В. Ф. Зива
(Москва)
СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Академическое обучение в вузе художественного профиля представляет собой совокупность образовательного процесса и практического закрепления навыков творческого труда. Содержание, формы и методы обучения искусству имеют особую специфику, которая должна быть учтена при проектировании системы оценки качества. В статье предложена система критериев и показателей качества образования в художественному вузе
Требования Международной организации по стандартизации (ИСО) характеризуют качество образования как комплекс приобретенных в процессе обучения профессиональных и личностных характеристик специалиста. В них четко указано, что выпускник вуза должен отвечать требованиям, установленным государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ГОС ВПО), удовлетворять потребности рынка труда. Контент-анализ многочисленных источников показал неоднозначность восприятия и оценки качества образования. В. Добрень-ков выдвигает определение качества образования как соответствие учебно-дисциплинарной динамики формам культурной институциональной практики, подчеркивая, что при отсутствии качества образования утрачивается смысл образования как социального института [2]. А. Субетто и В. Селезнева вычленяют основную триаду компонентов качества образования - условия, процесс и результат [5]. Г. Скок выделяет качество ценностей [4]. М. Поташник определяет качество образования личности как соотношение цели и результата образовательной деятельности [6]. Проблемы качества образования в художественном вузе, который обладает особой спецификой обучения, рассматриваются в работах И. И. Горловой, Е. Л. Кудриной, С. И. Курганского, В. Ф. Максимович, Р. И. Пшеничниковой, Н. Р. Туравец, Т. В. Челышевой и др.
Изучение проблемы показало, что творческие вузы не имеют диагностического инструментария для создания собственной
системы показателей и измерителей качества подготовки студентов. Это связано со сложностью проблемы, заключающейся в несопоставимости, разнородности показателей, которыми обладает система художественного образования, неразработанностью обоснованных подходов агрегирования этих показателей в одну оценку. Отсутствие научного инструментария оценки качества художественного образования затрудняет решение ряда вопросов: улучшения уровня подготовки молодых специалистов; переподготовки и повышения квалификации педагогов и сотрудников, устоявшихся вузовских коллективов; развития педагогических форм и методов преподавания; внедрения инновационных программ и пр.
В настоящее время с качеством образования связывают рейтинг вуза, который складывается из комплексной оценки всех направлений деятельности его структурных подразделений, факультетов, кафедр, ценза профессорско-преподавательского состава, уровня сотрудников и определяется следующими основными критериями: кадровым потенциалом вуза, наличием аспирантуры и докторантуры, количеством специальностей и направлений подготовки, учебно-лабораторной базой, конкурсом при поступлении в вуз, наличием общежитий и социально-культурных объектов.
Эти критерии играют важную роль при выявлении рейтинга учебных заведений художественного направления, но этих показателей недостаточно, так как они не полностью характеризуют качество худо-
жественного образования. Изучая материалы, в которых отражается спрос на тот или иной вуз, можно сделать вывод, что при определении рейтинга вуза художественного профиля значимую роль играют конструкты первого порядка - внешние показатели качества образования. Внешними, или первичными, критериями качества художественного образования являются такие, как «возраст» учебного заведения, имена выдающихся педагогов прошлого и популярность современных мастеров искусств, имена известных выпускников-исполнителей, географическое место расположения вуза, трудоустройство выпускников и их известность. Для абитуриентов и их родителей показателем качества выступают такие факторы, как наличие творческих мастерских, «бренд» вуза, личный рейтинг педагога (почетное звание, популярность, какой творческий коллектив возглавляет, сколько подготовил лауреатов и победителей международных конкурсов, помощь мастера в трудоустройстве учеников и т.д.). Наряду с внешними характеристиками в вузе существуют внутренние индикаторы качества.
К основным базовым критериям качества образования относятся: целостность содержания; психологическая и академическая готовность обучающихся к восприятию содержания; соответствие содержания возможностям учебно-материальной базы вуза (кафедры, специальности); осознание студентами потребности в образовании; инновационный потенциал преподавательского и учебно-вспомогательного состава; готовность работать в новых условиях. Из проведенного анализа существующих концепций управления качеством образования следует, что система управления качеством образования должна создаваться учебным заведением с учетом специфики образовательного процесса и базироваться на стратегии менеджмента качества в образовании.
