Научная статья на тему 'Социологическое исследование качества образования'

Социологическое исследование качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5193
537
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПРОГРАММА / ОЦЕНКА / КАЧЕСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / НАСЕЛЕНИЕ / SOCIOLOGICAL RESEARCH / PROGRAM / ASSESSMENT / QUALITY / EDUCATION / POPULATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Танеева Екатерина Шамильевна, Михалев Игорь Васильевич

Одна из особенностей современного развития образования — повышенное внимание правительств большинства стран к проблемам качества. В статье представлена методика проведения социологического исследования оценки качества образования, а также основные результаты проведенного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the peculiarities of modern education development is raised attention of governments in the majority of countries to the education quality problems. The article considers a methodic of holding a sociological research of efficiency, problems and directions of education quality control and assessment in the sub- federal units as well as basic results of the conducted research.

Текст научной работы на тему «Социологическое исследование качества образования»

Социологическое исследование качества образования

в учебном процессе при разработке программ и пособий по управлению специализированными видами туризма.

Теоретическое значение исследования определяется развитием интереса к изучению разви-

тия автотуризма в России. Результаты исследования способствуют формированию в регионах России инфраструктуры автомобильного туризма и развитию на ее базе въездного и внутреннего туризма.

Литература

1. Барчуков И. С. Методы научных исследований в туризме. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 224 с.

2. Ларичев О.И, Мошкович Е.М. Качественные методы принятия решения. М.: Физматгиз, 1996. 440 с.

3. Орловский С.А. Проблемы принятия решений при нечеткой исходной информации. М.: Наука, 1981. 340 с.

4. Подиновский В.В, Ногин В.Д. Парето-оптимальные решения многокритериальных задач. М.: Наука, 2007. 365 с.

5. Саати Т.Л. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1989. 466 с.

6. Тамов А.И. Организация управления автомобильным туризмом в регионах России. Автореф. дис... к-та экон. наук. М.: ГОУВПО «Государственный университет управления», 2010. 27 с.

УДК 338.242; 338.46

I СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Танеева Екатерина Шамильевна, кандидат экономических наук, зав. кафедрой технологии в сервисе и туризме, kate_t81@mail.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, РФ Михалев Игорь Васильевич, руководитель аппарата Комитета совета Федерации по социальной политике, IVMihalev@council.gov.ru

One of the peculiarities of modern education development is raised attention of governments in the majority of countries to the education quality problems. The article considers a methodic of holding a sociological research of efficiency, problems and directions of education quality control and assessment in the subfederal units as well as basic results of the conducted research.

Одна из особенностей современного развития образования — повышенное внимание правительств большинства стран к проблемам качества. В статье представлена методика проведения социологического исследования оценки качества образования, а также основные результаты проведенного исследования.

Keywords: sociological research, program, assessment, quality, education, population

Ключевые слова: социологическое исследование, программа, оценка, качество, образование, население

В настоящее время под руководством Ро-собрнадзора и при участии субъектов Российской Федерации, осуществляющих Комплексный проект модернизации образования (КПМО), создается Общероссийская и Региональные системы оценки качества образования (ОСОКО, РСОКО). При этом большое значение имеет не только механизм оценки, но и влияние результатов оценки на конкурентоспособность учреждений ВПО.

Актуальность темы данной статьи обусловлена тем, что в условиях формирующейся образовательной среды возрастает необходимость повышения конкурентоспособности учреждений образования, а у потребителей образовательных услуг — получить более качественную услугу. Одним из наиболее перспективных направлений является повышение конкурентоспособности образовательных учреждени (ОУ) на основе применения независимой оценки

39

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

образовательных услуг, что может осуществляться с применением социологических исследований.

Прежде чем выбрать исследовательские методы, необходимо разработать четкую программу исследования. В графическом виде программа исследования представлена в табл. 1.

Основным инструментом исследования в данной работе является опросный лист — анкета. Анкеты включают различные типы вопросов по форме ответов: закрытые (дихотомические и многовариантные альтернативные, вопросы-меню, шкалированные вопросы самооценки), открытые. Все вопросы представлены в прямой форме, в текстовом виде и виде графической шкалы. Используются также фильтрующие вопросы.

