УДК 378.126
С. Ю. Трапицын, Е. Ю. Васильева
СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБЪЕКТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Предлагаются концептуальные основы системы оценки качества деятельности профессорско-преподавательского состава в вузе, позволяющие обогатить теорию оценки научно-педагогических кадров высшей школы. Определено предназначение системы оценки качества деятельности преподавателей в вузе, описаны ее характерные черты и структура.
Система оценки качества деятельности преподавателей вуза занимает центральное место в теории оценки. Однако на сегодняшний день дефиниций, посредством которых исследователи пытаются отразить сущность данного феномена, в научной литературе явно не-
достаточно. Как правило, в них не удается дать полную сущностную характеристику этого сложного явления, так как в том или ином толковании понятия выделяются одна или несколько наиболее существенных, с точки зрения исследователя, признаков системы оценки1, 2.
На наш взгляд, система оценки качества деятельности преподавателей представляет собой упорядоченную целостную совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обусловливают наличие выраженной способности у образовательного учреждения не только выявлять состояние качества деятельности преподавателей вуза, но и целенаправленно и эффективно использовать педагогический потенциал оценки.
Педагогический потенциал оценки складывается из таких отдельных (частных) ее свойств, как:
- способность выдвинуть и обосновать цель улучшения качества деятельности преподавательского состава;
- способность достоверно определять уровень качества деятельности преподавателя, профессорско-преподавательского состава кафедры, факультета, вуза;
- способность обеспечивать условия в максимальной степени благоприятные для стимулирования самореализации и самоутверждения преподавателей;
- способность интегрировать усилия субъектов оценки и самооценки, сделать их взаимодействие наиболее эффективным;
- способность осуществить научно обоснованный анализ полученных результатов оценки качества деятельности преподавательского состава;
- способность перевести измеряемые характеристики в управляемые и сформировать программы управления и т. д.
Характеризуя внутреннее строение системы оценки качества деятельности преподавательского состава, ученые высказывают разные точки зрения о составе компонентов системы3-5. Это объясняется сложностью и полиструктурностью системного образования, а также существующим многообразием мнений
исследователей о том, какие компоненты (элементы) системы следует считать основными.
В соответствии с нашей точкой зрения, в состав основных компонентов системы оценки качества деятельности ППС в вузе необходимо включить определенные составляющие — табл. 1.
Полная характеристика сущности системы оценки качества деятельности ППС предполагает описание ее характерных черт, внутреннего строения, связей с окружающей средой, этапов развития. Первоначально необходимо определить общие черты системы оценки качества деятельности преподавателей в вузе, которые являются наиболее характерными для данного социальнопедагогического явления.
Система оценки качества деятельности ППС — это система социальная. Ее ядро составляют люди и их потребности, мотивы, направленность, интересы, действия, отношения. Функционирование данной системы осуществляется в соответствии с законами общественного развития. Ее цель и функции социально детерминированы. Само появление такого феномена, как система оценки качества деятельности ППС, обусловлено общественной потребностью в создании специальных условий для развития профессиональной мотивации и улучшения качества деятельности преподавателей вуза, для постоянного совершенствования качества подготовки специалистов в вузе.
