Научная статья на тему 'СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА'

СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
114
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОБЩЕСТВО / ФЕДЕРАЛЬНОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чотчаева Ф.М.

В рамках данного исследования представлены авторские трактовки определения типов, подходов и способов реализации системы социальной политики правового государства. При проведении исследования автор руководствовался пониманием и толкованием содержания многочисленных существующих правовых актов, которые часто противоречат друг другу, от других факторов социального, экономического, политического и иного характера, влияющих на реализацию социальной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF IMPLEMENTATION OF SOCIAL POLICY OF THE MODERN LEGAL STATE

Within the framework of this study, the author's interpretations of the definition of types, approaches and methods of implementing the system of social policy of the rule of law are presented. When conducting the research, the author was guided by the understanding and interpretation of the content of numerous existing legal acts, which often contradict each other, from other factors of a social, economic, political and other nature that affect the implementation of social policy.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА»

Чотчаева Ф.М. студент 3 курса магистратуры заочная форма обучения направление 38.04.04 - «ГМУ» Научный руководитель: Магулаева А.А., к.б.н.

доцент

ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет

имени У.Д. Алиева» Россия, г.Карачаевск

СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Аннотация. В рамках данного исследования представлены авторские трактовки определения типов, подходов и способов реализации системы социальной политики правового государства. При проведении исследования автор руководствовался пониманием и толкованием содержания многочисленных существующих правовых актов, которые часто противоречат друг другу, от других факторов социального, экономического, политического и иного характера, влияющих на реализацию социальной политики.

Ключевые слова: социальная политика, компоненты социального развития, социальные ориентиры, социальное регулирование, общество, федеральное и региональное законодательство, органы исполнительной власти, Российская Федерация.

Chotchaeva F.M. master's student 3 years extramural education direction 38.04.04 - "GMU" Scientific adviser: Magulaeva A.A., Ph.D.

assistant professor FSBEI HE "Karachay-Cherkess State University

named after U.D. Aliev" Russia, Karachaevsk

THE SYSTEM OF IMPLEMENTATION OF SOCIAL POLICY OF THE

MODERN LEGAL STATE

Annotation. Within the framework of this study, the author's interpretations of the definition of types, approaches and methods of implementing the system of social policy of the rule of law are presented. When conducting the research, the author was guided by the understanding and

interpretation of the content of numerous existing legal acts, which often contradict each other, from other factors of a social, economic, political and other nature that affect the implementation of social policy.

Key words: social policy, components of social development, social guidelines, social regulation, society, federal and regional legislation, executive authorities, the Russian Federation.

На современном этапе страны мирового значения в рамках политики государства ставят в приоритет социальные задачи, качественное образование, медицину, культурное развитие, трудоустройство своих граждан, налоговую и финансовую политику, все это развивается во благо общественного сектора. Ориентиры органов властной вертикали идут на развитие и приумножение человеческого капитала и человеческих ресурсов.

Это самый правильный и эффективный путь развития системы социально-экономических и политических факторов, через систему востребованности нужд и потребностей общества. Однако для этого не достаточно просто реализовывать социальную политику, важно ориентироваться на рынок и выстраивать прямой диалог с институтами гражданского общества, ориентироваться на то, чтобы человек стал центом всей политики государства.

Социальные преобразования формируют и нацеливают на ориентацию государственной системы управления, как сложной функциональной структуры. Определение основных целей и задач государственной политики направлено:

Во-первых, на формирование законодательной и нормативно правовой базы, которая будет регулировать управляющее воздействие на систему социальной политики;

Во-вторых, на необходимость определения объекта и субъекта политических процессов в социальной сфере. Так, субъект политики, это кто осуществляет прямое воздействие, к нему можем отнести государство и его институты, а объект это как это воздействие осуществляется, сюда относится система социальных программ и проектов, стратегий и планов развития системы социальной политики и т.д.

В-третьих, где и на каких площадках происходит обсуждение, где выстраивается конструктивный диалог, сюда можно отнести систему партий и движений правового государства, которые взаимодействуют с институтами гражданского общества для инициирования и принятия соответствующих законодательных актов.

