Научная статья на тему 'Система показателей и методика оценки качества жизни населения муниципального образования'

Система показателей и методика оценки качества жизни населения муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
338
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / ИНДИКАТОРЫ / ПОКАЗАТЕЛИ / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зяблова Елена Юрьевна, Пынько Люсьена Евгеньевна, Шишмаков Станислав Владимирович

В статье рассматриваются теоретические и методические основы оценки, анализа и планирования качества жизни населения территории и муниципального образования Российской Федерации и Хабаровского края. Приводятся расчеты частных показателей, и на их основе интегральных показателей качества жизни населения за 2008 год в сравнении с 2001 годом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система показателей и методика оценки качества жизни населения муниципального образования»

и

муници]

Е.Ю.

В статье р анализа и ного образо

С.В.

качества ж^ни населения территории и

оценки,

: показателей, и на их основе - интегральных показателей качества жизни : 2008 год в сравнении с 2001 годом.

Ключевые слова: муниципальное образование, качество жизни населения, торы, показатели, интегральный показатель качества жизни населения

Главной целью развития ш в современных условиях должно

стать

качества жизни

планирования качества жизни ния для любой территории является

можность применения количествен

ва жизни. Для качества жиз-края были

ным критерием. Необходимо что комплексы

отметить, оценка качества жиз-

ни населения

«У

ния является не только аналитической основой для обоснования приоритетов

соЦиалЬно-экономического развития, но

и служит методической основой оценки

рамках программ развития торий. Обобщенный показатель качества жизни может стап, критерием эффективности реализации планов.

Для планирования и разработки мероприятий по улучшению качества жизни населения муниципального об-

4!

социально-проектный подход, ■ ировать модель будущего социально-экономического развития муниципального обра.зования или терригор™.

Важным моментом оценки, анализа и

количественной оценки ни территории ■

приняты измерения двадцати начальных индикат°р°в по чет^1рем группам:

1) воспроизводство населения, состояние его здоровья;

2) благосостояние населения, занятость;

Социальная инфраструктура; ^раз^^^ кулмура духовность. Интегральный показатель качества жизни (К) рассчитывается по формуле:

■ (1),

те а - весовые коэффициенты значимости, определяются на основе экспертных оценок;

К - нормированные, однонаправленные обобщенные показа-тели качества жизни (таблица 2, графа 1);

п - число показателей в используемой системе.

Обобщенные показатели (К) рассчитываются на основе системы частных

ни (К) I *=§

Зяблова Елена Юрьевна - канд. социол. наук, доцент, проректор по учебной работе НОУ ВПО «Дальневосточный институт международного бизнеса» (г. Хабаровск). Тел.: (4212) 72 90 36

Пынько Люсьена Евгеньевна - ст. преподаватель кафедры «Менеджмент» НОУ ВПО «Дальневосточный институт международного бизнеса» (г. Хабаровск). Тел.: (4212) 72 90 37

Шишмаков Станислав Владимирович - канд. экон. наук, доцент, ректор НОУ ВПО_ «Дальневосточный институт международного бизнеса» (г. Хабаровск).

(2),

пок:аза.тел.ей по формуле:

К =± а (К, 1

где ац - весовые коэффициенты значимости, определяются на основе экспертных оценок;

Ку - частные показатели качества жизни (таблица 2, графа 2);

т - число показателей в компоненте.

Обобщенные показатели зуют вклад того или иного компонента качества жизни в общую оценку. Расчетные данные приведены в таблице 5.

Значение конкретного частного зателя определяется отношением ния объективного индикатора качества жизни к его эталонному значению:

К )= ^ (3),

значение У-го расчетного индикат°ра качества жиз-1, графа 2);

объективного ин-качества жизни, принятого за эталон. В качестве эталонных значений частных показателей приняты их среднероссийские значения.

Объективные индикаторы качества жизни, в свою очередь, рассчитываются на основе статистических замеров, осуществляемых отделом государственной статистики Российской Федерации по Хабаровскому к:раю и Комитетом государственной статистики РФ по России.

В качестве примерa, для нормированного однонаправленного показателя качества жизни К1 - «воспроизводство населения, состояние его здоровья» -рассчитываются частные показатели качества жизни КЦ (здоровье населения, миграция населения, воспроизводство населения, смертность населения, общественная безопасность) на основе объективных индикаторов (см. табл. 1).

