Научная статья на тему 'Система ситуационных заданий как дидактическое средство процесса формирования безопасного поведения школьников'

Система ситуационных заданий как дидактическое средство процесса формирования безопасного поведения школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / СИСТЕМА СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ / SCHOOLCHILDREN / SHAPING SAFE BEHAVIOR / DIDACTIC MEANS / CASE SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воловоденко Анжела Сергеевна

В статье рассмотрены социальнои психолого-педагогический аспекты формирования безопасного поведения личности. Как следствие, обозначена проблема поиска дидактических средств, обеспечивающих процесс организации безопасного поведения школьников. В ходе опытно-поисковой работы предложена система ситуационных заданий, которая позволяет решить задачу поэтапного, непрерывного и динамичного формирования действий безопасного поведения обучаемых. Автором разработаны структура и содержание ситуационных заданий, реализуемых в рамках учебных предметов («Окружающий мир», «Основы безопасности жизнедеятельности»), ориентированных на подготовку учащихся к безопасному поведению с учетом возрастной группы, приведены примеры таких заданий. Выделены дидактические основания проектирования ситуационных заданий: системный подход, проблемный характер, последовательность формирования учебных действий, опора на разные образовательные достижения и вариативность интересов обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Case System as a Didactic Means of Shaping Safe Behavior of Schoolchildren

The article examines the socio-educational as well as psychological and educational aspects of shaping safe behavior of an individual. As a result, there is identified a problem of finding didactic means to ensure the process of establishing safe behavior of schoolchildren. In the course of a pilot-search work was proposed a system of cases, which solves the problem of gradual, continuous and dynamic shaping of safe behavior of students. The author developed the structure and content of such cases which are implemented within the framework of school subjects (e.g. The World Around Us, Basics of Life Safety) and focused on teaching students safe behavior considering age groups. The article also provides examples of such cases. There are given didactic grounds for developing cases: system approach, problematic nature, sequence of educational activities, considering different educational achievements and students’ interests.

Текст научной работы на тему «Система ситуационных заданий как дидактическое средство процесса формирования безопасного поведения школьников»

УДК 373.1-053.5

Воловоденко Анжела Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры основ безопасности жизнедеятельности и методики обучения биологии Омского государственного педагогического университета

СИСТЕМА СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ КАК ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Volovodenko Anzhela Sergeevna

PhD in Education Science, Associate Professor of the Department of Health and Safety Principles and Methods of Teaching Biology at Omsk State Pedagogical University

CASE SYSTEM AS A DIDACTIC MEANS OF SHAPING SAFE BEHAVIOR OF SCHOOLCHILDREN

Аннотация:

В статье рассмотрены социально- и психолого-педагогический аспекты формирования безопасного поведения личности. Как следствие, обозначена проблема поиска дидактических средств, обеспечивающих процесс организации безопасного поведения школьников. В ходе опытно-поисковой работы предложена система ситуационных заданий, которая позволяет решить задачу поэтапного, непрерывного и динамичного формирования действий безопасного поведения обучаемых. Автором разработаны структура и содержание ситуационных заданий, реализуемых в рамках учебных предметов («Окружающий мир», «Основы безопасности жизнедеятельности»), ориентированных на подготовку учащихся к безопасному поведению с учетом возрастной группы, приведены примеры таких заданий. Выделены дидактические основания проектирования ситуационных заданий: системный подход, проблемный характер, последовательность формирования учебных действий, опора на разные образовательные достижения и вариативность интересов обучаемых.

Ключевые слова:

школьники, формирование безопасного поведения, дидактические средства, система ситуационных заданий.

Summary:

The article examines the socio-educational as well as psychological and educational aspects of shaping safe behavior of an individual. As a result, there is identified a problem of finding didactic means to ensure the process of establishing safe behavior of schoolchildren. In the course of a pilot-search work was proposed a system of cases, which solves the problem of gradual, continuous and dynamic shaping of safe behavior of students. The author developed the structure and content of such cases which are implemented within the framework of school subjects (e.g. The World Around Us, Basics of Life Safety) and focused on teaching students safe behavior considering age groups. The article also provides examples of such cases. There are given didactic grounds for developing cases: system approach, problematic nature, sequence of educational activities, considering different educational achievements and students' interests.

