Научная статья на тему 'СИСТЕМА ОРГАНОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИИ И ОТДЕЛЬНЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ'

СИСТЕМА ОРГАНОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИИ И ОТДЕЛЬНЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
559
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОРГАНОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ / БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ / ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СПЕЦСЛУЖБЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гайнетдинова Гульназ Семигулловна

Во всем мире нет ни одного государства, руководство которого не осознавало бы опасности, исходящей от терроризма, и не прилагало бы усилия для формирования системы антитеррористических мер. В статье анализируется система органов противодействия терроризму в России и в некоторых зарубежных странах. Оговариваются кардинальные реформы в правоохранительных, силовых ведомствах и службах сразу же после крупных террористических актов в исследуемых странах. Отмечаются схожие черты в функционировании систем органов противодействия терроризму в России, США и Израиле. В статье проанализирован Глобальный индекс терроризма в динамике за 2014-2020 гг., на основании которого делается вывод о том, что государственные программы США по борьбе с терроризмом не дали желаемых результатов по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина. Показано, что благодаря активному взаимодействию силовых структур (спецслужб, армии, полиции) в России и Израиле прослеживается положительная динамика антитеррористической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF COUNTER-TERRORISM AUTHORITIES IN RUSSIA AND CERTAIN FOREIGN STATES

There is not a single state in the whole world whose leadership would not be aware of the danger posed by terrorism and would not make efforts to form a system of anti-terrorist measures. The article analyzes the system of counter-terrorism agencies in Russia and in some foreign countries. Cardinal reforms in law enforcement, law enforcement agencies and services are discussed immediately after major terrorist attacks in the countries under study. There are similar features in the functioning of the systems of counter-terrorism agencies in Russia, the United States and Israel. The article analyzes the Global Terrorism Index in dynamics for 2014-2020, on the basis of which it is concluded that US government programs to combat terrorism have not yielded the desired results in protecting the constitutional rights and freedoms of man and citizen. It is shown that due to the active interaction of law enforcement agencies (special services, army, police) in Russia and Israel, there is a positive dynamics of anti-terrorist activity.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ОРГАНОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИИ И ОТДЕЛЬНЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ»

DOI: https://doi.org/10.52623/2227-4383-3-45-17 УДК 342.5

СИСТЕМА ОРГАНОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИИ И ОТДЕЛЬНЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ

Г.С. Гайнетдинова

Во всем мире нет ни одного государства, руководство которого не осознавало бы опасности, исходящей от терроризма, и не прилагало бы усилия для формирования системы антитеррористических мер. В статье анализируется система органов противодействия терроризму в России и в некоторых зарубежных странах. Оговариваются кардинальные реформы в правоохранительных, силовых ведомствах и службах сразу же после крупных террористических актов в исследуемых странах. Отмечаются схожие черты в функционировании систем органов противодействия терроризму в России, США и Израиле. В статье проанализирован Глобальный индекс терроризма в динамике за 2014-2020 гг., на основании которого делается вывод о том, что государственные программы США по борьбе с терроризмом не дали желаемых результатов по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина. Показано, что благодаря активному взаимодействию силовых структур (спецслужб, армии, полиции) в России и Израиле прослеживается положительная динамика антитеррористической деятельности.

Ключевые слова: система органов противодействия терроризму; борьба с терроризмом; международный терроризм; внутренняя и внешняя безопасность; спецслужбы.

G.S. Gainetdinova. SYSTEM OF COUNTER-TERRORISM AUTHORITIES IN RUSSIA AND CERTAIN FOREIGN STATES

There is not a single state in the whole world whose leadership would not be aware of the danger posed by terrorism and would not make efforts to form a system of anti-terrorist measures. The article analyzes the system of counter-terrorism agencies in Russia and in some foreign countries. Cardinal reforms in law enforcement, law enforcement agencies and services are discussed immediately after major terrorist attacks in the countries under study. There are similar features in the functioning of the systems of counter-terrorism agencies in Russia, the United States and Israel. The article analyzes the Global Terrorism Index in dynamics for 2014-2020, on the basis of which it is concluded that US government programs to combat terrorism have not yielded the desired results in protecting the constitutional rights and freedoms of man and citizen. It is shown that due to the active interaction of law enforcement agencies (special services, army, police) in Russia and Israel, there is a positive dynamics of anti-terrorist activity.

