Научная статья на тему 'Система оценки качества внутреннего контроля'

Система оценки качества внутреннего контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
500
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / INTERNAL CONTROL / КАЧЕСТВО КОНТРОЛЯ / QUALITY CONTROL / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ КОНТРОЛЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА КОНТРОЛЯ / CONTROL SYSTEM QUALITY CONTROL EVALUATION CRITERIA QUALITY CONTROL / ПРИНЦИПЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКИ КОНТРОЛЯ / PRINCIPLES AND REQUIREMENTS OF ASSESSMENT MONITORING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майданевич П.Н.

В статье рассмотрены вопросы организации системы оценки качества внутреннего контроля. Определены основные качественные критерии и показатели оценки внутреннего контроля на предприятии. Помимо этого, проведены исследования принципов оценке качества внутреннего контроля и выявлены требования к оценки, предложены дополнительные требования к оценки качества контроля. На основании проведенного исследования автором сформирована схема системы оценки качества функционирования системы внутреннего контроля, которая отражает взаимосвязь основных ее элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUALITY EVALUATION SYSTEM OF INTERNAL CONTROL

In the article the questions of organization of the quality evaluation system of internal control has been discussed. Key quality criteria and indicators for the assessment of internal control of the enterprise have been defined. In addition, studies have been conducted to assess the quality of internal control and the identified requirements for the assessment of proposed additional requirements to assess the quality of control. On the basis of the conducted research the author has established a scheme system for the evaluation of quality of functioning of the internal control system, which reflects the relationship of its basic elements.

Текст научной работы на тему «Система оценки качества внутреннего контроля»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ АПК

УДК 657.631.2

СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Майданевич П. Н., доктор экономических наук, профессор; Институт экономики и управления ФГАОУ ВО «КФУ имени В. И. Вернадского»

В статье рассмотрены вопросы организации системы оценки качества внутреннего контроля. Определены основные качественные критерии и показатели оценки внутреннего контроля на предприятии. Помимо этого, проведены исследования принципов оценке качества внутреннего контроля и выявлены требования к оценки, предложены дополнительные требования к оценки качества контроля. На основании проведенного исследования автором сформирована схема системы оценки качества функционирования системы внутреннего контроля, которая отражает взаимосвязь основных ее элементов.

Ключевые слова: внутренний контроль, качество контроля, система управления качеством контроля, критерии оценки качества контроля, принципы и требования к оценки контроля.

THE QUALITY EVALUATION SYSTEM OF INTERNAL CONTROL

Maidanevych P. N., Doctor of Economic Sciens, Professor; Institute of Economics and Management of the FSAEI HE «V. I. Vernadsky Crimean Federal University»

In the article the questions of organization of the quality evaluation system of internal control has been discussed. Key quality criteria and indicators for the assessment of internal control of the enterprise have been defined. In addition, studies have been conducted to assess the quality of internal control and the identified requirements for the assessment of proposed additional requirements to assess the quality of control. On the basis of the conducted research the author has established a scheme system for the evaluation of quality of functioning of the internal control system, which reflects the relationship of its basic elements.

Key words: internal control, quality control, control system quality control evaluation criteria quality control, principles and requirements of assessment monitoring.

Введение. Процесс оценки качества функционирования системы внутреннего контроля является важным компонентом диагностики и мониторинга функционирования контроля на предприятии. Система оценки качества призвана повысить эффективность деятельности субъектов внутреннего контроля, предоставить возможность установить соответствие результатов

проверки установленным требованиям и выявить те аспекты работы, которые нуждаются в улучшении.

Дальнейшее развитие системы внутреннего контроля нуждается в решении вопросов, связанных с повышением его качественного уровня, что в значительной степени позволит укрепить престиж профессии внутренних контролеров и степень доверия к информации, которая ими предоставляется. Эти вопросы приобрели актуальность в связи с тем, что лишь в случае качественного выполнения мероприятий контроля пользователи информации будут уверены в ее достоверности и правильности, а следовательно, будут создаваться условия для нивелировки информационного риска при принятии ими решений.

