СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПТОВОЙ ТОРГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ю. Г. ЛЕОНОВА,
кандидат экономических наук Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова
Для успешного интегрирования оптовых торговых организаций в рыночную экономику необходимо обеспечение условий, способствующих их нормальному функционированию. Важнейшим условием такой интеграции становится способность оптового предприятия конкурировать с другими хозяйствующими субъектами рынка. При этом выживание и развитие любого предприятия в рыночной среде непосредственно связано с эффективностью его деятельности, так как неэффективное хозяйствование ведет к потере конкурентных позиций и вытеснению с рынка.
Для принятия управленческих решений необходима информационная основа. Поэтому в целях повышения уровня управления и эффективности деятельности организациям оптовой торговли следует налаживать и совершенствовать аналитическую работу. Разработка теоретических и методических вопросов, связанных с измерением, анализом и планированием эффективности, является важной предпосылкой создания целостного и эффективного хозяйственного механизма оптовых торговых организаций и его адаптации к условиям рынка.
Анализ многочисленных публикаций по проблеме эффективности деятельности торговых предприятий показывает, что существует множество концепций оценки и измерения эффективности, ее качественного содержания как экономической категории. Многообразие подходов к данной проблеме объясняется прежде всего многогранностью
самого понятия «эффективность», а также теоретической и практической сложностью выбора и построения показателей эффективности.
Категория эффективности по своей природе обладает свойством целевой функции и поэтому используется в качестве обобщающего критерия целесообразности и рациональности экономических и организационных решений оптовых торговых организаций. Через категорию эффективности находят свое отражение такие наиболее существенные характеристики хозяйственной деятельности, как целостность, динамичность, многомерность и взаимосвязанность ее различных сторон.
Определение общей эффективности деятельности оптовой торговой организации является сложной проблемой. Каждое предприятие представляет собой сложную экономическую систему, состоящую из множества элементов, между которыми существуют многообразные связи. Поэтому практически невозможно измерить и выразить эффективность работы предприятия в целом единым показателем, каким бы обобщающим он ни был. Несмотря на многочисленные попытки ряда исследователей, приемлемая и общепризнанная формула исчисления такого показателя до сих пор не найдена.
Наряду с этим в теоретических и практических работах по анализу хозяйственной деятельности неоднократно подчеркивается, что «эффективность — категория комплексная и, по мнению большинства специалистов, может быть оценена
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВОРШ- -и ъмктсм
торго&ой
18 (51)-2005
лишь на основе системы показателей» [ I Оценка эффективности должна производиться не одним показателем, а их совокупностью, поскольку эффективность определяется многими факторами и имеет различные формы проявления.
В соответствии с вышесказанным, выявление эффективности функционирования оптовой организации, как и любого другого хозяйствующего субъекта, предполагает проведение комплексного анализа ее коммерческой (хозяйственной) деятельности, позволяющего глубоко и детально изучить различные аспекты этой деятельности.
При этом автор разделяет точку зрения тех ученых, которые считают, что комплексность должна базироваться на системности - на системном подходе. То есть комплексный анализ следует характеризовать как системный подход к оценке эффективности всей хозяйственной деятельности субъекта. Это во многом оправданно, так как системный подход вооружает аналитика таким набором познавательных приемов, которые открывают дорогу целостно-дробному отображению исследуемого явления, раскрытию его существенных внешних и внутренних связей.
Системный подход позволяет глубже изучить исследуемое предприятие, получить более полное представление о нем, осуществить разработку научно обоснованных вариантов решения определенных задач и в конечном итоге выбрать наиболее целесообразные управленческие решения для достижения поставленных целей.
Комплексная оценка эффективности хозяйственной деятельности оптовой торговой организации может включать различное сочетание используемых показателей в зависимости от поставленных целей. При этом комплексный анализ должен охватывать все существенные стороны деятельности и давать развернутую картину действительности. Поэтому большое теоретическое и практическое значение имеет определение критериев и показателей эффективности деятельности оптовых торговых организаций.
Окончательный вариант оценки эффективности в современных условиях определяется руководителями оптовых торговых предприятий исходя из многочисленных факторов, влияющих на предприятие в процессе его деятельности. Однако в процессе перехода крыночным отношениям должна складываться определенная унифицированная система показателей оценки, максимально полно и всесторонне характеризующих эффективность деятельности оптового торгового предприятия.
К сожалению, в экономической литературе оценка эффективности деятельности оптовой торговой организации (впрочем, как и любого другого субъекта рынка) зачастую отождествляется с оценкой ее экономической эффективности и ограничивается расчетом соответствующих финансово-экономических показателей. Вместе с тем подчеркнем, что экономическая эффективность — это лишь одна из составляющих общей эффективности деятельности фирмы.
