Научная статья на тему 'Китайский опыт совершенствования миграционной политики: основные этапы, нерешенные проблемы'

Китайский опыт совершенствования миграционной политики: основные этапы, нерешенные проблемы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
271
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАНТ / MIGRANTS / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ / MIGRATION POLICIES OF CHINA / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ / LEGAL REGULATION MIGRATION PROGRESS / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / HIGH-SKILLED IMMIGRANTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Юань Сюнь

В данной статье рассматриваются вопросы миграционной политики Китая. Особое внимание уделено нормативно-правовому регулированию миграционных процессов с 1949 г. по настоящее время. Анализ каждого из этапов развития миграционной политики Китая позволил выявить ключевые проблемы, вызванные особенностями институционального оформления и нормативно-правового регулирования сферы привлечения и адаптации иммигрантов, в особенности высококвалифицированных специалистов. Даются рекомендации по улучшению политики управления миграцией в Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chinese experience of improving migration policy: major stages, unused problems

This article examines the issues of China’s migration policy. Particular attention is focused on the legal regulation of migration processes from 1949 to the present. Analysis of each stage of the development of China’s migration policy made it possible to identify key problems caused by the peculiarities of institutionalization and regulation of attracting and adapting immigrants, especially highly qualified specialists. Recommendations are given to improve the migration management policy in China.

Текст научной работы на тему «Китайский опыт совершенствования миграционной политики: основные этапы, нерешенные проблемы»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2018. Т. 24. № 3

DOI: 10.24290/1029-3736-2018-24-3-108-120

КИТАЙСКИЙ ОПЫТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ:

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Юань Сюнь, асп. факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Ломоносовский просп., 27, к. 4, Москва, Российская Федерация, 119991*

В данной статье рассматриваются вопросы миграционной политики Китая. Особое внимание уделено нормативно-правовому регулированию миграционных процессов с 1949 г. по настоящее время. Анализ каждого из этапов развития миграционной политики Китая позволил выявить ключевые проблемы, вызванные особенностями институционального оформления и нормативно-правового регулирования сферы привлечения и адаптации иммигрантов, в особенности высококвалифицированных специалистов. Даются рекомендации по улучшению политики управления миграцией в Китае.

Ключевые слова: мигрант, миграционная политика Китая, нормативно-правовое регулирование миграционных процессов, высококвалифицированные специалисты.

CHINESE EXPERIENCE OF IMPROVING MIGRATION POLICY: MAJOR STAGES, UNUSED PROBLEMS

Yuan Syun, Postgraduate student, Lomonosov Moscow State University, Department of Political Science, Lomonosovsky prospect, 27, build. 4, Moscow, Russian Federation, 119991, e-mail: [email protected]

This article examines the issues of China's migration policy. Particular attention is focused on the legal regulation of migration processes from 1949 to the present. Analysis of each stage of the development of China's migration policy made it possible to identify key problems caused by the peculiarities of institu-tionalization and regulation of attracting and adapting immigrants, especially highly qualified specialists. Recommendations are given to improve the migration management policy in China.

Key words: migrants, migration policies of China, legal regulation migration progress, high-skilled immigrants.

Введение

Значение термина "миграция" (от лат. migratio — "переселение, перемещение") является общим и законодательно неопределенным

* Юань Сюнь, e-mail: [email protected]

в Китае. В официальных материалах он употребляется только при описании перемещения населения из Китая в другие страны на постоянное место жительства. Иностранцев, приезжающих в Китай, чаще называют "иностранцами" и "иностранными гражданами", нежели "мигрантами".

В рамках этой статьи, мы используем общеупотребительное в современной России значение миграции как переселения в пределах одной страны (внутренняя миграция) или из одной страны в другую (международная или внешняя миграция) на определенное время. Согласно официальным источникам, в 2015 г. численность китайских мигрантов, выехавших из Китая в другие страны, составила более 273 млн человек, а число иностранцев, прибывших в Китай, — 76,31 млн человек1. Такой масштаб миграционных процессов имеет существенные демографические, социально-экономические и геополитические последствия не только для Китая, но и для всех регионов АТР, включая Россию. Именно поэтому анализ миграционной политики Китая является актуальным.

