СИСТЕМА ОЦЕНКИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Евсюкова Е.В.1, Шайдорова И.А.2, Щупко А.Г.3
1Евсюкова Елена Владимировна - заместитель директора, учитель русского языка и литературы;
Шайдорова Ирина Анатольевна - заместитель директора, учитель русского языка и литературы; 3Щупко Анна Григорьевна - учитель русского языка
и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей № 10, г. Белгород
Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности системы оценки метапредметных и личностных результатов освоения основных образовательных программ общего образования. Актуальность данного вопроса обусловлена реализацией ФГОС общего образования практически всеми общеобразовательными организациями. Ключевые слова: ФГОС общего образования, личностные УУД, метапредметные УУД, мониторинг, комплексная оценка результатов освоения основных образовательных программ.
Одним из механизмов, обеспечивающим функционирование ФГОС общего образования, является система оценивания. Система оценки - часть основных образовательных программ. С введением стандарта второго поколения изменился подход к анализу и оценке результативности образовательной деятельности. При планировании работы Учреждения по оценке результатов освоения основных образовательных программ общего образования следует учесть особенности оценки предметных, метапредметных и личностных результатов, а именно:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- ориентация оценки на системно - деятельностный подход (оценивается способность к выполнению учебно-практических и учебно - познавательных задач);
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
- использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях;
- уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных;
- применение при оценивании различных видов шкал в зависимости от возраста (класса): столбики, количественная шкала, содержательная оценка, процент достижения планируемых результатов обучения;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.
Оценивание понимается нами как отношение к качеству выполнения какой-либо деятельности или поведения и сопоставление полученного результата с поставленной целью по заранее установленным критериям.
ФГОС общего образования предполагает комплексную оценку достижения планируемых результатов освоения ООП
на каждом уровне образования, которая получается путём интеграции личностных, метапредметных и предметных результатов. Таким образом, видим необходимость в разработке системы оценивания, которая включает в себя способы, средства и инструментарий по отслеживанию планируемых результатов.
Остановимся на некоторых механизмах оценки метапредметных результатов. Основным объектом оценки этих результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Для отслеживания метапредметных результатов используются следующие средства контроля: специальные диагностические работы, которые включают задания по отдельным УУД или комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД; кроме того, дополнительные средства контроля: педагогическое наблюдение отдельных УУД, экспертная оценка по результатам многолетних наблюдений за деятельностью ученика (учителя, педагог-психолог); самооценка ученика.
Учителя - предметники, педагоги-психологи у нашем лицее работают по разработанным в учреждении программам, направленным на формирование метапредметных и личностных УУД обучающихся. Целью данных программ является развитие личности обучающихся, подготовка родителей и педагогов к продуктивному взаимодействию с ребенком, психолого - педагогическая поддержка в условиях введения новых стандартов.
По результатам реализации программ нами используется мониторинг уровня развития универсальных учебных действий обучающегося, который содержит основные критерии оценивания и методики (типовые задачи), разработанный муниципальной творческой группой педагогов-психологов, в которую вошли педагоги-психологи нашего учреждения.
Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), проводится учителями-предметниками и педагогами - психологами. Мониторинг проводится дважды: в начале и в конце учебного года. Данные психологического мониторинга заносятся в индивидуальные карты развития (в нашем лицее карты заведены на каждого ребенка) дважды в год в течение обучения на каждом уровне образования.
По результатам диагностики строится дальнейшая работа с обучающимися, имеющими низкий уровень сформированности универсальных учебных действий, организуется коррекционно - развивающая работа с педагогом - психологом и учителем, а также работа с родителями учителя, психолога, социального педагога.
Мониторинг основывается на наблюдениях классного руководителя руководителя, диагностических данных психолога. Диагностики разработаны на каждый компонент УУД: каждый компонент оценивается по определенным баллам и выходит на три уровня: высокий, средний, низкий. Таким образом, в результате мониторинга по каждому блоку УУД выявляется уровень сформированности данного блока у каждого обучающегося.
Первый блок мониторинга - личностные УУД, которые включают в себя уровень сформированности внутренней позиции школьника, самооценки, мотивации учебной деятельности и нравственно - этическую ориентацию.
Второй блок мониторинга - регулятивные УУД, то есть умение учиться и способность организовать свою деятельность;
Третий блок - познавательные УУД, а именно универсальные логические действия и умение ставить цель и решать проблему;
И четвертый блок мониторинга - коммуникативные УУД, а именно коммуникация как общение(умение общаться), как кооперация (умение совместно ставить и достигать цель в
деятельности) как условие интериоризации (передача информации другим и становление рефлексии).
Таким образом, можно говорить о том, что посредством диагностического мониторинга УУД достигается максимальный охват всех обучающихся, становится возможным планирование работы и достижения положительных результатов каждым ребенком, с учетом его индивидуальных особенностей, а внеурочные занятия помогают в формировании таких результатов ребенка, которые будут соответствовать требованиям к выпускнику, предъявляемым новыми стандартами начальной школы, основной и средней школы.
Для отслеживания метапредметных результатов используем педагогическую диагностику, метапредметные контрольные работы.
Обобщить результаты позволяет разработка программы мониторинга качества образования и успешности обучающихся.
Результаты оценки метапредметных и личностных достижений обучающихся фиксируется в портфеле достижений. Портфель достижений - это инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений. Он представляет собой организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях: учебная деятельность, творческая, социальная, коммуникативная, физкультурно-оздоровительная, которая протекает в рамках повседневной школьной жизни и вне школы.
Комплексная накопительная оценка достижения планируемых результатов определяется по материалам портфеля достижений. Критерии оценки материалов портфеля достижения Учреждением определяются самостоятельно. Комплексная накопительная оценка выставляется в конце ступени обучения. Определяют эту оценку педагоги-эксперты (классные руководители, учителя - предметники, педагог-психолог, представитель школьной администрации). Эксперты выносят коллективное мнение на
основании анализа портфеля достижений и фиксируют его на листе опроснике «Экспертная комплексная накопительная оценка».
Список литературы
1. Валькова Г., Зайнуллина Ф., Штейнберг В. Логико-смысловые модели - дидактическая многомерная технология / Директор школы: науч.-метод. журн. для рук. учеб. заведений и органов образования, 2009. № 1.
2. Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: /www. standart. edu. ru/ (дата обращения: 25.11.2019).