Научная статья на тему 'Организационно-правовые основы обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации'

Организационно-правовые основы обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
311
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые основы обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации»

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Т. С. ШАГЖИЕВА, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Финансы» Финансовой академии при Правительстве РФ

Н.В. ДЫРХЕЕВА, главный специалист Департамента управления государственным внутренним долгом Минфина России

Обслуживание государственного внутреннего долга России можно рассматривать в трех аспектах: организационном, правовом и финансовом. Организационный аспект требует выделения участников этого процесса, рассмотрения определенных взаимосвязей между ними, в свою очередь правовой аспект позволяет определить их права и обязанности. Финансовый аспект предполагает обеспечение финансовыми ресурсами процесса обслуживания государственного внутреннего долга.

Поскольку на сегодняшний день в Российской Федерации наиболее распространенной формой государственного внутреннего долга являются государственные внутренние займы представляется интересным сосредоточить внимание на исследовании механизма функционирования рынка государственных ценных бумаг, в особенности на вопросах их обслуживания.

Состав участников рынка государственных ценных бумаг на федеральном уровне довольно широк и включает в себя Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Внешэкономбанк, Московскую межбанковскую валютную

1 Данилов ЮЛ. Рынки государственного долга: мировые тенденции и российская практика. — М.: ГУ ВШЭ. 2002. — С. 264.

биржу (ММВБ), региональные торговые площадки, дилеров, уполномоченные банки и другие кредитные организации, инвесторов.

В качестве организатора, действующего в интересах государства на рынке ценных бумаг, назначают агента по обслуживанию государственного внутреннего долга. В экономической литературе выделяют следующие «основные функции агентов государства на рынке государственных ценных бумаг:

• агентские услуги по размещению ценных бумаг в интересах эмитента;

• обслуживание платежей по ценным бумагам и обеспечение перевода денежных средств, полученных от продажи ценных бумаг, либо направляемых в погашение ценных бумаг (услуги платежного агента);

• агентские услуги по осуществлению операций на вторичном рынке ценных бумаг в интересах эмитента либо с целью стабилизации курса;

• обеспечение надлежащего учета и перерегистрации прав собственности на государственные ценные бумаги, а также осуществление депозитарных операций;

• клиринг по сделкам с государственными ценными бумагами;

• прочие услуги по погашению ценных бумаг»1.

Как свидетельствует практика, агентами могут быть выбраны несколько институтов, в таком случае функции между ними могут распределяться следующим образом:

• агент по размещению ценных бумаг, совмещающий, как правило, эту деятельность с деятельностью в качестве агента по операциям на вторичном рынке и агента по погашению ценных бумаг;

• платежный агент;

• регистратор, совмещающий, как правило, регистраторскую деятельность с депозитар-но-клиринговой.

В том случае, когда все агентские функции возлагаются на один институт, он получает статус генерального агента государства. В большинстве стран им является национальный (центральный) банк, не является исключением и Россия (табл. 1).

Бюджетный кодекс РФ заложил организационно-правовые основы обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 119 Кодекса обслуживание государственного внутреннего долга РФ возложено на Банк России и его учреждения. Как организатор от лица Правительства РФ он выполняет функции генерального агента или аген-

2 Шагжиева Т.С., Дырхеева Н.В. Обслуживание государственного внутреннего долга РФ: содержательный аспект// Финансы и кредит. 2003. — № 21. С. 63.

та по обслуживанию государственного внутреннего долга Российской Федерации.

Порядок размещения, обращения, обслуживания и погашения государственных краткосрочных бескупонных облигаций, облигаций федеральных займов и государственных федеральных облигаций определен в Положении Центрального банка РФ от 25.03.2003 № 219-П «Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг». В некоторых случаях агентом может выступать другой специализированный финансовый институт. Так, например, по Государственному внутреннему займу 1992 г., Государственному сберегательному займу, Целевому займу 1990 г. уполномоченным агентом Министерства финансов РФ является Сберегательный банк РФ2.

Следует также отметить, что наряду с агентскими функциями на Центральный банк РФ возлагаются полномочия дилера, контролирующего органа, а также функции организатора денежных расчетов по сделкам с государственными ценными бумагами. Полный перечень функций Центрального банка РФ представлен в табл. 2.

Перечень и содержание функций генерального агента и агента по обслуживанию государственного внутреннего долга РФ постоянно изменяются. В этой связи представляется интересным рассмотреть их более подробно.

