Научная статья на тему 'Система подготовки кадров для сельского хозяйства'

Система подготовки кадров для сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
726
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / РАБОЧИЕ КАДРЫ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / AGRICULTURE / REGULAR LABOR FORCE / SYSTEM OF PERSONNEL TRAINING / PROFESSIONAL TRAINING / PERSONNEL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Продивлянова Алла Викторовна

Представлен анализ современной системы подготовки кадров в Саратовской области для сельского хозяйства. Определены основные направления формирования кадрового потенциала, ориентированного на высококвалифицированный труд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF TRAINING PERSONNEL FOR AGRICULTURE

An analysis of modern system of personnel training for agriculture in Saratov region has been carried out. The main directions of formation the personnel potential oriented towards highly-qualified labor are determined.-

Текст научной работы на тему «Система подготовки кадров для сельского хозяйства»

Система подготовки кадров для сельского хозяйства

А.В. Продивлянова, соискатель,

Саратовский ГАУ им. Н.И. Вавилова

Каждый этап развития страны требует определённого квалификационного уровня кадров, который в значительной степени поддерживается или нарушается системой подготовки. Повышение качественного уровня работника — это, прежде всего, средство формирования личности, объективная необходимость ускорения экономического развития.

В настоящее время в Саратовской области сформирована система непрерывного аграрного образования. Эта система включает одно высшее учебное заведение, восемь техникумов. Сельскохозяйственные учебные заведения ежегодно выпускают около четырёх тысяч специалистов с высшим и более трёх тысяч со средним специальным образованием.

Подготовку рабочих кадров для агропромышленного комплекса осуществляют 18 профессиональных училищ системы Министерства образования РФ и области. В целом подготовка квалифицированных рабочих массовых профессий находится в настоящее время в состоянии глубокого кризиса, так как снижается выпуск квалифицированных кадров.

Динамика приёма и выпуска специалистов сельскохозяйственного профиля свидетельствует о наличии дисбаланса структуры подготовки в системе профессионального образования и кадровой потребности АПК Саратовской области (рис. 1, 2). И хотя в последние годы снизился приём в учебные заведения, выпуск специалистов превышает потребности в 3—4 раза [1].

Анализ объёмов подготовки кадров за 2004— 2008 гг. выявил тенденцию сокращения подготовки рабочих кадров массовых профессий в сфере начального образования на 24,9% и увеличения выпуска специалистов со средним и высшим профессиональным образованием на 34,9%.

При этом объёмы подготовки рабочих кадров в учреждениях начального профессионального образования ежегодно отставали от потребности в них сельхозпредприятий области. Несмотря на то, что с течением времени разрыв между спросом и предложением сократился, сбалансированность не была достигнута (табл. 1).

Подготовка специалистов со средним и высшим профессиональным образованием, наоборот, значительно превышала потребности области, так как планировалось удовлетворить и потребности других областей.

4500 п

4000-

3500-

с; 3000-

т о 2500-

с; 2000-

1500-

1000-

500-

04-

1 Приём ® Выпуск

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Рис. 1 - Динамика приёма и выпуска ФГОУ ВПО СГАУ им. Н.И. Вавилова

4000 3500 3000

2008 г.

о 1500 1000 500 0

0 Приём ^ Выпуск

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Рис. 2 - Динамика приёма и выпуска в учреждениях среднего профессионального образования сельскохозяйственного профиля (2004-2008 гг.)

Новая функция содействия трудоустройству выпускников, выраженная в установлении и поддержании обратной связи с потенциальными работодателями сельского хозяйства, в настоящее время определена слабо.

В рамках целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2008—2012 гг.» молодые люди, направляющиеся работать в сельское хозяйство, могут получить «подъёмные» в размере 75 тыс. рублей. Кроме того, в течение года они должны получать ежемесячные доплаты в размере одного МРОТ [2]. Однако подавляющая часть специалистов, окончивших высшее специальное учебное заведение, не трудоустраивается в сельском хозяйстве, а трудоустраивается для деятельности не по полученным в вузе специальностям. Так, в 2009 г. в сельхозпредприятиях области трудоустроились лишь 3,1% выпускников высших специальных учебных заведений. Основными причинами сложившейся ситуации стали: ухудшение условий труда в сельскохозяйственном производстве, низкий уровень заработной платы, отсутствие каких-либо перспектив. Учитывая имеющийся рост текучести кадров, это привело к резкому снижению уровня обеспеченности

специалистами с высшим и средним образованием (табл. 2).

