Научная статья на тему 'Система совершенствования профессиональной подготовки студентов на основе продуктивно-обобщающего подхода'

Система совершенствования профессиональной подготовки студентов на основе продуктивно-обобщающего подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паринова Г. К.

Рассматривается новый подход к совершенствованию профессио-нальной подготовки студентов продуктивно-обобщающий. Его суть со-стоит в том, что механизм продуктивного обобщения в образовательной деятельности обеспечивает интеграцию ее компонентов со сферами раз-вития личности и ее самопроцессами, что ведет к достижению высокого уровня готовности будущих учителей к педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS PROFESSIONAL TRAINING PERFECTION SYSTEM ON THE BASE OF A PRODUCTIVE RESUMPTIVE APROACH

This article presents new approach to the perfection of professional training productively resumptive. Its main point is that the mechanism of productively resumptive in the educational activity provides the integration of its components with the spheres of the development of the personality and its self process. This leads to the high level of readiness of the future teachers for their pedagogical activities.

Текст научной работы на тему «Система совершенствования профессиональной подготовки студентов на основе продуктивно-обобщающего подхода»

9. Маслоу А. Самоактуализация / А. Маслоу; пер. с англ. // Психология личности: Тексты. М.: Просвещение, 1982. 184 с.

10. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект / Н.Ю. Посталюк. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1989. 96 с.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. Т. 2. 268 с.

12. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности / Л.И. Рувинский. М.: Мысль, 1984.

132 с.

13. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. М.: Гар-дарики, 2002. 568 с.

14. Тряпицына А.П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников: дис. ... докт. пед. наук / А.П. Тряпицына. Л., 1991. 296 с.

15. Философский словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 588 с.

16. Rogers C.K. A Way of Being / C.K. Rogers. Boston, 1980. 134 с.

Клименко Галина Александровна -

старший преподаватель кафедры «Немецкий язык» Педагогического института

Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского

УДК 377.5:61

Г.К. Паринова

СИСТЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ПРОДУКТИВНО-ОБОБЩАЮЩЕГО ПОДХОДА

Рассматривается новый подход к совершенствованию профессиональной подготовки студентов - продуктивно-обобщающий. Его суть состоит в том, что механизм продуктивного обобщения в образовательной деятельности обеспечивает интеграцию ее компонентов со сферами развития личности и ее самопроцессами, что ведет к достижению высокого уровня готовности будущих учителей к педагогической деятельности.

G.K. Parinova

STUDENTS PROFESSIONAL TRAINING PERFECTION SYSTEM ON THE BASE OF A

PRODUCTIVE RESUMPTIVE APROACH

This article presents new approach to the perfection of professional training - productively resumptive. Its main point is that the mechanism of productively resumptive in the educational activity provides the integration of its components with the spheres of the development of the personality and its self process. This leads to the high level of readiness of the future teachers for their pedagogical activities.

Концепция продуктивно-обобщающего подхода строится на субъектной парадигме профессиональной подготовки, осуществляемой через взаимодействие преподавателя и студента, образовательная деятельность которого является ведущей.

Научным приоритетом нашей страны являлась разработка психологической теории учебной деятельности такими учеными, как: А.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, М.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн и другие. Их идеи находят широкое применение в теоретических и практических работах современных педагогов, чьи исследования характеризуются высоким междисциплинарным уровнем. Именно ими поставлена новая проблема - изменение самого субъекта учебной деятельности в плане становления будущего профессионала на основе его обобщенных знаний и обобщенных способов действий.

Ученые (В.В. Давыдов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.М. Трофимова, Д.Б. Эльконин и др.) указывают, что в образовательной деятельности большое значение приобретают мыслительные операции, одной из которых является обобщение.

Процедура обобщения предполагает в качестве своего предмета наличие множества педагогических явлений, сравниваемых между собой с целью выявления чего-либо общего для них, то есть сходства. Применительно к профессиональной подготовке данная посылка нацеливает на такую ее организацию, при которой студент имел бы возможность сравнивать множество явлений реальной практики и теории.

