Научная статья на тему 'Система современных императивов безопасности национальной экономики'

Система современных императивов безопасности национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИМПЕРАТИВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / НА-ЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ECONOMIC SECURITY / THE IMPERATIVES OF NATIONAL SECURITY / THE NATIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Першиков Х. В.

В статье рассматривается система императивов, обеспечивающих безопасность экономической системы страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of modern security imperatives of the national economy security

A system of imperatives to provide securitying the economic system.

Текст научной работы на тему «Система современных императивов безопасности национальной экономики»

TERRA ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2

СИСТЕМА СОВРЕМЕННЫХ ИМПЕРАТИВОВ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

ПЕРШИКОВ Х.В.,

аспирант,

Северо-Осетинский государственный университет,

e-mail: [email protected]

В статье рассматривается система императивов, обеспечивающих безопасность экономической системы страны.

Ключевые слова: экономическая безопасность; императивы национальной безопасности; национальная экономика.

A system of imperatives to provide securitying the economic system.

Keywords: economic security; the imperatives of national security; the national economy.

Коды классификатора JEL: F52, H56.

Система современных императивов экономической безопасности характеризуется не только множественностью императивов, но их определенной субординацией и многосферностью действия. Большинство из них носит научно-технический характер.

Императив первый - стратегическая программа коммуникаций. Их расширение в настоящее время есть предпосылка и условие системного укрепления национальной безопасности. Экстремистские организации во всем мире стремятся освоить пространство стратегических коммуникаций. Этому необходимо противопоставить работу по формированию и реализации отечественных программ социальных и экономических коммуникаций. Проблема здесь состоит в асимметричности военных и экономических угроз безопасности страны, и часто экономические угрозы реальнее, чем военные. Это требует комплексного взаимодействия всех элементов не только национальной, но и международной безопасности, ибо только от их взаимодействия зависит эффективность каждой из них.

В частности, важно реализовать социальный и экономический потенциал специфических коммуникационных сетей — например, входить в изолированные ячейки и общины через конфессиональные организации или женские движения, в соответствии с требованиями традиций в данной этической или профессиональной общности.

Другой аспект коммуникаций - необходимо все больше ориентироваться на помощь молодым государствам в создании правительства, которое сможет обеспечить эффективную политическую, экономическую, социальную безопасность на основе международно признанных норм. Кроме того, когда они участвуют в военных конфликтах, операции по стабилизации должны планироваться и осуществляться одновременно с любой из текущих боевых операций.

Императив второй - рациональная экономическая стратегия. Именно такая стратегия способна обеспечить максимально высокий уровень национальной безопасности. Ожидание экономического кризиса требует превентивного планирования долгосрочных экономических целей:

♦ как наивысший приоритет государственных расходов в сфере национальной безопасности — оборона, здравоохранение, образование, интеллект:

♦ создание национальной экономической стратегии должно гарантировать долгосрочную экономическую стабильность и ускоренный экономический рост как главные антикризисные меры;

♦ необходимость разработки стратегического бюджета для создания соответствующих экономических и финансовых программ в области национальной безопасности; в частности, в США все больше экономистов, работающих в сфере национальной безопасности, склоняются к необходимости разработки десятилетнего бюджета для материального обеспечения стратегической безопасности; при этом утверждается, что всеобъемлющая национальная экономическая стратегия эффективнее учитывает экономические последствия асимметричных, поскольку она охватывает период, адекватный масштабам этих долгосрочных проблем;

♦ разработка всеобъемлющей стратегии энергетической независимости; в отличие от западноевропейских экономик и американской экономики, в которых, действительно, возможно увеличение энергетической зависимости от иностранных источников энергии, что в перспективе угрожает экономическим и национальным интересам безопасности, российская стратегия энергетической безопасности должна быть нацелена на увеличение имеющихся чистых

© Х.В. Першиков, 2011

СИСТЕМА СОВРЕМЕННЫХ ИМПЕРАТИВОВ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ.

