Научная статья на тему 'Внешняя оценка качества образования в ракурсе социологического исследования'

Внешняя оценка качества образования в ракурсе социологического исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1461
714
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / НЕЗАВИСИМЫЙ КОНТРОЛЬ / ЭВАЛЮАЦИЯ / МОНИТОРИНГ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / EXTERNAL EVALUATION OF EDUCATION QUALITY / INDEPENDENT CONTROL / EVALUATION / MONITORING / SOCIOLOGICAL RESEARCH / CUSTOMER SATISFACTION WITH THE QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомицкая Галина Николаевна

В статье на основе анализа научных подходов к разработке процедур внешней оценки качества общего образования обусловливается необходимость проведения социологических исследований с целью выявления степени удовлетворенности качеством образования потребителей образовательных услуг. Приводятся данные социологического исследования, проведенного в региональной образовательной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фомицкая Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

External Quality of Education in Foreshortening of Sociological Research

The article stipulates the necessity of conducting sociological research for the purpose of evaluating customer satisfaction degree with the quality of education. The article is based on the analysis of scientific approaches to elaborating the procedure of external evaluation of the quality of general education. The article also provides the data of a sociological research conducted in a regional educational system.

Текст научной работы на тему «Внешняя оценка качества образования в ракурсе социологического исследования»

Таким образом, преподаватели факультета являлись ключевой фигурой в иноязычном вузовском образовании исследуемого периода. Их характеризовали высокий уровень образования, прекрасное владение иностранными языками, научно-методическая деятельность, повышение квалификации за границей, подготовка учебных пособий и материалов. В этот период иноязычное образование поднялось на новую качественную ступень своего развития.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что данное время в развитии иноязычного вузовско-

го образования было детерминировано общими социально-политическими факторами. Исторический период развитого социализма в преломлении регионального вуза на факультете характеризовался расширением материальной базы факультета, интенсификацией учебного процесса. В рассматриваемый период был достигнут высокий уровень преподавания иностранных языков. Большой вклад в это внесли высококвалифицированные научные кадры факультета.

Литература

1. Национальный архив Республики Бурятия. Ф. 666. Оп. 1. Д. 1214.

2. Миньяр-Белоручев Р.К. Методический словник. - М.: Стелла, 1996. - 81 с.

3. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы [Электронный ресурс]. URL: http://www.lawmix.ru/docs cccp/3775.

4. Становление высшего образования в Бурятии / отв. ред. И.А. Батудаев. - Иркутск, 1981. - 163 с.

Тараскина Ярослава Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры перевода и межкультурной коммуникации Бурятского госуниверситета. E-mail: jarat@mail.ru

УДК 378.016

© Г.Н. Фомицкая Внешняя оценка качества образования в ракурсе социологического исследования

В статье на основе анализа научных подходов к разработке процедур внешней оценки качества общего образования обусловливается необходимость проведения социологических исследований с целью выявления степени удовлетворенности качеством образования потребителей образовательных услуг. Приводятся данные социологического исследования, проведенного в региональной образовательной системе.

Ключевые слова: внешняя оценка качества образования, независимый контроль, эвалюация, мониторинг, социологическое исследование, удовлетворенность качеством образования.

б'.М Я?т//$Аауа

External Quality of Education in Foreshortening of Sociological Research

The article stipulates the necessity of conducting sociological research for the purpose of evaluating customer satisfaction degree with the quality of education. The article is based on the analysis of scientific approaches to elaborating the procedure of external evaluation of the quality of general education. The article also provides the data of a sociological research conducted in a regional educational system.

Keywords: external evaluation of education quality, independent control, evaluation, monitoring, sociological research, customer satisfaction with the quality of education.

Политическое и социально-экономическое развитие страны зависит от эффективности деятельности образовательной системы. Соответственно, выявление, измерение качества образования должно быть организовано не только со стороны самой образовательной системы, но и со стороны общества и независимых оценочных структур. Оценка качества образования организуется как важнейшая функция управления и мониторинга качества образования с учетом ранга образовательных систем и степеней непрерывного образования.

