Научная статья на тему 'Система оценки качества образования учебных заведений районного уровня'

Система оценки качества образования учебных заведений районного уровня Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
711
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ / СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РАЙОНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамочкина К.А., Шиков А.Н.

На основе анализа существующих систем оценки качества образования районного уровня предлагается многоступенчатый алгоритм оценивания учебных заведений района по всем основным направлениям деятельности школ по обучению, воспитанию и внеучебной работе. Предложенная система оценки качества образования предоставляет широкие возможности полноценно составлять рейтинг учебных заведений района, анализировать во всех аспектах деятельность школ, разрабатывать перспективные планы работы и развития каждого учебного заведения района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система оценки качества образования учебных заведений районного уровня»

СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РАЙОННОГО УРОВНЯ

© Абрамочкина К.А.*, Шиков А.Н.*

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург

На основе анализа существующих систем оценки качества образования районного уровня предлагается многоступенчатый алгоритм оценивания учебных заведений района по всем основным направлениям деятельности школ по обучению, воспитанию и внеучебной работе. Предложенная система оценки качества образования предоставляет широкие возможности полноценно составлять рейтинг учебных заведений района, анализировать во всех аспектах деятельность школ, разрабатывать перспективные планы работы и развития каждого учебного заведения района.

Ключевые слова информационно-аналитическое обеспечение управления образованием, система оценки качества образования, критерии оценки качества образования, показатели качества обучения, учебное заведение района.

Система образования формирует интеллектуальный капитал страны и обеспечивает условия для развития рынка на базе инноваций и информатизации всех сфер человеческой жизнедеятельности. Нельзя не учитывать и опыт других стран, проверенный временем, успешно используемый и общепризнанный. Однако не существует готового решения и готовой идеальной модели оценки качества образования. Любое изменение, даже самое незначительное, необходимо проверять на практике и оценивать его влияние на общие изменения. Вопросы оценки и управления качеством образования становятся одними из самых важных и спорных для системы образования. В связи с таким высоким приоритетом данной проблемы образовалось большое количество методов управления качеством образования. Все методы имеют свои сильные и слабые стороны, но не существует универсального, для любого учебного заведения, города или района, пригодной для любой ситуации.

Необходима система которая могла бы определять какие методы пригодны для того или иного образовательного учреждения, а так же предлагать наиболее результативные комбинации разных методов управления качеством образования. Безусловно, такая система должна быть гибкой настраиваемой под конкретные условия региона, района и учебного заведения.

* Магистрант.

* Доцент кафедры Интеллектуальных технологий в гуманитарной сфере, кандидат технических наук.

Проблемы существующих информационных систем

управления качеством образования на районном уровне

Для достижения конкурентоспособности отечественной системы образования, необходимо постоянно отслеживать результаты любых изменений и уже на основе полученных данных планировать дальнейшее развитие. Одним из наиболее популярных и удобных инструментов, используемых для управления качеством образования, являются информационные системы.

На текущем этапе развития отечественной системы образования многие методики и системы зачастую берутся из зарубежных аналогов. Готовые системы управления качеством образования нельзя копировать полностью, так как многие особенности и требования нашей страны они не учитывают. Существует довольно широкий спектр требований, выдвигаемых к информационным системам в сфере образования. Во многих высших учебных заведениях уже давно используются те или иные информационные системы, улучшающие образовательный процесс, либо используемые в управлении качеством образования.

В школах процесс информатизации проходит несколько медленнее. Это связанно с множеством причин, начиная от разной направленности подготовки школ, заканчивая разными возможностями по материально-техническому обеспечению. При этом большое количество сил и времени у педагогов уходит на формирование ведомостей, отчётностей и другой документации по управлению качеством образования, которые можно было бы автоматизировать с помощью информационных систем. Для решения этой проблемы необходимо определиться с рядом требований, выдвигаемых к информационным системам оценки качества школьного образования.

Исходя из требований, выдвигаемых к информационно-аналитической деятельности региональным центром оценки качества образования и информационных технологий, а также беря во внимание опыт российских школ по информатизации управления и оценки качества образования, можно будет сформулировать требования к информационным системам оценки качества школьного образования, а так же сформировать ряд основных проблем создания таких систем.

В статье Е.В. Михайловой в сборнике «Единое информационное пространство: информационно-аналитическое обеспечение управления образованием» [18], для дальнейшего развития информационно-аналитической деятельности в системе оценки качества образования необходимы:

а) разработка разноуровневой и многоаспектной системы показателей;

б) оценки качества, которая включает в себя:

- оценку результатов;

- оценку процесса;

- оценку условий;

- оценку управления на основе разных источников (ведомственная и общественная экспертиза, результаты аттестации и лицензирования, государственная аттестация).

