Научная статья на тему 'СИСТЕМА РЕЗЕРВИРОВАНИЯ ВРЕМЕНИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ГРАНИЦЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПУНКТА ПРОПУСКА'

СИСТЕМА РЕЗЕРВИРОВАНИЯ ВРЕМЕНИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ГРАНИЦЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПУНКТА ПРОПУСКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система резервирования времени пересечения государственной границы / электронная очередь / мультимодальные перевозки / таможенные услуги / интеллектуальный пункт пропуска / reservation system for crossing the state border / electronic queue / multimodal transportation / customs services / intelligent checkpoint

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамов Александр Сергеевич

Тенденции развития мирового рынка логистических услуг предусматривают переход к предоставлению комплексных логистических решений посредством повышения роли информационных технологий в логистике. Несмотря на крупнейшую площадь территории, а также выгодное экономико-географическое положение, заключающееся в расположении страны между странами Западной Европы и Китаем, а также иными государствами Юго-Восточной Азии, имеющими значительный рынок сбыта и довольно крупные экономики, Российская Федерация находится всего лишь на 9-м месте по объему экспорта транспортных услуг. Данное обстоятельство продиктовано наличием комплексных проблемных вопросов, сдерживающих развитие логистики в Российской Федерации, заключающихся в недостаточном уровне развития электронных логистических сервисов, значительных административных барьеров, а также несоответствующей современным реалиям инфраструктуры пунктов пропуска и иных транспортных узлов и объектов. Необходимо отметить, что основным проблемным аспектом деятельности автомобильных пунктов пропуска является неравномерное прибытие транспортных средств, являющееся предпосылкой к возникновению пиковых нагрузок и скоплению очередей, что, в свою очередь, не позволяет обеспечить эффективный прогноз ориентировочного времени прохождения таможенной границы. Следствием указанного проблемного вопроса является отсутствие возможности предоставления эффективного логистического решения при осуществлении мультимодальной перевозки товаров, что снижает качество предоставляемых таможенных услуг. Одним из наиболее эффективных инструментов развития экспортного и транзитного потенциала Российской Федерации является система резервирования времени пересечения государственной границы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абрамов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BORDER CROSSING TIME RESERVATION SYSTEM AS AN ELEMENT OF AN INTELLIGENT CHECKPOINT

Trends in the development of the global logistics services market provide for a transition to the provision of integrated logistics solutions by increasing the role of information technology in logistics. Despite the largest area of the territory, as well as an advantageous economic and geographical position, which consists in the country’s location between the countries of Western Europe and China, as well as other states of Southeast Asia, which have a significant sales market and fairly large economies, the Russian Federation is only 9th place in terms of exports of transport services. This circumstance is dictated by the presence of complex problematic issues that hinder the development of logistics in the Russian Federation, consisting in an insufficient level of development of electronic logistics services, significant administrative barriers, as well as the infrastructure of checkpoints and other transport hubs and facilities that does not correspond to modern realities. It should be noted that the main problematic aspect of the activities of automobile checkpoints is the uneven arrival of vehicles, which is a prerequisite for the occurrence of peak loads and the accumulation of queues, which in turn does not allow for an effective forecast of the approximate time of passage of the customs border. The consequence of this problematic issue is the lack of the possibility of providing an effective logistics solution when carrying out multimodal transportation of goods, which, in turn, reduces the quality of customs services provided. One of the most effective tools for developing the export and transit potential of the Russian Federation can be a system of reserving time for crossing the state border.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА РЕЗЕРВИРОВАНИЯ ВРЕМЕНИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ГРАНИЦЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПУНКТА ПРОПУСКА»

УДК 339.565.4

СИСТЕМА РЕЗЕРВИРОВАНИЯ ВРЕМЕНИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ГРАНИЦЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПУНКТА ПРОПУСКА

А. С. Абрамов1

1 Таможенный пост МАПП Светогорск Выборгской таможни, Выборг, Ленинградская область, Российская Федерация