Оценка качества образования имеет две составляющие: внешняя - со стороны потребителей образовательных услуг и внутренняя - производимая в самой системе образования.

Внешняя оценка качества образования на федеральном уровне определяет его как системносоциальное качество образования, которое лежит в основе обеспечения и повышения качества жизни населения как главной цели существования любого национального государства и любого общества в XXI в., в том числе и России.

В сложившейся российской практике оценку качества подготовки выпускников как главную составляющую оценки результативности деятельности учреждений образования осуществляют сами производители образовательных услуг. Исключение составляет оценка уровня подготовки выпускников средней общеобразовательной школы, для которой в настоящее время впервые реализован механизм независимой оценки в рамках единого государственного экзамена.

Внешняя оценка качества отражается в таких категориях, как независимый контроль или образовательный аудит, оценивание, мониторинг и эвалюация качества, общественная экспертиза.

Независимый контроль и эвалюация как феномены, сформировавшиеся на стыке педагогики и менеджмента, способствуют повышению качества обучения в том случае, если обеспечивают получение надежной информации, ее анализ и сопоставление с соответствующими национальными и международными нормами. Следствием проведения данных процедур является установление возможностей образовательного учреждения для определения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных перспектив развития образовательной системы. Для родителей независимый контроль и результаты эва-люации являются индикатором качества школы, а для органов управления - основанием для принятия обоснованных управленческих решений и распределения ресурсов.

Внешняя оценка качества образования представляет собой комплекс оценочных процедур, проводимых независимыми организациями и физическими лицами относительно объекта оценивания.

Система внешней оценки качества образования на государственном уровне представлена государственными институтами лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений и сертификации определенных компонентов образования. Кроме того, происходит формирование общественных институтов аккредитации на базе различных научно-педагогических и научных ассоциаций и объединений. Общественную экспертизу с целью внешней оценки качества деятельности ОУ имеют право осуществлять представители общественных управляющих, наблюдательных и попечительских советов, регионального союза попечителей, социального партнерства. В этой связи необходимо определить объекты, субъекты и критерии оценивания.

На основании Закона о стандарте система внешней оценки качества образования строится на основе оценки образовательных результатов, структуры образовательной программы и условий осуществления образовательной деятельности. Исходя из этого, объекты оценки качества образования, в том числе и внешней оценки, на всех уровнях образования представлены основными элементами:

- образовательные организации (учреждения) и их системы (сюда входят и органы управления, подведомственные организации и службы, а также независимые структуры, выполняющие по заказам органов управления образованием те или иные функции, обеспечивающие образовательный процесс и процесс управления), реализующие спектр образовательных программ всех типов и видов, включая образовательные подразделения предприятий.

- индивидуальные образовательные достижения обучающихся, представляющие собой наиболее значимый объект оценки. Индивидуальные образовательные достижения включают в себя как учебные, так и внеучебные результаты, как предусмотренные различными учебными и образовательными программами, так и не предусмотренные. Основой современных результатов являются сквозные образовательные результаты, которые прослеживаются через все образовательные области, ступени образования, являясь интегральной характеристикой образовательной результативности школьника. Компетентности - универсальные общие способы, которыми должен обладать человек по включению в современные формы деятельности, кооперации и коммуникации, определяющие лицо современного мира и современной экономики.

Образовательные компетентности представляются в виде уровня освоения культурных (т.е. исторически сформировавшихся в человеческой культуре) средств и способов действий, позволяющих обучаемому решать как учебные, так и внеучебные задачи, а также продолжить обучение на последующих ступенях образования.

Они описываются через образовательную самостоятельность; образовательную инициативу; образовательную ответственность.

