Научная статья на тему 'ПОМОЩЬ КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА БЛОКАДНОМУ ЛЕНИНГРАДУ'

ПОМОЩЬ КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА БЛОКАДНОМУ ЛЕНИНГРАДУ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Блокада Ленинграда / Военный совет / Ленинградский фронт / Краснознаменный Балтийский флот / продовольствие / топливо / транспорты. / Leningrad Blockade / Military Council / Leningrad Front / Red Banner Baltic Fleet / food / fuel / transports.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федулов С. В.

В статье, посвященной 80-летию полного снятия блокады Ленинграда, показано, каким образом в самый тяжелый период для жителей и защитников города на Неве Краснознаменный Балтийский флот оказал помощь продовольствием и горючим, передав Ленинграду и Ленинградскому фронту все имеющиеся запасы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSISTANCE OF THE RED BANNER BALTIC FLEET BESIEGED LENINGRAD

The article dedicated to the 80th anniversary of the complete lifting of the siege of Leningrad shows how, during the most difficult period for the residents and defenders of the city on the Neva, the Red Banner Baltic Fleet provided assistance with food and fuel. Having handed over to Leningrad and the Leningrad Front all the available reserves.

Текст научной работы на тему «ПОМОЩЬ КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА БЛОКАДНОМУ ЛЕНИНГРАДУ»

УДК 9.93/94

ПОМОЩЬ КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА БЛОКАДНОМУ ЛЕНИНГРАДУ

© 2023 С. В. Федулов1, Д. Н. Соловьев2

1 доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры военно-политической работы в войсках (силах) е-mail: serg. val. fed.661000@ yandex. ru)

Военно-космическая академия им. А. Ф. Можайского

2доктор исторических наук, доцент, старший преподаватель кафедры военно-политической работы в войсках (силах) е-mail: botanik-s @ yandex. ru

Михайловская военная артиллерийская академия

В статье, посвященной 80-летию полного снятия блокады Ленинграда, показано, каким образом в самый тяжелый период для жителей и защитников города на Неве Краснознаменный Балтийский флот оказал помощь продовольствием и горючим, передав Ленинграду и Ленинградскому фронту все имеющиеся запасы.

Ключевые слова: блокада Ленинграда, Военный совет, Ленинградский фронт, Краснознаменный Балтийский флот, продовольствие, топливо, транспорты.

ASSISTANCE OF THE RED BANNER BALTIC FLEET BESIEGED LENINGRAD

© 2023 S. V. Fedulov1, D. N. Solovyov2

1Doctor of Historical Sciences, docent, Professor of the Department of Military-Political Work in the Military (forces) e-mail: serg. val. fed.661000@ yandex. ru

Military Space Academy named after A.F. Mozhaisky

2 Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, senior lecturer of the Department of Military-Political Work in the military (forces) e-mail: botanik-s @ yandex. ru

Mikhailovskaya Military Artillery Academy

The article dedicated to the 80th anniversary of the complete lifting of the siege of Leningrad shows how, during the most difficult period for the residents and defenders of the city on the Neva, the Red Banner Baltic Fleet provided assistance with food and fuel. Having handed over to Leningrad and the Leningrad Front all the available reserves.

Keywords: Leningrad Blockade, Military Council, Leningrad Front, Red Banner Baltic Fleet, food, fuel, transports.

Самым тяжелым периодом блокады Ленинграда являлась зима 1941-1942 гг. С началом функционирования Ледовой дороги жизни по Ладожскому озеру положение ненамного улучшилось. Поставки грузов Летней дорогой жизни водными путями снабжения, опять же по Ладожскому озеру, в 1942 г. позволили частично улучшить положение блокадного города, накопить командованию Ленинградского фронта силы и средства для прорыва блокады Ленинграда. По образовавшемуся в ходе успешной операции «Искра» коридору в рекордно короткие сроки была проложена железная дорога, соединяющая Ленинград с основной территорией страны. Только в январе 1944 г. после успешно проведенной операции «Январский гром» блокада Ленинграда была снята.

Всеми вопросами обороны, снабжения и обеспечения города на Неве руководил Военный совет Ленинградского фронта, в состав которого входило командование Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) и руководство Ленинграда. В самый тяжелый блокадный период флот помог защитникам и жителям города продовольствием и топливом.

В июле-августе 1941 г. от внешних поставщиков тыл КБФ получил свыше 200 вагонов продовольствия и было вывезено на склады флота со складов Управления Госмобрезервов 4000 тонн разного продовольствия. Это предоставило возможность флоту создать к началу сентября 1941 г. 6-месячный запас продовольствия [1, л. 46].

