УДК 94(47).084.8:355.58
А. В. Гусев*
Местная противовоздушная оборона прифронтовых городов в годы войны, и ее роль в защите населения и объектов от воздушного нападения
В статье характеризуются мероприятия, проводимые силами и средствами местной противовоздушной обороны СССР по защите населения и объектов прифронтовых городов от воздушного нападения авиации противника в годы Великой Отечественной войны. Раскрывается характер деятельности местных органов власти, штабов МПВО, групп самозащиты объектов экономики и жилого сектора в ходе подготовки и ликвидации последствий воздушных налетов авиации противника.
The article deals with viewing the question about measures of the USSR local air defence taking on protecting people and objects in forward-area cities from enemy's air attacks. Local authorities, local air defence staff, self-protection groups and their activity in preparing industrial objects and dwellings for enemy's air attacks and eliminating their aftermath are objected in the article.
Ключевые слова: воздушное нападение, местная противовоздушная оборона, защита населения, группа самозащиты, убежище, штаб.
Key words: air-attacks, local air defence, civil protection, self-protection groups, dugout, staff.
Великая Отечественная война стала суровым испытанием для штабов и формирований местной противовоздушной обороны СССР. В планах гитлеровского командования одной из главных задач военно-воздушных сил Германии являлось нарушение работы нашей промышленности, транспорта и связи, уничтожение советских людей, подавление их воли к сопротивлению. Массированными ударами авиации по крупнейшим административно-политическим и промышленным центрам, в том числе по Москве и Ленинграду, железнодорожным узлам, аэродромам и другим важным в оборонном и экономическом отношении объектам, фашисты рассчитывали дез -организовать наш тыл. Немецкая авиация в 3,2 раза превосходила авиацию Красной армии по боевым самолетам новых типов [16, с. 252].
* Гусев Александр Викторович, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Защита в чрезвычайных ситуациях», Костромской государственный технологический университет.
Вероломное нападение фашистской авиации не застало мест -ную противовоздушную оборону (МПВО) врасплох. Формирования МПВО городов Белоруссии, Украины, Молдавии и Прибалтийских республик в считанные часы были приведены в боевую готовность. Так, по приказу штаба Краснознаменного Балтийского флота г. Таллинн был затемнен в 00 ч 05 мин 22 июня [1, с. 14]. В Киеве и Ленинграде МПВО находилась в боевой готовности к 6 ч 30 мин первого дня войны [2, с. 16]. В постановлении Запорожского обкома КП(б)У от 22 июня 1941 г. указывалось, что «развертывание МПВО г. Запорожья проходит нормально» [7, с. 26].
Своевременно были подготовлены формирования местной ПВО Севастополя, Одессы, Житомира, Каунаса, Вильнюса, Новороссийска, Архангельска, Мурманска и других городов. В частности, для формирований МПВО Севастополя первый день войны стал серьезным испытанием. В ночь на 22 июня штаб МПВО получил сообщение о приближении к городу неприятельских самолетов. В течение трех минут весь город погрузился в темноту. Врагу удалось сбросить на город всего две бомбы, да и те попали на объекты, не имевшие оборонного значения. На результатах такой эффективной деятельности сказалось то, что организация МПВО в Севастополе была поставлена очень серьезно еще задолго до войны. Не реже чем раз в две недели в городе проводились учебные воздушные тревоги. Всюду - в жилых домах и на предприятиях - были созданы группы самозащиты.
В первой половине дня 22 июня 1941 г. на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) был принят текст обращения к советскому народу. В нем говорилось: «Это неслыханное нападение на нашу страну является беспримерным в истории цивилизованных народов веролом -ством... Вся ответственность за это разбойничье нападение на Советский Союз целиком и полностью падает на германских фашистских правителей». В обращении была выражена непоколебимая уверенность в том, что Красная армия и флот с честью выполнят свой долг перед Родиной. Обращение заканчивалось словами: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами» [15]. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «Об объявлении в отдельных местностях СССР военного положения» военное положение было объявлено в Архангельской, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Калининской, Курской, Рязанской, Смоленской, Тульской и Ярославской областях, Краснодарском крае, Белорусской ССР, Карело-Финской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР, Молдавской ССР, Украинской ССР, Эстонской ССР, в Крыму и в городах Москва и Ленинград [8, с. 146].
