Научная статья на тему 'КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО США И ИЗРАИЛЯ 2001-2012 ГГ. - ОПЫТ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО США И ИЗРАИЛЯ 2001-2012 ГГ. - ОПЫТ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
140
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука Красноярья
ВАК
Ключевые слова
США / ИЗРАИЛЬ / ТЕРРОРИЗМ / 11 СЕНТЯБРЯ / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / РОССИЯ / СИРИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лобанов Никита Александрович

С наступлением XXI века стратегический союз США и Израиля столкнулся с необходимостью дать своевременный и решительный ответ возникшей угрозе распространения терроризма, острое осознание необходимости борьбы с которой, возникла после трагических событий 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. В этом контексте важно проследить за шагами, предпринимаемыми этими государствами, по преодолению данной угрозы в целях извлечения важных уроков для современной России, проводящей контртеррористическую операцию в Сирии. В статье проводится анализ позиций двух государств в отношении трактовки понятия «терроризм», исследуется документальная база, послужившая основой для сотрудничества государств в сфере борьбы с терроризмом, показывается ряд совместных практических шагов по противодействию терроризму. Цель исследования - определить степень сотрудничества США и Израиля по борьбе с терроризмом и сравнить позиции двух стран в отношении проблематики терроризма. Автор делает вывод, что сотрудничество двух стран в области борьбы с терроризмом является всеобъемлющим и многогранным и имеет под собой развитую документальную базу, несмотря на наличие расхождений во взглядах на понимание такого явления как терроризм и на методы ведения контртеррористической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

US AND ISRAELI COUNTERTERRORISM COOPERATION 2001-2012 - EXPERIENCE FOR MODERN RUSSIA

In the beginning of XXI century the international community and particularly the strategic alliance of USA and Israel - as one of the most influential actors in the international policy - faced with the necessity to combat the threat of spreading terrorism. Such urgency came after dramatic events of 9/11 in New York. In this context it’s important to follow the steps taken by these countries to overcome this threat. The article analyzes these countries’ positions in respect of the interpretation of “terrorism”. Documentary base that served as the basis for the U.S.-Israeli cooperation in the fight against terrorism is studied in this article. Also it was given the main number of joint practical measures in combating terrorism. The purpose of the research is to determine the level of the US-Israeli cooperation in the fight against terrorism and to compare the positions of these countries in the respect of problem of terrorism. The author concludes that these countries’ cooperation in combating terrorism is comprehensive and has an impressive documentary base, despite the existence of divergent views on the understanding of the phenomenon of terrorism and on the methods of counter-terrorist activities.

Текст научной работы на тему «КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО США И ИЗРАИЛЯ 2001-2012 ГГ. - ОПЫТ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

политология

POLITICS

DOI: 10.12731/2070-7568-2016-3-63-74 УДК 327

КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО США И ИЗРАИЛЯ 2001-2012 гг. -ОПЫТ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Лобанов Н.А.

С наступлением XXI века стратегический союз США и Израиля столкнулся с необходимостью дать своевременный и решительный ответ возникшей угрозе распространения терроризма, острое осознание необходимости борьбы с которой, возникла после трагических событий 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. В этом контексте важно проследить за шагами, предпринимаемыми этими государствами, по преодолению данной угрозы в целях извлечения важных уроков для современной России, проводящей контртеррористическую операцию в Сирии.

В статье проводится анализ позиций двух государств в отношении трактовки понятия «терроризм», исследуется документальная база, послужившая основой для сотрудничества государств в сфере борьбы с терроризмом, показывается ряд совместных практических шагов по противодействию терроризму.

Цель исследования - определить степень сотрудничества США и Израиля по борьбе с терроризмом и сравнить позиции двух стран в отношении проблематики терроризма.

Автор делает вывод, что сотрудничество двух стран в области борьбы с терроризмом является всеобъемлющим и многогранным и имеет под собой развитую документальную базу, несмотря на наличие расхождений во взглядах на понимание такого явления как терроризм и на методы ведения контртеррористической деятельности.

Ключевые слова: США, Израиль, терроризм, 11 сентября, Ближний восток, Россия, Сирия.

US AND ISRAELI COUNTERTERRORISM COOPERATION 2001-2012 - EXPERIENCE FOR MODERN RUSSIA

Lobanov N.A.

In the beginning of XXI century the international community and particularly the strategic alliance of USA and Israel - as one of the most influential actors in the international policy - faced with the necessity to combat the threat of spreading terrorism. Such urgency came after dramatic events of 9/11 in New York. In this context it's important to follow the steps taken by these countries to overcome this threat.