Материал и методы исследования. Значительные исследования особенностей оценки качества внутреннего контроля проведены в работах отечественных и зарубежных ученых и научных работников: Бельчик С. В. [1], Жовни-ренко О. В. [2], Максимовой В. Ф. [4], Морковкина О. Б. [5], Сухаревой Л. О., Ретюнських О. Б. [7, с. 123], Петренко С. Н. [6], Федченко Т. В. [9] и других. Однако сущность вопроса содержания системы оценки качества функционирования системы внутреннего контроля остается нерешенной. Не приуменьшая значения исследований и разработок, направленных на решение данного вопроса можно констатировать, что до сегодняшнего дня не существует согласованных критериев в частности обоснования критериев качества, методов оценки.

Результаты и обсуждение. Вопрос методологии и методики контроля качества функционирования системы внутреннего контроля четко не раскрыт ни в каких официально утвержденных нормативно-правовых документах и в научных исследованиях отрасли хозяйственного контроля. Сегодня практически отсутствует эффективная методологическая база контроля качества системы внутреннего контроля, не разработаны критерии оценки качества работы субъектов внутреннего контроля, не определены задачи и объекты, фрагментарно исследованы порядок и методика контроля качества функционирования системы внутреннего контроля.

Как отмечают Сухарева Л. О., Садекова А. М., «качество подсистемы бухгалтерского контроля определяется степенью совершенства организации и эффективности функционирования подсистем бухгалтерского контроля. Качество подсистемы бухгалтерского контроля следует определить уровнем осмысления основной цели системы управления предприятием, отражением ее требований в политике (философии) контроля, то есть качество подсистемы бухгалтерского контроля отражает целевую ориентацию организации и функционирование подсистемы бухгалтерского контроля» [8, с. 31-34].

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в современных условиях авторами уделяется внимание оценке качества функционирования системы внутреннего контроля в целом, без уделения надлежащего внимания разработке критериев ее оценки.

Попытку разработать систему управления качеством финансового контроля и соответствующие критерии ее оценки осуществила Жовниренко О. В. [2]. В частности, автором предложены следующие элементы системы управления качеством финансового контроля, которые сгруппированы в три блока: а) управление качеством контрольного мероприятия (оценка качества процесса его подготовки; управление качеством процесса осуществления этого мероприятия и управление качеством результата контрольного мероприятия); б) управление качеством кадрового обеспечения (качество кадровой политики; качество выполнения работником функциональных обязанностей и стимулирование работников); в) управление качеством методического обеспечения контрольной работы (качество применения методов и приемов осуществления контрольного мероприятия; оценка соблюдения требований инструктивно-методических материалов).

Автор приводит следующие критерии оценки качества процесса осуществления контроля: а) соответствие установленному порядку проведения контрольного мероприятия; б) соответствие работы, которую выполняют контролеры рабочему плану и программе контрольного мероприятия; в) соответствие выполняемых процедур и действий программе контроля; г) наличие у контролёров соответствующих знаний, умений и навыков для выполнения программы контрольного мероприятия; д) соответствие использованных методов и процедур контроля для получения необходимых результатов относительно выполнения программы контрольного мероприятия; е) соответствие информационных технологий программе контрольного мероприятия [2].

Несколько другие показатели оценки качества системы аудита эффективности, которые можно использовать в качестве основы при разработке критериев оценки качества работы субъектов внутреннего контроля, приведены Федченко Т. В.

«Оценку качества системы аудита эффективности, - пишет автор - целесообразно осуществлять в пределах обоснованности теоретико-методологического базиса рациональности и эффективности ресурсного и организационного обеспечения для выполнения функций такой системы. Первоочередно следует уделять внимание таким вопросам: качество построения системы (организационной структуры), организация взаимодействия элементов системы, качество методического и законодательного обеспечения проведения аудита, определение влияния внешних факторов и возможность их сокращения для более адекватного суждения аудиторов, количество и качество предоставленных ресурсов всех видов для осуществления аудита эффективности, эффективность (качество) управления системой и предоставленными ресурсами» [9].

«Рассматривая внутренний аудит как элемент системы внутреннего контроля, необходимо отметить, что его качество и эффективность должны оцениваться только с позиции менеджмента по следующим параметрам: а) стратегическая направленность; б) ориентация на результаты деятельности; в) соответствие вида деятельности, которая проверяется; г) своевременность; д) гибкость;

е) простота; ж) экономичность. Все перечисленные критерии позволяют синтезировать сущность эффективности внутреннего аудита банка, оценить его в целом по критериям результативности, то есть путем соотношения полученного результата и цели, определенных субъектом внутреннего аудита и достигнутых с наименьшими потерями времени и ресурсов [7, с. 123].