в) разработка способов анализа и оценивания полученной информации;

г) разработка механизмов принятия управленческих решений по результатам аналитической деятельности;

д) научное обоснование отбора процедур сбора информации о результатах, процессах и условиях деятельности региональной системы образования;

е) увеличение возможностей имеющихся процедур сбора информации за счет оптимизации имеющихся баз данных и создания новых баз данных;

ж) апробация и коррекция (оптимизация) процедур получения информации;

з) разработка соответствующих нормативных документов;

и) совершенствование способов взаимодействия различных образовательных учреждений дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов) в ходе реализации программы развития оценки качества образования;

к) совершенствование способов взаимодействия государственной и общественной оценки качества образования;

л) подготовка управленческих и педагогических кадров к эффективному использованию возможностей региональной системы оценки качества образования в целях развития личности учащегося, развития образовательного учреждения и системы образования в целом;

м) определение и обеспечение реализации возможностей и условий эффективной работы региональной системы оценки качества образования [18].

Анализ существующих и используемых информационных систем в образовательных учреждениях, изучение документации по ним и полученная информация от экспертов и конечных пользователей информационных систем позволили сделать вывод, что на текущем этапе информационные системы не достаточно автоматизированы. В основном встречаются только два автоматизированных процесса: это работа по итоговой аттестации в формате ЕГЭ и работа по учёту движения контингента обучающихся [19], остальные процессы либо совсем не автоматизированы, либо их автоматизация слабо распространена и внедрена лишь в небольшом количестве школ.

Кроме того, в перечисленных выше процессах ключевую роль играет не школа, а вышестоящая организация, то есть нагрузка от автоматизации этих процессов увеличивается на школы, а все плюсы достаются вышестоящим

организациям. Процесс осложняется тем, что многие материалы зачастую дублируются, как в цифровом, так и в бумажном формате, что вдвойне увеличивает нагрузку на школы. Основная задача - перейти от пассивного сбора данных к автоматизации реальных процессов, в частности процесса оценки качества школьного образования. Современные информационные системы выполняют эту потребность посредством добавления модуля к имеющейся информационной системе, так как это является наиболее удобным и простым способом. Программные модули берут информацию из общей базы данных, что решает проблему дублирования однотипной информации, при этом конечный пользователь не перегружен лишней информацией в рамках работы с одним модулем.

Важно учитывать и основные проблемы информационных систем в сфере образования:

а) достоверность данных (требуется большая достоверность данных, чем для обычного школьного документооборота);

б) интеграция обучающих и управленческих программ (каждая программа требует отдельного ввода данных. Отсутствие экспорта / импорта данных усложняет не только ввод однотипной информации, такой как список учащихся, но и анализ полученных результатов);

в) дублирование электронных и бумажных документов (проблема решается на нормативно-правовом уровне, а информационная система может только формировать имеющуюся информацию в необходимые установленные форматы);

г) публичное представление информации о системе образования и конкретном образовательном учреждении (необходимо обеспечивать интеграцию информационной системы с web-сервисами).

Управление качеством образования в школе предполагает эффективную систему отслеживания администрацией учреждения качественных характеристик результативности образовательной деятельности. Это требует разработки оценочно-критериальных комплексов и проведения на их основе педагогического мониторинга.

Педагогический мониторинг - система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития.

Объектами мониторинга могут быть [19]:

1. Качество деятельности администрации.

2. Качество преподавания.

3. Качество воспитательной работы классного руководителя.

4. Качество организации образовательного процесса.

5. Качество инновационной деятельности.

6. Качество обеспечения образовательного процесса.

7. Творческие достижения учащихся [19].

Для оценки качества школьного образования необходимо проводить мониторинг всех изменяемых показателей, позволяющих проанализировать динамику изменений в качестве образования, достигнутую реформацией внешних, либо внутренних факторов:

а) результативность обучения учеников, классов, параллелей, то есть

фиксировать результаты контрольных работ, аттестаций, итоги ЕГЭ

и ГИА, итоговые оценки учеников;

б) результативность обучения по конкретным предметам, преподавателям, и динамика эти результатов для ученика, класса, преподавателя;

в) учебную и внеучебную деятельность учеников;

г) выполнение учебного плана;

д) продолжение образования выпускниками школы.

Важно не перегрузить учеников и учителей сбором статистики в ущерб учебной деятельности. Тестирование должно проходить в чётко установленные сроки, а для минимизации проводимых оценочных тестов обеспечена передача результатов тестирования в вышестоящие органы.

