Научная статья на тему 'Система регулирования рынка государственных ценных бумаг'

Система регулирования рынка государственных ценных бумаг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6348
773
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ / РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ / GOVERNMENT SECURITIES / REGULATION OF THE GOVERNMENT SECURITIES MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Реутова Ирина Михайловна

Важная роль рынка государственных ценных бумаг – в финансировании государственного бюджета, поддержании ликвидности финансовой системы, регулировании экономической активности. Эти факторы предопределили особенности его регулирования со стороны государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The regulatory system of government securities market

The article deals with regulatory system of government securities market. The important role of the government securities market in financing the state budget, in maintaining the liquidity of the financial system, and in regulating of economic activity determines the features of its regulation by the state.

Текст научной работы на тему «Система регулирования рынка государственных ценных бумаг»

УДК 336.76

СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ THE REGULATORY SYSTEM OF GOVERNMENT SECURITIES MARKET

И.М. Реутова

I.M. Reutova

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Важная роль рынка государственных ценных бумаг - в финансировании государственного бюджета, поддержании ликвидности финансовой системы, регулировании экономической активности. Эти факторы предопределили особенности его регулирования со стороны государства.

The article deals with regulatory system of government securities market. The important role of the government securities market in financing the state budget, in maintaining the liquidity of the financial system, and in regulating of economic activity determines the features of its regulation by the state.

Ключевые слова: государственные ценные бумаги, регулирование рынка государственных ценных бумаг.

Key words: government securities, regulation of the government securities market.

Составной частью рынка ценных бумаг является рынок государственных ценных бумаг, которые представляют собой важнейший долговой инструмент рыночной экономики. В условиях рыночной экономики государственные ценные бумаги выступают наиболее цивилизованным рыночным способом формирования государственного долга; посредством государственных ценных бумаг проводится денежнокредитная политика, осуществляется воздействие на макроэкономические процессы. Так, с помощью операций на открытом рынке Центральный банк страны регулирует денежную массу в обращении. Чтобы увеличить объем денежной массы, финансовые возможности коммерческих банков, Центральный банк выкупает у них государственные ценные бумаги, наоборот - при излишках денежной массы, возрастании остатков на счетах коммерческих банков Центральный банк «выбрасывает» на рынок государственные ценные бумаги, с тем чтобы «связать» излишнюю денежную массу. Операции с государственными ценными бумагами обеспечивают также ликвидность активов коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов.

Государственные ценные бумаги выступают объектом залоговых отношений, т. е. используются в качестве залога по кредиту, предоставляемому Центральным банком Правительству, по ссудам Центрального банка ком-

мерческим банкам и по кредитам, предоставляемым предприятиям коммерческими банками.

С помощью государственных ценных бумаг осуществляется и погашение задолженности по государственным займам - так называемая реструктуризация долга.

Наконец, государственные ценные бумаги во многом определяют состояние фондового рынка, курсы ценных бумаг других эмитентов, поэтому нередко их рассматривают в качестве барометра изменений в экономической и политической жизни страны.

Рынок государственных ценных бумаг в широком смысле представлен федеральными государственными ценными бумагами и государственными ценными бумагами субъектов Федерации. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, федеральными государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации. Эмитентом федеральных государственных ценных бумаг является Министерство финансов РФ. Государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации признаются ценные бумаги, выпущенные от имени субъекта Российской Федерации.

Важная роль рынка государственных ценных бумаг - в финансировании государственного бюджета, поддержании ликвидности финансовой системы, регулировании экономической

© И.М. Реутова, 2013

активности и др. Эти и другие факторы предопределили особенности его регулирования со стороны государства.

В мировой практике система регулирования рынка государственных ценных бумаг включает нормативно-правовые акты и государственные органы регулирования и контроля.

Следует заметить, что в каждой отдельной стране используются свои методы, инструменты и модели регулирования рынка государственных долговых обязательств. В то же время есть единые элементы, присущие регулированию рынков государственного долга. К ним относится регулирование:

• статуса ценных бумаг (в том числе основных условий установления дохода и погашения);

• статуса субъектов привлечения заемных средств (заемщика, агентов);

• объемов привлечения (эмиссии, займов), общего объема долга и доходности обязательств;

• процессов эмиссии и размещения государственных ценных бумаг;

• допуска профессиональных участников рынка и инвесторов на рынки государственных ценных бумаг;

• обращения государственных ценных бумаги и деятельности профессиональных участников рынка;

• налоговое [1, с. 183].

