Научная статья на тему 'Система ключевых показателей результативности в экономике организаций железнодорожного транспорта'

Система ключевых показателей результативности в экономике организаций железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3023
487
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ / СИСТЕМА ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЦЕЛЕВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ПОКАЗАТЕЛИ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА / KEY PERFORMANCE INDICATORS OF EFFECTIVENESS / STRATEGIC MANAGEMENT / TARGET PROSPECTS OF BALANCED SYSTEM OF INDICATORS / RISK MANAGEMENT INDICATORS / SYSTEM OF INDICATORS UNDER CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сацук Т.П.

Целью статьи является анализ существующей системы показателей результативности в ОАО «РЖД» и определение направлений совершенствования ключевых показателей в сбалансированной системе. Приведены критерии выбора системы ключевых индикаторов и предложена классификация используемых в практике работы организаций логико-дедуктивных, эмпирико-дедуктивных систем показателей. Например, концепция измерения достижений по степени разработанности, четкого описания и простоты расчета входящих в них показателей, более адаптирована к применению в деятельности организаций железнодорожного транспорта. Рассмотрены основные требования ОАО «РЖД» предъявляемые к ключевым показателям и приведены примеры показателей в целевых перспективах сбалансированной системы. Предложено дополнить перспективы ключевых индикаторов результативности, выделенными качественными (нефинансовыми) показателями и показателями рисков прямого и не прямого действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of key performance indicators in the economics of railway transport organizations

The aim of this article is to analyze the system of performance indicators of JSC "RZD" and to determine the means for improvement of key performance indicators in a balanced system. The article provides the criteria of selection of key indicators, suggests a classification of logical deductive, empirical and deductive system performances, used within companies. For example, the concept of measuring achievement by its degree of development, clear description and easy calculation of the constituent indicators are more adapted to its application within the railway transportation companies. The article also reviews the basic requirements of JSC "RZD" for key indicators. It provides examples of targeted prospects of a balanced system. It proposes to add the perspectives of key indicators of effectiveness by the specific qualitative (non-financial) performance and risk indicators of direct and indirect action.

Текст научной работы на тему «Система ключевых показателей результативности в экономике организаций железнодорожного транспорта»

1 44

Социально-экономические проблемы

УДК 336.64 Т. П. Сацук

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I

СИСТЕМА КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В ЭКОНОМИКЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Целью статьи является анализ системы показателей результативности в ОАО «РЖД» и определение направлений совершенствования ключевых показателей в сбалансированной системе. Приведены критерии выбора системы ключевых индикаторов, предложена классификация используемых в организациях логико-дедуктивных, эмпирико-дедуктивных систем показателей. Например, концепция измерения достижений по степени разработанности, по четкому описанию и простоте расчета входящих в них показателей более адаптирована к применению в организациях железнодорожного транспорта.

Рассмотрены основные требования ОАО «РЖД», предъявляемые к ключевым показателям. Приведены примеры показателей в целевых перспективах сбалансированной системы.

Предложено дополнить перспективы ключевых индикаторов результативности выделенными качественными (нефинансовыми) показателями и показателями рисков прямого и непрямого действия.

ключевые показатели результативности, система подконтрольных показателей, стратегическое управление, целевые перспективы сбалансированной системы показателей, показатели риск-менеджмента.

Введение

Система показателей в стратегическом управлении является инструментом всесторонней оценки результатов деятельности корпорации, позволяющим не только количественно охарактеризовать и оценить ситуацию, но и вскрыть причины ее возникновения, а также провести структурно-логический анализ влияющих факторов. Выбор наиболее оптимальной системы для организаций железнодорожного транспорта - актуальная проблема.

Цель построения и использования системы показателей результативности (СПР) ОАО «РЖД» - обеспечить процессы управления компании краткими и достаточными сведениями о результатах деятельности филиалов и структурных подразделений на периодической основе.

1 Классификация систем

подконтрольных показателей результативности

Система подконтрольных показателей результативности (СППР) позволяет формализовать процедуры оценки достижений организации, определить область, сроки и порядок контроля. При формировании этой системы отбираются и систематизируются индикаторы для оценки деятельности как отдельных центров ответственности, так и корпорации в целом. Данная система должна иметь также стратегическую направленность, т. е. позволять оценивать выполнение не только текущих, но и стратегических планов и миссии компании.

В экономической литературе описываются различные системы [1, 2], классифицированные по характеру показателей (см. рисунок).

2015/1

Proceedings of Petersburg Transport University

Социально-экономические проблемы

145

Классификация систем стратегических показателей результативности

Принципиальное различие этих систем в том, что показатели, входящие в концепцию измерения достижений, не всегда носят финансовый характер и имеют не только количественную, но и качественную оценку. Это позволяет сделать более многофакторные выводы при мониторинге деятельности компании для принятия управленческих решений [3].