Система менеджмента качества образования строится на следующих принципах: разработка концепции качества подготовки специалистов и образовательных услуг; создание условий для качественного про-
ведения занятий в учебном заведении; организация и осуществление систематического наблюдения за учебным процессом; обеспечение мониторинга эффективности организационно-методической работы и управления персоналом; анализ динамики результатов обучения и условий осуществления образовательных процессов, постоянное совершенствование образовательного процесса с учетом результатов мониторинга.
При изучении данной темы автор выявил ряд негативных моментов, которые мешают продуктивной работе системы качества образования в вузах культуры и искусств. К ним относятся: недостаточное внимание в вузе к системе управления качеством как эффективному средству организации учебного процесса, обеспечивающему конкурентоспособность выпускников; низкий уровень компетентности работников вузов в области управления качеством образования, отсутствие навыков работы во внешней конкурентной среде; игнорирование научных методов управления качеством образования; слабая ориентация на потребителя; недостаток взаимосвязей с работодателями.
Несомненно, что в целях получения реальной картины процессов, обеспечивающих и подтверждающих качество образования, необходимо использовать статистические, социологические и педагогические методы диагностики. Для формирования рейтинговых оценок преподавателя, кафедры, факультета и других структурных подразделений вуза необходимо, учитывая требования, установленные законодательством РФ, государственными образовательными стандартами, нормативными документами и локальными актами, разработать оценочные критерии и показатели, в которых отражена специфика учебных заведений художественного профиля. При разработке алгоритма рейтинга педагога и кафедры в творческом вузе необходимо включать такие показатели, как: участие в профессиональных конкурсах, смотрах, фестивалях; количество концертов, спектаклей, показов; количество подготовленных лауреатов, дипломантов, проведенных
мастер-классов; участие в работе жюри всех уровней; личный вклад педагога в художественную жизнь вуза, региона, страны за текущий период. Не менее важным представляется создание новых, весьма тонких инструментов и механизмов, способствующих тому, чтобы преподаватели и студенты использовали свои возможности в самостоятельном выборе содержания и организационных форм учебного процесса для повышения его научного, культурного и профессионального уровня, более полного учета потребностей рынка труда.
Академическое обучение в системе художественного образования представляет собой совокупность образовательного процесса и практического закрепления навыков творческого труда. Содержание, формы и методы обучения сконцентрированы на приобретении студентами теоретических знаний и профессиональных навыков. Теоретическое и общегуманитарное обучение способствуют формированию научного мировоззрения и художественного мышления творческой личности, ее широкой образованности. Специальные дисциплины направлены на развитие и воспитание художественной индивидуальности, содействуют ее духовному становлению и социализации, способствуют приобретению и развитию профессиональных навыков для осуществления самостоятельной практической деятельности по выбранному направлению или специальности.
В художественном образовании под качеством подразумевается устойчивый и целостный характер обучения, базирующийся на сформировавшейся творческо-научной школе в данном вузе. В то же время в изученных материалах, посвященных характеристике качества художественного образования, нет его однозначного определения, не указываются типичные и специфические признаки данного объекта, позволяющие отличить его от других объектов. Исследуя многочисленные аспекты качества подготовки кадров - образованность, освоение будущей профессии, практическое применение теоретических знаний, можно сделать следующее заключение: критерии качества обучения в художественном обра-
зовании определяются степенью овладения общетеоретическими знаниями и уровнем практических навыков профессиональной и публичной деятельности.
Степень овладения знаниями определяется совокупностью традиционных и инновационных методов и технологий, ориентирующих выпускника на решение интеллектуальных, эстетических и общекультурных задач, создание художественных образов и произведений; на работу в учреждениях культуры и искусства и умение самостоятельно организовывать свой труд и продвигать продукт своего авторского творческого труда.
