Научная статья на тему 'Система социальной защиты населения в области социального страхования'

Система социальной защиты населения в области социального страхования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1709
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО И СПРАВЕДЛИВОСТЬ / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ / СКИДКИ И НАДБАВКИ К СТРАХОВОМУ ТАРИФУ / СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ / КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глушков В.А., Сайфутдинов Р.А., Носова Е.В., Родионова К.А.

Социальная защита населения является важным направлением государственной политики. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, она распространяется на всех граждан страны, реализуясь ввиду следующих причин: низкий, меньше среднедушевого регионального уровня, доход, отсутствие необходимых средств существования, неспособность т.д. Социальное страхование является формой социальной защиты активного населения от различных рисков в различных отраслях производства, находится в ведении органов законодательной и исполнительной власти и осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система социальной защиты населения в области социального страхования»

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

© Глушков В.А.*, Сайфутдинов Р.А.*,

Носова Е.В.*, Родионова К.А.*

Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт), Российская академия народного хозяйства и государственной службы,

г. Ульяновск

Социальная защита населения является важным направлением государственной политики. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, она распространяется на всех граждан страны, реализуясь ввиду следующих причин: низкий, меньше среднедушевого регионального уровня, доход, отсутствие необходимых средств существования, неспособность т.д. Социальное страхование является формой социальной защиты активного населения от различных рисков в различных отраслях производства, находится в ведении органов законодательной и исполнительной власти и осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей.

Ключевые слова: социальная защита, обязательное социальное страхование, медицинское страхование, социальное равенство и справедливость, система социальной защиты, фонд социального страхования, скидки и надбавки к страховому тарифу, социальные риски, критерии социальной защиты граждан.

В России социальное страхование зародилось в начале ХХ века, одновременно с развитием системы фабричной медицины. На предприятиях создавались больничные кассы, членство в которых было добровольным. Их правления состояли из представителей рабочих и работодателей. Основной задачей таких касс являлась компенсация работникам ущерба от несчастных случаев на производстве. В 1912 г. законом Государственной Думы было введено обязательное больничное страхование работающих граждан, которое должны были осуществлять больничные кассы.

На одной ступени развития с социальным страхованием, складывалась еще одна система социальной защиты населения - государственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет налоговых поступлений в бюджет. При этом государство, решениями своих властных органов определяло,

* Доцент кафедры Поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов УВАУ ГА (И), кандидат технических наук, доцент.

* Доцент кафедры Поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов УВАУ ГА (И), кандидат культурологии, доцент.

" Ассистент кафедры Поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов УВАУ ГА (И).

* Курсант УВАУ ГА (И).

кому, в каких размерах и при каких условиях следует оказывать социальную помощь [4].

На сегодняшний день, обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, - других категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Цели функционирования системы социального страхования заключаются в обеспечении надежной и качественной социальной защиты работающих граждан с помощью их триединого набора:

- создания экономических и правовых условия для наемных и самозанятых работников для «зарабатывания» страховых прав, достаточных по объему для получения пенсий и пособий, сопоставимых с заработком: пенсий на уровне не менее 40-50 % от размера заработной платы, пособий не менее 50-85 % от размера заработной платы и т.д.;

- создания правовых, организационных и управленческих механизмов учета страховых взносов и гарантированных способов их возврата для застрахованных, позволяющих обеспечивать оперативную и полную выплату пособий, пенсий, оказание качественной медицинской помощи, проведение медицинской, профессиональной и социальной реабилитации застрахованных;

- создания открытой информационной системы, позволяющей всем плательщикам взносов и получателям пособий и услуг знать свои права и обязанности, способы проверки накапливаемых страховых прав, а также формирования публичных и государственных механизмов контроля за эффективностью управления финансовыми ресурсами.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в

случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию [5].

Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

- устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствами обязательного социального страхования;

- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

- государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

- паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

- обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;

- ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

- обеспечение надзора и общественного контроля;

- автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Становление новейшей модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в политике и соблюдение принципов общественной солидарности, социального равенства и справедливости.

К задачам социального страхования относят:

- обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

- возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору;

- обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а так же сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

Учитывая важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах. Тем самым оно создает обеспечение надежной социальной защиты населения страны [3].

В настоящее время существует комплексная система финансирования социального страхования, включающая:

- единый социальный налог, уплачиваемый отдельными частями в федеральный бюджет, фонд социального страхования (ФСС), федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС);

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые в пенсионный фонд России (ПФР);

- обязательные страховые взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачиваемые в ФСС;

- страховые взносы местных органов исполнительной власти, уплачиваемые на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные ФОМС.