Во избежание неясности и путаницы необходимо пояснить термин "миграционная политика". Китайский специалист Ли Минхуань выделяет его узкое значение — "институционный строй, соответствующий интересам государства, направленный на регулирование процессов переселения, перемещения и размещения иностранных лиц на территории государства и (или) в отдельных его регионах, и содержащий нормативную регламентацию прав въезда и выезда из страны, разрешения на работу, обеспечения человеческих прав и благосостояния мигрантов"2.

В миграционной политике Китая после 1949 г. можно выделить три периода.

Политика "закрывания дверей" (1949—1977)

После образования КНР в 1949 г. страна столкнулась с блокадой и санкциями западных стран, поэтому главным направлением международной политики стала "защита государственной безопасности от врагов и шпионов". Под лозунгом Мао Цзэдуна "Приглашение гостей после уборки комнаты" проводилась политика "вытеснения" иностранных граждан, находившихся в Китае и при-

1 Ш^Ш^^ФЖ Й^^ЖШМШШП [Программа развития туризма во время "13-ой пятилетней программы народнохозяйственного и социального развития"] // [Министерство общественной безопасности]. URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2016-12/26/content_5152993.htm

2 [Ли Минхуань. Исследование международной миграционной политики]. ЯП: ЯП^^^ШЙ, 2011, 23 Й.

бывавших на его территорию3. Этот период характеризуется незначительным числом пересекавших границу лиц по причине ограничений, введенных "Временно действующими правилами контроля за въездом в страну и выездом из страны, также проживанием в стране иностранцев-резидентов" (1951), "Временными мерами по управлению въездом в страну и выездом из страны иностранцев-резидентов" (1954), "Временными правилами выдачи визы и регистрации пребывания иностранцам" (1954), "Временными правилами путешествия иностранцев" (1954) и "Правилами управления въездом в страну и выездом из страны, транзитом, пребыванием и путешествием иностранцев" (1964) и др. Эти законодательные нормы послужили основой китайской политики в сфере управления иммиграцией. Они существенно ограничивали возможности иностранцев на получение разрешения для въезда в Китай. Те, кто все-таки получал разрешение и въезжал на территорию КНР, всегда были под строгими надзором и контролем4.

Ослабление ограничений в эпоху "реформ и открытости"

(1978-2004)

Принятая в 1978 г. программа экономических реформ способствовала расширению деловых связей с иностранцами, привлечению из-за рубежа высококвалифицированных специалистов и инвестиций, что прямо и косвенно оказало влияние на миграционную политику КНР. Цель Китая заключалась в том, чтобы, с одной стороны, снизить ограничения для въезда иностранцев в Китай и выезда из него, а с другой — ослабить контроль за их действиями на территории страны.

Во-первых, в 1985 г. Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей был опубликован закон "О контроле за въездом в страну и выездом из страны иностранцев", условно разделивший иностранцев, пребывающих в Китай, на три категории: прибывшие для "краткосрочного проживания", "долгосрочного проживания" и "постоянного проживания". В "Подробных правилах осуществления Закона о контроле за въездом в страну и выездом из страны иностранцев" (1986) и их редакции от 1994 г.

3 ^ШМ.РШ. [Лю Юйньган, Чень Юэ. Китайская миграционная политика на фоне глобализации: критики и перспективы] // if^MS // [Исследование мировой геологии]. 2015. 24 Ш. 1 Ж. 3 Й.

4 Например, в Пекине, согласно данным законам, иностранцы в этот период могли легально находиться в центре города от площади Тяньаньмэнь в радиусе 20 км, а за ее пределами — только при наличии особого разрешения. См: ФВШ^^^^ [История изменения режима китайского "Грин-карда"] // Uschinapress.com. 2017. 3 марта. URL: http://news.uschinapress.com/2017/0303/1097100.shtml

введен современный визовый режим. Пребывающим на территории КНР иностранным гражданам выдавались визы следующих категорий: виза для постоянного проживания ф), рабочая (7), учебная (X), деловая (Б), туристская (Ь), транзитная виза для членов экипажа (С) и приграничная виза5. Принятые законы привели к ослаблению строгих миграционных ограничений и упрощению миграционных процедур.

