Научная статья на тему 'Система подготовки учительских кадров (Нижегородская область,1950–60-е гг. )'

Система подготовки учительских кадров (Нижегородская область,1950–60-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧИТЕЛЬСКИЕ КАДРЫ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ / УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ИНСТИТУТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ / TEACHER'S STAFF / TEACHER'S INSTITUTE / INSTITUTE OF TEACHER'S SKILLS RAISING / PEDAGOGICAL EDUCATION / TRAINING SYSTEM / POLITICAL EDUCATION / DISTANCE EDUCATION / PEDAGOGICAL COLLEGE / PEDAGOGICAL INSTITUTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сажин Дмитрий Павлович

В настоящей статье рассмотрена система подготовки учительских кадров на материалах современной Нижегородской области в период 50–60-х гг. ХХ в. Анализ ведется по трём основным направлениям: обучение на уровнях среднего и высшего специального образования, переподготовка и повышение квалификации, политическое образование. В анализ включены вопросы структурной подчинённости системы подготовки учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сажин Дмитрий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF TEACHERS’ STUFF TRAINING IN 1950–60s

This article analyzes the system of teacher training that functioned on the territory of modern Nizhny Novgorod region during the period of 1950–60s. The problem of teacher’s training is discussedin this paper in three main aspects: secondary professional education and higher education, retraining and skills development, political education. There are analyzed the questions concerning structural subordination and relationships with the institutions that were not included in the system of teachers’ training, but were relevant to its functioning.

Текст научной работы на тему «Система подготовки учительских кадров (Нижегородская область,1950–60-е гг. )»

152

Высшее образование в России • № 1, 2014

Д.П. САЖИН, соискатель ННГУ им. Н.И. Лобачевского

Система подготовки учительских кадров

(Нижегородская область, 1950-бО-е гг.)

В настоящей статье рассмотрена система подготовки учительских кадров на материалах современной Нижегородской области в период 50-60-х гг. ХХ в. Анализ ведется по трём основным направлениям: обучение на уровнях среднего и высшего специального образования, переподготовка и повышение квалификации, политическое образование. В анализ включены вопросы структурной подчинённости системы подготовки учителей.

Ключевые слова: педагогическое образование, учительские кадры, система подготовки, политическое образование, заочное обучение, педагогическое училище, учительский институт, педагогический институт, институт усовершенствования учителей

При рассмотрении вопросов истории советской системы общего образования главное внимание традиционно уделяется развитию сети школ, изменению учебных планов и программ, организации внеклассной и внешкольной работы. Тема функционирования системы подготовки учительских кадров остаётся неизученной и потому актуальной. В настоящей статье сделана попытка провести анализ этой системы применительно к историческому периоду 1950-60-х гг. на примере административно-территориальных образований, находившихся на территории современной Нижегородской области.

На протяжении рассматриваемого периода на территории нынешней Нижегородской области существовали Горьковская область и г. Горький как город республиканского (РСФСР) подчинения, а также некоторое время одновременно - Арзамасская область. Это деление региона было осуществлено по отраслевому признаку -на сельскохозяйственную и промышленную области, с соответствующим разделением советских и партийных органов.

В целом к началу 1950-х гг. система подготовки учительских кадров уже сложилась, при этом имелась чёткая взаимосвязь между ступенями общеобразовательной школы и уровнем профессионального пе-

дагогического образования. Уже в 1930-е гг. с установлением персональных учительских званий была произведена их привязка к типам учебных заведений, осуществлявших обучение профессии на разных уровнях - среднем и высшем [1] . Позднее, при проведении реформы школьного образования во время Великой Отечественной войны, в связи с обязанностью педагогических кадров в заочной форме довести свой уровень профессионального образования до надлежащего было, подробнее озвучено соотношение типов учебных заведений, дающих педагогическое образование, и уровней производственной квалификации (классов, в которых допускалось проводить занятия) [2].

Процесс получения, поддержания и повышения квалификации предусматривался как практически непрерывный. Например, применительно к уровню квалификации для работы в старших классах: «Учителей, имеющих законченное высшее педагогическое образование, но не привлечённых в 1949/50 году к годичному циклу очно-заочных занятий, не командируемых на летние курсы и не обучающихся в педагогических учебных заведениях, обязать вести работу по повышению своей квалификации в порядке самообразования. К самообразовательной работе привлекать учи-

Страницы истории

153

телей независимо от их педагогического стажа» [3].