Keywords:

schoolchildren, shaping safe behavior, didactic means, case system.

Введение. В современном мире все чаще возникает потребность защиты человека и его среды обитания от воздействия негативных факторов, т. е. требуется решение вопроса безопасности жизнедеятельности. Готовность индивида оценить опасную ситуацию и в случае необходимости применить рациональные способы защиты является важной составляющей безопасного поведения личности.

Формирование безопасного поведения осуществляется на всех ступенях образования человека. В системе школьного образования данная задача закреплена федеральными стандартами, согласно которым ведущая роль в этом процессе принадлежит курсам «Окружающий мир» и «Физическая культура» (для начальной школы), «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности» (для средней), «Физическая культура», «Экология» и «Основы безопасности жизнедеятельности» (для старшей школы). В обобщенном виде требования к предметным результатам можно представить следующим образом: формирование навыков здорового и безопасного образа жизни; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности; умение предвидеть возникновение опасных ситуаций; создание модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни, а также в опасных и чрезвычайных ситуациях; умение принимать обоснованные решения, применять правила безопасного поведения в конкретных условиях [1].

Таким образом, очевидна личная и социальная значимость готовности личности действовать безопасно в тех условиях, которые возникают в процессе жизнедеятельности. Следовательно, уместен вопрос о степени разработанности механизмов формирования безопасного поведения школьников в теории и практике педагогики.

Теоретический обзор. Формирование исследуемого типа поведения сегодня актуально рассматривать как социально-педагогическую и психолого-педагогическую проблему.

В отечественной и зарубежной литературе безопасность чаще трактуется как отсутствие опасности, состояние защищенности личности [2]. Анализируя социально-педагогические факторы (семейное воспитание, средства массовой информации, условия учебной и воспитательной деятельности в образовательных организациях) в аспекте и позитивных, и негативных составляющих, С.В. Терницкая определяет безопасное поведение как «активность, не несущую в себе опасности, защищающую от опасностей, не оказывающую вреда самой личности и окружающей среде» [3, с. 93]. Важно отметить, что исследователи указывают на возрастающее значение культуры безопасной жизнедеятельности. Безопасность проявляется комплексно через обеспечение безопасности личности, общества и государства [4, с. 117; 5, с. 68-69]. Безопасность личности -это базовая составляющая безопасности общества и государства. Поэтому можно согласиться с тем, что приоритетным является не обучение основам безопасной жизнедеятельности, а формирование культуры безопасной жизнедеятельности [6, с. 42].

С психолого-педагогической позиции, выделяя компоненты в содержании безопасного поведения - предвидение, уклонение от опасности и ее преодоление, ученые (Л.А. Михайлов, У.З. Ахмадуллин, Е.С. Васильев) акцентируют внимание на возникновении «новых мотивов и потребностей в ходе проживания ситуации» наряду со знаниями, умениями и способами действий в опасных обстоятельствах. Авторы подчеркивают необходимость опоры на возрастные этапы формирования личности безопасного типа [7, с. 104-105]. В работе А.Н. Муравьевой и З.К. Бак-шеевой также предложены структурные аспекты готовности к безопасности жизнедеятельности: знаниевый (осведомленность), деятельностный (личный опыт и личная позиция), нравственный (набор личных качеств) [8, с. 94].

В педагогической теории и практике активно обсуждаются подходы, технологии, методы формирования безопасного поведения обучаемых, в том числе в образовательном процессе школы. Например, И.С. Зимина с соавторами выделяют преимущества деятельностного подхода на уроках ОБЖ [9, с. 11]. Н.И. Поляков делает вывод, что для безопасного существования в быстро меняющемся обществе учащийся должен уметь постоянно моделировать свою деятельность [10]. Исследователи предлагают практические разработки, позволяющие «включать школьника в жизненные ситуации», использовать активные методы формирования безопасного поведения личности: проект «Правила жизни» [11], программу дополнительного образования «Азбука безопасности» [12], программу воспитания культуры здорового и безопасного стиля жизни школьников [13]. В свете изучаемого вопроса авторы обращают внимание не только на возможности урочной деятельности, но и на огромный потенциал факультативных мероприятий.