Во-вторых, в ходе рыночной реформы руководство КНР убедилось в том, что дефицит специалистов становится одним из главных препятствий экономического развития. Учитывая опыт других стран, правительство стало активно стимулировать иммиграцию иностранных специалистов в Китай. Необходимо отметить, что "Испытательные положения об иностранных культурно-просветительных специалистах", опубликованные Госсоветом КНР в 1980 г., впервые определили понятие "иностранного культурно-просветительного специалиста" как "иностранного гражданина, нанятого китайскими вузами, пропагандистскими, издательскими, культурно-художественными, медицинскими и спортивными учреждениями и получающего государственные льготы или вознаграждение"6. Последующие официальные документы — Временные положения по привлечению иностранных специалистов (1983), "Методы стимулирования иностранных специалистов" (1990) и "Меры управления иностранными инвестициями и иностранными специалистами" (1996) — подробно описывали способы отбора, поддержки и адаптации высококвалифицированных кадров. В 1994 г. Академия наук Китая начала проводить Программу "Сто талантов" для привлечения ученых и специалистов высшего уровня, предложив им огромную финансовую поддержку. Из-за отсутствия на тот момент конкретных правил адаптации иностранных специалистов большинство участников этой программы были китайскими гражданами, получившими образование за рубежом. В 2002 г. Канцелярия ЦК КПК и Канцелярия Госсовета издали Программу "Планирование и подготовка персонала специалистов в 2002—2005 гг." с перечислением сфер, нуждающихся в привлечении иностранных специалистов: информационно-техническая, биологическая, материально-техническая, производственно-техническая, авиакос-

5 Ф^Лй^даШ^ЙЙ^Л^^аа^Й^М [Подробные правила осуществления Закона о контроле за въездом в страну и выездом из страны иностранцев] // Ф^Лй^даШШ^Ш^^ [Официальный бюллетень Государственного Совета КНР]. 1986^. 34£Л.

6 ШЖ11980] 270 [Испытательные положения об иностранных культурно-просветительных специалистах]. URL: https:// baike.baidu.com/redirect/6145g0f3MgyNz0dRmhL4yZ2qZxVyOhXxobcQ3YQ3BH9lTp FVhygPqfEpZcwDMt1WZBT8JG8p9yhcuuW-1IGALaMDuaxNLqaDCTCoVyGKVv_HQsE

мическая, финансовая, юридическая, а также сферы международной торговли и менеджмента. По данной программе специалистам-мигрантам были гарантированы высокие зарплаты, доступ к научно-исследовательским базам и лабораториям и т.д.7

По данным программам с 1985 по август 2004 г. более трех тысяч человек получили право временного и долгосрочного проживания в Китае и 50 человек — право на постоянное проживание8. С учетом огромного дефицита высококвалифицированных кадров эффект этих программ оказался не таким заметным. Причина заключалась в том, что в этот период не была разработана процедура предоставления иностранным лицам права постоянного проживания или гражданства, несмотря на то что эти права предусматривались Законом 1980 г. "О гражданстве КНР" и Закона 1985 г. "О контроле за въездом в страну и выездом из страны иностранцев". Только те иностранцы, кто внес особый вклад в развитие Китая, получили разрешение на постоянное проживание в стране.

Вместе с тем существовали и общие проблемы трудоустройства иностранцев. Из-за отсутствия положения о процедуре получения рабочей визы (7) все больше и больше иностранцев устраивались на работу нелегально. Для регулирования трудоустройства иностранцев и борьбы с нелегальными мигрантами был принят ряд нормативно-правовых актов, среди которых нужно отметить "Правила трудоустройства иностранцев и учащихся иностранных лиц без вида на жительство в КНР" (1987) и "Уведомление о запрете нелегального трудоустройства иностранцев в КНР" (1994)9. Только в 1996 г. были опубликованы "Положения об управлении трудоустройством иностранцев", регламентирующие порядок оформления рабочей визы (7) и процедуру трудоустройства иностранцев. В "Положениях..." не рассматривались вопросы соцобеспечения10.

В целом, в этот период главным ориентиром миграционной политики Китая было привлечение иностранных специалистов, что

7 См.: Лун Чанхай, Коробеев А.И. Особенности миграционной политики современного Китая // Журнал российского права. 2010. № 9. С. 77—82.