Следует пояснить, что в системе подготовки учительских кадров предусматривались два основных элемента: учебные заведения, дававшие педагогическое образование для начала деятельности на том или ином уровне, и учреждения (объединения), отвечавшие за повышение текущей квалификации. В тех и других сложился собственный комплекс структур и методик, отвечавший за непрерывность процесса педагогического образования. Что касается институтов, дававших квалификацию определённого уровня, то в соответствии с тремя ступенями общего образования выделялись и три типа учебных заведений: педагогические училища - подготовка учителей для начальной школы; учительские институты - подготовка учителей для работы в 5-7-х классах неполной средней школы (учителя-предметники); педагогические институты - подготовка учителей для работы в 8-10-х классах средней школы. Педагогическое училище выпускало специалистов среднего образования, педагогический институт - высшего. В соответствии с образовательной политикой советского государства система обучения педагогов-специалистов имела привязку к географическому фактору - расселению людей определённых возрастных категорий по территории. То есть сеть задействованных учреждений во многом зависела от региональных особенностей, а также от уровня подчинения - регионального или республиканского. При этом в течение 1950-60-х гг. происходит постепенное смещение педагогических училищ в категорию образовательных учреждений по подготовке педагогов для работы в дошкольных детских учреждениях [4].

Учительские институты просуществовали недолго, обслуживая семилетний всеобуч. Постепенное отмирание данного типа образовательных учреждений в рассматриваемом периоде определилось также сме-

ной стандарта необходимого образовательного уровня учителя. Новым стандартом становится высшее педагогическое образование. В свою очередь, это вызвало изменение количества учительских институтов в общей структуре педагогических учебных заведений. Например, в 1952 г. Арзамасский учительский институт был преобразован в Арзамасский педагогический институт [5]. «Если в 1950 г. в стране имелось 237 учительских институтов, то в 1955 г. их стало 52, а в 1956 г. - только 2 » [6]. Некоторая часть учительских институтов преобразовывалась и в педагогические училища.

Высшее педагогическое образование первоначально было утверждено как стандарт минимальной квалификации для работы в 8-10-х классах и занятия должности директора средней школы. В случае недостатка в специалистах резерв для пополнения черпался из университетов по недостающим специальностям. В рассматриваемый период стабильно ощущался дефицит учителей физики и математики, который восполнялся за счёт выпускников Горьковского университета. Постепенно высшее педагогическое образование становится обязательным минимумом для ведения уроков и в 5-7-х классах, а затем и желаемым стандартом для работы в начальной школе. В 1960-е гг. учителей начальных классов уже готовили на специализированных факультетах пединститута при одновременном существовании школьных отделений в педучилищах. Подтягивание работающих учителей до необходимого образовательного уровня проходило в основном через заочную форму обучения в тех же образовательных учреждениях -педучилищах, учительских и педагогических институтах.

Что касается управления всей системой подготовки учительских кадров на региональном уровне, то здесь ясно просматривается особая роль партийных органов. Органы ВКП(б)-КПСС использовали два основных метода воздействия на управля-

154

Высшее образование в России • № 1, 2014

емые процессы: 1) напрямую через руководителей независимо от их партийности, 2) через имевшиеся в образовательных учреждениях первичные партийные организации (управление как бы изнутри). Собственно говоря, на региональном уровне руководство педагогическими образовательными учреждениями в целом осуществлялось партийными органами даже в большей степени, чем структурами Министерства просвещения РСФСР или местных советских органов власти. Они осуществляли постоянный текущий контроль за деятельностью всех типов учебных заведений, причём тематика вопросов выходила далеко за рамки идеологии и охватывала то, что должно было относиться к компетенции органов народного образования: содержание образования, методическое обеспечение, материально-техническое обеспечение, подготовка, расстановка и воспитание кадров. Пример - повсеместное включение в повестку дня заседаний бюро местных и региональных партийных органов таких пунктов, как подготовка школ к новому учебному году («Утверждение мероприятий по улучшению учебно-воспитательной работы школ», «О работе учительского института» и т. п. [7]).

Как и любая деятельность в СССР, система подготовки педагогов-специалистов была основана на планировании. Плановые показатели распространялись на потребности органов народного образования в кадрах, соответственно - на объём нового приёма и выпуска, а в связи с выпуском - на распределение молодых специалистов. Через систему планирования и учёта, пронизывавшую все этажи вплоть до высшего уровня, делалась попытка восполнить нехватку учительских кадров во всех регионах страны без исключения. Зачастую это приводило к отправке молодых специалистов в отдалённые регионы страны, несмотря на то, что в них остро нуждались и на местах их подготовки.

Содержание образовательного процес-

са в педагогических учебных заведениях базировалось на принципах коммунистического воспитания: будущие педагоги должны были научиться активно внедрять эти принципы в сознание учащихся. Важным компонентом являлась подготовка к работе с пионерской и комсомольской школьными организациями. При педучилищах создавались отделения старших пионервожатых, в педагогических институтах вопросы пионерской и комсомольской работы были включены в учебный план теоретических занятий и производственной практики [8] с 1-го по 4-й курсы. Впоследствии отделения старших пионерских вожатых в педагогических училищах были ликвидированы, а тематика пионерской и комсомольской работы была включена в основной учебный план для всех учащихся.

