы, подведомственных Агентству «Узстандарт», так и метрологических служб органов государственного управления, предприятий и организаций, иных юридических лиц, связанных с созданием и применением стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов.

2. Определение основных направлений стандартизации в области государственной службы стандартных образцов, путем разработки ключевых принципов развития системы стандартных образцов Республики Узбекистан.

3. Проведение научных исследований в области изготовления, аттестации и применения стандартных образцов.

4. Разработка проектов нормативных документов как в области функционирования службы стандартных образцов, так и в области разработки, аттестации, реализации и применения стандартных образцов.

5. Осуществление научно-методического руководства и координации работ научно-исследовательских институтов, исследовательских лабораторий высших учебных заведений, территориальных органов Узстандарта в области разработки стандартных образцов.

6. Осуществление экспертизы технических заданий на разработку новых типов стандартных образцов.

7. Осуществление экспертизы материалов аттестации стандартных образцов и представление документов в Агентство «Узстан-дарт» для утверждения типов стандартных образцов и ведения раздела «Стандартные образцы» Государственного реестра средств измерений Узбекистана.

8. Организация работ по метрологической оценке и аттестации методик выполнения измерений состава и свойств веществ и материалов с целью обоснования номенклатуры и требуемых метрологических характеристик стандартных образцов.

9. Осуществление подготовки информационных изданий об утвержденных типах стандартных образцов.

10. Осуществление сводного учета стандартных образцов,

в том числе и стандартных образцов производителей (предприятий).

11. Ведение работ по международному сотрудничеству по проблемам стандартных образцов.

До начала 2005 г. в организационную структуру системы стандартных образцов входили

также и базовые организации стандартных образцов. Однако десять лет практического функционирования базовых организаций показало, что это совершенно бесполезный элемент системы, не вносящий никаких организационно-методических воздействий на разработку стандартных образцов, применяемых вне законодательно регулируемой сферы, поэтому с 2005 г. такой элемент организационной структура прекратил свое существование

Создание системы стандартных образцов Республики Узбекистан как независимого государства начиналось в 1992—1994 годах, базируясь на основах и принципах построения аналогичной системы бывшего СССР. Создание этой системы началось с разработки нормативно-право-

вой базы, разработчиком которой являлся Главный центр стандартных образцов.

Во второй половине девяностых годов прошлого века стало вырисовываться несоответствие положений нормативных документов, регламентирующих функционирование системы стандартных образцов реалиям развития экономики, формированию новых рыночных взаимоотношений в Узбекистане. Результаты анализа этих несоответствий, а также изучения практики функционирования аналогичных систем в экономически развитых странах определили необходимость изменения подходов к построению всей системы стандартных образцов Узбекистана. Были пересмотрены основные принципы функционирования и построения всей системы стандартных образцов, и на их основе разработан основополагающий документ системы стандартных образцов Узбекистана О^ DSt 8.004:1999, включивший не только основные положения межгосударственного стандарта ГОСТ 8.315—97, но и некоторые тенденции развития системы стандартных образцов в странах Западной Европы. При этом, принимая во внимание то, что по определению стандартный образец это в первую очередь средство измерений, общие требования к стандартным образцам были максимально сближены с аналогичными требованиями к средствам измерений.

Изменения основных подходов к функционированию системы стандартных образцов потребовали

внесения изменений и в другие элементы нормативной базы. Были кардинально пересмотрены функции базовых организаций стандартных образцов, их роль и место в общей системе стандартных образцов, правила их аккредитации. Из организаций, главной целью которых было изготовление стандартных образцов предприятий, базовые организации стандартных образцов превращались в научно-методические центры стандартных образцов предприятий.

Продолжающееся в 1999— 2004 годах развитие рыночных отношений, интеграция Узбекистана в мировое сообщество товаропроизводителей, расширение полномочий юридических и физических лиц как субъектов рынка, сокращение контрольных функций государства в пользу обществ и организаций защиты прав потребителей начали требовать введения новых принципов формирования и функционирования системы стандартных образцов.

Система стандартных образцов должна была начать учитывать не только требования системы обеспечения единства измерений, как таковой, но и систем сертификации (подтверждения соответствия) и аккредитации. Кроме того, действовавшая система была слишком заорганизованной, не отличалась гибкостью и потому потребовала поэтапной реорганизации.

В первую очередь эта реорганизация должна была коснуться более четкого разграничения стандартных образцов на стандартные образцы, допускаемые к применению в сфере распространения государственного метрологического контроля и надзора

и стандартные образцы в эту сферу не допускаемые. Особенно важным это было для стандартных образцов зарубежного производства.

Исходя из предпосылок более четкого разделения функций органов государственного управления в области метрологии и субъектов (юридических и физических лиц), допущенных к осуществлению такой деятельности, следовало расширить область прав организаций, аккредитованных на право изготовления (аттестации) стандартных образцов вплоть до права выдачи от имени Агентства «Узстан-дарт» сертификатов утвержденного типа стандартного образца, т.е. любое юридическое лицо, соответствующим образом аккредитованное, должно было получить право утверждать тип стандартного образца при условии регистрации этого действия в Государственном реестре стандартных образцов, осуществляемой Агентством «Узстандарт».

Сокращая роль государства в деятельности субъектов рыночных взаимоотношений вне сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора, следовало расширить права юридических лиц в области стандартных образцов, т. е. разрешить любому юридическому (физическому) лицу, при наличии соответствующей аккредитации, заниматься изготовлением, аттестацией, реализацией стандартных образцов.

