Научная статья на тему 'СИСТЕМА «ПРОДУКТ-УСЛУГА» НА БАЗЕ ТЕХНОЛОГИИ БЛОКЧЕЙН В СФЕРЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

СИСТЕМА «ПРОДУКТ-УСЛУГА» НА БАЗЕ ТЕХНОЛОГИИ БЛОКЧЕЙН В СФЕРЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОКЧЕЙН / АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / АВТОБИЗНЕС / СИСТЕМА «ПРОДУКТ-УСЛУГА» / BLOCKCHAIN / AUTOMOTIVE INDUSTRY / AUTO BUSINESS / PRODUCT-SERVICE SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смук Марьян Владимирович

Для автомобильной промышленности продвижение дополнительных услуг с добавочной стоимостью является давней проблемой для мировых производителей. На текущем этапе множество автомобилей в России и зарубежом имеют проблемы с отслеживанием истории. Некоторые модификации или ремонт автомобиля после аварии отследить невозможно. Другой важный аспект - мошенничество при продаже автомобилей, особенно на вторичном рынке, а также мошенничество при предложении автомобильных услуг. Блокчейн, как развивающееся технология, характеризуется высокой точностью данных, прозрачностью и безопасностью. Благодаря вышеперечисленным характеристикам, технология Блокчейн как нельзя лучше подходит для формирования системы взаимного доверия между заинтересованными сторонами. Также, данная система поспособствует упрощению и улучшению логистики, планированию и существенной экономии на разных этапах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Смук Марьян Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BLOCKCHAIN-BASED PRODUCT-SERVICE SYSTEM IN THE AUTOMOTIVE INDUSTRY

For the automotive industry, the promotion of value-added services has been a long-standing problem for global manufacturers. At the current stage, many cars in Russia and abroad have problems tracking their history. Some modifications or repairs to the car after an accident cannot be tracked. Another important aspect is fraud in the sale of cars, especially in the secondary market, as well as fraud in the offer of automobile services. Blockchain, as an emerging technology, is characterized by high data accuracy, transparency, and security. Due to these characteristics, Blockchain technology is the best suited for creating a system of mutual trust between stakeholders. This system will also help simplify and improve logistics, planning, and reduce costs at various stages.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА «ПРОДУКТ-УСЛУГА» НА БАЗЕ ТЕХНОЛОГИИ БЛОКЧЕЙН В СФЕРЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

Система «продукт-услуга» на базе технологии блокчейн в сфере автомобильной промышленности

Смук Марьян Владимирович,

аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

E-mail: smukmarian@yandex.ru

Для автомобильной промышленности продвижение дополнительных услуг с добавочной стоимостью является давней проблемой для мировых производителей. На текущем этапе множество автомобилей в России и зарубежом имеют проблемы с отслеживанием истории. Некоторые модификации или ремонт автомобиля после аварии отследить невозможно. Другой важный аспект - мошенничество при продаже автомобилей, особенно на вторичном рынке, а также мошенничество при предложении автомобильных услуг. Блокчейн, как развивающееся технология, характеризуется высокой точностью данных, прозрачностью и безопасностью. Благодаря вышеперечисленным характеристикам, технология Блокчейн как нельзя лучше подходит для формирования системы взаимного доверия между заинтересованными сторонами. Также, данная система поспособствует упрощению и улучшению логистики, планированию и существенной экономии на разных этапах.

Ключевые слова: блокчейн, автомобильная промышленность, автобизнес, система «продукт-услуга».

Ое

см л

Введение

Предоставление дополнительных услуг для транспортных средств является одним из основных видов бизнеса в автомобильной промышленности. Можно найти ряд успешных примеров Система «продукт-услуга» (СПУ) обслуживания транспортных средств, например, многие производители автомобилей предоставляют техническое обслуживание или подписку на неё (в Европейских странах), чтобы снизить риск затрат клиентов на нерегулярный ремонт расходных компонентов. В последние годы осознание воздействия на окружающую среду меняет потребительские предпочтения на использование услуг. Одним из примеров может быть каршеринго-вый бизнес. Позволяя клиентам использовать автомобили, а не владеть ими, промышленность ожидает меньшего выброса углерода и пробок на дорогах.