Пенсионная система направляет часть своих ресурсов на выплату пенсий медицинским работникам, учителям в период от выхода на досрочную пенсию и до общеустановленного возраста выхода на пенсию, хотя страховые взносы на эти цели не перечисляются ни самими бюджетниками, ни государством, выступающим в данном случае работодателем. Те расходы, которые должно нести государство, перекладываются на общую пенсионную систему [8].

Обязательное медицинское страхование в России реализуется на основе разработки федеральных и региональных программ обязательного медицинского страхования. Базовая программа данного вида страхования разрабатывается Министерством здравоохранения РФ и утверждается Правительством РФ. На ее основе Правительства субъектов федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы. Цены на медицинские услуги в системе медицинского страхования устанавливаются в результате соглашения социальных партнеров: региональных правительств, страховых медицинских организаций и профессиональных медицинских ассоциаций. Медицинские учреждения, которые работают в системе обязательного медицинского страхования, согласно Закону, не платят налоги со своих доходов.

Основными принципами осуществления обязательного медицинского страхования являются:

- обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования (далее также - программы обязательного медицинского страхования);

- устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования;

- обязательность уплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральными законами;

- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика;

- создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования;

- паритетность представительства субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования в органах управления обязательного медицинского страхования [1].

Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование работающего населения и отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) указанных страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение порядка их уплаты, устанавливаются Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации представляют сведения об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в территориальные фонды в порядке, определяемом соглашением об информационном обмене между Пенсионным фондом Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования [2].

Средства Фонда медицинского страхования направляются на:

- финансирование медицинского страхования, проводимого медицинскими органами;

- осуществление финансово-кредитной деятельности по обеспечению данной системы;

- выравнивание ресурсов городов, районов для проведения страхования;

- направление финансовых ресурсов для разработки тарификации стоимости медицинских услуг;

- создание финансовых резервов устойчивого медицинского страхования.

Фонд социального страхования РФ объединяет центральный аппарат, региональные отделения, центральные отраслевые отделения, а также филиалы отделений фонда. Фонд социального страхования РФ использует данные специальной оценки условия труда для расчета скидок и надбавок к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а страхователь - для обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий труда. Скидки и надбавки определяются с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и информации об обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров [9].

Российская Федерация как участник Международного акта об экономических, социальных и культурных правах признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни, и обязуется принять надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права.

При этом к числу сущностных правовых характеристик социального страхования отечественное законодательство и международное право относит:

- публично-правовой статус социального страхования - обязательность по закону применения для работодателей (вменения им в обязанность) и наемных работников (определения круга страхуемых лиц и получателей пенсий, пособий и медицинских услуг), а также законодательно-регламентированного способа целевого резервирования и расходования финансовых ресурсов;

- законодательное закрепление перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для охвата социальным страхованием;

- законодательное нормирование социального стандарта страхового возмещения и размера страховых тарифов.

Согласно международным нормам и корреспондирующимся с ними положениям Конституции Российской Федерации, помимо принятия законодательных актов, государство несет ответственность за руководство системой социального страхования, для чего призвано осуществлять комплекс экономических и управленческих мер по обеспечению эффективного регулирования государственного социального обеспечения, создания условий, гаран-

тирующих достоинство личности во всех сферах, чем утверждается приоритет личности и ее прав.

В системе таких управленческих мер в социальной сфере важное место занимают законодательно установленные критерии социальной защиты граждан, предназначенные сформировать нормативную базу каждого из институтов социальной защиты: социальной помощи, социального страхования и государственного социального обеспечения (военнослужащих, государственных служащих и т.д.) [7].

С 1 января 2014 г. вступила в силу новая статья 2.1 Федерального Закона № 212-ФЗ, в которой дополнительные страховые тарифы дифференцированы в зависимости от класса условий труда, определяемого по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ). Дополнительные страховые взносы (солидарная часть), уплачиваемые работодателем в ПФР в зависимости от класса условий труда на рабочих местах составил: класс условий труда: опасный - 8 %, вредный 3.4 - 7 %, вредный 3.3 - 6 %, вредный 3.2 -4 %, вредный 3.4 - 2 %.

Дополнительный тариф взносов в ПФР рассчитывается для каждого рабочего места, на котором установлены вредные или опасные условия труда. Чем больше в организации таких рабочих мест - тем выше сумма допол-ни-тельных отчислений. Прямые затраты и выплаты работодателя по результатам СОУТ (компенсации работникам, обязательные страховые взносы в ФСС России и ПФР) составят в среднем около 10-15 % от фонда оплаты труда. Это очень серьезные деньги для предприятий. Таким образом, государство включает экономические механизмы, побуждающие работодателей улучшать условия труда, снижать риски и уровень воздействия вредных факторов.