К 18 ч 22 июня все штабы МПВО городов получили указания о введении «Угрожаемого положения», светомаскировки и о переводе участковых команд МПВО на казарменное положение. В целом действия штабов и служб проходили организованно. К наступлению ночи все основные мероприятия по светомаскировке, организации наблюдения за территорией городов и объектов, по приведению в полную боевую готовность командных пунктов были закончены. Местные органы власти приступили к организации формирований МПВО в городах, где до войны развертывание МПВО в полном объеме не предусматривалось. Например, 25 июня 1941 г. исполком Сталинградского областного Совета депутатов трудящихся образо -вал областной штаб МПВО, а с июля штабы МПВО были созданы во всех городских районах и городах области [6, с. 85]. Первые дни войны показали, что напряженная подготовительная работа к защите городов от нападения с воздуха дала положительные результа -ты. МПВО выдержала первый боевой экзамен, стойко встретила бомбовые удары врага. Однако в ее организации и боевой деятельности выявились и некоторые недостатки: не везде был детально разработан порядок предупреждения населения об опасности нападения с воздуха; иногда сигнал «Воздушная тревога» подавался даже при появлении фашистских самолетов-разведчиков, что случалось по нескольку раз на день, и это сказывалось на работе предприятий, которая без необходимости прерывалась; в некоторых городах не хватало убежищ, приходилось срочно строить укрытия простейшего типа; сказывалось отсутствие опыта в ведении ава-рийно-спасательных работ; низкой была оперативность оказания медицинской помощи пострадавшим из-за отсутствия в штабах МПВО подвижных подразделений разведки, в результате чего мед -ленно проводился розыск раненых, следовательно, запаздывала и медицинская помощь [9, с. 65].
Возникали сложности в борьбе с зажигательными бомбами. До войны формирования МПВО городов готовились к тушению крупно -калиберных термитных бомб, которые ожидались в таком же количестве, как и фугасные. Немцы же применяли главным образом небольшие 400 и 900-граммовые электронно-термитные бомбы. Тушить их научились быстро, однако первоначально пожары от таких бомб принесли немалый ущерб, в частности, в Минске, Смоленске, Мурманске. Потери среди населения, не занятого на производстве, происходили главным образом в результате нарушения правил защиты. В начале войны особенно страдали дети. Оставаясь дома без присмотра, они не уходили по сигналу тревоги в убежище и поэтому иногда погибали от осколков авиабомб или в за -
валах разрушенных зданий. Сложившееся положение требовало срочно принять меры к снижению потерь среди населения, улучшению деятельности МПВО.
Важную роль в мобилизации МПВО на успешное решение задач сыграло постановление СНК СССР от 2 июля 1941 г. «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне». Согласно постановлению все советские люди должны были овладевать правилами противовоздушной и противохимической обороны (ПВХО), учиться устранять последствия налетов фашистской авиации, уметь оказывать первую помощь пострадавшим. Все мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины от 18 до 50 лет в обязательном порядке привлекались к участию в группах самозащиты МПВО на предприятиях, в учреждениях и жилых домах. Подготовка населения к ПВХО возлагалась на Осоавиахим, руководство по обучению групп самозащиты - на Главное управление МПВО НКВД СССР [11, с. 50].
В городах-пунктах ПВО эту работу организовывали штабы МПВО. Постановление положило начало всеобщей обязательной подготовке населения к ПВХО. Масштаб предстоящей работы был велик. Так, например, только в Поволжье предстояло обучить несколько миллионов человек, подготовить сотни бойцов формирований МПВО. Обучению по нормам комплекса ПВХО подлежали: в ТАССР - 1 445 092, в Куйбышевской области - 1 200 000, в Саратовской области - 880 568, в Пензенской области - 1 256 080, в Сталинградской области - 1 295 580 человек [18, с. 23]. В Тульской области принимались экстренные меры по подготовке населения к ПВХО. В своей книге «Рабочая Тула сражается. (Записки бывшего секретаря райкома партии)» бывший первый секретарь Центрального района города Тулы А.Н. Малыгин писал: «В соответствии с этим постановлением в районе было организовано более 200 групп самозащиты и противопожарных звеньев. Занятия в них проводились по 12-часовой программе. Систематически организовывались беседы и доклады о борьбе с зажигательными бомбами, с пожарами, о противохимической защите» [12, с. 41].
В прифронтовых городах широко развернулось строительство убежищ и укрытий. Формирования МПВО, самоотверженно ликвидируя последствия вражеских налетов, активно участвовали в строительстве укрытий для населения. В результате только в первые месяцы войны к ранее имевшимся прибавилось несколько сот тысяч бомбо- и газоубежищ, щелей и землянок вместимостью до 20 млн человек [3, с. 12]. Под убежища приспосабливались подвалы и другие пригодные для укрытия людей сооружения. К ноябрю
1941 г. проблема укрытия населения в значительной мере была решена. И, безусловно, это во много раз снизило потери.