С принятием Бюджетного кодекса РФ значительно расширились полномочия Центрального

Таблица 1

Агенты государств на рынке государственных ценных бумаг

Страна Агент по размещению Платежный агент Регистраторы, депозитарии, клиринговые палаты

Австралия Резервный банк Австралии Информационная система Резервного банка Австралии Трансфер - система RITS

Канада Банк Канады Банк Канады Канадский депозитарий ценных бумаг (CSD); Евроклир; Клирстрим

Франция Банк Франции Банк Франции Банк Франции; Сатурн, Евроклир; Клирстрим

Германия Национальный федеральный банк (Бундес-банк) Национальный федеральный банк (Бундес-банк) Кассовый союз; Национальный федеральный банк (Бундес-банк); Евроклир; Клирстрим

Италия Банк Италии Банк Италии Расчетная палата Банка Италии; Евроклир; Клирстрим

Испания Банк Испании Банк Испании Евроклир; Клирстрим Регистраторский центр при Банке Испании

Швеция Государственный банк Швеции Государственный банк Швеции Центр ценных бумаг (VPC)

Великобритания Банк Англии Банк Англии Центральный золотообрезный офис при Банке Англии

США Федеральная резервная система Федеральная резервная сиегема Федеральная резервная система

Россия Банк России Банк России; Сбербанк России Национальный депозитарный центр

Таблица 2

Функции Центрального банка РФ на рынке государственных ценных бумаг

Положение «Об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных облигаций» (приказ Центрального банка России от 06.05.1993 № 02-78) Положение «Об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных облигаций» (с учетом изменений и дополнений) (приказ Центрального банка России ог 03.04.1996 №02-79) Положение «Об обслуживании и обращении выпусков государственных ценных бумаг» (приказ Центрального банка России от 25.03.2003 №219-П)

Выполняя функции агента Министерства финансов Российской Федерации по обслуживанию выпусков, Банк России: Выполняя функции агента Министерства финансов Российской Федерации по обслуживанию выпусков, Банк России: Выполняя функции генерального агента Эмитента по обслуживанию выпусков, Банк России:

устанавливает требования к Торговой системе, Расчетной системе. Депозитарию и субдепозитариям; устанавливает требования к Торговой системе. Расчетным центрам ОРЦБ, Депозитарной системе; устанавливает требования к Торговой системе, Расчетным центрам ОРЦБ, Депози тарной системе;

заключает договоры с организациями на выполнение соответствующих систем; заключает договоры с организациями на выполнение функций соответствующих систем; заключает договоры с организациями на выполнение функций Торговой и Депозитарной систем, Расчетных центров ОРЦБ;

устанавливает требования к дилерам, а также критерии отбора Дилеров и их количественный состав; устанавливает требования к Дилерам, а также критерии отбора Дилеров и их количественный состав; заключает договоры с организациями на выполнение функций Дилеров, Первичных Дилеров;

заключает договоры с организациями на выполнение функций Дилеров; заключает договоры с организациями на выполнение функций Дилеров;

устанавливает правила проведения и проводит аукцион по продаже Облигаций на первичном рынке; устанавливает правила проведен™ и проводит аукцион по продаже Облигаций на первичном рынке; устанавливает правила проведения аукциона по размещению Облигаций и по поручению Эмитента проводит указанный аукцион;

хранит глобальные сертификаты о каждом выпуске, присваивая каждому выпуску государственный номер: хранит глобальные сертификаты о каждом выпуске, присваивая каждому выпуску государственный регистрационный номер; осуществляет по поручению Эмитента дополнительную продажу на рынке Облигаций, не проданных в период их размещения, а также выкуп Облигаций размещенных ранее выпусков;

осуществляет на условиях, согласованных с Министерством финансов Российской Федерации, дополнительную продажу на вторичном рынке не проданных на аукционе Облигаций в течении срока их обращения; осуществляет по поручению Министерства финансов Российской Федерации дополнительную продажу на вторичном рынке не проданных в период размещения Облигаций:

осуществляет погашение Облигаций по поручению Министерства Финансов Российской Федерации в день погашения осуществляет погашение Облигаций по поручению Министерства финансов Российской Федерации в день погашения осуществляет по поручению Эмитента за счет средств федерального бюджета обслуживание выпусков Облигаций;

- передает по требованию Министерства финансов РФ в порядке, установленном в договоре между Банком России и Министерством финансов РФ, информацию о состоянии счетов "депо" Дилеров и Инвесторов, полученную на основании соответствующей отчетности.