Отдельные попытки исследователей расширить содержание оценочных показателей эффективности путем использования показателей конкурентоспособности, ряда организационных показателей и некоторых других не носят системного характера. Кроме того, нередко наблюдается отнесение различных по сущности и назначению показателей к одной и той же группе, либо, наоборот, дублирование показателей в различных классификационных группах.
Все это свидетельствует о том, что система показателей, дающая полную, развернутую характеристику всех сторон эффективности деятельности оптовой торговой организации, до сих пор отсутствует. Так же, как и отсутствует четкая, стройная классификация существующих оценочных показателей эффективности.
Таким образом, актуализируется проблема объединения в единую систему показателей, которые каждый в отдельности отражали бы ту или иную сторону эффективности, а взятые вместе давали бы полную характеристику эффективности деятельности всей оптовой торговой организации.
В связи с этим была предпринята попытка обобщить основные составляющие оценки эффективности деятельности оптовой торговой организации в рамках единой системы с представлением их логичной и развернутой классификации.
При этом следует особо подчеркнуть, что при построении системы показателей эффективности оптовой торговой организации необходимо было учесть следующие требования: охват всех основных аспектов деятельности; наиболее полное отражение достигнутых результатов деятельности; наличие обобщающих и частных показателей (обобщающий показатель позволяет оценить эффективность процесса в целом, а роль частных показателей заключается в оценке влияния различных факторов, определяющих эффективность); количественная измеримость показателей оценки; стройность системы показателей, отсутствие дублирования показателей в различных классификационных
24
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръя ъ тгр^хш-кх^
группах; универсальность для различных типов и различных организационных форм оптовых торговых фирм; обеспечение сопоставимости показателей эффективности различных оптовых торговых организаций как между собой, так и с показателями эффективности других сфер деятельности; общеизвестность и широкое применение показателей в теории и практике экономического анализа. Эти положения стали основополагающими при выборе показателей оценки эффективности деятельности организаций оптовой торговли.
Для создания необходимой методической базы потребовалось проведение комплексного исследования эффективности хозяйственной деятельности организаций оптовой торговли и обоснование основных направлений ее повышения, а также унификация процедуры анализа эффективности в разрезе ее основных аспектов и критериев оценки. Исходя из этого, в качестве классификационного признака был выбран именно аспект исследования эффективности деятельности оптовой торговой организации, характеризующий основные существующие направления исследования эффективности.
В соответствии с указанным классификационным признаком представляется целесообразным выделять в общей системе показателей эффективности работы оптовой торговой организации четыре укрупненных группы (блока), соответствующие основным аналитическим направлениям: финансово-экономическому, организационному, логистическому аспектам анализа и анализу конкурентоспособности.
Необходимость выделения указанных блоков в общей системе оценки эффективности оптовой
торговой деятельности объясняется разноплановостью входящих в них показателей: каждый из четырех блоков представляет собой локальный анализ эффективности, характеризующий ее с определенной точки зрения. Надо отметить, что все они широко используются в теории и практике экономического анализа (что подтверждает целесообразность включения именно этих структурных элементов в общую систему оценки эффективности), но разрозненно, в отрыве друг от друга. Вместе с тем именно в совокупности они могут всесторонне (комплексно) отразить эффективность функционирования оптовых торговых организаций. Систему показателей, используемых для комплексной оценки, можно представить следующим образом (рис. I).
Взаимосвязь выделенных основных групп показателей определяет схему проведения комплексного анализа эффективности хозяйственной деятельности оптовой торговой организации как совокупность локальных анализов. Рассмотрим данную систему показателей подробнее.
Группу финансово-экономических показателей деятельности организации оптовой торговли традиционно составляют показатели осуществления затрат, характеризующие эффективность использования его ресурсов, показатели результатов и результативности. Ввиду того, что данные показатели являются общеизвестными, было бы излишним останавливаться на их детальном рассмотрении. Поэтому представляется целесообразным сразу перейти к остальным группам показателей эффективности.
Система показателей комплексной оценки эффективности деятельности оптовой торговой организации
Финансово-экономические показатели
Показатели эффективности использования ресурсов
Показатели эффективности затрат
Показатели результатов и результагив-ности
Организационные показатели
Показатели организации хозяйственных
связей с поставщиками
Показатели организации хозяйственных
связей с покупателями
Показатели организации складских работ
Логистические показатели
Показатели качества логистического обслуживания потребителей
Показатели управления товарными запасами
вания
Показатели транспортиро-
Показатели конкурентоспособности
Показатели конкурентоспособности товара
Показатели конкурентоспособности обслуживания
Показатели конкурентоспособности организации (предприятия)
Рис. 1. Система показателей оценки эффективности деятельности оптовой торговой организации
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж86РШ к тгрАхш-икА
Организационные показатели в современной экономической литературе, как правило, рассматриваются в составе логистических без выделения их в отдельную группу. На взгляд автора, это не совсем правомерно, так как и те, и другие имеют свою специфику. Организационные показатели деятельности оптового торгового предприятия (как и следует из их названия) связаны с организацией, «построением» рациональных хозяйственных связей с поставщиками и клиентами, планомерным, продуманным «устройством» технологического процесса на предприятии (складирования, погру-зочно-разгрузочных работ и т.п.). Иными словами, это показатели, характеризующие дисциплину работы, соответствие анализируемых параметров заданным или договорным значениям.
