2. Бюджетирование: шаг за шагом / Е. Добровольский, Б. Карабанов, П. Боровко и др. - С.Пб. : Питер, 2007. - 448 с.
3. Ковтун С. Бюджетирование на современном предприятии или как эффективно управлять финансами / С. Ковтун. - X. : Фактор, 2005. - 336 с.
4. Бовцаревська Н. Бюджетування як елемент управління підприємством / Н. Бовцаревська, П. Кузьмович // Економічний аналіз : збірник наукових праць. - 2008. - Вип. З (19). - С. 138-142.
5. Адамов Н.А. Бюджетирование в коммерческой организации: краткое руководство / Н.А. Адамов, А.А. Тилов. - С.Пб. : Питер, 2007. - 144 с.
6. Кузнецов Л.А. Бюджетирование в иерархических структурах / Л.А. Кузнецов, Н.П. Дорин // Проблемы управления. - 2012. - № 3. - С. 64-70.
7. Михайленко С.В. Бюджетний менеджмент: визначення, принципи, функції / С.В. Михайленко // Актуальні проблеми економіки. - 2011. -№3(117).-С. 223-230.
8. Репин В.В. Бизнес-процессы компании: построение, анализ, регламентация / Репин В.В. - М. : РИА «Стандарты и качество», 2007. - 240 с.
9. Шумило Ю.О. Бюджетування як важливий елемент операційного планування / Ю.О. Шумило // Актуальні проблеми економіки. - 2007. -№ 7(73). - С. 105-111.
Рецензент: В.Г. Шинкаренко, докт. экон. наук, проф., ХНАДУ.
Статья поступила в редакцию 1.02.2013 г.
УДК 658:656.072 ЩЕБЛЫКИНА К.А., аспирант,
Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет
СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПАССАЖИРСКИХ АВТОБУСНЫХ
СТАНЦИЙ (ПАС)
Аннотация. Выполнен анализ существующего опыта формирования показателей эффективности функционирования предприятий в различных отраслях хозяйствования. Сформирована сбалансированная система показателей эффективности функционирования пассажирских автобусных станций (ПАС) в соответствии с различными сферами их деятельности: финансы, персонал, клиенты, основные процессы ПАС. Предложена последовательность работ по разработке сбалансированной системы показателей эффективности функционирования ПАС.
Ключевые слова: эффективность, система, показатели оценки, сбалансированная система показателей.
ЩЕБЛИКІНА К.А., аспірант,
Харківський національний автомобільно-дорожній університет
СИСТЕМА ПОКАЗНИКІВ ЕФЕКТИВНОСТІ ФУНКЦІОНУВАННЯ ПАСАЖИРСЬКИХ АВТОБУСНИХ
СТАНЦІЙ (ПАС)
Анотація. Здійснено аналіз існуючого досвіду формування показників ефективності функціонування підприємств у різних галузях господарювання. Сформовано збалансовау систему показників ефективності функціонування пасажирських автобусних станцій (ПАС) відповідно до різних сфер їх діяльності: фінанси, персонал, клієнти, основні процеси ПАС. Запропоновано послідовність робіт з розробки збалансованої системи показників ефективності функціонування ПАС.
Ключові слова: ефективність, система, показники оцінки, збалансована система показників.
К. SHCHEBLYKINA, Postgraduate,
Kharkiv National Automobile and Highway University
A SYSTEM OF PASSENGER BUS-STATION PERFORMANCE INDICATORS (PBS)
Abstract. The experience of performance-indicator formation for various sectors of the national economy has been analyzed. A Balanced Scorecard of passenger bus-station performance has been developed according to various spheres of its activities: finance, staff, customers, main processes at passenger bus-stations. An operation sequence for developing the Balanced Scorecard of passenger bus-station performance has been proposed.
Key words: efficiency, system, assessment indicators, balanced scorecard.
Постановка проблемы. Оценка эффективности работы пассажирских автобусных станций является одной из основных функций системы управления эффективностью их деятельности. Ее результаты служат основой для принятия необходимых управленческих решений, выбора путей повышения эффективности их работы и мероприятий по улучшению деятельности.
Процесс оценки уровня эффективности деятельности предприятия предусматривает, прежде всего, определение критерия и формирование соответствующей системы показателей [1].
