Научная статья на тему 'СИСТЕМА ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ ЭТИКИ ГАФУРА ГУЛЯМА'

СИСТЕМА ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ ЭТИКИ ГАФУРА ГУЛЯМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
133
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Поэт / литература / человек / ценность / духовность / право и закон / Poet / literature / man / value / spirituality / law and law

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Равшанов А.

В статье рассматриваются взаимосвязь духовных ценностей в поэзии Гафура Гуляма и их актуальность изучения юристами на современном этапе. Авторами уделены внимание на духовно-эстетическое своеобразие и идейно-композиционное новаторство Гафура Гуляма. Также особое внимание уделяется осмыслению духовно-ценностных, основополагающих знаков-аксиом, пониманию нравственно-психологической и философско-этической проблематики, определяющей сущностные, причинные показатели и векторы динамики литературного и историко-культурного процессов с юридической точки зрения. В статье раскрываются истоки и основные направления научного движения "Право и литература" в узбекских юридических исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAFUR GHULAM'S SYSTEM OF BASIC CATEGORIES OF ETHICS

The article examines the relationship of spiritual values in the poetry of Gafur Ghulam and their relevance to the study of lawyers at the present stage. The authors pay attention to the spiritual and aesthetic originality and ideological and compositional innovation of Gafur Gulyam. Also, special attention is paid to the understanding of spiritual-value, fundamental signs-axioms, understanding of moral-psychological and philosophical-ethical issues that determine the essential, causal indicators and vectors of the dynamics of literary and historical-cultural processes from a legal point of view. The article reveals the origins and main directions of the scientific movement "Law and Literature" in Uzbek legal studies.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ ЭТИКИ ГАФУРА ГУЛЯМА»

УДК.1751

Равшанов А. студент

Ташкентский государственный юридический университет

Узбекистан, г. Ташкент Научный руководитель: Мухитдинова Ф.А.

СИСТЕМА ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ ЭТИКИ ГАФУРА ГУЛЯМА

Аннотация: В статье рассматриваются взаимосвязь духовных ценностей в поэзии Гафура Гуляма и их актуальность изучения юристами на современном этапе. Авторами уделены внимание на духовно -эстетическое своеобразие и идейно-композиционное новаторство Гафура Гуляма. Также особое внимание уделяется осмыслению духовно-ценностных, основополагающих знаков-аксиом, пониманию нравственно-психологической и философско-этической проблематики, определяющей сущностные, причинные показатели и векторы динамики литературного и историко-культурного процессов с юридической точки зрения. В статье раскрываются истоки и основные направления научного движения "Право и литература " в узбекских юридических исследованиях.

Ключевые слова: Поэт, литература, человек, ценность, духовность, право и закон.

Ravshanov A. student

Tashkent State Law University Uzbekistan, Tashkent Scientific supervisor: Mukhitdinova F.A.

GAFUR GHULAM'S SYSTEM OF BASIC CATEGORIES OF ETHICS

Annotation: The article examines the relationship of spiritual values in the poetry of Gafur Ghulam and their relevance to the study of lawyers at the present stage. The authors pay attention to the spiritual and aesthetic originality and ideological and compositional innovation of Gafur Gulyam. Also, special attention is paid to the understanding of spiritual-value, fundamental signs-axioms, understanding of moral-psychological and philosophical-ethical issues that determine the essential, causal indicators and vectors of the dynamics of literary and historical-cultural processes from a legal point of view. The article reveals the origins and main directions of the scientific movement "Law and Literature" in Uzbek legal studies.

Keywords:Poet, literature, man, value, spirituality, law and law. Введение

На пороге Нового Ренессанса Узбекистана в литературоведении существенно меняется направленность изучения литературных произведений, расширяется круг вопросов, исследовательских подходов, особое внимание уделяется осмыслению духовно-ценностных, пониманию нравственно-психологической и философско-этической проблематики, определяющей сущностные, причинные показатели и векторы динамики литературного и историко-культурного процессов которые имеют особенное место в юриспруденции.