The article analyzes these countries 'positions in respect of the interpretation of "terrorism ". Documentary base that served as the basis for the U.S.-Israeli cooperation in the fight against terrorism is studied in this article. Also it was given the main number ofjoint practical measures in combating terrorism.

The purpose of the research is to determine the level of the US-Israeli cooperation in the fight against terrorism and to compare the positions of these countries in the respect ofproblem of terrorism.

The author concludes that these countries' cooperation in combating terrorism is comprehensive and has an impressive documentary base, despite the existence of divergent views on the understanding of the phenomenon of terrorism and on the methods of counter-terrorist activities.

Keywords: USA; Israel; terrorism; September 11; Middle East; Russia; Syria.

По словам Сатановского Е.Я., Соединенные Штаты Америки традиционно рассматриваются в Израиле в качестве главного гаранта существования государства в его военно-политическом противостоянии с соседями [1, с. 9]. Исходя из этого и складываются американо-израильские отношения практически во всех сферах.

Глобализация, изменившая мировую экономику и политику, серьезно сказалась на безопасности США и Израиля, увеличив уровень угрозы, которой подвергается на настоящем этапе эти государства в столкновении с современным международным терроризмом.

Отправной точкой для начала глобальной борьбы с терроризмом считаются события 11 сентября 2001 года, в ходе которых террористы-смертники с помощью захваченных гражданских пассажирских самолетов взорвали здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Этот теракт поставил администрацию США перед необходимостью в кратчайшие сроки пересмотреть концепции внешней и внутренней политики касательно вопросов безопасности.

В то время как весь мир следил за действиями Соединенных Штатов, направленных против лидера террористической группировки Аль-Каида Усамы бен Ладана, в отношениях между США и Израилем наблюдалось определенное охлаждение, а попытки США включить в антитеррористическую коалицию различные арабские страны вызвали в Израиле определенный резонанс. Подобная реакция обусловлена неразрешенностью арабо-израильского конфликта, которая достигла своего апогея, когда в одном из своих выступлений премьер-министр Израиля Ариэль Шарон намекнул прессе, что «действия Буша сопоставимы с капитуляцией Чемберлена в Мюнхене». Позже он принес свои извинения, после того как в Белом доме его замечания назвали «неприемлемыми».

В начале октября 2001 пресс-атташе госдепартамента США Ричард Ваучер заявил, что терроризм, направленный против американцев и терроризм, направленный против израильтян - это «две разные вещи». Объясняя свою точку зрения, он добавил, что в то время как первый вид терроризма представляет собой «жестоких людей, пытающихся уничтожить общество», то второй (терроризм против граждан Израиля) направлен на привлечение внимания к «политическим вопросам, требующим рассмотрения». В данном случае точка зрения госдепартамента во много перекликается с высказываниями мусульманских лидеров, которые проводят черту между терроризмом, достойным осуждения, и легитимным противостоянием оккупации. Можно констатировать, что взгляды США и Израиля в то время значительно расходились в вопросах оценки и определении самой сути терроризма. Позиция Израиля по данной проблеме состояла в том, что ливанская группировка Хезболла и палестинская группировка ХАМАС стоят в одном ряду с такой террористической организацией как например Аль-Каида.

Хотя США явно не поддерживали сами террористические акты, направленные против израильтян, тем не менее, не жалея ресурсов на войну с терроризмом в лице организации Усамы бен Ладена, в ходе арабо-израильского конфликта Соединенные Штаты занимали позицию скорее осторожного наблюдателя.

Многих израильтян глубоко ранила критика, которой администрация президента США Дж. Буша подвергла практику израильских «точечных ударов» [2], направленных против боевиков палестинских террористических группировок, в то время как США осуществляли практически те же самые действия против талибов в Афганистане. Но уже 10 ноября 2001 года, в своей речи, произнесенной перед генеральной Ассамблеей ООН, Дж. Буш провел отчетливую параллель между организацией Аль-Каида и палестинским террором: «Мы должны объединиться для противостояния терроризму. В этом мире есть хорошие и плохие вещи, и можно долго спорить, где именно проходит черта между ними. Но нет такого понятия

как «хороший террорист». Никакие национальные чаяния и устремления не способны оправдать намеренное убийство ни в чем не повинных людей. Любое правительство, которое отвергает этот принцип, стараясь отыскать друзей среди террористов, вскоре ощутит на себе последствия своих действий» [3].