Помимо сбора необходимой статистики крайне важно иметь инструменты визуализации полученной информации. Необработанные статистические данные крайне сложно воспринимать неподготовленному человеку, но их необходимо освещать в открытой отчётности школ, на родительских собраниях, на мероприятиях по планированию развития учебного заведения. Возможность построения разнообразных диаграмм становится крайне важной для обработки того огромного массива аналитических данных, который собирается в рамках процесса оценки качества образования.

Можно выделить следующие требования к информационным системам оценки качества школьного образования:

а) Основные нефункциональные требования:

1. Модульность системы.

2. Обеспечение безопасности данных.

3. Обеспечение достоверности данных.

4. Возможность интеграции с web-сервисами.

5. Единая база данных, либо возможность связи с информационными системами вышестоящих органов (районной, региональной системами оценки качества).

б) Основные функциональные требования:

1. Возможность создания, редактирования и удаления тестовых заданий для оценки качества усваиваемости информации учеником.

2. Автоматизация формирования тестов на основе имеющихся тестовых заданий.

3. Автоматизация обработки результатов тестирования и создание необходимых отчётов.

4. Возможность учёта результатов внеучебной деятельности учащихся и составления соответствующих отчётов.

5. Фиксирование результативности обучения учеников.

6. Создание аналитических отчётов и рейтингов, отслеживание динамики изменений.

7. Мониторинг успеваемости и качества знаний учеников, классов, параллели.

8. Возможность получения как сводной информации, так и информации по конкретному предмету, преподавателю, ученику, классу, параллели.

9. Контроль выполнения учебного плана.

10. Мониторинг продолжения образования выпускниками, оценка знаний выпускников следующей ступенью учебных заведений (ВУЗ, СУЗ).

11. Возможность осуществления мониторинга успехов учениками и родителями.

12. Гибкие инструменты визуализации.

13. Формирование отчётов.

Анализ существующих систем оценки качества образования показывает, что в большинстве своём все анализируемые системы, а так же системы на разных уровнях образования относятся в основном к системам оценки качества обучения. Здесь необходимо упомянуть определения обоих терминов «обучение» и «образование». Определения даны в Федеральном законе № 273 от 29.12.2012 года [1]:

- «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов»;

- «обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни»;

- «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [1].

Процесс образования намного шире процесса обучения, и помимо самого процесса обучения включает ещё и процесс воспитания, обычно не учитываемый в системах оценки качества обучения. Таким образом, чрезвычайно трудно составить полную картину о реальном состоянии образования в школах, основываясь только на результатах оценки качества обучения.

В силу того, что школы в районах могут быть достаточно разными (есть как очень сильные школы, так и слабые), оценивать качество их образования, основываясь только на качестве обучения, не является целесообразным. При такой оценке получится (и получается на данный момент), что сильные школы всегда будут на недосягаемом расстоянии от слабых и при этом, рост и развитие слабых на их фоне будут полностью теряться. Возможно, именно в слабых (в плане успеваемости учеников) школах будет сильно развита внеучебная деятельность, влияющая на всестороннее развитие учеников, которая в существующих системах оценки качества образования не учитывается вовсе.

Становится актуальным разработка новой системы оценки качества образования, учитывающей как результаты процесса обучения, так и результаты процесса воспитания. Помимо этого, для каждой школы важно отслеживать её успехи по конкретным видам деятельности, что делает необходимым использование «настраиваемых» критериев эффективности для каждой школы.

Система оценки качества образования на районном уровне

На районном уровне осуществляется только мониторинг за динамикой изменений в качестве образования подведомственных учебных заведений. На основе проведённого анализа делаются выводы, разрабатываются рекомендации по управлению качеством образования для каждого учебного заведения, формируются приказы о выплатах финансовых поощрений и др. Основной сбор данных происходит внутри школ, проводится анализ и сбор данных, которые впоследствии идут на обработку в район в виде статистических отчётов.

Оценка качества образования производится с помощью сравнения фактических и эталонных значений показателей. Эталонные значения показателей, как и сами показатели, устанавливаются нормативными документами на уровне района, региона и на федеративном уровне. Если эталонные значения не определены, их устанавливают при планировании образовательного процесса.

За фактические значения показателей качества образования принимают результаты аналитических исследований и мониторингов по образовательной деятельности школ района. Оценка качества образования происходит посредством сопоставления и определения соответствий между установленными требованиями и типовым набором показателей качества:

- условия осуществления образовательной деятельности;

- образовательная программа;

- организация образовательного процесса;

- индивидуальные достижения.