Менеджмент корпорации выбирает СППР по следующим критериям:

• взаимосвязь СПР и стратегии организации;

• возможность оперативного управления на основе СПР;

• учет интересов различных групп пользователей информации;

• охват всех сфер деятельности компании;

• взаимосвязь результатов и вознаграждения (мотивационная сторона СПР);

• направленность системы на объединение усилий различных подразделений для достижения общих целей (коммуникационная сторона);

• наличие трендового анализа («прошлое -настоящее - будущее»);

• возможность количественно оценить любой показатель системы.

Для ОАО «РЖД» оптимальной системой стратегических показателей является система сбалансированных показателей. Данная концепция наиболее отрегулирована, применяется как в зарубежных компаниях, так и на отечественных предприятиях.

Подконтрольные показатели руководство корпорации выбирает индивидуально в зависимости от целей. Вначале определяют цели, затем для каждой цели выбирают показатели и рассчитывают их значение - показатель ее достижения.

2 Использование ключевых показателей результативности в мониторинге деятельности ОАО «РЖД»

Основная идея сбалансированной СПР (ССПР) как инструмента оценки достижения стратегических целей состоит в том, что здесь отсутствует заранее определенный набор по-

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2015/1

1 46

Социально-экономические проблемы

казателей [4]. В соответствии с «Порядком мониторинга и оценки результатов работы ОАО „РЖД“ на основе ключевых показателей деятельности» утверждена классификация ключевых показателей, используемых для мониторинга и оценки результатов работы корпоративного центра в целом и его структурных подразделений [5]. Эти ключевые показатели должны иметь:

• стратегическую направленность;

• управляемость;

• значимость;

• взаимосвязь;

• сбалансированность.

В классическом варианте ССПР всю информацию, необходимую для принятия управленческих решений, в том числе ключевые показатели результативности, разбивают на четыре взаимосвязанных блока (так называемые «перспективы»): «финансы/экономика», «рынок/клиенты», «бизнес-процессы» и «ин-фраструктура/сотрудники».

ССПР для подразделений ОАО «РЖД» обусловлена процессом стратегического планирования, ее разработка заключается в определении базовой стратегической ориентации (миссии, системы ценностей, принципиальных направлений развития), стратегических целей, ключевых показателей результативности и их целевых значений по блокам.

Индикаторы оценки деятельности подразделений ОАО «РЖД» классифицируются по пяти перспективам, представленным в таблице.

Для каждого структурного подразделения ОАО «РЖД» выстраивается своя сбалансированная система ключевых показателей с перспективами, характерными для его основной деятельности. Так, основные показатели деятельности Дирекции по обслуживанию пассажиров в дальнем и пригородном следовании распределены по четырем перспективам:

1) финансовые показатели - прибыль по видам прочих продаж; рентабельность по видам прочих продаж; дебиторская и кредиторская задолженность; общая рентабельность оказания услуг;

2) экономические показатели - расходы на эксплуатацию вокзальных комплексов по элементам затрат; себестоимость содержания вокзальных комплексов; эффективность использования вокзальных комплексов (прибыль от оказания услуг);

3) показатели объема работ - пассажирооборот всего; отправленные пассажиры; тонно-километр багажа и грузобагажа всего; производительность труда работников; качество обслуживания пассажиров;

4) показатели безопасности - уровень производственного травматизма; количество пассажиров, пострадавших в транспортных происшествиях.

Важным аспектом использования ССПР является оценка степени их выполнения структурными подразделениями ОАО «РЖД». В качестве ключевых индикаторов используются их целевые, пороговые и стимулирующие значения.

В качестве целевых значений показателей могут использоваться плановые или скорректированные плановые значения, установленные для подразделений на соответствующий бюджетный период.

В качестве пороговых значений показателей подразделения используются:

• фактическое значение показателя в предыдущем периоде;

• целевое значение показателя, скорректированное с учетом максимального негативного отклонения.

Как стимулирующие могут использоваться индикаторы:

• фактическое значение показателя в предшествующем периоде, скорректированное с учетом максимального позитивного отклонения;

• целевое значение показателя, скорректированное с учетом максимального позитивного отклонения.

По завершении отчетного периода оценивается итоговое достижение установленных для подразделений показателей. Фактические значения показателей сопоставляют с установленными, по каждому показателю определяют

2015/1

Proceedings of Petersburg Transport University

Социально-экономические проблемы

147

Основные ключевые показатели результативности в сбалансированной системе ОАО «РЖД»

Целевые перспективы сбалансированной системы показателей Характеристика Примеры показателей

Экономика и финансы Оценивают финансовоэкономические результаты и эффективность деятельности подразделений Выручка, начисленная по основным и прочим видам деятельности; расходы по перевозочным видам деятельности; производительность труда; соотношение темпов роста реальной заработной платы и производительности труда; фондоотдача

Клиенты и рынки Отражают степень клиентоориентированности деятельности подразделений в целевом сегменте рынка, в частности, качество оказываемых услуг и степень удовлетворенности клиентов Выполнение расписания движения пассажирских поездов; качество оформления перевозочных документов; доля рынка грузовых перевозок

