Научная статья на тему 'Система подготовки групп самозащиты местной ПВО в годы Великой Отечественной войны'

Система подготовки групп самозащиты местной ПВО в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
737
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гусев А. В.

Статья посвящена вопросам обучения личного состава групп самозащиты местной противовоздушной обороны предприятий, организаций и жилых домов правилам действий при подготовке к воздушному нападению в ходе воздушных налетов авиации противника, а также при ликвидации последствий авиационных ударов. На основе различных источников показаны основные методические и практические приемы обучения населения способам защиты и порядку действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гусев А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING SYSTEM OF SELF-DEFENCE GROUPS OF LOCAL ANTI-AIRCRAFT DEFENCE IN THE YEARS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article is devoted to the questions of training the personnel of self-protection groups of local anti-aircraft defence at works, organizations and dwellings for rules of actions in preparing for air attacks during enemy s air raids and also for eliminating air attacks aftermath. Basic methodological and practical ways of training population for methods of protection and order of actions are shown on basis of different sources.

Текст научной работы на тему «Система подготовки групп самозащиты местной ПВО в годы Великой Отечественной войны»

УДК 355.58

A.B. Гусев*

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ГРУПП САМОЗАЩИТЫ МЕСТНОЙ ПВО В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Статья посвящена вопросам обучения личного состава групп самозащиты местной противовоздушной обороны предприятий, организаций и жилых домов правилам действий при подготовке к воздушному нападению в ходе воздушных налетов авиации противника, а также при ликвидации последствий авиационных ударов. На основе различных источников показаны основные методические и практические приемы обучения населения способам защиты и порядку действий.

Ключевые слова: обучение, группа самозащиты, местная противовоздушная оборона, воздушное нападение, ликвидация последствий, защита населения.

Победа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. — это победа в самой тяжелой и кровопролитной из войн, которые когда-либо происходили на нашей земле. Ее ковала вся страна — от мала до велика: на фронте — бойцы и командиры армии и флота, в тылу — рабочие, крестьяне, интеллигенция. Страна являла собой единый гигантский боевой лагерь. Значительный вклад в дело победы над врагом внесли силы местной противовоздушной обороны (МПВО) страны — предшественницы гражданской обороны СССР. Обеспечивая защиту населения городов, объектов экономики от нападения немецко-фашистской авиации, местная противовоздушная оборона спасла сотни тысяч граждан, тысячи предприятий промышленности, транспорта, энергетики, коммунального хозяйства. Достаточно сказать, что личный состав МПВО за годы войны обеспечил укрытие в защитных сооружениях различного типа около 25,5 млн человек, ликвидировал свыше 90 тыс. пожаров и загораний, предотвратил 32 тыс. аварий на объектах народного хозяйства, обезвредил более 430 тыс. фугасных и зажигательных авиабомб, около 2,5 млн снарядов и мин, восстановил 15 тыс. разрушенных жилых и общественных зданий и т. д. [1, с. 253].

Такое стало возможным только благодаря четко налаженной системе обучения личного состава групп самозащиты МПВО и населения страны правилам противовоздушной и противохимической обороны (ПВХО), которая сложилась в Советском Союзе еще в довоенные годы. Группы самозащиты предприятий и жилых домов в довоенное время проходили обязательное обучение по вопросам ПВХО. Личный состав групп под руководством подготовленных инструкторов осваивал минимум знаний и навыков, необходимых для действий при отражении налетов авиации противника, привлекался к тренировочным занятиям и учениям, сдавал нормы ПВХО. В мероприятиях оперативной подготовки штабов МПВО принимали участие и граждане, не входившие в состав спасательных формирований.

* © Гусев А.В., 2011

Гусев Александр Викторович ([email protected]), кафедра защиты в чрезвычайных ситуациях Костромского государственного технологического университета, 156005, Российская Федерация, г. Кострома, ул. Дзержинского, 17.