Из-за ограниченного объема статьи методы расчета частных показателей и объективн^1х индикаторов по другим обобщенным показателям и рам не приводятся. Поэтому вается расчет только одного ванного однонаправленного показателя качества жизни. Расчеты всех остальных обобщенных показателей приведены в монографии Т.Д. Макаренко [1].

каторов приведены в таблице 3.

основе динамики объективных торов за период 2001 - 2008 гг., а сопоставлена с эталонными

значения методики для диагностики правильности проводимой муниципальным образованием социально-

предложенного инструментария стве методической основы при

конкретной терришр™.

В соответствии с разработанной методикой> был произведен расчет необходимых индикаторов за 2001 - 2008 гг. по Хабаровскому краю, а также расчет индикаторов качества жизни по Российской Федерации с целью дальнейшего сопоставления, изучения темпов роста и сравнительного анализа.

Основываясь на основных группах человеческих потребностей, а также принимая во внимание принципы построения системы показателей качества жизни, предлагается следуюшая конкретная номенклатура покаЗателей оценки качества жизни населения муниципального образования (табл. 2).

Представленная номенклатура зателей является развернутой. Она : чает в себя чет^1ре группы Ш по различн^1м направлениям. ризующим качество жизни населения

муниципального образования. Каждая группа содержит по пять частных пока-Зaтелей, конкретизирующих каждое направление.

Основанием для расчета объективных

: является I

от-

четность. Все они должны быть ны в количественной форме.

Данные таблицы 3 свидетел о положительной динамике ства объективных индикаторов качества жизни как по России в целом, так и по Хабаровскому краю. В частности, со-

Таблица 1

Формулы расчета объективных индикаторов для нормированного однонаправленного показателя качества жизни К1 - «воспроизводство населения, состояние его здоровья»*

Частные коэффициенты К1. Формулы расчета обобщенных индикаторов у

1

1.1. Коэффициент младенческой смертности: Кмс = 100 - Мс, где Мс - младенческая смертность, %о (число умерших в возрасте до 1 года, на 1000 родившихся живыми)

1.2. Коэффициент миграционного прироста населения: где Чп - число прибывших, чел.; Чв - число выбывших, чел.; Счн - среднегодовая численность населения, чел.

1.3. Коэффициент рождаемости: где Чр - число родившихся за год, чел.; Счн - среднегодовая численность населения, чел.

1.4. Коэффициент смертности: где Чу - число умерших за год, чел.; Счн - среднегодовая численность населения, чел.

1.5. Коэффициент общественной безопасности: где Чпр - число зарегистрированных преступлений в расчёте на 1000 жителей

поставлялись данные по объективным индикаторам в 2001 и 2008 годах. Среди них опережающие темпы роста объективных индикаторов качества жизни населения по Хабаровскому краю (в сравнении со среднероссийским) достигнуты по следующим индикаторам: коэффициент рождаемости; коэффициент доли населения, имеющей доходы выше прожиточного минимума; коэффициент доли строительства нового жилищного фонда на душу населения; коэффициент комплексного охвата населения информационной инфраструктурой и услугами связи. В свою очередь, индикатор, характеризующий коэффициент материального благосостояния, значительно отстает по темпам роста от аналогичного среднероссийского индикатора (на 36,1%).

Отрицательную динамику в Хабаров-

ском крае имеют следующие объективные индикаторы качества жизни населения: коэффициент смертности - 95,2%, коэффициент общественной безопасности - 84,5%, коэффициент доли промышленных товаров и общественного питания на душу населения в среднемесячной номинальной заработной плате - 87,1%, коэффициент комплексной обеспеченности социальной инфраструктурой - 94,0%, коэффициент охвата обучением населения - 83,1%, коэффициент социокультурного общения - 98,7%.

С использованием данных таблицы 3 была рассчитана динамика частных показателей качества жизни населения Хабаровского края за период 2001 - 2008 гг. и по РФ в 2008 г. (формула 3). Частные показатели, а также темп их роста представлены в таблице 4.