В настоящее время на ПАС не разработана система показателей оценки эффективности их функционирования. При проведении
оценки деятельности предприятия используется набор показателей, таких как объем перевозок, рентабельность, прибыль, производительность труда и т.д. Однако отсутствует их систематизация, которая позволила бы разделить их на отдельные группы для более полной их оценки. Поэтому на ПАС для оценки эффективности их работы важным условием является обоснование перечня или системы показателей.
Анализ последних исследований и публикаций. В последнее время проблеме формирования показателей эффективности работы предприятий посвящены работы многих авторов [1—15]. На основе анализа их работ можно выделить несколько основных подходов.
Первый, классический, подход [1-3] предусматривает выделение основных групп показателей: обобщающих и показателей эффективности основных направлений работы предприятия.
Так, в работе [1] предлагается следующая система показателей эффективности работы предприятия:
- обобщающие показатели, которые включают в себя уровень удовлетворения потребностей рынка, производство чистой продукции на единицу затрат ресурсов, прибыль на единицу общих затрат, рентабельность, затраты на единицу товарной продукции, доля прироста продукции за счет интенсификации производства, народнохозяйственный эффект использования единицы продукции;
- показатели эффективности использования труда (персонала) -темпы увеличения производительности труда, доля прироста продукции за счет роста производительности труда, относительное высвобождение работников, коэффициент использования полезного фонда рабочего времени, трудо- и зарплатоемкость единицы продукции;
- показатели эффективности использования производственных фондов, которые включают общую фондоотдачу, фондоотдачу активной части основных фондов, рентабельность основных фондов, фондо- и материалоемкость единицы продукции, коэффициент использования важнейших видов сырья и материалов;
- показатели эффективности использования финансовых средств, которые включают оборотность, рентабельность, относительное высвобождение оборотных средств; удельные капитальные вложения; рентабельность инвестиций; срок окупаемости инвестиций.
Похожий по содержанию подход предлагается в работе [2], в котором выделяются такие группы показателей: показатели эффективности использования основных фондов; показатели эффективности оборотных фондов; показатели эффективности использования труда; показатели эффективности использования капитальных инвестиций.
Аналогичный подход предлагается автором [3]; единственное отличие состоит в том, что он дополняет данную систему 5-й группой показателей эффективности - обобщающими показателями деятельности предприятия, которые включают прибыль и рентабельность.
Данные подходы используются в практике отечественных предприятий, однако они не ориентированы на потребителя и не учитывают его мнения. Поскольку пассажирские автобусные станции непосредственно взаимодействуют с потребителем, данные подходы могут быть использованы частично в их деятельности.
Более современный подход к обоснованию системы показателей эффективности производства на автотранспортных предприятиях предлагается автором [4], который учитывает позицию разных заинтересованных групп. Данный подход выделяет 4 группы заинтересованных лиц: работники, руководители, инвесторы, собственники. Для каждой из этих групп заинтересованных лиц выделяются следующие показатели эффективности:
- работники предприятия - показатели эффективности использования трудовых ресурсов: темпы увеличения производительности; доля прироста продукции за счет увеличения производительности труда; коэффициент использования полезного фонда рабочего времени и др;
-руководители предприятия - показатели эффективности использования основных фондов и оборотных средств: фондоотдача; фондоемкость; показатели использования основных производственных фондов по времени труда и продуктивности; рентабельность основных фондов и оборотных средств и др;
- инвесторы - показатели эффективности использования капитальных вложений: соотношение прироста чистой продукции к капитальным вложениям; срок окупаемости капитальных вложений; капиталоемкость; рентабельность капитальных вложений;
- собственники предприятия - обобщенные показатели экономической эффективности производства: темпы повышения произ-
водства предприятия; производство чистой продукции на 1 грн затрат; продуктивность труда работников; общая рентабельность производства и др.
Основным недостатком данного подхода является то, что не выделяется такая группа заинтересованных лиц как потребители, поскольку они непосредственно воспринимают услугу или товар, что влияет на уровни продаж, и, как следствие, и на прибыль.
