Научная статья на тему 'СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРЕТИКОМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ'

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРЕТИКОМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
229
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / СЕМЕЙНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ / КРИТЕРИАЛЬНАЯ ОСНОВА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Авалуева Наталия Борисовна, Алексеева Анна Станиславовна, Алиева Эвелина Факировна

Рассматривается содержательно-смысловое понимание категории «субъективное благополучие российских школьников», определяются методологические основания разработки системы оценивания субъективного благополучия российских школьников. Субъективное благополучие семей российских школьников рассматривается через уровень положительных / негативных эмоций и реализацию потенциала личности, т.е. как удовлетворенность семейной и образовательной сферами жизни. Цель работы - описание методологии разработки системы оценивания субъективного благополучия российских школьников на разных ступенях образования, созданной на основе теоретического анализа существующих содержательно-смысловых трактовок категории «субъективное благополучие» и методик выявления уровня субъективного благополучия. Задача разработки системы оценивания субъективного благополучия российских школьников решается посредством выделения и обоснования социально-психологических факторов семейной и школьной среды. К значимым социально-психологическим факторам семейной среды, влияющим на благополучие детей, можно отнести отношения в семье, духовное единство, материальное обеспечение. Значимыми социально-психологическими факторами школьной среды являются отношения с одноклассниками, учебные достижения, образовательная среда. Для разработки системы оценивания субъективного благополучия российских школьников на разных ступенях общего образования были использованы методы системного анализа, индукции и дедукции, математического анализа, факторного анализа и др. Методика определения субъективного благополучия российских школьников включает критериальную основу и инструментарий оценки. С учетом выявленных социальнопсихологических факторов семейной и школьной среды субъективное благополучие рассматривается в плоскости удовлетворенности / неудовлетворенности (положительных / негативных эмоций) и реализации потенциала личности ребенка. Критерии для выявления субъективного благополучия российских школьников на разных ступенях образования представлены в системе оценивания в виде двух блоков: критерии для выявления уровня семейного благополучия и критерии для выявления уровня образовательного благополучия. Методологическое структурирование критериев в контексте параметр-показатель-индикатор позволило разработать математические формулы, с помощью которых можно получить численные выражения как уровня собственно субъективного благополучия, так и уровней семейного и образовательного благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Авалуева Наталия Борисовна, Алексеева Анна Станиславовна, Алиева Эвелина Факировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT SYSTEM FOR SUBJECTIVE WELL-BEING OF RUSSIAN SCHOOLCHILDREN: A THEORETICAL AND METHODOLOGICAL RATIONALE

The article considers the meaningful understanding of the category "subjective well-being of Russian schoolchildren" and determines the methodological rationale for developing an assessment system for it. The subjective well-being of Russian students' families is studied through the level of positive/negative emotions and the realization of personal potential, i.e. as satisfaction with such areas of life as family and education. The aim is to describe the methodology for developing an assessment system for subjective well-being of Russian schoolchildren at different stages of education, based on the theoretical analysis of existing meaningful interpretations of the "subjective well-being" category and methods for identifying its level. The task of developing the assessment system for subjective well-being is being solved by identifying and justifying social and psychological factors of family and school environment. Significant factors that affect the children's well-being can include family relationships, spiritual unity, material security, relations with classmates, learning achievements, educational environment. To develop the assessment system we used methods of system analysis, methods of induction and deduction, methods of mathematical analysis, the method of factor analysis and others. The methodology for determining the subjective well-being of Russian schoolchildren includes a criterial framework and assessment tools. Taking into account the identified social and psychological factors of family and school environment, the subjective well-being is studied in criteria of satisfaction/dissatisfaction (positive/negative emotions) and realization of a child's personality potential. The assessment system presents the criteria for identifying the subjective well-being of Russian schoolchildren at different levels of education as two blocks: family and educational well-being. The methodological structuring of the criteria allowed us to develop mathematical formulas which can be used to obtain numerical expressions of both the level of subjective well-being itself and the levels of family and educational well-being.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРЕТИКОМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ»

Сибирский психологический журнал.

2022. № 83. С. 100-121. Б01: 10.17223/17267080/83/6

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 37.015.3

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ1

Н.Б. Авалуева1, А.С. Алексеева1, Э.Ф. Алиева1

1 Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Россия, 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1

Резюме

Рассматривается содержательно-смысловое понимание категории «субъективное благополучие российских школьников», определяются методологические основания разработки системы оценивания субъективного благополучия российских школьников. Субъективное благополучие семей российских школьников рассматривается через уровень положительных / негативных эмоций и реализацию потенциала личности, т.е. как удовлетворенность семейной и образовательной сферами жизни. Цель работы - описание методологии разработки системы оценивания субъективного благополучия российских школьников на разных ступенях образования, созданной на основе теоретического анализа существующих содержательно-смысловых трактовок категории «субъективное благополучие» и методик выявления уровня субъективного благополучия. Задача разработки системы оценивания субъективного благополучия российских школьников решается посредством выделения и обоснования социально-психологических факторов семейной и школьной среды. К значимым социально-психологическим факторам семейной среды, влияющим на благополучие детей, можно отнести отношения в семье, духовное единство, материальное обеспечение. Значимыми социально-психологическими факторами школьной среды являются отношения с одноклассниками, учебные достижения, образовательная среда.

Для разработки системы оценивания субъективного благополучия российских школьников на разных ступенях общего образования были использованы методы системного анализа, индукции и дедукции, математического анализа, факторного анализа и др. Методика определения субъективного благополучия российских школьников включает критериальную основу и инструментарий оценки. С учетом выявленных социально-психологических факторов семейной и школьной среды субъективное благополучие

1 Исследование выполнено в рамках научно-исследовательской работы 11.16. «Исследование методологических подходов к разработке программ социализации детей и подростков в современном информационном обществе» в соответствии с государственным заданием РАНХиГС на 2021 г. по научному направлению «Экономика образования. Средне- и долгосрочные приоритеты реформы образования»

рассматривается в плоскости удовлетворенности / неудовлетворенности (положительных / негативных эмоций) и реализации потенциала личности ребенка. Критерии для выявления субъективного благополучия российских школьников на разных ступенях образования представлены в системе оценивания в виде двух блоков: критерии для выявления уровня семейного благополучия и критерии для выявления уровня образовательного благополучия. Методологическое структурирование критериев в контексте параметр-показатель-индикатор позволило разработать математические формулы, с помощью которых можно получить численные выражения как уровня собственно субъективного благополучия, так и уровней семейного и образовательного благополучия.

Ключевые слова: субъективное благополучие; семейное благополучие; образовательное благополучие; система оценивания; критериальная основа

Введение

Определение социально-психологических факторов семейной и школьной среды явилось основанием для рассмотрения субъективного благополучия как интегральной совокупности семейного и образовательного благополучия. Анализ существующих в науке теоретических (Гордеева, Сычев, Лункина, 2019; Деменев, 2016; Захарова, Любимова, 2019; Карапе-тян, 2017; Кожанова, Болгарова, Панкратьева, 2019; Крамаренко, 2016; Кулик, Акимова, 2016; Лактионова, Матюшина, 2018; Леонтьев, 2020; Логинова, 2017; Пахоль, 2017; Рикель, Туниянц, Батырова, 2017; Смолева, 2015; Orben, Dienlin,, Przybylski, 2019; Pepper, Harvey, 2018; Swist, Collin, 2017; Twigg, Duncan, Weich, 2020; Weinstein, 2018) и эмпирических исследований (Антонова, Ерицян, Цветкова, 2018; Арчакова, Гарифулина, 2020; Водяха, 2017; Канонир, 2019; Манукян, Муртазина, Гришина, 2020; Осин, Леонтьев, 2020; Сычев, Гордеева, Лункина, Осин, Сиднева, 2018; Viñas, González, Malo, Garcia, Casas, 2014; Tiliouine, Rees, Mokaddem, 2019; Przybylski, Orben, 2020; Shek, Liang, 2018), связанных с категориальным пониманием субъективного благополучия и его диагностикой, показывает отсутствие готового инструмента для решения задач нашего исследования.

