Научная статья на тему 'Специфика и санационные функции современного экономического кризиса'

Специфика и санационные функции современного экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
304
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / САНАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / ПОСЛЕДСТВИЯ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА / ECONOMIC CRISIS / REMEDIAL MECHANISM / THE EFFECTS OF THE GLOBAL ECONOMIC CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Першиков Х. В.

В статье рассматриваются особенности современного мирового экономического кризиса и его санационное содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity and Improved sanitation functions of a contemporary crisis

This article considers the peculiarities of the current world economic crisis and its remedial content.

Текст научной работы на тему «Специфика и санационные функции современного экономического кризиса»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 3

СПЕЦИФИКА И САНАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

ПЕРШИКОВ Х.В.,

аспирант,

Северо-Осетинский государственный университет,

e-mail: indep@nosu.ru

В статье рассматриваются особенности современного мирового экономического кризиса и его са-национное содержание.

Ключевые слова: экономический кризис; санационный механизм; последствия мирового экономического кризиса.

This article considers the peculiarities of the current world economic crisis and its remedial content.

Keywords: economic crisis; remedial mechanism; the effects of the global economic crisis.

Коды классификатора JEL: F01, F55.

Реальная оценка текущего экономического кризиса включает прогнозирование геополитических последствий, которые могут возникнуть в результате глобального экономического кризиса. Нельзя упускать из вида и то обстоятельство, что основные экономические потрясения во всем мире увеличивают опасность вооруженного конфликта между национальными государствами. Не должны быть забыты уроки «Великой депрессии» 1930-х гг., которая, при заданном тогда историческом контексте, привела к самой разрушительной войне во всей человеческой истории. Кризис в первом десятилетии XXI в. может иметь, в связи с наличием и распространением ядерного оружия, еще более тяжелые последствия. Специфический механизм санации современного экономического кризиса проявляется в том, что, как подчеркивает И. Калашников, «это циклически возникающее объективное состояние экономики, для него характерны не только минусы, но и плюсы» [2].

Глобальный экономический кризис уже представляет, по мнению ведущих экономических аналитиков, возможно, самую большую угрозу для США с периода американской революции. Это объясняется тем, что кризис такого характера и масштаба превращается уже в стратегический кризис, с опасностями, которые выходят за рамки циклического экономического и финансового кризиса [6]. Однако согласно подготовленному Всемирным банком «Докладу об экономике России» (№25), представленному в июне 2011 г., мировая экономика вступила в «посткризисную фазу» умеренного экономического роста - преимущественно за счет развивающихся стран [1].

О. Маслов выделяет пять основных неразрешимых противоречий современности, которые предопределяют природу текущего мирового кризиса:

❖ противоречие между глобальной финансовой системой и суверенными государственными экономиками;

❖ противоречия между национальными интересами США и экономическими проблемами всего мира;

❖ противоречие между стремлением элиты США сохранить действующую архитектуру мировой валютнофинансовой системы с долларом в качестве резервной валюты и естественным стремлением Китая и ряда стран, включая Россию, перейти к новой мировой валютно-финансовой архитектуре;

❖ противоречие, связанное с контролем энергоресурсов суверенными государствами и потребностями глобального энергетического рынка;

❖ противоречие между государственным и глобальным статусом доллара [3].

Согласно классической экономической теории, циклические кризисы не только сами являются временными, но и разнесены во времени, которое превращает экономические процессы в разновременное чередование «кризисного» и «внекризисного» периодов. При этом конкретно-исторические особенности каждого данного кризиса придают фазам его цикла уникальные кризисные и посткризисные ситуации. Возможен, например, кризис перепроизводства промышленных товаров и недопроизводства сырья и энергии, цены на продукты из которых кризис не очень корректирует. Перспективы роста доходов привели к опережающему росту инвестиций, в результате чего недопроизводство трансформировалось в перепроизводство.

Возможен и другой вид кризиса - как общего перепроизводства всех видов товаров. Однако в этом случае перепроизводство в одних странах уравновешивается недопроизводством в других странах. Но глобализация мирохозяйственных связей постоянно сужает пространство для подобного компенсирующего маневрирования. И даже

© Х.В. Першиков, 2011

специфика и санационные функции современного экономического.

31

глобализация не исключает возможности глубокого системного кризиса капитализма, как это произошло в 30-е гг. прошлого века. Сегодня это приводит к деформации глобализации и глобальной экономической структуры, основанных на формировании региональных блоков.

В условиях глобализации мировой экономики неравномерность экономического развития национальной экономики не только не уменьшается, но даже углубляется. Это означает неизбежность разной степени поражения национальных экономик негативными последствиями экономического кризиса.