Аннотация. Тенденции развития мирового рынка логистических услуг предусматривают переход к предоставлению комплексных логистических решений посредством повышения роли информационных технологий в логистике. Несмотря на крупнейшую площадь территории, а также выгодное экономико-географическое положение, заключающееся в расположении страны между странами Западной Европы и Китаем, а также иными государствами Юго-Восточной Азии, имеющими значительный рынок сбыта и довольно крупные экономики, Российская Федерация находится всего лишь на 9-м месте по объему экспорта транспортных услуг. Данное обстоятельство продиктовано наличием комплексных проблемных вопросов, сдерживающих развитие логистики в Российской Федерации, заключающихся в недостаточном уровне развития электронных логистических сервисов, значительных административных барьеров, а также несоответствующей современным реалиям инфраструктуры пунктов пропуска и иных транспортных узлов и объектов. Необходимо отметить, что основным проблемным аспектом деятельности автомобильных пунктов пропуска является неравномерное прибытие транспортных средств, являющееся предпосылкой к возникновению пиковых нагрузок и скоплению очередей, что, в свою очередь, не позволяет обеспечить эффективный прогноз ориентировочного времени прохождения таможенной границы. Следствием указанного проблемного вопроса является отсутствие возможности предоставления эффективного логистического решения при осуществлении мультимодальной перевозки товаров, что снижает качество предоставляемых таможенных услуг. Одним из наиболее эффективных инструментов развития экспортного и транзитного потенциала Российской Федерации является система резервирования времени пересечения государственной границы.

Ключевые слова: система резервирования времени пересечения государственной границы, электронная очередь, мультимодальные перевозки, таможенные услуги, интеллектуальный пункт пропу-

BORDER CROSSING TIME RESERVATION SYSTEM AS AN ELEMENT OF AN INTELLIGENT CHECKPOINT

A. S. Abramov1

1 Svetogorsk Customs Post of the Vyborg Customs, Vyborg, Leningrad region, Russian Federation

Abstract. Trends in the development of the global logistics services market provide for a transition to the provision of integrated logistics solutions by increasing the role of information technology in logistics. Despite the largest area of the territory, as well as an advantageous economic and geographical position, which consists in the country's location between the countries of Western Europe and China, as well as other states of Southeast Asia, which have a significant sales market and fairly large economies, the Russian Federation is only 9th place in terms of exports of transport services. This circumstance is dictated by the presence of complex problematic issues that hinder the development of logistics in the Russian Federation, consisting in an insufficient level of development of electronic logistics services, significant administrative barriers, as well as the infrastructure of checkpoints and other transport hubs and facilities that does not correspond to modern realities. It should be noted that the main problematic aspect of the activities of automobile checkpoints is the uneven arrival of vehicles, which is a prerequisite

for the occurrence of peak loads and the accumulation of queues, which in turn does not allow for an effective forecast of the approximate time of passage of the customs border. The consequence of this problematic issue is the lack of the possibility of providing an effective logistics solution when carrying out multimodal transportation of goods, which, in turn, reduces the quality of customs services provided. One of the most effective tools for developing the export and transit potential of the Russian Federation can be a system of reserving time for crossing the state border.

Keywords: reservation system for crossing the state border, electronic queue, multimodal transportation, customs services, intelligent checkpoint.

ВВЕДЕНИЕ

В связи с глобализацией мировой экономики и усилением внешнеторговых связей большинство стран, реализующих политику развития экспорта транспортных и транзитных услуг, ориентированы на повышение эффективности логистики, включая цифровизацию транспортных коридоров и узлов, упрощение административных процедур при осуществлении экспорта, импорта и транзита товаров.

Основные тенденции развития мирового рынка логистического сервиса определяются переходом от оказания специализированных услуг к предоставлению комплексных логистических решений в сфере поставок посредством повышения роли информационных технологий в логистике, развития мультимодальных перевозок и увеличения доли транспортно-логистического аутсорсинга [1].

Несмотря на крупнейшую территорию, а также довольно выгодное экономико-географическое положение, Российская Федерация (РФ) находится всего лишь на 9-м месте по объему экспорта транспортных услуг и оказывает такие услуги в значительно меньшем объеме по сравнению с лидерами рынка.