Традиционно при подготовке студента - будущего учителя - ученые (Н.В. Кузьмина, А.И. Щербакова, О.А. Абдуллина, В.А. Сластенин, Е.В. Бондаревская, А.П. Загвязинский, Б.Ф. Райский и др.) выделяют процесс овладения системой знаний, рассматривают ее компоненты и отличительные характеристики. На этой основе строилось содержание профессиональной подготовки, в которой особое внимание уделялось глубине знаний, их характеру, диагностике, междисциплинарным связям. Но, к сожалению, нам не встретились исследования, в которых бы подробно рассматривался аспект обобщения профессионально-педагогических знаний. А это крайне необходимо, так как современный специалист должен подняться до уровня обобщений, то есть владеть обобщенными знаниями на основе обобщенных способов мыслительной деятельности, а также обобщенными способами профессионально-практической деятельности. Это объясняется тем, что, как выявлено психологами (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев и др.), только обобщенные знания и способы деятельности позволяют наилучшим образом осуществить их перенос в новые ситуации.

При этом надо помнить, что сам процесс познания представляет собой глубоко научный процесс, отличительной чертой которого является обобщение, будучи научным в том случае, когда оно наиболее полно охватывает известные факты и исходит из конкретной ситуации. В реальном образовательном процессе зачастую ограничиваются обобщением теоретических фактов, а до обобщения практики доходит дело только после третьего курса обучения. Можно сказать, что наблюдается явный разрыв между теорией и практикой, что не позволяет достичь высокого уровня обобщения.

Совершаемое человеком обобщение, как указывает В. Оконь, является важной стороной познания предметов и явлений. В связи с этим можно сказать, что, являясь начальным этапом мышления, восприятие педагогической реальности (да и то, если оно имеет место с самого начала обучения в вузе) не дает знаний о ней, не обнаруживает ее общих и важных особенностей. Последнего можно достичь только благодаря тому, что у студента появляется возможность проанализировать и сравнить большое количество сходных педагогических явлений, качественные характеристики которых последовательно рассматриваются, и определяется суть отличия между ними. Далее происходит отбор качеств, общих для всех анализируемых ситуаций, что и составляет суть обобщения.

Как видно, обобщение будет эффективным и корректным в том случае, если обеспечивается единство мыслительной и профессионально-практической деятельности в процессе профессиональной подготовки.

Процедура обобщения предполагает в качестве своего предмета, как уже указывалось ранее, наличие множества педагогических явлений, сравниваемых между собой с целью выявления чего-либо общего для них, то есть сходства. Применительно к профессиональной подготовке данная посылка нацеливает на такую организацию профессиональной подготовки, при которой студент имел бы возможность сравнивать множество явлений реальной практики и теории. Эта посылка еще раз позволяет говорить о единстве теоретизма и прагматизма в педагогическом образовании и употреблять термин «продуктивно-обобщающий подход».

Большое значение для развития продуктивно-обобщающего подхода приобретают идеи В.С. Библера, рассматривающего мышление как творческий процесс преобразования понятий в ходе мыслительного эксперимента. Его особенностью является факт выхода человека за рамки возможного в реальном опыте и практике. На основе идеального образа студент мысленно достраивает интересующее его педагогическое явление, строит суждение о нем и вводит в собственный реальный процесс педагогической деятельности.

Важным в научном плане является разработка механизма продуктивного обобщения, позволяющего преобразовать деятельность, сферы развития личности и ее самопроцессы. С.Л. Рубинштейн указывал, что необходимой предпосылкой обобщения является сравнение предметов и явлений друг с другом. Только таким путем человек вскрывает общее в них, если они сходны между собой, и только сравнивая предметы и явления действительности и устанавливая их общие признаки, он мысленно объединяет их в одну и ту же группу, то есть обобщает. Продуктивность такого обобщения будет выражена влиянием на все остальные сферы развития личности и ее преобразование в целом, носящее профессионально-направленный характер.

Предложенный нами механизм, разработанный по аналогии с механизмом исследовательской деятельности (Б.С. Гершунский, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина и др.) и с учетом идей продуктивности практической деятельности (Н.Б. Крылова, Е.А. Александрова, И. Бем, И. Шнейдер и др.), включает следующие функциональные звенья.

1. Приобретение основ профессиональных знаний и анализ проблемной педагогической области, ее внутренних противоречий.

2. Расширение и обобщение профессионально-теоретических знаний на основе установления их общих признаков.

3. Активный поиск возможностей и форм переноса теоретических знаний в практические и профессиональные ситуации.

4. Приложение теоретических знаний к практической деятельности с опорой на ценностные ориентации студентов и выбранные в соответствии с ними приоритетные виды педагогической деятельности (точки соприкосновения теории и практики).

