Научная статья на тему 'Система оценки качества продукции'

Система оценки качества продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9503
601
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ / КАЧЕСТВО / УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА / ОЦЕНКА УРОВНЯ КАЧЕСТВА / СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА / ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО / РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА / СИСТЕМА СТАНДАРТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончаров Петр Павлович, Салихова Зилия Хамитовна

Рассмотрена проблема оценки качества товаров, поступающих на наш рынок. Оценка уровня и качества продукции является основой для выработки необходимых управляющих воздействий в системе управления качеством продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of product quality rating

The problem of quality of production has universal character in the modern world. Quality of the goods, its operational safety and reliability, service are for the modern buyer the basic criteria at fulfilment of purchase and therefore, define success or unsuccess of firm in the market. The modern market economy makes essentially new demands to quality of let out production. Improvement of quality of production the mail direction of intensive development of economy, a source of economic growth, efficiency of a social production.

Текст научной работы на тему «Система оценки качества продукции»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 389.64:351.773

П.П. Гончаров, З.Х. Салихова

СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Рассмотрена проблема оценки качества товаров, поступающих на наш рынок. Оценка уровня и качества продукции является основой для выработки необходимых управляющих воздействий в системе управления качеством продукции.

Ключевые слова: качество продукции, качество, улучшение качества, оценка уровня качества, система оценки качества, высокое качество, результаты оценки качества, система стандартов.

Проблема качества продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни страны. Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада - с другой, - это качество создаваемой и выпускаемой продукции.

В настоящее время российские государственные стандарты качества лишь гарантируют безопасность данного товара для жизни потребителя. Сравнить, например, водку от разных поставщиков по качеству, основываясь лишь на вышеупомянутых стандартах, невозможно. Потребитель, а вслед за ним и продавец могут оценить качество товара лишь по рекламе и опыту. Таким образом, часто западные товары низкого качества, но более рекламируемые, продаются по высоким ценам и пользуются большим спросом, вытесняя отечественных товаропроизводителей.

Объективную оценку качества товара можно сделать лишь на основе систем оценки качества, определяемого в соответствии с международными стандартами качества. Они представляют собой сумму баллов, выставленных товару по стандартному набору показателей.

Качество товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки и, следовательно, определяют успех или неуспех фирмы на рынке.

Качество - синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов - от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единицы. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество усло-

вием выживания товаропроизводителей, определяющим результатом их хозяйственной деятельности.

Качество прошло многовековой путь развития. Качество развивалось по мере того, как развивались, разнообразились и множились общественные потребности и возрастали возможности производства по их удовлетворению. Эволюция понятий качества приведена в табл. 1.

Таблица 1

Историческая эволюция понятий качества

Автор формулировки Формулировка определений качества

Аристотель (III в.до н.э.) Различие между предметами. Дифференциация по признаку «хороший - плохой».

Гегель (XIX в. н.э.) Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество.

Китайская версия Иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов - «равновесие» и «деньги» (качест-во=равновесие + деньги), следовательно, качество тождественно понятию «высококлассный», «дорогой».

Шухарт (1931 г.) Качество имеет два аспекта: -объективные физические характеристики; -субъективную сторону (насколько вещь «хороша»).

Исикова К. (1950 г.) Качество, которое реально удовлетворяет потребителей.

Джуран Дж.М. (1974 г.) Пригодность для использования (соответствие назначению). Качество есть степень удовлетворения потребителя. Для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям.

ГОСТ 15467-79 Качество продукции - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Международный стандарт ИСО 8402-86 Качество - совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности.

В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных - уровень цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

Качество - совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению. Качество как философская категория выражает неотделимое от бытия предмета его существенную определенность, благодаря чему он является именно данным, а не иным предметом.

Проблема качества продукции и услуг была и остается актуальной. Она является стратегической проблемой, от решения которой зависит стабильность экономики государства.

Улучшение качества продукции - важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях возрастает значение комплексного управления качеством продукции и эффективностью производства.

Оценка уровня и качества продукции является основой для выработки необходимых управляющих воздействий в системе управления качеством продукции.

Результаты оценки используют при разработке новой (модернизированной) продукции: обоснований, требований, закладываемых в техническое задание и нормативную документацию; принятии решения о постановке продукции на производство; обосновании целесообразности замены или снятия продукции с производства; формировании предложений по экспорту и импорту.

Высокое качество - это самое надежное средство выхода на рынок. С точки зрения маркетинга, качество включает показатели своевременного обновления продукции, выпуска ее в ассортименте, в наиболее полной степени удовлетворяющем запросы, вкусы и требования потребителей. От купленного изделия люди должны получать максимальное удовлетворение, притом не только в соответствии со своими ожиданиями, но и сверх того, ибо многие потребители просто не знают о дополнительной пользе товара, которая часто и определяет окончательное покупательское решение.

Система оценки качества - совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства оценки качества.