Система оценки качества деятельности ППС — это система педагогическая. Ее функционирование связано с реализацией следующих педагогических задач:
1) с формированием у преподавателей целостной системы научных знаний о природе научно-педагогической деятельности;
Основные компоненты системы оценки качества деятельности ППС в вузе
Компоненты системы оценки качества деятельности ППС Составные части компонентов (элементы)
Субъектно-объектный 1. Субъекты оценки: — администрация образовательного учреждения — преподаватели, — эксперты, — студенты 2. Объекты оценки: — ППС вуза, — процессы и явления, на преобразование которых направлена оценка (образовательный процесс, качество подготовки специалистов)
Функционально- целевой 1. Цели оценки качества деятельности ППС 2. Основные функции системы оценки 3. Принципы оценки качества деятельности ППС 4. Принципы построения системы оценки качества деятельности ППС 5. Закономерности развития системы оценки качества деятельности ППС
Технологический 1. Область оценки 2. Виды оценки 3. Формы оценки 4. Методы оценки 5. Средства сценки 6. Результаты оценки 7. Управление системой оценки
Диагностико-результативный 1. Критерии и показатели эффективности системы оценки качества деятельности ППС 2. Формы, методы и приемы изучения, анализа и оценки функционирования системы оценки
2) с овладением преподавателями приемами и способами самооценки и оценки качества педагогической деятельности;
3) с развитием рефлексивных способностей преподавателей;
4) с формированием у преподавателей потребности к самооценке научно-педагогической деятельности как средству ее совершенствования и повышения качества подготовки специалистов в вузе;
5) с развитием у преподавателей стремления и способности к самопознанию, к овладению приемами и ме-
тодами совершенствования качества деятельности;
6) с созданием в вузе условий для подготовки экспертов по оценке качества деятельности ППС как необходимого института для повышения ее научной обоснованности и объективности.
Для решения вышеперечисленных задач используются разнообразные формы, приемы и методы управленческой и педагогической деятельности. Результаты решения задач свидетельствуют об эффективности системы оценки качества деятельности ППС в вузе.
Система оценки качества деятельности ППС — это система ценностноориентированная. Любая система оценки ориентирована на определенные ценности. В современной педагогической науке и практике, а также в образовательном менеджменте признаны педагогически нецелесообразными идеи построения систем оценки деятельности на основе антигуманных ценностей и авторитаризма и взят курс на моделирование, построение и исследование систем оценки качества деятельности гуманистического типа.
Система оценки качества деятельности ППС — это система целостная. Она представляет собой организм, состоящий из органов-компонентов, взаимосвязь и взаимодействие которых позволяет системе функционировать как единое целое и обладать системными интегративными качествами.
Система оценки качества деятельности ППС — это система открытая. Она имеет множество связей и отношений с окружающей социальной средой, которые обеспечивают функционирование и развитие системы. Так, например, изменение в обществе требований к результатам деятельности преподавателя высшей школы неизменно влечет за собой изменение критериев оценки качества его деятельности.
Система оценки качества деятельности ППС — это система целенаправленная. Цель в системе оценки качества деятельности преподавательского состава играет роль системообразующего и системоинтегрирующего фактора, так как она является главным ориентиром в проектировании и построении системы. Характер целевых ориентиров может служить основанием для определения типа системы оценки качества деятельности.
Система оценки качества деятельности ППС — это система сложная и
стохастическая. Она включает в себя множество подсистем (вуз, факультеты, кафедры, институты и др.) и одновременно сама входит в качестве составной части или подсистемы в системы высшего порядка (система менеджмента вуза, системы лицензирования, аттестации и аккредитации, система высшего профессионального образования и др.). Будущее сложных систем трудно предсказать, поэтому прогнозы носят вероятностный характер.
Система оценки качества деятельности ППС — это система саморазви-вающаяся и самоуправляемая. Основные источники и резервы развития и успешного функционирования системы оценки качества деятельности преподавателей находятся внутри системы, а не за ее пределами. Под саморазвитием системы оценки следует понимать ее способность к преодолению возникающих внутри нее противоречий усилиями самих субъектов системы, к постановке целей, к проектированию нового состояния системы оценки качества деятельности и этапов его достижения, к корректировке критериев и показателей оценки, оценочных процедур, к объективному анализу результатов оценки и др. Безусловно, на развитие системы оценки качества деятельности ППС в структурном, функциональном и содержательном аспектах оказывают влияние и внешние факторы -социально-экономические условия, социальные стереотипы, изменения в сфере образования и пр., но способы и средства реагирования на них формируются внутри самой системы.
Система оценки качества деятельности ППС — это не только феномен педагогической действительности и педагогическое понятие, но и объект проектирования. Потребность в таком проекте возникает с появлением необходимости в решении познавательной или управ-
ленческой задачи. В том случае, если система оценки выступает в качестве объекта проектирования, предметом формирования модельных представлений могут стать состояние системы, ее компоненты, внешние и внутрисистемные связи, процесс ее функционирования и развития.