Однако часть продовольствия в ходе его транспортировки в результате воздействия противника была утрачена:

- 1 сентября 1941 г. при переходе из Ручьев в Кронштадт вражеской авиацией была потоплена баржа с продовольствием;

- 26 сентября 1941 г. в результате артиллерийского обстрела немецко-фашистскими захватчиками был подожжен транспорт № 504 с продовольствием (потери составили 700 тыс. рублей);

- 25 октября 1941 г. авиацией противника была потоплена баржа с продовольствием, следовавшая из Бьерке (потери составили 566 тыс. рублей);

- при эвакуации ВМБ Ханко в декабре 1941 г. подорвались на минах турботеплоход «Сталин» и транспорт «Азимут» с продовольствием.

Всего за данный период потери продовольствия от воздействия противника составили 8 миллионов рублей [1, л. 47].

20 сентября 1941 г. поступление грузов в Ленинград прекратилось - началась блокада. К этому времени флот располагал значительными запасами продовольствия, сосредоточенными в основном в Кронштадте и Ленинграде.

На тот момент общее наличие продовольственных ресурсов КБФ составляло:

- мука ржаная - 1574 т;

- крупа, макароны - 449 т;

- мясо и рыба - 244 т;

- мясные консервы - 30 т;

- рыбные консервы - 63 т;

- жиры - 195 т;

- сахар - 313 т;

- чай - 8 т;

- соль - 8 т [2, л. 64].

Решением Военного совета Ленинградского фронта флот передал для снабжения города и фронта до 1 декабря 1941 г. все имеющееся продовольствие. В соответствии с этим решением все продовольствие КБФ было передано тылу Ленинградского фронта,

через которое в дальнейшем обеспечение флота продовольствием осуществлялось на равных основаниях со всеми войсками Ленинградского фронта [2, л. 64].

Данное решение было выполнено, о чем свидетельствуют данные по перевозке продовольствия из Кронштадта в Ленинград и Ораниенбаум.

ПЛАН-ЗАЯВКА на перевозку продовольствия из Кронштадта в Ленинград и Ораниенбаум [3, л. 175]

№ п/п Наименов ание продуктов Подлежит отгрузке (в тоннах) Вид тары Сроки подачи транспортов Назначение

с 20 по 23Ш 1941 г. с 23 по 25Ш 1941 г.

1 Мука 320 Мешки 200 120 Ленинград

2 Крупа 100 Мешки 50 50 //

3 Макароны 96 Ящики 50 46 //

4 Мясо 115 Туши, бочки 60 55 //

5 Рыба 60 // 60 - //

6 Рыбные консервы 126 Ящики 76 50 //

7 Сахар 55 Мешки - 55 //

8 Коровье масло 13,5 Ящики - 13,5 //

Итого 886 - 496 390

9 Мука 61 Мешки 61 - Ораниенбаум

10 Крупа 68 // 68 - //

11 Макароны 12 Ящики 12 - //

12 Консервы мясные 37 // 37 - -

Итого 178 178 - //

ВСЕГО 1064 674 390

ПЛАН-ЗАЯВКА

на перевозку продовольствия из Кронштадта в Ленинград (в тоннах) [3, л. 178]_

№ Наименование Подлежит Вид Сроки подачи Назначение

п/п продукта отгрузке тары транспортов

26Ш 29Ш ЮТ

1 Мука разная 580 Мешки 200 200 180 Ленинград

2 Крупа разная 345 и 150 150 45 и

3 Макароны 50 Ящики 30 20 - и

4 Мясо 200 Туши 100 100 - и

5 Рыба 100 Бочки 50 50 - и

6 Консервы рыбные 115 Ящики 50 50 15 и

7 Сахар 500 Мешки 170 170 160 и

8 Жиры 130 Ящики 50 50 30 и

Итого 2020 - 800 790 430

Таким образом, только за последнюю декаду ноября 1941 г., то есть с 20 ноября по 1 декабря 1941 г., из Кронштадта было перевезено, по подсчетам авторов, 3084 т продовольствия:

- в Ленинград 2906 т;

- в Ораниенбаум 178 т.

И это данные только за 1 квартал, и только из Кронштадта. Вместе с тем продовольственные склады КБФ находились и в Ленинграде, поэтому надобности в морских перевозках они не испытывали.

Следует отметить и то, что помимо прямой передачи продовольствия городу личный состав КБФ как мог старался поддержать ленинградцев. Например, 10 декабря 1941 г. тылом КБФ для поддержания физических сил специалистов ленинградской промышленности, работавших вместе с судовым составом на период ремонта кораблей в Ленинграде, было выделено 30 красноармейских пайков и для рабочих Артиллерийского ремонтного завода в Кронштадте - 13 красноармейских пайков [2, л. 65].