Качество продукции оценивается на основе количественного измерения определяющих ее свойств. Современная наука и практика выработали систему количественной оценки свойств продукции, которые и дают показатели качества. Широко распространена классификация свойств предметов (товаров) по следующим группам, которые дают соответствующие показатели качества:

-показатели назначения товара; -показатели надежности; -показатели технологичности; -показатели стандартизации и унификации; -эргономические показатели; -эстетические показатели; -показатели транспортабельности; -патентно-правовые показатели; -экологические показатели; -показатели безопасности.

Количественное значение показателей качества продукции определяется следующими методами:

-экспериментальным, который базируется на применении технических средств и дает возможность оценить наиболее объективно качество продукции;

-органолептическим, позволяющим определить качество продукции с помощью органов чувств по пятибалльной системе;

-социологическим, который основывается на использовании данных учета и анализа потребителей продукции;

-экспертных оценок, базирующемся на количественных оценках специалистами данных видов продукции.

Все эти показатели по различным объектам регламентируются в соответствующих нормативных актах и документах (законах, стандартах, нормах, правилах).

Рассмотренная система оценки качества используется для определения уровня качества, представляющего собой относительную характеристику, основанную на сравнении совокупности показателей качества данной продукции с соответствующей совокупностью его базовых показателей. Уровень качества оценивается на всех стадиях инновационного процесса.

В условиях рыночной экономики система оценки качества продукции должна наиболее полно соответствовать особенностям рыночных отношений между производителями и потребителями. Для этого предполагается решение следующих задач:

1) объективной оценки качества продукции на различных этапах взаимодействия разработчиков, изготовителей и потребителей с учетом взаимосвязи качества, количества и цены потребления;

2) достаточно полного выявления свойств и показателей, характеризующих качество продукции, а также объективного отражения их в нормативно-технических документах на продукцию;

3) оперативного получения всех необходимых объективных данных о качестве продукции, ее техническом уровне и конкурентоспособности на любом этапе жизненного цикла продукции.

Система оценки качества должна быть разработана с учетом конкретной деятельности предприятия и соответствующих элементов, приведенных в Международных стандартах ИСО серии 9000. Руководство предприятия должно разрабатывать, создавать и внедрять систему оценки качества как

средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижение поставленных целей.

Три стандарта из серии ИСО 9000 (ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003) являются фундаментальными документами системы качества, определяют методологию обеспечения качества и представляют собой три различные модели функциональных или организационных взаимоотношений между участниками системы качества (поставщик, потребитель, субконтрактор или субпоставщик). Собственно именно по этим стандартам и проводится сертификация поставщика, являющегося основным объектом управления качеством.

Эта система стандартов (точнее ее подмножество - 9001-9003) обладает определенной вложенностью, то есть каждый последующий стандарт определяет систему качества для более узкой области, нежели предыдущий. Стандарты 9000 и 9004 определяют общие требования к системе качества и модели управления качеством.

Сейчас в России формируется система оценки качества, головной центр качества объединяет разветвленную сеть центров качества, формируемых на базе координирующих региональных центров инжиниринг-сети.

Государственная система оценки качества продукции в Российской Федерации включает в себя:

1) законы и нормативные акты, регламентирующие права и обязанности производителей и потребителей продукции в объеме разработки, создания, реализации и эксплуатации (потребления) продукции;

2) государственную систему стандартизации;

3) государственную систему надзора за соблюдением стандартов и состоянием измерительной техники;

4) государственную статотчетность предприятий по системе оценки качества продукции;

5) заводские (внутрифирменные) системы оценки качества продукции.

Современная система оценки качества продукции должна прямо ориентироваться на характер потребностей, их структуру и динамику; емкость и конъюнктуру рынка; стимулы, обусловленные экономической и технической конкуренцией, характерные для рыночных отношений.

Современная система оценки качества на предприятии, независимо от формы собственности и масштаба производственной деятельности, должна оптимально сочетать действия, методы и средства, обеспечивающие, с одной стороны, изготовление продукции, удовлетворяющей текущие запросы и потребности рынка, а с другой - разработку новой продукции, способной удовлетворять будущие потребности и будущие запросы рынка. Необходимость этого обусловлена, в частности, появлением таких новых задач, как планирование и оценка качества труда, анализ качества продукции, контроль исполнительской дисциплины, оперативное планирование повышения качества продукции.

Поступила в редакцию 31.01.06

P.P. Goncharov, Z.H. Salihova The system of product quality rating

The problem of quality of production has universal character in the modern world. Quality of the goods, its operational safety and reliability, service are for the modern buyer the basic criteria at fulfilment of purchase and therefore, define success or unsuccess of firm in the market. The modern market economy makes essentially new demands to quality of let out production. Improvement of quality of production - the mail direction of intensive development of economy, a source of economic growth, efficiency of a social production.

Гончаров Петр Павлович, Салихова Зилия Хамитовна ФГОУ ВПО «Оренбургский ГАУ» Россия, г. Оренбург, ул. Челюскинцев, д. 18 Е-mail: ogay@mail.esoo.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.