8 См.: ФШШВД^ЖШ^ПК ^^ 248 Ж [Китай рассматривает сокращение ограничения выдачи зеленой карты: ежегодно будут выдавать 248 карт] // People.cn. 2014.06.03. URL: http://gx.people.com.cn/n/2014/0603/c229247-21332067. html

9 См.:

[Правила трудоустройства иностранцев и учащихся иностранных лиц без вида на жительство в КНР] // Ф^Ай^^ПШ^^А^^ [Министерства по труду и кадрам КНР]. URL: http://china.findlaw.cn/fagui/p_1/210324.html

10 См.: ^ЬШАЙФШЙ^^ЯМё [Положения об управлении трудоустройством иностранцев] // Ф^Ай^^ПШ^^^ [Министерства труда КНР]. URL: http://www.people.com.cn/zixun/flfgk/item/dwjjf/falv/2/2-1-51.html

позволило заложить правовую основу управления миграцией на территории КНР. Впоследствии Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей сосредоточил свое внимание на совершенствовании данной политики.

Стратегия привлечения специалистов и борьбы

с нелегальной миграцией (с 2004 г. по настоящее время)

В целях облегчения процедуры получения вида на жительство в Китае было принято Положение "О регулировании выдачи иностранным лицам вида на жительство в Китае" (2004), предоставившее право постоянного проживания в КНР высококвалифицированным специалистам, работающим на совместных с Китаем предприятиях, крупным зарубежным инвесторам, лицам, внесшим большой вклад в развитие Китая, членам воссоединяющихся семей (при этом, право распространяется как на супругов и детей, так и на дальних родственников)11. Спустя год после вступления в силу данного Положения, к сентябрю 2005 г., численность иностранцев, получивших вид на жительство, составила 649 человек, что в сто раз больше, чем за период с 1978 по 2003 г.12

Для совершенствования институтов привлечения высококвалифицированных специалистов государство занялось вопросами их социального обеспечения. В 2012 г. вступил в силу "Перечень прав и социального обеспечения, предоставляемых иностранцам, имеющим вид на жительство в Китае", установивший, что у иностранцев при наличии права постоянного жительства такие же права и обязанности, как и у всех китайских граждан. Данный порядок распространяется на все жизненно важные правовые аспекты и вопросы благосостояния, в том числе в области работы, учебы

13

и покупки недвижимости13.

11 ^ШЛЙФШжА^ШФЙ^а^Й [Положение о регулировании выдачи иностранным лицам вида на жительство в Китае] // ^^^ЙЛ^^Ш^ЙЙ [Управление въезда и выезда Министерства общественной безопасности КНР]. URL: http://www.mps.gov.cn/n16/n84147/n84181/1043045.html

12 [Пресс-конференция Министерства общественной безопасности КНР]. 2005.17.11. URL: http://www.china.com.cn/zhibo/200511/ 17/content_8784797_2.htm

25 шп^ЁРЖ^шлйФШ/т^ш^^^Шй^шшшпФ^

ЛК^даШЛЛЙ^дай^^^^ [Уведомление о публикации "Перечня прав и социального обеспечения, предоставляемых иностранцам, имеющим вид на жительство в Китае" / Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения КНР; Организационный отдел ЦК КПК, Министерство общественной безопасности и другими 25 отделами] // Ф^Лй^дашЛЛЙШПЙ^Ш*^ [Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения КНР]. URL: http://www. mps.gov.cn/n16/n1282/n3508/n2173912/3445263.html

Закон "О контроле за въездом в страну и выездом из страны иностранцев" (2012) и подробные Правила "Контроля за въездом в страну и выездом из страны иностранцев" (2013) создали режим благоприятствования для въезда в страну и работы в ней иностранных специалистов и инвесторов. По сравнению с предшествующим режимом появились новые разновидности виз: коммерческая виза (M), виза членам семей граждан Китая или имеющим вид на жительство иностранным гражданам, которые приезжают в Китай в целях воссоединения с семьей или осуществления опекунства (Q1), виза для приезжающих в Китай к родственникам (Q2), виза специалиста (R), гостевая виза для родственников иностранца, работающего или обучающегося в Китае (S).