31

источников энергии путем проведения соответствующих исследований и разработок. Конечной целью является создание продукции глубокой переработки на отечественных производствах. Такая стратегия, может быть, является самым важным элементом в устранении стратегических, экологических и экономических проблем будущего.

Императив третий - новой экономической стратегии безопасности требуются адекватные компромиссы и изменения приоритетов. В реальных условиях модернизации российской экономики это означает, что правительственная политика должна тщательно оценивать вопросы свободной и открытой рыночной конкуренции, защиты и поощрения отечественных коммерческих интересов и укрепления глобальной рыночной экономики. В мире, который характеризуется множеством противоречивых ключевых тенденций и будущих задач, страна должна сохранить суверенитет, политическую свободу и экономическую независимость, со всеми своими традиционными ценностями, учреждениями и территорией.

Основной экономический императив национальной безопасности - обеспечение глобальной стабильности. Между тем главными угрозами для глобальной стабильности остаются - локальные войны, международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения и дестабилизирующее воздействие демографических, экономических и социальных тенденций. Эти угрозы создают проблемы, которые требуют эффективной реакции со стороны всех служб системы национальной безопасности.

В экономическом аспекте глобальная устойчивость обеспечивается:

• устойчивыми кооперативными отношениями со странами-союзниками,

• соглашениями о свободном рыночном пространстве,

• свободным распространением информации, технологий и ноу-хау.

Необходимо осознать, что центральное место в этом сотрудничестве занимает расширение договоренностей о развитии рыночной организации экономики во всех регионах мира.

Признание названных императивов требует теоретического обоснования в виде следующих тезисов.

Каждая страна считает своим приоритетом защиту собственной экономической безопасности.

Однако в каждой группе стран трактовка этой защиты отличается. Для развивающихся стран экономическая безопасность трактуется как способность обеспечивать устойчивый рост уровня жизни для всего населения страны через интенсивное развитие национальной экономики, что будет одновременно выступать в качестве инструмента поддержания экономической независимости. Другими словами, экономическая безопасность имеет два «обеспечения» — традиционный (независимый экономический суверенитет на базе научно-технического приоритета) и рыночный (превосходящая конкурентоспособность национальной экономики).

Ориентация на участие национальной экономики в международной конкуренции как условие национальной безопасности есть курс на реальное развитие страны, в то время как усиление степени экономической автономии предполагает неоправданное сопротивление процессам глобализации. Экономическая конкурентоспособность приобретает жизненно важное значение не только для стимулирования роста национальной экономики, но и для проникновения на международный рынок. В эпоху глобальной поляризации ни одна страна не может закрыться от внешних проблем. Кроме того, внешняя и внутренняя конкуренции взаимно дополняют друг друга, так как конкуренция на основе сопоставимых преимуществ на мировом рынке является основой внутреннего устойчивого экономического роста, тем более в условиях глобализации экономики.

Следует сказать со всей прямотой - без расширения и без участия в конкуренции не может быть и экономической безопасности государства. В то же время принцип экономического суверенитета должен рассматриваться как мера решающего контроля страны над своим собственным экономическим развитием и способности противостоять внешним вмешательствам.

Экономический суверенитет включает в себя то, что можно назвать неотъемлемым объектом собственности данного народа и не может использоваться совместно с другими народами, а также те контрольно-регулирующие функции, которыми они также не могут поделиться с другими. В экономическом смысле, суверенитет - та часть производства, которая не подлежит передаче другим народам. В современной трактовке экономический суверенитет государства находит свое отражение в контроле над своим внутренним рынком, а точнее - контроль правительства над ключевыми отраслями промышленности и структурообразующими предприятиями. В понятие экономического суверенитета входит также власть народа над национальной экономической системой и неотъемлемое право собственности на природные ресурсы.

Проблемой развивающихся стран с предложенных позиций является то, что, хотя большинство развивающихся стран сумело реализовать значительные национальные экономические интересы, открыв свою экономику для международного рынка, тем не менее, их экономический суверенитет оказался фактически под угрозой. Поэтому поддержание неустойчивого равновесия между этими, часто противоречивыми тенденциями, требует постоянного контроля со стороны всех институтов, обеспечивающих экономическую национальную независимость.