Специфический характер экономических кризисов в условиях глобализации мирохозяйственных связей позволяет выделить общие направления в антикризисной экономической политике:

1. Необходимо не только сокращение государственных финансов, хотя это и болезненная операция, но и перенаправление их в сферы образования, инноваций и здравоохранения.

2. Необходимо ужесточение финансового регулирования и надзора за банковской системой.

3. Необходимо сохранение и умножение рабочих мест, поддержка потребительского спроса населения и инвестиционного спроса компаний.

К этим стратегическим антикризисным действиям необходимо присоединить следующую стратегию:

♦ устранение всех имеющихся препятствий на внутреннем рынке, повышение мобильности населения, диверсификацию услуг и инвестиций;

♦ продолжение прерванных рыночных реформ (например, повысить гибкость рынков труда, эффективность системы социального обеспечения, производительность труда в сфере сервиса);

♦ инвестирование в ключевые технологические секторы национальной экономики, которые создают рост рабочих мест и усиливают конкурентные преимущества.

Современный финансовый кризис не только будет иметь серьезные экономические последствия практически для всех стран мира, еще опаснее то, что он порождает новые угрозы безопасности национальной экономики.

Взрывной характер текущего кризиса является результатом редкого сочетания финансовой глобализации и непреодоленных дисбалансов в мировой экономике. Экономического кризиса такого масштаба мир не видел со времен Великой депрессии, зато за это время он во многом утратил теоретический и практический опыт борьбы с гиперкризисом [6].

Перераспределение ресурсов в результате экономического кризиса не только привело к серьезным экономическим проблемам, оно также создает дополнительные угрозы и вызовы безопасности национальной экономики. Экономический кризис, нарушая и восстанавливая баланс рыночных сил, имеет потенциал, чтобы усилить существующие конфликты и создать новые - как внутриэкономические, так и на международном уровне.

Усилению масштабов современного экономического кризиса способствовали три негативных фактора: движение мировой экономики в сторону протекционизма, чрезмерная значимость монетарных факторов и недостаточная международная координация в противодействии экономическому кризису.

В ситуации очень нестабильной экономики, перед правительством всегда сильно искушение прибегнуть к популистским мерам. Если внимание уделяется, в первую очередь, национальным интересам, то протекционистской тенденции трудно противиться. Особенно сложно относительно небольшим странам с открытой и высокоглобализиро-ванной экономикой, которые бы сильнее других пострадали от увеличения протекционизма в мировой экономике.

Экономический кризис более всего поразил маргинальных субъектов, которые в глобальной экономической системе, как правило, имеют ограниченные ресурсы для противостояния экономическим потрясениям. Поэтому они особенно страдают от нынешнего кризиса.

Современный экономический кризис может усугубиться, если не будет разработан и реализован новый, международно-скоординированный, подход к управлению глобальной финансовой системой. Дело в том, что, когда финансовые потоки стали глобализированными, то международные институты не смогли выработать достаточно эффективной регламентации для удовлетворения потребностей в управлении, контроле и поддержке финансовоэкономических процессов.

Таким образом, общая доктрина безопасности национальной экономики в период экономического кризиса должна состоять в том, чтобы воспользоваться санационным потенциалом экономического кризиса для проведения или поддержки стратегических прогрессивных изменений в национальной экономике.

Механизм санации в системе антикризисного регулирования может осуществляться дифференцированными методами и инструментами.

Как справедливо отмечается в литературе, «последствия кризиса, несмотря на его глобализационный характер, носят индивидуальный характер для каждой страны и всех секторов ее экономики, в зависимости от уровня промышленного развития страны и социально-экономического состояния до кризиса. Любой кризис дает форму разрешения накопившимся противоречиям и обозначает тенденции последующего развития» [4].

Рассмотрим подробнее элементы санационного механизма глобального экономического кризиса.

1. Реструктуризация национальной экономики как условие сохранения национальной конкурентоспособности в условиях усиления глобальной экономической гегемонии со стороны мировых стран-лидеров. В такой реструктуризации - не только сущность новой стратегии для национальной безопасности страны, но и конкретная цель антикризисной экономической политики. Для осуществления названной реструктуризации и проведения соответствующей экономической политики необходима специальная и сильная государственная поддержка.

2. В условиях экономического кризиса основным сектором национальной экономики должна стать «собственная экономика» страны, то есть сектор неэкспортоориентированного производства. Именно экономический спад

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 3

32

х.в. першиков

является благоприятным для такого маневрирования внутри национальной экономики. Здесь также необходима стимулирующая государственная экономическая политика с целью увеличения вложений в оборудование и высокие технологии данного сектора, которые в дальнейшем обеспечат рост доходов и прибыли в рамках этого сектора.