выполняет иные действия в соответствии с Договором между Эмитентом и Банком России.

Выполняя функции Дилера, Банк России: Выполняя функции Дилера, Банк России: Выполняет функции Дилера Выполняя функции контролирующего органа, Банк России:

обладает правами Дилера и может делегировать эта права своим территориальным управлениям; обладает правами Дилера и может заключать соответствующие договоры через Главные управления (Национальные банки);

осуществляет торговлю Облигациями на вторичном рынке путем выставления во время торгов заявок на покупку и продажу облигаций; осуществляет торговлю Облигациями на вторичном рынке путем выставления во время торгов заявок на покупку и продаж)' Облигаций;

осуществляет сбор заявок Инвесторов на покупку или продажу Облигаций на первичном и вторичном рынках, исполняет эти заявки через Торговую систему осуществляет сбор заявок Инвесторов на покупку или продажу Облигаций на первичном и вторичном рынках, исполняет эти заявки через Торговую систему.

Выполняя функции контролирующего органа, Банк России: Выполняя функции контролирующего органа, Банк России:

осуществляет контроль за размещением и обращением Облигаций; осуществляет контроль за размещением и обращением Облигаций; осуществляет контроль за размещением и обращением Облипший;

получает информацию о ходе торгов Облигациями, имеющуюся в Торговой системе, об остатках на счетах "депо" Дилеров в Депозитарии, о дагокении средств по счетам в Торговой системе; получает информацию о ходе торгов Облигациями, имеющуюся в Торговой системе, об остатках на счетах "депо" Дилеров в Депозитарии, о движении средств по счетам в Торговой системе; получает имеющуюся в Торговой системе информацию о ходе торгов Облигациями, об остатках на счетах "депо" Дилеров в Депозитарии, о движении средств по счетам в Расчетной системе;

Окончание табл. 2

получает информацию о состоянии счетов "депо" в субдепозитарии каждого Дилера; получает информацию о состоянии счетов "депо" в Субдепозитарии каждого Дилера; получает информацию о состоянии счетов "депо" в Субдепозитарии каждого Дилера;

приостанавливает операции любого Дилера с Облигациями при обнаружении в операциях данного Дилера нарушения действующего законодательства или настоящего Приложения; приостанавливает операции любого Дилера с Облигациями при обнаружении в операциях данного Дилера нарушения действующего законодательства или настоящего Положения; принимает решения о приостановлении операций Дилеров, Первичных Дилеров, Инвесторов в случае нарушения ими требований настоящего Положения, других нормативных актов Банка России, касающихся регулирования рынка Облигаций, а также о расторжении договоров о выполнении функций Дилера, Первичного Дилера.

не может использовать при осуществлении банком России собственных операций с Облигациями информацию, полученную в ходе контроля за размещением и обращением Облигаций, а также передавать ее третьим лицам; не может использовать при осуществлении Банком России собственных операций с Облигациями информацию, полученную в ходе контроля за размещением и обращением Облигаций, а также передавать ее третьим лицам; -

разграничивает функции контроля за размещением и обращением Облигаций и функции осуществления операций с Облигациями в качестве Дилера между различными подразделениями Банка России. разграничивает функции контроля за размещением и обращением Облигаций и функции осуществления операций с Облигациями в качестве Дилера между различными подразделениями Банка России. -

разрабатывает формы отчетности Дилеров, Первичных Дилеров;

направляет Дилерам, Первичным Дилерам, Инвесторам уведомления по вопросам, предусмотренным настоящим Положением, другими нормативными актами Банка России, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке Облигаций, обязательные для исполнения Дилерами, Первичными Дилерами, Инвесторами и их должностными лицами;

- Банк России выполняет функцию организатора денежных расчетов но сделкам с Облигациями в соответствии с "Положением о порядке осуществления денежных расчетов по операциям с ценными бумагами на ОРЦБ" Банк России выполняет функцию организатора денежных расчетов по сделкам с Облигациями

- - Выполняя функции регулятора рынка Облигаций Банк России:

- - устанавливает требования к деятельности Дилеров, Первичных Дилеров, Инвесторов, а также критерии отбора Дилеров и их количественный состав;

- - устанавливает требования к операциям с Облигациями, обращению, клирингу и расчетно - депозитарной деятельности;

- - выпускает нормативные акты по вопросам регулирования рынка Облигаций.