Среди законодательных актов, создающих правовую основу для проведения государственных заимствований, можно выделить несколько групп регулятивных норм.

1-я группа. Основные законодательные ограничения на рынке государственных заимствований

В основе правового регулирования привлечения государствами заемных средств в значительной мере лежат ограничения:

• на объем государственного долга и отдельные его части, включая прирост государственного долга;

• на стоимость обслуживания государственного долга;

• на инвесторов, имеющих право покупать государственные ценные бумаги;

• на обращение ценных бумаг [1, с. 186].

Ограничения на объем государственного

долга и на отдельные его части содержатся всегда в законодательных актах или актах иного правового режима, принимаемых законодательной властью. Такие ограничения обусловлены необходимостью минимизировать риск неплатежеспособности государства, а также стрем-

лением избежать излишнего объема государственного долга.

Законодательное регулирование рынка государственных ценных бумаг (государственного долга) в Российской Федерации первоначально осуществлялось на основании Закона РФ от 13 ноября 1992 г. № 3877-1 «О внутреннем государственном долге Российской Федерации» и ежегодных законов о федеральном бюджете. Закон определял понятие, состав государственного внутреннего долга Российской Федерации, принципы управления им и контроля за его состоянием, устанавливал порядок его обслуживания. Так, политику в отношении государственного внутреннего долга РФ осуществлял Верховный Совет Российской Федерации на основе предложений, представляемых Правительством Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации. Верховным Советом Российской Федерации устанавливался верхний предел государственного внутреннего долга при утверждении республиканского бюджета Российской Федерации на предстоящий финансовый год. Управление государственным внутренним долгом Российской Федерации, в том числе определение порядка, условий выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств Российской Федерации, осуществлялось, в соответствии с законом, Правительством Российской Федерации. Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации возлагалось на Центральный банк РФ и его учреждения [2].

После принятия в 1998 г. Бюджетного кодекса РФ и по настоящее время вопросы регулирования рынка государственных обязательств закреплены за данным нормативным документом.

В соответствии с Бюджетным кодексом, к бюджетным правоотношениям относятся в том числе отношения, возникающие в процессе «осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга». Указанные правоотношения регулируются также и принимаемыми федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год [3].

К бюджетным полномочиям Российской Федерации относятся «определение общего порядка и принципов осуществления заимствований и предоставления гарантий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного (муниципального) долга; осуществление государственных

заимствований Российской Федерации, предоставление государственных гарантий Российской Федерации, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом Российской Федерации и управление государственными активами Российской Федерации».

В настоящее время бюджетное законодательство регулирует объемы привлечения средств федеральными властями и предельные величины государственного долга. Так, предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Правительство РФ или уполномоченное им Министерство финансов РФ вправе осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением установленного на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период верхнего предела государственного внутреннего (внешнего) долга Российской Федерации в целях замещения внешних (внутренних) заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации в рамках верхнего предела государственного долга Российской Федерации (суммы верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и верхнего предела государственного внешнего долга Российской Федерации, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период).

В прежней редакции Бюджетным кодексом также устанавливался предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации, который не должен был превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации.

В соответствии с верхним пределом государственного долга Российской Федерации, установленным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, Правительством РФ определяются предельные объемы выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации.

Ограничения на стоимость обслуживания государственного долга встречаются в нормативных документах нечасто. Как правило,

такие ограничения устанавливаются законодательно, в форме ограничения уровня купонного процента, выплачиваемого по долговым ценным бумагам или по кредитным соглашениям. Цель таких ограничений - снизить или ограничить стоимость будущего обслуживания долга. Они существуют относительно недолго, только в периоды нестабильности внутреннего или мирового финансового рынка. Эти ограничения либо отменяются после кризисного периода, либо изменяются в законодательном порядке. В том случае, если существует чисто технический эмитент, такие ограничения могут также формулироваться официальным заемщиком.

Самыми многочисленными являются ограничения на участие той или иной группы инвесторов (ограничения на допуск инвесторов на рынок государственных ценных бумаг). Речь идет именно о правовом ограничении, т. е. по сути дела о запрете для определенной категории инвесторов участвовать в операциях на каком-либо сегменте рынка.