В свою очередь логистические показатели деятельности оптового торгового предприятия — это показатели, характеризующие процесс доведения товаров до потребителей в соответствии с их требованиями и интересами наиболее эффективным и экономичным для предприятия способом. Таким образом, это показатели продвижения товаров.
Сначала остановимся на организационных показателях деятельности оптового торгового предприятия. В их составе можно выделить три укрупненные группы: показатели организации закупок (хозяйственных связей с поставщиками); показатели организации продаж (хозяйственных связей с покупателями); показатели организации складских работ (табл. 1).
В условиях постоянно меняющейся рыночной среды проведение глубокого анализа организации
коммерческой деятельности оптового торгового предприятия является залогом его успешного функционирования. Степень удовлетворения спроса оптового торгового предприятия в качестве покупателя характеризуют показатели организации хозяйственных связей с поставщиками.
От того, насколько успешно выполняются операции по организации хозяйственных связей с оптовыми покупателями, зависит общая эффективность работы оптовых торговых предприятий, а также бесперебойность снабжения розничной торговой сети товарами. В связи с этим оценка эффективности организации работы оптового предприятия с покупателями также имеет первостепенное значение. Для этого нужно использовать показатели, характеризующие объем, структуру, надежность и ритмичность (равномерность) поставок.
К показателям организации складских работ относят технико-экономические показатели, позволяющие выявить недостатки в планировании и оперативной складской деятельности, наметить организационно-технические мероприятия по их устранению. Комплекс этих показателей можно представить в виде трех укрупненных групп: показатели интенсивности работы складов, показатели эффективности использования складских помещений и показатели, характеризующие уровень сохранности грузов. Как правило, к данному блоку показателей относят также финансово-экономические показатели работы склада (доходы склада, расходы склада, производительность труда складских работников и т.д.), однако с точки зрения
Таблица 1
Организационные показатели деятельности оптовой торговой организации
Показатели организации закупок Показатели организации продаж Показатели организации складских работ
Объем закупки (оптимальный размер заказа); общий объем закупаемой продукции; размеры отдельных (единичных) закупок; периодичность размещения заказов; срок исполнения заказа; коэффициент общего выполнения договорных обязательств поставщиков; коэффициент выполнения договорных обязательств поставщиков по количеству товаров; коэффициент линейного отклонения ассортиментных позиций; коэффициент ритмичности закупок; количество поставщиков; коэффициент связи поставщик-потребитель Объем поставок; среднесуточная поставка; время поставки; частота поставки; безотказность поставки; интервал поставки; число покупателей; коэффициент реализации; коэффициент выполнения договорных обязательств по количеству товаров; коэффициент выполнения договорных обязательств по ассортименту товаров; коэффициент ритмичности поставок; равномерность поставок; среднее время задержки поставки; коэффициент подсортировки; степень готовности к немедленной поставке Время складирования; количество поступлений на склад; грузооборот склада; удельный грузооборот склада; складской товарооборот; грузопереработка; коэффициент переработки; коэффициент неравномерности загрузки склада по времени; тонно-сутки хранения груза; коэффициент оборачиваемости грузов на складе; время обработки транспортных средств; вместимость склада; коэффициент использования полезного объема склада; коэффициент использования полезной площади склада; грузонапряженность склада; число случаев несохранности грузов; уровень механизации складских работ; коэффициент перегрузки; коэффициент использования грузового объема склада
26
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгортеЯ те ТСРИЯЖКЫ
предлагаемого подхода указанные показатели скорее относятся к блоку финансово-экономических показателей эффективности оптовой торговой деятельности и в целях недопущения дублирования рассматриваются в нем.
Все показатели, выделенные в блок организационных, также являются широко известными и используемыми и поэтому не требуют подробного освещения в рамках данной статьи.
Одним из критериев эффективности функционирования организаций оптовой торговли служит обеспечение ими бесперебойной и ритмичной поставки товаров в магазины в количестве и ассортименте, соответствующих спросу населения при рациональном использовании всех ресурсов и затрат. Средством определения эффективности оптовой торговой деятельности в соответствии с данным критерием являются логистические показатели.