Keywords, system of counter-terrorism bodies; counter-terrorism; international terrorism; internal and external security; special services.

Возрастающие масштабы международного терроризма в нынешних условиях развития мирового сообщества стали реальной угрозой для всего человечества. Терроризм является глобальной проблемой для всех государств. «Его стремительное распространение по всему миру, в том числе и в Российской Федерации, сопровождается активизацией деятельности различных политических, националистических и религиозных экстремистов и криминального террора» [6]. В этих условиях крайне необходимо объединить усилия национальных государственных и негосударственных структур по противодействию международному терроризму, активнее обмениваться опытом работы в этой сфере, выявлять эффективные формы борьбы с ним.

Меры, направленные на противодействие терроризму, условно можно разделить на орга-

низационные и правовые. Первые реализуются через систему государственных и негосударственных органов, институты гражданского общества. Их деятельность по противодействию терроризму основывается на конституционно-правовых основах национальных государств и международных правовых актах.

В большинстве развитых стран разработаны национальные системы противодействия терроризму, которые представляют собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов. Важное место в них отводится повышению эффективности функционирования системы органов противодействия, прежде всего государственных.

В данном аспекте рассмотрим механизм функционирования системы органов, призванных прежде всего силовыми методами не только защищать общество от террористиче-

ских проявлений, но и применять действенные меры превентивного характера в этом направлении. На наш взгляд, структурная организация и порядок функционирования системы органов противодействия терроризму ряда развитых зарубежных стран представляет как научный, так и практический интерес. Возьмем, к примеру, такие государства, как США и Израиль, поскольку они не раз становились объектами крупных террористических атак. Данная ситуация подтолкнула эти государства кардинально пересмотреть тактику ведения борьбы с террористическими проявлениями и реформировать систему органов, призванных эффективно защищать такие конституционные ценности, как права и свободы человека, демократические устои государства.

После совершения 11 сентября 2001 г в США крупнейшего по числу жертв теракта в истории (погибли около 3 тыс. человек, 24 пропали без вести) произошла кардинальная реформа правоохранительных, силовых ведомств и служб. Были созданы новые органы по выработке стратегии по внутренней и внешней безопасности страны, которые стали основным «инструментом» в координации усилий всех структур исполнительной власти в противодействии терроризму. Появились новые должности: в администрации (аппарате) президента - помощник президента по внутренней безопасности; в новом созданном органе Совете по внутренней безопасности - заместитель советника по национальной безопасности (который находится в постоянном контакте с помощником президента).

В настоящее время к государственным органам и их структурным подразделениям США в борьбе с терроризмом относятся:

- Совет национальной безопасности (National Security Council (NSC)) - консультативный орган при президенте США для рассмотрения вопросов национальной безопасности и внешней политики, координации вопросов национальной безопасности между правительственными учреждениями [3];

- Совет внутренней безопасности (Homeland Security Council (HSC)) - подразделение исполнительной канцелярии президента США, которому поручено консультировать президента по вопросам внутренней безопасности страны;

- Министерство внутренней безопасности США (Министерство национальной безопасности (Departmentof Homeland Security (DHS)) - выполняет миссию внутренней безопасности, составляет стратегический план: а) по противодействию терроризма и угрозам национальной безопасности; б) обеспечению

безопасности границ и подходов к США. Министерство создано с одной главной целью -объединить большую часть агентств и управлений, которые отвечают за внутреннюю безопасность страны. К задачам министерства относятся: предупреждение и предотвращение террористических угроз внутри США, помощь в ликвидации последствий терактов и др.;

- Центральное разведывательное управление США (Central Intelligence Agency (CIA)) -ведомство федерального правительства США, главный орган внешней разведки и контрразведки США. Оно не имеет полномочий правоохранительных органов, его деятельность сосредоточена в основном на внешней разведке с некоторыми элементами внутренней разведки и контрразведки. Позиционирует себя как первая линия обороны нации;