До последнего времени самым популярным было ограничение на участие нерезидентов (иностранных инвесторов) на внутреннем рынке государственных ценных бумаг. В российской практике до 1996 г. на рынок ГКО не были допущены нерезиденты. В ряде стран сохраняются частичные ограничения на деятельность иностранных инвесторов на внутренних финансовых рынках.

Или, например, в Российской Федерации в середине 2000-х гг. Минфин РФ вышел на рынок с новым инструментом - государственными сберегательными облигациями, владельцами которых могут быть только определенные группы инвесторов: страховые организации; негосударственные пенсионные фонды; акционерные инвестиционные фонды; Пенсионный фонд РФ.

Основными документами, регулирующими сферу рынка государственных ценных бумаг, являются Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон № 136-Ф3, Положение № 219-П, федеральные законы о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также ряд нормативных актов, утверждаемых Правительством РФ и Министерством финансов РФ.

2-я группа. Основные характеристики технологий структурного регулирования государственного долга

Процесс структурного регулирования государственного долга распадается на несколько последовательных стадий:

• определение целей государственных заимствований в соответствии с экономической

стратегией государства и реалиями социальноэкономического развития;

• проектирование основных параметров государственного долга на основе прогнозирования основных взаимозависимостей между параметрами государственного долга, а также между параметрами долга и макроэкономическими характеристиками;

• собственно управление долгом, или изменение параметров долга путем выпуска новых инструментов и погашения старых.

Цели заимствований определяют законодательные и исполнительные органы страны или региона (субъекта Федерации). Следует подчеркнуть, что цели заимствований существенным образом влияют на выбор параметров долга. В настоящее время осуществление заимствований связано с необходимостью:

• финансирования дефицита бюджета (в том числе ненефтегазового дефицита федерального бюджета);

• покрытия кассовых разрывов;

• рефинансирования имеющейся задолженности;

• обеспечения коммерческих банков ликвидными активами;

• регулирования экономической активности и параметров финансового рынка;

• финансирования целевых программ;

• стимулирования развития национальных финансовых институтов.

Бюджетным законодательством определено, что долговые обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств:

1) по кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

4) государственным гарантиям Российской Федерации;

5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

К государственным органам регулирования и контроля рынка государственных ценных бумаг относятся органы, принимающие участие в управлении государственным долгом. Функции органов государственной власти в области управления государственным долгом распределяются следующим образом.

Президент РФ устанавливает основные приоритеты бюджетной политики на краткосрочную и среднесрочную перспективу.

Федеральное Собрание РФ устанавливает в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год верхний предел государственного долга и верхний предел государственных внутренних и внешних заимствований.

Правительство РФ определяет организационные основы системы управления государственным долгом и активами, утверждает общую стратегию в области управления государственным долгом и финансовыми активами, устанавливает основные источники и параметры заимствований, включая программу государственных заимствований.

Центральный банк РФ согласует с Министерством финансов РФ вопросы соответствия долговой политики с денежно-кредитной политикой.

Министерство финансов РФ от имени Правительства РФ осуществляет внешние и внутренние заимствования, реализует утверждаемую Правительством РФ долговую стратегию, осуществляет бюджетное планирование в части государственного долга, источников финансирования дефицита федерального бюджета и планируемых расходов на обслуживание долга.

Министерство экономического развития РФ участвует в анализе эффективности проектов, финансируемых за счет средств внешних заимствований.

Говоря о регулировании рынка государственных ценных бумаг, можно отметить разные аспекты его проявления. Регулирование рынка можно рассматривать с точки зрения:

• объектов регулирования;

• направлений правового регулирования в рамках каждого объекта;

• методов регулирования и т. д.

К основным объектам регулирования рынка государственных ценных бумаг относятся:

1. Участники рынка федеральных облигаций. В соответствии с «Положением об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг» № 219-П, участниками рынка являются: эмитент, генеральный агент эмитента, первичный дилер, дилер, инвестор. Указанное положение закрепляет статус, требования, частично права и обязанности участников на рынке государственных ценных бумаг.

