Научная статья на тему 'Политические и правовые особенности въезда и выезда в КНР'

Политические и правовые особенности въезда и выезда в КНР Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
453
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОН КНР "ОБ УПРАВЛЕНИИ ВЪЕЗДОМ И ВЫЕЗДОМ" / ВИЗОВЫЙ РЕЖИМ КНР / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КНР / МИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КНР / НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / EXIT-ENTRY ADMINISTRATION LAW OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA / THE VISA REGIME OF THE PRC / THE MIGRATION POLICY OF THE PRC / THE MIGRATION LEGISLATION OF THE PRC / ILLEGAL MIGRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Балданова Раджана Александровна

Статья посвящена действующему Закону КНР «Об управлении въездом и выездом». Анализ правоприменительной практики помогает более точно определить современное состояние миграционной политики Китая и ее политико-правовые последствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political and legal features of entry and exit in the PRC

The article is devoted to the current Exit-Entry Administration Law of the People’s Republic of China. Analysis of law enforcement practice helps to more accurately determine the current state of China's migration policy and its political and legal consequences.

Текст научной работы на тему «Политические и правовые особенности въезда и выезда в КНР»

Слово - молодым ученым

Р.А. БАЛДАНОВА аспирант кафедры политологии Востока ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова'

Политические и правовые особенности въезда и выезда в КНР

В современном мире миграционное законодательство -важный инструмент, регулирующий миграционные отношения, и элемент системы государственной безопасности. Китай в силу своей исторической специфики никогда не был иммиграционной страной, но в последние десятилетия реформ и открытости активно разрабатывает и совершенствует миграционное законодательство. На сегодняшний день миграционное законодательство КНР представлено Конституцией КНР, Законом КНР «О гражданстве КНР»1, Законом КНР «Об управлении въездом и выездом». Следует отметить, что регулирование миграционной сферы помимо законов осуществляется на уровне подзаконных актов правотворчества, принимаемых органами Госсовета. В их перечень входят «Правила выдачи вида на постоянное жительство иностранцам в КНР», «Правила прописки КНР» и др. Наша задача рассмотреть, как Закон КНР «Об управлении въездом и выездом» реализуется, какие возникают проблемы и каковы политические последствия его реализации для китайского общества.

Закон КНР «Об управлении въездом и выездом» был принят 30 июня 2012 г. и вступил в силу 1 июля 2013 г. Данный закон устанавливает общие правила въезда в КНР и выезда из КНР граждан Китая, иностранных граждан, правила оформления виз для иностранных граждан, правила

* Балданова Раджана Александровна, e-mail: radzhana1603@mail.ru

1 Zhonghua renmin gongheguo guojifa. (Закон КНР «О гражданстве КНР» от 10.09.1980 г.) // Zhongyang zhengfu wangzhan. URL: http://www.gov.cn/ban-shi/2005-05/25/content_843.htm (дата обращения: 24.05.2017 г.)

пребывания, проживания и постоянного проживания иностранных граждан на территории КНР, правила проведения проверок нарушений иммиграционного законодательства и депортации иностранных граждан-правонарушителей. Мы предлагаем рассмотреть содержание гл. 3 «Въезд и выезд иностранных граждан» и гл. 4 «Пребывание и проживание иностранных граждан на территории Китая» этого закона, а затем рассмотреть его действие на практике.

Глава «Въезд и выезд иностранных граждан» состоит из двух параграфов - «визы» и «въезд и выезд». После образования КНР (1949 г.) правительство начало устанавливать визовый режим. В это время правительство КНР при формировании миграционной политики руководствовалось такими целями, как построение коммунизма, утверждение лидирующих позиций в развивающихся странах. Поэтому в период до 1980 г. правительство жестко контролировало процесс выезда из страны. Тех, кто пытался эмигрировать из Китая, называли «pantaozhe»1. В данных исторических и политических условиях постановления о сроке действия визы для иностранцев, правила пересечения границы, а также цели приезда имели определенные ограничения. На момент, когда в 1964 г. Государственный совет опубликовал положения, регулирующие туризм, проживание, въезд и выезд иностранных граждан, число въезжающих и проживающих иностранцев было невелико2. Но по мере расширения политики реформ и открытости международные отношения продолжали активно развиваться, число въезжающих и выезжающих иностранцев все увеличивалось, вследствие чего возникла необходимость срочно пересмотреть систему въезда и выезда иностранцев3. В 1985 г. был принят Закон (ныне действующий Закон 2012 г.), регулирующий въезд и выезд иностранцев. Иностранцы, въезжающие в Китай, должны были подавать заявление на оформление визы в дипломатическое представительство, консульское учреждение или в другое уполномоченное МИД загранучреждение. Иностранный гражданин может быть освобожден от оформления визы, если он следует по транзитному билету международным рейсом через

1 Пантаоджэ (кит. «pàntâozhë») - предатели, дезертиры.

2 Xin Chuning, Huan Wey. Zhonghua renmin gongheguo churujing guanlifa jiedu (Анализ Закона КНР «Об управлении въездом и выездом» от 30.06.2012 г.). Peking, 2012.