Предложенные вышеупомянутыми авторами критерии, предоставляют возможность лишь фрагментарно оценить качество выполнения обязанностей субъектами внутреннего контроля, функционирования внутреннего контроля и могут быть взяты за основу при проведении дальнейших исследований.

Отдельные признаки и критерии имеют представление лишь о конкретных сторонах уровня качества выполнения контрольных работ и функционирования внутреннего контроля, тогда как наиболее полное представление о качестве можно получить лишь на основе систематизированной совокупности критериев, которые характеризуют все основные компоненты реализации контрольных функций.

Установление критериев оценки качества осуществляется в соответствии с целевым функционированием системы внутреннего контроля, характера задач, которые решаются, требований со стороны владельцев, условий функционирования и влиянием внешних факторов.

Критерии и показатели качества функционирования системы внутреннего контроля следует разделить на общие (характерные для всех элементов системы внутреннего контроля) и специальные (зависят от особенностей функционирования отдельного элемента внутреннего контроля) в пределах трех групп объектов оценки (критерии оценки качества выполнения мероприятий контроля; критерии оценки качества работы субъектов внутреннего контроля; критерии оценки качества обеспечения реализации мероприятий контроля).

К общим критериям предлагаем отнести группы организационных, методических и технических критериев, использование которых предоставляет возможность оценить качество деятельности субъектов внутреннего контроля, выполнения контрольных мероприятий и обеспечения их реализации в целом.

Использование предложенных критериев оценки качества деятельности субъектов внутреннего контроля предоставляет возможность осуществить оценку фактического состояния реализации контрольных функций в целом по предприятию, а также в разрезе отдельных элементов системы внутреннего контроля.

Обеспечение качественного выполнения обязанностей субъектами внутреннего контроля позволит создать условия для повышения эффективности функционирования системы внутреннего контроля предприятия и обеспечить ее действенность. Использование предложенных критериев оценки деятельности субъектов внутреннего контроля будет способствовать ведению мониторинга результатов труда всех структурных подразделений и работников, которые осуществляют контрольные функции, а также создаст предпосылки для объективного определения недостатков и очерчивания способов влияния на повышение эффективности реализации контрольных мероприятий.

Разработка логической структуры критериев и параметров системы оценки качества функционирования системы внутреннего контроля является невозможной без определения основных принципов и требований к оценке качества функционирования внутреннего контроля. Учитывая тот фактор, что категории «требования относительно оценки качества внутреннего контроля», «принципы оценки качества внутреннего контроля» еще не нашли надлежащего научного обоснования, в процессе исследования будем придерживаться подхода проф. Максимовой В. Ф. [4], которая выделяет следующие принципы оценки качества внутреннего контроля (табл. 1).

Таблица 1. Принципы оценки качества внутреннего контроля

Название принципа Характеристика

1 2

Принцип использования системы критериев Сущность принципа заключается в том, что достаточно полное суждение о качестве внутреннего контроля можно установить только с помощью использования широкой совокупности критериев, каждый из которых должен отображать определенную сторону (свойство) системы.

Принцип комплексности Сущность принципа проявляется непосредственно в практике контроля через многоуровневое оценивание его качества. Целесообразным является определение оценки качества не только отдельных подсистем, но также их совокупности.

Принцип постоянства Его можно охарактеризовать как принцип беспрестанного, сквозного определения оценок, сопроводительного относительно процессов внутреннего контроля.

Принцип соединения субъективных и объективных оценок Сущность этого принципа заключается в том, что оценивание качества контроля должно проводиться как на основе объективных данных и методов оценивания, которые не зависят от лица, которое проводит оценивание, так и на базе экспертных методов и оценок субъективного характера. Оба подхода должны сочетаться в процессе оценивания с целью получения оптимального значения.

Принцип универсальности Сущность принципа проявляется в формировании системы оценивания так, чтобы обеспечить определенный уровень типизации состава оценок (критериев качества), методов и организационных форм с целью применения единой методики оценивания качества контроля как внутренними, так и внешними субъектами. Таким образом, методы оценивания должны отвечать требованиям разных оценщиков.