Эталонным показателем качества условий осуществления образовательной деятельности являются показатели, определённые строительными, санитарными и другими нормами и правилами. Фактические показатели определяются при лицензировании образовательной деятельности школ и аттестации педагогических работников.

Эталонный показатель качества образовательной программы состоит из показателей качества, определённых государственными образовательными стандартами. Фактические значения этих показателей определяются при государственной аккредитации учебных заведений и осуществлении контрольно--надзорных и мониторинговых мероприятий.

Эталонный показатель качества организации образовательного процесса состоит из показателей качества реализации образовательной программы (расписание занятий, учебный план и планирование учебных материалов). Фактическое значение этого показателя определяется при государственной аккредитации образовательного учреждения и осуществлении контрольно-надзорных мероприятий.

Эталонный показатель качества индивидуальных достижений определяется из готовности обучающегося к обучению на каждой ступени и его образовательных достижений. Фактические значения этого показателя формируются исходя анализа официальных документов, подтверждающих достижения учеников, мониторинговых исследований, контрольных и экзаменационных работ, аттестации выпускников.

На районном уровне проводится анализ качества образования подведомственных школ, для которого в большей степени необходимы данные от самих учебных заведениях о результатах и планах их учебной деятельности. То есть оценка качества образования осуществляется исключительно внутри района и не затрагивает сравнения с результатами деятельности школ других районов. Такая оценка будет проводиться уже на региональном уровне.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, районная оценка качества фактически подразумевает под собой выбор ряда критериев, на основе которых будет проходить сравнение подведомственных учебных заведений между собой.

Оценку качества образования можно условно поделить на внешнюю и внутреннюю. При этом внешняя оценка в некоторой мере является независимой. Внешние оценки строятся на основе данных, представленных учебными заведениями в открытый доступ и при должной степени информирования субъектов внешней оценки (общества, работодателей, власти, человека). Для анализа внешних оценок обычно используются экспертные методы (ранжирование, балльный метод) в совокупности с инженерно-технологическими для лучшего иллюстрирования динамики и при работе с большими массивами данных. Оценки в большинстве случаев собираются с помощью

анкетирования, опросов, интервьюирования, экспертной оценки и наблюдения. Сейчас не производится никакой деятельности по сбору данных о степени удовлетворённости учебными заведениями из сети интернет или из социальных сетей. Как показывает практика, результаты анкет или опросов не редко бывают не совсем корректными и объективными.

Для сбора внутренних оценок используются более разнообразные методы, самыми распространёнными из них являются: тестирование, эксперимент, экспертная оценка, интервью, опросы, анкетирование, наблюдение. Анализ внутренних показателей качества осуществляется в основном с помощью социально-психологических, инженерно-технологических и экспертных методов, представленных на рис. 1.

Рис. 1. Методы сбора и анализа различных типов оценки качества образования (ОКО)

При оценивании школ район обращает внимание, как на внутренние оценки, так и на внешние показатели. Естественно, каждый тип оценок имеет свой вес в общем суммарном определении качества образования конкретного учебного заведения. Необходимо более подробно описать все виды оценок.

Внешние оценки качества образования на районном уровне

Внешние показатели строятся со стороны основных потребителей и заказчиков услуг образовательных учреждений:

1. Человек (ученик, родители, родственники и т.п.).

2. Конечный потребитель услуг образовательных учреждений (работодатель, ВУЗ, СУЗ и т.д.).

3. Руководители организаций (районный, региональный, федеральный уровни).

4. Общество в целом.

В настоящее время внешним оценкам не уделяют достаточно внимания. В зарубежной практике уже давно пользуются публичными рейтингами школ и ВУЗов, у каждого учебного заведения есть свой статус и выработано определённое отношение общества к нему. В нашей стране пока такой подход не популяризирован. Сравнительно недавно информацию о работе учебных заведений стали выкладывать в открытый доступ. Однако, уже сейчас можно получить некоторую информацию о мнении конечных потребителей услуг конкретных учебных заведений. Будь то опрос выпускников, анкетирование родителей или анализ данных по социальным условиям района -такие данные нельзя не учитывать при составлении конечной оценки качества образования.

а) Оценка качества управляющей организацией. Фактически здесь на районном, региональном и федеральном уровне должны оцениваться:

1. Соответствие спроса на образовательное учреждение (все ли желающие имеют возможность учиться в школе, удовлетворяет ли количество и качество выпускников спросу работодателей, ВУЗов и т.д.).