В 2008 г. на государственном уровне была разработана специальная программа "Тысяча талантов", в целях привлечения в Китай высококвалифицированных кадров, научных исследователей высокого уровня и предпринимателей научно-технических предприятий. Китайское Правительство выделило специальные пособия и компенсировало расходы иностранным специалистам, предоставив им "сверхнациональный статус", льготы и преференции в различных социальных услугах14. В отличие от предыдущей программы "Сто талантов", новая программа добилась очевидного прогресса в привлечении специалистов. За 2008—2017 гг. более 6000 иностранных экспертов, предпринимателей и соотечественников, добившихся высоких научных результатов за границей, воспользовались этой программой и внесли вклад в развитие Китая15.

Другим важным направлением миграционный политики этого периода стала борьба с незаконной миграцией. В течение долгого времени большинство нелегальных мигрантов составляли беженцы или лица, незаконно переселившиеся в Китай из таких приграничных стран, как КНДР, Вьетнам и т.д. С начала 2000-х гг., по мере бурного развития экономики и международной торговли Китая, выросла численность иностранных мигрантов, которые незаконно въехали и работали в Китае. Согласно имеющимся статистическим данным, в 2005 г. в Китае находились 31 735 незаконных мигрантов, 27% из которых принадлежат к "трем видам нелегалов" — нелегально въезжающих, нелегально пребывающих и нелегально работающих. В 2006 г. более 36 тысяч нелегальных мигрантов были наказаны, 9,5 тыс. из них были депортированы из Китая16. В по-

14 См.: сайт Спецпрограммы "Тысяча талантов". URL: http://www.1000plan.org/ qrjh/section/2?m=rcrd

15 См.: Там же.

16 См.: Ш>1ШФШ: 1ШШйЖШ±<кШШШ±)Ш [Сон Чуаньчень. Европа и Китай: Сравнение проблемы нелегальной миграции и политики ее регулирования] // LÜ [Социальная наука Провинции Шаньдун]. 2011. 8 Ж. 23 Й.

следние годы, ситуация с нелегальной миграцией в Китае ухудшилась. Прежде всего надо отметить нелегальных мигрантов из стран Африки, к примеру в Гуанчжоу в 2016 г. проживало 200—300 тыс. африканцев (90% из них мужчины), 10% из них находились в Китае легально17. Такое количество нелегалов не только негативно влияет на местный рынок труда, но и угрожает общественной стабильности, поскольку некоторые из них вовлечены в преступную деятельность, в том числе в наркоторговлю.

В октябре 2004 г. Министерством общественной безопасности КНР проведена дискуссия по проблеме борьбы с правонарушениями и преступлениями, совершаемыми незаконными мигрантами. В ходе дискуссии были проанализированы состояние и динамика незаконной миграции в Китае, обобщен опыт борьбы с ней, подчеркнута важность сотрудничества с сопредельными странами в сфере совместной борьбы с нелегальной миграцией18. Сегодня Китай уже наладил договорно-правовое сотрудничество в данной области с более чем 40 странами, в том числе с государствами ЕС, США, Россией и другими странами СНГ. Кроме того, в Законе "О контроле за въездом в страну и выездом из страны иностранцев", вступившем в силу с 1 июля 2013 г., усилена административная ответственность лиц, нарушающих пограничный режим и режим пребывания на территории Китая: нелегальные мигранты могут быть оштрафованы на сумму до 10 000 юаней или арестованы на срок до 15 дней. Нелегальная трудовая деятельность наказывается штрафом в размере до 20 000 юаней19. В регионах, где фиксируется наибольшее число незаконных мигрантов, часто проводятся спецоперации против нелегалов, например "100 дней разгона" в приграничных регионах Китая и др.

Таким образом, в последние годы приняты и введены в действие Закон о "Контроле за въездом в страну и выездом из страны иностранцев" и сотни других нормативно-правовых актов, позволивших уточнить процедуры регулирования миграционных процессов и упорядочить положение различных категорий населения Китая, что приблизило его миграционную политику к нормам международного права.

17 См.: [Сколько африканцев в Гуанчжоу? Разборы и обсуждение ученных] // ШШШШ [Пресса Волны]. 2016. 14.07. URL: http://www.thepaper.cn/newsDetail_forward_1498095

18 См.: Лун Чанхай, Коробеев А.И. Указ. соч.