3 Liu Guofu. Chinese Immigration Law. Burlington, 2010.

территорию КНР в другое государство, при этом период его

пребывания на территории КНР не превышает 24 часов без

1

выхода из пункта пропусков .

В КНР существуют четыре типа виз: дипломатические визы, визы вежливости, служебные визы и обыкновенные визы. Дипломатические и служебные визы выдаются иностранным гражданам, въезжающим по дипломатическим или служебным основаниям. Виза вежливости выдается иностранным гражданам, которым необходимо оказать прием в силу особенностей их правового положения. Иностранным гражданам, въезжающим в связи с работой, учебой, посещением родственников, туризмом, коммерческой деятельностью, привлечением специалистов, выдается обыкновенная виза соответствующей категории. Визовые органы выдают визы соответствующей категории опираясь на законодательство, а также исходя из статуса, цели приезда, категории паспорта иностранца.

Глава «Пребывание и проживание иностранных граждан на территории Китая» включает в себя два раздела - «временное пребывание» и «постоянное проживание». В данном законе пребывание и проживание разграничиваются на основании различий в документах на въезд и выезд, продолжительности срока пребывания. В соответствии с целью поездки иностранного гражданина определяется, к какой категории он будет причислен - временное пребывание либо постоянное проживание. Эти правила распространяются на определенные визовые категории. Согласно положениям закона период в течение 180 дней является временным критерием определения принадлежности к категории постоянного проживания либо временного пребывания2.

В ст. 30 говорится, что минимальный срок проживания иностранного гражданина в связи с работой - 90 дней, максимальный - 5 лет. Минимальный срок проживания иност-

1 Bork-Huffer, Tabea and Yuan Yuan-Ihle. The Management of Foreigners in China: Changes to the Migration Law and Regulations during the Late Hu-Wen and Early Xi-Li Eras and Their Potential Effects // International Journal of China Studies, 2014, № 5(3), р. 571-597.

2 Zhonghua renmin gongheguo churujing guanli tiaoli (Положение «Об управлении въездом и выездом иностранных граждан») // Zhongyang zhengfu wangzhan. URL:http://www.gov.cn/zwgk/2013-07/22/content_2452453.htm (дата обращения: 12.06.2017 г.)

ранного гражданина с визой других видов - 180 дней, максимальный - 5 лет. Временное пребывание в течение 180 дней в общемировой практике считается относительно продолжительным сроком. Большинство стран использует 90 дней как самый длительный срок пребывания для краткосрочных виз. Что касается реальной практики Китая, то находящиеся за рубежом визовые органы в основном выдают визы сроком менее чем на 90 дней, визы сроком свыше 90 дней выдаются довольно редко. Виза со сроком пребывания 180 дней предназначена для удобства этнических китайцев с иностранным гражданством при возвращении на родину, визитах родственников, по работе, а также при привлечении иностранных высококлассных кадров для содействия экономическому и социальному развитию Китая.

Иностранцы, которые нуждаются в продлении срока, указанного в визе, могут подать заявление на продление срока действия визы. При необходимости продлить срок пребывания заявление подается за 7 дней до окончания срока пребывания, указанного в визе. В случае отказа в продлении визы иностранный гражданин обязан в срок выехать за границу. Решение об отказе в продлении обыкновенной визы, вынесенное отделом управления въездом и выездом органа общественной безопасности, является окончательным, поэтому нельзя подать заявление на пересмотр административных действий в случае несогласия с вынесенным решением или подать административный иск. Чтобы предотвратить попытки иностранных граждан увеличить срок пребывания через многократное продление, ст. 29 Закона постановляет, что «продление срока пребывания по визе не может в общей сложности превышать общий срок пребывания, указанный в визе». Таким образом, если иностранец обладает визой сроком на 90 дней, он может продлить срок пребывания самое большее на 90 дней, длительность пребывания будет 90+90=180 дней, а после истечения данного срока иностранцу необходимо покинуть страну.

Мы предлагаем рассмотреть положения действующих законов на примере туристической визы, так как данная визовая категория является самой распространенной. Автор настоя-

1 Документы на проживание в связи с учебой, для журналистов, в связи с воссоединением с семьей или по личным основаниям (ст. 15 Закона КНР «Об управлении въездом и выездом»).

щего исследования прибыла в Китай, провинцию Гуандун, г. Гуанчжоу по туристической однократной визе сроком на 30 дней. С целью получения эмпирического материала для данной статьи автор намеренно просрочила визу и обратилась в отделение миграционной полиции. В соответствии со ст. 29 Закона КНР «Об управлении въездом и выездом» для продления действия визы необходимо обратиться в отдел управления въездом и выездом полиции за 7 дней до окончания срока пребывания1. Разрешение на продление срока пребывания выдается в случае признания причин подачи заявления обоснованными и подтвержденными после проведения проверки. При обращении в миграционное отделение г. Гуанчжоу за консультацией выяснилось, что для подачи документов на продление необходимо предоставить документ, подтверждающий регистрацию. В положении «Об управлении въездом и выездом иностранных граждан» о регистрации не упоминается. Однако в правилах продления визы отдела управления въездом и выездом органа общественной безопасности г. Гуанчжоу есть пункт о необходимости регистрации иностранного гражданина.