На основании теоретического анализа научных исследований сущностно-смыслового понимания феномена «субъективное благополучие» мы сформулировали три обобщенные точки зрения, позволяющие рассматривать субъективное благополучие (Любомирски, 2014; Селигман, 2013; Широка-нова, 2020; Bickham, Kavanaugh, Rich, 2015; Bradburn, 1969; Diener, Diener, 1995; Huebner, 1994; Ryff; 1995; Steptoe, Deaton, Stone, 2015; Tian, Tian, Huebner, 2016) как:

1) соответствие определенной системе ценностей, принятой в обществе, т.е. наличие в человеке социально-желательных качеств (Лето, Варшал, Петренко, Слободская, 2019; Головей, Данилова, 2019; Ослон, Семья, Про-копьева, Колесникова, 2020);

2) удовлетворенность жизнью (Люсова, 2017; Плотникова, Быстрова, Лисина, 2018);

3) счастье в контексте преобладания позитивных эмоций над негативными (Любомирски, 2014; Селигман, 2013).

Цель настоящего исследования - разработка системы оценивания субъективного благополучия российских школьников на разных ступенях общего образования на основе выделения и обоснования социально-психологических факторов семейной и школьной среды.

Для реализации поставленной цели важным представляется решение следующих задач:

- исследование содержательно-смыслового содержания категории «субъективное благополучие» и определение оснований для оценки субъективного благополучия российских школьников;

- конструирование критериальной основы определения субъективного благополучия российских школьников разных ступеней общего образования;

- разработка надежного и валидного инструментария оценки субъективного благополучия российских школьников разных ступеней общего образования.

В рамках разработки системы оценивания субъективного благополучия российских школьников на разных ступенях общего образования акцент сделан на следующих позициях:

1. Субъективное благополучие мы понимаем как интегральную совокупность семейного благополучия и образовательного благополучия, разделяя точку зрения E.S. Huebner (1994), который предложил под субъективным благополучием детей понимать удовлетворенность различными сферами жизни - семьей, школой, друзьями, окружающей средой. Данное положение явилось определяющим в разработке критериальной основы системы оценивания.

2. Рассматривая феномен семейного благополучия, мы придерживаемся позиции гедонистов, считая, что семейное благополучие российских школьников - это уровень проявления положительных эмоций и реализация внутреннего потенциала личности ребенка в семье (Bradburn, 1969; Diener, Diener, 1995). При этом само благополучие трактуется через категории удовлетворенности / неудовлетворенности. Современные исследования демонстрируют выделение внешних и внутренних факторов семейного благополучия (Реан, Ставцев, 2021; Солдатова, 2018, Солдатова, Войскун-ский, 2018; Солодников 2018; Чернобровкина, Федорова 2017; Schutz, Bedin, Sarriera, 2019). К внешним (отдаленным) факторам исследователи относят образование и профессиональный статус родителей, материальное положение семьи, к внутренним (ближайшим) факторам - сплоченность семьи, социальную поддержку, семейное насилие, уровень родительского стресса, позитивное воспитание, вовлеченность, телесные наказания, недостаточный присмотр, непоследовательное дисциплинирование, совместные занятия в общественных местах, внутрисемейные занятия, пассивное соучастие.

3. Исследуя вопрос благополучия детей в школе, мы опираемся на модель Tian, Wang и Huebner (2014), согласно которой субъективное благополучие включает в себя позитивный и негативный аффекты по отношению к школе и рассматривается как удовлетворенность школьными условиями:

оснащенностью школы и принятыми в ней правилами поведения, успеваемостью, отношениями с учителями и одноклассниками. В данном контексте под образовательным благополучием мы понимаем уровень проявления положительных эмоций и реализацию внутреннего потенциала личности ребенка в образовательной организации.

Методы

Для раскрытия сущностно-смыслового понимания категории «субъективное благополучие российских школьников» использовались методы системного анализа, позволившие обобщить, систематизировать существующие в науке и практике представления о феномене «субъективное благополучие» и сформулировать понимание обозначенной категории в контексте задач исследования.

Одним из основных подходов к разработке системы оценивания субъективного благополучия российских школьников на разных ступенях общего образования явился критериальный подход, на базе которого были разработаны критериальная основа оценки и инструментарий онлайн-опроса.

Для разработки критериальной основы были использованы следующие методы:

- метод анализа и синтеза, позволивший выделить основные факторы семейной и школьной среды, влияющие на субъективное благополучие детей и подростков;

- метод индукции, с помощью которого были классифицированы выявленные факторы и определены критерии семейного и школьного благополучия российских школьников;

- метод дедукции как способ конструирования критериев по основаниям параметр-показатель-индикатор;

- методы математического моделирования, позволившие разработать математические формулы для определения уровня субъективного благополучия российских школьников.

Создание надежного и валидного инструментария оценки субъективного благополучия российских школьников на разных ступенях общего образования потребовало использования следующих методов:

- метод социологического опроса, который позволил разработать опросные листы для оценки удовлетворенности качеством семейной и образовательной сфер жизни и выявления факторов, влияющих на успешность обучающихся в жизненном пространстве;

- метод группировки, с помощью которого в процессе информационно -аналитической деятельности представляется возможным свести результаты определения уровня субъективного благополучия в отдельные блоки в соответствии с задачами, что сделает полученную информацию структурированной и систематизированной.

Для интерпретации данных, полученных в результате исследования, использовались следующие методы:

- интерпретационно-описательные методы, которые при разработке системы оценивании субъективного благополучия позволили описать факторы и уровни субъективного благополучия школьников;

- метод обобщений и экстраполяции (интерполяции) результатов, в соответствии с которым экстраполируются количественные (качественные) характеристики субъективного благополучия, данные об удовлетворенности школьником семейной и образовательной сферами жизни, характеристики соотношения отдельных подсистем, блоков, элементов в системе показателей сложных систем и др.

Результаты исследования

В ходе исследования осуществлены систематизация, выделение и обоснование значимых социально-психологических факторов семейной среды (отношения в семье, духовное единство, материальное обеспечение) и факторов образовательной среды (отношения с одноклассниками, учебные достижения, образовательная среда), влияющих на благополучие детей и подростков. Это позволило разработать критериальную основу определения субъективного благополучия российских школьников на разных ступенях образования и инструментарий онлайн-опроса для трех категорий российских школьников: учащихся 4-го класса, 7-9-х классов, 10-11-х классов.

С целью разработки критериальной основы определения субъективного благополучия российских школьников на разных ступенях образования были сконструированы два блока критериев: критерии семейного благополучия и критерии школьного благополучия. Разработанная критериальная основа определения субъективного благополучия позволит определить удовлетворенность российских школьников семейной и образовательной сферами жизни.