Однако, несмотря на то, что продвижение услуг уже стало привычным в этой отрасли, мошенничество с транспортными средствами или просто мошенничество в ходе обслуживания встречаются почти в каждой предлагаемой услуге. Обычно они связаны со страховыми и эксплуатационными махинациями, которые могут быть обнаружены при реконструкции аварии, оценке стоимости или ремонте. Из-за отсутствия какой-либо полной базы данных о транспортных средствах эти мошенничества очень сложно обнаружить и идентифицировать. Эта ситуация привела к сильному давлению на поддержание взаимного доверия между различными заинтересованными сторонами, к примеру, при перепродаже автомобилей.

Блокчейн, как развивающаяся технология распределенного реестра, привлекает большое внимание как академических кругов, так и промышленности. Предыдущие исследования показали, что блокчейн является применимой технологией для передачи, хранения и защиты данных между заинтересованными сторонами. Кроме того, он также предоставляет децентрализованную платформу управления данными, которая позволяет нескольким заинтересованным сторонам одновременно обновлять, поддерживать и проверять данные. В этой статье отражена возможность использовать блокчейн для записи, обмена и защиты данных, генерируемых на протяжении всей жизни транспортных средств, для создания и поддержания взаимного доверия при предоставлении услуг.

В разделе 1 рассматриваются некоторые предыдущие работы, касающиеся СПУ транспортных средств, их проблем доверия и технологии блокчейн. В разделе 2 представлена основанная

на блокчейне структура СПУ в автомобильной промышленности, где блокчейн обеспечивает инновационный подход к управлению данными и выполнению транзакций для повышения доверия между заинтересованными сторонами. Основные области применения предлагаемой структуры также будут подробно описаны в этом разделе.

1. Обзор рынка автомобильной промышленности

1.1. Системы продукт-услуга в автомобильной промышленности

Система «продукт-услуга» определяется как система, интегрирующая материальные продукты, нематериальные услуги, поддерживающие ее сети и инфраструктуры [1]. Основной целью СПУ является поддержка производителей, повышающих конкурентные преимущества за счёт удовлетворения требованиям потребителей и снижения воздействие на окружающую среду.

Автомобильная промышленность часто связана с исследованиями в области СПУ. Исторически сложилось так, что услуги, предлагаемые транспортным средствам, в первую очередь классифицируются как ориентированные на продукт услуги. Техническое обслуживание является наиболее распространенным в автомобильной промышленности. Поскольку клиенты вынуждены заменять некоторые компоненты, производители начинают предлагать клиентам подписку на техническое обслуживание, чтобы минимизировать риски их затрат. Страховая услуга - это еще одна услуга продолжительное время существующая на рынке и направленная на снижение потерь клиентов, вызванных беспрецедентными несчастными случаями. По итогам 2019 г. объем собранных страховых премий составил 1480 млрд рублей, что составляет 1,35% от ВВП РФ [2]. Кроме того, оценка стоимости автомобилей, финансирование и услуги по перепродаже также являются некоторыми примерами традиционных ориентированных на продукт услуг в отрасли. До сегодняшнего дня ориентированные на продукт услуги по-прежнему вносят значительный вклад в СПУ в автомобильной промышленности и продолжают расти благодаря инновациям. Например, Toyota и BMW начинают использовать информационные технологии для сбора данных о транспортных средствах и предоставления услуг удаленной диагностики. Предоставляя данную услугу, производители могут эффективно прорабатывать проблему качества, основываясь на обратной связи и наиболее частых поломках, что приводит к уменьшению количества дефектов, отзыву транспортных средств и лучшему прогнозированию потенциальных рисков во время дальнейшей работы.

В последние годы отрасль, смещается в сторону услуг, которые в большей степени связаны с функциональными возможностями автомобиля. Например, появилось много новых бизнесов, таких как каршеринг и объединение автомобилей,

нацеленных на обеспечение мобильности клиентов, а не на поощрение их владения автомобилем, так аудитория пользователей сервиса краткосрочной аренды автомобилей в Москве достигла 1 млн человек и ежегодно прирастает на 12-15%. Как отмечают эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ», московский парк каршеринга за последние несколько лет развивался весьма стремительно. Начав с 35 машин в 2015 году, через год он уже достиг 1000. В 2017 году его объем составил 7000 штук, а в 2018-м - 15000. Таким образом, с 2016-го по 2018 год парк каршеринга в Москве увеличился в 15 раз [3]. Этот недавно возникший бизнес требует модернизации СПУ, чтобы производители могли предлагать клиентам необходимые услуги по требованию.