Уровень качества академического художественного обучения характеризуется следующими параметрами: цензом профессорско-преподавательского состава учебного заведения, рейтингом вуза, конкурентоспособностью выпускников на рынке труда творческих специальностей, освоением профессиональной публичной деятельности в годы обучения (международные, всероссийские и региональные конкурсы; художественные выставки и вернисажи; концерты; спектакли; актерские работы в кино и на телевидении; издание и публикации литературных произведений и т.д.).
В настоящее время роль качества образовательных услуг переосмысляется обществом. Это связано с различными аспектами, среди которых можно выделить наиболее главные - изменились параметры образованности и профессионализма молодых специалистов, современные экономические отношения, складывающиеся на рынке труда творческих специальностей, потребовали новых подходов к профессиональным знаниям и навыкам художественных кадров, поменялись и стали иными запросы работодателя. Эффективность качества образования рассматривается в настоящее время как высокая образованность, хорошая выучка, умение и готовность к постоянному развитию сферы искусства и построение собственной профессиональной карьеры, обеспечивающей внутреннюю удовлетворенность своей специальностью и творческий рост.
К основным параметрам и показателям оценки качества принято относить сово-
купность следующих функций: образовательных (развивающих, ориентирующих, воспитывающих); контролирующих; диагностических; прогностических. Они способны обеспечить целостность содержания образования, в том числе и художественного. Таким образом, качество художественного образования вплотную зависит от его специфики, которая заключается в следующем: глубокая связь художественного образования с художественным воспитанием и художественной деятельностью; преемственность обучения; раскрытие природных способностей и личной одаренности в процессе индивидуального обучения; формирование творческой личности, готовой к созидательному процессу; ежедневная практическая профессиональная деятельность; творческий педагогический состав; особенности организации учебного процесса; нестандартная проверка качества образования; подготовка к публичной художественной деятельности; профессиональное участие в культурной и художественной жизни региона, отчизны и зарубежных стран.
При разработке и организации в творческом вузе системы управления качеством образования необходимо учитывать современные российские и международные требования, предъявляемые к созданию само-развивающейся системы управления качеством образовательных услуг. Наряду с
традиционными критериями качества художественного образования его совершенствование должно быть связано с новыми, инновационными параметрами, к которым мы относим такие, как стремление к самостоятельному обучению и развитию природных данных; умение проектировать собственную профессиональную карьеру за счет различных образовательных программ (стажировки, курсы, мастер-классы и пр.); знание принципов продвижения собственного индивидуального творческого продукта (участие в конкурсах, выставках, проектах, инсталляциях и пр.); осознание всеми участниками образовательного процесса потребности, возможности и результативности образования; готовность преподавательского и учебно-вспомогательного состава вуза работать в условиях новой образовательной парадигмы.
С целью плодотворного закрепления на практике вышеозначенных параметров качества образования необходимо организовать систему управления качеством образования, которая рассматривается нами как совокупность последовательных действий, направленных на мониторинг учебного процесса, объективную оценку результатов обучения, эффективность организационно-методической работы и управления персоналом, осуществляющим контроль и обеспечение условий для проведения занятий в учебном заведении.
Литература
1. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : методическое пособие. - М., 2006.
2. Добреньков В. И., Нечаев В.Я. Общество и образование // М.: ИНФРА-М, 2003.
3. Горлова И. И. Художественная культура и художественное образование. - Краснодар, 2001.
4. Скок Г. В. Формирование ценностей и норм как основы построения системы качества образования // Качество образования: концепции, проблемы : материалы III междунар. науч.-ме-тодич. конф. - Новосибирск: НГТУ, 2000.
5. Субетто А. И. Селезнева В. А. Качество образования как синтезатор проблем развития образования в России: мониторинг, квалиметрия, доктрина // Качество образования: концепции, проблемы : материалы III международной науч.-методич. конф. - Новосибирск: НГТУ, 2000.
6. Поташник М. М. Качество образования: проблемы и технология управления (В вопросах и ответах). - М.: Пед. об-во России, 2002.