Первичная информация преобразуется в результате декодирования анкет, полученных при телефонном опросе населения. Первичные исследования проводились на основе выборочного метода. Поскольку по результа-

там проведенного анкетирования вся совокупность опрошенных рассматривается в разрезе дифференцированных сегментов, наиболее целесообразен такой тип выборки, как невероятностная выборка на основе метода квот. При использовании данной выборки общий ее объем (общее количество опрошенных) рассчитывается по формуле расчета достоверной выборки, применяемой в математической статистике

E. =

^ +

N.

1

1

где:

m — размер допустимой ошибки (m=0,05);

N — численность населения административной единицы.

В РФ проживает 142 905,2 тыс. человек; количество опрашиваемых вычисляется следующим образом [4]:

Таблица 1

Программа социологического исследования оценки качества образования со стороны населения

Этап исследования Содержание этапа

1. Определение цели исследования Анализ качества образования со стороны населения

2. Субъекты исследования население пилотных субъектов РФ

3. Постановка основных задач Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих основных задач. 3.1. Оценить качество полученного респондентами образования. 3.2. Выявить проблемы, препятствующие повышению качества обучения. 3.4. Выяснить, необходим ли государственный контроль за качеством образования. 3.5. Выявить причины, препятствующие повышению качества обучения. 3.6. Разработать предложения по повышению качества образования в ОУ. 3.7. Удовлетворенность качеством образования детей респондентов. 3.8. Выяснить, как введение ЕГЭ повлияло на качество образования. 3.9. Выяснить отношение респондентов к формам оценки знаний выпускников общеобразовательных школ и абитуриентов вузов в баллах.

4. Определение источников для сбора информации Сбор данных осуществляется в соответствии с поставленными целями данного исследования. 4.1. Вторичная информация: • статистические данные Министерства образования и науки; • научные разработки отдельных авторов по данной тематике; • результаты разработок, производимых научными организациями; • материалы периодических изданий; • Интернет, в том числе http://www.edu-sok.ru/51/, http://mon.gov.ru/pro/pnpo/; http://ckpom.portalspo.ru/stat2.php и др. 4.2. Первичная информация.

5. Выбор методов и инструментов исследования Метод прямого анкетирования — опрос: метод анкетирования посредством телефонного опроса населения в пилотных регионах РФ. Основной инструмент — специально разработанная для данного исследования анкета. Анкетный опрос осуществляется в ходе выборочного исследования. Предельная (заданная) ошибка выборки — 5%.

6. Выбор методов обработки и анализа полученной информации Данные проводимого опроса обрабатываются с помощью компьютерной программы SPSS.

40

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 1

Социологическое исследование качества образования

Е =--------— -----= 400

0,052 +----1---

142905200

Выборочная совокупность была распределена в соответствии с удельным весом населения выбранного пилотного региона в общей численности населения РФ.

Анкетирование проводилось по одному основному направлению: 400 человек было опрошено посредством телефонного анкетирования.

В пилотных регионах отбор телефонных номеров для опроса определялся случайным образом по телефонному справочнику методом пошагового отбора, что гарантировало равную вероятность выбора телефонного номера, то есть случайный отбор. Объем выборки составил 400 человек, что соответствует стандартным социологическим и статистическим критериям, предъявляемым к малым выборкам при ошибке ± 5%.

Отбор опрашиваемого респондента в семье осуществлялся по квоте, которая включала два социально-демографических признака: возраст и пол, доли которых соответствовали распределению населения жителей по возрасту и полу.

Опрос осуществлялся вечером в течение трех дней. Это было сделано для того, чтобы скорректировать выборку с учетом основных стандартных требований, предъявляемых к проведению телефонного опроса.

Основные результаты проведенного исследования представлены ниже.

1. Большая часть респондентов (48%) оценили полученное ими образование как высокое, 42% — как среднее и только 7 % считают его низким, 3% респондентов затруднились ответить.

2. Большая часть опрошенных впервые услышали о национальном проекте в сфере образования (56%), «что-то слышали» — 28% респондентов, и только 11% «знают» о проекте.

3. Большинство опрошенных (69%) считают, что необходим государственный контроль за качеством образования; 26% считают, что не нужен.

4. Большая часть респондентов (45 %) считает, что повышению качества обучения препятствует нехватка в ОУ квалифицированных педагогов, далее следует низкий уровень

информационно-технического оснащения ОУ (35% всех ответов), на третье место респонденты поставили ослабленное здоровье ребенка (20%). Таким образом, можно сказать, что основной причиной, препятствующей повышению качества образования, респонденты считают недостаток финансовых средств в ОУ.