2. Оптимальности и полноты составов подведомственных школ района.

3. Соответствует ли современным требованиям, достаточна ли обеспечены образовательными услугами жители подведомственных территорий).

4. Обеспечение ресурсами и их влияние на ограничение функционирования образовательного учреждения, к анализируемым ресурсам можно отнести: материально-техническое, информационное, кадровое, экономическое, нормативно-правовое обеспечение.

На данный момент оценка качества образования на разных уровнях (региональном, районном, федеральном) не однородна. Отсутствуют типовые модели и системы оценивания, методические рекомендации по организации и процессу проведения оценки качества образования. Всё это в большей степени должно разрабатываться на федеральном уровне.

б) Оценка качества образования обществом. Этот вид внешней оценки не формализован и определяется чаще всего за счёт деятельности социаль-

но-общественных организаций и их сотрудничества с образовательными органами управления и конкретными учебными заведениями.

Критериями оценки в данном случае могут быть:

1. Уровень общей и профессиональной образованности населения подведомственных территорий (среднее число лет, посвящённых образованию каждым взрослым жителем, количество людей с общим, средним, высшим образованием).

2. Доступность образования (экономическая, территориальная, социальная, все ли категории населения обеспечены в полной мере образовательными услугами).

3. Влияние уровня образованности на безработицу, уровень занятости (сколько людей с высшим, средним, общим образованием не обеспечены работой, сколько людей без образования не обеспечены работой).

4. Влияние уровня образованности населения на социально-общественное развитие (количество правонарушений, количество волонтёрских движений и другое).

в) Оценка качества образования конечным потребителем услуг образовательного учреждения. Так же не формализованный вид внешней оценки, осуществляется с помощью сотрудничества с предпринимателями, предприятиями, ВУЗами, СУЗами. В перечень критериев входит:

1. Степень удовлетворённости качеством подготовки выпускников конкретного образовательного учреждения, соответствие реального уровня знаний выпускников ожидаемому.

2. Удовлетворённость перечнем и содержанием образовательных программ (начальное знакомство с отраслями и профессиями, обеспечение необходимым багажом знаний выпускников).

3. Удовлетворённость выпускниками школы профессиональных учебных заведений (отношение потребности в специалистах и количества выпускаемых специалистов).

Здесь возможны и другие критерии оценки. В частности они зависят от конкретных лиц, предоставляющих обратную связь по качеству уровня образования.

г) Оценка качества конкретными людьми. Этот вид внешних оценок тоже не достаточно формализована и фактически его можно считать отсутствующим. Систематического сбора и анализа информации такого рода пока не собирается, хотя это является важной частью внешних показателей. К критериям таких оценок можно отнести:

1. Степень удовлетворённости получаемым образованием (уровень образовательной программы, условия обучения).

2. Удовлетворённость полученным образованием (качество усвоенной информации, пригодность и востребованность знаний, фактическая их польза).

3. Степень полезности полученного образования (повышение доходов, социального статуса, личностные достижения).

4. Удовлетворённость полученным образованием по прошествии некоторого количества времени.

Система внешних оценок в настоящий момент не достаточно развита в нашей стране. Не налажен механизм сбора и анализа такого вида информации. Внешние оценки - это отдельный вид оценок, более связанный с независимой оценкой. В настоящее время, внешние оценки не имеют достаточной силы среди других оценок, хотя являются прямым индикатором качества и их учёт предусмотрен в законодательстве. В нашей стране только начинает развиваться это направление оценивания качества образования и здесь ещё много вопросов, открытых для исследований.

Внутренние оценки качества образования на районном уровне

Внутренние оценки в большей степени направлены на оценку работы элементов системы образования: образовательных учреждений, программ, учеников и учителей. Они более формализованы и ими легче управлять. На данный момент, внутренние показатели являются основным индикатором качества образования.

Внутренних оценок существует огромное множество. Такое разнообразие обусловлено множеством типов и видов образовательных учреждений, различными учебными программами, потребностями населений разных территориальных объединений и так далее. Аналогично существует и огромное количество критериев сравнения и оценивания внутренних показателей. Конечно, существует список законодательно утверждённых показателей [24], но зачастую во внутренних показателях образовательных учреждений используются не только они.

В связи с этим, необходима некая систематизация показателей и выделение перечня конкретных показателей, влияющих на итоговую оценку качества образования. Были проанализированы примеры существующих систем оценки качества образования [20-22], проинтервьюирован ряд экспертов и на основе полученных данных, в совокупности с утверждёнными показателями [24] был составлен перечень актуальных показателей.