Следует заметить, что, раскрывая теоретические основы безопасного поведения личности и технологий проектирования соответствующего образовательного процесса, авторы не в полной мере предлагают конкретные средства и приемы для получения интересуемых результатов. В достаточной степени не разработаны структура, содержание, методические рекомендации по реализации этих средств для обучаемых с разными познавательными интересами и образовательными достижениями. Следовательно, существует проблема поиска дидактических средств формирования безопасного поведения учащихся в образовательном процессе школы, которая и определила цель дальнейшего исследования.

Методика. Анализ нормативных документов и психолого-педагогической литературы, опыт педагогической деятельности в школе позволили в ходе опытно-поисковой работы обосновать и спроектировать систему ситуационных заданий для применения на уроках («Окружающий мир», ОБЖ) и во внеурочной деятельности (в конкурсах, играх, соревнованиях и пр.).

Формирование безопасного поведения мы рассматриваем прежде всего как многоступенчатый процесс. Поэтому в структуре заданий представлено несколько блоков. Отличительная особенность каждого из них - направленность на конкретные действия, являющиеся элементами безопасного поведения. В совокупности они образуют систему, обеспечивающую поэтапное формирование безопасного поведения обучаемых.

Блок 1. Оценка ситуации. Для этого необходимо анализировать текстовую информацию, схемы, рисунки.

1.1. Определение характерных признаков опасности.

Примеры:

1) Предложен фрагмент из «правил поведения во время чрезвычайной ситуации». О каком стихийном бедствии идет речь?

2) Изображены действия первой помощи. Какое средство первой помощи, важное для этого болезненного состояния, скрыто черным квадратом?

1.2. Прогнозирование возможной опасности.

Примеры:

1) Предложен список понятий. Какая одна травма может быть вызвана всеми указанными источниками?

2) Сравни дорожные перекрестки на картинках. Где обнаружены «дорожные ловушки»?

1.3. Прогнозирование последствий опасности.

Примеры:

1) Представлен иллюстративный ряд: люди пытаются найти безопасное место, оказавшись на улице во время урагана. В каких местах не следует укрываться?

2) Приведен перечень действий посетителей торгового центра при обнаружении подозрительного предмета. В каком случае в действиях допущена ошибка?

Блок 2. Избегание опасности. В этом случае нужно принимать аргументированные решения в предлагаемых обстоятельствах, чтобы уклониться от угрозы.

Примеры:

1) На кухне загорелось масло на сковороде. Что нужно делать хозяйке, чтобы предотвратить пожар в квартире?

2) На телефонный номер пришло сообщение о крупном выигрыше, указана ссылка для перехода на сайт. Как поступить владельцу телефона, чтобы избежать угрозы мошенничества?

Блок 3. Преодоление опасности. Здесь требуется построение обоснованного алгоритма действий, чтобы предотвратить или минимизировать негативные последствия.

Примеры:

1) У пассажира, пострадавшего в автомобильной аварии, перелом ноги. Выбери в списке верные действия первой помощи на месте происшествия, расположив их в правильной последовательности.

2) Предложи порядок действий сотрудников производства во время утечки хлора.

Важной характеристикой процесса формирования безопасного поведения выступает его

непрерывность. Поэтому система ситуационных заданий разрабатывается по каждому разделу и теме курса (безопасное поведение дома, на улице, природе и пр., защита человека в чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, здорового образа жизни, гражданской обороны, воинской службы и др.) в соответствии с возрастной параллелью. В этом случае системный характер заданий обеспечивает непрерывный процесс формирования изучаемого типа поведения при обращении школьников к разным видам опасности в ходе всего учебного курса.

Также подчеркнем, что исследуемый процесс является динамичным. В частности, речь идет о возможности формирования безопасного поведения в условиях изменения образовательных достижений обучаемых. В связи с этим внутри каждого блока тематические задания составлены на нескольких уровнях. Выбор школьниками уровня заданий и переход по уровням внутри всей системы позволяют оценивать и в случае необходимости корректировать их индивидуальные промежуточные результаты.

Первый уровень - начальный (опора на базовые знания и личный опыт).

Пример: Представлена картинка. Найди в комнате опасные предметы.