Эмитентом выступает Министерство финансов Российской Федерации. Генеральным агентом эмитента является Центральный банк РФ, который выполняет на рынке функции:

- генерального агента эмитента по обслуживанию выпусков облигаций;

- дилера (первичного дилера);

- контролирующего органа;

- организатора денежных расчетов по сделкам с облигациями;

- регулятора рынка [4].

Дилером на рынке федеральных государственных ценных бумаг может быть юридическое лицо, являющееся профессиональным участником рынка ценных бумаг, совершающее в соответствии с действующим законодательством гражданско-правовые сделки (купли-продажи) с облигациями как от своего имени и за свой счет, так и в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии. Для выполнения указанных функций он заключает договор с Банком России на выполнение функций дилера на рынке облигаций.

Первичный дилер - дилер, отвечающий требованиям, установленным Банком России для статуса первичных дилеров, и заключивший соответствующий договор с Банком России. При этом требования, предъявляемые к дилерам, первичным дилерам, определяются отдельными нормативными актами Банка России.

Инвестором может выступать юридическое или физическое лицо, не являющееся дилером, приобретающее облигации на праве собственности, получающее права на облигации на основании договора доверительного управления в соответствии с действующим законодательством, условиями обращения и параметрами выпуска облигаций. Решениями об отдельных выпусках федеральных облигаций

могут устанавливаться ограничения на инвесторов. Например, существуют ограничения на владельцев государственных сберегательных облигаций.

2. Инфраструктурные организации рынка, обеспечивающие процессы размещения, обращения и погашения федеральных ценных бумаг: торговая система, расчетная система и депозитарий.

В основе регулирования всех видов профессиональной деятельности на организованном рынке федеральных облигаций лежит установление требований к указанным видам деятельности. Банк России, выполняя функции генерального агента эмитента по обслуживанию выпусков облигаций, заключает договоры с организациями на выполнение функций торговой системы, Расчетных центров ОРЦБ, а также о взаимодействии с депозитарием. Выполняя функции регулятора рынка облигаций, Банк России устанавливает требования к деятельности дилеров, первичных дилеров, а также критерии отбора дилеров и их количественный состав.

Законодательно прописан порядок размещения, обращения, обслуживания и погашения государственных краткосрочных бескупонных облигаций, облигаций федеральных займов и государственных федеральных облигаций.

3. Финансовые инструменты, представленные основными видами государственных ценных бумаг, формирующих внутренний и внешний долг государства.

Регулирование в области финансовых инструментов сводится к разработке и закреплению основных параметров государственной ценной бумаги [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На сегодняшний день рынок федеральных облигаций представлен ОФЗ-ПД, ОФЗ-АД, ГСО-ППС, гСо-ФПС, ОВОЗ. Еще несколько лет назад количество финансовых инструментов превышало десяток. Это были как краткосрочные финансовые инструменты: ГКО, БОБР, казначейские векселя и обязательства, так и среднесрочные и долгосрочные: ОГСЗ, ОФЗ-ПК, ОФЗ-ФК, ОГНЗ и др.

Г осударственные краткосрочные беску-понные облигации (ГКО). Общие принципы функционирования российского рынка ГКО были разработаны в рамках Российско-американского банковского форума. Для их реализации в Центральном банке РФ было создано Управление ценных бумаг, занимающееся размещением государственных облигаций, операциями на вторичном рынке и расчетами между участниками рынка ГКО. 18 мая 1993 г. на

ММВБ прошел первый аукцион по размещению трехмесячных ГКО.

С помощью ГКО выполнялись следующие задачи:

• финансирование дефицита бюджета;

• регулирование размеров денежной массы;

• предоставление финансового инструмента для поддержания ликвидности активов финансово-кредитных учреждений.

Эмиссия государственных краткосрочных бескупонных облигаций осуществлялась периодически в форме отдельных выпусков с 1993 г. на основе постановления Правительства РФ от 8 февраля 1993 г. № 107 «О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций». В 2000 г. оно утратило силу в связи с принятием постановления Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 790 «Об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения ГКБО».

Первоначально ГКО выпускались на 3 и 6 месяцев, затем на срок 3, 6, 12 месяцев.

По ГКО проценты не начислялись. Минфин РФ с самого начала размещал их по цене ниже номинала (с дисконтом). Поскольку погашение облигаций осуществлялось по номиналу, то дисконт (разница между ценой реализации (ценой погашения) и ценой покупки) представлял собой доход, который государство выплачивало владельцам ГКО.