Что такое временная регистрация? В соответствии с Законом КНР «Об управлении въездом и выездом» иностранный гражданин при поселении или проживании в другом месте помимо гостиницы обязан в течение 24 часов оформить регистрацию в органе общественной безопасности по месту нахождения. По сути для держателей туристической визы регистрация необходима только в случае подачи заявления на продление визы. На практике же наличие регистрации у туристов никак не отслеживается. Иностранец может сделать временную регистрацию по месту жительства в отделе полиции. Документы, необходимые для подачи заявления - виза, бронь отеля или договор аренды квартиры.

Для сравнения мы обратились в два полицейских участка. В участке, назовем его А, оказалось необходимым личное присутствие арендатора жилья на момент подачи документов. В правилах данного участка красным выделен пункт: иностранец, делающий регистрацию в первый раз, должен прийти вместе с владельцем квартиры. Если владелец не

1 Zhonghua renmin gongheguo churujing guanlifa (Закон КНР «Об управлении въездом и выездом» от 30.06.2012 г.) // Zhongyang zhengfu wangzhan. URL: http://www.gov.cn/flfg/2012-06/30/content_2174944.htm (дата обращения: 12.06.2017 г.)

может прийти, то доверенное лицо должно прийти с документами хозяина (оригиналом и копиями). В нашем случае после длительных переговоров они согласились ограничиться копиями документов хозяина квартиры, но потребовали сделать проверку места жительства. Проверка носила формальный характер: начальник полиции приехал не на служебном, а на личном автомобиле в сопровождении двух сотрудников. Основная цель проверки - установить факт проживания человека, подавшего заявление на продление визы, в данной квартире. Но в действительности это проверить практически невозможно. Равным образом можно пригласить сотрудников полиции в квартиру друга, который дал возможность сделать временную регистрацию, предоставив контракт аренды жилья и копии документов владельца квартиры. Формальность процедуры заключалась в небрежном фотоотчете на личный телефон сотрудника полиции. В участке Б, куда мы обращались ранее для оформления регистрации, личное присутствие владельца квартиры и копии его личных документов не требовались. Но процедура регистрации оформлялась в течение трех календарных дней.

В отделе управления въездом и выездом органа общественной безопасности г. Гуанчжоу наше заявление на продление визы было принято только после получения регистрации. Нам удалось договориться, чтобы виза вместо семи календарных дней была готова уже через три дня.

Представляется возможным сделать следующие выводы. В Китае еще нет специального органа, занимающегося исключительно проблемами мигрантов. Задачи неравномерно распределены между многочисленными государственными структурами, действия которых не систематизированы и не скоординированы. В каждой провинции действует своя миграционная политика, регулируемая актами правотворчества, принимаемыми местными органами власти и в основном направленными на регулирование вопросов социально-экономического развития региона. Например, даже полицейские участки имеют собственный регламент процедуры регистрации иностранных граждан: в положении «Об управлении въездом и выездом иностранных граждан» регистрация не упоминается, но она необходима согласно правилам миграционной полиции г. Гуанчжоу. В системе очень много изъянов, которые можно легко обойти. Так как нормативно-правовая база миграционной политики Китая нахо-

дится на стадии становления, многие процедуры зачастую носят формальный характер.

Во время исследования мы обращались в разные государственные инстанции за получением информации. Нельзя не отметить моменты, характеризующие особенности китайской бюрократии. Сотрудники довольно хорошо знают содержание законов, но складывается впечатление, что они боятся брать на себя ответственность за решение проблем, выходящих за рамки регламента. Также нельзя не отметить тот факт, что все деловые переписки и звонки

осуществляются через личные мобильные телефоны чи-

1

новников в мессенджере «вичат» .

Рассматриваемый закон дает представление об основных приоритетах миграционной политики Китая это: борьба с нелегальной миграцией, нелегальным проживанием и нелегальным пребыванием иностранных граждан. Однако для более глубокого понимания реальной ситуации в сфере миграционного регулирования необходимо анализировать сопутствующие подзаконные нормативные правовые акты и местные акты правотворчества.

Балданова Р.А. Политические и правовые особенности въезда и выезда в КНР. Статья посвящена действующему Закону КНР «Об управлении въездом и выездом». Анализ правоприменительной практики помогает более точно определить современное состояние миграционной политики Китая и ее политико-правовые последствия.

Ключевые слова: Закон КНР «Об управлении въездом и выездом», визовый режим КНР, миграционная политика КНР, миграционное законодательство КНР, нелегальная миграция.

Baldanova R.A. Political and legal features of entry and exit in the PRC. The article is devoted to the current Exit-Entry Administration Law of the People's Republic of China. Analysis of law enforcement practice helps to more accurately determine the current state of China's migration policy and its political and legal consequences.

Keywords: Exit-Entry Administration Law of the People's Republic of China, the visa regime of the PRC, the migration policy of the PRC, the migration legislation of the PRC, the illegal migration.

1 WeChat (кит. Weix¡n, дословно «микросообщение») - мобильная коммуникационная система для передачи текстовых и голосовых сообщений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.