Научная статья на тему 'Система социального кредита в КНР как метод борьбы с нелегальной миграцией'

Система социального кредита в КНР как метод борьбы с нелегальной миграцией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
226
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ ГРАЖДАНИНА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КИТАЯ / НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / CHINESE MIGRATION POLICY / CITIZEN SOCIAL RATING / NATIONAL SECURITY OF CHINA / ILLEGAL MIGRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Балданова Раджана Александровна

В статье рассматривается, как Китай использует различные современные технологии в сфере государственного управления, а именно регулирование миграционных процессов. Также поднимается вопрос правового статуса иностранца в системе социального рейтинга гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Social Credit System in PRC as a method of combating illegal migration

The article discusses how China uses various modern technologies in public administration. The question of the legal status of a foreigner in the Social Credit System is also rais

Текст научной работы на тему «Система социального кредита в КНР как метод борьбы с нелегальной миграцией»

УДК 327

DOI 10.34823/SGZ.2020.2.51350

Р.А. БАЛДАНОВА помощник декана Высшей школы государственного аудита (факультет) МГУ имени М.И. Ломоносова*

Система социального кредита в КНР как метод борьбы с нелегальной миграцией

В статье рассматривается, как Китай использует различные современные технологии в сфере государственного управления, а именно регулирование миграционных процессов. Также поднимается вопрос правового статуса иностранца в системе социального рейтинга гражданина.

Ключевые слова: миграционная политика Китая, социальный рейтинг гражданина, национальная безопасность Китая, нелегальная миграция.

R.A. BALDANOVA The Assistant Dean of Higher School of State Audit (faculty) Lomonosov Moscow State University

The Social Credit System in PRC as a method of combating illegal migration

The article discusses how China uses various modern technologies in public administration. The question of the legal status of a foreigner in the Social Credit System is also raised.

Keywords: Chinese migration policy, citizen social rating, national security of China, illegal migration.

Современное государство активно интегрирует технологии в сферы общественного регулирования. На сегодня Китай зарекомендовал себя передовой страной не только в разработке и применении современных технологий, но и в создании

* Балданова Раджана Александровна, e-mail: [email protected]

государственных программ, обеспечивающих контроль над цифровой реальностью. В 2014 г. была создан проект Системы социального рейтинга (кредита) гражданина, которая призвана защищать государственную идеологию и национальную безопасность Китая. Можно сказать, что Китай первым решился действовать прозрачно. «Программа создания системы социального кредита» позволяет решить ряд вопросов, в том числе и проблему нелегальной миграции, незарегистрированного проживания и незаконного трудоустройства иностранных граждан, но непонятно, какой правовой статус имеет иностранец в Системе рейтинга.

Иностранная миграция в КНР - это процесс, несущий в себе актуальные проблемы. Помимо созидательного блага от миграции - привлечения высококвалифицированных специалистов, - существует обратная сторона миграционного процесса. В Китай, как в любую экономически привлекательную страну едут не только законопослушные мигранты, способствующие экономическому росту, но и нелегальные мигранты. Поэтому миграционная политика важна с точки зрения контроля за деятельностью иностранных граждан. К задачам миграционной политики относятся поддержание национальной безопасности, сохранение баланса между приезжими иностранными гражданами и коренным населением во всех сферах.

Место Китайской Народной Республики в мировых миграционных процессах менялось за три десятилетия стремительного экономического развития. Из мировой фабрики и страны поставщика дешевой рабочей силы Китай превратился в центр притяжения иностранцев со всего мира. Однако несовершенное миграционное законодательство и отсутствие опыта в этой области привели к появлению некоторых проблем, в особенности в регионах с сильным притоком мигрантов. Специальные службы Китая активно борются с нелегальной активностью иностранных граждан.

В последние годы власти КНР предприняли ряд мер, призванных более эффективно противодействовать противоправной деятельности мигрантов. В частности, через Систему социального кредита. В принятых актах, касающихся социального рейтинга, существуют спорные моменты, которые могут иметь последствия для международных отношений КНР с другими государствами.