- - Банк России может осуществлять блокировку обращения Облигаций только по поручению Эмите1гга, если иное не предусмотрено нормативными актами.

- - Банк России информирует Торговую систему и Дилеров о реализации своих полномочий, предусмотренных настоящим Положением, в порядке, установленном соответствующими договорами. Указанная информация доводится до Инвесторов Дилерами.

того, функции генерального агента предполагают регулирование рынка облигаций.

Бюджетный кодекс РФ законодательно установил, что между генеральным агентом (агентом) и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ

банка РФ по обслуживанию государственного внутреннего долга РФ. Полагаясь на данные табл. 2, можно увидеть, что генеральный агент в отличие от агента может заключать договоры не только с организациями на выполнение функций Дилеров, но и также Первичных Дилеров. Кроме

выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг3, заключается специальное соглашение. Необходимость заключения соглашения определяется потребностью в разграничении функций по обслуживанию государственного внутреннего долга РФ. При этом для каждого займа заключается отдельное соглашение.

К сожалению, следует отметить, что между Центральным банком РФ и Министерством финансов РФ до сих пор не подписано такое соглашение. Положение Центрального банка РФ от 25.03.2003 №219-П «Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг» лишь было согласовано с Министром финансов РФ.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что на сегодняшний день отсутствует документ, регламентирующий порядок взаимодействия Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ по вопросам обслуживания государственного внутреннего долга РФ. В целях соблюдения норм Бюджетного кодекса РФ приказом Министерства финансов РФ от 31.07.2002 № 74н «Об организации конкурса по определению агента, депозитария и организатора торговли, обслуживающих рынок государственных сберегательных облигаций» было определено, что соглашение с агентом в обязательном порядке должно включать: 1. Обязательства агента:

• осуществлять проверку документов потенциальных владельцев государственных сберегательных облигаций с целью подтверждения права последних на участие в аукционе;

• проводить по поручению Министерства финансов РФ аукционы по размещению облигаций;

• предоставлять Министерству финансов РФ подписанный агентом сводный реестр заявок на покупку государственных сберегательных облигаций, поданных на аукционе;

• осуществлять выплату купонного дохода, погашение и выкуп облигаций в соответствии с Положением об обслуживании государственных сберегательных облигаций, разработанным Министерством финансов РФ и согласованным с инфраструктурными организациями (агентом, депозитарием и организатором торговли);

3 В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» Министерство финансов РФ является эмитентом, который производит выпуск государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации.

• предоставлять Министерству финансов РФ отчетность о результатах проведения аукциона и фактических расходах по оплате купонного дохода, погашению и выкупу облигаций в течение одного рабочего дня с даты осуществления соответствующего платежа;

• в день проведения аукциона осуществлять перечисление средств от размещения государственных сберегательных облигаций в Министерство финансов РФ;

• осуществлять обслуживание эмиссионного счета Министерства финансов РФ на основании его поручений;

• предоставлять Министерству финансов РФ отчетность о финансовом состоянии в порядке, определенном Соглашением с агентом.

2. Обязательства Министерства финансов Российской Федерации:

• своевременно перечислять агенту денежные средства, необходимые для выплаты купонного дохода, погашения облигаций, а также проведения их выкупа;

• выплачивать агенту комиссионное вознаграждение.

Рассмотрим подробнее содержание соглашений, заключенных между Министерством финансов РФ и Сберегательным банком РФ (табл. 3).

Можно отметить, что перечень и содержание функций определяются по отношению к каждому займу в отдельности. Между тем предметом соглашения, заключенного между Министерством финансов РФ и Сберегательным банком РФ, в большинстве случаев выступает обязательство последнего выполнять за комиссионное вознаграждение определенные функции по обслуживанию государственного внутреннего долга РФ.

Как свидетельствуют данные табл. 3, в зависимости от содержания функций различают:

• агента по обслуживанию государственных

облигаций;

• уполномоченного платежного агента.

