11 (44) - 2005
и анализа
СИСТЕМА ОЦЕНОЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СФЕРЫ МАЛОГО БИЗНЕСА*
А.М. ИЛЫШЕВ, доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита Уральского государственного технического университета
О.Н.ДЕМЧУК, кандидат экономических наук, и.о. профессора кафедры менеджмента Магнитогорского государственного университета
Показатели сравнительной эффективности функционирования сферы малого бизнеса
В 1. Труппа локальных экономических показателей:
В 1.1. Материалоотдача (в сравнении с другими предприятиями).
В 1.2. Амортизациеотдача (в сравнении с другими предприятиями).
В 1.3. Отдача управленческих расходов (всрав-нении с другими предприятиями).
В 1.4. Отдача коммерческих расходов (в сравнении с другими предприятиями).
В 1.5. Фондоотдача (в сравнении с другими предприятиями в расчете на основные производственные фонды).
В 1.6. Фондоотдача (в сравнении с другими предприятиями в расчете на оборотные средства).
В 1.7. Производительность труда (в сравнении с другими предприятиями).
Д 2. Обобщающие показатели социально-экономической эффективности:
Д 2.1. Доля малых предприятий в ВВП (ВРП), общей численности работающих, основных производственных фондах.
* Окончание. Начало см.: Экономический анализ. — 2005. - 10(43).
Д 2.2. Зарплатоотдача (в сравнении с другими предприятиями).
Е 3. Общий индекс институционально-экономической эффективности.
Характерной особенностью совокупности показателей сравнительной эффективности функционирования сферы малого бизнеса и отдельного предприятия является ее внешняя обращенность: все показатели экономической, социальной и институциональной эффективности сравниваются здесь с аналогичными показателями по объектам, расположенным на других территориях. Получаемые аналитические результаты могут быть использованы на второй и третьей стадиях аналитического исследования: при диагностировании ситуации (выявление причин отклонений показателей эффективности по изучаемому объекту от среднего уровня и «эталонных» показателей); при разработке управленческих решений стратегического характера и прогнозировании их последствий.
Еще одной специфической особенностью системы показателей сравнительной эффективности является рассмотрение обобщающих показателей экономической эффективности в тесной взаимосвязи с показателями социальной и институциональной эффективности: как следует из рис. 2,
18
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоРЪЯ- яг -кр^жпх*
и лНеыиул
11 (44) - 2005
здесь выделяется социально-экономическая и институционально-экономическая эффективность.
Особое место в системе показателей сравнительной эффективности развития сферы малого бизнеса занимает институционально-экономическая эффективность. Она отражает фактическую динамику основных индикаторов малого бизнеса, предпринимательских ожиданий возможных перемен, прогнозируемых изменений состояния нормативно-правовой базы и рейтинговой оценки степени соблюдения формальных/неформальных институциональных норм и правил функционирования малого бизнеса.
В группу локальных экономических показателей сравнительной эффективности функционирования сферы малого бизнеса (см. рис. 2) в качестве базовых величин включены семь показателей, которые входят в аналогичную группу показателей абсолютной эффективности. Расчеты совокупности индексов территориальных сравнений выполняются по следующим формулам:
(12)
'ао = Аи / Аг' (13)
'уро = ^01 / -^02' (14)
'кро = КРй\/ КР01> (15)
<фо = Ф<п/Ф02; (16)
^фе = Фе1 / Фе2; (17)
'пр=Лр,/Яр2' (18)
где М01 М01 - соответственно материалоотдача по изучаемому и сопоставимому с ним объекту малого бизнеса;
А>1 > Аг ~ амортизациеотдача по изучаемому и подобному ему объекту малого бизнеса;
УР01, УР02 - отдача управленческих расходов по изучаемому и сопоставимому с ним объекту малого бизнеса;
КР01, КР02 - отдача коммерческих расходов по изучаемому и сопоставимому с ним объекту малого бизнеса;
Ф01, Ф02 , Фе1, Фе2 - соответственно фондоотдача основных производственных фондов и оборотных средств по изучаемому и сопоставимому с ним объекту малого бизнеса;
Яр1, Лр2 — производительность труда по изучаемому и сопоставимому с ним объекту малого бизнеса.