Владельцами ГКО могли быть юридические и физические лица. Для каждого выпуска отдельно могли устанавливаться ограничения на потенциальных владельцев. Например, до 1996 г. на рынок ГКО не были допущены нерезиденты.

Система ГКО базировалась на следующих принципах:

> применение безбумажной (электронной) технологии;

> именной характер бумаги;

> краткосрочный период обращения;

^ проведение эмиссии в форме отдельных выпусков.

Растущие потребности государства в финансировании дефицита бюджета способствовали созданию пирамиды государственного внутреннего долга РФ. В июле - августе 1998 г. торговля ГКО была прекращена. Правительство РФ объявило, что не может погасить свои ГКО и реструктуризировало их. С февраля

1999 г. выпуск и обращение ГКО возобновились, однако в 2005 г. выпуск ГКО приостановлен [5].

Облигации федеральных займов (ОФЗ). С июня 1995 г. в России выпускаются облига-

ции федеральных займов. Правовой основой эмиссии является постановление Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458 «О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций федеральных займов».

ОФЗ являются именными купонными среднесрочными и долгосрочными государственными ценными бумагами и представляют их владельцам право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении и купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости.

Центральный банк РФ, являясь генеральным агентом эмитента по обслуживанию обращения облигаций, по согласованию с последним регламентирует вопросы размещения и обращения облигаций, а также осуществляет выплату купонного дохода и погашение облигаций за счет средств федерального бюджета. Размещение облигаций осуществляется в форме аукциона или по закрытой подписке. Для каждого выпуска отдельно могут устанавливаться ограничения на потенциальных владельцев. Условия отдельного выпуска облигаций фиксируются в глобальном сертификате.

Выпуск считается состоявшимся, если на аукционе размещено не менее 20 % ОФЗ-ПД от объявленного объема эмиссии данного выпуска [5].

Облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК). Первоначально были выпущены ОФЗ-ПК в соответствии с «Условиями выпуска облигаций федерального займа с переменным купоном» от 13 июня 1995 г. № 52, а затем в связи с утвержденными новыми «Условиями эмиссии и обращения облигаций федерального займа с переменным купоном доходом» от 22 декабря

2000 г. № 112н. С выходом в свет ОФЗ-ПК государство получило новый финансовый инструмент покрытия бюджетного дефицита и возможность удлинения среднего срока государственного долга, а инвесторы - условия для диверсификации срочности своих вложений путем включения в инвестиционный портфель среднесрочных государственных бумаг.

Доходом по ОФЗ-ПК являлся купонный доход, определяемый на основе доходности по ГКО. Величина купонного дохода рассчитывается отдельно для каждого периода выплаты купонного дохода.

ОФЗ-ПК по целому ряду характеристик выпуска и обращения имели сходство с ГКО:

> технология выпуска, учета прав, вторичного обращения, погашения облигаций через организованный рынок ценных бумаг;

^ состав участников рынка - Министерство финансов РФ, Центральный банк, дилеры;

^ доходность по ОФЗ-ПК привязывалась к доходности операций по ГКО.

Облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). В 1997-1998 гг. наряду с выпуском ОФЗ-ПК Правительство РФ стало прибегать к выпуску ОФЗ с постоянным доходом. В соответствии с «Условиями выпуска облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом» (утв. Минфином РФ 28 июня 1996 г. № 60) эмитентом облигаций является Минфин Российской Федерации. С 2001 г. выпуск облигаций регламентируется приказом Минфина РФ № 65н «Об утверждении условий эмиссии и обращения ОФЗ-ПД».

Впервые ОФЗ-ПД были выпущены в обращение 24 февраля 1997 г. в счет переоформления задолженности правительства перед Центральным банком РФ, сформировавшейся в 1992-1994 гг. Им в свое время выдавались кредиты для финансирования дефицита федерального бюджета и программы конверсии оборонной промышленности. Кроме того, этими облигациями покрывались расходы по компенсации сбережений граждан России до 1916 года рождения в Сбербанке РФ. ОФЗ-ПД достаточно активно размещали в 1997 г., постепенно увеличивая срок заимствования и снижая величину купонной ставки.

Переход к фиксированной процентной ставке и длительным срокам действия облигаций стал следствием снижения темпов инфляции и растущего оптимизма участников рынка в отношении надежности государственных ценных бумаг.