Таблица 2

Номенклатура показателей оценки качества жизни населения муниципального образования*

Обобщенный показатель К. г Частный показатель (К„) Объективные индикаторы для расчета показателей( 10 )

1 2 3

1.Воспроизводство населения, состояние его здоровья 1.1. Здоровье населения 1.1. Коэффициент младенческой смертности

1.2. Миграция населения 1.2. Коэффициент миграционного прироста населения

1.3. Рождаемость населения 1.3. Коэффициент рождаемости

1.4. Смертность населения 1.4. Коэффициент смертности

1.5. Общественная безопасность 1.5. Коэффициент общественной безопасности

2. Благосостояние населения, занятость 2.1. Доходы населения 2.1. Коэффициент материального благосостояния

2.2. Жилищные условия населения 2.2. Коэффициент обеспеченности населения благоустроенным жильем

2.3. Занятость населения 2.3. Коэффициент уровня занятости

2.4. Потребительский рынок 2.4. Коэффициент доли промышленных товаров и общественного питания на душу населения в среднемесячной номинальной заработной плате

2.5. Социальная защита населения 2.5. Коэффициент доли населения, имеющей доходы выше прожиточного минимума

3. Социальная инфраструктура 3.1. Загрязненность атмосферы 3.1. Коэффициент загрязненности атмосферного воздуха

3.2. Текущие жилищные условия населения 3.2. Коэффициент комплексной обеспеченности услугами ЖКХ

3.3. Социальная инфраструктура 3.3. Коэффициент комплексной обеспеченности социальной инфраструктурой

3.4. Строительство нового жилья 3.4. Коэффициент доли строительства нового жилищного фонда на душу населения

3.5. Транспортное обслуживание 3.5. Коэффициент транспортной обеспеченности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Образование, культура, духовность 4.1. Образование населения 4.1. Коэффициент охвата обучением населения

4.2. Культура 4.2. Коэффициент развития культуры

4.3. Средства коммуникации 4.3. Коэффициент комплексного охвата населения информационной инфраструктурой и услугами связи

4.4. Семейные отношения 4.4. Коэффициент устойчивости семейных отношений

4.5. Социокультурное общение 4.5. Коэффициент социокультурного общения

Таблица 3

Темпы роста объективных индикаторов качества жизни населения (¡о!] ) Российской Федерации и Хабаровского края в период с 2001 по 2008 гг.*

№ п/п Индикаторы\ ГОДЫ Темпы роста, %

РФ Хабар. кр.

1 2 3 4

1.1. Коэффициент младенческой смертности 106,9 107,8

1.2. Коэффициент миграционного прироста населения 99,7 102,8

1.3. Коэффициент рождаемости 123,2 123,4

1.4. Коэффициент смертности 87,1 95,2

1.5. Коэффициент общественной безопасности 99,3 84,5

2.1. Коэффициент материального благосостояния 165,2 129,1

2.2. Коэффициент обеспеченности населения благоустроенным жильем 124,1 107,1

2.3. Коэффициент уровня занятости 100,9 108,1

2.4. Коэффициент доли промышленных товаров и общественного питания на душу населения в среднемесячной номинальной заработной плате 77,2 87,1

2.5. Коэффициент доли населения, имеющей доходы выше прожиточного минимума. 121,7 124,4

3.1. Коэффициент загрязненности атмосферного воздуха 126,7 116,6

3.2. Коэффициент комплексной обеспеченности услугами ЖКХ 162,7 107,6

3.3. Коэффициент комплексной обеспеченности социальной инфраструктурой 101,4 94,0

3.4. Коэффициент доли строительства нового жилищного фонда на душу населения 207,2 210,4

3.5. Коэффициент транспортной обеспеченности 51,4 134,7

4.1. Коэффициент охвата обучением населения 87,2 83,1

4.2. Коэффициент развития культуры 104,4 105,6

4.3. Коэффициент комплексного охвата населения информационной инфраструктурой и услугами связи 249,9 308,6

4.4. Коэффициент устойчивости семейных отношений 225,0 223,1

4.5. Коэффициент социокультурного общения 73,5 98,7

Анализ данных таблицы 4 показывает, что большинство частных показателей качества жизни населения Хабаровского края в 2008 году осталось на уровне ниже среднероссийского.

На основании значений частных показателей и весовых коэффициентов в таблице 5 приведем расчеты итоговых значений обобщенных показателей качества жизни населения Хабаровского края в 2001 г., 2008 гг. и РФ в 2008 г. (формула 2).

На основании обобщенных показателей и соответствующих весовых коэффициентов было рассчитано значение интегрального показателя качества жизни населения Хабаровского края в 2001 и 2008 годах (формула 1):

- Хабаровский край, 2001 г.:

К ХК 2001 = 0,965-0,214 + 0,929-0,169 + 0,740-0,328 + 0,858-0,289 = 0,854;

- Хабаровский край, 2008 г.:

КХК 2008 = 0,984-0,214 + 0,896-0,169 + 0,838-0,328 + 0,895-0,289 = 0,896;

- РФ, 2008 г.:

КРФ 2008 = 0,982-0,214 + 0,983-0,169 + 0,9070,328 + 0,9960,289 = 0,962.