Лишен данного недостатка подход [5], учитывающий также позиции заинтересованных сторон, который используется для обоснования системы показателей эффективности функционирования предприятий торговли. В данной работе учитываются следующие группы заинтересованных сторон: потребители; поставщики; персонал; собственники.
Данный подход является современным инструментом для обоснования системы показателей эффективности функционирования предприятия, однако, с точки зрения автора, он является достаточно трудоемким, поскольку позиции заинтересованных сторон могут быть достаточно разносторонними и противоречить друг другу.
В работах [6, 7] предлагается следующая классификация показателей эффективности деятельности предприятия: показатели производственной деятельности; показатели маркетинговой деятельности; показатели кадровой деятельности; показатели финансовой деятельности.
Для промышленных предприятий автор [8] предлагает три группы показателей эффективности, которые разрабатываются для трех уровней управления: показатели, характеризующие предыдущее, настоящее и будущее состояние предприятия; показатели, характеризующие: достигнутые результаты, основные факторы, обусловившие достижение; показатели, характеризующие материальные и нематериальные активы предприятия. Однако данные подходы также не ориентированы на мнение потребителей, не учитывается их удовлетворенность товарами и услугами.
Одним из современных подходов к формированию системы показателей эффективности является система сбалансированных показателей [9-15], которая предусматривает реализацию целей, позволяющих увязать стратегическое управление с оперативным на основе ключевых показателей эффективности и причинно-следственных связей между ними [11, с. 153].
Данный подход позволяет выделить основные ключевые финансовые и нефинансовые показатели эффективности функционирования предприятия. Данные показатели определяются в основных четырех аспектах: финансы, клиенты, внутренние процессы, обучение и рост.
Так, в работе [9, с. 89] предложена следующая система сбалансированных показателей для финансовой компании:
- финансовая сфера: рентабельность; средняя стоимость транзакции; экономическая добавленная стоимость;
-работа с клиентами: доля рынка; удовлетворение клиента; кроссированные сделки с ценными бумагами;
- операционная сфера: продуктивность системного развития; проекты в разработке; проекты, ожидающие финансирования;
-работа с персоналом: текучесть кадров; мотивация персонала; коэффициент окупаемости инвестиций в человеческий ресурс.
Таким образом, на основе анализа подходов к обоснованию показателей эффективности можно сделать вывод, что наиболее современным подходом является сбалансированная система показателей, которая позволит выделить ключевые показатели эффективности функционирования предприятия. Все это обуславливает задачу по формированию системы показателей эффективности функционирования ПАС.
Формулирование целей статьи. Обосновать состав системы показателей эффективности функционирования пассажирских автобусных станций по основным сферам деятельности: финансовые процессы; процессы работы с персоналом; процессы работы с потребителями и основные процессы ПАС.
Изложение основного материала исследования. Как следует из анализа, наиболее современным подходом к формированию системы показателей эффективности функционирования предприятия является Сбалансированная система показателей (ССП) (англ. -Balanced Scorecard (BSC)). Она представляет собой систему стратегического управления организацией на основании измерения и оценки эффективности ее деятельности по набору показателей, подобранных таким образом, чтобы учесть все существенные (с точки зрения стратегии) аспекты деятельности организации (финансовые, маркетинговые, производственные и др.) [15-17].
Сбалансированная система показателей должна содержать 6 обязательных элементов [18]:
1. Перспективы, которые представляют собой компоненты, при помощи которых проводится декомпозиция стратегии с целью ее реализации. Обычно используются четыре базовые перспективы: финансы; клиенты; внутренние процессы компании; персонал и инновации.
2. Стратегические цели определяют, в каких направлениях будет реализовываться стратегия.
3. Показатели - это метрики достижений, которые должны отражать прогресс в движении к стратегической цели. Показатели подразумевают определенные действия, необходимые для достижения цели, и указывают на то, как стратегия будет реализована на операционном уровне.
4. Целевые значения - количественные выражения уровня, которому должен соответствовать тот или иной показатель.
5. Причинно-следственные связи должны связывать в единую цепочку стратегические цели компании таким образом, что достижение одной из них обуславливает прогресс в достижении другой.
6. Стратегические инициативы - проекты или программы, которые способствуют достижению стратегических целей.
