Научная статья на тему 'СИСТЕМА СНАБЖЕНИЯ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА (1941–1942)'

СИСТЕМА СНАБЖЕНИЯ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА (1941–1942) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Блокадный Ленинград / Военный совет Ленинградского фронта / тыл Краснознаменного Балтийского флота / тыл Ленинградского фронта / водные коммуникации. / Besieged Leningrad / Military Council of the Leningrad Front / Rear of the Red Banner Baltic Fleet / Rear of the Leningrad Front / water communications.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федулов С. В., Третьяков А. В., Соколов В. В.

8 сентября 1941 г. началась героическая блокада Ленинграда. Ленинградский фронт, Краснознаменный Балтийский флот, блокадный город нуждались в поставках продовольствия, топлива, оружия и боеприпасов. В статье показано, каким образом была создана и как функционировала логистическая система снабжения в самый тяжелый период блокады в 1941–1942 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SUPPLY SYSTEM OF BESIEGED LENINGRAD (1941–1942)

On September 8, 1941, the heroic siege of Leningrad began. The Leningrad Front, the Red Banner Baltic Fleet, and the besieged city needed supplies of food, fuel, weapons, and ammunition. The article shows how the supply system was created and how it functioned during the most difficult period of the blockade in 1941-1942.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА СНАБЖЕНИЯ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА (1941–1942)»

УДК 9.93/94

СИСТЕМА СНАБЖЕНИЯ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА

(1941-1942)

© 2024 С. В. Федулов1, А. В. Третьяков2, В. В. Соколов3

1 доктор исторических наук, профессор кафедры военно-политической работы в войсках (силах), доцент, член-корреспондент Академии военных наук е-mail: serg. val. fed.661000@ yandex. ru

Военно-космическая академия им. А. Ф. Можайского

2доктор исторических наук, профессор кафедры истории России, профессор

e-mail: dr tretiyakov@mail.ru

Курский государственный университет

3научный сотрудник Военного института (научно-исследовательского) e-mail: sapere aude@internet.ru

Военно-космическая академия им. А. Ф. Можайского

8 сентября 1941 г. началась героическая блокада Ленинграда. Ленинградский фронт, Краснознаменный Балтийский флот, блокадный город нуждались в поставках продовольствия, топлива, оружия и боеприпасов. В статье показано, каким образом была создана и как функционировала логистическая система снабжения в самый тяжелый период блокады в 1941-1942 гг.

Ключевые слова: Блокадный Ленинград, Военный совет Ленинградского фронта, тыл Краснознаменного Балтийского флота, тыл Ленинградского фронта, водные коммуникации.

THE SUPPLY SYSTEM OF BESIEGED LENINGRAD

(1941-1942)

© 2024 S. V. Fedulov1, A. V. Tretyakov2, V. V. Sokolov3

1Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of Military and Political Work in the Military (forces), Associate Professor, Corresponding Member of the Academy

of Military Sciences e-mail: serg. val. fed.661000@ yandex. ru Military Space Academy named after A.F. Mozhaisky

2Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of Russian History, Professor

e-mail: dr tretiyakov@mail.ru Kursk State University

3Scientific employee of the Military Institute (scientific Research) e-mail: sapere aude@internet.ru Military Space Academy named after A.F. Mozhaisky

On September 8, 1941, the heroic siege of Leningrad began. The Leningrad Front, the Red Banner Baltic Fleet, and the besieged city needed supplies of food, fuel, weapons, and ammunition. The article shows how the supply system was created and how it functioned during the most difficult period of the blockade in 1941-1942.

Keywords: Besieged Leningrad, Military Council of the Leningrad Front, Rear of the Red Banner Baltic Fleet, Rear of the Leningrad Front, water communications.

В связи с ухудшением обстановки на фронте и приближением немецко-фашистских захватчиков к городу на Неве значительно увеличился поток эвакуированного оборудования предприятий и жителей Ленинграда. Помимо железнодорожного транспорта активно использовался водный путь эвакуации. Поэтому возникла необходимость создания четкой системы организации его функционирования. С этой целью в августе 1941 г. на всех участках водного пути были введены должности военно-морских комендантов по перевозкам, обязанности которых были определены инструкцией, утвержденной 3 сентября 1941 г. заместителем наркома ВМФ адмиралом И. С. Исаковым. В соответствии с данной инструкцией военно-морские коменданты:

- являлись представителями ВМФ и им подчинялся весь самоходный и несамоходный флот в зоне ответственности;

- несли ответственность за водные перевозки на своих участках и отвечали за своевременность выполнения погрузочно-разгрузочных работ, подачу под загрузку и выгрузку судов и транспортных средств;

- на своих участках отвечали за своевременность отправки груженых судов к месту назначения;