Как видно из таблицы 4, все обобщенные показатели остались в 2008 году ниже среднероссийского значения. Но анализ обобщенных показателей качества жизни за 2001 и 2008 гг. в динамике позволяет выявить благоприятную тенденцию их роста за исключением второго обобщенного показателя, по которому наблюдается небольшая отрицательная динами-

Таблица 4

Частные показатели качества жизни населения Хабаровского края в 2001, 2008 годах и их динамика*

Показатель Значения частных показателей(К„) Весовые коэффициенты (а.) * гг'

Хабаровский край РФ

2001 г. 2008 г. 2008 г.

1 2 3 4 5

1.1. Здоровье населения 0,957 0,966 1,010 0,128

1.2. Миграция населения 0,967 1,005 0,997 0,278

1.3. Рождаемость населения 1,049 1,103 0,975 0,198

1.4. Смертность населения 0,967 1,043 0,917 0,261

1.5. Общественная безопасность 0,844 0,670 1,058 0,135

2.1. Доходы населения 1,083 0,790 1,015 0,089

2.2. Жилищные условия населения 1,078 0,932 1,021 0,235

2.3. Занятость населения 0,935 1,007 0,996 0,223

2.4. Потребительский рынок 0,720 0,813 0,893 0,246

2.5. Социальная защита населения 0,937 0,956 1,018 0,207

3.1. Загрязненность воздуха 5,928 5,612 1,366 0,161

3.2. Текущие жилищные условия населения 0,163 0,107 0,414 0,152

3.3. Социальная инфраструктура 1,034 0,959 1,009 0,177

3.4. Строительство нового жилья 0,414 0,482 0,747 0,296

3.5. Транспортное обслуживание 0,465 1,218 1,048 0,214

4.1. Образование населения 1,151 1,066 0,978 0,147

4.2. Культура 0,748 0,756 1,007 0,239

4.3. Средства коммуникации 0,769 0,785 1,088 0,170

4.4. Семейные отношения 0,619 0,861 0,900 0,170

4.5. Социокультурное общение 0,702 1,230 1,041 0,274

ка. Наибольший темп роста характерен для обобщенного показателя по третьему блоку - «Социальная инфраструктура» (113,3% = (0,838/0,740)*100%), что объясняется эффективным управлением муниципального образования.

Таким образом, несмотря на положительное изменение, интегральный показатель качества жизни населения Хабаровского края в 2008 году повысился на 5% в сравнении с 2001 г. и составил 0,896, однако, он остался ниже уровня среднероссийского значения (0,962).

Расчет интегрального показателя качества жизни населения на основе обобщенных показателей, а также расчет частных показателей и индикаторов ка-

чества жизни населения территории был реализован с помощью компьютерной программы. Таким образом, с помощью обозначенной программы можно рассчитать интегральный показатель качества жизни населения по любой территории Российской Федерации и в любом году, введя только значения базовых индикаторов, которые предоставляет отдел государственной статистики региона или Российской Федерации в целом.

Для планирования и разработки мероприятий по улучшению качества жизни населения муниципального образования необходимо оценить его фактическое состояние с помощью системы показателей.

Комплексная оценка уровня развития

Обобщенные

Таблица 5 края в

п/п

Обобщенный показатель Полное название

"2"

Воспроизводство-

населения, состояние его здоровья

0.965

0.984

0,982

0,214

0.929

0.896

0,983

0,169

занятость

Социальная-

инфраструктура Образование, культура, духовность

"К7

0.740

0.858

0.895

0,907 0,996

0,328 0,289

муниципального образования на основе системы объективных индикаторов качества жизни позволяет выявить «слабые места» (наиболее низкие значения частных показателей), на которые, в первую очередь, должны быть направлены усилия в ближайшем будущем. Таким образом формируется приориТеТносТь

проблем социально-экономического развития муниципального образования.