С учетом вышесказанного процесс разработки сбалансированной системы показателей на ПАС предлагается проводить по следующим этапам (рис. 1).
Первый этап предполагает определение миссии и стратегии ПАС в области эффективности. Основная миссия данного предприятия - удовлетворение потребностей пассажиров на автобусных станциях. Основной целью разработки показателей эффективности является обеспечение эффективного функционирования пассажирских автобусных станций во всех сферах их деятельности.
Второй этап предполагает выявление основных процессов деятельности пассажирских автобусных станций, доведение миссии и стратегии предприятия до исполнителей. Основными процессами, которые выполняет ПАС, являются: реализация билетов на маршруты; диспетчерское управление движением автобусов; перевозочный процесс; представление информационно-консультационных услуг; предоставление удобств пассажирам и водителям на территории автостанций; позиционирование услуг по сегментам рынка; обеспечение надежности технических средств, оборудования; обеспечение ПАС необходимыми ресурсами.
Рис. 1. Последовательность работ по разработке сбалансированной системы показателей эффективности функционирования ПАС
На третьем этапе проводится выбор перспектив. Для ПАС автором, в соответствии с разработками Каплана и Нортона [10, 18], были отобраны 4 перспективы: «Финансы», «Персонал», «Клиенты», «Основные процессы ПАС».
На четвертом этапе, в соответствии с отобранными перспективами, формируются стратегические цели предприятия. На пятом этапе осуществляется выбор показателей эффективности по следующим пунктам:
1) формирование списка показателей эффективности функционирования ПАС. Данные показатели определяются путем анализа деятельности предприятия и литературных источников; устанавливается влияние определенных факторов на эффективность деятельности предприятия по 4 отобранным перспективам;
2) для отбора показателей эффективности разрабатываются критерии, которым они должны отвечать;
3) с помощью построения специальной таблицы показатели сравниваются с разработанными критериями;
4) формируется окончательный список показателей эффективности;
5) устанавливаются планируемые значения показателей.
На следующем этапе выбора показателей эффективности необходимо установить критерии, которым они должны отвечать. Согласно исследованиям, проведенным Капланом и Нортоном [10, 18], основными критериями для отбора показателей являются: связь с целями; количественное выражение; доступность; доходчивость; сбалансированность; сравнимость.
После определения критериев необходимо привести отбор сформированных показателей с помощью сравнительной таблицы. Для этого отобранные показатели оцениваются в соответствии с обозначенными выше критериями менеджерами и сотрудниками предприятия. Наибольшее значение показателя может быть равным 10 баллам.
В табл. 1 представлены цели, показатели эффективности функционирования ПАС, а также средний балл каждого показателя в результате их отбора по предложенным критериям.
Таблица 1
Цели и показатели эффективности функционирования ПАС
Перспективы и цели ПАС Показатели Средний балл
Финансы Максимизация прибыльности Сумма прибыли, тыс. грн 9Д
Рентабельность перевозок, % 7,6
Ликвидность предприятия, отн. ед. 6,1
Платежеспособность предприятия, отн. ед. 6,6
Максимизация роста чистого денежного потока Чистый денежный поток, тыс. грн 8,8
Максимизация рентабельности собственного капитала Рентабельность собственного капитала, % 6,6
Оптимизация структуры капитала Структура капитала, % 7,8
Финансовая устойчивость предприятия, отн. ед. 5,3