12. Проблемы доверия в автомобильной СПУ

СПУ в автомобильной промышленности претерпели многолетнее развитие, предлагая большие преимущества в нашей повседневной жизни. Однако из-за острой конкуренции, мошенничество может встречаться практически в каждой услуге этой отрасли: от простейшего обмана одометра до скрытия истории ремонта. Многие из этих видов мошенничества весьма трудно обнаружить. В результате в отрасли все заинтересованные стороны испытывают недостаток доверия к информации, предоставляемой другими участниками. В целом, риски доверия в СПУ транспортных средств могут быть вызваны следующими тремя моментами:

1. Во-первых, риск доверия в автомобильных СПУ может быть вызван ненадлежащей документацией. Например, многие автомобили на рынках подержанных автомобилей не имеют истории владения, истории технического обслуживания, записей о несчастных случаях. Специалисты АШотата выявляют «скрученный» пробег у 55% автомобилей из выборки в 50 млн автомобилей, у которых их владельцы предлагают к продаже через компанию. [4]. Это будет представлять значительный риск для клиентов, которые ожидают, что их автомобили эксплуатировали надлежащим образом. Кроме того, ненадлежащая документация часто связана со страховыми махинациями, например, из-за отсутствия документа многие водители просто пользуются возникшей в результате аварии возможностью и предъявляют иски о возмещении прошлых убытков.

2. Во-вторых - непрозрачность данных. Текущая система СПУ для транспортных средств работает в централизованной среде, где только поставщики услуг имеют важную информацию об автомобиле и услугах. Однако клиенты и другие заинтересованные стороны могут не получить достаточной информации. Например, стороннее обслуживание может скрыть информацию о расходных компонентах автомобиля, учитывая тот факт, что они могут быть поддельными, б/у или получены из зарубежных

сз о со от m Р от

от А

о. в

еч л

стран (Китай). Отсутствие прозрачности этой ключевой информации может создать серьезные риски для безопасности клиентов и даже для всей автомобильной промышленности. В результате трудно наладить взаимное доверие между клиентами, поставщиками услуг или другими заинтересованными сторонами. 3. По третьей причине целостность данных не гарантируется в существующей системе управления данными транспортного средства, поскольку невозможно предотвратить модификацию данных. Исследования показывают, что одним из наиболее распространенных автомобильных мошенничеств является искажение истинного состояния автомобиля. С развитием современных методов ремонта кузова возможны любые модификации. Например, мошенничество с одометром является распространенным типом модификации данных в каршеринге и перепродаже услуг [4]. Откручивая одометр назад, клиенты рассчитывают повысить стоимость использованного автомобиля. Однако это означает увеличение расходов для заинтересованной стороны. Следовательно, без постоянной записи данных каждый заинтересованный участник может быть легко обманут искаженными возрастом, состоянием или врожденных, или приобретенных дефектов транспортного средства.

1.3. Технологии Блокчейн

Блокчейн - это распределенный реестр, который обеспечивает децентрализованный способ записи, совместного использования и обслуживания данных и информации несколькими заинтересованными сторонами [5]. Типичная система блокчейна включает сеть узлов, сетевой протокол и структуру данных. Среди них узлы блокчейна, которые проверяют каждую подписанную транзакцию. Сетевой протокол предназначен для определения прав, методов связи, процессов проверки и консенсуса между узлами в сети блокчейн. Кроме того, сетевой протокол также предназначен для распространения транзакций на другие узлы в сети, пока транзакция не достигнет всех узлов в сети. Структура данных блокчейна - это список связанных блоков, в котором каждый блок записывает соответствующие данные транзакции [5]. На сегодняшний день появляющиеся блокчейн-системы, такие как смарт-контракты, позволяют транзакциям совершаться автоматически с условиями, согласованными покупателями и продавцами. Несколько характеристик сделали блокчейн инновационным подходом к управлению данными, где точность и надежность имеют первостепенное значение. Основные преимущества блокчейна отражены в следующих моментах. 1. Во-первых, блокчейн может повысить прозрачность информации. Записанные данные видны всем уполномоченным заинтересованным сторонам, а идентичные копии хранятся в нескольких компьютерных системах, что увеличивает возможность аудита и доверия к хранимой информации.