- Национальный контртеррористический центр (National Counterterrorism Center (NCC)). Осуществляет изучение, анализ, оценку террористических угроз национальной безопасности США и прогнозирование их реализации в долгосрочной перспективе. Выступает главным органом национальной контртеррористической системы в вопросах идентификации новых террористических угроз, определения потребностей правоохранительных органов, силовых ведомств и спецслужб в соответствующей разведывательной информации, выработке предложений по задействованию возможностей национальной системы разведки [1];

- Федеральное бюро расследований (Federal Bureauof Investigation (FBI)) является органом внутренней разведки и одновременно федеральной правоохранительной структурой Соединенных Штатов. Это составная часть министерства юстиции и Разведывательного сообщества США. Подчиняется Генеральному прокурору и Директору Национальной разведки;

- Центр по отслеживанию террористической активности (Terrorist Screening Center (TSC )) - подразделение отделения национальной безопасности в Федеральном бюро расследований. В обязанности TSC входит выявление подозреваемых или потенциальных террористов и др.

Таким, образом, деятельность правоохранительных структур в системе органов исполнительной власти США децентрализована. Ключевую роль в организации противодействия терроризму занимает Министерство внутренней безопасности, объединяющее в себя, кроме ФБР и ЦРУ, 22 различных ведомства. В то же время следует отметить, что такая сложная система правоохранительных функций, на наш взгляд, создает значительные трудности в

формировании единой правоприменительной практики и в отдельных случаях может привести к межведомственным разногласиям.

Важно заметить, что упор в противодействии терроризму делается и на тесном взаимодействии государственных органов и гражданского общества. Так, программа «Вознаграждение за помощь правосудию», осуществляемая Государственным департаментом США, предлагает награду до 10 млн долл. за информацию, позволяющую установить личность или местонахождение лиц, действующих по указанию зарубежного государства или под его контролем и принимающих участие в киберо-перациях, нацеленных против США [7].

Однако, по мнению некоторых независимых экспертов ООН по правам человека, данная программа нарушает ряд прав человека. Так, спецдокладчик ООН Е.Ф. Довгань заявила, что «борьба с терроризмом необходима, но она должна осуществляться только при должном соблюдении прав человека, международного гуманитарного права и беженского права, в соответствии с Глобальной стратегией ООН по борьбе с терроризмом» [3].

Как нам видится, предпринимаемые в США усилия по совершенствованию общегосударственной системы противодействия терроризму не всегда удачны. Уменьшение террористической активности на территории США, согласно рейтингу стран по уровню терроризма Global Terrorism Index [8], произошло в 2015 г., когда страна заняла 35 место. Очевидно, что созданные «экстренные меры» институционального характера, которые были своевременны и в течение продолжительного периода эффективны, вывели страну на новый уровень.

Рост террористической угрозы в США пришелся на 2017 г. (32 место), а пик - на 2018 г. (20 место) и затронул 2019 г. (22 место). Таким образом, США испытывают ухудшение ситуации в связи с воздействием террористических проявлений. К примеру, за 2019 г. было зафиксировано 53 случая нападения террористического характера, в результате которых 39 человек погибли. Такая ситуация связана с тем, что террористические организации быстро при-

Глобальный индекс террор

способились к новым условиям, выработали новые формы, методы, инструменты террора, что и привело к росту террористических атак.

«Перезагрузка» общегосударственной системы противодействия терроризму в США, по нашему мнению, не достигла своей цели. В стране не наблюдается сокращение террористических угроз. Минимизации жертв от рук террористов также не последовало. Государственные программы, осуществляемые в борьбе с терроризмом, не дали желаемых результатов по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина.

В России в последние годы принят ряд эффективных мер по пресечению терроризма, создана достаточно эффективная, на наш взгляд, государственная система противодействия данному явлению. Это видно по данным рейтинга Global Terrorism Index. Основную работу по противодействию терроризму ведет Федеральная служба безопасности РФ во взаимодействии с МВД, Росгвардией, СКР и другими правоохранительными органами. Координацию деятельности всех государственных и муниципальных органов власти по противодействию террористическим проявлениям в Российской Федерации осуществляет Национальный антитеррористический комитет. Благодаря скоординированным действиям указанных органов за последние годы удалось несколько снизить преступления террористического характера, на ранней стадии предупреждать подготовку террористических актов, уменьшить количество лиц, вовлекаемых в террористическую деятельность, и подняться с 11 на 39 место, обогнав по этим показателям США.