Только глубокое понимание значения литературных произведений позволяет максимально расширить исследовательские методы, определять историко-культурные основы и духовные истоки вне зависимости от видов, направлений, течений, жанров, помогает сформировать юридического анализа в том числе и писатели - скорее ориентируются на желания публики, но не на вечные «простые» истины и ценности, которые по природе своей сущностны, бытийны которые имеют важную роль для повышения правовой культуры.

Актуальность исследования духовного облика Гафура Гуляма определяется как постоянно действующими, так и актуализующими интерес к "узбекской благородности" причинами. Постоянно действующие причины: это парадоксальность личности и творчества Гафура Гуляма для юриспруденции. Непреходящее значение Гафура Гуляма имеет для национального самосознания и постижения смыслов юридической культуры. Интерес к творчеству Гафура Гуляма никогда не затихал в литературоведении. Однако каждая культурная эпоха по -разному и разное в Гафур Гуляме считала главным для себя. Таким образом, именно Гафур Гулям для творцов узбекской культуры в разные периоды был мерилом их собственного творчества.

Методологические аспекты работы означены специфическими особенностями творчество Гафура Гуляма в юриспруденции, духовной литературой, онтологической цельности и целостности эстетики поэзии Гафура Гуляма, многоуровневостью содержательной и идейно-образной структуры, звучанием нравственно-этических аспектов. привлечены при изучении историко-литературного процесса.

Дискуссия

К главнейшим составляющим социально-государственной системы всегда относилось образование, значение которого подчеркивается во многих развитых странах. За последние годы структура образования в высшей школе в Узбекистане и во многих странах значительно изменилась: появилось множество вузов, увеличился круг предлагаемых направлений обучения, стала более социально значимой задача высшего образования. Следует осознавать, что литература и юриспруденция взаимосвязаны.

Необходимо учитывать традиционную духовную и культурологическую миссию высшего образования, заключающуюся в

существовании научных и интеллектуальных составляющих общественного развития, посредством чего осуществляется становление и развитие демократической, профессионально и социально зрелой личности юриста, направленной на искоренение правового нигилизма в обществе через утверждение и распространение правовой культуры.

Как нами отмечалось в предшествующем исследовании, «любые подходы к обучению несут в себе положительные и отрицательные характеристики, и поэтому задача современного образования заключается в том, чтобы их эффективно сочетать, а это, в свою очередь, зависит от целей и созданных условий. Составляющими качества образования являются качества преподавания и воспитания. Надлежащий уровень качества преподавания достигается путем обеспечения надлежащего уровня каждой ступени образовательного процесса [2, с. 71]. Все вышесказанное остается актуальным и в современных реалиях образовательной деятельности в высшей школе. Поэтому юристам сегодня необходимо изучать и литературу. Предначертание литературных занятий состоит в том, чтобы сформировать базу для последующей самостоятельной студенческой работы для решения проблемных вопросов, в результате чего активизируется познавательная деятельность обучающегося.

Проведение литературных занятий в виде семинаров по трудам узбекских авторов, поэтов, писателей можно также разнообразить по различным критериям, например, эффективным является проведение дискуссионного семинара по одной из предлагаемых тем или в виде теоретического итогового семинарского занятия либо коллоквиума.

Поэтому мы хотели раскрыть истоки и основные направления научного

движения "Право, и . литература" в узбекских юридических исследованиях

последних пятилетий.

Специфика семинарского занятия диктует правильность выбора вида занятия, уровня подготовленности к нему обучающихся, но любое проведение занятия должно приводить к формированию у обучающихся критического мышления, способности отстаивать позицию по проблематике и доказывать правильность своей позиции, распознавать объективные и необъективные выводы и оценки, выявлять причинно-следственные связи, актуализировать имеющиеся знания при получении новой информации и т.д.

В последнее время интерес к духовно-просветительским идеям Гафура Гуляма значительно расширил круг исследовательских подходов и у юристов.