Принимая во внимание, что критерий выявления субъективного благополучия российских школьников - это основание, позволяющее определить удовлетворенность ребенка семейной и образовательной сферами жизни, выделим базовые параметры, показатели и индикаторы, что даст возможность сформулировать необходимые критерии. Проявление критериев обеих групп позволит зафиксировать субъективное благополучие российских школьников.

Для определения субъективного благополучия российских школьников посредством социологического опроса школьников разных ступеней образования в качестве параметров оценки выделим основания, характеризующие удовлетворенность ребенка семейной и образовательной сферами жизни. Под показателями будем понимать основания, позволяющие судить о проявлении параметра. Индикаторами обозначим доступные наблюдению и измерению характеристики изучаемого явления (табл. 1).

Отметим, что разработанные критерии отвечают требованиям валидно-сти, однозначности, независимости, гибкости, полноты, простоты использования, количественной достаточности.

Таблица 1

Критериальная основа определения субъективного благополучия

№ Факторы Критерии Параметры Показатели Индикаторы

Блок 1 «Семейное благополучие»

1 Отношения Удовлетворен- Функциональный Функционально- Согласован-

в семье ность ребенка отношениями с компонент ролевая согласованность ность установок

родителями Ролевой компонент Социально-ролевая адекват- Согласованность действий

ность Готовность к выполнению ролей

Психологиче- Эмоциональный Эмоциональная

ский компонент фон комфортность

2 Духовное Моральная Ценностный Психологиче- Совместимость

единство удовлетворен- компонент ский климат ценностей

ность ребенка в семье Стремление к совместному времяпрепровождению

Деятельностный Совместная Наличие сов-

компонент деятельность местных дел

Наличие семей-

ных традиций

Коммуникаци- Тип коммуника- Наличие дове-

онный компо- ции рительных

нент отношений

Комфортный

диалог

3 Материаль- Удовлетворен- Финансовый Достаток Удовлетворе-

ное обеспе- ность ребенка компонент ние потребно-

чение материальным обеспечением стей

Блок 2 «Об1 разовательное благополучие»

1 Отношения Удовлетворен- Коммуникаци- Тип коммуника- Наличие дове-

с однокласс- ность ребенка онный компо- ции рительных

никами отношениями с одноклассниками, учителя- нент отношений с одноклассниками

ми Комфортный диалог с одноклассниками

Наличие дове-

рительных

отношений

с учителями

Диалог с учи-

телями

Психологиче- Эмоциональный Уважение сре-

ский компонент фон ди одноклассников

Окончание табл. 1

№ Факторы Критерии Параметры Показатели Индикаторы

Эмоциональная комфортность в общении с одноклассниками

Эмоциональная комфортность в общении с учителями

2 Учебные достижения Удовлетворенность ребенка результатами обучения Развивающий компонент Образовательные результаты Стабильность образовательных результатов

Стремление к повышению уровня знаний

3 Образовательная среда Удовлетворенность ребенка образовательными условиями Средовой компонент Образовательное пространство Наличие условий для личностного развития

Наличие электронной образовательной среды

Комфортность условий

Для получения численного выражения субъективного благополучия российских школьников на разных ступенях образования еще раз обозначим критерии, проявление которых позволит оценить субъективное благополучие.

Блок 1 «Семейное благополучие»:

- удовлетворенность ребенка отношениями с родителями;

- моральная удовлетворенность ребенка;

- удовлетворенность ребенка материальным обеспечением.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Блок 2 «Образовательное благополучие»:

- удовлетворенность ребенка отношениями с одноклассниками, учителями;

- удовлетворенность ребенка результатами обучения;

- удовлетворенность ребенка образовательными условиями.

Для построения шкалы субъективного благополучия российских школьников на разных ступенях образования предлагаются следующие основные обозначения:

- УСБ - коэффициент субъективного благополучия российских школьников. В числовом выражении УСБ лежит в диапазоне от 0 до 1.

- УСМБ - коэффициент семейного благополучия. В числовом выражении Усмб лежит в диапазоне от 0 до 1.

- УОБ - коэффициент образовательного благополучия. В числовом выражении Уоб лежит в диапазоне от 0 до 1.

- Ксмбр - коэффициент, выражающий удовлетворенность ребенка отношениями с родителями.

- Ксмбм - коэффициент, выражающий моральную удовлетворенность ребенка.

- Ксмбо - коэффициент, выражающий удовлетворенность ребенка материальным обеспечением.

- Кобоу - коэффициент, выражающий удовлетворенность ребенка отношениями с одноклассниками, учителями.

- Кобр - коэффициент, выражающий удовлетворенность ребенка результатами обучения.

- Кобу - коэффициент, выражающий удовлетворенность ребенка образовательными условиями.

Алгоритм расчета субъективного благополучия российских школьников может быть следующим. Для расчета коэффициента семейного благополучия (Усмб) необходимо зафиксировать проявление критериев первого блока: удовлетворенности ребенка отношениями с родителями, моральной удовлетворенности ребенка, удовлетворенности ребенка материальным обеспечением. Проявление критериев первого блока будет определено путем фиксации индикаторов. В этой связи каждый критерий первого блока может быть представлен следующим образом.

Критерии блока 1 «Семейное благополучие»

Коэффициент, выражающий удовлетворенность ребенка отношениями с родителями:

Ксмбр = (Исмбф + Псмбс + Исмбсэ)/3, где Исмбф - фиксируемый индикатор «согласованность установок»; Псмбс = (Исмбс1 + Исмбс2)/2 - среднее значение фиксируемых индикаторов «согласованность действий» (ИСМБС1) и «готовность к выполнению ролей» (Исмбс2); Исмбсэ - фиксируемый индикатор «эмоциональная комфортность».

Коэффициент, выражающий моральную удовлетворенность ребенка: Ксмбм = (Псмбц + Псмбд + Псмбк)/3, где Псмбц = (Исмбц1 + Исмбц2)/2 - среднее значение фиксируемых индикаторов «совместимость ценностей» (ИСМБщ) и «стремление к совместному времяпрепровождению» (Исмбщ); Псмбд = (Исмбд1 + Исмбд2)/2 - среднее значение фиксируемых индикаторов «наличие совместных дел» (ИСМБД1) и «наличие семейных традиций» (Исмбд2); Псмбк = (Исмбк1 + Исмбк2)/2 -среднее значение фиксируемых индикаторов «наличие доверительных отношений» (Исмбк1 ) и «комфортный диалог» (Исмбк2).

Коэффициент, выражающий удовлетворенность ребенка материальным обеспечением:

Ксмбо = Исмбо,

где Исмбо - фиксируемый индикатор «удовлетворение потребностей».

Представленные позиции позволят рассчитать коэффициент семейного благополучия ребенка как среднее значение критериальных коэффициентов:

Усмб = (Ксмбр + Ксмбм + Ксмбо)/3.

Для расчета коэффициента семейного благополучия класса, параллели, учеников всей школы формула расчета будет следующей:

Усмби = (Усмб1 + Усмб2 + Усмбз + ... + Усмб^/^ где Усмби - коэффициент семейного благополучия класса, параллели, учеников всей школы, N - количество школьников, принявших участие в исследовании выявления уровня субъективного благополучия российских школьников.

Для расчета коэффициента образовательного благополучия (Усмб) необходимо зафиксировать проявление критериев второго блока: удовлетворенности ребенка отношениями с одноклассниками, учителями, удовлетворенности ребенка результатами обучения, удовлетворенности ребенка условиями обучения. Проявление критериев второго блока будет определено путем фиксации индикаторов. Каждый критерий второго блока может быть представлен следующим образом.