Второй уровень - продвинутый (применение умений - сравнение, анализ и синтез, обобщение - в типовых условиях).

Пример: Приведен список опасных бытовых вещей. Исключи из списка лишнее.

Третий уровень - высокий (применение комплекса умений в новых условиях).

Пример: Предложен иллюстративный ряд детских комнат. Какая общая опасность объединяет все картинки? (Безопасность дома, 1-2 классы, блок 1.1).

Для развития познавательного интереса учащихся важно использовать разные виды заданий в ситуациях: вопрос - ответ, анаграммы, расшифровку символов, выявление закономерностей понятийного ряда, нематематические примеры, анализ текста (рисунка), заполнение схемы, моделирование и др. Кроме того, ситуационные задания предполагают широкое применение наглядных пособий (картин, плакатов, графиков, таблиц, моделей, коллекций), мультимедийных средств.

На наш взгляд, в комплексе с ситуационными заданиями рационально использовать сконструированные алгоритмы действий в условиях чрезвычайных ситуаций, оказания первой помощи. Такое сочетание дидактических средств необходимо для создания условий моделирования поведения в опасной ситуации.

Обсуждение результатов. Следует выделить дидактические основания, которым соответствуют предлагаемые ситуационные задания:

- все задания образуют систему, объединены единой дидактической целью, тематически;

- все ситуации имеют проблемный характер и предполагают «проживание» определенных обстоятельств;

- структура заданий предусматривает поэтапное формирование действий безопасного поведения (оценку ситуации, избегание опасности, преодоление опасности);

- структура заданий подразумевает внутреннюю дифференциацию (уровни с учетом разных образовательных достижений учащихся);

- содержание заданий ориентировано на развитие познавательного интереса школьников (вариативность видов ситуаций).

Заключение. С опорой на системно-деятельностный подход в образовании разработаны структура и содержание ситуационных заданий. Предлагаемая система таких заданий обеспечивает, во-первых, поэтапное, во-вторых, непрерывное, в-третьих, динамичное формирование действий безопасного поведения школьников. Это позволяет дополнять теорию процесса формирования безопасного поведения и рассматривать систему ситуационных заданий как дидактическое средство его обеспечения в образовательном пространстве школы. В практике учреждения рекомендуется применение данной разработки (в комплексе с алгоритмами действий и иными средствами) на этапах освоения и совершенствования способов действий в опасной ситуации, контроля и коррекции сформированных действий безопасного поведения обучаемых.

Ссылки:

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 17 дек. 2010 г. № 1897 ; в ред. от 31 дек. 2015 г. // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты в Российской Федерации. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-17122010-n-1897 (дата обращения: 16.09.2019) ; Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 6 окт. 2009 г. № 373 ; в ред. от 31 дек. 2015 г. // Там же. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-06102009-n-373 (дата обращения: 16.09.2019) ; Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 ; в ред. от 29 июня 2017 г. // Там же. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17052012-n-413 (дата обращения: 16.09.2019).

2. Angelakis I., Austin J.L. Maintenance of Safety Behaviors via Response-Produced Stimuli // Behavior Modification. 2015. Vol. 39, iss. 6. P. 932-954. https://doi.org/10.1177/0145445515610314.

3. Терницкая С.В. Формирование безопасного поведения личности как социально-педагогическая проблема // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2016. № 1 (35). С. 90-94.

4. Соколова С.Н. Философия безопасности человека и общества // Безопасность человека и общества: совершенствование системы регулирования и управления защитой от чрезвычайных ситуаций : сборник научных статей международной конференции. Минск, 2017. С. 117-120.

5. Соколова С.Н. Культура безопасности современного общества и аксиологическая матрица личности // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2017. № 1. С. 66-72.

6. Хроколов В.А. Культура безопасности: основные аспекты развития // Там же. № 2. С. 41-44.

7. Михайлов Л.А., Ахмадуллин У.З., Васильев Е.С. Психолого-педагогические подходы к формированию качеств личности безопасного типа // Вестник Восточной экономико-юридической гуманитарной академии. 2008. № 1 (33). С. 103-107.