Отличительной функцией агента по обслуживанию государственных облигаций от платежного агента является выполнение им операций по размещению ценных бумаг. Кроме того, помимо комиссионного вознаграждения за выполнение соответствующей работы, агенту по обслуживанию государственных Облигаций возмещаются расходы, связанные с проверкой и уничтожением выигравших и невыигравших погашенных облигаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В мировой практике в рамках действующих в настоящее время генеральных агентов происхо-

Таблица 3

Содержание соглашений, заключенных между Министерством финансов РФ и Сберегательным банком РФ по обслуживанию государственного внутреннего долга РФ

Наименование Соглашение «0 порядке выкупа и выплаты компенсации по облигациям государственных целевых беспроцентных займов 1990 года» № 01-01-06.05-1112 от 17.10.2001 Соглашение «О порядке работы с облигациями Российского внутреннего выигрыш его займа 1992 года» № 01-01-06.05-2114 от 26.12.2001 Дополнительное соглашение № 1 к Договору №01-01-06/05-2 «О выполнении функций платежного агента по облигациям государственного сберегательного займа РФ 18.01.2001»

Стороны Министерство финансов РФ и Сберегательный банк РФ Министерство финансов РФ и Сберегательный банк РФ Министерство финансов РФ и Сберегательный банк РФ

Предмет Сберегательный банк принимает на себя обязательство за комиссионное вознаграждение произвести погашение облигаций Сберегательный банк принимает на себя обязательство за комиссионное вознаграждение выполнять функции агента по обслуживанию облигаций Сберегательный банк принимает на себя функции платежного агента по оплате купонов и погашению

государственных целевых беспроцентных займов 1990 г. путем выкупа и выплаты компенсации по облигациям Российского внутреннего выигрыш его займа 1992 г. облигаций государственного сберегательного займа РФ 29 серии

Расходы по обслуживанию государственного внутреннего долга Комиссионное вознаграждение за проведение работ по выплате денежной компенсации по облигациям и их выкупу в размере 240 руб. в расчете на одну облигацию (включая НДС), исходя из количества фактически оплаченных и погашенных за отчетный период; возмешает расходы по проверке и уничтожению оплаченных и погашенных облигаций в размере 3 руб. 94 коп. в расчете на одну облигацию (включая НДС). Комиссионное вознаграждение за выполнение работы по обслуживанию облигаций в размере 5% стоимости реализованных облигаций, если она превышает стоимость купленных облигаций, либо в размере 5% стоимости купленных облигаций, если она превышает стоимость реализованных облигаций, включая НДС; возмещает расходы, связанные с проверкой и уничтожением выигравших и невыигравших погашенных облигаций из расчета 72 и 43 коп. соответственно в расчете на одну облигацию (включая НДС). Комиссионное вознаграждение за выполнение функции платежного агента в размере 1,0% включая НДС от суммы фактически произведенных Банком выплат по оплате купонов и погашению облигаций

Права и обязанности сторон: Министерство финансов РФ Перечисляет Банку средства федерального бюджета для обеспечения бесперебойного выкупа и выплаты компенсации по облигациям; ежеквартально доводит до Банка цены по которым осуществляется выкуп и выплата компенсации по облигациям по каждому виду товаров; выплачивает комиссионное вознаграждение за проведение работ по выплате денежной компенсации по облигациям и их выкупу и возмещает расходы по проверке и уничтожению оплаченных и погашенных облигаций; осуществляет контроль за целевым использованием и своевременным перечислением Банком средств федерального бюджета, предназначенных для выкупа и выплаты компенсации по облигациям. Принимает решение об эмиссии облигаций; организует изготовление облигаций на Московской типографии Госзнака; принимает от Банка заявки на рассылку до отделений Банка облигаций; организует совместно с Банком работу по управлению централизованным запасом облигаций; устанавливает цены продажи и покупки облигаций; перечисляет Банку средства федерального бюджета для обеспечения выплаты выигрышей по облигациям и покупки облигаций, в случае недостаточности средств от реализации облигаций на осуществление их покупки; перечисляет Банку средства федерального бюджета для погашения облигаций; перечисляет Банку средства федерального бюджета для выплаты выигрышей по облигациям, покупки и погашения облигаций; выплачивает комиссионное вознаг раждение и расходы, связанные с проверкой и уничтожением выигравших и невыигравших погашенных облигаций. Обязуется определять размер средств федерального бюджета, необходимых для выплаты процентного дохода по купонам и погашения облигаций; перечислять Банку средства федерального бюджета для осуществления выплат;

Окончание табл. 3

Банк

осуществляет:

Выкуп и выплату компенсации по облигациям за счет средств федерального бюджета; выкуп и выплату компенсации по облигациям, находящимся в собственности инвалидов I и 2 группы

Выплату выигрышей по облигациям и

погашение облигаций за счет средств

федерального бюджета;

покупку облигаций - за счет средств,

вырученных от реализации, а в случае

их недостаточности - за счет средств

федерального бюджета;