Основные общесистемные проблемы развития экспорта транспортных услуг в РФ состоят в следующем:

- недостаточный уровень эффективности логистики и качества транспортных услуг в условиях высокого уровня конкуренции на мировом рынке транспортно-логистических услуг;

- значительно уступающий международному уровень внедрения электронных транспортно-сопроводительных документов в деятельности транспортно-ло-гистических операторов (накладные, разрешения на осуществление международных автоперевозок и др.);

- низкий уровень использования транзитного потенциала, обусловленный недостаточно эффективной логистикой, значительными административными барьерами и сложным порядком совершения таможенных и иных операций при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, а также недостаточностью мер по переключению транзитного грузопотока на маршруты, следующие через территорию РФ;

- несоответствие инфраструктуры пунктов пропуска через государственную границу РФ современным мировым тенденциям, предусматривающим упрощение таможенных и иных формальностей при перевозке товаров;

- недостаточный объем инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры.

В настоящее время Россия находится на 75-м месте в мировом рейтинге эффективности логистики (ГР1 за 2018 г.), на что влияют невысокие оценки в части возможности отслеживания движения грузов и легкости организации международных перевозок. В целях исправления сложившейся ситуации Правительством РФ, а также Федеральной таможенной службой (ФТС России) ведется планомерная работа по повышению привлекательности государства для осуществления транзитных перевозок товаров, а также упрощению экспорта товаров.

В частности, Правительством РФ разработаны «Транспортная стратегия на период до 2030 года» [2], а также «Стратегия развития экспорта услуг до 2025 года».

Планом мероприятий «Трансформация делового климата», утвержденным распоряжением Правительства РФ от 17.01.2019 № 20-р, предусмотрено снижение административных барьеров, связанных с совершением таможенных операций в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС) [3].

В соответствии с положениями «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р, в перечень основных направлений оптимизации деятельности таможенных органов включено положение, предусматривающее создание интеллектуальных пунктов пропуска [4].

ПРЕДПОСЫЛКИ К ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ РЕЗЕРВИРОВАНИЯ ВРЕМЕНИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ

Наиболее актуальным проблемным вопросом разработки комплексных логистических решений является отсутствие возможности достоверного прогнозирования времени пересечения транспортными средствами таможенной границы ЕАЭС, что приводит к невозможности гармонизации дальнейшей перевозки товаров с использованием иных видов транспорта. При согласовании дальнейшего фрахта логистические компании вынуждены закладывать необоснованно длительный временной интервал, что приводит к простою коммерческого транспорта и удорожанию общей стоимости мультимодальной перевозки. В свою очередь, снижение указанного интервала сопряжено с высоким риском опоздания на погрузку товаров на иной вид транспорта (например, из автомобиля на паром) с последующими финансовыми потерями от сдачи билетов, а также простоями в ожидании следующего рейса.

Какое-либо информационное взаимодействие участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) с таможенным органом по данному вопросу в настоящее время не реализовано. Кроме того, в связи с отсутствием в пунктах пропуска технологий достоверного прогнозирования фактов прибытия транспортных средств для совершения таможенных операций организация указанного информирования об ориентировочных сроках прохождения таможенной границы не представляется возможной даже в рамках краткосрочного прогнозирования, что оказывает негативное влияние на уровень качества таможенных услуг.

Одним из наиболее перспективных путей оптимизации пропуска транспортных средств через государственную границу РФ, не рассмотренных в «Транспортной стратегии на период до 2030 года», «Стратегии экспорта услуг до 2025 года», а также «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года», является создание системы, обеспечивающей организацию очередности выезда транспортных средств из РФ. Внедрение системы обеспечит повышение качества планирования логистики перемещения товаров и снижение издержек при экспорте, импорте и транзите товаров на территории РФ. С позиции таможенных органов система резервирования времени пересечения таможенной границы может использоваться в качестве элемента сквозного таможенного контроля за совершением таможенных операций в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта.

Функционал предлагаемой системы позволит юридическим лицам заранее выстроить правильный маршрут перемещения товаров, согласовать подачу иного вида транспорта в определенном пункте при осуществлении мультимодаль-ных перевозок, а также обеспечить эффективный выбор для пересечения границы пункта пропуска с наименьшим трафиком транспортных средств в конкретную дату в целях снижения общего времени, затрачиваемого на пересечение таможенной границы.