Индекс деловой активности сферы малого бизнеса иллюстрирует как динамику изменения основных индикаторов этой сферы (производства, торговли, уровня инвестиций в малый бизнес), так
и динамику изменений на потребительском рынке, рынке капиталов, а также динамику предпринимательских ожиданий по поводу изменения этих показателей.
Внутри каждого показателя определяются веса входящих в нее показателей; любой показатель в свою очередь имеет свой вес в интегральном индексе деловой активности региональной сферы малого бизнеса. В общем виде этот индекс представляет собой сумму шести составляющих: пяти охарактеризованных выше взвешенных индексов и индекса, базирующегося на опросе «региональной экспертной корзины» руководителей малых предприятий региональной сферы малого бизнеса. Это позволяет сделать достаточно обоснованный вывод о том, что сводный индекс адекватно отражает институциональное состояние сферы малого бизнеса в целом.
Общий индекс институционально-экономической эффективности отражает прежде всего динамику изменения основных индикаторов сферы малого бизнеса — производства, торговли, уровня инвестиций в малый бизнес, ресурсной базы малого предпринимательства, потребительского рынка (в первую очередь индивидуальных потребителей и домохозяйств). Кроме того, в число составляющих общего индекса целесообразно включить следующие частные индексы:
— предпринимательских ожиданий по поводу изменения перечисленных выше показателей;
— изменения состояния нормативно-правовой базы сферы малого бизнеса соответствующей территории, выполненная специалистами Аппарата полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе (по результатам юридической экспертизы);
— рейтинговой оценки (независимыми региональными экспертными агентствами) степени соблюдения формальных и неформальных институциональных норм и правил функционирования малого бизнеса его партнерами, т.е. государственными и коммерческими структурами.
В процессе выявления совокупности факторов эффективности развития малого предпринимательства были идентифицированы следующие группы факторов:
— внеэкономические и общерегиональные (состояние нормативно-законодательной базы, существующая практика ее применения, отношение местных органов представительной и исполнительной власти к малому бизнесу, инвестиционная привлекательность региона и состояние его финан-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВбРЪЯ и ЪРАХЖЪХЛ
19
1Иеори&. и менифмошц лНлмс$л
11 (44) - 2005
сово-кредитной системы, степень подготовленности хозяйственной среды к восприятию малого бизнеса и др.);
— экономические (наличие источников материально-технических ресурсов, которые могут быть привлечены малым бизнесом; наличие резервов неиспользуемой квалифицированной рабочей силы; наличие свободных производственных мощностей, площадей и оборудования; благоприятное географическое расположение региона — наличие развитой транспортно-ком-муникационной системы и т.д.);
— социальные (избыток трудовых ресурсов в регионе, низкий уровень заработной платы в основных отраслях экономики региона и др.).
Проведение активной промышленной и эффективной структурной политики предполагает первоочередную необходимость создания регионального механизма управления развитием сферы малого бизнеса. В противном случае заявленные в Концепции приоритетные направления законодательного обеспечения функционирования этой сферы будут носить достаточно общий, декларативный характер, так как они не подкреплены соответствующими инструментами регулирования.
При этом особое значение, на наш взгляд, имеет целенаправленное регулирующее воздействие на процесс формирования прогрессивной структуры малого бизнеса в регионе. Формирование такого рода структуры в перспективе дает возможность существенно повысить вклад малого бизнеса в ускорение экономического роста и ус-
пешное решение социальных задач территории. Для идентификации понятия «прогрессивная структура» целесообразно прежде всего выполнить классификацию малого бизнеса по совокупности важнейших группировочных признаков. В принципе, могут быть выделены и детализированы следующие признаки (табл. 1).