Массовая подготовка населения к ПВХО осуществлялась во всех регионах СССР. Так, например, в Севастополе не реже чем раз в две недели проводились городские и районные учебные воздушные тревоги. 24 марта 1941 г. Саратовский облсовет Осоавиахима принял решение о проведении в течение года учений по ПВХО в городах области — Саратове, Вольске, Балашове, Пугачеве, Аткарске, Петровске и Ртищеве, а 31 марта издал директиву о проведении в апреле—мае учений по противодействию воздушным десантам противника [2, с. 19]. Учения состоялись 24—25 мая 1941 г., прошли организованно и достигли поставленных целей. С большой пользой проведены и городские военно-химические учения в Вольске 26 и 27 мая 1941 г. В постановлении бюро ГК ВКП(б) отмечалось, что учения показали высокую готовность населения города к ПВХО. На предприятиях и в учреждениях города разрабатывались планы обороны объектов, создавались группы самозащиты. Осоавиахимовцы города провели борьбу с «высаженным» десантом противника, в котором приняло участие около 800 человек. Практически действовали пожарные, аварийно-восстановительные и другие команды. Всего в этих двух учениях участвовало до 10 тыс. человек [2, с. 30]. По их результатам уточнялись планы обороны объектов, укомплектовывались команды МПВО и осуществлялись другие необходимые мероприятия. В Туле с 22 по 25 мая 1941 г. прошли учения по светомаскировке, а 1 и 2 июня — учения МПВО и отрядов Осоавиахима. В ходе них отрабатывались практические действия при объявлении сигналов воздушной и химической тревоги, ликвидации последствий ударов противника, по оказанию помощи пострадавшим. Подготовка учений освещалась на страницах областной газеты «Коммунар», а результаты были обсуждены на совещании руководящего состава МПВО города, после чего были приняты меры по устранению выявленных недостатков [3].

Первый же день войны показал, какое важное значение имела заблаговременная подготовка населения к ПВХО. Например, в ночь на 22 июня 1941 г. штаб МПВО Севастополя получил сообщение о приближении к городу неприятельских самолетов. В течение трех минут весь город погрузился в темноту. Врагу удалось сбросить на город всего две бомбы, да и те попали в объекты, не имеющие оборонного значения [4].

Важную роль в мобилизации МПВО на успешное решение задач, возникших в связи с нападением фашистской Германии на Советский Союз, сыграло постановление СНК СССР от 2 июля 1941 г. «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне». По этому постановлению все граждане должны были овладевать правилами ПВХО, учиться ликвидировать последствия налетов фашистской авиации, уметь оказывать первую помощь пострадавшим. Кроме того, все мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины от 18 до 50 лет в обязательном порядке привлекались к участию в группах самозащиты МПВО.

3 июля 1941 г. И.В. Сталин выступил с программной речью о борьбе советского народа против немецко-фашистских захватчиков, где, в частности, указал на необходимость «наладить местную противовоздушную оборону». В тот же день газета «Правда» опубликовала передовую статью «Каждое предприятие, каждый дом — крепость обороны», в которой призывала каждого взрослого человека участвовать в обороне страны, защищать предприятия, учреждения, дома с такой отвагой, как сражаются наши бойцы на фронте [5].

Большая организаторская работа по выполнению постановления СНК СССР от 2 июля 1941 г. была проведена ГУ МПВО. 3 июля 1941 г. оно утвердило «Положение о группах самозащиты жилых домов, учреждений и предприятий», в котором были дополнены и уточнены задачи групп, их состав, порядок обучения, комплектования и оснащения. Кроме того, в рекомендациях ГУ МПВО от 4 июля 1941 г. разъяснялся порядок обучения населения. Непосредственное руководство обу-

Система подготовки групп самозащиты местной ПВО в годы Великой Отечественной войны

чением населения должно было осуществляться исполкомами городских и районных Советов депутатов трудящихся, а проводить его должны были организации Осоавиа-хима и Красного Креста. Одновременно СНК РСФСР, ЦС Осоавиахима, ГУ МПВО НКВД в своих директивах наметили меры по выполнению постановления правительства, устанавливали сроки подготовки населения и групп самозащиты, разрабатывали программы обучения. В частности, 2 июля 1941 г. СНК РСФСР принял постановление № 502 «О порядке подготовки населения к ПВХО и порядке организации групп самозащиты на территории РСФСР».