В нашем исследовании границы объекта и предмета моделирования приближены друг к другу в максимальной степени. Это объясняется целесообразностью исследования системы оценки в целом, а не отдельных ее сторон и фрагментов.
Для достижения цели мы выбрали компонентный механизм проектирования системы оценки качества деятельности ППС, суть которого заключается в том, что в центре внимания субъекта проектирования системы находятся ее четыре компонента, которые интегрируют в себе структурные, функциональные и процессуальные элементы моделируемого явления (рис. 1).
Отображение этих компонентов в модели позволяет получить информацию о структурной, функциональной и процессуальной сторонах системы оценки качества деятельности ППС и сформировать целостное представление об этом
сложном социально-педагогическом феномене.
Рассмотрим каждый из перечисленных компонентов более подробно.
Субъектно-объектный компонент состоит из двух элементов: субъектов и объектов оценки и имеет исключительную важность. Во-первых, именно администрация и профессорско-преподавательский состав вуза, обладая субъектными полномочиями, решают, какую систему оценки качества деятельности ППС создавать, на какие принципы опираться при ее построении, каким образом она должна функционировать и т. д. Во-вторых, смысл и целесообразность всей деятельности по созданию системы оценки качества деятельности преподавательского состава обусловлены необходимостью реализации потребности в изменениях индивидных и групповых характеристик деятельности преподавателей, а следовательно, определение их как объекта оценки, поскольку основное предназначение системы оценки качества деятельности заключается в содействии развитию профессиональной мотивации на постоянное улучшение качества деятельности и совершенствование качества подготовки специалистов в вузе.
Рис. 1. Основные компоненты и связи системы оценки качества деятельности ППС
Функционально-целевой компонент
системы оценки качества деятельности ППС является ядром системы оценки качества деятельности ППС и главным детерминирующим и интегрирующим фактором ее функционирования и развития.
Система оценки качества деятельности в вузе — это развивающееся явление. Она создается, совершенствуется, регрессирует, обновляется, умирает. Развитие системы — процесс управляемый. Успешное управление развитием системы оценки предполагает ясное представление закономерностей, тенденций и этапов этого процесса. Нами установлено, что этому сложному, противоречивому, нелинейному процессу свойственны закономерности, которые объединены в три группы.
Первая группа представлена общими закономерностями, характерными для открытых сложных социальных самоорганизующихся систем. Они установлена, исходя из анализа философских, психологических, управленческих работ. К общим закономерностям системы оценки качества деятельности ППС отнесены:
- преобладание внутренней детерминации процесса над внешней;
- наличие и разрешение противоречий между хаосом и упорядоченностью, новациями и традициями в жизнедеятельности системы;
- опережение развития функций по сравнению со структурой;
- возникновение кризисов, обусловленных рассогласованием структуры и функций и выражающихся в усилении дезинтегрирующих тенденций;
- смена основной системообразующей деятельности или изменение ее смысла в результате преодоления кризиса;
- сохранение в жизнедеятельности системы «зон неупорядоченности».
Вторую группу составляют специфические закономерности системы оценки. Так как оценка является инструментом управленческой деятельности в образовательных учреждениях, а сама эта деятельность — частью образовательного процесса, то ей свойственны те же закономерности, что и всему процессу в целом:
- «ступенчатый» характер, при котором величина всех последующих изменений в системе зависит от величины изменений на предыдущих этапах;
- обусловленность процесса и результатов оценки потребностями общества, образовательного учреждения и личности, возможностями (материальнотехническими, экономическими и др.) образовательного учреждения, условиями протекания образовательного процесса;
- результативность оценки, завися-
щая от действия внутренних стимулов (мотивов) профессионально-педагоги-
ческой деятельности и интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, моральных, материальных и др.) стимулов;
- действенность оценки, зависящая от интенсивности взаимодействия между субъектами оценки; величины, характера и обоснованности корректирующих и предупреждающих действий, обоснованности прогноза возможных затруднений в деятельности и пр.;
- эффективность оценки, обусловленная качеством деятельности субъектов оценки, качеством мониторинга деятельности ППС, качеством подготовки преподавателей на основе обучения рефлексивной оценке.