Закон КНР о борьбе со шпионажем принят на 11-м заседании ПК ВСНП двенадцатого созыва 1 ноября 2014 г.1. Закон интересен в контексте участия иностранцев в подрывной деятельности. Борьба со шпионажем тесно увязывается китайским руководством с эффективной миграционной политикой. Ст. 2 Закона гласит, что противодействие шпионажу необходимо осуществлять единым руководящим центром. Децентрализованное управление миграционной политикой в недостаточной степени способствует выполнению данного пункта, однако власти Китая нашли решение данной проблемы путем создания Системы социального кредита, которая позволит контролировать не только китайцев, но и иностранцев, проживающих либо пребывающих на территории Китая.

«Программа создания системы социального кредита ((2014-2020)» была опубликована Госсоветом КНР в июне 2014 г.2. В программе указывается, что «граждане, оправдавшие доверие, пользовались всеми благами, а утратившие доверие не могли сделать ни шагу». Первые действия по созданию данного плана были обнародованы в еще в 2007 г.3. Суть программы заключается в том, что с помощью технологии Больших данных (Big Data) создается индивидуальный социальный рейтинг китайского гражданина путем объединения всех баз данных, содержащих любую информацию о физических и юридических лицах. На протяжении последних лет в стране интегрируются базы данных об имущественном и финансовом положении людей; банковская, юридическая и медицинская информация; сведения из образовательных учреждений; транспортных систем; данные из национальных социальных сетей (вроде китайского мессенджера WeChat, в котором зарегистрированы уже 800 млн. пользователей) и др. На основе системы социального рейтинга реализуется надзор над каждым гражданином. Из документа очевидно, что сис-

1 Закон КНР о борьбе со шпионажем //[сайт юридической библиотеки]. URL: http://www.law-lib.com/law/law_view.asp?id=467854 (дата обращения: 08.08. 2019)

2 Программа создания системы социального кредита (2014-2020)//[сайт Центрального народного правительства КНР]. URL: http://www.gov.cn/zheng-ce/content/2014-06/27/content_8913.htm (дата обращения: 08.08. 2019)

3 Некоторые замечания канцелярии Госсовета КНР о создании системы социального кредита доверия //Official Website of the State Council of the People's Republic of China Режим доступа: http://www.gov.cn/zhuanti/2015-06/13/content_2879028.htm (дата обращения: 19.06.2019)

тема претендует на контроль всех сфер жизнедеятельности общества.

Государственный комитет по развитию и реформам КНР руководит созданием и реализацией системы социального рейтинга. При этом, как подчеркнул Председатель КНР Си Цзиньпин в 2016 г. на заседании Политбюро ЦК КПК, «для осуществления борьбы с острой проблемой недостатка доверия в обществе необходимо создать общую систему оценки внутренней безопасности, которая должна быть распространена по всей стране. Нужно совершенствовать как механизмы поощрения законопослушных и добросовестных граждан, так и механизмы наказания тех, кто нарушает закон и утратил доверие, чтобы человек просто не осмеливался,

1

просто не мог потерять доверие» .

В 2020 г., когда система рейтинга станет обязательной, наказания могут значительно ужесточиться. 25 сентября 2016 г. Государственный совет Китая обновил документ под названием «Механизмы предупреждения и наказания людей, склонных к нарушению доверия», в котором указывается, что в случае, «если лицо нарушило доверие в одной области, ограничения налагаются на него во всех остальных».

До 2020 г. программа находилась в тестовом состоянии, и участие в ней производилось на добровольной основе. В официальном документе описаны цели принятия программы -для продвижения культуры искренности, добродетели, использования поощрения, чтобы сохранить доверие и препятствовать его разрушению. Так как не указано, на кого распространяется программа, то можно предположить, что положения распространяются на всех лиц, находящихся на территории, на которой закон имеет силу. То есть иностранец на территории Китая тоже становится частью программы и подпадает под те же правила системы.