Наиболее эффективная архитектура системы резервирования времени пересечения государственной границы предусматривает деление системы на два уровня: локальный - обеспечивающий работу оборудования в накопителях перед пунктами пропуска; федеральный - отвечающий за работоспособность портала регистрации пользователей и предварительного резервирования времени пересечения границы (рис.).

Система резервирования времени пересечения

государственной границы__^

у_

N

Подсистема местного уровня _;

Рис. Принципиальная структура системы

Функционирование системы осуществляется путем формирования тайм-слотов для проезда автомобильного пункта пропуска с учетом его пропускной способности, а также периодичности возникновения пиковых нагрузок и структуры товаропотока, оказывающей значительное влияние на скорость совершения таможенных операций.

Среднее время совершения таможенных операций в отношении транспортных средств (ТС) международной перевозки приведено в табл. 1.

Анализируя представленные в табл. 1 сведения, необходимо отметить, что под контролируемой таможенной процедурой понимается таможенная процедура реэкспорта либо перемещение товара транзитом через территорию ЕАЭС.

Подсистема федерального уровня

Таблица 1

Среднее время таможенных операций

№ п/п Категория ТС Проводимые операции Время таможенных операций, мин

1 Грузовое порожнее ТС Проведение транспортного контроля, временный вывоз / завершение временного ввоза транспортного средства, таможенный осмотр 5-7

2 ТС с грузом Проведение транспортного контроля, временный вывоз / завершение временного ввоза транспортного средства, оформление убытия товара 15-20

3 ТС с грузом под контролируемой процедурой Проведение транспортного контроля, временный вывоз / завершение временного ввоза транспортного средства, завершение процедуры транзита, оформление убытия товара 20-30

Пиковые нагрузки в работе автомобильных пунктов пропуска в большей части обусловлены режимом работы портов и таможенных терминалов, расположенных на территории сопредельных государств, а также предприятий внешнеторговых партнеров. Наличие пиковой нагрузки, при условии недостоверного прогнозирования объемов совершения таможенных и иных операций в пунктах пропуска, является предпосылкой к возникновению очередей транспортных средств перед пунктом пропуска, а также увеличению общего времени прохождения товарами таможенной границы ЕАЭС, что, в свою очередь, приводит к росту количества инцидентов, связанных с нарушением режима государственной границы РФ [5], и требует усиления контроля со стороны пограничной службы Федеральной службы безопасности. Например, в табл. 2 представлены общие результаты анализа товаропотока, наблюдаемого в первом полугодии 2021 г. на таможенном посту МАПП Торфяновка, являющемся одним из крупнейших пунктов пропуска в Северо-Западном федеральном округе.

Таблица 2

Количество транспортных средств в разрезе дней недели

Дни недели Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Количество транспортных средств, убывших с территории РФ 178 161 145 136 103 140 191

Исходя из приведенных в табл. 2 сведений очевидно наличие пиковой нагрузки в работе пункта пропуска по направлению выезда с территории РФ в воскресенье. Данное обстоятельство обусловлено следованием транспортных средств под загрузку в понедельник.

Далее наблюдается тенденция к постепенному снижению потока транспортных средств в течение недели. Минимальное количество транспортных средств убывает с территории РФ в пятницу в связи с тем, что подавляющее большинство таможенных терминалов и предприятий Финляндии не работают в выходные дни.

Необходимо отметить, что для каждого пункта пропуска характерны свои периоды пиковых нагрузок и структура товаропотока, что требует динамической настройки тайм-слотов (временных интервалов) системы резервирования времени пересечения государственной границы.

ПРИНЦИП РАБОТЫ СИСТЕМЫ РЕЗЕРВИРОВАНИЯ ВРЕМЕНИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ

Для надлежащей идентификации субъектов, осуществляющих бронирование времени пересечения государственной границы, а также минимизации фактов ложного бронирования времени без целей пересечения транспортным средством государственной границы целесообразно установление перечня сведений, подлежащих обязательному отражению в системе. Данные сведения должны включать:

- государственный регистрационный знак транспортного средства, включая прицеп (с установлением запрета на изменение номера после завершения процесса бронирования);

- наименование и контактные данные перевозчика;

- ФИО водителя;

- номер заграничного паспорта водителя;

- признак наличия груза;

- реквизиты транспортной компании для обратной связи (электронная почта и телефон).