Без преувеличения можно сказать, что 2021 год войдет в историю как период радикальных изменений и роста молодежи Узбекистана.

Потому что в этой стране, где более половина населения является молодёжью, проводятся очень важные реформы, создается правовая база для всесторонней поддержки молодых людей. Особое место в творческой сфере занимают научные исследования, результатом которых становятся различные виды произведений науки, имеющие важное значение для дальнейшего

развития научно-технического прогресса, для укрепления экономики и обороноспособности нашего государства, для решения технологических, градостроительных, медицинских, экологических и других проблем, а также для повышения благосостояния граждан.

Как студент Ташкентского государственного юридического университета, я понимаю, что вопросы обучения и воспитания в университете направлены на защиту интересов и прав студентов, чтобы в будущем мы могли стать честным юристом.

Юрист должен иметь высокий уровень нравственности, справедливости, гуманности, честности и стремления, а также доскональное знание и хорошее понимание закона. Кроме того, знакомство с литературой, искусством и спортом, знание иностранного языка также является требованием времени. Взгляды Гафура Гуляма и его о смысле жизни с разной степенью глубины и подробности затрагиваются во всех работах посвященных его мировоззрению и во многих обобщающих трудах биографического характера. Здесь, прежде всего следует назвать труды филологов, востоковедов. Специалисты самых разных областей знания -филологи, историки, психологи, педагоги, наконец, философы, -объединенные творчеством Гафура Гуляма, которое само уже стало самостоятельной областью знания, так или иначе касались вопроса о смысле жизни, о справедливости, о благо народа, подчеркивали его важность, а порой и ключевую роль в жизни и творчестве Гафура Гуляма. Тем не менее, эта тема редко становилась предметом специального изучения, глубокого философского исследования. Гафур Гулям создал целостное и развернутое учение о смысле жизни и в этом качестве оно остается еще слабо изученным в юриспруденции.

Биография

Гафур Гулям родился 27 апреля (10 мая) 1903 года в Ташкенте в семье крестьянина. Его отец любил читать стихотворения узбекских и таджикских поэтов, знал русский язык и сам писал стихи. В их доме бывали поэты Мукими, Фуркат, Асири, Хислат и другие. С осени 1916 года Гафур стал обучаться в училище. После смерти отца, а затем и матери был беспризорником. Перепробовал десятки профессий. В годы Гражданской войны был принят в детский дом. Стал работать наборщиком в типографии и учиться на педагогических курсах. Окончил Ташкентский педагогический институт. В 1919—1927 годах работал учителем, директором школы, председателем Союза работников просвещения, занимался организацией детских интернатов и приёмных пунктов. С 1923 года начал печатать свои первые стихотворения, а также очерки и юмористические рассказы. Первое стихотворение Г.Гуляма «Дети Феликса», рассказывающее о детях-сиротах было опубликовано в журнале «Маориф ва укитувчи» в 1923 году. По словам самого Г.Гуляма на его творчество сильное влияние оказало творчество В. В. Маяковского. Переводил на узбекский язык произведения А. С. Грибоедова,

М. Ю. Лермонтова, В. В. Маяковского, Н. Хикмета, Ш. Руставели, Низами, Данте, П. Бомарше, У. Шекспира.

Если проанализировать произведений Гафура Гуляма то мы уваидим какое духовное наследие поэта. Поэтому проведена классификация произведений Гафура Гуляма в зависимости от их основного назначения: Например его поэмы: как «Кукан-батрак» и «Юлдаш». А также имеется его монографии и научные работы как «Навои и наша эпоха», «Фольклор — неиссякаемый источник» и «Драма о Джалалиддине» написанная в 1945 году.

Как мы уже писали о том что он переводил на узбекский язык таких прозведений как «Отелло» В. Шекспира, «Женитьба Фигаро» П. Бомарше, Зоя» М. И. Алигер и «За тех, кто в море !» Б. А. Лавренёва.