Третья группа состоит из выявленных нами частных закономерностей системы оценки качества деятельности ППС:
- система оценки качества деятельности ППС в вузе является открытой самоорганизующейся системой, развитие которой подчиняется общим законам развития такого рода систем и определяется внутренними тенденциями ее самоорганизации;
- сохранение оптимальной структуры и повышение объективности являются основными тенденциями саморазвития системы оценки качества деятельности ППС в вузе, определяющими ее эволюцию;
- результативность системы оценки качества деятельности ППС носит нелинейный вероятностный характер и определяется соответствием внутренним целям оценки;
- эффективность системы оценки качества деятельности ППС определяет эффективность управления образовательным процессом в целом и в частности.
Названные закономерности определяют, в свою очередь, соответствующие принципы построения системы оценки качества деятельности ППС в вузе.
В соответствии с системным подходом совокупность выделяемых принципов необходимо рассматривать как специфическую систему, содержащую ряд подсистем.
Первая подсистема носит общенаучный характер и включает принципы научности, перспективности, оперативности, создания положительного эмоционального фона и соответствующей творческому характеру педагогической деятельности мотивации, сочетания прямой и обратной связи, цикличности, регулируемости, адаптивности, эволюционности.
Вторая подсистема, отражающая системный подход, включает принципы целостности, целенаправленности, устойчивости, управляемости.
Третья подсистема отражает процессный и квалиметрический подходы и включает принципы информативности, оптимальности, точности, технологичности, унифицированности, доступности, ориентации на постоянное улучшение качества и удовлетворенность потребителя.
Принципы системы оценки детерминируют ее цели, которые, в свою очередь, являются не просто элементами системы, а важнейшими факторами ее образования, функционирования и развития. Общая цель системы оценки определена нами как обеспечение условий улучшения качества деятельности ППС на основе всесторонней объективной оценки с учетом индивидуальных особенностей преподавателей.
Достижение намеченных результатов в процессе решения задач оценки обеспечивается реализацией функций системы оценки качества деятельности ППС: функции распознавания, контрольнооценивающей, объясняющей, информационной, прогностической, формирующей, функции обратной связи, побуждения к самосовершенствованию.
Технологический компонент системы оценки качества деятельности ППС в вузе выполняет роль фактора, обеспечивающего ей упорядоченность и целостность, сопоставимость результатов оценки, воспроизводимость процессов оценочной деятельности.
Главной целью управления системой оценки качества деятельности ППС является оптимизация ее функционирования и развития.
Необходимость включения диагно-стико-результативного компонента в структуру системы объясняется тем, что при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о качестве деятельности ППС вуза, о его влиянии на состояние и результаты об-
разовательного процесса, на качество подготовки специалистов, ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей достаточно сложной и трудоемкой деятельности по проектированию и созданию системы оценки качества деятельности преподавательского состава в вузе.
При разработке диагностико-аналити-ческого инструментария исходным является положение о том, что эффективность системы оценки качества деятельности преподавателей определяется как «отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достижимому или заранее запланированному результату»6. Так как целевые ориентиры и деятельность системы оценки качества деятельности ППС направлены, прежде всего, на улучшение качества деятельности преподавателя и подготовки специалистов в вузе, основными критериями и показателями оценки выступают качество деятельности преподавательского состава, качество подготовки специалистов, удовлетворенность преподавателей системой оценки деятельности. Наряду с перечисленными могут использоваться и другие критерии и показатели, которые в наибольшей степени отражают специфику образовательного учреждения и особенности созданной в нем системы оценки качества деятельности ППС. Количество критериев и показателей не должно быть большим, при их определении следует исходить из требований необходимости и достаточности7.
