Научная статья на тему 'Система подготовки специалистов в некоторых университетах Великобритании'

Система подготовки специалистов в некоторых университетах Великобритании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / TEACHING SYSTEM / ENGINEERING EDUCATION / TRAINING PROGRAM / ACTIVITY / UNDERGRADUATE STUDIES / THE MAGISTRATES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исхакова Д. Д., Спиридонова Р. Р., Фазылова Д. И., Нугуманова Г. Н.

Основная задача системы образования Великобритании состоит в передаче знаний и умений,то есть она направлена на практику, в то время как в России образование является энциклопедическим и ее целью является научить как можно большему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main objective of the educational system of the Great Britain consists of transmission knowledge and ability, so that it is directs to practice, while in Russia education is encyclopedic and its aim is to teach as more as possible

Текст научной работы на тему «Система подготовки специалистов в некоторых университетах Великобритании»

УДК 37.001.89

Д. Д. Исхакова, Р. Р. Спиридонова, Д. И. Фазылова,

Г. Н. Нугуманова

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В НЕКОТОРЫХ УНИВЕРСИТЕТАХ

ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Ключевые слова: система обучения, инженерное образование, программа подготовки, деятельность,

бакалавриат, магистратура.

Основная задача системы образования Великобритании состоит в передаче знаний и умений,то есть она направлена на практику, в то время как в России образование является энциклопедическим и ее целью является научить как можно большему.

Keywords: teaching system, engineering education, training program, activity, undergraduate studies, the magistrates.

The main objective of the educational system of the Great Britain consists of transmission knowledge and ability, so that it is directs to practice, while in Russia education is encyclopedic and its aim is to teach as more as possible.

Включение России в международное экономическое и образовательное сообщество, расширяющиеся разносторонние связи со странами объединенной Европы диктуют необходимость корректировки процесса подготовки специалистов в высшей школе. В связи с этим важное значение приобретает сравнительное исследование структуры, характера, форм и технологий в области образования.

«Понять систему образования данного общества - значит понять строй его жизни», -писал С.И.Гессен, имея в виду структурно-типологическую изоморфность культуры и образования [1,2]. В развитии инженерного образования каждой страны [3] имеются свои особенности и характерные черты, специфические традиции. Классическим примером страны со строго централизованной и административно-единообразной системой образования является Франция [4].

Развитие образования в Великобритании, в отличие от континентальной Европы, шло в рамках философии эссенциализма (essentialism), в которой цели образования определяются как передача основных (essential) знаний и умений. Английская система (как и американская) направлена на практику - прагматична. Это ее отличие от систем образования Франции и России, которые являются энциклопедическими и ставят задачу научить как можно большему [5].

В развитых странах общей тенденцией является сближение обучения с наукой и производством, стремление к комплексному, междисциплинарному подходу в решении поставленных задач, поиск оптимальных организационных форм, среди которых все большее значение приобретают региональные комплексные объединения учебных, научных и производственных организаций. Такие комплексы функционируют в рамках особых зон -«технополисов», представляющих собой средоточие на относительно небольшой территории исследовательских лабораторий высокотехнологичных фирм, которые, как правило, группируются около крупных университетов. Становлению и развитию инновационных фирм способствуют формы «рискованного инвестирования», а также многочисленные службы (консультативные, информационные и т. д.), оказывающие помощь начинающим предпринимателям в освоении наукоёмкого бизнеса.

В Великобритании не все вчерашние школьники решают сразу поступать в университеты. Многие сначала определяются с направлением своей будущей деятельности (ищут себя). Обучение студентов за рубежом платное, поэтому его могут оплачивать как предприятия, на которых они работают, так и сами студенты. Индивидуальная оплата осуществляется за счет средств банка (студент берет заем), возврат которого осуществляется только после того как студент найдет работу с размером заработной платы не менее 20 тыс.

фунтов в год. В аспирантуре, где работа делается в течение 4 лет, финансирование осуществляется, заинтересованными в прикладных аспектах разработки, государством или частной фирмой.

Для того чтобы поступить в университет абитуриенту необходимо иметь на руках аттестат об окончании школы и пройти собеседование. Вуз устанавливает жесткие рамки при их зачислении (перечень дисциплин, по которым должны быть хорошие оценки в аттестате, у каждого вуза свои требования), они могут смягчить условия, если набор не был осуществлен. Абитуриент может подать заявку на поступление в 5 вузов страны (одновременно нельзя выбрать Оксфордский и Кембриджский университеты). По результату собеседования, в котором представителями комиссии являются преподаватели из нескольких университетов, студенту объявляется направление его подготовки. Собеседование играет огромную роль при поступлении, преподаватели смотрят не только на знания, но и на студента в целом (на его внешние и внутренние качества, заинтересованность в обучении, энтузиазм, вдохновение и т.д.).