Многие бойцы МПВО плечом к плечу с воинами Вооруженных сил сражались против фашистских захватчиков. Так, в августе
1941 г. формирования МПВО Запорожья совместно с личным составом 157-го стрелкового полка укрепляли передний край обороны, снабжали фронтовые части боеприпасами, вели разведку боевых позиций противника. Сандружинницы вынесли с поля боя сотни раненых [4, с. 12]. На базе формирований МПВО создавались и успешно действовали партизанские отряды. Таким, например, являлся отряд «Ястребок», состоявший из бойцов МПВО Новороссийска. Командовал им начальник штаба МПВО города Б. Василенко [5, с. 9]. Выполняя задачи по укреплению ближайших подступов к столице, 3-й инженерно-противохимический полк МПВО Москвы в короткий срок установил 20 756 противотанковых и 5 236 противопехотных мин, а также множество всевозможных заграждений.
Меры, принятые руководством СССР по усилению МПВО в первые месяцы войны, оказались своевременными и необходимыми. Особенно это сказалось в период обороны Москвы и Ленинграда. Всего на Москву противнику удалось совершить 141 воздушный налет и сбросить более 1 600 фугасных авиационных бомб и 100 тыс. зажигательных бомб [13, с. 237]. Действуя смело и решительно, бойцы МПВО внесли свой вклад в дело спасения Москвы от разрушения и пожаров. В системе МПВО Ленинграда имелось около 300 тыс. бойцов и командиров, объединенных в различные формирования и находившихся в постоянной готовности.
Необычайной стойкости севастопольцев, выдержавших многомесячную осаду, немало способствовала правильно организованная МПВО города. С первых дней войны город начал практически зарываться в землю. Трудящиеся Севастополя под руководством штаба МПВО вырыли штольни на глубине от 5 до 10 м в горах и на улицах. В некоторых из штолен размещалось до 50, в других до 5 000 чел. В них были проведены свет, вода, оборудована система вентиляции. Под землей были расположены и предприятия, снабжавшие армию и население продовольствием и вооружением. Под землей ремонтировалась военная техника, работали кинотеатры, школы.
В усилении МПВО страны огромную роль сыграли городские комитеты обороны, созданные в крупных городах прифронтовых районов страны на основании постановления Государственного Ко -митета Обороны СССР от 22 октября 1941 г. «О городских комитетах обороны». Комитеты объединили под своим руководством всю гражданскую и военную власть. На граждан и учреждения возлага-
лась обязанность беспрекословно выполнять постановления этих чрезвычайных партийно-государственных и военно-хозяйственных органов. Всего с октября 1941 г. до середины 1943 г. в стране действовало более 60 городских комитетов обороны. Комитеты уделяли много внимания подготовке формирований МПВО, строительству убежищ и другим защитным мероприятиям МПВО. В качестве примера можно привести работу комитета обороны Сталинграда (председатель А.С. Чуприянов), созданного 23 октября 1941 г. Комитет неоднократно заслушивал директоров предприятий и начальников МПВО районов о состоянии дел и непосредственно руководил ликвидацией последствий бомбардировок, оказанием помощи пострадавшим. Сталинградский ГКО 4 ноября 1941 г. обсуждал вопрос «Об усилении МПВО г. Сталинграда», а 19 декабря рассмотрел вопрос об обеспеченности населения города средствами защиты (убежищами, укрытиями). В принятом им постановлении была намечена большая программа работ по оборудованию и строительству укры -тий для населения. В кратчайшие сроки требовалось закончить постройку укрытий на рынках, площадях, скверах, трамвайных остановках и т. п. В 1941-1942 гг. вопросы МПВО неоднократно решались городскими комитетами обороны Астрахани, Архангельска, Вологды, Воронежа, Мурманска, Мурома, Севастополя, Новороссийска, Тамбова и многих других городов [17. Оп. 88. Д. 507. Л. 27].
Из 122 городов-пунктов ПВО Союза ССР в 1941-1942 гг. 93 было захвачено противником. По мере продвижения фронта в глубь территории страны в целях сокращения потерь среди гражданского населения, а также сохранения промышленных предприятий и жилого фонда в новых прифронтовых районах создавалась и укреплялась система местной ПВО. Зона угрожаемого положения определялась с учетом расстояния от линии фронта. К концу первого периода войны мероприятия МПВО проводились уже в 223 городах, переведенных в разряд городов-пунктов ПВО. В новых прифронтовых районах страны в формированиях МПВО происходила замена мужчин женщинами. Из системы МПВО в марте - апреле
1942 г. отзывались военнообязанные мужчины до 45 лет, а их места занимали женщины в возрасте от 18 до 35 лет. Так, в МПВО столицы взамен убывших на фронт 12 тыс. мужчин прибыли девушки-добровольцы. В Ленинградскую организацию МПВО влилось 16,5 тыс. женщин, в систему МПВО Сталинграда - 7 тыс. женщин. Женщины овладевали трудными профессиями, обучаясь пожарному, подрывному, саперному и другому делу. К весне 1942 г. в частях и формированиях МПВО находилось более 6 млн бойцов и командиров. Кроме того, к концу года было подготовлено по нормам
ПВХО 53 млн рабочих и служащих предприятий и учреждений, учащихся старших классов и студентов [14, с. 8].