Таким образом, решающее значение имеет формулировка государственной социальной политики, которая, конечно же, должна иметь адресный, индивидуальный подход, через систему программно -

целевых индикаторов, при достижении которых происходит реформирование системы социальной политики правового государства.

В социальной политике два взаимозависимых, взаимодействующих компонента могут быть разделены: научно-обоснованные, практико-ориентированные. [1]

Научно-обоснованный компонент системы социальной политики является результатом анализа и понимания нужд, потребностей общественного сектора. Научные подходы и их эффективное применение имеют положительный социальный эффект, в удовлетворенности этих процессов большинством населения территориального образования.

Все эти аналитические материалы позволяют государственным органам властной вертикали всех территориальных уровней управления разрабатывать систему социальной политики, формулировать ее основные цели и направления.

Практико-ориентированная составляющая системы реализации социальной политики государства - это прямое воплощение концептуальных положений и стратегических целей и задач. В рамках этой составляющей большое значение имеет разнообразная практико -ориентированная и организационная деятельность аппарата вертикали государственного управления в системе социальных услуг и работа с населением, подчиненная задачам системы реализации социальной политики правового государства.

Полностью сбалансированная научно-обоснованная система социальная политика правового государства, которая отвечает интересам людей, является самой важной основой содержания социальной работы, что дает ей уверенность в практических действиях направленных на социальные преобразования.

Практико-ориентированная и организационная деятельность системы управления, это формирование органов исполнительной власти, которые будут реализовывать эти функции, а органы законодательной (представительной) власти федерального и регионального значения будут принимать нормативно-правовую базу, для реализации этих процессов, через систему понимания целей и задач.

Эта работа по организации процессов реализации системы социальной политики правового государства может включать, технологические блоки, такие как:

> Блок глубокого понимания целей системы социальной политики, всесторонний анализ и оценка их условий;

> Блок отбора и размещения персонала, создания или изменения организационных структур для решения социальных проблем;

> Блок привлечения к исполнителю задачи, определения их функций, полномочий и обязанностей, имеющихся ресурсов и финансовых средств;

> Блок разъяснения важности социальной значимости качества и своевременного выполнения задач, способов стимулирования труда;

> Блок координации усилий в деятельности структурных подразделений и конкретных сотрудников, обеспечивающих функциональное определение их деятельности;

> Блок контроля и оценивания хода осуществления поэтапного и в целом, оценки реализации, извлечения уроков и формулирования выводов для последующей деятельности в рамках системы реализации социальной политики правового государства. [2]

Любые практико-ориентированные действия социальных изменений - это комбинация усилий людей, наделенных общими и уникальными индивидуальными качествами.

Многообразие общественных отношений определяет разнообразие социальных норм, в юридической литературе могут быть данные нормы классифицированы по различным критериям.

Для кибернетического подхода характерен взгляд на общество как урегулированную систему, где социальное регулирование рассматривается как средство воздействия на общественные отношения, процессы, системы, который должен обеспечивать их определенные характеристики. Общественные отношения должны приобретать заданных нормой права определенных признаков. Когда характеристики объекта регулирования выходят за эти пределы, эти отношения или системы должны быть откорректированы к соответствующим параметрам. Этот процесс предусматривает обратную связь, дает полную информацию о состоянии объекта правового регулирования, своевременного принятия мер дополнительного воздействия на последний, возвращение его в пределы предложенных параметров. [3]

В сфере реализации социальной политики и предмета ее регулирования решаются задачи по формированию социальной роли в обществе социальных систем и структур путем подчинения, установления иерархии, организации и функционирования власти и др.

Социальное регулирование характеризуется как наиболее рациональное сочетание двух его разновидностей:

Во-первых, нормативно-правового регулирования;

Во-вторых, индивидуального регулирования.