При такой ситуации предприятиям, стремящимся быть конкурентоспособными, приходится разрабатывать программы подготовки своих работников. Чаще всего эти программы рассчитаны на подготовку непосредственно на производстве. Однако именно тут возникают вопросы качества подготовки и её соответствия международным стандартам.

Качественный уровень работников многих сельскохозяйственных предприятий и организаций существенно уступает требованиям, предъявляемым на международном рынке труда.

По данным государственной статистики, на многих предприятиях оборудование устарело, ресурсы их часто выработаны на 60—95%. Технологический парк используемого оборудования в большинстве случаев характеризуется высокой степенью морального и физического износа. Более 66% опрошенных рабочих в целом по массиву (на отдельных предприятиях до 72% рабочих) использует устаревшее оборудование. В таких условиях трудно говорить о подготовке квалифицированной рабочей силы. Лишь 6% рабочих заявило о том, что их рабочие места оснащены современным оборудованием.

£ 2000

1. Прогноз потребности механизаторов со средним и начальным профессиональным образованием Саратовской области, чел.

Годы Потребность в механизаторах, всего тыс. чел. Прогноз штатной потребности в механизаторах со средним профессиональным образованием, тыс. чел. Прогноз штатной потребности в механизаторах с начальным профессиональным образованием, тыс. чел.

2007 18,6 3,3 15,3

2008 18,8 3,5 15,3

2009 19,0 3,8 15,2

2010 19,1 4,0 15,1

2011 19,3 4,2 15,1

2012 19,6 4,9 14,7

2. Прогноз потребности специалистов с высшим и средним специальным профессиональным образованием, чел.

1 й Н й а а § ^ Л «•> Е 1 и Й ^ х н У о § § А ю £, й & & їй Прогноз штатной потребности в главных инженерах с высшим образованием, чел. Прогноз штатной потребности в главных инженерах со средним специальным образованием, чел. Прогноз штатной потребности в старших инженерах и инженерах по эксплуатации МТП, чел. Прогноз штатной потребности в старших инженерах и инженерах по эксплуатации МТП с высшим образованием, чел. Прогноз штатной потребности в старших инженерах и инженерах по эксплуатации МТП со средним специальным сельскохозяйственным образованием, чел. Прогноз штатной потребности в инженерах с высшим профессиональным образованием, чел. Прогноз штатной потребности в инженерах со средним профессиональным образованием, чел.

2007 311 199 112 318 99 219 298 331

2008 317 217 100 401 128 273 345 373

2009 323 220 103 504 171 333 391 436

2010 333 233 100 634 228 406 461 506

2011 339 244 95 797 303 494 547 589

2012 348 261 87 1003 401 602 662 689

Сложившаяся сеть учебных заведений сельскохозяйственного профиля создавалась в прошлом столетии и была ориентирована на технологические процессы того времени. В современных условиях хозяйствования происходит постепенное технологическое перевооружение отрасли, соответствующее мировым тенденциям, которое требует новых подходов в формировании кадров.

В условиях инновационной деятельности актуальность качественного профессионального образования приобретает характер, соответствующий современным технико-технологическим процессам в сельскохозяйственном производстве.

Реконструкция и модернизация кадровой индустрии сельскохозяйственной отрасли требует программно-целевых решений по созданию организационно-управленческого механизма воспроизводства кадрового потенциала АПК в соответствии с быстро меняющимися потребностями рынка сельскохозяйственного труда области.

Однако необходимо отметить, что в настоящее время образовательные учреждения обеспечены бюджетным финансированием только на 40—50% от расчётной нормативной потребности. В профессиональном образовании (особенно в выс-

шем) это частично дополняется внебюджетными поступлениями от платных услуг, общеобразовательные же учебные заведения практически не имеют возможности привлечь дополнительные средства. Реальное недофинансирование образовательных учреждений составляет до 50—60%. Работодатели в России не заинтересованы в инвестировании в сферу профессионального образования наряду с государством.

Уровень затрат предприятий на организацию внутрифирменного обучения кадров в настоящее время составляет в годовом исчислении в среднем 0,2—0,5% от размера выплаченной заработной платы. Причём во многих случаях большая часть указанных средств практически направляется на оплату мероприятий, не имеющих отношения к указанной проблеме, в частности, на оплату зарубежных поездок руководства предприятий под видом стажировки и обучения.