Особенно сложно сохранять национальную независимость в условиях нынешнего глобального экономического кризиса, поскольку системе обеспечения национальной безопасности приходится действовать в условиях возрастающей экономической неопределенности, которая - при всей неотвратимости определенных негативных последствий - распределена крайне неравномерно между различными странами. Различия касаются уровня экономического развития данной страны, степени конкурентоспособности национальной экономики, эффективности национальной системы производства.

Нет сомнений в том, что результатом текущего экономического кризиса явится возникновение новой финансовой надстройки, возрастание роли хедж-фондов, многократный рост фондов прямых инвестиций, переход контроль-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2

32

х.в. першиков

ных функций к страховым компаниям. Одновременно многие производственные компании сокращаются в размерах, просто закрываются или соглашаются на выживание - на более низкие доходы и меньшее число работников.

Финансовый кризис не отменяет циклического характера экономического кризиса, так что выходом из кризиса может быть только циклический экономический рост. Но это не относится к финансовой надстройке, которая будет восстанавливаться последней из элементов рыночной системы, поскольку должны исчезнуть из её «пузырьковых» элементов, а также те квазидоходы, которые она породила.

Особенно важны для сохранения национальной безопасности инвестиционные последствия деятельности независимых финансовых фондов. Значимость уверенных финансовых фондов обусловлена принятием инвестиционных стратегий, которые подняли общественную важность многих, уже давно созданных фондов.

До недавнего времени большая часть активов этих фондов была проведена в качестве резервов центральных банков, которые были вложены консервативно. При этом масштабы глобального роста резервов являются действительно ошеломляющими, однако отсутствие прозрачности многих суверенных фондов делает точный учет их роста намного сложнее. Исходя из этого, можно предположить, что, если рост правительственных активов останется в пределах их нынешних темпов, то определяющая часть этих активов будет находиться в ведении государственных инвестиционных фондов. А это, в свою очередь, означает, что основные финансовые ресурсы будут сосредоточены в бюджете.

Конечно, границы между пенсионным фондом и суверенным фондом часто размыты (государственный фонд Норвегии предназначен для обеспечения доходов государства; когда однажды нефть в Норвегии будет исчерпана, то прошлые доходы помогут стране выполнить свои пенсионные обязательства).

Однако существуют и различия между суверенными и пенсионными фондами - все суверенные фонды управляют деньгами для правительственных целей, тогда как пенсионные фонды более автономны в управлении. Различия между суверенными фондами гораздо большие, чем их сходство.

Система современных императивов безопасности национальной экономики в условиях флуктуационных изменений, объективно присущих развитию экономики, формально закреплена в официальных документах. Так, в частности, в Российской Федерации действует Программа антикризисных мер [1] Правительства РФ, основными направлениями которой являются:

1. Поддержка социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения, а также снижение напряженности на рынке труда.

2. Поддержка оживления экономики путем расширения кредитования предприятий, реструктуризации задолженности реального сектора, поддержки внутреннего спроса, развития малого и среднего бизнеса, а также реструктуризации экономики моногородов.

3. Модернизационные меры, включающие диверсификацию экономики, поддержку внутреннего спроса, создание новых современных производств, стимулирование инновационной активности в экономике и развитие ключевых высокотехнологичных и инфраструктурных отраслей экономики.

4. Модернизация финансовой системы, формирование «длинных денег» в экономике.

5. Развитие человеческого капитала, государственного сектора и бюджетной сферы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Программа антикризисных мер одобрена на заседании Правительства Российской Федерации (протокол от 30 декабря 2009 г. № 42) // Министерство экономического развития РФ // http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ strategicplanning/crisis/doc1248429993174.

2. Four Pillars of a Unified Asymmetric Threat Strategy // http://asymmetricthreat.net/nat_sec_strat/nat_sec_4_pillars.shtml/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.