Пока программа не вступила в силу в полном объеме, провинции и города Китая превратились в экспериментальные плацдармы, на которых испытывают технологии сбора и анализа данных на граждан. В гл. 6 данной программы как раз говорится о разделение населенных пунктов на малые группы для продвижения Плана. Также примечателен

1 Цит. по: Шахрай С.М. Цифровая конституция. Основные права и свободы личности в тотально информационном обществе // Вестник Российской академии наук, 2018 г.

пункт о том, что народные правительства всех уровней должны исходить из потребностей построения системы социального рейтинга гражданина, нести расходы по ее реализации.

В Шицзячжуане (провинция Хэбэй) действует пилотный проект - микроприложение «Deadbeat Map», которое было создано по приказу Верховного народного суда КНР специально для мессенджера «WeChat». Приложение выявляет на карте людей с низким социальным рейтингом и отображает всех неблагонадежных людей, которые находятся в радиусе 500 м. Помимо местоположения, сервис также отражает личные данные каждого нарушителя, включая Ф.И.О., номер ID и правонарушение, за которое гражданина включили в черный список. При этом, если вокруг пользователя сконцентрировано много неблагонадежных людей, система сообщает о «красном уровне опасности». Если их меньше, то об оранжевом, желтом или синем. Чиновники открыто признают, что основная задача «Deadbeat Map» - «дополнительно застыдить неблагонадежных китайских граждан». Пользователям «WeChat» предлагают при встрече порицать людей, которые не выполняют свои обязательства перед обществом.

Идея создания индивидуального рейтинга заключается в контроле над гражданами. Но получается, что под тотальный контроль попадают и иностранные граждане, проживающие или ведущие какую-либо деятельность на территории Китая. В положениях программы нет разъяснения об участии иностранцев в рейтинге гражданина. В соответствии с ст.3 Закона «Об управлении въездом и выездом КНР» иностранные граждане, находящиеся на территории КНР, обязаны соблюдать законодательство КНР и не вправе причинять вред государственной безопасности КНР, публичным интересам, нарушать общественный порядок. Таким образом, все приезжающие в Китай, так или иначе интегрированные в китайское общество, будут попадать в систему рейтинга. Тем самым власти Китая обеспечивают национальную безопасность от существующих угроз, в том числе: попытки проведения «цветных революций», терроризма и шпионажа и гражданских правонарушений.

Существует мобильное приложение полиции, где есть раздел «Отчёт о преступлениях, связанных с иностранцами», далее пользователь нажимает на кнопку «хочу доложить», вводит свой номер телефона, описывает подробно суть доноса и в случае подтверждения информации о правонару-

шении, свидетелем которого был гражданин, доноситель получает вознаграждение в сумме 1000 юаней. С точки зрения государственного управления программа несет в себе позитивные моменты по пресечению нежелательной активности иностранных граждан.

В WeChat была опубликована статья под заголовком «Донеси на няню либо учителя английского языка»1. Среди иностранцев, проживающих в КНР, одним из самых распространенных видов деятельности является преподавание английского языка. Среди них не только носители языка, но также выходцы с Украины, из России, стран Юго-Восточной Азии и т.д. В соответствии с новыми правилами работы преподаватели иностранного языка, даже обладатели дипломов англоговорящих стран, но не являющиеся носителями языка, не имеют права работать учителями английского языка в Пекине, Шанхае и других провинциях и городах, где внедряется новая система по выдаче разрешения на работу. В марте 2017 г. Государственная Администрация по делам иностранных экспертов (SAFEA) ввела новый курс по выдаче разрешений на работу, который классифицирует иностранных работников по трем категориям - A, B и ^ Данные категории присваиваются на основании профессии, уровня образования, опыта работы и т.д. Согласно введенным правилам учитель английского языка обязательно должен быть носителем языка со степенью бакалавра, полученной в родной стране, и обладать как минимум двухгодичным опытом преподавания. До этого не носитель языка мог преподавать английский при наличии у него степени бакалавра, приобретенной в англоязычной стране.