19 Ф^Лй^даШЙ^Л^ааСВЛ+Ю [Закон о контроле за въездом в страну и выездом из страны иностранцев (пункт №60)] // Ф^Лйй^ПШФЛЛ ЙЙ^ЙЙ [Центральное народное правительство КНР]. URL: http://www.gov.cn/ flfg/2012-06/30/content_2174944.htm

Проблемы и пути их решения

Можно выделить ряд проблем миграционной политики Китая. Во-первых, в Китае отсутствуют официальное определение термина "мигрант" и классификация мигрантов, поэтому вместо этого термина в официальных материалах и нормативно-правовых актах употребляется много слов с расплывчатыми значениями: "иностранец", "гражданин другой страны" и др. Из-за отсутствия точной классификации мигрантов существуют затруднения как при их учете, так и при проведении научных исследований. Таким образом, на базе изучения опыта других стран мира необходимо ввести в законодательные акты нормативное толкование термина "мигрант" и классификацию мигрантов, отвечающую реальной миграционной ситуации КНР.

Во-вторых, в настоящий момент в Китае нет специального органа, занимающегося исключительно проблемой миграции. Эти функции в основном выполняют три органа власти: Министерство общественной безопасности отвечает за регулирование въезда в страну и выезда из нее иностранцев; Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения — за управление социальным обеспечением и трудоустройство иностранцев; Бюро по делам иностранных специалистов — за привлечение экспертов в Китай. Кроме того, в регулировании миграции участвуют и другие органы власти: Канцелярия Госсовета по делам китайцев, проживающих за границей, Министерство коммерции, Министерство иностранных дел, Государственный комитет по развитию и реформам, Министерство образования, Министерство науки и техники, Министерство промышленности и информационных технологий, Министерство финансов и др. Хотя налажено взаимодействие этих государственных органов, но нередко случается дублирование административных функций или их невыполнение — в том случае, если органы сваливают свою ответственность друг на друга. Все это снижает эффективность реализации миграционной политики в Китае. Опыт других стран (России, США, Австралии и т.д.) убеждает в необходимости создания специального государственного органа, реализующего государственную политику в сфере миграции и осуществляющего правоприменительные функции, функции контроля, надзора и оказания государственных услуг в сфере миграции.

В-третьих, в настоящее время в Китае отсутствует единый закон, регулирующий все вопросы миграции и определяющий вектор развития миграционной политики КНР. В действующем законодательстве существует много недоработок и ограничений, препятствующих осуществлению эффективной миграционной политики

в Китае. Главный недостаток законодательной базы в том, что она абстрагирована от проблем экономического развития страны. Как мы уже упоминали, в Китае наблюдается серьезный дефицит высококвалифицированных специалистов, и для их привлечения принят ряд поправок в предшествующие законодательные акты, предоставлявшие иностранным специалистам "вид на жительство" и льготы в социальных обеспечениях. Но процедура их оформления столь сложна, что закон стал настоящим шлагбаумом на пути иммиграции в Китай. В конце 2011 г. лишь 4752 иностранца получили вид на жительство, среди них научно-технические работники составили только 1735 человек. В том же году численность специалистов, получивших постоянный вид на жительства в США, Австралии и Великобритании, составила более 120 тыс., 100 тыс. и 30 тыс. соответственно. Из этого следует, что для привлечения большего числа специалистов необходимо совершенствовать миграционную политику и законодательные акты в целях упрощения административной процедуры оформления разрешения на работу и проживание для иностранцев, введения современной системы отбора иммигрантов, улучшения социального обеспечения иностранцев и условий адаптации иммигрантов в Китае.

Заключение

Таким образом, в рамках данной статьи были рассмотрены три основных этапа развития миграционной политики Китая с 1949 г. по настоящее время, что позволило выявить ряд нерешенных проблем в нормативно-правовой и институциональной сферах и выдвинуть несколько предложений по совершенствованию китайской миграционной политики. Можно прогнозировать, что на фоне развития экономики КНР ее связи с другими странами будут теснее, а численность иммигрантов, переселяющихся в Китай, больше. Поэтому разработка эффективной миграционной политики еще долгое время будет актуальной и будет оказывать влияние не только на положение мигрантов, но и на все другие сферы развития страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Лун Чанхай, Коробеев А.И. Особенности миграционной политики современного Китая // Журнал российского права. 2010. № 9. С. 77—82.