Критерии блока 1 «Образовательное благополучие»

Коэффициент, выражающий удовлетворенность ребенка отношениями с одноклассниками, учителями:

Кобоу = (Побк + Побп)/2, где Побк = (Побко + Побку)/2 - среднее значение всех фиксируемых индикаторов, характеризующих коммуникативное взаимодействие ребенка с одноклассниками и учителями; Побко = (Иобко1 + Иобко2)/2 - среднее значение фиксируемых индикаторов «наличие доверительных отношений с одноклассниками» (И0БК01) и «диалог с одноклассниками» (И 0БК02); Побку = = (Иобко1 + Иобко2)/2 - среднее значение фиксируемых индикаторов «наличие доверительных отношений с учителями» (ИОБКш) и «диалог с учителями» (И 0БК02). Побп = (Иобп1 + Иобп2 + Иобп3)/3 - среднее значение фиксируемых индикаторов «уважение среди одноклассников» (ИОБт), «эмоциональная комфортность в общении с одноклассниками» (ИОБП2) и «эмоциональная комфортность в общении с учителями» (ИОБП3).

Коэффициент, выражающий удовлетворенность ребенка результатами обучения:

Кобр = (ИоБР1 + ИоБР2)/2, где Иобр1 - фиксируемый индикатор «стабильность образовательных результатов», ИОБР2 - фиксируемый индикатор «стремление к повышению уровня знаний».

Коэффициент, выражающий удовлетворенность ребенка образовательными условиями:

КоБУ = (ИоБУ1 + ИоБУ2 + ИоБУз)/3, где ИОБУ1 - фиксируемый индикатор «наличие условий для личностного развития»; Иобу2 - фиксируемый индикатор «наличие электронной образовательной среды»; ИОБУ3 - фиксируемый индикатор «комфортность условий».

обозначенные позиции позволят рассчитать коэффициент образовательного благополучия ребенка как среднее значение критериальных коэффициентов:

УОБ = (КоБОУ + КоБР + КоБу)/3.

Аналогично расчетам коэффициента семейного благополучия можно рассчитать коэффициент образовательного благополучия класса, параллели, учеников всей школы:

УОБИ = (УОБ1 + УОБ2 + УОБЗ + ... + УоБкЩ где Уоби - коэффициент образовательного благополучия класса, параллели, учеников всей школы, N - количество школьников, принявших участие в исследовании выявления уровня субъективного благополучия российских школьников.

Представленная логика расчетов позволяет определить коэффициент субъективного благополучия российских школьников:

Усб = (Усмби + Уоби)/2.

Интерпретация результатов, полученных в ходе использования разработанной критериальной основы выявления субъективного благополучия российских школьников, позволит сформировать шкалу субъективного благополучия, шкалу семейного благополучия и шкалу образовательного благополучия. При этом следует учитывать следующее:

- если УСБ лежит в интервале от 0,75 до 1, уровень субъективного благополучия российских школьников высокий;

- если УСБ лежит в интервале от 0,50 до 0,75, уровень субъективного благополучия российских школьников средний;

- если УСБ лежит в интервале от 0 до 0,50, уровень субъективного благополучия российских школьников низкий.

Аналогичным образом трактуются результаты, отражающие уровень семейного благополучия и уровень образовательного благополучия.

Рассматривая вариант наглядного представления результатов определения уровней субъективного, семейного и образовательного благополучия, видится целесообразным отображение результатов в графическом виде: график, лепестковая диаграмма, гистограмма и т.д. Таким образом, разработанная критериальная основа позволяет сконструировать несколько шкал: шкалу СУъективного Благополучия РОссийских Школьников (шкала СУБРОШ), шкалу семейного благополучия, шкалу образовательного благополучия.

Разработанные на основе выделения социально-психологических факторов семейной и школьной жизни методологические основания и критериальная основа определения уровня субъективного благополучия российских школьников на разных ступенях образования явились базисом подготовки инструментария онлайн-опроса.

Инструментарий проведения онлайн-опроса по выявлению уровня субъективного благополучия российских школьников на разных ступенях образования включает диагностическую, расчетную и интерпретационную части.

Структурирование непосредственных диагностических инструментов связано с определением субъективного благополучия трех целевых групп: российские школьники ступени среднего общего образования, российские школьники ступени основного общего образования, российские школьники ступени начального общего образования.

Каждый опросный лист по выявлению уровня субъективного благополучия российских школьников на разных ступенях образования будет содержать три блока:

Блок 1. Общие данные об участнике опроса (населенный пункт, номер школы, класс, возраст, пол).

Блок 2. Удовлетворенность семейной сферой жизни.

Блок 3. Удовлетворенность образовательной сферой.

Вопросы блоков 2 и 3 направлены на выявление разработанных критериев субъективного благополучия российских школьников посредством фиксации определенных индикаторов.

Блок 2 «Семейное благополучие»:

- удовлетворенность ребенка отношениями с родителями (согласованность установок, согласованность действий, готовность к выполнению ролей, эмоциональная комфортность);

- моральная удовлетворенность ребенка (совместимость ценностей, стремление к совместному времяпрепровождению, наличие совместных дел, наличие семейных традиций, наличие доверительных отношений, комфортный диалог);

- удовлетворенность ребенка материальным обеспечением (удовлетворение потребностей).

Блок 3 «Образовательное благополучие»:

- удовлетворенность ребенка отношениями с одноклассниками, учителями (наличие доверительных отношений с одноклассниками, комфортный диалог с одноклассниками, наличие доверительных отношений с учителями, диалог с учителями, уважение среди одноклассников, эмоциональная комфортность в общении с одноклассниками, эмоциональная комфортность в общении с учителями);

- удовлетворенность ребенка результатами обучения (стабильность образовательных результатов, стремление к повышению уровня знаний);

- удовлетворенность ребенка образовательными условиями (наличие условий для личностного развития, наличие электронной образовательной среды, комфортность условий).

Для выявления уровня субъективного благополучия российских школьников в рамках инструментария был разработан ключ, отражающий соответствие номеров вопросов в опросных листах фиксируемым индикаторам (табл. 2).

Таблица 2

Соотношение фиксируемых индикаторов с вопросами опросного листа

№ Фиксируемые индикаторы Номера вопросов

Блок 2 «Семейное благополучие»

1 Согласованность установок 1, 2

2 Согласованность действий 3

3 Готовность к выполнению ролей 4, 5

4 Эмоциональная комфортность 6

Окончание табл. 2

№ Фиксируемые индикаторы Номера вопросов

5 Совместимость ценностей 7, 8

6 Стремление к совместному времяпрепровождению 9, 10

7 Наличие совместных дел 11

8 Наличие семейных традиций 12

9 Наличие доверительных отношений 13

10 Комфортный диалог 14

11 Удовлетворение потребностей 15

Блок 3 «Образовательное благополучие»

1 Наличие доверительных отношений с одноклассниками 1

2 Комфортный диалог с одноклассниками 2

3 Наличие доверительных отношений с учителями 3, 4

4 Диалог с учителями, 5

5 Уважение среди одноклассников 6

6 Эмоциональная комфортность в общении с одноклассниками 7, 8

7 Эмоциональная комфортность в общении с учителями 9

8 Стабильность образовательных результатов 10

9 Стремление к повышению уровня знаний 11

10 Наличие условий для личностного развития 12, 13

11 Наличие электронной образовательной среды 14

12 Комфортность условий 15

Данная таблица будет способствовать обработке данных, полученных в ходе опроса российских школьников разных ступеней образования: учащихся 10-11-х классов, 7-9-х классов, 4-го класса.