2. Во-вторых, записанные данные на платформе блокчейн неизменны. В блокчейне структура данных может записывать события поддающимся проверке и постоянным способом с помощью алгоритма шифрования, который делает блокчейн устойчивым к модификации или перекомпоновке данных. Исходя из приведенного выше обзора, из-за отсутствия информационной прозрачности, неизменности и прослеживаемости существующие СПУ транспортных средств неэффективны в поддержании взаимного доверия между заинтересованными сторонами. Чтобы иметь лучшие финансовые и экологические результаты, сегодняшние транспортные средства СПУ должны интегрировать технологию блокчейн.

2. Система СПУ транспортных средств, основанная на доверии

В этом разделе предлагается структура СПУ транспортных средств, основанная на доверии, которая объединяется при помощи технологии блокчейн. Что касается сферы охвата данной работы - структура предназначена для поддержания взаимного доверия между заинтересованными сторонами в СПУ, для снижения рисков обмана и мошенничества, а также для повышения прозрачности и неизменности информации. Стурктура состоит из пяти основных компонентов: данные, заинтересованные стороны, платформа блокчейн, связи и приложения. Данные - движущая сила фреймворка. Каждая заинтересованная сторона в структуре несет ответственность за один конкретный сервисный раздел и тщательное обслуживание данных. Блокчейн функционирует для записи, проверки, трансляции данных и защиты транзакций. А связи - это поток материалов, информации и транзакций между заинтересованными сторонами.

В предлагаемой структуре необходимые данные можно разделить на пять категорий: данные идентификации компонентов, данные событий, данные о состоянии транспортного средства, данные жизненного цикла компонентов и данные клиентов. Идентификационные данные компонентов в основном поступают от производителей и поставщиков. Этот тип данных используется для подтверждения подлинности компонентов автомобиля. Передавая идентификационные данные на блокчейн-плат-форму, заинтересованные стороны могут отслеживать и проверять производителя, серийный номер, номер партии компонентов. Данные о событиях предоставляют заинтересованным сторонам надежную регистрацию таких событий транспортного средства, как техническое обслуживание, аварии и повреждения. Блокчейн позволяет всем заинтересованным сторонам (например, дорожной полиции, страховой компании, поставщику услуг) записывать события транспортного средства в реестр и транслировать их другим. Данные о состоянии транспортного средства генерируются с помощью оснащенных интеллектуальных ресурсов (напри-

мер, датчиков, RFID, считывателей). Они могут непрерывно отслеживать и оценивать оставшийся срок службы компонентов и обновлять эти данные в базе данных цепочки блоков. Данные жизненного цикла компонента записывают историю каждого компонента на протяжении его жизненного цикла, например, кто купил компонент, когда он был утилизирован и какая компания его переработала. Этот тип данных обеспечивает отслеживаемость компонентов, даже если они находятся у клиента. В данных клиента записывается история владения автомобилем и его личность, благодаря чему можно эффективно определить предыдущее назначение транспортного средства: например, будет раскрыта информация находилась ли транспортное средство в частной собственности, числился ли в таксопарке, был ли использован в каршеринге. Исходя также из этих данных будет формироваться стоимость транспортного средства для заинтересованных лиц.

Семь заинтересованных сторон участвуют в системе СПУ для поддержания данных: дилеры, сторонние поставщики услуг, поставщики комплектующих, производители, клиенты, отделы финансирования автомобилей и страховые компании. Дилеры первично предлагают услуги по продаже новых или подержанных автомобилей. Некоторые официальные дилеры также предлагают некоторые послепродажные услуги, такие как ремонт, техническое обслуживание и т.д. Обычно официальные дилеры имеют право продавать и обслуживать только один конкретный бренд. В отличие от этого, сторонние поставщики услуг предлагают услуги, но не имеют никакой связи с каким-либо брендом. Они могут продавать и обслуживать любые виды автомобилей независимо от того, кто их произвел. Аналогичным образом поставщики компонентов могут быть классифицированы как зарегистрированные поставщики и сторонние поставщики. Среди них только зарегистрированные поставщики производят и продают оригинальные компоненты, сертифицированные производителями. Однако сторонние поставщики производят аналогичные компоненты, но без разрешения и гарантии автомобильных компаний. Клиенты -это конечные пользователи автомобилей, независимо от того имеют они права собственности или нет. Страховые компании продают клиентам индивидуальные страховки, основанные на истории автомобиля и личности клиента. Финансовые отделы предлагают клиентам услуги по кредитованию и оценке стоимости, поддерживая их с покупкой автомобиля или ипотекой.