Продолжив детализацию группировочных признаков, представленных в табл. 1, можно значительно расширить число возможных вариантов их значений — дополнительно ввести градации признаков, имеющих количественное выражение. Например, Федеральная служба государственной статистики нашей страны при проведении сплошного единовременного обследования малых предприятий нашей страны по результатам работы в 2000 г. выделила следующие восемь групп предприятий со средней численностью работников, чел.: 1 - 5; 6 - 10; 11 - 15; 16 - 25; 26 - 30; 31 - 50; 51-60; 61-100 [17, с. 322].
Более полное определение состава классификационных признаков позволяет идентифицировать типы малого бизнеса. При этом надо учесть все реально существующие и возможные в будущем комбинации вариантов, относящихся к каждому из 11 признаков малого бизнеса: от вида деятельности до преобладающего контингента работающих; от размера предприятия до доминирующего вида эффекта и т.д. В качестве методического примера три из множества возможных комбинаций 11 группировочных признаков охарактеризованы в табл. 2.
Таблица 1
Детализация классификационных признаков малых предприятий
№ п/п Наименование признака Детализация признака
1 Вид деятельности Отрасль экономики (согласно ОКОНХ)
2 Размер малого бизнеса По численности работников; объему произ- веденной продукции; основным фондам
3 Организационно-правовая форма Общество с ограниченной ответственностью; зак-рытое акционерное общество; производственный кооператив; индивидуальный предприниматель
4 Масштаб рынка функционирования Межрегиональный; региональный (субъект РФ); местный
5 Уровень специализации Узкоспециализированное; многопрофильное
6 Доминирующий вид эффекта Экономический; социальный; инновационный; институциональный; смешанный
7 Наукоемкость производства Наукоемкое (высоко-, средне- и малоемкое); ненаукоемкое
8 Экологическая безопасность Повышенной опасности; малоопасное; безопасное
9 Преобладающий кон-тингент работающих Женщины; инвалиды; пенсионеры; подростки; высококвалифицированный персонал; другие специфические категории; обычный
10 Происхождение малого бизнеса Вновь созданные (ВС); преобразованные из госу- дарственных (ПГ); возникшие в результате реструктуризации крупных предприятий (ВРР)
11 Собственность Отечественная; иностранная; смешанная
20
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£ОР7еЯ- к тамктсхА
TfUofutik. и AfuZMijA
11 (44) - 2005
Таблица 2
Три варианта возможных сочетаний группировочных признаков малого бизнеса
Признак Градации признаков по вариантам
I вариант II вариант III вариант
1. Вид деятельности Промышленность Торговля Образование
2. Размер малого бизнеса: число работников 50-60 20-30 до 10
объем производства1 100- 150 60-90 10-20
основные фонды1 40-65 0,4-0,6 0,3-0,5
3. Организационно- правовая форма2 ПК ООО ЗАО
4. Масштаб рынка функционирования Региональный Местный Местный
5. Уровень специализации Узкоспециализированное Многопрофильное Узкоспециализированное
6. Доминирующий вид эффекта Смешанный Экономический Социальный
7. Наукоемкость производства Малонаукоемкое Ненаукоемкое Средне нау коем кое
8. Экологическая безопасность Малоопасное Безопасное Безопасное
9. Преобладающий контингент работающих Обычный Женщины Высококвалифицированный персонал
10. Происхождение малого бизнеса ВРР ПГ ВС
11. Собственность3 СК ОК ОК
Примечания: 1. В тысячах рублей. 2. ПК — производственный кооператив; ООО — общество с ограниченной ответственностью; ЗАО — закрытое акционерное общество. 3. СК и ОК - соответственно со смешанным и отечественным капиталом.
Естественно, что помимо показанных в табл. 2 имеется весьма значительное число разнообразных вариантов сочетания 11 признаков. Поэтому представляется целесообразным разработать общий алгоритм, моделирующий процесс комбинирования и позволяющий выделить все возможные сочетания выделенных признаков.