Принцип развития методики оценивания С целью избегания этих неблагоприятных, но неминуемых явлений, необходима периодическая трансформация порядка оценивания путем такого совершенствования, которое сделает его меньше уязвимым через искусственное подстраивание и (или) путем устранения в нем тех слабых мест, которые создают возможность приспособления явлений к оценочным требованиям.

Для повышения эффективности деятельности и оптимизации контрольных процессов необходимым является соблюдение основных требований к оценке качества системы внутреннего контроля. «Под требованиями к оценкам понимают требования состава и содержания оценочных критериев, методов их определения, организации процессов оценивания» [3, с. 56]. Приведем виды требований и их характеристику, которые систематизировала проф. Максимова В. Ф. (табл. 2).

Таблица 2. Требования к оценке качества внутреннего экономического контроля

Требование Характеристика

1 2

Целенаправленность Система оценок должна быть построена так, чтобы она ориентировала научную и практическую деятельность на повышение качества контроля, а вместе с ним - других функций и всего управления в целом.

Объективность Оценке должен быть присущ объективный характер, должны отображать качество контроля, чтобы не зависеть или в минимально возможной степени зависеть от субъективного мнения оценщика. В соответствии с требованием объективности оценку качества следует осуществлять беспристрастно, без проявления заинтересованности в умышленном перекручивании. Оценка должна аккумулировать больше всего объективных данных о состоянии системы контроля и ее функционирования и меньше всего привнесенных.

Системность Заключается в необходимости использования комплекса взаимозависимых оценок, каждая из которых отражает определенную сторону качества, а все вместе - всю совокупность качественных свойств контроля. В соответствии с этим требованием оценка должны иметь свойство комплексности, дополнять друг друга, быть взаимосогласованной и образовывать целостную систему.

Показательность Выдвигается прежде всего к критериям качества, что должно выражать наиболее характерные свойства того или другого вида разработок, отображать главные, определяющие элементы качества.

Надежность и достоверность Надежность оценок толкуется в то же время как и их стойкость, слабая чувствительность к изменению условий осуществления оценок и искусственных препятствий. При незначительном изменении качественные параметры оценки, как правило, не должны изменяться существенно, то есть система оценок должна непрерывно следить за изменениями, которые происходят. Под надежностью оценок имеем в виду также их свойство противодействовать стремлению приспособиться к используемым оценкам. Требование надежности и достоверности выражает условие определения оценок и их совершенствование с учетом необходимости преодоления искусственных препятствий, которые создаются в явной или скрытой форме, или случайно возникают в процессе оценки качества.

Продолжение таблицы 2

Универсальность Стоит стремиться к построению оценок, которые распространяются на системы внутреннего контроля любых предприятий; до использования стандартных обобщающих критериев качества; определение стандартных форм их выражения и документирования. Универсальность способствует унификации методов и способов организации проведения оценки качества, сравнимости результатов оценки разных систем внутреннего контроля. Это особенно важно для подбивания итогов сравнительного анализа качественного уровня контроля на предприятиях объединений, отрасли, региона. Универсальность способствует регламентации и стандартизации оценок качества, перевода их на единственную нормативную основу.

Простота и доступность Выражается в том, что оценки качества должны быть относительно простыми в применении и доступными для освоения, не требовать излишне высокого уровня квалификации лиц, которые осуществляют оценку. Это требование принадлежит и к числу используемых при оценке показателей качества, которое не должно быть слишком большим, поскольку иначе система оценки станет громоздкой. Доступность трактуется также с позиций возможности восприятия результатов оценки лицами, которые выполняют процедуры контроля и отвечают за его проведение.

Оперативность Длительность проведения и сроки завершения процессов оценки не должны превышать заданных предельных значений, обусловленных необходимостью использования оценок в управлении предприятием или применения их внешними пользователями.

Целесообразность Означает, что оценка качества должна быть осуществлена в условиях практически действующих ограничений относительно расходов времени, трудовых, материальных, финансовых ресурсов. Недопустимо, чтобы расходы на оценку качества становились сравнимыми с расходами на осуществление самого контроля.

Считаем, что отмеченный перечень требований к оценке качества функционирования системы внутреннего контроля не ограничивается и с целью обеспечения полноты оценки качества функционирования внутреннего контроля его следует дополнить такими: гласность, адекватность, единство требований, оптимальность, характеристика которых приведена на рис. 1.