- инструктировали капитанов судов и представителей армии, сопровождающих караваны, о порядке следования в пункт назначения, руководствуясь полученными от командования флотилий, комендантов соседних участков данными о состоянии уровня воды на пути следования и прогнозах погоды;

- за час до отхода судна от места погрузки сообщали начальнику перевозок и военно-морскому коменданту соседнего участка время выхода, номер судна, его тоннаж и характер груза;

- через представителей пароходства и оперативной группы Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) обеспечивали восстановление пути в случае затопления судов в фарватере, а также принимали меры к быстрому ремонту поврежденных судов во время их движения;

- фиксировали время подачи судов под погрузку, начало и окончание погрузки и выгрузки актами за подписью военно-морского коменданта и представителя армии, сопровождающего груз [1, л. 279].

8 сентября 1941 г. началась героическая блокада Ленинграда. Всеми вопросами обороны, жизни и деятельности, в том числе снабжения, занимался Военный совет Ленинградского фронта, в состав которого были включены командование Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) и руководство города. С началом блокады единственным путем снабжения осталось Ладожское озеро.

Поэтому 11 сентября 1941 г. была создана специальная организация по перевозкам. Возглавлял ее уполномоченный Ленинградского фронта по перевозкам для снабжения Ленинграда всеми видами довольствия заместитель начальника тыла Ленинградского фронта генерал-майор А. М. Шилов. В помощь ему были назначены инспекторами по морским перевозкам полковой комиссар А. Т. Караваев, а с 15 октября 1941 г. капитан 2-го ранга В. З. Роговешка. Данное назначение было проведено на основании личного предписания заместителя наркома ВМФ и члена Военного совета Ленинградского фронта

адмирала И. С. Исакова, уделявшего большое внимание данному ответственному делу. Уполномоченный со всем своим аппаратом базировался в Новой Ладоге [2, л. 1].

Перевозки осуществлялись по заданиям, выдаваемым Военным советом Ленинградского фронта, при этом планом перевозок устанавливалось, что и когда нужно привезти. Вместе с тем в тяжелых условиях военных действий удавалось выполнять установленный план перевозок только в отдельные декады, но при этом всегда было четко определено, что и когда необходимо доставить в Ленинград. Следует отметить, что осенняя навигация 1941 г. была чрезмерно короткой и закончилась 15 ноября 1941 г. Из-за штормов она нередко прерывалась, например с 23 по 27 октября 1941 г. ни одно судно не смогло выйти в рейс. В течение 28 дней (с 23 октября по 20 ноября 1941 г.) регулярного сообщения по Ладоге не было 23 дня. Всего же на западный берег Ладожского озера было доставлено около 60 тыс. тонн различных грузов, из них 45 тыс. тонн продовольствия [3].

Одновременно с организацией водных перевозок в условиях блокады по Ладожскому озеру были проведены мероприятия по реорганизации транспортного сообщения по Финскому заливу. Так, в соответствии с решением Военного совета Краснознаменного Балтийского флота от 17 ноября 1941 г. были отрегулированы перевозки по Финскому заливу в условиях боевых действий. Они максимально сокращались, не допускался пробег порожнего и недогруженного тоннажа, а встречные перевозки запрещались. Погрузочно-разгрузочные работы в Ленинграде, Кронштадте проводились круглосуточно, а в Ораниенбауме они осуществлялись в зависимости от обстановки, при этом строго выполнялись нормы погрузки и выгрузки судов. Была строго регламентирована система транспортировки грузов. Заявки на водные воинские перевозки частям и соединениям КБФ представлялись в отдел военных сообщений (ВОСО) за трое суток, а на оперативные перевозки с санкции заместителя начальника штаба КБФ - за сутки. Снабженческие перевозки по обеспечению флота начальником тыла КБФ осуществлялись своими силами, а в случае недостатка плавсредств начальник тыла КБФ подавал заявки в отдел ВОСО на общих основаниях. Медико-санитарный отдел КБФ заявку на отправку переданных ему санитарных транспортных средств подавал в отдел ВОСО за сутки. На основе заявок составлялись ежедневные планы водных перевозок и их обеспечение вспомогательными средствами (буксиры, ледоколы, краны), которые утверждались заместителем начальника штаба КБФ капитаном 1-го ранга Ф. В. Зозулей отдельно по ВОСО и тылу КБФ. Утвержденный заместителем начальника штаба КБФ план водных перевозок являлся приказом, обязательным для выполнения всеми [1, л. 282]. Четко были определены обязанности должностным лицам по обеспечению транспортировки грузов. Так, на командира Кронштадтского военного порта возлагалось обеспечение буксирным флотом и кранами водных перевозок по заявкам военных комендатур ВОСО в Кронштадте и Ораниенбауме. Обеспечение водных перевозок буксирным флотом и кранами в Ленинградском торговом порту возлагалось на начальника порта, для этого в его распоряжение от КБФ были переданы буксиры «Айсберг» и «Ост». Формирование и проводка караванов ледоколами из Ленинграда возлагались на командира Ленинградской военно-морской базы, из Кронштадта - на командира охраны водного района (ОВР) Ленинградской базы. Для работ в районе Кронштадта и Ораниенбаума командованием КБФ был определен ледокол «Октябрь», в Ленинградском торговом порту - ледокол «Тасуя» [1, л. 283].