Специальные методы решения вероятностных задач относят рассматриваемый случай к задачам с дискретным распределением вероятности, при решении которых осуществляется подсчет событий (вероятность совершения сложного события) и комбинаторный анализ [18, с. 566-568]. В математических терминах рассматриваемые элементарные события представляют собой возможные различные расположения данного множества элементов. Поэтому их общее число может быть определено возможными количествами сочетаний.
Для приближенных вычислений (определения общего возможного количества сочетаний) целесообразно использовать формулу Стирлинга (ряд Стерлинга):
Г(г) 2я [1+ 1/12г +1/288г2-
- 139/51840г3- 571/2488320г4 + О(г5)] (| агёг| < тс) (19)
Установив различные расположения данного множества элементов, определив общее число их сочетаний и сформировав множество теоретически возможных организационных форм функционирования малого бизнеса, далее следует произвести
(путем проведения коллективной экспертизы) отбор тех из них, которые уже реально существуют либо являются перспективными в обозримом будущем. Именно это подмножество организационных форм целесообразно положить в основу дальнейших классификационных процедур и разработки типологии малого бизнеса.
Основными направлениями (и одновременно целями) использования совокупности классификационных признаков являются:
• разработка на их базе многоаспектной классификации малого бизнеса по фундаментальным признакам-основаниям (т.е. создание типологии малого бизнеса для нужд эффективного управления его развитием на территории);
• идентификация пока не введенного в научный оборот и управленческую практику понятия «прогрессивная структура малого бизнеса» (по совокупности 11 классификационных признаков — дифференцированно для территорий с разными условиями социально-экономического развития, а также особенностями развития малого предпринимательства) и выработки активной политики необходимых структурных преобразований;
• разработка целевых региональных программ поддержки социально наименее защищенных и особо нуждающихся в поддержке категорий населения — программ, осуществление которых в значительной мере опирается на развитие соответствующего малого бизнеса (с
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВбРЪЯ тс ПРА-ХМИХ*
21
"Шеория и лшнофолаги& АНллиуг
11 (44) - 2005
формированием механизмов экономической заинтересованности и социальной ответственности малого бизнеса в реализации такого рода территориальных программ); • прогнозирование развития сферы малого предпринимательства, т.е. выявление новых типов малого бизнеса и определение институциональных условий их возникновения и устойчивого развития.
При прогнозировании развития сферы малого предпринимательства может быть использован метод морфологического синтеза, результаты которого удобно представить в форме морфологической таблицы (см., например, [19, С. 7]). Если морфологическая таблица имеет большую размерность, то число вариантов объекта, синтезированных на ее основе, становится очень большим, что делает невыполнимой задачу оценки полученных вариантов экспертами за приемлемое время. В этом случае становится необходимой компьютерная поддержка процесса синтеза.
Проиллюстрируем применение метода морфологического синтеза для прогнозирования возможности появления новых типов малых инновационных предприятий (табл. 3).
Как следует из данных табл. 3, морфологический метод позволяет предсказать появление и распространение новых типов инноваций малого
бизнеса, характеризующихся следующими наиболее часто встречающимися системообразующими признаками:
• доминированием только какого-либо одного вида эффекта;
• разнообразием источников возникновения малого инновационного бизнеса;
• преобладанием специфических категорий персонала (высококвалифицированного, но нередко нуждающегося в повышенных мерах социальной защиты);
• возможностью системно решать с помощью совокупности новых типов малых инновационных предприятий многоплановые задачи каждой территории: экономические, институциональные, демографические, социальные, экологические, инновационные.
Все рассмотренное выше порождает определенные надежды на то, что более полная типология малых предприятий способна превратиться в такой рабочий инструмент, который позволит (в конечном итоге) создать эффективно функционирующий региональный механизм управления развитием сферы малого бизнеса, стать средством формирования прогрессивной структуры малого бизнеса. Представляется, что в процессе разработки такого рода типологии могут быть использованы изложенные выше подходы и рекомендации.