Дополнение систематизированного перечня требований к оценке качества функционирования внутреннего контроля требованиями, отображенными на рис. 1, обеспечит надлежащий уровень обоснованности целесообразности изменений в системе внутреннего контроля предприятия и определение содержания конкретных изменений в управлении субъектом ведения хозяйства.

Проанализировав основные элементы системы оценки качества функционирования внутреннего контроля, считаем целесообразным следующим образом отразить взаимосвязь основных ее элементов (рис. 2).

Рис. 1. Предложенные требования к оценке качества внутреннего контроля

Субъекты щшкн к ячества функцноннра В ЯНИН ШСГВ1Ы

1 1

Внутренн ие Внешние

л:

►жты оцеекн качества функцноннровавжя шстемы да у |р д у д I р и.1 н

Выполнение мероприятии й по контролю

Работа субъектов екутренн его кон щроля

Обеспечение деятель- ности субъектов контроля

Цельн задача, опенкн качества функпноннрованнл снстало»] внугренн его контр опя пр ез игр нятнл

=: +Г

ИнфорМЗЦН!

база

Норманивные документы, учвпкаяинфср.гпиия, внутренниедокументы итп

Т реЗовання к оцткекачесгаэ функцшлярованжя гастемы внугршнето контроля

-О"

и

Ц&теустреиленн ос ть Ун иверсшш ость Гласность

Объектит ость Оператиеность ~4дек еатн ость

Системность Целесообразн ость Оптимальность

Надежность и вероятность . Простота и доспфпн. оспе, Единство требований

Принципы ОЦШ] ткачества фудкцнсЕнраванжя СЕСГМЫ внутренн я1 о контроля

Использование системы критериев

Развитие .методики оценгеания

Связь субъективных и 1 объякттвных оцвнок

Комплексность | | Постоянстеа ^ Укиеерсаль кость

■= т

= л

ЯШ

"О 1—1

ал &

| в.

9

Крв . ерн н оиенкн качества ф;"н киноннроБан мя сасггщаь]

Общие Специальные

Методы оц енкн качества функцно нвраван ая системы:

1 ь

Калин ественн ые | Параметрите ские у Ко&юеясн&ъал&тфоеатыб

Рис. 2. Система оценки качества функционирования системы внутреннего контроля

Выводы. Внедрение отмеченной системы оценки качества функционирования системы внутреннего контроля в практическую деятельность предприятий позволит: получать обоснованные выводы по результатам мероприятий контроля; уменьшить риски возможных судебных исков, что объясняется избеганием ошибок при проведении контрольных мероприятий; способствовать повышению ответственности субъектов внутреннего контроля; обеспечить результативность, производительность и экономичность контрольного процесса, постоянно улучшать и совершенствовать концептуально-методологическую основу развития науки о хозяйственном контроле.

Система контроля качества функционирования системы внутреннего контроля обеспечивает честность и профессионализм выполнения обязанностей внутренними контролерами, соблюдение принципов профессиональной этики, эффективное управление человеческим капиталом и обеспечение профессионального развития субъектов внутреннего контроля.

Список использованных источников:

1. Бельчик С. В. Эффективный контроль невозможен без качественного правового поля / С. В. Бельчик // Финансовый контроль. - 2006. -№ 3 (32). - С. 17-20.

2. Жовшренко О. В. Удоскона-лення контролю якост проведення аудиту ефективносп [Електронний ресурс] / О. В. Жовшренко // Науко-вий вюник Нацюнального ушвер-ситету бюресурав i природокори-стування Украши. - 2010. - Вип. 154, Частина 3. - Режим доступу: www.nbuv.gov.ua/portal/chem_biol/ nvnau/2010_154_3/10jov.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Макамова В. Ф. Вимоги до оцш-ки якост внутршнього економiчного контролю / В.Ф. Макамова // Бухгалтерський облгк i аудит. - 2005. - № 7. - С. 56-61.

4. Макамова В. Ф. Системы прин-ципи ощики якосп внутршнього контролю / В. Ф. Максмова // Вiсник Жи-томирського державного технологiчного уиверситету / Економчш науки. - Житомир: ЖДТУ 2004. - № 4(30). - С. 149-156.