В связи с крайне ограниченными ресурсами решением Военного совета Ленинградского фронта с 1 октября 1941 г. морской и курсантский пайки были отменены и установлены в основном две нормы (1-я и 2-я), причем нормы были значительно уменьшены. Так, хлеб по нормам соответственно 500 и 300 г, другие продукты также были значительно урезаны. Калорийность суточного рациона не превышала 1500-1800 калорий. На почве недоедания, особенно в тыловых частях, появились массовые заболевания дистрофией [1, л. 47].

В середине 1942 г., благодаря успешной деятельности Летней дороги жизни через Ладожское озеро, положение с продовольствием на флоте несколько улучшилось. Тылом КБФ были созданы фонды продовольствия на 30 суток. Постановлением Военного совета Ленинградского фронта были установлены следующие нормы довольствия.

Нормы продовольствия по мясу, рыбе, крупе, макаронам, овощам и табачным изделиям на основании постановления Военного совета Ленинградского фронта от 16.07.1942 года [4, л. 273]

№ Наименование норм На человека в сутки (в граммах)

п/п пайка Мясо, рыба Овощи Крупа, макароны Табачные изделия

1 Береговой (норма № 4-А) 150 500 170 15

2 Тыловой (норма № 4-Б) 120 500 140 15

3 Летный (норма № 6-А) 350 500 170 15

4 Технический (норма № 6-Б) 250 500 170 15

5 Госпитальный (норма № 9-А) 120 500 130 *

* рядовому и младшему ком. составу одна пачка папирос на три дня; нач. составу 15 штук папирос в сутки.

Экипажи подводных лодок и катерного флота, участвовавшие в активных боевых действиях, обеспечивались продовольствием бесперебойно. Этому способствовал созданный в 1941 г. неприкосновенный запас продуктов автономного пайка, сохранившийся до компании 1942 г., несмотря на трудности зимы 1941-1942 гг. [1, л. 48].

С прорывом блокады Ленинграда в январе 1943 г. и установлением железнодорожного сообщения с основной территорией страны снабжение КБФ осуществлялось со складов поставщиков в Ленинграде. С этих же складов продовольствие распределялось потребителям. Всего за 1943 г. было вывезено и отгружено на флот свыше 23 000 т продовольствия, а с 1 июля 1943 г. на КБФ были

полностью введены нормы довольствия в соответствии с приказом наркома ВМФ адмирала Н. Г. Кузнецова № 16-42 с сохранением применения морского пайка [1, л. 49].

Таким образом, перевозки продовольствия на линии Ленинград-Кронштадт в условиях блокады осуществлялись следующим образом: в 1941 г. из Кронштадта в Ленинград; в 1942 и 1943 г. из Ленинграда в Кронштадт. Вместе с тем необходимо отметить и то, что запасы продовольствия, созданные тылом КБФ и перевезенные в Ленинград, поддержали фронт и город.

Аналогичная ситуация сложилась и с горючим. С началом блокады горючее направлялось в Ленинград. Запасы топлива на КБФ к концу 1941 г. составляли:

- мазут - на 26 дней;

- соляра - на 41 день;

- бензин 2-го сорта - на 12 дней;

- авиабензин - на 41 день;

- уголь - на 8 дней.

Выйти из созданного сложного положения позволила строжайшая экономия топлива. В связи с недостатком угля решением Военного совета Краснознаменного Балтийского флота было законсервировано 153 судна, вместо намеченных 110 судов. Все отопление казарм и служебных помещений было переведено на дрова. Большинство кораблей было также переведено на дровяное отопление путем установки переносных печек-камельков. Всех вышеперечисленных запасов едва хватило до 1 февраля 1942 года [1, л. 67].

Тем не менее осенью 1941 г. КБФ оказал значительную помощь Ленинграду передачей для нужд промышленности и коммунальных предприятий города топлива:

- мазут флотский - 6298 т;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- соляра - 465 т [1, л. 68].

Благодаря прокладке подводного трубопровода по дну Ладожского озера, которой способствовала Летняя дорога жизни, снабжение Ленинграда, фронта и флота горючим значительно улучшилось.

Таким образом, в самый тяжелый период блокады КБФ передал руководству Ленинграда и военнослужащим Ленинградского фронта все запасы продовольствия и горючего, которые имелись в наличии. Тем самым помог продержаться жителям и защитникам Ленинграда до начала функционирования Ледовой дороги жизни.

Источники и литература

1. Филиал Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (архив ВМФ) (далее - Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ). Ф. 203. Оп. 1. Д. 16.

2. Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ). Ф. 203. Оп. 103. Д. 1.

3. Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ). Ф.161. Оп. 33. Д. 5.

4. Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ). Ф. 202. Оп. 10. Д. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.