проверку и уничтожение выигравших и

невыигравших погашенных облигаций;

прием и хранение облигаций в

учреждениях Банка;

ведет учет и отчетность по операциям с

облигациями;

проведение экспертизы, проверки и опечатывание облигаций в связи с проведением тиражей выигрышей в специально создаваемых комиссиях; опубликование официальных таблиц тиражей выигрышей по займу; перечисление Минфину России средств, полученных от реализации облигации с учетом курсовой стоимости: предоставляет ежемесячный отчет о фактически произведенных Банком расходах по займу и расчет суммы средств от реализации облигаций и размера комиссионного вознаграждения._

Оплату купонов и выплату номинальной стоимости облигаций;

предоставление в адрес Министерст ва финансов РФ ежемесячные отчеты о фактически произведенных Банком выплатах по оплате купонов и погашению номинальной стоимости облигаций.

дит выделение относительно независимых структурных подразделений, за которыми закрепляются отдельные специализированные агентские функции. Так, в рамках Банка Англии в последнее десятилетие сформировался в качестве отдельного структурного подразделения Центральный золотообрезный офис, выполняющий функции депозитарно-клирингового агентства государства.

По мнению Ю.А. Данилова, «наиболее законченная система агентских функций и соответствующая технология выполнения этих функций сформировалась в Германии»4. В этой связи представляется интересным рассмотреть функции генерального агента.

В отличие от России, долговые обязательства Германии в виде облигаций и казначейских векселей должны выпускаться в первую очередь Бун-десбанком, в других случаях необходимо его согласие. Кроме этого, Бундесбанк выступает в качестве платежного агента, производит размещение ценных бумаг, поддерживает курс котируемых ценных бумаг. Вместе с тем в целях оптимизации систем управления государственным долгом, правительство ФРГ планирует создать специальное учреждение, которое возьмет на себя

4 Данилов Ю.А. Рынки государственного долга: мировые тенденции и российская практика. — М.: ГУ ВШЭ. 2002. — С.267.

значительную часть функций и заменит Бундесбанк в качестве агента государства на рынке государственных ценных бумаг. Среди российских ученых и практиков также довольно активно обсуждался вопрос о создании специального агентства по управлению государственным долгом РФ. Вместе с тем он до сих пор остается нерешенным.

Наиболее значимым на сегодняшний день представляется финансовый аспект. Платежи по обслуживанию государственного внутреннего долга РФ в состав государственного долга РФ не входят. Процентные и непроцентные платежи по государственным ценным бумагам являются самостоятельной формой расходов федерального бюджета.

В посткризисный период Правительство РФ стремилось к обслуживанию старых обязательств, не привлекая новых заимствований. Проводившиеся операции по погашению и реструктуризации государственного внутреннего долга, а также рост объема ВВП привели в совокупности к относительному снижению долговой нагрузки внутренних заимствований на экономику страны.

В последние три года расходы федерального бюджета по обслуживанию государственного внутреннего долга РФ имеют следующую тенденцию (табл. 4).

Опираясь на данные табл. 4, в 2003 г. в абсолютном выражении расходы на обслуживание государственного долга возрастают, в относитель-

Таблица 4

Доля расходов на обслуживание государственного внутреннего долга в общих расходах федерального бюджета (в млрд руб.)

Наименование 2000 2001 2002 1 п/г 2003

Всего расходов 1 051.4 1 354,6 2 062.7 1 162,7

Расходы по обслуживанию государственного внутреннего долга 54,9 46,4 37,4 19,1

Доля расходов по обслуживанию государственного внутреннего долга в общих расходах федерального бюджета, % 5,22 3.43 1,81 1,64

ном выражении их доля в общем объеме расходов федерального бюджета стабильно уменьшается.

Как отмечалось ранее, финансовый аспект предполагает обеспечение финансовыми ресурсами процесса обслуживания государственного внутреннего долга РФ. С одной стороны, необходимы соответствующие средства для выплаты доходов держателям государственных ценных бумаг, процентов за пользование кредитами, полученными внутри страны, процентов по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам. С другой стороны, государственные займы, осуществляемые посредством эмиссии государственных ценных бумаг, требуют расходов на их выпуск и размещение.

Так, несмотря на то, что в соответствии с п. 4 ст. 119 Банк России осуществляет функции генерального агента (агента) по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно,

Сберегательный банк РФ выполняет услуги агента по обслуживанию государственного внутреннего долга на платной основе.