8. Муравьева А.Н., Бакшеева З.К. Результаты исследования проблемы безопасности жизнедеятельности школьников в образовательном пространстве школы // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2011. № 2. С. 94-99.

9. Формирование готовности учащихся к безопасному поведению в опасных ситуациях / И.С. Зимина, О. А. Деминцева, М.Н. Гаврилова, О.В. Полозова // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 11 (211). С. 8-11.

10. Поляков Н.И. Особенности формирования культуры безопасности в современной школе // Науковедение : интернет-журнал. 2015. Т. 7, № 5 (30). https://doi.org/10.15862/172PVN515.

11. Кошкина Н.А., Половникова Е.Н., Беспятых О.Ю. Формирование личности безопасного типа на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. № 8 (12). С. 43-47.

12. Марчук Н.Ю., Пестова И.В., Дильмиева Т.Р. Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков. Екатеринбург, 2014. 52 с.

13. Пономарева И.А. К вопросу о воспитании у школьников культуры здорового и безопасного стиля жизни // Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечение их безопасности : сборник материалов 3-й международной научной конференции. Ростов н/Д., 2016. С. 26-32.

References:

Angelakis, I & Austin, JL 2015, 'Maintenance of Safety Behaviors via Response-Produced Stimuli', Behavior Modification. Vol. 39, iss. 6. pp. 932-954. <https://doi.org/10.1177/0145445515610314>.

Khrokolov, VA 'Safety Culture: Main Aspects of Development, Herald of Polessky State University. Series of Social and Human Sciences. no. 2. pp. 41-44, (in Russian).

Koshkina, NA, Polovnikova, EN & Bespyatykh, OYu 2017, 'Shaping an Individual of a Safe Type While Teaching the Subject "Basics of Life Safety", Saint-Petersburg Educational Herald, no. 8 (12). pp. 43-47, (in Russian).

Marchuk, NYu, Pestova, IV & Dilmieva, TR 2014, Educational Materials on Issues of Developing Skills of Safe Behavior of

Children and Teenagers, Ekaterinburg, 52 p., (in Russian).

Mikhaylov, LA, Akhmadullin, UZ & Vasilyev, ES 2008, 'Psychological and Pedagogic Approaches to Shaping the Traits of Character of an Individual of a Safe Type, Herald of Vostochnaya Economic and Law Academy of the Humanities, no. 1 (33). pp. 103-107, (in Russian).

Muravyeva, AN & Baksheeva, ZK 2011, 'Results of the Study of Problem of Life Safety of Schoolchildren in an Educational School Space', Herald of Krasnoyarsk State Pedagogic University, no. 2. pp. 94-99, (in Russian).

Polyakov, NI 2015, 'Peculiarities of Developing Safety Culture in Modern School', Science Studies: online magazine. Vol. 7, no. 5 (30) <https://doi.org/10.15862/172PVN515>, (in Russian).

Ponomareva, IA 2016, 'On the Issue of Cultivating Healthy and Safe Lifestyle among Schoolchildren', Psychological and Pedagogical as well as Physiological Aspects of Developing Health and Fitness Programs and Ensuring their Safety: Collection of Materials of the 3rd International Scientific Conference, Rostov-on-Don. pp. 26-32, (in Russian).

Sokolova, SN 2017, 'Culture of Safety of Modern Society and Axiological Matrix of an Individual, Herald of Polessky State University. Series of Social and Human Sciences, no. 1. pp. 66-72, (in Russian).

Sokolova, SN 2017, 'Philosophy of Personal and Community Safety', Personal and Community Safety: Improvement of the System of Control and Management of Fire and Disaster Prevention: Collection of Scientific Articles of an International Conference, Minsk, pp. 117-120, (in Russian).

Ternitskaya, SV 2016, 'Shaping Safe Behavior of an Individual as a Social and Pedagogic Problem', Herald of Krasnoyarsk State Pedagogic University, no. 1 (35). pp. 90-94, (in Russian).

Zimina, IS, Demintseva, OA, Gavrilova, MN & Polozova, OV 2017, 'Developing Students' Readiness to Safe Behavior in Emergency Situations', Herald of Orenburg State University, no. 11 (211). pp. 8-11, (in Russian).

Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Перевод: Герасимова Валентина Евгеньевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.