Минимизация себестоимости продукции Себестоимость продукции, тыс. грн 8
Расширение структуры доходов Выручка от реализации услуг, тыс. грн 8
Персонал Повышение эффективности работы персонала Удовлетворенность работников предприятия, отн. ед. 8
Коэффициент текучести кадров, отн. ед. 6,8
Совершенствование квалификации персонала Затраты на обучение одного сотрудника, тыс. грн 5,3
Количество сотрудников, которые имеют необходимое образование, % 5,3
Количество сотрудников, которые имеют необходимый опыт, % 5
Количество сотрудников, которые повысили квалификацию за анализируемый период, чел. 6,8
Доля молодых специалистов, % 6
Повышение продуктивности труда персонала Продуктивность труда сотрудников, тыс. грн 7,7
Совершенствование системы мотивации персонала Сумма заработной платы персонала, тыс. грн 7,5
Сумма премий за достижение поставленных целей, тыс. грн 7,2
Сумма штрафов за невыполнение плановых задач, тыс. грн 7,2
Економіка транспортного комплексу, вип. 21, 2013
Перспективы и цели ПАС Показатели Средний балл
Клиенты Повышение доли ПАС на рынке Доля рынка, % 8,2
Повышение уровня удовлетворенности пассажиров Удовлетворенность пассажиров качеством, обслуживанием и т.д. отн. ед.(балл) 7,2
Количество жалоб от пассажиров, ед. 6,2
Внедрение программы лояльности потребителей Уровень лояльности потребителей, отн. ед 7
Совершенствование ценообразования Индекс удовлетворенности пассажиров ценой, % (балл) 6,5
Разработка новых услуг Прогнозируемая сумма дохода от реализации новых услуг, тыс. грн 6
Прогнозируемый прирост объема перевозок от реализации новых услуг, тыс. чел. 6,5
Основные процессы ПАС Совершенствование продажи билетов на маршруты Количество проданных билетов за анализируемый период, ед. 7,8
Объем перевозок, тыс. чел. 7,3
Совершенствование диспетчерского регулирование автобусов Количество сорванных рейсов, ед. 7
Соответствие расписания движения пассажиропотоку, отн. ед. 5,5
Совершенствование информационных услуг на АС Ассортимент информационных услуг на АТ, ед. 7,3
Достоверность и обзорность информации, отн. ед. 5,3
Индекс удовлетворенности пассажиров информационными услугами, % (балл) 8
Совершенствование услуг по представлению удобств пассажирам и водителям на АС Ассортимент услуг по предоставлению удобств, ед. 7,3
Время на получение услуги, мин. 6,3
Индекс удовлетворенности пассажиров услугами, % (балл) 8
Обеспечение АС необходимыми ресурсами Наличие необходимых ресурсов 5,8
Качество ресурсов, отн. ед. 7,5
Повышение объемов перевозок Количество перевезенных пассажиров, тыс. чел. 7,6
Количество проданных билетов за анализируемый период, ед. 7,5
Контроль качества выполняемых процессов Качество выполняемых процессов, отн. ед. 8,8
Продуктивность производственного процесса, тыс. пас. 8,3
Длительность производственного процесса, час. 8,1
Економіка транспортного комплексу, вип. 21, 2013
После того как для каждой перспективы определены показатели, необходимо для каждого из них определить результирующие характеристики, такие как частота обновления, степень надежности, сравнимость, возможность расчета и качество данных, которые представлены в табл. 2.
Таблица 2
Характеристика составляющих матрицы показателей
Составляющая Особенности заполнения
Частота обновления М- ежемесячно; () - ежеквартально; А - ежегодно
Степень надежности V- высокая надежность; М- средняя надежность; Ь - низкая надежность
Сравнимость с другим предприятием V- высокая; М- средняя; Ь - низкая
Качество данных V- высокая; М- средняя; Ь - низкая
Возможность расчета Да, нет
Матрица показателей эффективности функционирования ПАС представлена в табл. 3.