Стоит отдельно остановиться на показателях сиднейского Института экономики и мира, который ежегодно оценивает уровень террористической угрозы по четырем основным показателям: количество погибших, количество пострадавших, количество террористических инцидентов, уровень материального ущерба. В плане безопасности наибольшего прогресса за последние 7 лет достигла Российская Федерация (минус 28 позиций), что соответствует 39 месту (таблица). Количество террористиче-

ма в динамике за 2014-2020 гг.

№ 2014 Индекс № 2015 Индекс № 2017 Индекс

11 Россия 6,76 23 Россия 6,207 32 США 5,43

30 США 4,71 24 Израиль 6,034 33 Россия 5,33

32 Израиль 4,66 35 США 4,613 36 Израиль 5,06

№ 2018 Индекс № 2019 Индекс № 2020 Индекс

20 США 6,07 22 США 5,69 29 США 5,260

34 Россия 5,23 37 Россия 4,90 39 Россия 4,542

41 Израиль 4,58 40 Израиль 4,53 40 Израиль 4,522

ских атак в России снизилось на 52 %, а число жертв - на 30 % (16 человек погибли в результате терактов).

Динамика Израиля с 2015 г., как мы видим, положительна. Проделана колоссальная работа по предотвращению террористических угроз.

Израиль - страна, которая обладает уникальным опытом антитеррористической борьбы, поскольку угрозы подобного характера возникают не только на территории самого Израиля, но и со стороны Палестины и дальнего зарубежья. Государство отказалось от официальной контртеррористической доктрины. Антитеррористические действия направлены на сдерживание террористических групп, внесение в них раскола, разрушение инфраструктуры террористических организаций.

Так, главными специализированными органами в борьбе с терроризмом выступают военные подразделения специального назначения - Сайерет Маткаль и Шайетет 13. По мнению Ж.М. Сайфиевой, «Сайерет Маткаль отличается крайней агрессивностью, высокой мобильностью, степенью выучки, умением инициативно мыслить в оперативной ситуации» [5]. Сайерет Маткаль является спецподразделением Генерального штаба армии обороны Израиля, а Шайетет 13 - частью специального назначения военно-морских сил Израиля. В борьбе с терроризмом задействована также Национальная полиция Израиля (INP), сотрудники которой получают базовую подготовку по борьбе с терроризмом.

Особенности INP в том, что она состоит из двух компонентов - пограничной охраны (BG) и «синей птицы». «Синяя птица» работает в округах Израиля, а BG сочетает в себе функции и военных, и полицейских. Также созданы специализированные подразделения по борьбе с терроризмом в рамках Национальной полиции - ЯМАМ (спецподразделение пограничной полиции). Не стоит забывать и об израильском сообществе, которое проводит агрессивные информационные кампании в социальных сетях, тем самым поддерживая антитеррористические операции. Уменьшение террористической активности на территории Израиля, согласно рейтингу стран по уровню терроризма Global Terrorism Index, очевидно. Думается, это происходит не только по причине такой многогранной антитеррористической структуры, как сила обороны, подразделения специального назначения, полиция, но и населения страны.

Подводя итоги, отметим, что противодействие терроризму является сложной и актуальной задачей каждого государства, которая

выражается в непрерывном взаимодействии и координации усилий органов государственной власти, правоохранительных структур, спецслужб и различного рода общественных организаций по борьбе с данными явлениями.

В России, США и Израиле сложилась определенная устойчивая система противодействия угрозам терроризма. В каждой из стран действует общегосударственный широкомасштабный механизм выявления, предупреждения и пресечения различных террористических проявлений. У исследуемых государств прослеживаются схожие черты в функционировании систем органов противодействия терроризму силовое противодействие, устранение внутренних источников терроризма, мониторинг обстановки внутри страны и за ее пределами, а также профилактика.