С точки зрения безопасности Китай нашел интересное и вполне эффективное решение по борьбе с нелегальными иммигрантами. Примечательно, что власти Китая привлекают широкие массы населения для исполнения некоторых пунктов законодательных актов. Вовлекая собственных граждан в кампанию по противодействию «трем нелегальностям» (нелегальная миграция, незарегистрированное проживание и незаконное трудоустройство), поощряя их денежным возна-

1 «Иностранные няни и учителя просто так не ищутся. Полиция и граждане Чжэнчжоу могут сделать электронный донос и получить вознаграждение» //mp.weixin.qq.com [сайт]. URL: https://mp.weixin.qq.com/s/EH5R3ZpS-1iafR5dAhKu_Cw (дата обращения: 19.06.2019)

граждением, используя систему видеослежения с единой базой данных и анализируя все действия, осуществляемые через мобильные приложения, власти Китая облегчили себе задачу по поимке нелегальных иммигрантов. Сотрудники органов власти распространяют плакаты, комиксы, видеоролики, где доступно объясняется суть закона о национальной безопасности и важность сохранения бдительности при общении с иностранцами. Министерство общественной безопасности Китая запустило отдельный сайт www.12339.gov.cn, на котором размещена инструкция выявления подозрительной деятельности иностранцев. В 2016 г. министерство выпускало серию мультфильмов, предостерегающих китайских граждан

от вступления в романтические отношения с иностранцами

1

для предотвращения вовлечения в шпионские игры .

Националистические настроения присущи китайскому обществу, которое испытывает дискомфорт с увеличением иммиграции у себя на родине. Ксенофобия в Китае - следствие неподготовленности китайского общества к резкому потоку мигрантов со всего мира. Стремительный взлет китайской экономики повлек за собой интенсивную миграцию в сторону континентального Китая. Ощутимое присутствие африканских мигрантов на юге Китая, культурное столкновение и конфликты с местным населением подогревали настроения недовольства иностранцами, которые исторически были присущи данному региону. Многие мигранты проживают и трудятся нелегально, не имея рабочей визы.

Система доносов на нелегально проживающих трудоустроенных иностранцев и сообщений о совершаемых ими правонарушениях практикуется довольно давно. Но если раньше для подобного доноса необходимо было написать заявление в полицию, то сейчас система доноса автоматизирована и можно ею пользоваться, просто открыв приложение на телефоне. Отчёт анонимен и любой китаец при наличии подозрений может отправить информацию. Система находится в процессе развития и пока содержит в себе изъяны. Случаи доносов могут участиться в целях получения вознаграждения. Каждый китаец с помощью телефона становится «охотником за головами».

1 Инструкция выявления подозрительной деятельности иностран-цев//www.12з39.gov.cn [сайт Министерства общественной безопасности]. URL: https://www. 12339.gov.cn/report/guide

Информационная безопасность обуславливается исключением несанкционированного доступа к персональным данным, в результате которого может произойти копирование, изменение, уничтожение, распространение данных. Проблема в том, что граждане не задумываются о защите персональных данных, не считая этот вопрос значимым, либо они не знают о наличии своих прав, их нарушениях и о том, как можно их защитить. Иностранные граждане, находящиеся в Китае, не могут требовать, чтобы их данные не собирались, но могут настаивать на том, чтобы не участвовать в рейтинге.

Как уже было отмечено, непонятны гарантии конфиденциальности данных и перспектива злоупотребления ими. Правительству России необходимо заключить с Китаем дополнительное соглашение, в котором будут закреплены условия участия проживающих в КНР россиян в системе социального рейтинга. Не все наши граждане проживают в Китае на постоянной основе, и балльная система может осложнить им пребывание. Заключение подобного рода соглашения с КНР повысит престиж России на международном уровне как государства с продвинутым законодательством защиты персональных данных и заботящегося о своих гражданах независимо от их места пребывания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.