В случае перемещения транспортного средства с грузом:

- номер декларации на товары;

- признак перевозки товаров в соответствии с контролируемой таможенной процедурой с указанием номера транзитной декларации и установленного срока доставки товаров.

Предварительная запись осуществляется исключительно на конкретное время и закрывается заблаговременно, за сутки до начала этого интервала. Для обеспечения возможности фактического пересечения границы транспортными средствами, не осуществившими предварительную запись, целесообразно бронирование порядка 15-20% тайм-слотов для записи в порядке живой очереди.

Работа системы резервирования времени пересечения государственной границы непосредственно перед пунктом пропуска может осуществляться в соответствии со следующим алгоритмом.

При прибытии в накопитель, расположенный перед пунктом пропуска, запуск в накопитель осуществляется по результатам считывания регистрационного номера транспортного средства при условии забронированного времени пересечения государственной границы. В случае некорректного считывания номера для запуска в накопитель водитель транспортного средства сканирует QR-код, направленный на телефон по результатам осуществления бронирования.

После въезда в накопитель водитель транспортного средства ожидает индикации номера своего транспортного средства на световом табло с приглашением

к проезду в сторону автомобильного пункта пропуска в соответствии с забронированным временем пересечения границы.

В случае прибытия в накопитель транспортного средства, в отношении которого не производилось резервирование времени пересечения государственной границы, водитель данного транспортного средства нажимает на кнопку вызова оператора системы для запуска в накопитель. После въезда в накопитель водитель транспортного средства следует к оператору системы для ввода сведений о транспортном средстве и его постановки в живую очередь. Вызов транспортных средств из данной очереди осуществляется в порядке прибытия транспортных средств в накопитель исходя из количества свободных тайм-слотов, изначально отведенных для проезда указанной категории транспортных средств, а также тайм-слотов, оставшихся не занятыми в рамках предварительного бронирования. Выезд транспортного средства из накопителя осуществляется также после индикации соответствующего номера транспортного средства на световом табло.

В целях исключения несанкционированного убытия транспортных средств из накопителя с нарушением установленной очередности выезд из накопителя также оборудуется автоматическим шлагбаумом, оснащенным системой считывания номеров, сканером QR-кодов, а также громкой связью с оператором системы.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМ РЕЗЕРВИРОВАНИЯ ВРЕМЕНИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ГРАНИЦЫ

В связи с очевидными преимуществами при разработке логистических схем доставки товаров система резервирования времени пересечения государственной границы получила довольно широкое распространение на границе стран, входящих в Европейский союз (ЕС), и государств, не относящихся к данному интеграционному объединению. Так, указанные системы развернуты на белорусско-польской границе, а также границе РФ с Эстонией, Литвой и Финляндией со стороны указанных государств.

Заказчиком развернутой в Республике Беларусь системы электронной очереди является Правительство Республики Беларусь. Оператором системы выступает республиканское унитарное предприятие (РУП) «Белтаможсервис».

Поставщиком услуг по бронированию въезда в пункты пропуска, расположенные в Литве, Эстонии и Финляндии, является компания GoSwift.

Рассмотрим подробнее основные положения, касающиеся вышеуказанных систем.

Система электронной очереди транспорта на белорусской границе функционирует с 01.09.2016. При этом внедрение системы осуществлялось поэтапно с учетом фактической загруженности пунктов пропуска. Первым пограничным переходом, оснащенным системой электронной очереди, стал пункт пропуска «Брест». По состоянию на 20.10.2021 семь пунктов пропуска Республики Беларусь оснащены системами резервирования времени пересечения государственной границы.