Однако этого было недостаточно. Требовалось создание четкой логистической системы не только транспортировки, но и мест хранения поставляемых грузов. Поэтому, основываясь на указаниях Военного совета Ленинградского фронта, в конце ноября 1941 г. служба тыла Краснознаменного Балтийского флота разработала, создала

и в навигацию 1942 г. отладила систему снабжения блокадного Ленинграда, Ленинградского фронта и флота. В систему снабжения входили транзитно-перевалочные склады, топливные склады, склады тыла, общефлотские склады, склады военно-морских баз, транспортные коммуникации. Система снабжения была построена следующим образом.

Грузы, централизованно поставляемые для защитников и жителей блокадного Ленинграда, концентрировались в Волховстрое на транзитно-перевалочных складах. Далее грузы рассредоточивались:

- по железной дороге и автотранспортом на транзитно-перевалочные склады в Сясьстрое;

- по железной дороге на транзитно-перевалочные склады в Кобоне;

- водным путем и автотранспортом на склады топлива в Гостинополье;

- водным путем и автотранспортом на склады тыла Ладожской военной флотилии в Новой Ладоге.

Далее транспортировка грузов из вышеперечисленных пунктов судами и кораблями осуществлялась водным путем по Ладожскому озеру и сосредоточивалась на транзитно-перевалочных складах в Осиновце и Морье, откуда часть топлива для обеспечения кораблей и судов, осуществляющих доставку грузов по Ладожскому озеру, автотранспортом направлялась на склады топлива Осиновецкой военно-морской базы.

Все грузы, сосредоточенные на транзитно-перевалочных складах в Осиновце и Морье, направлялись железнодорожным путем и автотранспортом на общефлотские склады в Ленинград и на транзитно-перевалочный склад флота в Лисий Нос.

В зависимости от потребностей и номенклатуры по представленным заявкам грузы, сосредоточенные на общефлотских складах в Ленинграде, направлялись автотранспортом и по железной дороге на транзитно-перевалочный склад флота в Лисий Нос и автотранспортом на склады Ленинградской военно-морской базы в Ленинград.

Защитникам Кронштадта и Ораниенбаума продовольствие, оружие, техника, боеприпасы, горючее и другие виды обеспечения поставлялись водным путем с транзитно-перевалочного склада флота в Лисьем Носу на склады Главной военно-морской базы в Кронштадте и склады отделения тыла Главной военно-морской базы в Ораниенбауме; с общефлотских складов в Ленинграде на склады Главной военно-морской базы в Кронштадте и через Кронштадт на склады отделения тыла Главной военно-морской базы в Ораниенбауме.

Корабли и части Краснознаменного Балтийского флота все необходимое получались со складов Ленинградской военно-морской базы в Ленинграде, Главной военно-морской базы в Кронштадте, отделений тыла Главной военно-морской базы в Ораниенбауме [4, л. 48].

Необходимо отметить, что строить складские помещения, оборудовать причалы, углублять гавани на побережье Ладожского озера пришлось заново, так как в мирное время для транспортировки в основном использовался Ладожский канал. Это было связано с тем, что Ладожское озеро с его непредсказуемыми и жестокими штормами для водного сообщения являлось не самой лучшей акваторией.

Тем не менее службами тыла Краснознаменного Балтийского флота была создана стройная, многоуровневая, разветвленная система снабжения, которая позволяла осуществлять централизованное снабжение блокадного города, армии и флота, так как через транзитно-перегрузочные, топливные склады и транспортные коммуникации от Волховстроя до Осиновца грузы доставлялись для жителей и предприятий Ленинграда и военнослужащих Ленинградского фронта.

Рассредоточенность складов способствовала скрытности и сохранности грузов в условиях систематических авиационных налетов и артиллерийских обстрелов блокадного города.

Необходимо отметить, что в условиях блокады системы снабжения армии и флота были объединены. Еще в ноябре 1941 г. решением Военного совета Ленинградского фронта Краснознаменный Балтийский флот до 1 декабря 1941 г. передал для снабжения города и фронта все наличное продовольствие. В соответствии с этим решением все продовольствие КБФ было передано тылу Ленинградского фронта, и в дальнейшем обеспечение флота продовольствием осуществлялось на равных основаниях со всеми войсками Ленинградского фронта [4, л. 64].