В Великобритании [6] химические дисциплины преподаются на протяжении всего периода обучения, с более детальным изучением на последующих этапах. В зависимости от выбранного направления варьируются некоторые предметы, входящие в обязательную программу обучения и предметы на выбор. Таким образом, осуществлена рациональная организация учебного процесса, где от базового блока, читаемого на младших курсах и единого для всех направлений, отталкиваются при построении учебного плана на старших курсах для конкретной специальности и специализации.

Программа подготовки бакалавров изначально ориентирована на химическую практику вне университета. В первые два года основное внимание уделяется химии: на первом курсе -аналитической, биологической, неорганической, органической и физической, на втором - тем же предметам, только биологическая химия сменяется полимерной химией, материалами и технологией. На третьем и четвертом курсах - добавляются экология, композиционные материалы и защищается диссертация. Программа магистров продолжает обучение, начатое в бакалавриате, с углубленным использованием методик физической и радиохимии, хроматографии и спектроскопии [6 - 16].

Вновь обращает на себя внимание, что структура подготовки бакалавров с небольшими вариациями едина для всех направлений химического факультета:

- химия;

- химия и полимерная технология;

- аналитическая химия;

- медицинская и фармакологическая химия;

- химия, физические науки и здоровье.

С 20 по 25 ноября 2011 года по индивидуальному плану в рамках ПНР-1 мы походили стажировку в Лондонском Университете Метрополитан, Центре исследования полимеров Метрополитан, Лондонском Имперском Колледже, Лондонском Центре Инноваций и Технопарке Южного берега (Лондон, Великобритания).

В Лондонском университете Метрополитен Полимерный центр, 30 лет

контролирующий фундаментальные исследования, имеет давнюю традицию исследований. Тесно работает с производственными и академическими партнерами, находя решения каждодневных производственных проблем. Исследовательская работа связана с лекциями, поэтому студенты имеют преимущества от производственных проектов. Преподавательский состав имеет опыт работы в области переработки полимеров от небольших проектов до огромных [17].

Основными интересами в области переработки полимеров является:

• развитие стандартных методов для оценки и характеристики переработанных полимеров;

• влияние примесей на производство и свойства;

• использование методов для минимизирования и переноса эффекта примесей;

• взаимодействие полимерных материалов и их влияние на окружающую среду, для повышения долговечности полимеров;

• эффект переработки на процесс получения и свойства;

• разработка долговечных материалов и технологий.

Полимерная лаборатория хорошо оснащена широким ассортиментом оборудования для переработки и изучений свойств полученных полимеров.

В этом году полимерный центр интегрирован с факультетом дизайна, а со следующего года (2012/2013 уч. года) будет объединен с архитектурным. Подобная интеграция позволяет студентам взглянуть на продукт их деятельности с двух сторон, с точки зрения эстетики - как он будет выглядеть, и свойств - насколько безопасен, прочен, экологичен и т.д.

В 20 милях на север от Лондона расположен Институт исследования резин, расматривающий все аспекты науки о резинах и технологии. Он основан в 1938 году, в штате находится 90 человек. Основное финансирование (75%) идет от Малайзии, а остальные 25% международное. Это позволяет развивать Малазийскую резиновую промышленность (производить трансфер технологий, обучение, обогащать рынок знаний, осуществлять техническую поддержку).

Самым старейшим вузом Великобритании является Оксфордский университет. Он входит в пятерку лучших в мире и имеет несколько равных себе по мощности, объему, качеству и влиянию на исследования в университете. В структуре университета находится 412 факультетов/центров/институтов, охватывающих большую часть гуманитарных, математических, естественных, физических, медицинских и социальных наук. Штат содержит 1632 персонала, включая лекторов и исследователей, 3507 исследовательских групп, 4637 аспирантов.

В Оксфордском университете обучаются по 4 направлениям:

1 - Гуманитарные науки: классические и современные языки, история, философия, теология, искусство, музыка.

2 - Математические, физические и естественные науки: химия, компьютерные науки, естественные науки, инженерные науки, материаловедение, математика, физика, биология, статистика, зоология.

3 - Медицина: биохимия, кардиомедицина, клинические лабораторные науки и др.

4 - Социальные науки: антропология, этнография, археология, правоведение и др.

Ученые и исследователи работают в различных департаментах и институтах.

Под крылом университета находится 44 колледжа. Первый колледж появился в 1249 году и представлял собой монастырь, где можно было помолиться, поесть, поспать и учиться. Когда количество колледжей переросло 15, они стали объединяться в университет, сохранив при этом самоуправление и финансирование. Некоторые колледжи очень богаты по сравнению с другими, поскольку раньше пастырям (ныне тьюторам) запрещалось жениться и их накопления оставались колледжам, которые со временем увеличились. Принадлежащие колледжам ныне земли, здания в ведущих, и не только, столицах мира сдаются и от они получают хорошую прибыль.