Услуга электронного бронирования предоставляется на платной основе. Размер платы за услугу определен на законодательном уровне и составляет 29 белорусских рублей [6]. Бронирование времени пересечения границы осуществляется на интернет-сайте РУП «Белтаможсервис» (www.belarusborder.by). Для осуществления бронирования необходимо пройти авторизацию. При этом существует ограничение, предусматривающее наличие только одного места, забронированного в электронной очереди для транспортного средства в течение календарного дня. Бронирование может быть осуществлено не ранее чем за 14 суток и не позднее чем за один час до момента пересечения границы при условии предварительной оплаты услуги на счет оператора. При бронировании выбирается пункт пропуска, а также дата и свободный желаемый промежуток времени продолжительностью один час, в течение которого планируется пересечение государственной границы. Для удобства пользования сервисом при многократном пересечении государственной границы в системе предусмотрена опция сохранения сведений о транспортном средстве. Важной особенностью развернутой в Республике Беларусь системы электронной очереди является возможность возврата денежных средств при отмене бронирования исключительно в случае сбоя либо отказа программных средств. При отмене бронирования заявителем денежные средства не возвращаются.

Основные правила пользования электронными системами бронирования времени пересечения границы, развернутыми в Литве, Эстонии и Финляндии, возможны к рассмотрению единым разделом в связи с тем, что разработчиком и оператором указанных систем является одна компания - GoSwift.

Система электронного бронирования времени пересечения границы развернута в Эстонии 01.08.2011. В 2013 г. идентичная система внедрена в Литве (ЕУК), а в 2014 г. - на территории Финляндии (ЕУРА).

Услуга электронного бронирования очереди осуществляется на платной основе. Стоимость услуги колеблется в пределах от 1,3 до 2,75 евро.

Забронировать место в электронной очереди можно одним из следующих способов:

- через интернет-сайт компании;

- с помощью телефонной службы поддержки;

- через терминал непосредственно по прибытии в пункт пропуска либо иное оговоренное место, как правило, расположенное в непосредственной близости от пунктов пропуска (в Финляндии терминалы также установлены в портах, что позволяет осуществить бронирование сразу после загрузки контейнера и оформления товаросопроводительных документов).

При бронировании выбирается пункт пропуска, указывается категория транспортного средства, данные водителя и транспортного средства, после чего выбирается желаемое время.

Бронирование автоматически аннулируется в случае:

- предоставления заведомо ложных личных данных водителя или ложных данных автотранспортного средства;

- если водитель автотранспортного средства в забронированный промежуток времени не прибыл в пункт направления на границу.

После успешного проведения бронирования клиент получает однократное бесплатное оповещение по электронной почте. Автотранспортное средство должно прибыть на границу в течение промежутка времени, указанного при бронировании (в пределах одного часа).

Осуществить бронирование можно в течение 90 дней до пересечения границы. Также система предусматривает возможность внесения изменений в бронирование: до трех раз и не позднее чем за три часа до забронированного времени.

Наряду с бронированием времени пересечения границы, сервисом также предусмотрен ряд дополнительных услуг:

- оповещение посредством SMS;

- предварительное оповещение российской таможни о направлении товарной партии;

- возможность заранее оплатить участок дороги «Печоры - Старый Изборск», начинающейся сразу после пересечения пограничного пункта «Койдула» (российско-эстонский участок границы).

В случае грузовых перевозок основой бронирования становится товар с номером таможенной декларации, в связи с этим грузовые автомобили должны предоставлять для бронирования номер таможенной декларации или декларировать, что пересекают границу порожняком.

Помимо живой очереди и очереди предварительного бронирования, существует приоритетная очередь. Для бронирования места в приоритетной очереди необходимо отметить правовое обоснование ходатайства на приоритетную очередь. Данными основаниями являются:

- перемещение дипломатического и консульского персонала;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- перевозка товаров, подвергающихся быстрой порче, список которых утвержден национальным законодательством стран, в которых развернута система электронного бронирования;

- приоритетное следование транспортного средства на основании международного соглашения (как правило, гуманитарная либо техническая помощь);

- пересечение границы на мотоциклах либо иных транспортных средствах, относящихся к категории А или А1.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что, несмотря на все очевидные преимущества предлагаемой системы резервирования времени пересечения государственной границы, эффективная реализация указанной технологии возможна исключительно после решения следующих проблемных вопросов.

1. Определение организации - оператора предоставляемой услуги, в функции которой будет входить поддержание накопителей перед пунктами пропуска, а также размещенного в данных накопителях оборудования в работоспособном состоянии.

2. Мониторинг потока товаров и транспортных средств по каждому пункту пропуска в целях своевременной корректировки тайм-слотов пересечения государственной границы во избежание случаев направления в сторону пункта пропуска транспортных средств в количестве, превышающем его пропускную способность.