Как свидетельствуют данные табл. 3, размер комиссионного вознаграждения определяется по результатам переговоров между Министерством финансов РФ и Сберегательным банком РФ и устанавливается применительно к каждому долгу в отдельности. Следует отметить: его размер колеблется от 240 руб. в расчете на одну облигацию и достигает 5% стоимости реализованных облигаций, если она превышает стоимость купленных облигаций, либо 5% стоимости купленных облигаций, если она превышает стоимость реализованных облигаций, включая НДС. С точки зрения авторов, в целях минимизации расходов на обслуживание государственного долга представляется целесообразным отказаться от различного рода платных услуг агентов.

Таблица 5

Состав и содержание расходов федерального бюджета по обслуживанию государственного внутреннего долга РФ

Код Наименование Содержание расходов*

120000 Выплата процентов по государственному долгу Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, долгу муниципальных образований На данную подгруппу относятся расходы по выплате процентов по государственному долгу РФ и субъектов РФ, долгу муниципальных образований

120200 Выплата процентов по займам Российской Федерации, полученным внутри страны Данная предметная статья включает расходы на выплату процентов по каждому виду государственных ценных бумаг, а также по векселям

120210 Выплата процентов но ГКО Расходы на выплату дисконта при погашении (выкупе) выпуска ГКО

120220 Выплата процентов по облигациям федеральных займов

120221 Выплата процентов по ОФЗ-ПК (с переменным купонным доходом) Расходы на выплату по купонам - процентам, начисляемым к номинальной стоимости облигации в соответствии с условиями выпуска, а также дисконт, выплачиваемый при погашении (выкупе) выпуска ОФЗ - ПК

120222 Выплата процентов по ОФЗ-ПД (с постоянным купонным доходом) Расходы на выплату по купонам - процентам, начисляемым к номинальной стоимости облигации в соответствии с условиями выпуска, а также дисконт, выплачиваемый при погашении (выкупе) выпуска ОФЗ - ПД

120223 Выплата процентов по ОФЗ-ФК (с фиксированным купонным доходом) Расходы на выплату по купонам - процентам, начисляемым к номинальной стоимости облигации в соответствии с условиями выпуска, а также дисконт, выплачиваемый при погашении (выкупе) выпуска ОФЗ - ФК

120224 Выплата процентов по ОФЗ-АД (с амортизацией долга) Расходы на выплату по купонам - процентам, начисляемым к номинальной стоимости облигации в соответствии с условиями выпуска, а также дисконт, выплачиваемый при погашении (выкупе) выпуска ОФЗ - АД

Окончание табл. 5

Код Наименование Содержание расходов*

120230 Выплата процентов по ГСО Расходы на выплату по купонам - процентам, начисляемым к номинальной стоимости облигации в соответствии с условиями выпуска, а также дисконт, выплачиваемый при погашении (выкупе) выпуска ГСО

120240 Выплата процентов по ОГНЗ Расходы на выплату процентов, начисляемых к номинальной стоимости облигаций в соответствии с условиями выпуска

120250 Выплата процентов по ОГСЗ Включаются расходы на выплату: -накопленного купонного дохода по облигациям государственных сберегательных займов РФ; -дисконта по облигациям при погашении в случае их размещения по цене ниже номинальной стоимости

120260 Выплата процентов по займу 1992 года Расходы на оплату выигрышей по облигациям Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года

120280 Выплата процентов по прочим государственным ценным бумагам Расходы на выплату процентов по прочим государственным ценным бумагам

120270 Выплата процентов по векселям Данная подстатья включает следующие элементы расходов (см. 120271, 120272)

120271 Выплата процентов Центральному банку РФ по векселям Министерства финансов РФ Расходы на выплату процентов Центральному банку РФ по векселям Министерства финансов РФ

120272 Выплата процентов по векселям Министерства финансов РФ выпущенным для переоформления задолженности по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций агропромышленного комплекса и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности Расходы на выплату процентов по векселям Министерства финансов РФ выпушенным для переоформления задолженности по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций агропромышленного комплекса и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности

120300 Выплата процентов по кредитам, полученным внутри страны Данная предметная статья включает следующие подстатьи (см. 120310,120390)

120310 Выплата процентов по кредитам российских кредитных орг анизаций Расходы на выплату процентов по кредитам российских кредитных организаций