Поэтому проанализировав творчество Гафура Гуляма постарались мы раскрыт признаки, отличающие научные произведения от произведений литературы и искусства; сформулировать определения произведения науки как самостоятельного объекта и его отдельных видов; показать особенности правового режима таких произведений; проведена классификация произведений науки по ряду критериев, в том числе в зависимости от основного назначения таких произведений; выявили особенности правовой культуры в произведениях, предназначенных для подтверждения юридической квалификации. Нам, молодым людям, как будущим юристам, необходимо изучить и провести сравнительный анализ исторического и правового наследия. В этом отношении особенно важна работа Гафура Гуляма. Ташкентский государственный юридический университет учредил специальную стипендию и нагрудный знак имени Гафура Гуляма.

Инициатива продиктована постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 августа 2020 года «О мерах по популяризации творческого наследия известных писателей и мыслителей среди молодежи и эффективному использованию Аллеи литераторов». Согласно документу, университет будет содействовать популяризации творческого наследия народного поэта Узбекистана, академика Гафура Гуляма. С этой целью создана творческая группа из числа руководящего и профессорско-преподавательского состава вуза, разработан план учебно-просветительских мероприятий. Я сегодня написав статью хотел поделиться с историей поэзии Гафура Гуляма где любовь и ненависть — естественные человеческие чувства, особую силу обретающие в обстоятельствах противоестественных, в пору бедствий, тягчайшее из которых — война. Как все знают о том что, «Военные» стихи Гафура Гуляма приобрели чрезвычайно широкую популярность прежде всего потому, что в них поэт сумел с непревзойденной яркостью выразить и всенародную любовь к воинам — защитникам жизни, детей, домашнего очага, и любовь каждого отдельного человека к тому родному, единственному, который ушел в огонь битвы, откуда не всем суждено возвратиться. Именно годы войны и осиротевшие дети были отражены в стихотворениях Гафура Гуляма что с особенной силой привлекло то, что Узбекистан, далекий от

фронта, сделался прибежищем для тысяч советских людей, кого война лишила крова. Немало таких обездоленных принял Ташкент, особенно — детей, осиротевших либо разлученных с родителями. Их целыми эшелонами, порой в холодных, разбитых вагонах, привозили сюда, обессилевших от голода, искалеченных, выгружали прямо на путях... И вот — о великое чудо братства! — сотни ташкентцев, всех возрастов и национальностей, спешили прямо на вокзал, чтобы взять на воспитание одного из этих ребятишек, а то и двоих, троих. До сей поры в республике славны семья Шамахмудовых, усыновившая и воспитавшая в годы войны осиротевших детей. В начале войны Шаахмад Шамахмудов (1890 - 1970) и его жена Бахри Акрамова (1903 - 1987) были рабочими кузнецами в артели имени Тельмана города Ташкента.

Которые сумели вырастить, вывести в люди! Гафур Гулям, чуткий ко всему, что становится знамением времени, был прекрасно осведомлен обо всех этих событиях. Он сам встречал «сиротские эшелоны» на вокзале, навещал семьи, приютившие детей. Итогом всего увиденного и осмысленного явилось знаменитое стихотворение «Ты не сирота», в котором с пронзительною силой звучат мотивы любви к детям (вспомним детские впечатления поэта, затем его работу учителя, воспитателя в интернате для бывших беспризорных), братства разных народов, скрепленного общей бедой, наконец — мотив глубочайшей ненависти и презрения к фашизму, губителю всего живого, светлого и доброго. Стихотворение строится излюбленным у Гафура Гуляма приемом обращения к ребенку, который вдали от родного дома обрел новых родителей:

Разве ты сирота?.. Успокойся, родной! Словно доброе солнце, склонясь над тобой, Материнской, глубокой любовью полна, Бережет твое детство большая страна. Здесь ты дома. Здесь я стерегу твой покой. Спи, кусочек души моей, маленький мой!