Уровни овладения этими компетентностями составляют и зону актуального, и зону ближайшего развития обучающегося в каждом возрастном периоде от детского сада до окончания профессионального образования. Более того, это такие компетентности, без развития (усилении) которых невозможно развитие любой профессиональной деятельности. Поэтому любая фор-

ма повышения квалификации подразумевает повышение самостоятельности, личной инициативы и ответственности. Главная задача внешней оценки - определить уровни сформирован-ности этих компетентностей в каждом возрастном периоде.

Социальный опыт - опыт, приобретенный субъектом в собственной деятельности по решению общественно значимых задач, опыт по осознанию своих социальных позиций и социальных коммуникаций. Образовательная программа по формированию социального опыта предполагает наличие в практике обучающихся социально значимых проектов.

Исходя их вышесказанного, предметами оценки являются:

1) на «входе» - спрос (согласование спроса и предложения) на образовательные услуги;

2) на «выходе» - спрос (согласование спроса и предложения) на выпускников. С данной позиции одной из основных целей образовательной системы является согласование, удовлетворение и опережающее формирование спроса на образовательные услуги и выпускников в рамках заданных институциональных ограничений и существующего ресурсного обеспечения в территориальном, отраслевом и уровневом ас-

Подобная потоковая модель может стать основой для технологического обоснования оценок качества деятельности региональных образовательных систем. Кроме того, одной из оценок деятельности системы образования являются показатели того, насколько семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обеспечена возможность выбора условий освоения образовательных программ, соответствую-

пектах. Отметим, что первые две оценки являются по отношению к образовательной системе внешними и основными, а остальные (перечисляемые ниже) - внутренними (вспомогательными).

3) состав образовательных учреждений сети (региональной, территориальной и т.д.) - полнота, оптимальность;

4) структура образовательной системы (в целом, включая органы управления образованием и инфраструктуру) - полнота охвата населения образовательными услугами, соответствие содержания образования потребностям производства и т.д.;

5) институциональные и ресурсные ограничения деятельности образовательных учреждений (мотивационные, кадровые, финансовые и т.д.) - оптимальность;

6) ресурсное обеспечение образовательной

системы: мотивационное, кадровое, научнометодическое, финансовое, материально-

техническое, нормативно-правовое, информационное - достаточность, оптимальность.

Сравнительный анализ субъектов и объектов оценки показывает, что в их качестве могут выступать как система образования в целом, так и элементы этой системы, что позволяет определить систему внешних оценок качества образования.

щих типу физических и интеллектуальных ограничений молодого человека.

Отдельной проблемой, требующей также системного анализа, является определение степени удовлетворенности выпускников ОУ полученным образованием по прошествии определенного количества времени. Эта информация может быть получена посредством социологических опросов в рамках мониторинга. Основная сложность настоящего этапа становления

Таблица 1

Система внешних оценок качества образования

№ Субъект оценки Объект оценки Механизмы проведения оценочных процедур

1 Органы власти Органы управления образованием Оценка осуществляется преимущественно волевым порядком

2 Общество Система образования Создание управляющих наблюдательных и попечительских советов, регионального союза попечителей, развитие социального партнерства с общественными организациями. Общественная экспертиза деятельности ОУ

3 Производство Система образования Социальное партнерство с предприятиями, предпринимателями, торгово-промышленной палатой и т.д.

4 Личность Система образования Оценка со стороны населения только при предоставлении публичного отчета деятельности ОУ

5 Система образования Система образования Отдельные случаи взаимодействия ОУ между собой и, соответственно, взаимооценок

системы оценки качества состоит: 1) в полном отсутствии инструментария практически по всем позициям, за исключением инструментария для оценки предметных знаний и отчасти -предметных умений:

- нет методик экспертной оценки соответствия планируемых результатов социальным ожиданиям;

- нет методик анализа урока (реализуемых учителем образовательных результатов);

- нет надежного инструментария для оценки внеучебных достижений, навыков социализации (социального опыта), ключевых компетентностей и пр.