Величина купонного дохода является постоянной. Проценты по первому купону исчисляются с даты выпуска ОФЗ-ПД до даты его выплаты. Проценты по другим купонам, включая последний, начисляются с даты выплаты предшествующего купонного дохода до даты выплаты соответствующего купонного дохода (даты погашения). Выплата купонного дохода осуществляется владельцам ОФЗ-ПД -дилерам и инвесторам, которые являются депонентами счетов депо на дату выплаты купонного дохода [5].

Облигации федеральных займов с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД). В 1998 г., в связи с проведением новации ГКО и ОФЗ-ПК, на рынке государственных ценных бумаг РФ появляются ОФЗ-ФД, которые эмитируются Министерством финансов РФ в соответствии с приказом Минфина РФ от 18 авгу-

ста 1998 г. № 37н «Об утверждении условий выпуска облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом».

В отличие от предыдущих видов облигаций федеральных займов, величина купонного дохода по ОФЗ-ФД является фиксированной на каждый купонный период.

Выпущенные в 1998-1999 гг. ОФЗ-ФД имели срок обращения 5 лет. Купон по ним выплачивался ежеквартально. Для первого года купон устанавливался в размере 30 %, для второго - 25, для третьего - 20, для четвертого

- 15 и для пятого года - 10 %.

В ходе реструктуризации внутреннего государственного долга по ГКО и ОФЗ-ПК было эмитировано 12 выпусков ОФЗ-ФД со сроками погашения до 2004 г. [5].

Облигации федеральных займов с амортизацией долга (ОФЗ-АД) являются сравнительно новым инструментом; впервые они выпущены Правительством РФ 22 мая 2002 г. в день погашения новационной серии ОФЗ 27002 в соответствии с Приказом Минфина РФ от 27 апреля 2002 г. № 37н (в объеме около 10 млрд руб.). Главная особенность ОФЗ-АД в том, что погашение номинальной стоимости облигаций предусматривается частями в разные даты, при этом проценты начисляются на оставшуюся сумму долга. ОФЗ-АД являются именными купонными среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет) государственными ценными бумагами и предоставляют их владельцам право на получение:

> номинальной стоимости, погашение которой осуществляется частями в разные даты;

> дохода в виде процента, начисляемого на непогашенную часть номинальной стоимости.

Номинальная стоимость облигации составляет 1000 рублей.

Размещение облигаций осуществляется в форме аукциона или по закрытой подписке. Для каждого выпуска отдельно могут устанавливаться ограничения на потенциальных владельцев, которые в числе прочих условий фиксируются в глобальном сертификате.

Погашение номинальной стоимости частями (амортизация долга) осуществляется в даты, установленные решением об эмиссии отдельного выпуска облигаций и совпадающие с датами выплат купонного дохода по ним. При амортизации долга размер погашаемой части номинальной стоимости определяется на каждую дату ее выплаты. Датой погашения обли-

гаций является дата выплаты последней непогашенной части номинальной стоимости [5].

Облигации федерального займа с амортизацией долга составляют основную долю в объеме государственного внутреннего долга России.

Государственные сберегательные облигации (ГСО). В связи с начавшейся пенсионной реформой и необходимостью создания условий для долгосрочных вложений пенсионных накоплений, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2001 г. № 771 и Приказом Минфина РФ от 19 августа 2004 г. № 68н, в России выпускаются ГСО.

Управляющие компании негосударственных пенсионных фондов и Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющие доверительное управление средствами пенсионных накоплений, имеют возможность размещать их в ГСО.

ГСО являются именными государственными ценными бумагами, выпускаются в документарной форме и подлежат централизованному хранению. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые облигациями каждого выпуска, является глобальный сертификат, который хранится в депозитарии.

Владельцами облигаций могут быть только следующие юридические лица - резиденты Российской Федерации:

а) страховые организации;

б) негосударственные пенсионные фонды;

в) акционерные инвестиционные фонды;

г) Пенсионный фонд Российской Федерации и иные государственные внебюджетные фонды Российской Федерации.