Благодаря созданной системе снабжения с начала навигации до 31 августа 1942 г. для блокадного Ленинграда, Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота было доставлено:

- продовольствия - 201 529 т;

- боеприпасов - 38 343 т;

- вооружения - 3633 т;

- прочих грузов - 11 994 т;

- мазута - 7005 т;

- мазута флотского - 30 706 т;

- керосина - 3177 т;

- бензина - 12 933 т;

- других ГСМ - 13 306 т;

- угля - 37 453 т [5, л. 11].

Всего за навигацию 1942 г. в блокадный Ленинград было доставлено более 775 тыс. т грузов [6, л. 4].

Из справки о количестве продовольствия и фуража следует, что Краснознаменному Балтийскому флоту, дислоцирующемуся в блокадном Ленинграде, с 1 января по 1 октября 1942 г. было поставлено: муки ржаной и пшеничной 8 515 013,6 кг; муки 1-го и 2-го сорта 667 420,4 кг; крупы разной 4 853 420,7 кг; мяса -1 741 175,0 кг; рыбы 1 155 106,0 кг; жиров животных 917 536,2 кг; масла растительного 512 981,0 кг; сахара 852 602,4 кг; чая 25 092,5 кг; соли 863 646,0 кг; мыла 78 821,0 кг; махорки 26 869,2 кг; спичек 650 000 коробков; концентратов 1-го и 2-го блюда 338 506,0 кг; клюквы 18 310,3 кг; молока сгущенного с сахаром 85 348,4 кг; сала (шпик) 104 233,8 кг; сухих овощей 242 661,6 кг; консервов мясных 466 729,7 кг; консервов мясорастительных 21 075,6 кг; консервов рыбных 17 550,0 кг; консервов овощных 51 890,1 кг; овощей соленых 170 364,4 кг; макарон 31 420,9 кг; лука репчатого 30 436,6 кг; мясокопченостей 22 204,0 кг; сыра 23 585,0 кг; муки картофельной 254,2 кг; витаминов 27 079,4 кг; яичного порошка 1649,0 кг; яиц 82 ящика; дичи 4 000 кг; папирос (разных) 653 900 пачек; печенья (разного) 25 087,0 кг; овощей свежих

1 623 400,0 кг; дрожжей 300 кг; табака 162 235,0 кг; вина виноградного 16 518 л; водки 40° - 49 702 л; спирта 1000 л; шоколада 6 452,0 кг; кофе натурального 400 кг; какао 448 кг; аскорбиновой кислоты 250 кг; сухофруктов 7 500 кг; рыбного концентрата

2 008 кг; колбасы твердокопченой 1 000 кг; сухарей - 90 965 кг; хлеба ржаного 7 618 000,0 кг; хлеба пшеничного 407 000,0 кг; овса 458 848 кг; сена 111 293 кг. [4, л. 223-224].

Анализ номенклатуры грузов, доставленных для Ленинградского фронта, Краснознаменного Балтийского флота и блокадного Ленинграда благодаря сформированной логистической системе, позволяет сделать вывод, что основную часть составляли продовольствие и топливо. Проложенный в июне 1942 г. по дну Ладожского озера топливопровод позволил решить вопрос с обеспечением горючим.

Проблему обеспечения армии и флота боеприпасами и вооружением в условиях блокады позволяли решить также и поставки продукции военного и военно-морского назначения, производимой ленинградскими предприятиями, направляемые на склады Ленинграда, Лисьего Носа, Кронштадта, Ораниенбаума.

Таким образом, созданная и налаженная осенью 1941 - зимой 1942 г. система снабжения блокадного Ленинграда наиболее полно показала свою эффективность в 1942 г. Налаженное снабжение позволило Военному совету Ленинградского фронта накопить силы и средства, позволившие в январе 1943 г. прорвать, а в январе 1944 г. полностью снять блокаду Ленинграда.

Библиографический список

1. Филиал Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (архив Военно-Морского флота (далее - Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ)). - Ф. 161. -Оп. 33. - Д. 5.

2. Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ). - Ф. 505. - Оп. 8. - Д. 43.

3. Кремль и Смольный: момент истины. Неизвестная блокада [Электронный ресурс]. - URL: https://history.wikireading.ru/58194 (дата обращения: 06.10.2022).

4. Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ). - Ф. 203. - Оп. 103. - Д. 2.

5. Филиал ЦАМО РФ (архиив ВМФ). - Ф. 505. - Оп. 27402. - Д. 3.

6. Филиал ЦАМО РФ (архиив ВМФ). - Ф. 505. - Оп. 27402. - Д. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.