М^ФЖМШУЙШП [Программа развития туризма во время "13-й пятилетней программы народнохозяйственного и социального развития"] // ^^ШШИ [Министерство общественной безопасности]. URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2016-12/26/content_ 5152993.htm

^Щ^. [Ли Минхуань. Исследование международ-

ной миграционной политики]. ЯП: 2011, 23

ЯШМКШ. ^^ЙТЙФН^ШЖ [Лю Юйньган, Чень Юэ. Китайская миграционная политика на фоне глобализации: критики и перспективы] // [Исследование мировой гео-

логии]. 2015. 24 1 Я. 3

ФН^^^^^ [История изменения режима китайского "Грин-карда"] // Uschinapress.com. 2017. 3 марта. URL: http://news.uschinapress. com/2017/0303/1097100.shtml

ФФАйЛЯН&йЖ^Л^аЙ&ШДО [Подробные правила осуществления Закона о контроле за въездом в страну и выездом из страны иностранцев] // Ф^Ай^^ПНН^К^Ш [Официальный бюллетень Государственного Совета КНР]. 1986 34 Я.

ЯЖ[1980] 270 [Испытательные

положения об иностранных культурно-просветительных специалистах]. URL: https://baike.baidu.com/redirect/6145g0f3MgyNz0dRmhL4yZ2qZxVy0 hXxobcQ3YQ3BH9lTpFVhygPqfEpZcwDMt1WzBT8JG8p9yhcuuW-1IGALaMDuaxNLqaDCTCoVyGKVv_HQsE

Ф НВДЙШШ^П® 248 ^ [Китай рассматривает сокраще-

ние ограничения выдачи зеленой карты: ежегодно будут выдавать 248 карт] // People.cn. 2014. 06.03. URL: http://gx.people.com.cn/n/2014/0603/c229247-21332067.html

[Правила трудоустройства иностранцев и учащихся иностранных лиц без вида на жительство в КНР] // Ф^Ай^ПН^^А^Ш [Министерство по труду и кадрам КНР]. URL: http://china.findlaw.cn/fagui/p_1/210324.html ^ЬНАЙФН^Ф^ШЙё [Положения об управлении трудоустройством иностранцев] // Ф^Ай^^ПН^^Ш [Министерство труда КНР]. URL: http://www.people.com.cn/zixun/flfgk/item/dwjjf/falv/2/2-1-51.html

^ЬНАЙФНЖ^^ШФЙЬ^Ш^Й [Положение о регулировании выдачи иностранным лицам вида на жительство в Китае] // ^^ШЖЛШ^Ш М ИЙ [Управление въездом и выездом Министерства общественной безопасности КНР]. URL: http://www.mps.gov.cn/n16/n84147/n84181/1043045.html Ф^АИ^ПН^^ШЙЯЖФ^ [Пресс-конференция Министерства общественной безопасности КНР]. 2005. 17.11. URL: http://www.china. com.cn/zhibo/200511/17/content_8784797_2.htm

[Уведомление о публикации "Перечня прав и социального обеспечения, предоставляемых иностранцам, имеющим вид на жительство в Китае" / Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения КНР; Организационный отдел ЦК КПК, Министерство общественной безопасности и другие 25 отделов] // [Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения КНР]. URL: http://www.mps.gov.cn/ n16/n1282/n3508/n2173912/3445263.html

ШЛШФЯ: [Сон Чуаньчень.

Европа и Китай: Сравнение проблемы нелегальной миграции и политики ее регулирования] // [Социальная наука Провинции Шань-

дун]. 2011. 8 Я. 23 Ж.

[Сколько африканцев в Гуанчжоу? Разборы и обсуждение ученных] // ШШШШ [Пресса Волны]. 2016. 14.07. URL: http://www.thepaper.cn/newsDetail_forward_1498095

Ф^АЙ^ПЯЖШЛШ^ЯЙ (ЖЛ+Ю [Закон о контроле за въездом в страну и выездом из страны иностранцев (пункт №60)] // Ф^Ай^^П [Центральное народное правительство КНР]. URL: http://www.gov.cn/flfg/2012-06/30/content_2174944.htm

REFERENCES

Long Changhai, Korobeev A.I. Features of the migration policy of modern China / / Journal of Russian Law. 2010. N 9. С. 77-82 (in Russian).