5. Трансформация теоретических знаний в обобщенные профессиональные правила, применяемые к множеству педагогических случаев и ситуаций.

6. Применение обобщенных профессиональных правил посредством обобщенных способов деятельности.

7. Модификация системы знаний с учетом своих индивидуально-личностных особенностей, выработанных правил и их апробации на практике в новых ситуациях.

8. Продуцирование как процесс и источник создания нового личностного внутреннего продукта для успешной образовательной деятельности и дальнейшего творческого роста.

9. Получение и обобщающий анализ на основе рефлексии совокупного образовательного продукта и результата профессиональной подготовки - готовности студентов к профессиональной деятельности.

10. Внесение корректив в организацию образовательной деятельности, что позволяет достичь профессионально-личностных и деятельностных преобразований.

Таким образом, механизм продуктивного обобщения представляет собой совокупность мыслительных и практических процессов, необходимых для его осуществления.

Он отличается от разрабатываемых ранее тем, что в нем предусматривается трансформация теоретических знаний в обобщенные профессиональные правила, которые могут быть использованы для решения множества педагогических задач, что обеспечит единство теории и практики.

Чрезвычайно важным является процесс продуцирования, который служит источником не столько формирования системы знаний, сколько основой создания такого нового внутри личностного продукта, который должен привести к деятельностным и личностным изменениям будущего педагога. Именно они в условиях продуктивной профессиональной подготовки основываются на получении и обобщенном анализе совокупного продукта, составляющие которого определяют результат профессиональной подготовки - готовность студентов к педагогической деятельности.

Необходимой является операция внесения корректив в организацию образовательной деятельности, а следовательно и профессиональной подготовки, что позволяет спланировать и провести дальнейшую работу по преобразованию личностных качеств студентов, детерминирующих процесс актуализации их внутренних резервов необходимых для эффективного профессионального становления.

Установлено, что развитие всех сфер личности, компонентного состава образовательной деятельности и самопроцессов определяется продуктивным обобщением, позволяющим актуализировать интеллектуальные ресурсы каждого человека, которые, по мнению М.А. Холодной, «проявляются, во-первых, в том, как он воспринимает, понимает и объясняет происходящее и, во-вторых, в том, как и какие решения он принимает в тех или иных сложных ситуациях». С этой методологической позицией нельзя не согласиться, так как именно она полностью соответствует идеям продуктивно-обобщающего подхода к профессиональной подготовке. Все это позволило нам определить продуктивное обобщение как способ актуализации резервов сфер личности в совокупности с компонентами образовательной деятельности и самопроцессами. При этом будущему специалисту обеспечивается собственный путь познания, индивидуальная выраженность и своеобразие, что может характеризовать творчество личности в профессиональной области. Установлено, что актуализация личностного потенциала проявляется в обобщении и расширении круга знаний, совершенствовании навыков и умений, ее личностном росте, интенсивном протекании самопроцессов. Овладение обобщенными знаниями позволяет обеспечить студентам появление «живого знания», ставшего результатом их обобщения и способом открытия в себе новых возможностей как результата продуктивно-обобщающей образовательной деятельности студентов.

Таким образом, продуктивно-обобщающий подход к профессиональной подготовке -это система теоретических положений, раскрывающих дидактические представления о формах многообразной активности студента в образовательной деятельности, включающей усиление субъектной позиции студентов, обеспечение перевода внутреннего потенциала личности в актуальную форму благодаря действию механизма продуктивного обобщения, сопровождающегося интенсивным протеканием самопроцессов. Все это в единстве обеспечивает достижение студентами совокупного продукта профессиональной подготовки, определяющего его успех в достижении готовности к педагогической деятельности.

Он может быть положен в основу совершенствования профессиональной подготовки, которая не рассматривается как константа, так как ее структурные компоненты изменяются под влиянием как объективных, так и субъективных, внешних и внутренних факторов и условий.

Исходя из традиционного понимания глагола «совершенствовать» и сущности продуктивно-обобщающего подхода, мы рассматриваем совершенствование профессиональной подготовки как процесс, характеризующийся актуализацией резервов личности, переводом ее объектно-профессиональной позиции в субъектно-профессиональную, определяемый действием механизма продуктивного обобщения.