В аналогичном тоне Дж. Буш высказался 5 декабря 2001 г. по окончании встречи с норвежским премьер-министром Кьелом Мгне Бонде-виком, заявив, что тех, кто намеревается проводить политику террора в отношении США или их друзей и союзников, должны понимать, что они подвергнутся беспощадному преследованию [4]. Это заявление приобретает особую значимость в свете того факта, что оно было сделано непосредственно после того, как Дж. Буш ответил на ряд вопросов касающихся будущего временной Палестинской администрации. Таким образом упоминание террористической деятельности, направленной против США, а также их друзей и союзников, заключало в себе недвусмысленное послание палестинскому терроризму.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что после некого охлаждения в первое время после теракта 11 сентября, взгляды на проблему терроризма обрели общие точки соприкосновения, став ключом к дальнейшему сотрудничеству между США и Израилем. Стоит также отметить, что Израиль идеально подходит на роль надежного союзника не только из-за своих симпатий к США, но и потому, что сам пребывает в тисках подобного конфликта с арабскими странами на протяжении уже многих лет.

Правовой основой для сотрудничества США и Израиля в области борьбы с терроризмом в 2001-2012 гг. является ряд оформленных соглашений. Уже в 1996 году было подписано «Соглашение о контртеррористическом сотрудничестве между правительствами США и Израиля» [5], которое предусматривало следующие аспекты сотрудничества:

• обмен информацией и аналитических данных о террористах и террористических организациях;

• совместные учения;

• обмен экспертами;

• обмен опытом в сфере борьбы терактами, включая кризисное управление;

• обмен информацией о расследованиях, связанных с терроризмом;

• обмен информацией о средствах, проходящих через организации, связанные с терроризмом;

• экстрадиция, судебное преследование и другие законные механизмы;

• совместные научные исследования и разработки;

• консультации по ведению политики в области борьбы с терроризмом;

• усиление борьбы с терроризмом.

Также это соглашение предусматривало создание совместной антитеррористической группы, в рамках которой и должны были осуществляться данные направления деятельности.

Еще одним важным документом, определяющим степень сотрудничества США и Израиля по борьбе с терроризмом, является «Меморандум о взаимопонимании между США и Израилем по предотвращению поставок оружия и соответствующих материальных средств в террористические группы» [6], заключенный в январе 2009 года, согласно которому были достигнуты следующие договоренности:

• стороны будут сотрудничать и с другими членами международного сообщества для предотвращения поставок оружия и соответствующих материальных средств террористическим организациям, которые угрожают любой из сторон, с особым акцентом на поставки оружия и связанных с ними материальных и взрывчатых веществ в ХАМАС и другие террористические организации;

• Соединенные Штаты будут сотрудничать с региональными и партнерами по НАТО, чтобы решить проблему поставки вооружений и связанных с ними материальных средств и поставок оружия организации ХАМАС и другим террористическим организациям в секторе Газа, в том числе через Средиземное море, Аденский залив, Красное море и Восточную Африку, за счет совершенство-

вания существующих механизмов или запуск новых инициатив, направленных на повышение эффективности этих механизмов, относящихся к предотвращению контрабанды оружия в Газу. Инструментами для достижения этой цели могут выступать:

• расширение сотрудничества в разведывательной сфере с региональными правительствами по мерам противодействия поставкам оружии и взрывчатых веществ в Газу, путем привлечения соответствующих компонентов правительства США, таких как Центральное, Европейское, Африканское командования США и командование по специальным операциям;

• более полное вовлечение разведки в ключевые международные и коалиционные военно-морские силы;

• усиление существующих международных санкций и правовых механизмов для борьбы с поставками материальной помощи организации ХАМАС;

• увеличение уровня взаимопомощи между США и Израилем по предоставлению и обмену разведданными, которые помогли бы в определении происхождения и маршрутов поставок оружия террористическим организациям в секторе Газа;

• США предпримут большие усилия по оказанию материально-технической помощи, а также обучению и оснащению региональных сил безопасности по борьбе с контрабандой оружия;

• Соединенные Штаты будут сотрудничать с региональными партнерами по вопросам расширения международных программ помощи пострадавшим группам для обеспечения альтернативных источников дохода, для тех, кто в прошлом участвовал в контрабанде.

Таким образом, данные документы предоставляют довольно обширную платформу для сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом, включая в себя политические, экономические и военные меры для решения поставленных задач.