Стихотворение, в переводе Светланы Сомовой напечатанное в «Правде» 27 апреля 1942 года, приобрело широчайшую известность и в тылу, и на фронте, где оно оказывало духовную поддержку людям, в перипетиях войны потерявшим своих детей. Известны случаи, когда именно стихотворение Гафура Гуляма натолкнуло таких обездоленных родителей на мысль искать, путем переписки, своих детей в Узбекистане — и поиски увенчивались успехом. 9 мая 2017 года в ташкентском Парке дружбы торжественно открыли памятник Шамахмудовым, усыновившим 15 сирот в годы Великой Отечественной войны. Необходимо подчеркнуть, что в 2017 году современном Узбекистане на открытие Монумента дружбы народов рассказали, что памятник семье Шамахмудовых для них стал символом реабилитации Дня победы. В годы войны, чутко улавливая и отражая как бы «разлитую» в народе тоску по мирному труду на мирной земле, Гафур Гулям

мечтает о времени, которое обязательно придет, потому что война завершится нашей победой:

Клянемся честью, скоро над врагом последний, смертоносный грянет гром. Жизнь закипит, не будет литься кровь, страна цветущим садом станет вновь.

Поэтому тема детства — счастливого или несчастливого — проходит через все творчество Гафура Гуляма, набирая особенную силу в последние десятилетия жизни поэта. По своему обыкновению, отталкиваясь от конкретного, реального факта (порой наблюдая за своими же собственными детьми), он размышляет о взаимозависимости между общественными условиями и судьбой детей, о том, какие качества следует родителям воспитывать в ребенке, на живых примерах, часто в шутливой форме, преподносит уроки нравственности самим детям. Не считая множества собственно «детских» стихов Гафура Гуляма, издаваемых для юных читателей и на родном языке, и в переводах, укажем в качестве иллюстрации, вошедшие в сборник: «Детям», «Моя одна строка», «Школьная весна», «Учимся думать». Прочитав творчество Гафура Гуляма я понял того что, может быть общего между художественной литературой и юриспруденцией? Многим с точки зрения обыденного «здравого смысла» может показаться крайне далекими друг от друга сферами жизни — по способу отношения к реальности, по функциям и т.д. Однако есть между ними и общее; близость права и литературы как особой междисциплинарной области знаний под названием «право и литература».

Заключение

Таким образом, как справедливо отмечается в литературе, в настоящее время необходима разработка новых подходов, отвечающих современным реалиям, к определению понятия «произведение науки» и решению комплекса проблем, связанных с их созданием, а также реализацией и защитой прав на них.

Мои однокурсники и сверстники могут задавать вопросов как: какая же польза юриспруденции от литературной теории? Насколько вообще полезны художественные тексты и литературоведческие теории для будущего правоведа и практикующего юриста? Главный вопрос здесь — это природа и степень близости права и литературы. В качестве главных «точек пересечения» той и другой выступают два следующих, довольно очевидных аспекта. Во-первых, существует целый ряд литературных произведений, затрагивающих юридическую проблематику: как и в творчестве Гафура Гуляма как «Ты не сирота» и др. Во-вторых, само право является риторической дисциплиной; речи великих судей часто обладают литературным измерением; изложение дела или, скажем, судебное решение имеют нарративную структуру; свидетельства обвинения и защиты подлежат интерпретации, — словом, самые разные факты судебной практики

поддаются литературоведческому анализу. Польза эта, по -моему, заключается в том, что литература, во-первых, служит для юристов «источником фонового знания» и иногда изображает интересные жизненные ситуации для проверки правовых принципов (проблемы сирот и поддержка их государством, а также вопросы социальной защиты и т.п.).

Во - вторых, наряду с литературоведением, она учит их правильно читать и писать юридические тексты — в той мере, в какой средством убеждения служат не только факты и логика, но и риторика. В конце концов, правовым текстам никогда не помешает стать лучше в стилистическом отношении.