Для удобства работы с большим количеством показателей, они были объединены в группы по влиянию на разнообразные объекты образовательной деятельности (образовательное учреждение, образовательная программа, учащийся, обучающий). Критерии могут составляться из учёта потребностей района и возможно не подойдут в полной мере для другого субъекта Российской Федерации. В этом и гибкость и универсальность предложенного подхода.

Показатели внутренних оценок качества образования: 1. Материально-технические возможности и образовательная инфраструктура.

2. Методическое обеспечение.

3. Ресурсы педагогических кадров.

4. Содержание образования.

5. Управление ОУ и образовательным процессом.

6. Организация учебного процесса.

7. Организация воспитательного процесса.

8. Организация дополнительных видов образования.

9. Организация спортивно-массовой работы.

10. Организация патриотического воспитания.

11. Учебные достижения обучающихся.

12. Внеучебные достижения обучающихся.

Выделенные двенадцать показателей максимально широко охватывают все сферы образовательной деятельности учебных заведений. При этом каждый из показателей имеет свой собственный перечень критериев оценки.

Все рассматриваемые показатели можно разделить на качественные и количественные. Когда количественные оцениваются и сравниваются с помощью единой системы шкалирования, то качественные показатели так сравнить не получится.

Существует много методик и теорий по отношению к методам оценки и сравнения качественных показателей [28-32]. Однако, ввиду многообразия и разнородности выделенных показателей, единственно возможным вариантом оценки качественных показателей и присвоения им количественных весов является использование бинарных (верно, неверно) или многозначных шкал оценивания, выбираемых с помощью экспертных методов. В качестве таких экспертных методов могут подойти балльный метод, метод ранжирования, метод сопоставления и другие. Важно учитывать, что в качестве экспертов необходимо привлекать только квалифицированных людей, разбирающихся в данной тематике, во избежание получения некорректных данных.

Для адекватности данных оценки качества образования в разных образовательных учреждениях, а так же для возможности сравнений образовательных учреждений между собой, необходимо, чтобы критерии сравнения и шкалы, по которым оцениваются критерии, были идентичны для всех сравниваемых образовательных организаций. На сегодняшний день это не совсем так. В ряде регионов и районов такое сравнение проводится, но далеко не по всем выделенным выше показателям. Чаще всего оценивается только количественные показатели (как уже упоминалось выше, это результаты ЕГЭ, ГИА; доля отличников и медалистов из общего числа учеников, доля учеников, изучающих второй язык и т.п).

Для максимально полной и верной оценки качества образования учебных заведений, а также для сравнения учебных заведений по разным показателям, внутри района необходимо: унифицировать показатели оценки качества образования, определить единую для района систему шкалирования

и градации показателей, привести к единым стандартам методику оценки качества образования.

Оценка качества образования на уровне района чрезвычайно трудоёмкий процесс, учитывающий множество показателей. Здесь важно чётко разделить уровни ответственности за сбор информации между образовательными учреждениями и районом, а также грамотно организовать анализ полученной информации.

Система оценки качества образования состоит из трёх уровней:

1. Оценка качества на уровне класса.

2. Оценка качества на уровне образовательного учреждения.

3. Оценка качества на уровне района.

На уровне класса осуществляется оценка таких показателей как достижения учеников (учебные и внеучебные), психологический климат, уровень воспитанности и т.п. Эти виды оценок осуществляются с помощью классных руководителей, психологических и социологических служб.

На уровне образовательного учреждения осуществляется комплексная оценка качества образования, предоставляемого учебного заведения: материально-технические возможности, кадровый потенциал, доля отличников, троечников, хорошистов, процент выбывших учеников и т.п. На этом уровне учитываются результаты, полученные на уровне классов.

На уровне района осуществляется сводный анализ показателей всех районных образовательных учреждений (рис. 2).

Для глубокой оценки качества образования на районном уровне потребуется проведение анализа на двух этапах. Первый этап - общий, позволяющий составить рейтинг подведомственных образовательных учреждений, как общий, так и по каждому конкретному критерию. Второй этап носит исследовательский характер и позволяет оценить качество образования как отношение условий предоставления образовательных услуг, к конечным результатам потребления образовательных услуг. Это послужит составлению конкретных рекомендаций и принятию мер по улучшению качества образования в конкретных учебных заведениях района.

Все показатели должны рассчитываться по единой шкале оценивания, для дальнейшего их сравнения между собой и для сравнения результатов школ. Классической шкалой оценивания является процентная или сто балльная шкала. Она является наиболее удобной для определения долей фактических показателей относительно запланированных или регламентируемых.