2) в отсутствии надежных представлений о наиболее значимых факторах, влияющих на образовательные результаты (как следствие возникают трудности с формированием репрезентативной выборки, множественность опросных форм и т.д.);

3) в отсутствии надежной и ограниченной системы показателей для оценки качества образования, основанной на данных мониторинговых исследований (как правило, несмотря на проводимые исследования, для оценки качества образования пользуются в основном показателями образовательной статистики);

4) в отсутствии методики анализа данных (из-за чего анализ и интерпретация данных в настоящее время является искусством).

Таким образом, внешняя оценка качества образования включает в себя массу компонентов и требует решения многих проблем: законодательных, научных, методических, организационных, управленческих и т.д.

Проведение социологических исследований, на наш взгляд, открывает возможности для нахождения путей решения обозначенных проблем. Актуальность мониторинга общественного мнения возрастает с пониманием того, что он может выступить одним из важнейших механизмов взаимодействия органов государственной власти, системы образования и гражданского общества, позволяет получить адекватную и верифицированную информацию как о состоянии региональной системы образования в целом, так и о специфике общественного мнения по поводу современных проблем образования. Такое исследование требует многостороннего квалифицированного изучения широкого круга данных и связано с привлечением всего методического инструментария социологической науки. Результаты исследования не только позволяют диагностировать состояние системы общего образования, но и могут лечь в основу приня-

тия управленческих решений, тем самым оптимизировать работу органов управления образованием, учреждений образования, придать импульс научным исследованиям. С этой целью в августе-декабре 2009 г., а также в июне-июле 2011 г. учеными Бурятского государственного университета было проведено социологическое исследование удовлетворенности населения Республики Бурятия качеством общего образования. Как основной метод сбора данных применялся анкетный опрос. Вспомогательные методы сбора данных включали: метод вторичного анализа данных социологических исследований, метод анализа документов и др.

Расчет выборочной совокупности осуществлен методом многоступенчатого стратифицированного отбора. Конкретные параметры объемов и характеристик респондентов и образовательных учреждений рассчитаны исходя из данных Министерства образования и науки РБ.

Расчет выборочной совокупности исследования включал три этапа.

1 этап - отбор районов Республики Бурятия (удаленность от г. Улан-Удэ, национальный состав);

2 этап - отбор школ;

3 этап - отбор респондентов. Сплошной опрос учителей, учеников и родителей одного одиннадцатого класса.

С целью формирования наиболее представительной модели выборочной совокупности было запланировано проведение опроса на территории девяти районов республики, включая два со значительной степенью удаленности от г. Улан-Удэ, два средней степени удаленности и два близлежащих района, а также все три района г. Улан-Удэ, что помогло получить представительную картину содержания и уровня учебновоспитательного процесса.

Было решено определить для участия в исследовании два общеобразовательных учреждения в каждом районе г. Улан-Удэ (исходя из того, что общее количество учащихся в городских школах, как правило, превышает число учащихся в сельских школах) и по три школы в сельских районах. При этом в модель выборочной совокупности с целью создания максимально «объемной» и реалистичной модели образовательного пространства республики были включены и три школы (две гимназии, один лицей), реализующие образовательные программы повышенного уровня, а также малокомплектные школы.

В каждом образовательном учреждении, включенном в выборочную совокупность иссле-

дования, были опрошены три группы респондентов: учащиеся одного выпускного одиннадцатого класса, их родители, а также учителя этого учреждения. Такая система построения выборочной совокупности представляет собой оптимальную модель, представительную по основным параметрам генеральной совокупности. В число респондентов таким образом были включены все основные группы потребителей образовательных услуг общего образования. Всего было опрошено 1065 респондентов.