3. Экономический кризис, усложняя финансовое положение мелкого и среднего бизнеса, усиливает шансы на укрепление отечественного корпоративного сектора в национальной экономике. В результате, по мере выхода из экономического кризиса, корпоративные прибыли будут увеличены, сократятся чистые процентные платежи и произойдет снижение налогов.

4. Экономический кризис выступает стимулирующим фактором сущностного изменения в социальных отношениях производства - в отношениях между капиталом и трудом, ресурсами и факторами производства, между столицами и регионами, между глобальным капиталом и экономикой национальных государств. Если этого не сделать, то возрастет господствование капитала в обществе, и глобализма — во вмешательстве в экономику национальных государств.

5. Особым направлением сущностных изменений выступает динамика экономической глобализации, которая углубляет экспорт на основе глобальной конкуренции между национальными экономиками. Последние сокращают расходы, в частности, на оплату труда, что способствует значительному увеличению производительности труда и производства.

6. Необходимо специально отметить, что глобализация мировой экономики основывается на теории неолиберализма, способствующего свободе рынка, свободному международному потоку товаров и капитала. Недооценка этого идеологического фактора, предъявляющего свои императивы для внутриэкономических изменений, может дорого обойтись стране, поскольку та или иная идеологическая ориентация всегда имеет ощутимые прикладные последствия. Необходимо также учитывать, что для либеральной экономики характерно увеличение господства капитала и что это обычно сопровождается ослаблением профессиональных организаций рабочих, которые поэтому нуждаются в повышенной опеке со стороны государства.

7. Международная конкуренция в условиях экономического кризиса способствует понижению стоимости доступа к природным ресурсам. При этом часто возникает экстремальная тенденция присвоения природных ресурсов (в виде «хищнической» модели их использования). Проведение экономической политики поощрения иностранных инвестиций должно способствовать облегчению доступа к различным природным ресурсам, в том числе к ценным и невоспроизводимым полезным ископаемым. Диверсификация капитала, выходящего на эти ресурсы, позволяет ему попасть на вершину по приросту капитала и размеру доходов от эксплуатации природных ресурсов.

8. Разгосударствление предприятий, стихийно происходящая под воздействием экономического кризиса фрагментация производственных процессов, возникновение и исчезновение различных бизнес-ассоциаций отражают зарождение новых экономических отношений между столицей и регионами, а приватизация, и разгосударствление природных ресурсов выражает новые отношения уже между глобальными корпорациями и национальными государствами.

9. Глобализация может охватывать только свободные рынки. Ведь несвободные рынки, находящиеся под протекционизмом государства, не могут свободно реагировать на стихийные проявления экономического кризиса. Более того, как это ни покажется парадоксальным, на несвободные рынки экономический кризис не может даже проникнуть. Это значит, что в национальной экономике, находящейся под контролем государства, складываются две сферы - «кризисная», затрагиваемая реальным кризисом, и «внекризисная», не затрагиваемая реальным кризисом, а оберегаемая от кризиса бюджетными вливаниями. Отсюда неизбежно следует, что этим двум сферам суждены различные посткризисные судьбы.

10. Классический неолиберализм утверждает, если рынки функционируют свободно, не будет никакого экономического кризиса. Более того, предполагается, что кризисы в национальной экономике будут нейтрализованы, если позволить рынкам функционировать беспрепятственно. Однако современные теоретические разработки гораздо более сдержанны в оценке антикризисного потенциала концепций экономического либерализма. Тем не менее, столь же убыточной для национальной экономики может обернуться и недооценка возможностей «нечрезмерного» либерализма как автономного вектора антикризисной экономической политики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Всемирный Банк. Официальный сайт // http://web.worldbank.org/.

2. Калашников И. Использование антикризисной функции лизинга в регулировании макроэкономики // TERRA ECONOMICUS. 2010. Т. 8. № 2. С. 31.

3. Маслов О. Двадцать три причины мирового кризиса // http://www.polit.nnov.ru/2009/10/13/crLsisology23cause36/.

4. Пак О. Тенденции в развитии благосостояния экономических субъектов в условиях глобального финансового кризиса // TERRA ECONOMICUS. 2010. Т. 8. № 2. С. 26.

5. Global Economic Crisis. Top National Security Threat Facing US // http://www.globaleconomiccrisis.com/blog/archives/148.

6. Global economic crisis threatens national security // http://www.foi.se/FOI/Templates/NewsPage_7932.aspx.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.