Пропаганда средств и способов защиты среди населения была поручена агитационно-пропагандистским кадрам, особенно активу формирований, командному и политическому составу штабов и частей МПВО, работникам Осоавиахима, Красного Креста. Пропагандисты были объединены в агитколлективы, агитбригады, пропагандистские группы и прикреплены к предприятиям, учреждениям и домоуправлениям. Только в Москве было выпущено 100 тыс. плакатов по МПВО, листовок с правилами поведения при сигналах воздушной и химической тревоги. Массовыми тиражами печатались брошюры по вопросам МПВО. Систематически проводились беседы, читались лекции и доклады. За годы войны пропагандисты и агитаторы штабов МПВО, общественных и научных организаций провели свыше 272 тыс. лекций, докладов, бесед, которые прослушало 6 млн человек. Около 2 тыс. бесед было передано по радио. В кинотеатрах, клубах и домах культуры демонстрировались 46 учебных кинофильмов по тематике МПВО (всего дано 106 875 киносеансов). На предприятиях и в учреждениях было оформлено 2094 выставки, которые посетило 1150 тыс. человек [6].

Постановление «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне» положило начало всеобщей обязательной подготовке населения к ПВХО, явилось практическим осуществлением программы военного времени, разработанной ЦК КПСС и советским правительством в первые месяцы войны. Масштаб предстоящей работы был велик. Так, например, только в Поволжье предстояло обучить несколько миллионов человек. Обучению по нормам комплекса ПВХО подлежали: в ТАССР — 1 445 092, в Куйбышевской области — 1 200 000, в Саратовской области — 880 568, в Пензенской области — 1 256 080, в Сталинградской области — 1 295 580 человек [2, с. 23]. В Тульской области принимались экстренные меры по подготовке населения к ПВХО. В своей книге «Рабочая Тула сражается (Записки бывшего секретаря райкома партии)» бывший первый секретарь Центрального района города Тулы А.Н. Малыгин пишет: «В районе широко развернулось обучение населения в группах самозащиты предприятий и домоуправлений. Было организовано более 200 групп самозащиты и противопожарных звеньев. Занятия в них проводились по 13-часовой программе. Организовывались беседы и доклады о борьбе с зажигательными бомбами, с пожарами, о противохимической защите» [7, с. 41].

ГУ МПВО НКВД определило порядок обучения населения по нормам ПВХО, который предусматривал изучение 7 тем за 13 часов учебного времени. Занятия должны были проводиться как инструктивно-практические и в следующей последовательности.

Тема 1. «Правила поведения по сигналам ПВО» — 2 часа.

Тема 2. «Защита от фугасных бомб» — 3 часа. Инструктор проводит показное занятие по отрывке щели на 50 человек. На занятии тщательно отрабатывается выбор места, разбивка, трассировка и отрывка щели полной профили на отрезке в пять метров. Двадцать метров щели учащиеся в тот же день отрывают самостоятельно. Сведения о характере действия фугасных и осколочных авиабомб и средствах защиты от них даются во время отрытия щели. После окончания отрывки и оборудования щели обучающие должны изучить порядок заполнения щели и правила поведения в ней.

Тема 3. «Подготовка дома (предприятия, учреждения и т. п.) к защите от зажигательных авиабомб и пожаров от них» — 2 часа. Инструктор проводит практическое занятие по очистке чердака, лестничных клеток, коридоров и дворов, распределение подручныж средств тушения зажигательных бомб (песок, ящики и другая тара с песком, клещи, совки, скребки, ведра, защитные деревянные щиты, вода в бочках, ваннах, корытах, гидропульты, пожарные краны). Далее инструктор переходит к обучению тушению пожаров с помощью воды и огнетушителей. Занятие проводится на чердаке и в лестничных клетках. После показного занятия инструктор поручает провести тушение пожаров самостоятельно.