Практика показывает, что затраты в размере 1,5% от выплаченной в течение года суммы заработной платы работников являются минимально необходимыми для простого воспроизводства профессионального потенциала предприятия. В то же время на успешно функционирующих

иностранных предприятиях подобные инвестиции в развитие персонала достигают уровня 3,5—5% и более. Особенно показателен опыт работы предприятий Германии, Франции и США. Однако и в этих странах имеются свои особенности.

Например, в США, в отличие от немецких и французских фирм, подготовка кадров не стала частью их конкурентной стратегии. Ежегодные затраты американского бизнеса на внутрифирменную подготовку кадров более чем в два раза уступают немецким фирмам, а в области подготовки рабочих кадров — более чем в 17 раз в расчёте на одного человека. В США государство не стимулирует усилия фирм по подготовке кадров. В то же время во Франции предприятия, проводящие профессиональную подготовку своих кадров, получают налоговые льготы.

Учитывая опыт экономически развитых стран, необходимо либо увеличить бюджетное финансирование до 60—70% от расчётной нормативной потребности, либо предоставить налоговые льготы предприятиям, проводящим профессиональную подготовку своих кадров.

Необходимо заметить, что далеко не многие сельскохозяйственные организации области имеют базу подготовки и повышения квалификации специалистов, владеют современными технологиями сельскохозяйственного производства и контроля качества работ, обеспечены квалифицированными инженерными и рабочими кадрами. В области таких учебных базовых хозяйств 18. Некоторые руководители готовы оплачивать обучение и переквалификацию необходимых специалистов. В этом случае предприятия начинают строго следить за тем, чтобы «вкладывать деньги» только в нужных специалистов.

Обучение работников на многих предприятиях ориентировано в основном на получение первичной квалификации, в виде упрощённых требований, на уровне «умеет — не умеет». В то же время практически отсутствуют программы, связанные с подготовкой работников высших квалификаций, реализацией проблем качества, продуктивности, повышения мотивации работников и др. Практически в организациях отсутствуют специалисты-организаторы производственного обучения, имеющие специальную подготовку. Тем не менее эта ситуация не снимает проблемы в будущем, и тот, кто уже сегодня пытается организовать непрерывную подготовку своих кадров, в ближайшее время может оказаться в выигрышном положении.

Формирование кадрового потенциала, ориентированного на высококвалифицированный труд, потребует изменения стратегии профессионального обучения работников. Новая стратегия в условиях рыночной экономики заключается в том, чтобы полученные работниками знания, умения и навыки отвечали не только требова-

ниям текущего производства, но и позволяли оперативно приспосабливаться к быстро меняющимся технологиям и условиям производства, уровень квалификации должен опережать сегодняшнюю сложность работ. Следовательно, речь идёт о создании такой профессиональноквалификационной структуры рабочих кадров, которая отвечала бы не только современному состоянию производства, но и перспективам его развития.

Другой вопрос системы подготовки кадров: перспективы различных профессий для сельского хозяйства. На 1 января 2009 г. на территории Российской Федерации действовало 59 высших учебных заведений, 285 колледжей и техникумов, 76 учреждений дополнительного профессионального аграрного образования. Как известно, государственные вузы размещены крайне неравномерно: 48% — в Центральном и Приволжском округах. Большинство вузов ориентировано на спрос со стороны абитуриентов и родителей, а не на потребность в кадрах со стороны экономики. В итоге имеют место значительные диспропорции между потребностями рынка труда и количеством и качеством подготавливаемых специалистов с высшим, средним специальным и начальным образованием.

Проведённый нами анализ позволяет сделать вывод о том, что основные проблемы профессионального образования заключаются в следующем:

— в недостаточной связи системы профессионального образования с рынком труда;

— низком проценте трудоустройства выпускников по профилю подготовки;

— низкой результативности подготовки молодых специалистов для сельской местности из-за нежелания ехать на работу в село;

— старении учебно-лабораторной и материально-технической базы учреждений начального и среднего профессионального образования;

— недостаточном взаимодействии учебных заведений профессионального образования между собой как по вертикали, так и по горизонтали.

К настоящему времени, несмотря на предпринимаемые определённые усилия в деле подготовки специалистов с высшим, средним специальным и начальным образованием, отрасль не достигла достаточного по численности и по качеству подготовки уровня, обеспечения квалифицированными кадрами для широкомасштабного осуществления инновационной деятельности.

Литература

1. Статистический ежегодник Саратовской области. 2008 год: статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области. Саратов, 2007. 330 с.

2. Научное обеспечение региональной программы развития сельского хозяйства, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг. в Поволжье: тезисы международной научнопрактической конференции 23—24 июля 2008 г., г. Саратов. Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. С. 451.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.