ЯШ^ЕРЖ "+=£" М^ФЖМЯШШП [The program of development of tourism during the "13th five-year program of economic and social development"] // ^^ШШИ [Ministry of Public Security]. URL: http://www.gov. cn/zhengce/content/2016-12/26/content_5152993.htm (in Chinese).

^Щ^. Я^^ЙЙШ^Й [Li Minghuan. Study of the International Migration Policy]. ЯП: ЯП^#ЖШ±, 2011, 23 Ж (in Chinese).

^Ш^ЙТЙФЯ^ЙЙЖ [Liu Yungang, Chen Yue. Chinese migration policy under the background of globalization: critics and prospects] // [Research of world geology]. 2015.

24 1 Я. 3 Ж (in Chinese).

ФЯ^^^Й^ [History of the change in the regime of the Chinese "Green Card"] // Uschinapress.com. 2017. 3 march. URL: http://news.uschinapress. com/2017/0303/1097100.shtml (in Chinese).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ф^АЙ^ПЯ^ЙЖШЛШ^ЯЙ^МЙ [Rules for the Implementation of the Law of the People's Republic of China Governing the Administration of Entry and Exit of Foreigners] // [Official Bulletin of the State Council of the People's Republic of China]. 1986 34 Я.

ЯЖП980] 270 ^«^Я^^ЖХ^ШтШ» [Measures for the Administration of Wages and Living Treatments for Foreign Cultural and Educational Experts]. URL: https://baike.baidu.com/redirect/6145g0f3MgyNz0d-RmhL4yZ2qZxVyOhXxobcQ3YQ3BH9lTpFVhygPqfEpZcwDMt1WzBT8JG-8p9yhcuuW-1IGALaMDuaxNLqaDCTCoVyGKVv_HQsE (in Chinese).

ФЯВДЙШШ^П® [China is researching to reduce

the threshold of green card issuance of 248 cards a year] // People.cn. 2014. 06.03. URL: http://gx.people.com.cn/n/2014/0603/c229247-21332067.html (in Chinese).

[Provisions on employment of foreigners and foreign students without a residence permit in the PRC] // Ф^Ай^ПЯ^^А^Ш [Ministry of Labor and Personnel of PRC]. URL: http://china.findlaw.cn/fagui/p_1/210324.html (in Chinese).

^bBAffitBiS^'WfflKS [Provisions on the Employment of Foreigners in China ] // t^AK^WB^^^ [Ministry of Labor and Personnel of PRC]. URL: http://www.people.com.en/zixun/flfgk/item/dwjjf/falv/2/2-1-51.html (in Chinese).

^BAffi^B^^^S^tt^ffl^S [Measures for the Administration of Examination and Approval of Foreigners' Permanent Residence in China] // ^^^^A^WfflM^^ [Exit & Entry Administration Department of the Ministry of Public Security, P.R. China.]. URL: http://www.mps.gov.cn/n16/ n84147/n84181/1043045.html (in Chinese).

Press Conference of the Ministry of Public Security of the People's Republic of China]. 2005. 17.11. URL: http:// www.china.com.cn/zhibo/200511/17/content_8784797_2.htm (in Chinese).

[Circular of 25 Authorities

Including the Organization Department of the Central Committee of Communist Party of China, the Ministry of Human Resources and Social Security and the Ministry of Public Security on Printing and Distributing the Measures for Entitlements of Foreigners with Permanent Residency in China] // t^AK^ WBA^KSWtt^®*^ [Ministry of Human Resources and Social Security]. URL: http://www.mps.gov.cn/n16/n1282/n3508/n2173912/3445263.html (in Chinese).

Wl'l^tB: [Song Quancheng.

Europe and China: Comparing the problem of illegal migration and its regulatory policies] // [Social Science of China]. 2011. 8 ffl. 23 ^ (in Chinese).

[How many Africans are

in Guangzhou? Discussions and discussions of scientists] // [The Paper].

2016. 14.07. URL: http://www.thepaper.cn/newsDetail_forward_1498095 (in Chinese).

[Exit-Entry Administration Law of the People's Republic of China (item №60)] // t^AK№WBt^A [Central People 's Government of the People' s Republic of China]. URL: http://www.gov.cn/flfg/2012-06/30/content_2174944.htm (in Chinese).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.