Социальное регулирование реализуется в обществе, его содержанием является переход от нормативно-правового регулирования к индивидуальному. Процесс упорядочения отношений между субъектами связывается с возможностью конкретизации правил общего характера к определенному случаю. [4]

Изменения, происходящие в современной России в различных сферах общественной жизни, требуют трансформации социальной политики на региональном уровне. В России до сих пор не

сформировалось достаточно четких подходов к реформированию существующей системы реализации социальной защиты, которая характеризуется чрезвычайно высокой патерналистской ролью государства и крайне плохо определенными государственными институтами.

Важную регулирующую роль в государстве играет разработка, реализация мер, способных противодействовать явлениям стихийности и незащищенности, обеспечивать социальную защиту граждан, достойный постоянных доход, качество жизни в обществе. В то же время, это органы властной вертикали регионального значения должны осознавать, что максимальное удовлетворение проблем населения субъекта Федерации является для них точкой эффективности их работы.

Как отмечалось выше, на современном этапе в нашем государстве сформировалось достаточно большое количество острых социальных проблем, которые не могут нас сдвинуть с мертвой точки, тянут вниз это показатели социально-экономического благополучия населения. К ним относятся такие социальные проблемы и нужды, как: > нищета, то есть жизнь определенной категории граждан зачерной бедности,

^ катастрофическая разница в доходах между сверх богатыми и бедными слоями населения,

^ бюджетная недофинансированность социальных проектов и программ,

^ коррупция в высших эшелонах власти различных территориальных уровней.

Во всех регионах России постоянно ведется поиск наиболее подходящих форм и методов реализации социальной политики. В значительной части субъектов Федерации введены специальные персонифицированные социальные карты для адресной социальной помощи. В том числе применяются современные технологии в организации социального политики, через сервисы предоставления государственных и муниципальных услуг населению, в частности: электронная запись к врачу, электронная регистрация, электронное голосование, электронная оплата всех услуг, это все облегчает жизнь простых людей. [5]

Но хочется отметить, что система социальной помощи формируется для определенных категорий граждан, средние показатели которых приближены к планке прожиточного минимума, а этот показатель устанавливается регионом самостоятельно, но хочется тут добавить, что в зависимости от категории населения этот показатель разнится. Т.е минимальный прожиточный минимум для пенсионера, существенно отличается от нормы этого показателя для экономически активного представителя общества конкретного региона РФ.

В рамках исследования автор отмечает, что при осуществлении социальной политики на региональном и муниципальном уровне органы исполнительной власти реализуют социальные функции, через оказание широкого спектра услуг и ответственности за образование, здравоохранение, культуру, торговлю, общественное питание, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и даже за сельское хозяйство и социальное обслуживание. Это задекларировано федеральным, региональным и местным муниципальным законодательством. Так в уставах муниципалитетов регионов, четко прописаны социальные функции, которыми наделены органы власти местного самоуправления.

Таким образом, чрезмерное бремя ответственности, не поддерживаемое законодательной и финансовой базой, лежащее на местных органах власти, приводит к сбоям и неэффективности в реализации направлений социальной политики, структуры местных бюджетов из-за отсутствия финансовых возможностей лишены возможности в поддержке широкого слоя населения в рамках адресной помощи.

Использованные источники:

1. Каитова, А.Н. Роль социальной работы в реализации социальной политики [Текст] / А.Н. Каитова / Молодой ученый. — 2015. — № 8. — С. 81-82.

2. Васильева, Е.В. Социальная защита населения, ее роль в повышении качества жизни в регионах России [Текст] / Васильева Е.В., Куклиен А.А., Леонтьева А.Г. // Уровень жизни населения регионов России. - 2015. - N 9. - С.22-31.

3. Виханский О.С., Наумов А.И.. Менеджмент. [Текст] / О.С. Виханский, А.И. Наумов, - Учебник. 5-е издание. - М.: Магистр, 2012. - 98 с.

4. Аверин, А.Н. Государственная система социальной защиты населения: [Текст] / А.Н. Аверин, - Учебное пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2012. - 320 с.

5. Грачева, О. Место социальной поддержки населения в региональной социальной политике: методологический аспект [Текст] / О. Грачева / Человек и труд. - 2016. - № 1. - С. 9-12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.