Кроме массового анкетного опроса были проведены опросы экспертов, в число которых вошли участники семинаров, круглых столов и общественных обсуждений, посвященных развитию системы КОЭРСО. Кроме представителей экспертного сообщества МОиН РБ в выборку были включены федеральные эксперты, специалисты и руководители муниципальных органов управления образованием, а также представители образовательных учреждений РБ. Распределение респондентов по группам выборочной совокупности представлено в таблице 2.

Таблица 2

Выборочная совокупность исследования (по группам респондентов)

№ Группа респондентов Количество

1 Эксперты 65 (2009) 159 (2011)

2 Учителя 322

3 Родители 301

4 Выпускник 377

Всего 1065

В результате проведенного социологического исследования нам представилось возможным выявить уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг качеством условий обучения.

В целом большинство респондентов, учителей, родителей и учеников отмечает удовлетворительное качество общего образования в Республике Бурятия. Вместе с тем удовлетворенность качеством условий обучения в своей школе испытывает лишь треть респондентов. Около трети респондентов отмечает недостатки материально-технического оснащения, причем вне зависимости от места проживания. Около чет-

верти городских школьников и около десяти процентов сельских школьников не вполне удовлетворены уровнем квалификации своих учителей.

Вместе с тем более 60% всех опрошенных респондентов отмечает улучшение условий обучения за последнее время, что вполне отражает результаты реализации ПНПО и КПМО в региональной системе образования. Кроме того, 67,9% респондентов-учителей считает условия в школах соответствующими современным требованиям, а не соответствующими им лишь 19,8 % учителей.

Таблица 3

Уровень удовлетворенности качеством образовательных услуг

Удовлетворены ли Вы качеством условий обучения в вашей школе? Выпускники % Родители %

да, совершенно удовлетворен 33.69 27.57

удовлетворен, однако наблюдается недостаточный уровень квалификации учителей 18.57 21.93

удовлетворен, однако существуют недостатки в материальнотехническом оснащении 27.59 33.89

нет, скорее не удовлетворен 7.43 9.30

нет, совершенно не удовлетворен 3.18 1.99

затрудняюсь ответить 9.02 4.65

Нет данных 0.53 0.66

Всего 100.00 100.00

Уровень удовлетворенности качеством обучения для групп респондентов несколько различается. Так, свыше сорока процентов школьников в полной мере удовлетворено качеством образовательных услуг, в то время как для родителей и учителей этот показатель находится на

уровне 34,6 и 32,4 процента соответственно. Более половины учителей и родителей оценивает качество обучения несколько ниже. И не удовлетворено качеством образовательных услуг основной программы своей школы около восьми процентов респондентов.

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Удовлетворены ли Вы качеством образовательных услуг основной программы вашей школы Выпускники % Родители % Учителя %

да, удовлетворен полностью 40.58 34.55 32.30

да, но качество все же недостаточно 42.18 51.16 54.04

нет, не удовлетворен 10.08 7.31 7.76

затрудняюсь ответить 6.90 6.64 5.59

Нет данных 0.27 0.33 0.31

Всего 100.00 100.00 100.00

Качество результатов общего образования также представляет весьма важный индикатор функционирования системы образования. Распределение ответов респондентов демонстрирует несколько большую неудовлетворенность учителей качеством результатов.

Таблица 5

Удовлетворены ли Вы качеством результатов общего образования? Выпускники % Родители % Учителя %

да, совершенно удовлетворен 13.26 19.60 7.14

да, скорее удовлетворен 58.09 49.17 67.70

нет, скорее не удовлетворен 18.04 24.58 18.32

нет, совершенно не удовлетворен 4.77 1.99 2.17

затрудняюсь ответить 5.57 4.32 4.35

Нет данных 0.27 0.33 0.31

Всего 100.00 100.00 100.00

Весьма показательно распределение ответов на вопрос «Какие результаты школа должна давать ученику в первую очередь?»