5. Морковкина Е. Б. Формирование и оценка качества системы внутрен-

References:

1. Belchik S. V. Effective control is impossible without high-quality legal fields / Belchik S. V. // Financial control. - 2006. - № 3 (32). - P. 17-20.

2. Zhovnirenko A. V. Improvement of quality control of audit effectiveness [Electronic resource] / O. V. Zhovnirenko // Scientific Bulletin of National University of life and environmental Sciences of Ukraine. - 2010. - Vol. 154, Part 3. -URL: www.nbuv.gov.ua/portal/chem_ biol/nvnau/2010_154_3/10jov.pdf.

3. Maksimova V. F. Requirements for the quality assessment of the internal economic control / V. F. Maximova // Accounting and audit. - 2005. - № 7. -P. 56-61

4. Maksimova V. F. System to assess the quality of internal control / V. F. Ma-ximova // Bulletin of Zhytomyr state technological University / Economics. -Zhitomir: GGTO, 2004. - № 4(30). -P. 149-156.

5. Morkovkin E. B. Formation and evaluation of the quality of the internal control system of the credit institution: abstract. Diss. on competition Uch.

него контроля кредитной организации: автореф. дисс. на соискание уч. ст. к.э.н.: спец. 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит» / Е. Б. Морковкина. - Иваново, 2008. - 24 с.

6. Петренко С. Н. Методика накопления контрольной информации об эффективности функционирования системы внутреннего контроля бизнес-процессов / С. Н. Петренко // Економка i репон. - 2008. - № 4 (19) - С. 143-148.

7. Сухарева Л. А. Внутренний аудит международного департамента банка: методология, организация и методика: [монография] / Л. А. Сухарева, Е. Б. Ретюн-ских. - Донецк: ДонГУЭТ, 2005. - 196 с.

8. Сухарева Л. О. Суттсний анатз кагегорш «яюстъ» та «ефектившсть» як основа визначення об'екпв оцшювання стану тдсистеми бухгалтерского контролю: матер. м1жнар. наук-практ. конф [«Стан i проблеми обл^, контролю i анал> зу в умовах транзитивно! економки»]; (25 травня 2007 р.) / Л. О. Сухарева, А. М. Садекова. - Донецьк: ДонНУЕТ ш. М. Туган-Барановського, 2007. - С. 31-34.

9. Федченко Т. В. Оценка качества системы государственного аудита эффективности выполнения бюджетных программ [Электронный ресурс] / Т. В. Федченко. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/1_NI0_2011/ Есопот^/77375Лос.Йш.

Сведения об авторе:

Майданевич Петр Николаевич -доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики агропромышленного комплекса, e-mail: pmaidanevich@rambler.ru, 295492, п. Аграрное, Академия биоресурсов и природопользования ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского.

St. Ph. D.: spec. 08.00.10 «Finance, monetary circulation and credit» / E. B. Morkovkina. - Ivanovo, 2008. - 24 p.

6. Petrenko S. N. The method of controlling accumulation of information about the effectiveness of the internal control system for business processes / S. N. Petrenko // ] the first region. -2008. - № 4 (19) - P. 143-148.

7. Sukhareva L. A. Internal audit Department of the Bank: the methodology, design and methods: [monograph] / L. A. Sukhareva, E. B. Retyunskikh. -Donetsk: Doguet, 2005. - 196 p.

8. Sukhareva L. A. Ontological analysis of the categories of «quality» and «efficiency» as a basis for the definition of the object state estimation subsystem accounting controls: mater. Intern. Sciences.-pract. Conf [«the State and problems of accounting, control and analysis in the conditions of transitive economy»]; (25 may 2007) / L. A. Su-khareva, A. M. Limited. - Donetsk: Donnuet them. M. Tugan-Baranovsky, 2007. - P. 31-34.

9. Fedchenko T. V. quality Assessment of public audit efficiency in the execution of budget programs [Electronic resource] / T. V. Fedchenko. - URL: http://www.rusnauka.com/1_NI0_2011/ Economics/77375.doc.htm.

Information about the author:

Maidanevich Pyotr Nikolayevich -doctor of economic Sciences, Professor, Professor of chair of economy of agriculture, e-mail: pmaidanevich@rambler.ru, Academy of Life and Environmental Sciences FSAEI HE «V. I. Vernadsky Crimean Federal University» 295492, Republic of Crimea, Simferopol, Agrarnoe.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.