Таблица 3
Перспективные инновационные типы малых предприятий (системообразующие признаки выделены жирным шрифтом)
Признак Перспективные инновационные типы малого бизнеса
А. Семейные В. Совместные С. Социально значимые О. Формирующие институциональную среду
1. Вид деятельности Инновационная Инновационная Инновационная Инновационная
2. Размер малого бизнеса (по числу работников) 1-5 31-50 16-25 11-15
3. Организационно-правовая форма ИП ЗАО ООО ЗАО
4. Масштаб рынка функционирования Региональный Межрегиональный Местный Региональный
5. Уровень специализации Узкоспециализированный Многопрофильный Многопрофильный Узкоспециализированный
6. Доминирующий вид эфекта Экономиический Инновационный Социальный Институциональный
7. Наукоемкость производства Средненаукоемкое Высоконаукоемкое Малонаукоемкое Средненаукоемкое
8. Экологическая безопаность Безопасное Малоопасное Безопасное Малоопасное
9. Преобладающий контигент работающих Женщины с несовершеннолетними детьми Высококвалифицированный персонал Пенсионеры, женщины, подростки Высококвалифицированный персонал
10. Происхождение малого бизнеса ВС ВРР ПГ ВС
11. Собственность ОК СК ОК ОК
22
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгб7>ъя ^ ЪЫ-КЖКЪА
'ТН&фЬЦI и ЛЮйАфМАгиЯ АНЯлиуА
11 (44) - 2005
Литература
1. Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом. — М.: Финансы и статистика. -2001,- 160 с.
2. Беликова Т. Н. Бизнес-курс для руководителя и главного бухгалтера малого предприятия. — СПб.: Питер.-2004. - 176 с.
3. Блинов А. О., Шапкин И. Н. Малое предпринимательство: теория и практика: Учебник. — М.: Дашков и К0. - 2003. - 356 с.
4. Владимирова Т.В. Малые предприятия. - М., 2004.- 160 с.
5. Лапин М.С. Предприниматель без образования юридического лица. — М.: Инфра-М. — 2001.
- 192 с.
6. Мазоль С.И. Экономика малого бизнеса: Учеб. пособие для вузов. — М., 2004. — 272 с.
7. Малое предпринимательство. Учебник // М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин. - М.: ИНФРА-М.
- 2004. - 454 с.
8. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Е.Г. Ясин, А.Ю. Чепуренко и др. - М.: Либеральная миссия. 2003.
- 268 с.
9. Малый бизнес. Организация, экономика, управление. - М.: Юнити-Дана. — 2003. — 432 с.
10. Менеджмент малого бизнеса: Учебник // Под ред. М. Максимова. — М.: Вузовский учебник, 2004. - 270 с.
11. Сорокина Л.А. Менеджмент в малом бизнесе. - М.: Юнити-Дана. - 2004. - 144 с.
12. Экономика и управление малой фирмой.
- М.: ИКЦ «МарТ». - 2004. - 672 с.
13. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / Л.А. Богдановская, Г.Г. Виногоров, О Ф. Мигун и др. - 2-е изд. - Минск: Высшая школа, 1997.
14. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник. — 4-е изд.
— Минск: Высшая школа, 1995.
15. Маркарьян Э.А., Маркарьян С.Э., Геросимен-ко Г.П. Управленческий анализ в отраслях: учеб. пособие. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2004.
16. ПалийВ.Ф., СуздальцеваЛ.П. Технико-эко-номический анализ производственно-хозяйственной деятельности машиностроительных предприятий. — М.: Машиностроение, 1989.
17. Российский статистический ежегодник. 2002: стат. сб. / Госкомстат России. — М., 2002.
18. Корн Г., Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров: определения, теоремы, формулы: Пер. с англ. / Под общ. ред. И. Г. Арамановича. — М.: Изд-во «Наука», 1973.
19. Воропанова И.Н., ИлышевА.М., Шанчуров С. М. Анализ научно-хозяйственной деятельности в техническом вузе // Экономический анализ: теория и практика. 2004. — № 18.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръя ъ -НР*ХЖЪЪ4
23