Таблица 3
Матрица показателей эффективности функционирования ПАС
Перспективы ССП и показатели, которые подлежат анализу Частота обновления Степень надежности Сравнимость Качество данных Возможность расчета
1 2 3 4 5 6
Финансы Сумма прибыли, тыс. грн М V М V Да
Рентабельность перевозок, % м V М V Да
Чистый денежный поток, тыс. грн м V М V Да
Структура капитала, % м V М V Да
Себестоимость продукции, тыс. грн м V М V Да
Выручка от реализации услуг, тыс. грн м V М V Да
Окончание табл. 3
1 2 3 4 5 6
Персонал Удовлетворенность работников предприятия, отн. ед. 0 м м м Да
Коэффициент текучести кадров, отн. ед. м V V V Да
Количество сотрудников, которые повысили квалификацию за анализируемый период, чел. А V м V Да
Продуктивность труда сотрудников, тыс. грн М V м V Да
Сумма заработной платы персонала, тыс. грн М V м V Да
Сумма премий за достижение поставленных целей, тыс. грн М V ь V Да
Сумма штрафов за невыполнение плановых задач, тыс. грн М V ь V Да
Клиенты Доля рынка, % 0 V V V Да
Удовлетворенность пассажиров качеством, обслуживанием, ценой и т.д. отн. ед. (балл) 0 м м м Да
Уровень лояльности потребителей, отн. ед. 0 м ь м Да
Прогнозируемый прирост объема перевозок от реализации новых услуг, тыс. чел. А м ь м Да
Основные процессы ПАС Объем перевозок, тыс. чел. м V V V Да
Количество проданных билетов на маршруты за анализируемый период, тыс. ед. м V V V Да
Количество сорванных рейсов, ед. м V м V Да
Ассортимент информационных услуг на АТ, ед. 0 V м V Да
Индекс удовлетворенности пассажиров информационными услугами, % (балл) 0 м м м Да
Ассортимент услуг по предоставлению удобств на АС, ед. 0 V м V Да
Индекс удовлетворенности пассажиров услугами по предоставлению удобств на АС, % (балл) 0 м м м Да
Качество ресурсов, отн. ед. 0 V м V Да
Качество выполняемых процессов, отн. ед. м V V V Да
Продуктивность производственного процесса, тыс. пас. м V V V Да
Длительность производственного процесса, час. м V V V Да
Заключительным этапом формирования сбалансированной системы показателей является установление причинно-следственных связей. Методика их построения предполагает [14]:
- анализ связи между основными индикаторами в границах выбранных перспектив;
- анализ связи между основными индикаторами за границами перспектив;
- установление влияния индикаторов с учетом временного фактора;
- построение причинно-следственных связей между показателями всех уровней анализа.
В общем виде причинно-следственные связи между различными сферами деятельности можно представить в виде рис. 2.
I I
Финансы Обеспечение Персонал Обеспечение эффективной
эффективности финансовых показателей ПАС работы персонала, создание условий для непрерывного обучения и
Миссия и развития
Основные стратегия
процессы ПАС Обеспечение Клиенты Обеспечение соответствия
эффективности ожиданиям потребителей
основной ПАС
деятельности ПАС
Ї
Рис. 2. Причинно-следственные связи ССП на ПАС
Указанные связи помогают понять, как будет реализован вклад показателей эффективности в деятельность ПАС: за счет финансовых возможностей предприятие сможет непрерывно обучать свой персонал (перспектива «Финансы»); предоставление возможности непрерывного обучения и развития (перспектива «Персонал») способствует лучшему выполнению своих обязанностей, а тем самым удовлетворению требований пассажиров (перспектива «Клиенты»), что, в свою очередь, обеспечит эффективность основной деятельности ПАС (перспектива «Основные процессы ПАС»), что должно привести к повышению эффективности финансовых показателей деятельности (перспектива «Финансы»).
Выводы. Таким образом, обоснована система показателей эффективности функционирования пассажирских автобусных станций в соответствии со сбалансированной системой показателей. Сформированы показатели, характеризующие эффективность различных направлений деятельности: финансы; персонал; клиенты; основные процессы ПАС.
Литература
1. Афанасьев Н.В. Экономика предприятия : учебное пособие / Н.В. Афанасьев, А.Б. Гончаров. - X. : ИД «ИНЖЭК», 2004. - 528 с.
2. Іванілов О.С. Економіка підприємства : підручник / О.С. Іванілов. -К. : Центр учбової літератури, 2009. - 728 с.
3. Шваб Л.І. Економіка підприємства : навчальний посібник / Л.І. Шваб. -К. : Каравела, 2004. - 568 с.
4. Бочарова Н.А. Визначення ефективності функціонування підприємства з позиції різних зацікавлених груп / Н.А. Бочарова // Економіка транспортного комплексу : зб. наук, праць. - 2011. - Вип. 18. - С. 133-143.
5. Гросул В.А. Оцінка ефективності функціонування підприємств торгівлі з позиції ключових стейкхолдерів : монографія / В.А. Гросул, Н.Е. Аванесова; Харк. держ. ун-т харч, та торгівлі. - X. : ХДУХТ, 2010. - 230 с.
6. Черняева Ю.Г. Оценка эффективности управления деятельностью предприятия / Ю.Г. Черняева, М.В. Высочина // Культура народов Причерноморья: Экономические науки. -2007. -№ 121. - С. 119-125.