Форма обработки данных будет содержать сводную информацию, полученную по результатам опроса и систематизированную в логике расчетной части методики (табл. 3).

Таблица 3

Форма сбора данных_

Блок 1. Общие сведения об участнике Блок 2. Семейное благополучие Блок 3. Образовательное благополучие

№ вопроса Фиксируемый индикатор Номера положительных ответов Номера отрицательных ответов Фиксируемый индикатор Номера положительных ответов Номера отрицательных ответов

Алгоритм сбора данных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для получения необходимой информации опросные листы будут переведены в формат онлайн-опросного листа, содержащего варианты ответов на качественные вопросы. При переходе участника к опросу необходимо нажать на ссылку и ответить на вопросы в открывшейся форме.

Порядок обработки полученных данных

Результаты будут аккумулироваться на закрытом интернет-ресурсе и могут быть трансформированы в файлы таких программ, как MS Excel, Microsoft Word, OpenOffice, RTF, HTML.

Для обеспечения достоверности сбора данных будет осуществлена проверка опросных листов на качество заполнения. Такая проверка включает три аспекта:

- учитывается полнота заполнения (ответ может отсутствовать из-за нежелания респондента отвечать, непонимания им вопроса, небрежности в заполнении формы). При невозможности устранить ошибку отдельные вопросы или весь опросный лист изымается из обработки. В случае большого изъятия, ставящего под сомнение репрезентативность выборки, возможно возникновение необходимости дополнительного сбора исходных данных;

- надежность - определяется отклонение от репрезентативной выборки, устраняются противоречивые ответы и т д.;

- технологичность - удобство обработки (из опросных листов исключаются все позиции, которые можно трактовать неоднозначно). При загрузке опросных листов в Google form устанавливается запрет на повторное заполнение формы одним и тем же пользователем.

Обсуждение результатов

Научные споры об отождествлении категорий «счастье» и «субъективное благополучие» идут достаточно давно. Изучение исследований, связанных с раскрытием смысловой сущности указанных категорий, показывает, что результаты существующих теоретических концепций и эмпирических исследований этих феноменов позволяют выстроить целую «линейку» тождественных категорий. Субъективное благополучие отождествляется не только с такими категориями, как «счастье», «удовлетворенность жизнью», но и с такими, как «качество жизни», «психологическое благополучие». Однако соотнесение и установление смысловых связей этих понятий представляется затруднительным, так как элементы, входящие в их структуру, зачастую пересекаются, что вызывает путаницу в определении конструктов этих понятий, поскольку в описании компонентов структуры используются смежные понятия (Рикель и др., 2017). Существующие на сегодняшний день методики оценки субъективного благополучия детей и подростков позволяют определить его только в контексте обозначенных категорий. Поэтому рассмотрение субъективного благополучия российских школьников на разных ступенях образования как интегральной совокупности семейного и образовательного благополучия представляется актуальным как с теоретической, так и с практической точки зрения. Такой взгляд на смысловое содержание феномена «субъективное благополучие» явился основанием для разработки системы его оценивания, включающей критериальную основу и инструментарий онлайн-опроса.

Представленная в данной работе система оценивания субъективного благополучия позволяет установить причинно-следственные и корреляционные зависимости факторов семейного и образовательного благополучия российских школьников и собственно субъективного благополучия с по-

мощью шкалы СУБРОШ, шкалы семейного благополучия и шкалы образовательного благополучия.

Количественное выражение субъективного благополучия определяется с помощью математических формул, основой разработки которых явилось методологическое структурирование критериев в контексте параметр-показатель-индикатор.

По нашему мнению, количественное выражение субъективного благополучия, зафиксированное шкалой СУБРОШ, визуально отражает не только уровень субъективного, семейного и образовательного благополучия в целом, но и проявление каждого из критериев, которые представлены в системе оценивания в виде двух блоков: критерии для выявления уровня семейного благополучия и критерии для выявления уровня образовательного благополучия. Отметим, что разработанные критерии отвечают требованиям валидности, однозначности, независимости, гибкости, полноты, простоты использования, количественной достаточности.

Шкала СУБРОШ предоставляет возможность выявлять проблемные области как семейных, так и образовательных отношений посредством сравнения количественных выражений субъективного благополучия. Шкала СУБРОШ может быть построена как для отдельного ребенка, так и для класса, параллели классов, всей образовательной организации в целом, в определенные периоды времени, что является важным для исследования субъективного благополучия в динамике. Поэтому шкала СУБРОШ может рассматриваться как диагностический инструмент, способствующий позитивному изменению как семейной, так и образовательной сферы жизнедеятельности современного школьника.

Анализ результатов, полученных при использовании разработанной системы оценивания субъективного благополучия российских школьников на разных ступенях образования, может являться основой разработки траекторий совершенствования семейной и образовательной сфер жизни, повышения уровня субъективного благополучия.

Заключение

В настоящее время в соответствии с современными запросами общества необходимо создавать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала школьника как участника образовательного взаимодействия. Разработанная система оценивания субъективного благополучия российских школьников на разных ступенях образования может рассматриваться как один из возможных способов развития личностного потенциала школьников и позволяет специалистам системы общего образования получить объективные сведения об уровне субъективного благополучия школьников, оценить удовлетворенность российских школьников семейной и образовательной сферами жизни. Система оценивания субъективного благополучия российских школьников на разных ступенях образования также предоставляет возможность выявления про-

блемных полей в обозначенных сферах жизни школьников, оперативной корректировки педагогической деятельности, создания системы индивидуального психолого-педагогического сопровождения школьников. Предложенная система оценивания субъективного благополучия российских школьников на разных ступенях образования представляется перспективной, нуждается в апробации и возможной корректировке по результатам прикладного исследования.

Литература

Антонова, Н. А., Ерицян, К. Ю., Цветкова, Л. А. (2018). Субъективное благополучие подростков и молодежи: концептуализация и измерение. Известия РГПУ им. А. И. Герцена, 187, 69-78

Арчакова, Т. О., Гарифулина, Э. Ш. (2020). Измерение субъективного благополучия детей в России: от локальных социальных практик до федеральной стратегии. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 1, 276-295. аог 10.14515/шош11оп^.2020.1. 11 Водяха, С. А. (2017). Психометрические показатели опросника психологического благополучия. Педагогическое образование в России, 4, 32-36 Головей, Л. А., Данилова, М. В. (2019). Структура субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью в подростковом возрасте. Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Акмеология образования. Психология развития, 5(1), 3845. аог 10.18500/2304-9790-2019-8-1-38-45 Гордеева, Т. О., Сычев, О. А., Лункина, М. В. (2019). Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы. Психологическая наука и образование, 24(3), 32-42. <1о1: 10.17759/р8е.2019240303 Деменев, А. Г. (2016). Субъективистские и объективистские теории в современных исследованиях счастья. Вестник Волгоградского государственного университета. Философия, 4(7), 7-15. ао1: М1р8:/Мо1.о^/10.15688/]уо18и7.2016.4.1 Захарова, Ю. П., Любимова, А. И. (2019). Благополучие и неблагополучие семьи и ребенка в нарративах специалистов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Санкт-Петербурга. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 6, 280-294. Канонир, Т. Н. (2019). Субъективное благополучие в школе и отношения с одноклассниками у учащихся начальной школы с разным уровнем учебных достижений. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 16(2), 170-182. (1о1: 10.17323/18138918-2019-2-378-390

Карапетян, Л. В. (2017). Исследование благополучия в отечественной психологии. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, 2(40), 132-137.