Таблица 6

Какие результаты школа должна давать ученику в первую очередь? Ученики % Родители % Учителя %

формирование учебных знаний и навыков 37.67 35.55 28.26

развитие познавательных интересов учащихся 7.96 9.30 16.15

формирование системных знаний, необходимых для поступления в вуз 27.59 23.92 22.67

развитие мышления, внимания, памяти 14.06 10.96 5.90

развитие творческих способностей 1.59 3.32 3.73

воспитание чувства уверенности в себе 3.45 5.32 8.70

воспитание самостоятельности в принятии решений 5.84 10.30 12.73

этот вопрос очень сложный, личность человека многогранна 0.62

Нет данных 1.86 1.33 1.24

Всего 100.00 100.00 100.00

Респондентам было предложено выделить проблемы в системе образования, требующие скорейшего решения. Значительная доля респондентов отметила недостаточное финансирование и материальное обеспечение, а также пассивность, незаинтересованность учащихся в усвоении знаний как важнейшую проблему. При-

чем выпускники городских школ склонны более критически оценивать роль учащихся. Кроме того, половина респондентов-учителей отметила, что педагогическая профессия теряет престиж, особо это проявляется в г. Улан-Удэ (56,67 %), наряду о слабой социальной защищенностью педагогических работников.

Таблица 7

Какие проблемы, существующие в системе образования, требуют, на Ваш взгляд, скорейшего решения? Количество

% % %

самоустранение семьи от воспитания детей 7.16 5.65 38.51

низкий престиж педагогической профессии 25.46 23.92 50.00

недостаточное финансирование и материальное обеспечение учебных заведений 40.32 45.85 35.71

плохое научное и методическое обеспечение учебного процесса 20.95 22.92 12.73

недостаток уважения к личности учащегося 25.73 19.60 3.42

слабая социальная защищенность педагогических работников 7.69 15.61 43.17

пассивность, незаинтересованность учащихся в усвоения знаний, умений, навыков 41.64 34.55 25.78

низкая профессиональная подготовка педагогов 11.41 9.97 3.11

административно-бюрократическая система управления образованием 8.75 12.96 23.60

отток педагогических работников из системы образования 14.59 13.62 14.60

образование не является приоритетом в государственной политике 4.77 13.62 17.39

слабая интеграция российского образования в мировое образовательное пространство 9.28 2.33 4.35

снижение качества образовательных достижений российских учащихся 13.00 1.66 4.04

Данные социологического исследования должны стать предметом серьезного анализа, основой для разработки программ развития региональной образовательной системы. Вместе с тем они являются внешней оценкой со стороны потребителей образовательных услуг состояния качества в образовательной системе. Все вышеизложенное убеждает в необходимости не только проведения мониторинговых социологических исследований, но и совершенствования системы оценивания, обеспечивающей повыше-

ние объективности и достоверности информации о результатах работы ученика, учителя, школы, муниципальной и региональной системы общего образования.

Решение вышеперечисленных проблем лежит в плоскости разработки и внедрения современных технологий внешней оценки различных показателей качества образования и выявления факторов, влияющих на достижение отдельных показателей качества.

Литература

1. Медведенко Н.В., С.Ю. Рубцова. Оценка и ее взаимосвязь с контролем, измерением и диагностикой в управлении качеством образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2008. - № 2. - С. 19-22.

2. Карнаухова М.В. Основные тенденции диверсификации мировой системы оценивания качества усвоения знаний в образовании на рубеже ХХ-ХХ1 вв.: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Ульяновск, 2006. - 25 с.

3. Международный бакалавриат и российская школа. Нормативно-методическая документация для российских образовательных учреждений / под ред. А.М. Кондакова. - М.: Молодая гвардия, 1997. - С. 51.

4. Проект «Реформа системы образования» НФПК: «Разработка методических рекомендаций по созданию системы мониторинга качества образования» (по контракту РБЬ/Л11/2002) от 24 мая 2002 г.

Фомицкая Галина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Бурятского госуниверситета. Р.т. 8 (301-2)210411.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.