7. Высочина М. В. Разработка системы показателей оценки эффективности управления деятельностью предприятия / М. В. Высочина // Вестник Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина. Экономическая серия. - 2007. - № 786. - С. 45-49.
8. Цопа Н.В. Особенности оценки эффективности функционирования промышленных предприятий / Н.В. Цопа // Экономика и управление. - 2011. - № 6. - С. 40-46.
9. Фелпс Б. Умные бизнес-показатели: Система измерений эффективности как важный элемент менеджмента / Б. Фелпс ; пер. с англ. - Днепропетровск : Баланс Бизнес Букс, 2004. - 312 с.
10. Каплан Р. Сбалансированная система показателей / Р. Каплан, Д. Нортон. - М. : Олимп-Бизнес, 2003. - 214 с.
11. Вознюк А.Н. Система управления предприятием на основе ключевых показателей эффективности: особенности формирования и внедрения / А.Н. Вознюк // Економічний вісник Донбасу. - 2009. - № 1 (15). - С. 153 - 156.
12. Кравченко В.Н. Диагностика и оценка эффективности основной деятельности предприятия / В.Н. Кравченко, А.Ю. Лысенко // Економіка промисловості: наук.-практ. ж-л. - 2010. - № 4(52). - С. 145-152.
13. Костенко Т.Д. Система сбалансированных показателей и оценки состояния хозяйствующих субъектов / Т.Д. Костенко // Економіка промисловості : наук.-практ. журн. / Донецьк : Ін-т економіки пром-сті НАН України. -1997 - 2007. - № 3. - С. 164-167.
14. Кизим М.О. Методика ідентифікації проблем у виробничо-господарській діяльності підприємства на основі системи збалансованих показників / М.О. Кизим, Д.О. Кириченко // Бизнес-Информ. - 2011. - № 7(1). -С. 95-98.
15. Тарасова О.О. Інформатизація завдань підвищення конкурентоспроможності підприємства за допомогою збалансованої системи показників / О.О. Тарасова // Бизнес-Информ. - 2012. - № 4. - С. 172-175.
16. Тершун А. Технологии сбалансированного управления / А. Гершун, М. Горский. - М. : Олимп-Бизнес, 2005. -416 с.
17. Олексів І.Б. Побудова системи збалансованих показників підприємства на основі моделі одночасних рівнянь / І.Б. Олексів // Вісник Національного університету «Львівська політехніка». - 2006. - № 12. - С. 132-138.
Рецензент: И.А. Дмитриев, докт. экон. наук, проф., ХНАДУ.
Статья поступила в редакцию 01.02.2013 г.
УДК 656.96:338.435
РОМАНЕНКО К.М., канд. екон. наук,
Національний університет «Одеська юридична академія»
ОСОБЛИВОСТІ РУХУ ФІНАНСОВИХ ПОТОКІВ ТРАНСПОРТНИХ ПОСЕРЕДНИКІВ
Анотація. Досліджено особливості руху фінансових потоків таких транспортних посередників, як транспортно-експедиторські та агентські компанії, що діють у рамках національного комплексу морського господарства. Виявлено особливості руху фінансових потоків національних підприємств транспортного сервісу, а також проблеми, що виникають у процесі управління фінансами. Запропоновано комплекс заходів, застосування яких забезпечить рух фінансових потоків за прибутковими схемами, що гарантуватимуть беззбитковість діяльності зазначених підприємств.
Ключові слова: фінансові потоки, транспортні посередники, транспортно-експедиційні компанії, агентські компанії.
РОМАНЕНКО К.М., канд. экон. наук,
Национальный университет «Одесская юридическая академия»
ОСОБЕННОСТИ ДВИЖЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ ТРАНСПОРТНЫХ ПОСРЕДНИКОВ
Аннотация. Исследованы особенности движения финансовых потоков таких транспортных посредников, как транспортно-экспедиторские и агентские компании, которые действуют в рамках национального комплекса морского хозяйства. Выявлены особенности движения финансовых потоков в национальных предприятиях транспортного сервиса, а также проблемы, возникающие в процессе управления финансами. Предло-