Еще одним аспектом сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом можно считать проводимые совместные учения и семинары, направленные на обмен опытом и расширение связей американских и израильских военных. Так, например, в 2003 году был проведен совместный четырехдневный американо-израильский семинар [7], в ходе которого израильские военные поделились опытом в борьбе с угрозами и предотвращению терактов, выявлении террористических ячеек и успешном преодолении последствий террористических актов. По словам американских военных, этот опыт во многом поспособствовал лучшему обеспечению безопасности американских граждан.

Стоить отметить, что подобные учения также проводились и в 2004 году на военной базе Адам [8]. Целью учений была отработка боевых действий в городских условиях и против партизанских отрядов, что в свою очередь было необходимо для проведения боевых операций в Ираке. Собственно, после учений, американские военные вернулись в Ирак для продолжения боевых действий уже в этой стране.

Также в ноябре 2011 года прошли совместные учения полиций двух стран направленные на улучшение контртеррористической деятельности [9]. В учениях приняли участие руководители полиции штатов Нью-Йорк, Массачусетс, Нью-Джерси и Нью Хэмпшир и представители Федерального Бюро Расследований США. Целью визита американских правоохранителей было изучение новых технологий в борьбе с террористической деятельностью.

Раз в два года проводятся совместные американо-израильские масштабные боевые учения «Можжевеловая кобра», в ходе которых отрабатываются сценарии, предусматривающие ведение боевых действий против террористов. Например, в 2009 году прошли небывалые по масштабам учения [10], в которых участвовало более тысячи американских солдат и 15 кораблей военно-морского флота США. Сценарий учений предусматривал в том числе и действия по нейтрализации возможной угрозы со стороны ливанской Хезболлы и палестинского движения ХАМАС, в случае если

Иран проявит агрессию, и они выступят как союзники Исламской республики. США также поддерживал Израиль в ходе Второй Ливанской войны с террористической организацией Хезболла летом 2006 года.

Подводя итог, отметим, что США и Израиль сумели за рассматриваемый период наладить комплексное сотрудничество двух государств по вопросу противодействия терроризму. Такое взаимодействие также имеет под собой внушительную нормативно-правовую базу. Однако можно отметить расхождение позиций США и Израиля по методам ведения контртеррористической деятельности и в трактовках понятия «терроризм», что потенциально может отрицательно повлиять на координации усилий двух стран, как на практическом уровне, так и на уровне международных площадок.

В октябре 2015 года Россия ввела свои войска в Ближневосточный регион, выступив на стороне президента Сирии Б. Асада в войне с радикальными исламистами и другими вооруженными группировками, стремящимися к свержению законной власти. Опыт межгосударственного антитеррористического сотрудничества, представленный Израилем и США, приобрел для России вполне практический интерес. Исходя из анализа данного опыта нужно признать, что эффективное взаимодействие возможно при выполнении следующих условий:

- длительные отношения между государствами на уровне стратегического партнерства и доверительные отношения на уровне лидеров обеих стран;

- наличие развернутых интеллектуальных «дискуссионных площадок» в составе экспертов обеих стран;

- опыт совместного проведения военных учений;

- сформированная и приведенная в соответствие с международными правилами нормативно-правовая база военного взаимодействия между обеими странами в сфере антитеррора;

- наличие системы информационного сопровождения в международном медийном пространстве осуществляемых обеими странами силовых операций против террористов [12, р. 620-623].

К сожалению, Россия, в отличие от США, хотя и имеет давний советский опыт военного сотрудничества с сирийским руководством (с паузой на рубеже XX-XXI веков), не озаботилась созданием всех вышеперечисленных компонентов заранее. Отсутствие данной базы существенно осложняет проведение российско-сирийских контртеррористических операций в настоящий момент.

Список литературы

1. Сатановский Е. Я. Израиль в современной мировой политике: вероятные стратегические противники и стратегические партнеры. М.: ИИИиБВ, 2001. 163 с.

2. U.S. President Bush's speech to United Nations [Электронный ресурс] URL: http://edition.cnn.eom/2001/US/11/10/ret.bush.un.transcript/ (дата обращения 30.04.2016).

3. Капитонов К.А. Израильская практика «точечных ликвидаций» [Электронный ресурс] // Институт Ближнего востока. URL: http://www. iimes.ru/?p=3966 (дата обращения: 15.03.2016).