120390 Обслуживание прочих кредитов Расходы на обслуживание прочих кредитов

120400 Выплата процентов по бюджетным кредитам (бюджетным ссудам), займам, предоставленным бюджетами других уровней Расходы на выплату процентов по бюджетным кредитам (бюджетным ссудам), займам, предоставленным бюджетами других уровней

120500 Выплата процентов по ценным бумагам субьектов РФ (размещенным внутри страны) и муниципальным ценным бумагам Расходы на обслуживание ценных бумаг, выпушенных от имени субьектов РФ и от имени муниципальных образований, включая дисконт (или разницу между ценой размещения и ценой погашения (выкуп) но государственным ценным бумагам субъекта РФ или муниципальным ценным бумагам

120600 Прочие расходы, связанные с обслуживанием государственного вну треннего долга Российской Федерации, субьектов РФ, долга муниципальных образований На данную предметную статью относятся расходы: на оплату услуг агентов по размещению, обслуживанию и погашению государственных ценных бумаг; на проведение экспертизы государственных ценных бумаг; расходы, связанные с изготовлением и упаковкой бланков ценных бумаг; на выплату процентов по векселям Минфина России со сроками погашения прошлых лет; на выплату Госстраху за проведение работы но организации и проведению выплат предварительных компенсаций по вкладам (взносам) граждан в организации государственного страхования Другие расходы, связанные с обслуживанием внутреннего долга

Помимо комиссионного вознаграждения предусмотрены в составе расходов федерального бюджета по обслуживанию государственного внутреннего долга РФ и другие виды расходов. «Так, на обслуживание облигаций государствен-

5 Шагжиева Т.С., Дырхеева Н.В. Обслуживание государственного внутреннего долга РФ: содержательный аспект// Финансы и кредит. 2003. — № 21. С. 61.

ного сберегательного займа выделяются расходы по оплате поддельных облигаций (при условии наличия на поддельных облигациях всех степеней защиты). Обслуживание займа 1992 г. предусматривает также расходы, связанные с проверкой и уничтожением выигравших и невыиграв-ших погашенных облигаций»5.

На сегодняшний день экономическая классификация расходов федерального бюджета по

обслуживанию государственного внутреннего долга РФ выглядит следующим образом (табл. 5).

Как свидетельствуют данные табл. 5, помимо комиссионного вознаграждения агенту на «Прочие расходы, связанные с обслуживанием государственного внутреннего долга» относятся расходы:

• на проведение экспертизы государственных ценных бумаг;

• расходы, связанные с изготовлением и упаковкой бланков ценных бумаг;

• на выплату процентов по векселям Минфина России со сроками погашения прошлых лет;

• на выплату Госстраху за проведение работы по организации и проведению выплат предварительных компенсаций по вкладам (взносам) граждан в организации государственного страхования.

• другие расходы, связанные с обслуживанием внутреннего долга.

С точки зрения авторов, подобное укрупнение статьи и включение в нее разных по своему экономическому содержанию расходов представ-

ляется нецелесообразным. Это окажет отрицательное воздействие на прозрачность бюджетных показателей, затруднит контроль за расходами федерального бюджета.

В связи с этим необходимо внести изменения и дополнения в бюджетную классификацию РФ в части расходов на обслуживание государственного внутреннего долга. По мнению авторов, следует четко разграничить и внести в предметную статью «Прочие расходы, связанные с обслуживанием государственного внутреннего долга» следующие подстатьи:

• 120610 «Выплата комиссионного вознаграждения агенту»;

• 120620 «Расходы по изготовлению и экспертизе государственных ценных бумаг;

• 120630 «Выплаты Госстраху за проведение работы по организации и проведению предварительных компенсаций по вкладам»;

• 120640 «Выплата процентов по векселям Министерства финансов РФ со сроками погашения прошлых лет».

Рсуи|<111 и «

бухгоягърсхэти уч»ю * <к>нкпл.

ЗорубчжиыЙ оноп

Обрсзооатвльно* программа но пг.««->вам м« ж пу народного &ух>0лге*>ско«а учета

Коисуяькм*« экспертов

Учебный центр

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Международный бухгалтерский учет

Осуществляет набор слушателей в группы по обучению практике составления финансовой отчетности на основе международных стандартов.

Занятия проводит аккредитованный преподаватель Международной ассоциации бухгалтеров.

По окончании обучения слушатели сдают экзамен на получение сертификата Международной ассоциации бухгалтеров.

Форма обучения очно-заочная.

Тел: (095) 237-86-57; 237-86-59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.