156
Высшее образование в России • № 3, 2010
песенный досуг тесно связан с инструментальным исполнительским искусством. С раннего детства происходит знакомство с музыкальными и природными шумовыми инструментами, основными жанрами славянской инструментальной музыки (различными видами наигрышей - пастушечь-им, песенным, плясовым).
Малые формы фольклора: припевки, загадки,поговорки,пословицы, заклички, считалки, магические приговоры, дразнилки, потешки, прибаутки и некоторые др. -имеют большое значение в музыкально-просветительской деятельности творчес-кихколлективов. Благодаря своей краткости, художественно-эмоциональной яркости, непреходящей актуальности и массовой известности эти жемчужины народной фантазии и аналитической мысли содержат в себе мощный интеллектуальный, творческий, коммуникативный потенциал.
Опираясь на научно-исследовательские труды известных русских и современных российских историков, искусствоведов, фольклористов (А.Н. Афанасьев, Ф.С. Ка-
пица, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Е.М. Мелетинский и др.), мы можем убедительно обосновать целесообразность изучения студентами вузов культуры и искусств и народных отделений вузов всех малых форм фольклора и их активного использования в музыкально-исполнительской деятельности, реализующей воспитательно-просветительский потенциал русской народной культуры.
Литература
1. См.: Тихонова Н.А. Лексика русской народ-
ной музыкальной культуры и её отражение в учебном лингвострановедческом словаре: Дисс. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2009.
2. См.: Седухин Б.В. Народная музыкальная
культура: состояние и тенденции развития: Дисс. канд. культурологии. М., 2004.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 1.
Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982.
4. Афанасьев А.Н. Боги суть предки наши.
М.: Рипол-классик, 2009.
ASKEROVM.S. SOME ASPECTS OF TRAINING STUDENTS WITH A SPECIALIZATION IN NATIONAL FOLK ARTS
The importance of educational background of specialist in the sphere of national music culture is substantiated. The basic principles of professional training of students which specialize in national folk arts are viewed.
Keywords: folk music culture, principles of professional training, integrative approach.
Г.Л. АБДУЛГАЛИМОВ, доцент Система ПОДГОТОВКИ
Московский государственный преподавателей
гуманитарный университет ^
им. М.А. Шолохова ИТ-ДИСЦИПЛИН
Предлагается концепция профессиональной подготовки преподавателей ИТ-дисциплин в магистратуре педвуза, позволяющая решить проблему дефицита ИТ-преподавателей, особенно в регионах.
Ключевые слова: ИТ-дисциплина, ИТ-преподаватель, методическая система профессиональной подготовки.
Современные темпы развития и внедре- стоянному изменению, устареванию и ус-
ния информационных технологий (ИТ), а ложнению содержания изучаемых ИТ-
также вариативность требований работода- дисциплин. При этом на первый план вы-
телей к ИТ-специалистам приводят к по- носятся вопросы профессиональной ком-
Редакционная почта
157
петентности ИТ-преподавателей. Актуализируются различные аспекты профессиональной подготовки учителей информатики для школ и преподавателей ИТ-дисциплин для учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования (НПО, СПО и ВПО).
Сегодня на рынке труда наблюдается дефицит ИТ-специалистов различного профиля, а также ИТ-преподавателей. Проблема нехватки компетентных ИТ-преподавателей остро стоит не только в больших городах. Кадровый дефицит в регионах усугубляется открывающимися повсеместно, чуть ли не в каждом населенном пункте, вузами. В небольшом городке, где раньше не было даже училища, в настоящее время функционирует какой-нибудь вуз или его филиал, и занят он, как правило, профессиональной подготовкой ИТ-специалистов, экономистов и юристов. Деятельности этих вузов «не мешает» отсутствие ни учебно-методического обеспечения, ни соответствующей квалификации педагогов, ни постоянных учебных помещений. Сложившиеся условия способствуют тому, что ИТ-преподавателями оказываются случайные лица, в результате подрастающее поколение (дети старшего подросткового возраста) оказываются «в руках» некомпетентныхпедагогов-наставников и педагогов-специалистов. Появилось поколение «педагогов», которые заходят на урок в джинсах, в футболке и с жевательной резинкой во рту; в состоянии алкогольного опьянения читают лекции, практикуют воспитательные беседы со студентами на улице с пивом в руке и с сигаретой в зубах и при первой возможности срывают занятия, причем разрабатывают план срыва занятия вместе со студентами. Речь идет об элементарном педагогическом этикете, о моральном облике и личности педагога.