Все учебные заведения района в установленный период предоставляют свои оценки качества образования в их образовательном учреждении, сформированные в соответствие с требованиями, установленными на районном уровне (оценки выделенных групп параметров по установленной единой шкале).

Рис. 2. Многоступенчатая структура системы оценки качества образования

Полученные оценки перемножаются с нормальными оценками групп параметров. Получившиеся величины будут являться рейтингом конкретного образовательного учреждения по конкретной группе параметров. Сумма этих величин и является суммарным рейтингом качества образования, представленные в табл. 1.

Таблица 1

Матрица формирования рейтинга учебного заведения (качество образования по выделенным группам параметров)

Группы параметров Взвешенная оценка Итоговая оценка

Pi Pi Pi Pi

Важность критерия h(Pi) h(Pi)

ОУ1 Gii Ou Ai = Gii • h(Pi) Du = Gii • h(Pi) и EM »

оу Gji Gß Dji = Gji • h(Pi) Du = On • h(Pi) и EM » Jp

Где Р{ - /-ая группа параметров оценки качества;

И(Р) - степень важности /-ой группы параметров;

ОУ] -у-ое образовательное учреждение;

Ор - оценка качества образования '-ого образовательного учреждения по /-ой группе параметров;

Б - взвешенная оценка качества образования '-ого образовательного учреждения по /-ой группе параметров.

Я] - суммарная оценка качества образования '-ого образовательного учреждения.

Таким образом, получаем суммарный рейтинг образовательных учреждений по качеству образования, так и промежуточный рейтинг по каждой группе параметров. На этом первый этап оценки качества завершается.

Для структуризации и упрощения дальнейшего анализа (второй этап оценивания) выделенные двенадцать показателей будут разделены на две группы: показатели, влияющие на оценку результата и показатели, влияющие на оценку условий и образовательного процесса. Таким образом, можно сопоставить оценку результатов с оценкой условий и процесса образования, мы сможем получить анализ состояния качества образования конкретной школы.

К показателям результата относятся:

1. Учебные достижения обучающихся.

2. Внеучебные достижения обучающихся.

К показателям условий и процесса относятся:

1. Материально-технические возможности и образовательная инфраструктура.

2. Методическое обеспечение.

3. Организация учебного процесса.

4. Организация воспитательного процесса.

5. Организация дополнительных видов образования.

6. Организация спортивно-массовой работы.

7. Организация патриотического воспитания.

8. Ресурсы педагогических кадров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Управление ОУ и образовательным процессом.

10. Содержание образования.

Можно описать алгоритм работы системы оценки качества образования на основе двухэтапного анализа: рейтингового оценивания и кластерного метода сравнения на районном уровне.

1. Разработка системы критериев показателей качества. В разработке участвуют только эксперты соответствующего уровня компетенции. Разработка осуществляется на районном уровне.

2. Проведение сбора информации на уровне класса внутри одного учебного заведения. В качестве такой информации могут собираться:

учебные и внеучебные достижения, психологический климат класса, самооценки обучающихся и т.д.

3. Проведение сбора и анализа информации на уровне образовательного учреждения. На уровне школы учитываются организационные и материально-технические и другие возможности и образовательные условия. При этом идёт систематизация, структуризация и локальный анализ данных, полученных на уровне класса. Составляются средние рейтинги успеваемости по школе. На этом шаге могут проводиться локальные внутришкольные оценки качества образования: проводиться мониторинг динамики изменений внутри классов, параллелей, разрабатываться методики коррекции учебного процесса на основе полученных данных.

4. Осуществление анализа данных, предоставленных от подведомственных образовательных учреждений. Первичное составление рейтингов образовательных учреждений.

5. Классификация и кластеризация анализируемых данных. Проводится кластерный анализ, выявляются школы, входящие в «аномальные» кластеры.

6. Проводится более глубокий факторный анализ, позволяющий выявить причины нахождения учебных заведений в «аномальном» кластере. Составляются рекомендации для школ по улучшению предоставляемых образовательных услуг. На основе полученного анализа идёт разработка ряда мероприятий и действий, призванных улучшить предоставляемые услуги образования на районном уровне (нормативно-законодательное сопровождение, районные культурно-массовые мероприятия, распределение финансовых активов и другое).

Выводы

В настоящее время сравнительно небольшое число систем, методов, а так же информационных систем оценки качества образования районного уровня учитывают не только качество обучения, но и качество воспитательной работы. Так как образование подразумевает под собой две эти связные составляющие, отказ от какой-либо из них может означать лишь неполный анализ и оценку качества. Чаще всего оценивается только качество обучения: проводится рейтинг по успеваемости, по результатам написания ЕГЭ, ГИА, других государственных экзаменов, аттестаций и аккредитаций.