Кожанова, Н. С., Болгарова М. А., Панкратьева О. С. (2019). Проблема обеспечения психологически комфортной и безопасной образовательной среды в инклюзивном образовании. Перспективы науки и образования, 4(40), 307-321. (1о1: 10. 32744/р8е.2019.4.24 Крамаренко, Н. С. (2016). Социокультурная среда цифровой эпохи: от психологических рисков к возможностям развития личности. Вестник Московского государственного областного университета: электронный журнал, 4, 1-10. Кулик, А. А., Акимова, А. А. (2016). Субъективное благополучие молодежи (на примере студентов первых и выпускных курсов). Ученые записки Забайкальского государственного университета, 11(2), 170-177. Лактионова, Е. Б., Матюшина, М. Г. (2018). Теоретический анализ подходов к исследованию проблемы позитивного функционирования личности: счастье, психологическое

благополучие, субъективное благополучие. Известия Иркутского государственного университета. Сер. Психология, 26, 77-88. doi: 10.26516/2304-1226.2018.26.77 Леонтьев, Д. А. (2020). Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 1, 14-37. doi: 10.14515/monitoring.2020.1.02. Лето, И. В., Варшал, А. В., Петренко, Е. Н., Слободская, Е. Р. (2019). Субъективное благополучие детей младшего школьного возраста: значение семейных факторов. Психологический журнал, 40(6), 18-30. doi: 10.31857/S020595920007311-8 Логинова, С. В. (2017). Обзор исследований психологического благополучия детей. Мир

науки, культуры, образования, 3(64), 283-286. Любомирски, С. (2014). Психология счастья. Новый подход. СПб.: Питер. Люсова, О. В. (2017). Субъективное благополучие в контексте жизнедеятельности российской семьи. Logos et Praxis, 16(4), 97-104. doi: 10.15688/lp.jvolsu.2017.4.10 Манукян, В. Р., Муртазина, И. Р., Гришина, Н. В. (2020). Опросник для диагностики потенциала самоизменений личности. Консультативная психология и психотерапия, 25(4), 35-58. doi: 10.17759/cpp.2020280403 Осин, Е. Н., Леонтьев, Д. А. (2018). Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 1, 117-142. doi: 10.14515/monitoring.2020.1.06 Ослон, В. Н., Семья, Г. В., Прокопьева Л. М., Колесникова У. В. (2020). Операциональная модель и инструментарий для изучения субъективного благополучия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Психологическая наука и образование, 25(6), 41-50. doi: 10.17759/pse.2020250604 Пахоль, Б. Е. (2017). Субъективное и психологическое благополучие: современные и классические подходы, модели и факторы. Украинский психологический журнал, 1, 80-104.

Плотникова, Е. Е., Быстрова, Н. В., Лисина, Е. И. (2018). Педагогическая культура родителей как компонент воспитательного потенциала семьи. Проблемы современного педагогического образования, 58(2), 188-191. Реан, А. А., Ставцев, А. А. (2021). Протективные и провокативные семейные факторы агрессивного поведения детей и подростков. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 11(2), 137-149. doi: 10.21638/spbu16.2021.2 Рикель, А. М., Туниянц, А. А., Батырова, Н. (2017). Понятие субъективного благополучия в гедонистическом и эвдемонистическом подходах. Вестник московского университета. Сер. 14. Психология, 2, 64-82. doi: 10.11621/vsp.2017.02.64 Селигман, М. (2013). Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия

(Е. Межевич, С. Филина, пер. с англ.). М.: Манн, Иванов и Фербер. Смолева Е.О. (2015). Методологические и методические аспекты оценки субъективного

благополучия. Психология, социология и педагогика, 9(48), 93-100. Солдатова, Г. У. (2018). Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире. Социальная психология и общество, 9(3), 71-80. doi: 10.17759/sps.2018090308 Солдатова, Г. У. Войскунский А. Е. (2018). Эпидемия одиночества в цифровом обществе: хикикомори как культурно-психологический феномен. Консультативная психология и психотерапия, 27(3), 22-43. doi: 10.17759/cpp.2019270303 Солодников, В. В. (2018). Российские социологические и психологические исследования семьи в XXI веке: мета-анализ. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 6, 269-332. doi: 10.11621/vsp.2017.02.64 Сычев, О. А., Гордеева Т. О., Лункина, М. В., Осин, Е. Н., Сиднева, А. Н. (2018). Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников. Психологическая наука и образование, 23(6), 5-15. doi: 10.17759/pse.2018230601

Чернобровкина, С. В., Федорова, Т. В. (2017). Тип детско-родительских отношений как фактор характеристик коммуникативной сферы и социометрического статуса у дошкольников. Вестник Омского университета. Сер. Психология, 2, 22-32. Широканова, А. А. (2020). Тренды субъективного благополучия в России: 19982018. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, -/3(1), 4-24. doi: 10.21638/spbu12.2020.101

Ссылки на зарубежные источники см. в разделе References после англоязычного блока.

Поступила в редакцию 10.09.2021 г.; принята 08.11.2021 г.

Авалуева Наталия Борисовна - ведущий научный сотрудник, Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат педагогических наук. E-mail: [email protected]

Алексеева Анна Станиславовна - заместитель директора научно-исследовательского центра, Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат биологических наук. E-mail: [email protected]

Алиева Эвелина Факировна - исполняющий обязанности директора, Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат педагогических наук. E-mail: [email protected]

For citation: Avalueva, N. B., Alekseeva, A. S., Alieva, E. F. (2022). Assessment System for Subjective Well-being of Russian Schoolchildren: a Theoretical and Methodological Rationale. Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal - Siberian journal of psychology, 83, 100-121. In Russian. English Summary. doi: 10.17223/17267080/83/6

Assessment System for Subjective Well-being of Russian Schoolchildren: a Theoretical and Methodological Rationale1

N.B. Avalueva1, A.S. Alekseeva1, E.F. Alieva1

1 Federal Institute for Educational Development RANEPA, Chernyahovskogo 9/1, Moscow, 125319, Russian Federation

Abstract

The article considers the meaningful understanding of the category "subjective well-being of Russian schoolchildren" and determines the methodological rationale for developing an assessment system for it. The subjective well-being of Russian students' families is studied through the level of positive/negative emotions and the realization of personal potential, i.e. as satisfaction with such areas of life as family and education. The aim is to describe the methodology for developing an assessment system for subjective well-being of Russian

1 The research was carried out within the framework of research work 11.16. "Study of methodological approaches to the development of socialization programs for children and adolescents in the modern information society", in accordance with the state task of RANEPA for 2021 on the scientific direction "Economics of Education. Medium- and Long-Term Priorities of Education Reform".

schoolchildren at different stages of education, based on the theoretical analysis of existing meaningful interpretations of the "subjective well-being" category and methods for identifying its level. The task of developing the assessment system for subjective well-being is being solved by identifying and justifying social and psychological factors of family and school environment. Significant factors that affect the children's well-being can include family relationships, spiritual unity, material security, relations with classmates, learning achievements, educational environment.