Т ехнологиче ские процессы Оценивают результаты и эффективность производственных процессов подразделений Среднесуточная производительность локомотива в грузовом движении; удельный расход топлива на тягу поездов

Персонал и развитие Оценивают работу подразделений в сфере управления персоналом, совершенствования информационных технологий и систем, развития системы корпоративного управления Укомплектованность штата; количество работников, повысивших квалификацию, прошедших переподготовку

Безопасность и надежность Оценивают результаты и эффективность деятельности подразделений по обеспечению безопасности железнодорожных перевозок, надежности технических средств и бесперебойности производственных процессов Количество нарушений безопасности движения; коэффициент безопасности инфраструктуры; коэффициент безотказности технических средств; среднее время продолжительности отказов

коэффициенты результативности в зависимости от отклонения фактического значения от целевого, порогового, стимулирующего значений.

3 Совершенствование ССПР

в оценке деятельности ОАО «РЖД

В действующей системе ключевых показателей ОАО «РЖД» используют как объемные показатели, характеризующие суммарные раз-

меры признака по всем единицам рассматриваемой совокупности (грузообороту, выручке, среднесписочной численности персонала), так и качественные показатели - финансовые индикаторы, исчисленные как средние или относительные величины (рентабельность по прочим видам деятельности, среднее время продолжительности отказов, среднемесячная заработная плата работников по всем видам деятельности). Однако в зависимости от характера исходной информации, используе-

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2015/1

1 48

Социально-экономические проблемы

мой для оценки текущего и стратегического планирования, качественные (нефинансовые) ключевые показатели результативности должны входить в перспективы сбалансированной системы, а качественные (нефинансовые) показатели основаны на информации, изначально имеющей неколичественный характер, т. е. субъективной оценке различных явлений. Использование качественных показателей в сбалансированной системе чаще всего связано с невозможностью альтернативного измерения степени достижения стратегических целей, например, повышения уровня обслуживания, удовлетворенности клиентов и других.

Традиционно количественная оценка качественных показателей выполняется на основе эвристических методов, базирующихся на опыте и интуиции. Наиболее распространены методы экспертных оценок, моделирования задачи выбора с помощью «дерева решений», а также Value at risk.

При внедрении ССПР в деятельность ОАО «РЖД» необходимо встроить в систему индикаторов показатели оценки рисков. Интеграция риск-менеджмента может происходить в двух направлениях: во-первых, можно выделить отдельную перспективу «риски» в сбалансированной системе, определить ключевые показатели выявления рисков и снижения их уровня исходя из общей целевой концепции компании; во-вторых, можно включить количественные и качественные показатели, определяющие риски, в имеющиеся перспективы. В системе ключевых показателей результативности корпорации с точки зрения снижения потерь от рисков необходимо разделять их на риски прямого и непрямого действия.

Риски прямого действия (оперативные потери или упущенные выгоды) непосредственно связаны с деятельностью конкретного подразделения. Показатели оценки действий прямых рисков необходимо включать в конкретные перспективы. Риски непрямого действия (стратегические потери) связаны с потерей существенной информации, управленческих решений, с кадровыми рисками и с другими. Их можно выделить в отдельную перспективу

в сбалансированной системе ключевых показателей.

Заключение

Таким образом, мониторинг на основе системы ключевых показателей позволяет руководству ОАО «РЖД» отслеживать продвижение к корпоративным стратегическим целям.

Согласно анализу, оптимальной системой показателей для организаций железнодорожного транспорта является система сбалансированных показателей. Данная система позволяет всесторонне оценивать результаты деятельности предприятия, учитывая при этом различные аспекты бизнеса: финансы, внутренние процессы, персонал и развитие, безопасность, клиенты, рынки, технологические процессы.

Используемая система ключевых показателей для оценки деятельности ОАО «РЖД» не статична, на развитие ее целевых установок должны влиять внешние и внутренние факторы. Так, использование в мониторинге выделенных качественных (нефинансовых) показателей и индикаторов рисков прямого и непрямого действия имеет особое значение в мониторинге устойчивого развития компании.

Библиографический список

1. Контроллинг в бизнесе : методологич. и практич. основы построения контроллинга в организации / А. М. Карминский, Н. И. Оленев, А. Г. Примак, С. Г. Фалько. - М. : Финансы и статистика, 1998. - 252 с.

2. Эволюция показателей стратегического контроллинга / Д. Е. Попов, О. А. Романова ; Ин-т экономики УрО РАН. - Екатеринбург, 2002.

3. Ключевые показатели результативности в системе финансового контроллинга / Т. П. Сацук // Рос. предпринимательство. - 2009. - № 8 (1). -С.147-152.

4. Horvath P. Controlling. - Munchen : Vahlen, 1994.

5. Об утверждении порядка мониторинга и оценки результатов работы ОАО «РЖД» на основе ключевых показателей деятельности: Распоряжение от 31 дек. 2013 г. № 3012р (Справ. правовая система «КонсультантПлюс»). - URL : http://www. consultant.ru.

2015/1

Proceedings of Petersburg Transport University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.