Вновь сформированные по месту жительства группы самозащи -ты поддерживали порядок и организованность во время воздушной тревоги, осуществляли контроль за выполнением гражданами установленных правил поведения и обязанностей по МПВО, обеспечивали своевременное укрытие населения в убежищах, контролировали состояние светомаскировки. Группы самозащиты тушили зажигательные бомбы, оказывали первую медицинскую помощь раненым в очагах поражения и выполняли работы по ликвидации последствий нападения с воздуха. Всего по стране было создано около 80 тыс. групп самозащиты с общим количеством личного состава более 5 млн человек. Начальники групп самозащиты и командиры звеньев проходили обучение в районных школах МПВО по 35-часовой программе. Рядовой состав обучали командиры звеньев и начальники групп самозащиты по 25-часовой программе.
На промышленных предприятиях комплектовались объектовые формирования и аварийно-восстановительные отряды численностью от 150 до 500 чел. каждый. Таких формирований по стране насчитывалось около шести тысяч, общей численностью до 1 млн бойцов [10, с. 35]. Весь личный состав объектовых формирований работал на предприятиях, а после работы находился на казарменном положении, нес дежурство на крышах домов, тушил пожары, спасал раненых и ликвидировал аварии. Для более оперативного решения вопросов защиты рабочих и служащих на промышленных предприятиях в штабах городов была введена должность заместителя начальника штаба по руководству проведением мероприятий МПВО на объектах.
Участковые команды, объектовые формирования и группы самозащиты в основном успешно выполняли свои боевые задачи. Однако с большими очагами поражения им было очень трудно справляться. Для этого требовалась более мобильная, достаточно оснащенная техническими средствами организация. По решению ГКО в июле - августе 1942 г. в 49 городах-пунктах ПВО на базе участковых команд по структуре частей Красной армии было создано 132 отдельных городских батальона (в Москве - 25, в Ленинграде -35), 22 отдельные роты, 3 роты управления и 26 штабных взводов общей численностью 70 тыс. чел. Эти подразделения стали укомплектовываться кадровым командным составом. Наиболее организованную и достаточно оснащенную в техническом отношении силу представляли кадровые инженерно-противохимические полки МПВО НКВД СССР. Они находились в оперативном подчинении на -
чальников МПВО городов и областей и использовались в наиболее сложных очагах поражения.
Итак, в годы Великой Отечественной войны МПВО преврати -лась в многомиллионную массовую организацию, которая успешно ликвидировала последствия массированных налетов фашистской авиации и ударов артиллерии. В тесном взаимодействии с частями Красной армии личному составу местной ПВО удалось спасти от разрушения и пожаров крупнейшие административно-политические и промышленные центры СССР, многие и многие тысячи жизней советских граждан.
Список литературы
1. Военные знания.- 1965. - № 5.
2. Военные знания.- 1964. - № 10.
3. Военные знания.- 1972. - № 5.
4. Военные знания.- 1972. - № 5.
5. Военные знания.- 1967. - № 7.
6. В дни суровых испытаний. - Волгоград, 1966.
7. Запорожская область в годы Великой Отечественной войны 19411945 гг. - Запорожье, 1959.
8. История Коммунистической партии Советского Союза.- Т. 5. - М., 1970.
9. Колтуков Г.К. Гражданская оборона вчера и сегодня. - М., 1975.
10. Колтуков Г.К. От МПВО - к Гражданской обороне. - М., 1968.
11. Коммунистическая партия в годы Великой Отечественной войны (июнь 1941-1945). Документы и материалы.- М., 1970.
12. Малыгин А.Н. Рабочая Тула сражается // Записки бывшего секретаря райкома партии.- М., 1974.
13. Москва - фронту.- М., 1966.
14. Оглоблин К.С. Молодежь и гражданская оборона. - М., 1973.
15. Правда.- 1941. - 23 июня.
16. 50 лет Вооруженных сил СССР. - М., 1968.
17. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 88.
18. Ченакал Д.Д. Военное небо Поволжья // ПВО Поволжья в годы Великой Отечественной войны. - Саратов, 1986.