To develop the assessment system we used methods of system analysis, methods of induction and deduction, methods of mathematical analysis, the method of factor analysis and others. The methodology for determining the subjective well-being of Russian schoolchildren includes a criterial framework and assessment tools. Taking into account the identified social and psychological factors of family and school environment, the subjective well-being is studied in criteria of satisfaction/dissatisfaction (positive/negative emotions) and realization of a child's personality potential. The assessment system presents the criteria for identifying the subjective well-being of Russian schoolchildren at different levels of education as two blocks: family and educational well-being. The methodological structuring of the criteria allowed us to develop mathematical formulas which can be used to obtain numerical expressions of both the level of subjective well-being itself and the levels of family and educational well-being.

Keywords: subjective well-being; family well-being; educational well-being; assessment system; criterion framework

References

Antonova, N. A., Eritsyan, K. Yu., & Tsvetkova, L. A. (2018). Subjective well-being of adolescents and youth: conceptualization and measurement. Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena - Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, 187, 69-78

Archakova, T. O., & Garifulina, E. Sh. (2020). Measuring Children's Subjective Well-Being in Russia: Local Practices and Federal Strategies. Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny - Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, 1, 276-295. doi: 10.14515/monitoring.2020.1.11 Bickham, D. S., Kavanaugh, J. R., & Rich, M. (2016). Media effects as health research: how pediatricians have changed the study of media and child development. Journal of Children and Media, 10(2), 191-199. doi: 10.1080/17482798.2015.1127842 Bradburn, N. (1969). The Structure of Psychological Well-Being. Chicago: Aldine Publishing Company.

Chernobrovkina, S. V., & Fedorova, T. V. (2017). Tip detsko-roditel'skikh otnosheniy kak faktor kharakteristik kommunikativnoy sfery i sotsiometricheskogo statusa u do-shkol'nikov [The type of parent-child relationship as a factor in the characteristics of the communicative sphere and sociometric status in preschool children]. Vestnik Omskogo universiteta. Ser. Psikhologiya, 2, 22-32. Demenev, A. G. (2016). Sub"ektivistskie i ob"ektivistskie teorii v sovremennykh issledo-vaniyakh schast'ya [Subjectivist and Objectivist Theories in Modern Happiness Research]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya, 4(7), 715. doi: 10.15688/jvolsu7.2016.4.1 Diener, E., & Diener, M. (1995). Cross-cultural correlates of life satisfaction and self-esteem. Journal of Personality and Social Psychology, 68(4). 653-663. doi: 10.1037/00223514.68.4.653

Golovey, L. A., & Danilova, M. V. (2019). The Structure of Subjective Well-Being and Satisfaction with Life in Adolescence. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya.

Ser. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya - Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 5(1), 38-45. doi: 10.18500/23049790-2019-8-1-38-45

Gordeeva, T. O., Sychev, O. A., & Lunkina, M. V. (2019). School Well-Being of Elementary School Children: Motivational and Educational Predictors. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie - Psychological Science and Education. 24(3), 32-42. doi: 10.1775 9/pse.2019240303 Huebner, E. S. (1994). Preliminary development and validation of a multidimensional life satisfaction scale for children. Psychological Assessment, 6, 149-158. doi: 10.1037/10403590.6.2.149

Kanonire, T. N. (2019). Subjective Well-Being of Primary School Students with Different Achievement Levels. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki - Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 16(2), 170-182. doi: 10.17323/1813-89182019-2-378-390

Karapetyan, L. V. (2017). Issledovanie blagopoluchiya v otechestvennoy psikhologii [The study of well-being in domestic psychology]. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. P. Astafeva, 2(40), 132-137. Kozhanova, N. S., Bolgarova M. A., & Pankratieva, O. S. (2019). Problema obespecheniya psikhologicheski komfortnoy i bezopasnoy obrazovatel'noy sredy v inklyuzivnom obra-zovanii [The problem of providing a psychologically comfortable and safe educational environment in inclusive education]. Perspektivy nauki i obrazovaniya, 4(40), 307-321. doi: 10.32744/pse.2019.4.24 Kramarenko, N. S. (2016). Sotsiokul'turnaya sreda tsifrovoy epokhi: ot psikhologicheskikh riskov k vozmozhnostyam razvitiya lichnosti [Sociocultural environment of the digital age: from psychological risks to opportunities for personal development]. Vestnik Mos-kovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta, 4, 1 -10. Kulik, A. A., & Akimova, A. A. (2016). Sub"ektivnoe blagopoluchie molodezhi (na primere studentov pervykh i vypusknykh kursov) [Subjective well-being of young people (on the example of first and final year students)]. Uchenye zapiski Zabaykal'skogo gosudarstvennogo universiteta, 11(2), 170-177. Laktionova, E. B., & Matyushina, M. G. (2018). Teoreticheskiy analiz podkhodov k issledo-vaniyu problemy pozitivnogo funktsionirovaniya lichnosti: schast'e, psikhologicheskoe blagopoluchie, sub"ektivnoe blagopoluchie [Theoretical analysis of approaches to the study of the problem of positive functioning of the individual: happiness, psychological well-being, subjective well-being]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Psikhologiya, 26, 77-88. doi: 10.26516/2304-1226.2018.26.77 Leontiev, D. A. (2020). Happiness and Well-Being: Toward the Construction of the Conceptual Field. Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ekonomicheskie i sotsial'nye pereme-ny - Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, 1, 14-37. doi: 10.14515/monitoring .2020.1.02 Leto, I. V., Varshal, A. V., Petrenko, E. N., & Slobodskaya, E. R. (2019). Sub"ektivnoe blagopoluchie detey mladshego shkol'nogo vozrasta: znachenie semeynykh faktorov [Subjective well-being of children of primary school age: the importance of family factors]. Psikhologicheskiy zhurnal, 40(6), 18-30. doi: 10.31857/S020595920007311-8 Loginova, S. V. (2017). Obzor issledovaniy psikhologicheskogo blagopoluchiya detey [Review of research on the psychological well-being of children]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 3(64), 283-286. Lyubomirski, S. (2014). Psikhologiya schast'ya. Novyy podkhod [Psychology of Happiness.

New Approach]. St. Petersburg: Piter. Lyusova, O. V. (2017). Subjective Well-Being in the Context of Russian Family Life. Logos et Praxis, 16(4), 97-104. doi: 10.15688/lp.jvolsu.2017.4.10

Manukyan, V. R., Murtazina, I. R., & Grishina, N. V. (2020). Questionnaire for Assessing the Self-Change Potential of a Person. Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya -Counseling Psychology and Psychotherapy, 28(4), 35-58. doi: 10.17759/cpp.2020280403 Orben, A., Dienlin, T., & Przybylski, A. K. (2019). Social media's enduring effect on adolescent life satisfaction. Proceedings of the National Academy of Sciences, 116(21), 1022610228. doi: 10.1073/pnas.1902058116 Osin, E. N., & Leontiev, D. A. (2018). Kratkie russkoyazychnye shkaly diagnostiki sub"ek-tivnogo blagopoluchiya: psikhometricheskie kharakteristiki i sravnitel'nyy analiz [Brief Russian scales for diagnosing subjective well-being: psychometric characteristics and comparative analysis]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny - Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, 1, 117-142. doi: 10.14515/monitoring.2020.1.06 Oslon, V. N., Semya, G. V., Prokopieva, L. M., & Kolesnikova, U. V. (2020). Operatsional'-naya model' i instrumentariy dlya izucheniya sub"ektivnogo blagopoluchiya detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley [Operational model and tools for studying the subjective well-being of orphans and children left without parental care]. Psikholo-gicheskaya nauka i obrazovanie, 25(6), 41-50. doi: 10.17759/pse.2020250604 Pakhol, B. E. (2017). Sub"ektivnoe i psikhologicheskoe blagopoluchie: sovremennye i klas-sicheskie podkhody, modeli i factory [Subjective and psychological well-being: modern and classical approaches, models and factors]. Ukrainskiy psikhologicheskiy zhurnal, 1, 80-104.