Система переподготовки и повышения квалификации кадров базировалась в основном на двух основных структурах: институтах усовершенствования учителей (ИУУ) и методическихобъединениях. Первая обеспечивала централизованное привлечение учителей и руководящих работников к учебным мероприятиям: курсам, семинарам, практикумам. Вторая организовывала процесс обмена опытом внутри учительской среды. Формой осуществления одновременного повышения квалификации и обмена опытом можно считать введённые повсеместно в РСФСР «Педагогические чтения», которые осуществлялись последовательно на городском (районном), региональном (областном и городском - в городах республиканского подчинения), общероссийском уровнях.

Всего в рассматриваемый период на исследуемой территории действовало три института усовершенствования учителей: Горьковский областной, Горьковский городской и Арзамасский областной - по числу региональных отделов народного образования. Сравнительный анализ показывает, что направленность деятельности по категориям подготавливаемых работников

Страницы истории

155

народного образования была достаточно стандартна для всех трёх институтов. К середине рассматриваемого периода остался один - Горьковский областной институт усовершенствования учителей.

Формами повышения (усовершенствования) квалификации в ИУУ как специализированных подразделениях органов народного образования традиционно были курсовые и лекционно-практические занятия, районные (городские) педагогические кабинеты, методические объединения и предметные комиссии разных уровней (школьного, межшкольного, районного), областные и районные совещания работников народного образования, инструктивнометодические письма и консультации.

Если говорить о специфике функционирования системы подготовки и совершенствования преподавательских кадров в условиях социалистического строя, нельзя избежать рассмотрения вопроса о так называемом политическом просвещении. Как обязательный компонент профессионального образования оно не сразу попадёт в полном объёме в учебные планы педагогических заведений. В многообразных формах политическое просвещение осуществлялось под общим руководством отделов пропаганды и школьных отделов партийных органов. Однако в текущее руководство этим процессом, особенно среди беспартийной части учителей, были включены профсоюзные учительские структуры [9]. Осуществлялось политическое просвещение в нескольких формах, актуальность которых постепенно изменялась по мере расширения предметной области педагогических учебных заведений: университеты марксизма-ленинизма, кружки с различной тематикой, самостоятельные формы обучения.

Таким образом, систему подготовки педагогических кадров в условиях 195060-х гг. можно охарактеризовать как комплекс структур, обеспечивающих поддер-

жание необходимого уровня компетенции учителей.

Литература

1. О персональных званиях для учителей на-

чальных и средних школ. Постановление ЦИК и СНК СССР от 10 апреля 1936 г. // Сборник руководящих материалов о школе. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1952. С. 91-92.

2. О мероприятиях по укреплению системы

заочного педагогического образования. Из постановления СНК СССР № 1398 от 18декабря 1943 г. // Начальная школа. Настольная книга учителя / Под ред. М.А. Мельникова. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1950. С. 880-881.

3. О повышении квалификации и о подготовке

к летним учительским курсам 1950 г.: Приказ министра просвещения РСФСР № 205 от 1 апреля 1950 г. // Справочник директора школы. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1954.

4. Центральный архив Нижегородской обла-

сти (ЦАНО). Ф. 2529. Оп. 4. Д.121, 243, 303; Ф. 2732. Оп. 6 . Д. 990; Оп. 10. Д. 53, 224, 253, 338, 346, 376; Оп. 11. Д. 59; Ф. 6227. Оп. 1. Д.17.

5. Арзамасский педагогический: история про-

должается / Рук. издания, д. и. н. проф. Е.П. Титков. Арзамас: АГПИ, 2009. 190 с.

6. Паначин Ф.Г. Педагогическое образова-

ние в СССР. Важнейшие этапы истории и современное состояние. М.: Педагогика, 1975. С. 117.

7. Справка о руководстве горкомом ВКП(б)

учебными заведениями города. Подписала зав. отделом пропаганды и агитации Арзамасского ГК ВКП(б) Кораблёва от 16.03.1950 г. // ГОПАНО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 7741. Л. 43.

8. Об улучшении подготовки студентов педа-

гогических институтов по вопросам комсомольской и пионерской работы в школе: Методическое письмо от 28 ноября 1951 г. // Сб. приказов и распоряжений Министерства просвещения РСФСР. № 3, январь. М., Учпедгиз, 1952. С. 14-15.

9. ГОПАНО. Ф. 3126. Оп. 1. Д. 107, 113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.