Подобный подход должен был позволить упростить всю систему стандартных образцов, четко разделив ее на две самостоятельные сферы (госнадзор и вне его),

упорядочить систему разработки, изготовления, реализации и применения стандартных образцов, установив следующее разделение, — стандартные образцы, метрологические характеристики которых установлены (декларируются) от имени государства юридическим лицом, аккредитованным на право такой деятельности (государственные стандартные образцы, в принятом в странах СНГ обозначении), и стандартные образцы, метрологические характеристики которых установлены и декларируются разработчиком (производителем стандартного образца) — стандартные образцы производителя (СОП) вместо стандартного образца предприятия. Метрологические характеристики таких стандартных образцов должны устанавливаться (декларироваться) их изготовителем без вмешательства органов государственного управления.

Реализация вышеуказанного подхода к системе стандартных образцов потребовала не только пересмотра или частичной адаптации соответствующих нормативных документов, но и постепенного введения в новые условия всех субъектов деятельности, занятых обеспечением единства измерений на базе стандартных образцов.

Первым результатом реорганизации системы стандартных образцов стало изменение ее нормативной базы — новая редакция стандарта Узбекистана О^ DSt 8.004:2004, включившая в себя большинство назревших и указанных выше изменений.

Стандартом помимо общих норм, аналогичных регламентированным стандартом ГОСТ 8.315—97, установлено:

— в законодательно регулируемой сфере в Узбекистане допускаются только стандартные образцы, имеющие соответствующий сертификат, выданный Агентством «Узстандарт» или с его разрешения соответствующим юридическим лицом; или межгосударственные СО, имеющие обозначение «МСО» или «ГСО», для стандартных образцов бывшего СССР, выпущенных до 1992 г. и не утративших срока годности;

— стандартные образцы зарубежного производства, ввозимые в Узбекистан единичными экземплярами, утверждению типа не подлежат и допускаются к применению в законодательно регулируемой сфере на основании сертификатов, выдаваемых по результатам экспертизы документации стандартного образца органами государственной метрологической службы или юридическими лицами, аккредитованными на право такой деятельности Агентством «Уз-стандарт»;

— правила признания и применения стандартных образцов зарубежного производства, предназначенных для использования вне законодательно регулируемой сферы, государственному регулированию не подлежат;

— стандартные образцы производителя (предприятия) допускается применять во всех отраслях народного хозяйства вне сферы государственного метрологического контроля, а не только на предприятии-изготовителе;

— в качестве метрологических характеристик стандартных образцов допускается применять неопределенно сть;

— описание типа стандартного образца оформляется анало-

гично соответствующим требованиям КООМЕТ для средств измерений;

— срок годности стандартного образца верхним пределом может не ограничиваться, но в этом случае каждые десять лет необходимо оценивать их стабильность. Для таких стандартных образцов в инструкции по их применению должна быть приведена соответствующая методика, позволяющая пользователю стандартного образца оценить его стабильность и принять решение о возможности его дальнейшего применения.

Параллельно с установлением общих положений системы стандартных образцов были установлены требования к субъектам организационной структуры этой системы и порядку их допуска к деятельности в области разработки, аттестации и реализации стандартных образцов, которые нашли свое отражение в соответствующих стандартах Системы аккредитации Республики Узбекистан.

Реализация положений, действующего с сентября 2004 г. новой редакции стандарта О'7 DSt 8.004:2004, позволила упростить и удешевить процедуру признания зарубежных стандартных образцов, а также упорядочить взаимоотношения разработчиков стандартных образцов, органов государственной метрологической службы и потребителей стандартных образцов.

Для обеспечения Республики Узбекистан стандартными образцами как элементами обеспечения единства измерений, особенно в области измерений количества вещества, кроме нормативно-правовой базы,

необходима конкретная работа по разработке, аттестации, внедрению, признанию зарубежных стандартных образцов, а также по внедрению и реализации стандартных образцов.

Такой работой, помимо НИИСМС, занимаются ОАО НПЦ «РАXТАSANOATILM» в области стандартных образцов хлопка, Центральная лаборатория ОАО «^НАЯКГС О'гВЕККТОШ в области руд и минерального сырья, Бекабадский региональный центр испытаний и сертификации в области черных металлов, Институт химии растительных веществ АН РУз в области стандартных образцов пестицидов и вредных химических веществ, СП «Дека» в области газовых смесей. За время с начала существования системы стандартных образцов (1993 г.) Республики Узбекистан в Государственный реестр средств измерений, раздел «Стандартные образцы» внесено 457 стандартных образцов. Признано в качестве межгосударственных более 700 типов стандартных образцов.

Для обеспечения нужд предприятий при измерениях параметров, не входящих в сферу распространения государственного метрологического контроля и надзора, в Узбекистане зарегистрировано 238 стандартных образцов предприятий (производителей) из которых 29 — зарубежного производства.

Реформа системы стандартных образцов позволила снизить технические барьеры во взаимоотношениях с торговыми партнерами Узбекистана и активизировать производство отечественных стандартных образцов.

Авторы:

Г* |Ц

Абдувалиев А. А.

Кандидат технических наук, заместитель генерального директора Узбекского агентства стандартизации, метрологии и сертификации.

Телефон:

144-96-04

Садыков А. Б.

Кандидат технических наук, заведующий научно-исследовательским отделом метрологии Научно-исследовательского института стандартизации, метрологии и сертификации.

Телефон:

(700 059)53-80-83

Авакян П. Г.

Заведующий сектором стандартных образцов Научно-исследовательского института стандартизации, метрологии и сертификации.

Телефон:

(700 059)53-80-83 е-таИ:

avakyan@albatros.uz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.