В соответствии с избранными критериями и показателями подбираются или создаются диагностические методики, позволяющие получить достоверную информацию о различных сторонах системы оценки. Использование педагогических, социологических и психологических методик способствует более объ-
ективному и обстоятельному изучению эффективности системы оценки. Полученные сведения анализируются на заседаниях кафедр, ученых советов факультетов, вуза, на ректорате и т. п. На основе этой информации готовятся и принимаются управленческие решения. Система накопления и хранения диагно-стико-аналитической информации позволяет сопоставить результаты функционирования системы оценки качества деятельности ППС в вузе в течение нескольких лет и на этой основе более точно определить стадию и тенденции ее развития.
Создание целостного образа системы оценки качества деятельности ППС невозможно без описания ее внутренних и внешних связей и отношений. Связи системы чрезвычайно многообразны, поэтому остановимся на наиболее значимых, тех, которые являются системообразующими.
Первостепенное значение в процессе построения системы имеет проектирование связей функционально-целевого компонента с другими компонентами системы оценки. Целевые коммуникации составляют своеобразный каркас системы, который впоследствии укрепляется остальными связями и отношениями. Условием эффективного функционирования системы оценки является адекватность содержательных аспектов диагностико-результативного компонента целям системы оценки и установление логически непротиворечивых связей между ним и другими компонентами.
Особое внимание следует обратить на определение условий для обеспечения оценки качества деятельности преподавателей и создания в вузе благоприятного психологического климата. С этой целью выстраиваются аксиологические коммуникации системы, определяются
пути, формы и способы деятельности и общения, способствующие развитию мотивации достижений у преподавателей. Продумывается и реализуется система мониторинга для изучения у преподавательского состава степени удовлетворенности процессом и результатами оценки.
К разряду существенных относятся временные связи между фазами, периодами, этапами функционирования и развития системы оценки, которые образуют хроноструктуру данного явления. Знание особенностей протекания этих связей позволяет разрабатывать алгоритм последующих операций и действий, распределять силы и средства, прогнозировать промежуточные и конечные результаты, намечать сроки их достижения. Это помогает сделать процесс создания и сопровождения
системы оценки более управляемым и эффективным.
Внешние коммуникации системы оценки качества деятельности ППС носят двусторонний характер. Следовательно, при построении системы оценки необходимо распределить внимание на обе стороны взаимодействия: соотнесение норм и требований к качеству деятельности преподавательского состава, задаваемых профессиональным сообществом образовательного учреждения и общества в целом. Учет этого обстоятельства важен для проектирования внешних коммуникаций системы оценки.
Мы полагаем, что предлагаемый в статье состав компонентов является оптимальным. Он позволяет адекватно и целостно представить систему оценки качества деятельности как объект проектирования.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Бордовская Н. В. Методика оценки качества деятельности преподавателей вуза: Методические рекомендации / Н. В. Бордовская, Е. В. Титова. СПб.; Архангельск, 2003.
2 Трапицын С. Ю. Теоретические основы управления качеством образовательного процесса в военном вузе: Дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2000.
3 Бордовская Н. В. Указ. изд.
4 Трапицын С. Ю. Указ. изд.
5 Алферов Ю. С. Оценка и аттестация кадров образования за рубежом / Ю. С. Алферов, И. М.
Курдюмов, Л. И. Писарев. М., 1997.
6 Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990.
7 Полонский В. М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М., 1987. С. 40.
& Trapitsin, Е. УавШега
THE EVALUATION SYSTEM OF ACTIVITY QUALITY FOR A TEACHING STRUCTURE IN HIGHER SCHOOLS AS SUBJECT OF RESEARCH AND OBJECT OF DESIGNING
A concept of an evaluation system of quality of the activities of faculty members at higher schools is proposed. This system makes it possible to create the basis for developing a theory of evaluating research and pedagogical staff members. The authors estimate the regularity and principles of evaluation of the activities of university faculty and give an overview of the concept, describe the functions and define the components of the evaluation system: its goal, methods, objects, subjects, directions, types, forms and means. The characteristic features and the range of the evaluation system applicability are formulated.