Блокчейн-платформа предоставляет вычислительную инфраструктуру для смарт-контрак-тов в различных секторах автомобильной сферы. Данные, полученные от заинтересованных сторон и транспортных средств, могут быть переданы в смарт-контракт для проверки. В аспекте информационной прозрачности генерируемые данные могут транслироваться на блокчейн, позволяя уполномоченным заинтересованным сторонам чи-

тать и проверять их независимо. В предлагаемой структуре блокчейн-платформа состоит из двух модулей: блокчейн-сети и смарт-контракта. Блок-чейн-сеть функционирует для доступа, хранения и трансляции данных из всех секторов СПУ, включая транспортные средства, заинтересованные стороны и прочие события. Через блокчейн-сеть уполномоченные заинтересованные стороны могут получить доступ к самой последней информации о состоянии транспортного средства, такой как история владения, пробег, история технического обслуживания и т.д. Смарт-контракт функционирует для определения требований клиентов к сервису. После завершения обслуживания обновленные данные будут загружены в смарт-контракт. Заранее определенный консенсусный протокол в смарт-кон-тракте используется для проверки уровня выполнения требований. И транзакция будет инициирована, если требования клиента будут выполнены.

Во время оказания услуги заинтересованные стороны связаны между собой посредством информационных потоков, материальных потоков и транзакций. Например, при заказе услуги система сначала запросит удостоверение личности клиента для доступа к книге учета транспортных средств. Запрос отправляется всем заинтересованным сторонам в блокчейн-сети. Каждая заинтересованная сторона может транслировать свои данные и проверять данные других. После того как данные будут проверены всеми заинтересованными сторонами, поставщик услуг получит историческую информацию о транспортном средстве, а затем загрузит настроенный контракт в блок-чейн-сеть и поделится им с другими заинтересованными сторонами. Контракт на обслуживание должен информировать каждую заинтересованную сторону с доказательствами обслуживания, а данные о транспортном средстве должны обновляться после обслуживания. Аутентификация данных транспортного средства и договора на обслуживание подтверждаются всеми заинтересованными сторонами. Следовательно, обслуживание в рамках системы поддерживается децентрализованным образом. Если клиент получает услугу и удовлетворяет условию смарт контракта, транзакция будет инициирована.

Для обеспечения взаимного доверия между заинтересованными сторонами в предлагаемой системе необходимо несколько приложений. Эти приложения помогут заинтересованным сторонам надлежащим образом документировать данные о транспортных средствах, обеспечить их прозрачность и целостность. Каждое приложение включает в себя набор заинтересованных сторон и непосредственно связано с блокчейн-сетью. Как только клиент запрашивает новую услугу, платформа автоматически включает в себя ответственных заинтересованных сторон вместе и дает каждой заинтересованной стороне полномочия на доступ к соответствующим данным. Путем анализа данных о транспортном средстве, необходимая услуга, потенциальные риски и связанные методы

сз о со от гп Р от

от А ш

проверки будут идентифицированы и записаны в смарт-контракте.

Блокчейн позволяет вести учет транспортных средств децентрализованным образом. Учитывая, что многие услуги могут значительно изменить информацию о транспортном средстве и помешать другим поставщикам услуг анализировать состояние транспортного средства в дальнейшем, каждая заинтересованная сторона должна взять на себя ответственность за детальную регистрацию изменений. В таблице 1 обобщен набор данных, которые должны быть обновлены заинтересованными сторонами в реестре транспортных средств.

Таблица 1. Сводка данных книги транспортных средств

Категория данных Описание Заинтересованные стороны

Идентичность компонентов Название компонента, название поставщика, дата производства, номер партии, серийный номер, материал, марка, цена и т. д Производитель, поставщик, дилер, сторонний поставщик услуг

Записи о состоянии транспортного средства Аварии, износ, замененные компоненты, название поставщика услуг, записи о техническом обслуживании, записи об изменениях, данные счетчиков, данные о работе и т.д. Клиент, сторонний поставщик услуг, правительство, производитель, финансовый отдел, страховой поставщик

Идентификация клиента История владения, профиль клиента, кредиты клиента, стиль вождения, записи о аварихя и т. д Клиент, дилер, отдел финансирования автомобилей, страховой агент

Идентификация компонентов в первую очередь регистрируется производителями и поставщиками. Идентификационные данные помечаются на компонентах, когда они покидают завод. Наличие таких данных позволяет покупателям (дилерам, сторонним поставщикам услуг, клиентам) отслеживать происхождение запасных частей по всей цепочке поставок. Идентификация компонентов позволяет всем заинтересованным сторонам отслеживать подлинность автозапчастей в автомобиле. Поскольку блокчейн может записывать данные в хронологическом порядке, записи предыдущих владельцев будут препятствовать использованию несертифицированных компонентов. Он также предоставляет доказательства при возникновении конфликтных ситуаций, гарантийных случаях и т.д.