Необходимо отметить, что разработанная номенклатура показателей качества жизни, которая была описана выше, соответствует следую^^ей

в частности для

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ского края «дерево целей» представлено на рисунке 1

Предсгавленное на рисунке «дерево целей» отражает основные направления деятельности органов местного самоуправления по улучшению качества жизни населения муниципального образования в рамках имеющихся полномочий. Каждая цель подразумевает создание качественных условий для ния тех или иных ностей. Каждой из целей соответствует свой частный показатель из номенклатуры показателей качества жизни, который характеризует (в зависимости от целей оценки) уровень удовлетворения определенных потребностей либо

пень достижения поставленных целей. Чем ближе значения частных показателей, а также интегрального показателя качества жизни к единице, тем выше уровень удовлетворения п°тpcбностей или степень достижения цели.

муниципального образования осуществляется исходя из определения ний частных показателей качества :

После расчета итоговых значений частных показателей необходимо

от

значения к максимальному, в соответствии с этим каждая цель из «дерева це-

списке приоритетных целей социально-экономического развития ного образования на ближайший

приоритетных целей в длительной перспективе осуществляется на основе прогнозных значений итоговых частных показателей.

Результатом данной процедуры станет ^формирование «дерева приоритетных целей». Далее, на следующем этапе тегического планирования, ; ется механизм реализации поставленных целей, который подразумевает также определение источников ния конкретных мероприятий. Те

1

4

5

6

7

разом, органы местного самоуправления должны обеспечить финансовую поддержку принимаемых ими решений. Особое значение приобретают вопросы формирования «бюджета развития» муниципального образования. Решение этих и других ключевых для развития муниципального образования вопросов обуславливает необходимость для органов местного самоуправления знания величины накопленного на территории социально-экономического потенциала, тенденций и динамики изменений его величины и эффективности использования.

Социально-экономический потенциал муниципального образования ха-

рактеризует возможности его развития при: задействовании всего комплекса территориальных ресурсов, использовании особенностей существующей и перспективной структуры его хозяйства, географического положения в интересах повышения качества жизни местного сообщества.

Предложенная система комплексной количественной оценки качества жизни населения территории Российской Федерации позволяет:

- осуществлять более объективный анализ качества жизни населения конкретной территории и сравнивать с показателями других территорий и в целом

Главная стратегическая цель -повышение качества жизни населения

3 щ р „I о §

'о 5

а- а

I §

о

& ч

£ & о к

2. Укрепление системы охраны правопорядка и борьбы с пр еступно стью

3. Управление здоровьеь; развитие системы здрав о с« ранения

12. Регулирование процессов воспроизводства населения

17. Регулирование процессов смертности населения

20 .Р егулиров ание миграционных процессов

1. Содействие росту доходов населения

10. Проведение эффективной жилищной политики

11. Развитие потребительского рынка

14. Развитие системы адресной социальной помощи_

16. Развитие и регулирование рынка труда

4. Программы развития строительства доступного жилья

8. Развитие социальной инфраструктуры

13. Улучшение экологической обстановкив городе

15. Улучшение транспортного обслуживания

18. Развитие жилшцно-коммунштьншго хозяйства

§ I

и

ж ж

ад

а"?

I

5. Развитие

системв1

качественного

непрерывного

образования

б. Содействие развитию институтов гражданского общества_

7. Развитие информационной инфраструктуры и средств связи_

9. Р азвитие сферы кулвтуры

19. Содействие укреплению семейных отношений

Рис. 1. Дерево целей социально-экономического развития муниципального образования

по Российской Федерации. Такой ственный анализ позволяет вать эффективные меры и осуществлять

постоянный контроль за ходом их внедрения;

- осуществлять более достоверное пла-и прогнозирование жизни населения

рии и постоянн^1й мониторинг динамики этих показателей;

- использовать систему количественной оценки качества жизни населения при разработке стратегии со^алтао-экономическог° развития территории, в частности стратегии развития Востока России до 2025 г., при тировке Программы развития Востока до 2018 г.

Литература.и жтячниы:

1. Кривоносова, Л. А. Качество ни населения: технологии оценки / Л. А. Кривоносова. - Хабаровск : ДВАГС, 2005. - 148 с.

2. Макаренко, Т. Д. Оценка качества

3. Мотрич, Е. мшрациошъм

Востоке России

жизни населения / Т. Д. Макаренко, Н. М. Вдовина; Байкал. гос. ун-т экономики Чит. ин-т. - Иркутск : БГУЭП, 155 с.

Л. Демографические и на Дальнем Л. Мотрич, исследований : 4-й Дальневосточный экономический форум, 2009. - С. 157 - 172.

4. Показатели устойчивого и методология; : Изд-во ИПОС СО

официальный

тистики. * По

Росстат,^

ственной статистики.. Расчет автора (Л.Е. Пынько).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.