Другие компенсации работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда (дополнительный отпуск, сокращенная рабочая смена, денежные доплаты), также дифференцированы по классам условий труда на конкретном рабочем месте. В итоге у работодателя появляется серьезная экономическая мотивация бороться за улучшение условий труда на каждом рабочем месте, по каждому вредному (опасному) фактору.

До тех пор пока на рабочем месте не проведена СОУТ по процедуре Закона № 426-ФЗ, все льготы и компенсации за работу во вредных и опасных условиях устанавливаются на основе вышеупомянутых списков профессий и производств. Это касается также работников, которые начали трудовую деятельность после 1 января 2014 г. После проведения на рабочем месте СОУТ льготы и компенсации устанавливаются в соответствии с классом условий труда на основе ТК РФ.

Согласно новой редакции ст. 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами СОУТ, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются. Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на

работах с вредными и (или) опасными условиями труда, определяются в порядке, предусмотренном ст. 92, 117,147 ТК РФ. То есть старые списки «льготников» по профессиям и отраслям с 1 января 2014 г. для назначения компенсаций не используются.

Формирование системы обязательного социального страхования в нашей стране требует концептуального и законодательного решения ряда крупных задач национального масштаба. Важнейшие среди них:

- разработка доктрины системы социального страхования для России;

- разработка методологических основ для формирования собственного правового поля социального страхования, имеющего четкие законодательные рамки, фиксирующие полями личного страхования, с одной стороны, и социальной помощью, с другой;

- разграничение функций и полномочий по организации и управлению системой и отдельными видами социального страхования основных социальных субъектов (работодателей, работников и государства), с ролевых их позиций страхователей, застрахованных, организующих и контролирующих органов;

- определение форм, уровней и механизмов реализации социальных гарантий, обеспечиваемых различными видами социального страхования;

- определение небольшого количества правовых институтов социального страхования, которые бы включали все возможные виды страховых случаев и обеспечение координации их деятельности с целью плотного правового структурирования всех форм и видов защиты;

- определение финансовых механизмов видов социального страхования с учетом формирования оптимальной нагрузки субъектов страхования, увязанной с политикой заработной платы, доходов и налоговой политики в стране;

- определение инструментария и инфраструктуры управления социальным страхованием.

Социальное страхование является формой социальной защиты активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба. Социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей и, в некоторых случаях работников, а также дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членов их семей.

Социальное страхование находится в ведении органов законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не

зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.

Действующая в России система социального страхования сохраняет черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом страховых средств. Правовое поле данного института социальной защиты только формируется [6].

Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и социальной помощи. Термины, принципы и инструментарий организации финансовых институтов и систем социальных гарантий, эквивалентность страховых взносов и выплат увязка уровней социальных рисков и страховых тарифов - эти и другие классические элементы, и механизмы данных систем -все еще представляются отвлеченными категориями, а не жизненно важными регуляторами социальной защиты населения.

В настоящее время основным механизмом, в рамках которого реализуется право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение, является механизм обязательного социального страхования. Социальное страхование всегда занимало и будет занимать одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.

Список литературы:

1. Федеральный закон N 212-ФЗ от 24.07. 2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

2. Федеральный закон N 326-ФЗ от 29.10 2010 г. «Об обязательном медицинском страховании».

3. Антонов А.Л. Социальная защита населения и предоставление ему управленческих услуг органами местного самоуправления // Теория и практика государственного управления. - 2010. - № 7. - 136 с.

4. Березин С.М. Социальное страхование в России: проблемы и пути становления // Страховое дело. - 2003. - № 5. - 41 с.

5. Михайлов Ю. М. Специальная оценка условий труда. Практический комментарий к федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. - М.: Альфа-пресс, 2014. - 200 с.

6. Ромашов О.В. Экономика труда: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 407 с.

7. Формирование национальной системы социального страхования в России // Страховое дело. - 2004. - № 12. - 63 с.

8. О специальной оценке условий труда: Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164535.

9. Глушков В.А., Сайфутдинов Р.А., Варюхин С.Н. Совершенствование управления охраной труда // Актуальные вопросы современной науки. -2014. - № 38.

10. Российское социальное страхование // Страховое дело. - 2004. -№ 3. - С. 125.

11. Об основах обязательного социального страхования: Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_165869.

12. О страховых взносах в пенсионный фонд Российской федерации, фонд социального страхования Российской федерации, федеральный фонд обязательного Медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165036.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.