Указанные государства пошли по пути создания специальных высокопрофессиональных антитеррористических подразделений, которые принимают участие в операциях по пресечению террористических актов. Воинские структуры не остаются в стороне в борьбе с терроризмом и являются ядром контртеррористической деятельности. Они привлекаются только в том случае, когда масштабы террористической угрозы невозможно пресечь лишь усилиями правоохранительных органов.

Благодаря активному взаимодействию силовых структур (спецслужб, армии, полиции) в России и Израиле прослеживается положительная динамика антитеррористической деятельности. Эти государства активно сотрудничают со спецслужбами различных стран, совершенствуют материально-техническую базу, разрабатывают средства специальной техники и оборудования для оснащения антитеррористических подразделений. Они, как и другие органы государственной власти, несут социальную ответственность перед гражданами страны за обеспечение их безопасности и надлежащую защиту имущества, а также их конституционных прав и свобод.

Список литературы

1. Заполев С. Национальный контртеррористический центр США // Зарубежное военное обозрение. 2017.№ 1. С. 17-23.

2. Иванов С.М. Структура и функции Совета национальной безопасности США // Зарубежное военное обозрение. 2013. № 4 (793). С. 13-17.

3. Программа Государственного департамента США «Вознаграждение за помощь правосудию»: офиц. сайт. URL: https://rewardsforjustice. net/russian (дата обращения: 11.09.2021).

4. Сайерет Маткаль. URL: https://warriors.fan-dom.com/ru/wiki (дата обращения: 08.09.2021).

5. Сайфиева Ж.М. Системы органов по противодействию терроризму и экстремизму за рубежом и в России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2011. № 1 (14). С. 404-414.

6. Терроризм, права человека и демократические ценности в России и за рубежом: монография / О.В. Безрукова [и др.]. М.: Юрлитинформ, 2019. 232 с.

7. Эксперты ООН обвинили США в нарушении прав человека. URL: https://ria. ru/20210414/ssha-1728284973.html (дата обращения: 09.09.2021).

8. Global Terrorism Index. URL: https://vision-ofhumanity.org/wp-content/uploads/2020/11/GTI-2020-web-1.pdf (дата обращения: 09.09.2021).

References

1. Zapolev S. Natsional'nyj kontrterroristicheskij tsentr SHA [The US National Counterterrorism Center] // Zarubezhnoe voennoe obozrenie. 2017. № 1. S.17-23.

2. Ivanov S.M. Struktura i funktsii Soveta na-tsional'noj bezopasnosti SHA [The structure and functions of the United States National Security

Council] // Zarubezhnoe voennoe obozrenie. 2013. № 4 (793). S. 13-17.

3. Programma Gosudarstvennogo departamenta SHA «Voznagrazhdenie za pomoshch' pravosudiyu» [The US Department of State's Rewards for Justice program]: ofits. sajt. URL: https://rewardsforjustice. net/russian (Accessed 11.09.2021).

4. Sajeret Matkal [Sayeret Matkal]. URL: https://warriors.fandom.com/ru/wiki (Accessed 08.09.2021).

5. Sajfieva ZhM. Sistemy organov po protivodej-stviyu terrorizmu i ekstremizmu za rubezhom i v Ros-sii [The systems of the bodies acting against terrorism and extremism abroad and in Russia] // Yuridiche-skaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj aka-demii MVD Rossii. 2011. № 1 (14). S. 404-414.

6. Terrorizm, prava cheloveka i demokratiche-skie tsennosti v Rossii i za rubezhom [Terrorism, human rights and democratic values in Russia and abroad]: monografiya / O.V. Bezrukova [i dr.]. M.: Yurlitinform, 2019. 232 s.

7. Eksperty OON obvinili SHA v narushenii prav cheloveka. URL: https://ria.ru/20210414/ssha-1728284973.html (Accessed 09.09.2021).

8. Global Terrorism Index. URL: https://vision-ofhumanity.org/wp-content/uploads/2020/11/GTI-2020-web-1.pdf (Accessed 09.09.2021).

ГАЙНЕТДИНОВА Гульназ Семигулловна - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: gulnazkavax@ mail.ru.

GAINETDINOVA, Gulnaz Semigullovna - Postgraduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: gulnazkavax@ mail. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.