4. Хазони Д. 11 сентября, два года спустя: Израиль, США и война с террором [Электронный ресурс] // Институт Ближнего востока. URL: http:// www.iimes.ru/rus/stat/2003/02-09-03.htm (дата обращения: 15.03.2016).

5. Counterterrorism Cooperation Accord Between the Government of the State of Israel and the Government of the United States of America [Электронный ресурс] // Jewish Virtual Library. URL: http://www.jewishvirtuallibrary.org/ jsource/US-Israel/Terror_coop_MOU.html (дата обращения 17.03.2016).

6. Memorandum of Understanding Between The United States and Israel Regarding Prevention of the Supply of Arms and Related Materiel to Terrorist Groups [Электронный ресурс]. // Jewish Virtual Library. URL: http://www.jewishvir-tuallibrary.org/jsource/Peace/mougaza1.html (дата обращения 17.03.2013).

7. Enhancing Homeland Security [Электронный ресурс] // Jewish Virtual Library. URL: http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/US-Israel/home-land.html (дата обращения 10.04.2016).

8. U.S. Army Studying Israeli Counterterror Tactics: [Электронный ресурс] // Jewish Virtual Library. URL: http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/US-Israel/armytactics.html (дата обращения 10.04.2016).

9. Joint US-Israeli Counter-Terrorism Training [Электронный ресурс] // Jewish Virtual Library. URL: http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/US-Israel/ policetrain2011.html (дата обращения 11.04.2016).

10. Израиль и США проведут крупнейшие учения по ПРО [Электронный ресурс]. URL: http://www.warandpeace.ru/ru/news/view/65437/ (дата обращения 11.03.2016).

11. Migdalovitz Carol Israel: Background and Relations with the United States [Электронный ресурс] // CRS Report for Congress, 2009. URL: http://fpc. state.gov/documents/organization/121830.pdf

12. Morozov I.L. Information and political security of the democratic state -world experience and Russia // Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 11, рр. 620-623.

References

1. Satanovskiy E. Ya. Izrail v sovremennoy mirovoy politike: veroyatnyie strate-gicheskie protivniki i strategicheskiepartneryi [Israel in modern world policy: possible strategic enemies and partners]. M., 2001. 163 p.

2. U.S. President Bush's speech to United Nations. http://edition.cnn.com/2001/ US/11/10/ret.bush.un.transcript

3. Kapitonov K.A. Izrailskaya praktika «tochechnyih likvidatsiy» [Israeli practice of "targeted killings"]. http://www.iimes.ru/?p=3966

4. Hazoni D. 11 sentyabrya, dva goda spustya: Izrail, SShA i voyna s terrorom [9/11, two years later: Israel, USA and war against terrorism]. http://www. iimes.ru/rus/stat/2003/02-09-03.htm

5. Counterterrorism Cooperation Accord Between the Government of the State of Israel and the Government of the United States of America. Jewish Virtual Library. http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/US-Israel/Terror_coop_ MOU.html

6. Memorandum of Understanding Between The United States and Israel Regarding Prevention of the Supply of Arms and Related Materiel to Terrorist Groups. Jewish Virtual Library. http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/ Peace/mougaza1.html

7. Enhancing Homeland Security. Jewish Virtual Library. http://www.jewishvir-tuallibrary.org/jsource/US-Israel/homeland.html

8. U.S. Army Studying Israeli Counterterror Tactics. Jewish Virtual Library. http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/US-Israel/armytactics.html

9. Joint US-Israeli Counter-Terrorism Training. Jewish Virtual Library. http:// www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/US-Israel/policetrain2011.html

10. Izrail i SShA provedut krupneyshie ucheniya po PRO [Israel and USA will conduct the biggest exercise on missile deffence]. http://www.warandpeace.ru/ ru/news/view/65437/

11. Migdalovitz Carol Israel: Background and Relations with the United States. CRS Report for Congress, 2009. http://fpc.state.gov/documents/organiza-tion/121830.pdf

12. Morozov I.L. Information and political security of the democratic state - world experience and Russia. Life Science Journal. 2014. V. 11. № 11, pp. 620-623.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Лобанов Никита Александрович, аспирант

Волгоградский филиал РАНХиГС

ул. Гагарина, 8, г. Волгоград, 400131, Российская Федерация ngld35@gmail.com

DATAABOUT THE AUTHOR Lobanov Nikita Aleksandrovich, Graduate Student

Volgograd branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration

8, Gagarin St., Volgograd, 400131, Russian Federation ngld35@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.