В Оксфордском университете очень насыщенная программа подготовки, чем в других университетах. Год обучения состоит из 3 семестров. Учиться можно в любом колледже, так как они не профилируются по направлениям. Колледж предоставляет тьютора (преподавателя по дисциплине), который также является наставником для студента и подсказывает какие дисциплины еще было бы хорошо изучить. В Оксфорде мало дисциплин, которые изучаются обязательно. Студент может не посещать лекции, но он должен иметь знания по этому предмету и сдать по нему экзамен.

Считается, что тех знаний, которые студент получает в бакалавриате при обучении в одном из колледжей Оксфорда достаточно для получения степени магистра. Поэтому по окончании бакалавриата студент может приехать через несколько семестров, заплатив за обучение в магистратуре, и сразу получить диплом магистра.

Основные исследования преподавателей и студентов связаны с:

- проблемами, встающие перед обществом от сохранения языка до новой вакцины, новые источники энергии для биоразнообразия;

- использованием новой техники исследования и современных технологий, для того чтобы разобраться с проблемами современного мира и лучше понять античный мир.

Исследовательская работа проводится на факультетах и в институтах.

Исследовательские группы, разделяющиеся по исследовательским проектам или объединяющиеся по междисциплинарной природе, состоят из:

- профессора и лектора (возглавляют группу),

- группа старшекурсников,

- группа молодых людей и докторантов,

- аспиранты,

- студенты последних курсов.

Следующий университет, который мы посетили, Лондонский университет Южного берега (современный технологический университет) имеет технологическую, прикладную направленность, состоящий из 4 факультетов (большой перечень дисциплин). Является средним университетом, поскольку количество студентов, обучающихся в его стенах, достигает 23,5 тыс.

25% своего времени студент изучает выбранную дисциплину, а 75% - проходит другие предметы. В процессе обучения вуз акцентирует внимание студента не только на важность профессиональных и экономических знаний, но и на личностные качества, которые вуз старается развивать. Большая студентов имеет частичную занятость, они являются работниками индустрии и их учебу оплачивает предприятие. Также они продолжают работать, получая зарплату. По окончании обучения студенты готовы или продолжают работать в индустрии или создают свои компании. Степени бакалавра, магистра полученные в стенах данного университета признаются во многих странах мира.

Литература

1. Кирсанов А.А., Кочнев А.М. Интегративные основы широкопрофильной подготовки специалистов в техническом вузе// Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 1999. - С.23.

2. Федоров И. Качество образования - категория фундаментальная// Высшее образование в России. - 2000. - №2. - С.3-7.

3. Алексеев О.В. Международные тенденции в инженерном образовании// Высшее образование в России. - 1993. -№2. - С.26-33.

4. Вульфсон Б.Л. Управление образованием на Западе: тенденция централизации и децентрализации// Педагогика. - 1997.-№2.-С.110-117.

5. Воскресенская Н.М. Великобритания: стратегические направления развития образования.// Педагогика. - 1996.-№4.-С.91-98.

6. Undergraduate prospectus, 2001 entry. University of North London. - Р.75.

7. Undergraduate prospectus, 1999 entry. University of North London. - Р.75.

8. Undergraduate prospectus, 2001 entry. University of York. - Р.75.

9. Undergraduate prospectus, 2000 entry. University of Plymouth. - Р.75.

10. Undergraduate prospectus, 2001 entry. University of Surrey. - Р.75.

11. Undergraduate prospectus, 2001 entry. Imperial College, University of London. - Р.75.

12. Undergraduate prospectus, 2001 entry. Imperial College, University of London. - Р.75.

13. Undergraduate prospectus, 2001 entry. University of Warwick. - Р.75.

14. Undergraduate prospectus, 2001 entry. Queen Mary, University of London. - Р.75.

15. Undergraduate prospectus, 2001 entry. University of Hertfordshire. - Р.75.

16. Undergraduate prospectus, 2001 entry. University of Southampton. - Р.75.

17. Бакирова И.Н. Стажировка в Великобритании. Часть 1. Организация обучения в университетах// Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т. 14, №4. - С. 245-250.

© Д. Д. Исхакова - канд. пед. наук, доц. каф. технологии синтетического каучука КНИТУ, dina-iskhakova@yandex.ru; Р. Р. Спиридонова - канд. хим. наук, за. лаб. той же кафедры; Д. И. Фазылова - канд. техн. наук, асс. той же кафедры; Г. Н. Нугуманова - канд. хим. наук, доц. той же кафедры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.