5. Большая часть респондентов считает, что для повышения качества образования в ОУ необходимо увеличить финансирование системы образования, на втором месте — улучшить материально-техническое оснащение ОУ, на третьем месте — повысить заработную плату учителей/педагогов.

6. Больше половины респондентов удовлетворены качеством дошкольного образования, которое получают (получили) их дети, внуки или другие близкие родственники, не удовлетворены качеством дошкольного образования только 2,2% опрошенных.

7. О полной удовлетворенности обучением ребенка в школе заявили всего 7% родителей, 47% в какой-то мере удовлетворены качеством школьного обучения, а треть родителей высказали серьезные претензии школе. Большая часть респондентов (63%) считает, что дети выходят в жизнь социально-адаптированными после окончания учреждения общего среднего образования; 17% считают, что скорее да, чем нет, и только 10%, считают, что дети не выходят в жизнь социально-адаптированными после окончания школы.

8. Большая часть (51,6%) респондентов не удовлетворена качеством образования, которое получают (получили) дети, внуки или другие близкие родственники респондента в учреждении начального профессионального образования, только 6,5% полностью удовлетворены качеством образования и 16,4% скорее удовлетворены, чем нет. Большая часть респондентов (38%) считает, что дети не выходят социально-адаптированными после окончания учреждения начального профессионального образования, 30% респондентов считают, что дети выходят скорее не социально-адаптированными и только 5% респондентов считают, что дети выходят в жизнь социально-адаптированными после окончания учреждения начального профессионального образования.

41

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

9. Большая часть (64%) респондентов не удовлетворена качеством образования, которое получают (получили) дети, внуки или другие близкие родственники респондента в учреждении среднего профессионального образования, только 10% полностью удовлетворены качеством образования и 21% скорее удовлетворены, чем нет. Большая часть респондентов (31%) считает, что дети скорее не выходят социально-адаптированными после окончания учреждения среднего профессионального образования, 22% респондентов считают, что дети не выходят социально-адаптированными и только 12% респондентов считают, что дети выходят в жизнь социально-адаптированными после окончания учреждения среднего профессионального образования.

10. Большая часть (58 %) респондентов не удовлетворена качеством образования, которое получают (получили) дети, внуки или другие близкие родственники респондента в учреждении высшего профессионального образования, только 8% полностью удовлетворены качеством образования и 19% скорее удовлетворены, чем нет. Третья часть опрошенных респондентов считает, что выпускники не выходят социально-адаптированными после окончания учреждения высшего профессионального образования, 25% респондентов считают, что выпускники скорее не выходят социально-адаптированными и только 15%

ответили, что выпускники выходят социально-адаптированными после окончания учреждения ВПО. Выпускники и их родители все большее значение уделяют практической приемлемости полученных знаний, чего не дает высшее образование на сегодняшний день.

11. Подавляющая часть респондентов (58%) считает, что введение ЕГЭ не улучшило качество образования. 30% опрошенных считают, что введение ЕГЭ необходимо, в то же время 28% считают, что ЕГЭ не нужно. Почти половина респондентов (49%) считает, что необходимо сохранить прежнюю форму выпускных экзаменов. Примерно столько же опрошенных (50%) выступает за сохранение вступительных экзаменов в вузы. Отрицательные оценки прежних форм выпускных экзаменов поставили 22% респондентов, вступительных экзаменов в вузы — 19% опрошенных. То есть в общественном мнении заметно преобладает позиция на сохранение прежних форм аттестации знаний учащихся.

Таким образом, можно считать, что полученные результаты дают возможность сделать интересные практические выводы об отношении населения к системе образования в РФ. Важно, что для современной молодежи не значимо качество российского образования (и среднего, и высшего) [6]. Это является одной из самых болезненных проблем для модернизации и развития российского общества.

Литература

1. Современные образовательные концепции. http://www.edu-sok.ru/51 (дата обращения 08.09.2012).

2. Минобрнауки России. Официальный сайт. http://mon.gov.ru/pro/pnpo (дата обращения 08.09.2012).

3. Оценка качества образовательного процесса. http://ckpom.portalspo.ru/stat2.php (дата обращения 08.09.2012).

4. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. www.gks.ru (дата обращения 08.09.2012).

5. Галкина Л. А. Подходы к созданию фонда оценочных средств для контроля качества обучения в системе высшего профессионального образования // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2011. № 4 (19).

6. Гудков Л, Дубин Б, Леонова А. Образование в России: привлекательность, доступность, функции // Вестник общественного мнения. 2004. № 1 (69).

42 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.