Однако есть такие преподаватели, которые работают, не нарушая трудового распорядка и норм этикета, но на занятиях преподносят обучающимся слишком элементарные для изучаемой дисциплины зна-
ния. Другие, наоборот, говорят о слишком «высоких материях», малопонятных основному контингенту обучающихся и часто не имеющих отношения к изучаемой дисциплине. Тут речь идет об умении правильно разработать содержание обучения.
Очевидно, что корень всех перечисленных зол кроется в отсутствии психолого-педагогической подготовки части преподавателей. Им еще не довелось услышать о методах воспитания и организации учебного процесса, а также о теории и методике преподавания своей дисциплины.
Особенно остро проблема обеспечения квалифицированными ИТ-преподавателями стоит в учебных заведениях СПО, где работают выпускники различных вузов (втузов, педвузов, классических университетов, отраслевых вузов и т.д.). Как показывают результаты опросов, выпускники педвузов зачастую не обладают необходимыми предметно-профильными знаниями, а выпускники технических вузов, претендующие на вакансии ИТ-преподавателей, отличаются явно недостаточной психолого-педагогической подготовкой.
Конечно, естественное преодоление дефицита ИТ-преподавателей связано с открытием новых вузов или специальностей по их подготовке. Однако для многих регионов такое решение проблемы по многим причинам (экономическим, кадровыми др.) не представляется возможным. Так как основной научно-педагогический потенциал региона сосредоточен в крупных государственных вузах, единственным средством обеспечения учреждений СПО компетентными ИТ-преподавателями является ориентация региональных вузов на подготовку своих кадров.
На наш взгляд, наиболее благоприятные условия для выпуска ИТ-преподавателей сложились именно в педвузе благодаря 25-летней практике подготовки учителей информатики. Сегодня формируется целостный подход к организации систематической профессиональной подготовки в педвузе учителя, готового к преподаванию ИТ-дисциплин.
158
Высшее образование в России • № 3, 2010
Такая постановка проблемы приводит к необходимости перепроектирования методической системы профессиональной подготовки будущего учителя информатики в педвузе. Предполагается, что в условиях современного информационного общества и многоуровневого высшего образования подготовка преподавателя ИТ-дисциплин на уровне магистратуры педвуза будет рассматриваться как одна из приоритетных целей профессиональной подготовки в педвузе. Обучение в такой магистратуре могут проходить бакалавры информационных и компьютерных специальностей как педвуза, так и втуза.
Методическая система профессиональной подготовки ИТ-преподавателя включает следующие компоненты: целевой (иерархия целей: глобальная цель подготовки, цели этапов подготовки, цели учебных курсов и цели занятий), содержательный (представляется учебными курсами, курсами специализации и курсами по выбору), процессуальный (средства обучения, организационные формы, а также методы обучения, адекватные целям и средствам).
Достижение цели профессиональной подготовки ИТ-преподавателя включает следующие этапы:
1) общеподготовительный (1-4-й семестры). Для студентов он является адаптационным к вузовской среде и переходным к «взрослой жизни ». Посвящен введению в будущую профессию, формированию мотивации к учебе, а также повторению, систематизации, обобщению знаний, необходимых для изучения общепрофессиональных и профильных дисциплин;
2) профессионально ориентирующий (5-8-й семестры бакалавриата). Главная его цель - формирование готовности выпускника-бакалавра к профессиональной деятельности школьного учителя информатики базового или профильного уровня. На этом этапе заканчивается формирование готовности будущего учителя информатики кследующим видам учебно-воспитательной, социально-педагогической, культурно-просветительной, научно-методической и организационно-управленческой.
3) профессионально специализирующий (9-12-й семестры магистратуры). На этом этапе формируется готовность выпускника к преподаванию ИТ-дисциплин в учреждениях СПО.
Содержание обучения в магистратуре ориентировано на специализацию обучающихся по ИТ-направлениям: «Программирование», «Компьютерные сети», «Базы данных», «Компьютерная графика», «Архитектура компьютера» и др. - согласно образовательным стандартам ИТ-специальностей СПО. В содержание обучения обязательно включаются курсы по педагогике и психологии, теории и методике обучения ИТ-дисциплинам, а также по мастерству производственного обучения.
Предлагаемая концепция профессиональной подготовки ИТ-преподавателей в магистратуре педвуза позволяет эффективно решить проблему дефицита квалифицированных ИТ-преподавателей, особенно в регионах. Автор также уверен в необходимости закрепления официального статуса квалификации «Преподаватель ИТ-дисциплин » за магистрами специальности 030100.
ABDULGALIMOV G. IT -TEACHERS TRAINING SYSTEM
The conception oflT-teachers training system on the basis pedagogical institutions is offered. Keywords: IT-teachers training system, IT-discipline, IT-teacher.
g