Реестр транспортных средств также записывает данные о всех авариях, событиях и состоянии транспортных средств. Все уполномоченные стороны должны обновлять состояние транспортного „ средства и записи об обслуживании на платфор-= ме блокчейна и информировать других, например, в о замененных компонентах, отремонтированных еЗ компонентах и записях об обслуживании. Обнов-~ ленные данные постоянно проверяются другими зе заинтересованными сторонами, а подключенные

датчики могут отслеживать состояние транспортного средства в режиме реального времени. Данные, собранные датчиками, и данные, собранные заинтересованными сторонами, проходят перекрестную проверку для обеспечения целостности данных. Например, датчики будут записывать данные о пробеге автомобилей и обновлять их на платформе блокчейна, которая может использоваться для перекрестной проверки отчетов об автомобилях дилеров подержанных автомобилей, чтобы предотвратить мошенничество с пробегом.

Благодаря блокчейну, информация о предыдущем владельце связана с автомобильными авариями и личной информацией клиентов. Данные о клиентах будут собираться, проверяться и записываться на платформе перед предоставлением услуг клиентам. История владения также записывается в журнале учета транспортных средств. Для автомобилей: записывается дата приобретения каждым предыдущим владельцем, период владения и изменение статуса автомобиля (например, угнан, изменился цвет, сдан в лом и т.д.) -эти данные также будут связаны с владельцами и останутся доступными даже после продажи автомобиля. С другой стороны, система будет обновлять каждое событие в информационной книге клиента, пока этот клиент владеет автомобилем. Данные о владельце могут использоваться другими заинтересованными сторонами для отчетности и информирования о договорных соглашениях, таких как страховка.

Доступ к реестру транспортных средств эффективно расширит разнообразие данных, что даст поставщикам услуг более надежную информацию для точной оценки автомобиля. Поскольку финансовый отдел может продолжать отслеживать состояние и реестр транспортных средств, система может автоматически оценивать цену автомобиля до тех пор, пока не настанет необходимость в утилизации. Аналитическая модель предназначена для доступа, проверки и представления данных для интерпретации качества автомобиля. В реальном мире многие показатели могут влиять на реальную стоимость автомобиля: пробег, модификация и т.д. Эти показатели описываются с помощью логики и консенсуса, которые предопределяются финансовыми отделами и записываются в смарт-контракт. Процесс оценки автомобиля начинается со считывания данных из блокчейн-се-ти. Имея доступ к автомобилю в базе данных, состояние автомобиля сравнивается с оценочными метриками, и система будет вычислять стоимость по уровню износа автомобиля. Результат, полученный с помощью блокчейн-платформы, более надежен, поскольку данные в блокчейн-платформе генерируются автономно подключенными в автомобиле датчиками, что эффективно предотвращает несанкционированное вмешательство в данные.

Технология блокчейн позволяет страховым компаниям предоставлять более персонализированные страховые контракты, основанные на фак-

тических данных транспортных средств и их владельцев. Имея доступ к книге учета транспортных средств, система может оценить надежность клиента, а также состояние транспортного средства. Поскольку данные становятся прозрачными для страховых компаний, компании могут заранее идентифицировать риски, связанные с клиентами, и организовать соответствующие услуги. В результате будет предложен индивидуальный договор страхования с гибкой ценой.