Тема 4. «Тушение зажигательныгх авиабомб и пожаров» — 3 часа. Обучающиеся должны овладеть навыжами по тушению зажигательных бомб и начинающихся пожаров. Имитируя падение зажигательных авиабомб, пользуясь деревянныши защитными щитами, инструктор показывает, как выбрасывать бомбу из помещения, засыпать бомбу песком, вытаскивать ее на песочную подушку, пользоваться ящиками и ведрами с песком, клещами, лопатами, совками, как топить бомбу в бочке с водой, как работать с огнетушителем, пожарным краном и подавать воду цепочкой.

Тема 5. «Противохимическая оборона» — 2 часа. На практическом занятии слушатели должны научиться приемам пользования противогазом (получение противогаза, его подгонка, сборка, надевание и снимание, складывание, носка и хранение, пользование неисправным противогазом, надевание противогаза на пострадавшего). Обучающиеся должны также пройти самостоятельную тренировку пребывания в противогазе.

Тема 6. «Использование подручных средств для прохода через участок, зараженный стойкими отравляющими веществами» — 1 час. Инструктор показытает, как пользоваться подручными средствами для прохода через участок заражения, разъясняет правила поведения при этом.

Тема 7. «Оказание доврачебной помощи пострадавшим» — 2 часа. Слушатели должны овладеть приемами работы с перевязочным и противохимическим пакетом, научиться останавливать кровотечение, переносить пострадавших, помогать газоотрав-ленным, обожженным [8].

Одной из форм массовой подготовки объектов и жилых домов к ПВХО в годы войны быши учения по МПВО. Они проводились после окончательного усвоения вопросов боевой подготовки личныш составом групп самозащиты МПВО. Задачи учений быши следующие: тренировка групп, показ работы формирований отдельный: цехов, групп самозащиты жилых домов, всего объекта или населенного пункта по МПВО и, наконец, проверка готовности формирований, объектов и населенных пунктов к ПВХО. Исходя из этого различали три вида учений: показное, тренировочное и проверочное [9].

Опыт подготовки и деятельности МПВО в годы Великой Отечественной войны не утратил своего значения и доныне. Война подтвердила правильность проводившегося государством курса на заблаговременное осуществление мероприятий по защите населения, обеспечению устойчивости функционирования предприятий в экстремальных ситуациях, созданию и подготовке сил и средств для успешных действий в очагах поражения. Она убедительно показала, что защита населения и объектов экономики и территорий — это важнейшая функция государства, дело всего народа.

Библиографический список

1. Советская военная энциклопедия. М.: Воениздат, 1978. 254 с.

2. Ченакал Д.Д. Военное небо Поволжья // ПВО Поволжья в годы Великой Отечественной войны. Саратов: Изд-во СГУ, 1986. 184 с.

Система подготовки групп самозащиты местной ПВО в годы Великой Отечественной войны

3. Кулибаба В. Это было в Севастополе // За оборону. 1943. № 1.

4. Малыгин А.Н. Рабочая Тула сражается // Записки бывшего секретаря райкома партии. Москва: Политиздат, 1974. 230 с.

5. Кобелев П.П. Новый порядок обучения населения по нормам ПВХО // На страже. 1941. 3 июля.

6. Волков С. Формы и задачи учения по МПВО // За оборону. 1943. № 13.

A.V. Gusev*

TRAINING SYSTEM OF SELF-DEFENCE GROUPS OF LOCAL ANTI-AIRCRAFT DEFENCE IN THE YEARS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article is devoted to the questions of training the personnel of self-protection groups of local anti-aircraft defence at works, organizations and dwellings for rules of actions in preparing for air attacks during enemy's air raids and also for eliminating air attacks aftermath. Basic methodological and practical ways of training population for methods of protection and order of actions are shown on basis of different sources.

Key words: training, self-protection groups, local anti-aircraft defence, air attack, eliminating the aftermath, civil defence.

* Gusev Alexander Viktorovich ([email protected]), the Dept. of Protection in Emergencies, Kostroma State Technological University, Kostroma, 156005, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.