Оценка воспитательной работы очень редко встречается в системах оценки качества образования районного уровня. Вопросами воспитания занимаются только внутри конкретных классов или в рамках каких-либо отдельных мероприятий. На уровне школы статистика по воспитательным работам выводится редко и практически не учитывается в рейтингах школ района. Пред-

ложенная система оценки качества образования на районном уровне позволяет не только учитывать результаты ЕГЭ и ГИА, но и учитывать внеучебную работы школ района. На основе постоянного мониторинга и анализа всех показателей районным специалистам отделов образования можно отслеживать динамику и эффективность всех видов деятельности школ района, составлять планы работы и развития каждого учебного заведения.

Список литературы:

1. Федеральный Закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2013 № 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги».

3. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.03.2013 № 487 «Об утверждении плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 годы».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».

5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена приказом Президента Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. Пр-271).

6. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (постановления Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61 и от 20 декабря 2011 г. № 1034).

7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 792-р).

8. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357).

9. Федеральный государственный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897).

10. Федеральный государственный стандарт среднего (полного) образования (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413).

11. Приказ «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (приказ Минобр-науки России от 24 марта 2010 г. № 10); распоряжение «О процедуре аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Санкт-Петербурга» (распоряжение Комитета по образованию от 18.03.2011 № 411-р).

12. Концепция и план мероприятий общероссийской системы оценки качества общего образования (ОСОКОО) на 2014-2016 годы (проект).

13. Закон Санкт-Петербурга от 17.06.2013 №461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге».

14. Модель Санкт-Петербургской региональной системы оценки качества образования. Приложение 1 к распоряжению Комитета по образованию от 20.01.2014 № 37-р.

15. Информационная система «ЗНАК» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.inissoit.by/products_space.shtml (дата обращения: 12.07.2015).

16. «1С:Образование5.Школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://оЬг. 1c.ru/educational/prepodavatelyam/1S-Obrazovanie-5-SHkola/ (дата обращения: 12.07.2015).

17. «1С:ХроноГраф Школа 3.0 ПРОФ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.chronobus.ru/normbase/detail.php?ELEMENT_ID=1772548 (дата обращения: 16.07.2015).

18. Единое информационное пространство: информационно-аналитическое обеспечение управления образованием / Под ред. Е.В. Михайловой и Н.В. Бусыгиной. - СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2010.

19. Единое информационное пространство: школа - район - город: методическое пособие / Сост. Н.В.Бусыгина. - СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2008.

20. Положение о муниципальной системе оценки качества образования Кавказского района. - 2011.

21. Создание школьной системы оценки качества образования. - Расска-зово, 2008.

22. Концепция оценки качества основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС к результатам образования (краткий конспект). - 2009.

23. Распоряжение комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга от 05.08.2013 «Об утверждении показателей эффективности деятельности государственных общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга».

24. Критерии Санкт-Петербургской региональной системы оценки качества образования. Приложение 3 к распоряжению Комитета по образованию от 20.01.2014, № 37-р.

25. Положение о Санкт-Петербургской региональной системе оценки качества образования. Приложение 2 к распоряжению Комитета по образованию от 20.01.2014, № 37-р.

26. Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций. Утверждено заместителем министра образования и науки Российской Федерации А.Б. Павленко. - 14.10.2013.

27. Методическое объединение учителей информатики. Критерии оценки, показатели качества обучения / М.В. Локтионова. - Мурманский государственный институт, 05.01.2012.

28. Использование аппарата нечётких множеств для оценки качества образовательных услуг / И.В. Иванов, Р.У Стативко // Успехи современного Естествознания. - Белгород: БГТУ им. В.Г. Шухова, 2005. - № 1.

29. Критерии и показатели качества образования / Н.П. Заграй, В.Н. Пу-ховский, И.А. Синявская // Журнал «Инженерное образование». - Таганрогский государственный радиотехнический университет, 2005.

30. Объективные критерии качества учебных материалов, предназначенных для Интернет-обучения / А.В. Симонов // Тезисы выступления на Европейском семинаре по ДО с помощью ГИС. - Швейцария, 20.03.2007.

31. Система критериев качества обучения студентов в высшем учебном заведении / И.А. Бартасевич // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2008. - № 3.

32. Формирование школьной системы оценки качества образования. Сборник методических материалов. - МБУ «СЦОКО», 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.