3. Оснащение пунктов пропуска системой визуализации накопителя и программным средством, позволяющим осуществлять вызов транспортных средств из накопителя в пункт пропуска.

При успешном решении вышеперечисленных проблемных вопросов внедрение системы резервирования времени пересечения государственной границы позволит:

1) обеспечить своевременное прохождение таможенной границы и соблюдение запланированного графика движения транспортных средств при мультимо-дальных перевозках товаров;

2) усилить аналитическую работу по выявлению фактов перемещения товарных партий, обладающих индикаторами риска возможного нарушения таможенного законодательства;

3) обеспечить достоверное прогнозирование количества транспортных средств, запланированных к пересечению государственной границы, с целью реализации комплекса мер по гармонизации пропускной способности пунктов пропуска с прогнозируемым к перемещению объемом транспортных средств;

4) исключить скопление транспортных средств на дорогах общего пользования и в иных местах, не приспособленных для ожидания пересечения границы;

5) создать комфортные условия для лиц, пересекающих государственную границу РФ, в том числе в части соблюдения водителями грузовых транспортных средств режима труда и отдыха.

Оценивая влияние внедрения предлагаемой системы резервирования электронной очереди на повышение качества таможенных услуг с применением методики оценки влияния сквозного контроля на качество таможенных услуг [7], необходимо отметить, что она способствует общему снижению временных затрат участников ВЭД, сопряженных с пересечением таможенной границы ЕАЭС, за счет более равномерного распределения прибытия транспортных средств в пункт пропуска для совершения таможенных формальностей, а также гармонизации состава оперативных смен пункта пропуска прогнозируемому к перемещению через границу количеству транспортных средств.

В рамках внедрения в деятельность таможенных органов сервисно ориентированного подхода, по результатам проведенного социального опроса установлено, что ускорение таможенных операций в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу РФ на одну минуту позволяет увеличить на 2,91% долю положительных отзывов участников ВЭД о работе таможенных органов РФ [8, 9, 10].

Так, технология резервирования времени пересечения государственной границы окажет положительное влияние на повышение транзитного потенциала РФ,

а также послужит предпосылкой к внедрению и активному развитию комплексных логистических решений.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Распоряжение Правительства РФ от 14.08.2019 № 1797-р «Стратегия развития экспорта услуг до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/72522542/ (дата обращения: 25.09.2022).

2. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/ doc/94460/ (дата обращения: 25.09.2022).

3. Распоряжение Правительства РФ от 17.01.2019 № 20-р «Об утверждении плана мероприятий „Трансформация делового климата" и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/ 72051084/ (дата обращения: 25.09.2022).

4. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_353557/ (дата обращения: 25.09.2022).

5. Федеральный закон от 01.04.1993 № 4730-I «О государственной границе Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/10103372/ (дата обращения: 25.09.2022).

6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2015 № 1130 «О системе электронной очереди транспортных средств в пунктах пропуска и обеспечении пограничной безопасности» [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.by/document/ ?guid=3961&p0=C21501130 (дата обращения: 25.09.2022).

7. Абрамов А. С. Механизм повышения эффективности и качества таможенных услуг в сквозном процессе таможенного контроля: дис. ... канд. экон. наук / Российская таможенная академия. Люберцы, 2019. 191 с.

8. Макрусев В. В. Маркетинг таможенных услуг: учебник. М.: Проспект, 2017. 382 с.

9. Макрусев В.В., Зеркин Д. Г., Месяц М. А. Современные подходы к управлению деятельностью таможенных органов: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012.

10. Макрусев В. В., Дианова В. Ю. Таможенный менеджмент: учебное пособие. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2013. 278 с.

Информация об авторе

Абрамов Александр Сергеевич - кандидат экономических наук, начальник таможенного поста МАПП Светогорск, Выборгская таможня, Российская Федерация, Ленинградская область, 188800, Выборг, Таможенный проезд, 6, e-mail: abramovalr@mail.ru, тел.: 8 (921) 987-76-29.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования

Абрамов А. С. Система резервирования времени пересечения границы как элемент интеллектуального пункта пропуска // Вестник Российской таможенной академии. 2023. № 3. С. 77-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.