Владельцы ГСО и управляющие компании имеют право на получение: при погашении облигаций их номинальной стоимости, доходов в виде процентов, начисляемых исходя из номинальной стоимости облигаций; на предъявление облигаций: к обмену на федеральные государственные ценные бумаги (если это предусмотрено условиями эмиссии и обращения облигаций), к выкупу в порядке, предусмотренном условиями эмиссии и обращения облигаций, в объемах и в сроки, определенные решением о выпуске облигаций.

Размещение облигаций осуществляется путем проведения аукциона либо по закрытой подписке организатором торговли на РЦБ, заключившим соглашение с Министерством финансов РФ. Обращение облигаций на вторичном рынке или их залог не допускаются. Погашение и выкуп облигаций, а также выплата доходов по ним осуществляются за счет средств федерального бюджета путем перечисления ука-

занных средств на счета владельцев облигаций, открытые в кредитной организации - агенте.

4. Процедура эмиссии, размещения, обращения и погашения государственных ценных бумаг.

Правовой основой для привлечения государством денежных средств путем выпуска ценных бумаг является Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

В соответствии с законом основные параметры государственных ценных бумаг утверждаются Правительством РФ в нормативном документе «Генеральные условия выпуска и обращения ценных бумаг», а Минфином РФ на основе данного документа утверждается нормативный документ «Условия эмиссии и обращения государственных ценных бумаг» [6].

В «Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных ценных бумаг» указаны:

^ вид ценных бумаг;

^ форма выпуска ценных бумаг;

^ срочность данного вида ценных бумаг (краткосрочные, долгосрочные, среднесрочные);

^ валюта обязательств;

^ особенности исполнения обязательств;

^ ограничения оборотоспособности ценных бумаг, а также ограничения круга лиц, которым данные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве.

«Условия эмиссии и обращения государственных бумаг» конкретизируют «Генеральные условия» и включают указания:

> на минимальный и максимальный сроки обращения данного вида государственных или муниципальных ценных бумаг;

> номинальную стоимость одной ценной бумаги в рамках одного выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг;

^ порядок размещения государственных или муниципальных ценных бумаг;

^ порядок осуществления прав, удостоверенных ценными бумагами;

> размер дохода или порядок его расчета;

> иные существенные условия эмиссии, имеющие значение для возникновения, исполнения или прекращения обязательств по государственным или муниципальным ценным бумагам.

Регулирование процессов размещения, обращения и погашения государственных ценных бумаг устанавливается и «Положением об обслуживании и обращении выпусков федераль-

ных государственных ценных бумаг» от 25 марта 2003 г. № 219-П.

Законодательно определен порядок проведения аукциона, виды заявок, подаваемых дилерами, правила удовлетворения заявок в торговой системе, виды и особенности заключения сделок при вторичном обращении.

Относительно форм государственного регулирования рынка государственных ценных бумаг, равно как и рынка корпоративных ценных бумаг, традиционно выделяют управление:

• прямое, или административное;

• косвенное, или экономическое.

Прямое, или административное, управление рынком государственных ценных бумаг осуществляется путем:

1) установления обязательных требований к участникам рынка ценных бумаг и инфраструктурным организациям;

2) лицензирования профессиональной деятельности на рынке государственных ценных бумаг;

3) обеспечения прозрачности и равной информированности всех участников рынка;

4) поддержания правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление

рынком государственных ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

• бюджетную политику;

• долговую политику;

• систему налогообложения;

• государственные капиталы;

• государственную собственность и ресурсы.

Таким образом, в отечественной практике регулирования рынка государственных ценных бумаг можно выделить следующие элементы правового обеспечения: привлечение государствами заемных средств и управление государственным долгом в части регулирования статуса государственных ценных бумаг и субъектов процесса привлечения заемных средств; объемы привлечения; процессы эмиссии; размещение и обращение государственных ценных бумаг.

1. Данилов Ю. А. Рынки государственного долга: мировые тенденции и российская практика. - М. : ГУ ВШЭ, 2002. - 432 с.

2. О внутреннем государственном долге Российской Федерации : Закон РФ от 13 ноября 1992 г. № 3877-1. - Доступ из справочноправовой системы «КонсультантПлюс».

3. Бюджетный кодекс РФ. - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».

4. Положение об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг от 25 марта 2003 г. № 219-П. -Доступ из справочно-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

5. Горловская И. Г., Савьяк И. М. Государственные ценные бумаги : учебное пособие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Омск : Изд-во ОмГУ, 2007.

6. Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг : Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.