Логика исследования потребовала конструирования системы совершенствования профессиональной подготовки студентов на основе продуктивно-обобщающего подхода (см. 202

рисунок), так как до сих пор, как показал анализ практики, данный процесс носил эпизодический, фрагментарный характер.

ей о

о

о

X

л Ц

го

X

о

S

о

0

01

е

о а

01 ю

О

X

CD Ч

Н

О

Цель: совершенствование профессиональной подготовки будущего педагога на основе продуктивно-обобщающего подхода

Ценностно-целевая составляющая

1 \

Концептуальные подходы Тенденции Принципы Задачи

1 t

Содержательная составляющая

Виды профессиональной подготовки

Методологи- Теоретиче- Практиче- Культурологи- Методиче-

ческая ская ская ческая ская

Продуктивно-деятельностная составляющая

I

Механизм Самопроцессы: Технологиче-

продуктивного самоопределение, ское Этапы

обобщения самореализация, самоутверждение обеспечение

I

Критериально-оценочная составляющая

I

Рефлексия совокупного продукта подготовки Критериальные показатели эффективности Мониторинг и диагностика

1 -

Педагогические условия

JL

РЕЗУЛЬТАТ: достигнутый уровень готовности студентов к профессиональной деятельности

со о

о

о

X

л Ц

го

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

S

о

0

01

е

о d с

X

к

S

со

о Ц

о

со го

ы

X

CL

CD

ч ч о

к го

ы

о

CD

т

го ч

CD

С

Система совершенствования профессиональной подготовки на основе продуктивно-обобщающего подхода

Результат как обобщенный показатель в системе совершенствования профессиональной подготовки на основе продуктивно-обобщающего подхода представлен психолого-педагогической готовностью к педагогической деятельности (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Васильев, К.М. Дурай-Новикова, Б.Ф. Ломов, Л.А. Кандыбович, В.А. Сластенин и др.).

Исследование содержания представленной в работе готовности позволило выйти на ее структурно-уровневое изучение, при котором учитывались уровни продуктивной обобщенности студентов. Они выявлялись на основе методики З.И. Калмыковой по определению такой характеристики мышления, как способность к обобщению и разработанными Н. М. Трофимовой уровнями.

В соответствии с вышеизложенным, нами обоснованы критериальные показатели и следующие уровни готовности к педагогической деятельности.

Мотивационно-ценностный уровень предполагает высокий уровень развития профессионально-познавательного интереса, обобщения теоретических знаний, возникновение личностного смысла в овладении образовательной деятельностью и педагогической профессией, наличие терминальных ценностей (ценности-цели), интенсивное протекание процесса самоопределения.

Познавательно-логический уровень предусматривает возникновение ценностей интеллектуального развития, высокий уровень продуцирования, интенсивное протекание процесса самореализации в образовательной деятельности.

Практико-действенный уровень включает наличие ценностей образовательно -педагогической деятельности, перенос обобщенных знаний в практическую деятельность, выработку обобщенных правил профессиональной деятельности, самореализацию в образовательно-педагогической деятельности.

Оценочно-преобразовательный уровень подразумевает понимание ценности рефлексивных процессов, владение обобщенными способами преобразования образовательно-профессиональной деятельности, рефлексию совокупного продукта профессиональной подготовки: ценностных ориентаций, уровня продуктивного обобщения и опыта творческой деятельности, интенсивное протекание процесса самоутверждения в профессии.

Перечисленные уровни готовности студентов взаимосвязаны, причем следует подчеркнуть, что каждый предшествующий уровень готовности является как бы подготовительным по отношению к последующему, более высокому, а каждый последующий обязательно включает в себя все предыдущие и вносит в них качественные изменения.

Полученные в результате эксперимента данные по проверке эффективности системы совершенствования профессиональной подготовки на основе продуктивно-обобщающего подхода позволяют утверждать, что авторская система позволяет целенаправленно и эффективно формировать у студентов готовность к педагогической деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования / С.Л. Рубинштейн. М.: АН СССР, 1985. 114 с.

2. Трофимова Н.М. Нравственное формирование личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе: дис. ... доктора пед. наук/ Н.М. Трофимова. М., 1992. 279 с.

3. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А. Холодная. Томск: Изд-во ТГУ; М.: Барс, 1997. 392 с.

Паринова Галина Константиновна -

кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой «Педагогика» Педагогического института

Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского 204

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.