Наиболее комплексно логистические показатели эффективности представлены в работах коллектива авторов МАДИ (ГТУ) под ред. проф. Л. Б. Миротина, которые предлагают выделять в их общей совокупности четыре укрупненные группы (финансовые показатели, показатели уровня логистического обслуживания, показатели производительности, показатели качества логистического обслуживания), каждая из которых включает соответствующие подгруппы показателей [8].
Вместе с тем, на взгляд автора, такая классификация нуждается в некоторой корректировке. Во-первых, как уже было рассмотрено ранее, для более стройной и упорядоченной классификации финансовые показатели (с каким бы аспектом функционирования они ни были связаны) и показатели производительности целесообразнее рассматривать в отдельном блоке финансово-экономических показателей.
Во-вторых, смущает разграничение авторами показателей уровня и качества логистического обслуживания, тем более, что при дальнейшем детальном их рассмотрении выясняется, что они повторяют друг друга или по меньшей мере перекликаются. Очевидно, что понятия «уровень» и «качество» логистического обслуживания во многом синонимичные (уровень обслуживания определяется его качеством), поэтому не имеет смысла отделять их друг от друга.
В-третьих, в общую систему логистических показателей эффективности следует включать показатели транспортировки и управления товарными запасами, которые рассматриваются в логистической литературе отдельно. Это подтверждается тем,
что, имея логистическую природу, указанные показатели характеризуют эффективность выполнения оптовыми торговыми организациями функций, относящихся к разряду их основных — управления запасами и транспортирования.
Суммируя сказанное, в общей совокупности показателей логистического блока следует, по-моему, выделять три основные группы: показатели оценки качества логистического обслуживания, показатели транспортировки и показатели управления товарными запасами.
Показатели оценки качества логистического обслуживания должны охватывать всю систему логистического обслуживания оптовой торговой организации, позволять анализировать результаты и отражать эффективность процессов выполнения заказов клиентов (предприятий розничной торговли). Как правило, эти показатели являются относительными, к ним можно отнести показатели функциональности, надежности, удобства, комплексности и информативности логистического обслуживания.
Логистические показатели управления товарными запасами оптовой торговой организации, по мнению автора, отражают сущность показателей доступности товарных запасов. Стоит отметить, что ряд авторов относит данную группу к показателям качества обслуживания, однако ввиду их особой значимости д ля оптовых фирм рекомендуем рассматривать их отдельно. При этом доступность товарных запасов означает наличие запасов для бесперебойного удовлетворения потребностей клиентов оптового торгового предприятия и определяется показателями вероятности возникновения дефицита запасов, нормы насыщения спроса и полноты охвата заказами.
Следует особо подчеркнуть, что логистические показатели управления товарными запасами не следует путать с показателями экономической эффективности их использования (уровень товарных запасов, показатели товарооборачиваемости), включенными нами в блок финансово-экономических показателей. Целесообразность данного разграничения обусловлена тем, что первые отражают логистическую (организационно-хозяйственную) сторону управления запасами, а последние — финансово-экономический («денежный») аспект.
Логистические показатели транспортирования оптового торгового предприятия по сути представляют собой технико-эксплуатационные показатели транспортировки и включают нижеприведенные группы показателей:
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖЗбРЪЯ и
27
^ejfMpe&nu&ftocmb (иорговой Ности
18 (51)-2005
1) временные показатели работы транспортных средств (срок доставки грузов; время разгрузки; среднее время простоя под погрузкой-разгрузкой на одну ездку; среднесуточная продолжительность пребывания транспортного средства в наряде; коэффициент использования времени подвижного состава; оборот транспортного средства и т.д.);
2) показатели производительности транспортных средств (производительность грузового автомобиля; производительность на один авто-мобиле-тонно-час наряда; производительность в тоннах и т.д.);
3) показатели, связанные с пробегом транспортных средств (общий пробег; пробег с грузом; среднесуточный пробег; средняя дальность ездки; коэффициент использования пробега и т.д.);
4) показатели работы транспортных средств на линии (время работы автотранспортного средства на маршруте; интервал движения и т.д.);
5) общие показатели транспортировки (объем транспортной работы (грузооборот) в тонно-километрах; трудоемкость перевозок; коэффициент использования парка автотранспортных средств; коэффициент технической готовности; коэффициент неравномерности перевозки т.д.).
(Окончание следует)
Издательский дом «Финансы и Кредит» оказывает услуги по изданию книг, брошюр, монографий, учебников, учебно-методической и художественной литературы. Издание осуществляется за счет средств автора. Срок изготовления монографий объемом 10 печатных листов в мягкой обложке составляет 35 дней.
Тел./факс: 921-69-49 Http:/www.financepress.ru
921-91-90 e-mail: [email protected]
v J
28
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж80РШ -и 7tP*?cmcM