Вот за что думаю, особое внимание в нашем университете уделяется изучению жизни и творчества Гафура Гуляма и его широкому продвижению среди населения, особенно среди молодежи. Потому что в произведениях Гафура Гуляма отражены права и свобода человека.

Если мы посмотрим на роль этого важного творческого поля в юриспруденции, одно из важнейших произведений своего времени - эпос «Юлдаш» - потребность в любви и внимании, как и другие сироты, которые были разлучены с родственниками Юлдаша в период его правления. Гражданская война и создание интернатов и детских домов остается актуальной проблемой и сегодня. Именно готовность и бдительность воспитанников этого детского дома, защищать свою Родину движет нашей молодежью. Ведь то, что 900 детей-сирот в этом году будут обеспечены жильем, является логическим продолжением работы Гафура Гуляма. Государственная программа до 2021 года также ориентирована в первую очередь на поддержку студенческой молодежи. Решение Президента Республики Узбекистан о присуждении стипендии 200 студентам, набравшим наивысшие баллы на вступительных экзаменах, является очень справедливым решением в молодежной политике. В предыдущей системе, если студент получал президентскую стипендию в прошлом году на один год, теперь студент будет получать президентскую стипендию на весь период обучения.

Увеличение государственных стипендий на 25% и удвоение стипендий для женщин из малообеспеченных семей также являются возможностями для получения высшего образования, будущего обновленной молодежи Узбекистана и научных достижений. Отрадно, что наши мыслители, поэты и писатели прославляются в трудах науки и трудолюбия, эти великие идеи отражены в Госпрограмме 2021, и теперь семьям с двумя и более детьми предоставляется возможность погашать образовательные кредиты после окончания учебы. Другой вариант: в Государственной программе предусмотрены льготы по академическому отпуску. Теперь у студента будет возможность продолжить самостоятельное обучение, изменив период академического отпуска на заочное или дистанционное обучение по своему усмотрению. То есть задержек в обучении ученика не будет.

Во время визита Президента Ш.Мирзиёева на Аллею писателей в Национальном парке Узбекистана имени Алишера Навои 20 мая 2020 года было решено превратить это место в настоящее место литературы, духовности и образования для всего нашего народа, особенно молодых людей. Не случайно, чтобы глубоко изучить и широко популяризировать творчество писателя, он предложил установить в высших учебных заведениях статуи, воздвигнутые в память о выдающихся представителях нашей литературы

Я поставил себе цель проанализировать научную деятельность тех, кто изучает творчество литературоведов. В этом смысле я по-новому взглянул на работу Гафура Гуляма как будущего юриста и убедился, что Гафур Гулям был страстным певцом мира, дружбы и счастья людей.

Для повышения эффективности культурно-воспитательной работы в образовательных учреждениях, выдвинутой Указом Президента от 26 марта 2021 г. «О мерах по коренному совершенствованию системы духовно -воспитательной работы» и с 2021/2022 учебного года. Также очень порадовало внедрение предмета «Профессиональная духовность», введение обучения по специальности «PR-менеджер» на уровне магистратуры.

Использованные источники:

1. Указ Президента Шавката Мирзиёева от 26 марта 2021 г. «О мерах по коренному совершенствованию системы духовно-воспитательной работы».

2. Гафур Гулям. Стихи Гафур Гулям Стихи и поэзия. Издательство: Художественная литература. Москва Год издания: 1971 livelib.ru: https://www.livelib.ru/author/361598/top-gafur-gulyamov

3. Итог. Стихи последних лет Гафур Гулям Стихи и поэзия Издательство: Художественная литература. Москва Год издания: 1983 https://www.livelib.ru/author/361598/top-gafur-gulyamov

4. Избранная лирика Гафур Гулям Стихи и поэзия 1 1 Издательство: Молодая гвардия Год издания: 1966 https://www.Hvelib.ru/author/361598/top-gafur-gulyamov

5. Гафур Гулям. Айбек. Стихотворения Айбек Стихи и поэзия Издательство: Детская литература. Москва Год издания: 1985

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.