Pepper, E. & Harvey, R. (2018). Digital addiction: Increased Loneliness, Anxiety and Depression. Neuroregulation, 5(1). doi: https://doi.org/10.15540/nr.5.1.3 Plotnikova, E. E., Bystrova, N. V., & Lisina, E. I. (2018). Pedagogicheskaya kul'tura roditeley kak komponent vospitatel'nogo potentsiala sem'i [Pedagogical culture of parents as a component of the educational potential of the family]. Problemy sovremennogo peda-gogicheskogo obrazovaniya, 58(2), 188-191. Przybylski, A. K, Orben, A., & Weinstein, N. W. (2020). How much is too much? Examining the relationship between digital screen engagement and psychosocial functioning in a confirmatory cohort study. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychia-tryiatry, 59(9), 1080-1088 doi: 10.1016/j.jaac.2019.06.017 Rean, A. A., & Stavtsev, A. A. (2021). Protective and provocative family factors of aggressive behavior in children and adolescents. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Psikhologiya - Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, 11(2), 137-149. doi: 10.21638/spbu16.2021.2 Rikel, A. M., Tuniyants, A. A., & Batyrova, N. (2017). Ponyatie sub"ektivnogo blagopoluchiya v gedonisticheskom i evdemonisticheskom podkhodakh [The concept of subjective well-being in the hedonistic and eudemonistic approaches]. Vestnik moskovskogo universiteta. Ser. 14. Psikhologiya - The Moscow University Herald. Series 14. Psychology, 2, 64-82. doi: 10.11621/vsp.2017.02.64 Ryff, C. D. (1995). The structure of psychological well-being revisited. Journal of Personality

and Social Psychology, 69, 719-727. doi: 10.1037//0022-3514.69.4.719 Schutz, F. F., Bedin, L. M., & Sarriera, J. C. (2019). Subjective Well-Being of Brazilian Children from Different Family Settings. Applied Research in Quality of Life, 14(3). 737750. https://doi.org/10.1007/s11482-018-9609-0 Seligman, M. (2013). Put' kprotsvetaniyu. Novoe ponimanie schast'ya i blagopoluchiya [Path to prosperity. A new understanding of happiness and well-being] (E. Mezhevich, S. Filina, Transl.). Moscow: Mann, Ivanov i Ferber. Shek, D. T. L., & Liang, L.-Y. (2018). Psychosocial Factors Influencing Individual Well-Being in Chinese Adolescents in Hong Kong: A Six-Year Longitudinal Study. Applied Research in Quality of Life, 13(3), 561-584. doi: 10.1007/ s11482-017-9545-4

Shirokanova, A. A. (2020). Trends of subjective well-being in Russia: 1998-2018. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Sotsiologiya - Vestnik ofSaint-Petersburg University. Sociology, 13(1), 4-24. doi: 10.21638/spbu12.2020.101 Smoleva, E.O. (2015). Metodologicheskie i metodicheskie aspekty otsenki sub"ektivnogo blagopoluchiya [Methodological and methodological aspects of assessing subjective well-being]. Psikhologiya, sotsiologiya ipedagogika, 9(48), 93-100. Soldatova, G. U. (2018). Digital socialization in the cultural-historical paradigm: a changing child in a changing world. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo - Social Psychology and Society, 9(3), 71-80. doi: 10.17759/sps.2018090308 Soldatova, G. U., & Voyskunskiy A. E. (2019). Epidemic of Loneliness in a Digital Society: Hikikomori as a Cultural and Psychological Phenomenon. Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya - Counseling Psychology and Psychotherapy, 27(3), 22-43. doi: 10.17759/cpp.2019270303 Solodnikov, V. V. (2018). Russian sociological and psychological research of the family: meta-analisys. Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny - Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, 6, 269-332. doi: 10.11621/vsp.2017.02.64 Steptoe, A., Deaton, A., & Stone, A. A. (2015). Subjective wellbeing, health, and ageing.

The Lancet, 385(9968), 640-648. doi: 10.1016/S0140-6736(13)61489-0 Swist, T., & Collin, P. (2017). Platforms, data and children's rights: Introducing a 'networked capability approach'. New Media & Society, 19(5), 671-685. doi: 10.1177/1461444816686319 Sychev, O. A., Gordeeva T. O., Lunkina, M. V., Osin, E. N., & Sidneva, A. N. (2018). Mno-gomernaya shkala udovletvorennosti zhizn'yu shkol'nikov [Multidimensional scale of schoolchildren's life satisfaction]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 23(6), 515. doi: 10.17759/pse.2018230601 Tian, L., Tian, Q., & Huebner, E. S. (2016). School-related social support and adolescents' schoolrelated subjective well-being: The mediating role of basic psychological needs satisfaction at school. Social Indicators Research, 128, 105-129. doi: 10.1016/j.adolescence.2015.09.003 Tian, L., Wang, D., & Huebner, E. S. (2014). Development and validation of The Brief Adolescents' Subjective Well-Being in School Scale. Social Indicators Research, 120(2), 615-6342. doi: 10.1007/s11205-014-0603-0 Tiliouine, H., Rees, G., Mokaddem, S. (2019). Changes in Self-Reported Well-Being: A Follow-Up Study of Children Aged 12-14 in Algeria. Child Development, 90(2), 359374. doi: 10.1111/cdev.13132 Twigg, L., Duncan, C., & Weich, S. (2020). Is social media use associated with children's well-being? Results from the UK Household Longitudinal Study. Journal of Adolescence, 80, 73-83. doi: 10.1016/j.adolescence.2020.02.002 Viñas F., González M., Malo S., Garcia Y., Casas F. (2014) Temperament and Personal Wellbeing in a Sample of 12 to 16-Year-Old Adolescents. Applied Research Quality Life, 9(2), 355-366. doi: 10.1007/s11482-013-9242-x Vodyakha, S. A. (2017). Psikhometricheskie pokazateli oprosnika psikhologicheskogo bla-gopoluchiya [Psychometric indicators of the psychological well-being questionnaire]. Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii, 4, 32-36. Weinstein, E. (2018). The social media see-saw: Positive and negative influences on adolescents' affective well-being. New Media & Society, 20(10), 3597-3623. doi: 10.1177/1461444818755634 Zakharova, Yu. P., & Lyubimova, A. I. (2019). Family and Children Well-Being and Ill-Being in the Narratives of Experts on Prevention of Child Abandonment and Juvenile Delinquency. Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ekonomicheskie i sotsial'nye

peremeny - Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, 6, 280-294. doi: 10.14515/monitoring.2019.6.14

Received 10.09.2021; Accepted 08.11.2021

Natalia B. Avalueva - Principal Scientist, Federal Institute for Educational Development RANEPA, PhD in Pedagogy. E-mail: [email protected]

Anna S. Alekseeva - Deputy Head of the Center, Federal Institute for Educational Development RANEPA, PhD in biology. E-mail: [email protected]

Evelina F. Alieva - Associate Director, Federal Institute for Educational Development RANEPA, PhD in Pedagogy. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.