Интеграция технологии блокчейн, интернета вещей и аналитики данных облегчит мониторинг состояния автомобиля в режиме реального времени и автоматическое прогнозирование неявных требований. Устройства интернета вещей оснащены для сбора и загрузки данных в реестр. Че-тырехэтапный процесс анализа данных предназначен для заблаговременного прогнозирования проблем качества. Основываясь на диагностической информации, рекомендации по обслуживанию могут быть более точными. Авторизованные клиентами, некоторые нестандартные результаты запускают смарт-контракт и автоматически заказывают персонализированные услуги, такие как техническое обслуживание, ремонт и замена компонентов. Поставщик услуг также будет использовать данные для принятия решений. Например, несколько видов данных, таких как уровень масла, активность цилиндра, впрыск топлива, положение педали и давление воздуха, предоставят заинтересованным сторонам доказательства и указания относительно того, что необходимо исправить. Так как все компоненты в автомобиле имеют уникальный идентификационный номер, дилеры могут быстро идентифицировать автомобили, содержащие дефектные компоненты, и поэтому выпускают специальные отзывные или сервисные бюллетени для этих автомобилей. На этапе окончания срока службы автомобиля идентификация компонентов также поможет производителям разобрать и классифицировать детали. Благодаря технологии блокчейн, происхождение каждого компонента будет известно, сохранено и обновлено, что позволяет производителям отслеживать происхождение компонентов по всей цепочке поставок.

Выводы

В этой статье была описана структура блокчейн для транспортных средств СПУ, в рамках которой различные заинтересованные стороны сотрудничают для поддержания взаимного доверия в отрасли. Предлагаемая структура состоит из платформы сбора данных на основе блокчейна, которая позволяет всем заинтересованным сторонам точно обновлять и проверять информацию о транспортных средствах. Повышая неизменность и прозрачность данных с помощью технологии блокчейн, условия эксплуатации транспортных средств на этапе использования становятся более легкими для проверки. Это, несомненно, сократит время, затрачиваемое на определение состояния транспортного

средства и эксплуатационных рисков. В результате эффективно поддерживается взаимное доверие между заинтересованными сторонами. Также, немаловажным фактом является упрощение прогнозирования для компаний и в целом удешевление многих процессов, а следственно и стоимости конечной продукции.

Литература

1. Монт, О. К. (2002). Уточнение понятия системы продукт-услуга. Журнал чистого производства, 10(3), 237-245.

2. Банк России - Обзор ключевых показателей деятельности страховщиков № 4, 2019 год [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Collection/ Collection/File/27614/review_insure_19Q4.pdf (дата обращения: 19.09.2020)

3. Автостат - Число пользователей каршерин-га в Москве растет на 15% в год. [Электронный ресурс]. URL: https://www.autostat.ru/ news/42943/ (дата обращения: 07.08.2020)

4. Automama - 55% автомобилей на вторичном рынке - со «скрученным» пробегом [Электронный ресурс]. URL: https://www.kolesa.ru/news/ automama-55-avtomobiley-na-vtorichnom-rynke-so-skruchennym-probegom (дата обращения: 15.09.2020)

5. Сатоши Накамото. Биткойн: одноранговая система электронных денег.- 2008.- 9 с.

BLOCKCHAIN-BASED PRODUCT-SERVICE SYSTEM IN THE AUTOMOTIVE INDUSTRY

Smuk M.V.

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

For the automotive industry, the promotion of value-added services has been a long-standing problem for global manufacturers. At the current stage, many cars in Russia and abroad have problems tracking their history. Some modifications or repairs to the car after an accident cannot be tracked. Another important aspect is fraud in the sale of cars, especially in the secondary market, as well as fraud in the offer of automobile services. Blockchain, as an emerging technology, is characterized by high data accuracy, transparency, and security. Due to these characteristics, Blockchain technology is the best suited for creating a system of mutual trust between stakeholders. This system will also help simplify and improve logistics, planning, and reduce costs at various stages.

Keywords: blockchain, automotive industry, auto business, product-service system.

References

1. Mont, O. K. (2002). Clarifying the concept of product-service system. Journal of cleaner production, 10(3), 237-245.

2. Bank of Russia - Review of key performance indicators of insurers No. 4 • 2019 [Electronic resource]. URL: https://cbr.ru/ Collection/Collection/File/27614/review_insure_19Q4.pdf (date в accessed: 19.09.2020) А

3. AUTOSTAT - the number of car sharing users In Moscow is Н growing by 15% a year. [Electronic resource]. URL: https://www. о autostat.ru/news/42943/ (date of request: 07.08.2020) Ы

4. Automama - 55% of cars on the secondary market - with m «twisted» mileage [Electronic resource]. URL: https://www. Ы kolesa.ru/news/automama-55-avtomobiley-na-vtorichnom-ryn- К ke-so-skruchennym-probegom (date of request: 15.09.2020) s

5. Satoshi Nakamoto. Bitcoin: A Peer-to-Peer Electronic Cash System.- 2008.- 9 с. Н

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.