Научная статья на тему 'СИСТЕМА ОРГАНОВ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ ПО ПРАВОНАРУШЕНИЯМ В СФЕРЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОБРАЩЕНИЯ С ЖИВОТНЫМИ'

СИСТЕМА ОРГАНОВ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ ПО ПРАВОНАРУШЕНИЯМ В СФЕРЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОБРАЩЕНИЯ С ЖИВОТНЫМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОБРАЩЕНИЯ С ЖИВОТНЫМИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бесельман Илона Владимировна, Булахова Ирина Александровна, Гамза Анастасия Александровна, Пантазий Юлия Владимировна, Чуйко Анна Анатольевна

Важным шагом на пути к урегулированию отношений в сфере ответственного обращения с животными стало введение Федерального закона от 27.12.2018 № 498 «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В статье рассматривается установленная вышеупомянутым ФЗ № 498 двухуровневая система государственного контроля (надзора) в области зашиты животных: федеральный и региональный уровни. В неё входят: Правительство РФ, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), а также региональные органы, например, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Государственных комитет ветеринарии Республики Крым. Стоит отметить, что каждый из субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно установить полномочия общегосударственного надзора в области ответственного обращения с существами животного происхождения за определенным органом власти субъекта Российской Федерации. Кроме того, можно выделить и иные федеральные органы. Авторы статьи считают, что необходимо предусмотреть на федеральном уровне должность Уполномоченного по защите животных РФ, деятельность которого будет определяющей, направленной на борьбу с правонарушениями в сфере ответственного обращения с животными, сохранение фаунистического разнообразия России и привлечение лиц не только к уголовной ответственности, но и к административной. Также делается вывод о необходимости дополнения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новыми составами, содержащими ответственность за жестокое обращение с животными в разных сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бесельман Илона Владимировна, Булахова Ирина Александровна, Гамза Анастасия Александровна, Пантазий Юлия Владимировна, Чуйко Анна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF BODIES OF ADMINISTRATIVE JURISDICTION FOR OFFENSES IN THE FIELD OF RESPONSIBLE TREATMENT OF ANIMALS

An important step towards the settlement of relations in the field of responsible treatment of animals was the introduction of the Federal Law of December 27, 2018 No. 498 «On the responsible treatment of animals and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation». The article discusses the two-level system of state control (supervision) in the field of animal protection established by the above-mentioned Federal Law No. 498: federal and regional levels. It includes: the Government of the Russian Federation, the Ministry of Natural Resources and Ecology of the Russian Federation, the Federal Service for Supervision of Natural Resources (Rosprirodnadzor), the Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Supervision (Rosselkhoznadzor), as well as regional authorities, for example, the Ministry of Ecology and Natural Resources of the Republic Crimea, State Veterinary Committee of the Republic of Crimea. It should be noted that each of the constituent entities of the Russian Federation has the right to independently establish the powers of national supervision in the field of responsible treatment of creatures of animal origin for a certain authority of the constituent entity of the Russian Federation. In addition, other federal agencies can be identified. The authors of the article believe that it is necessary to provide at the federal level the position of the Commissioner for the Protection of Animals of the Russian Federation, whose activities will be decisive, aimed at combating offenses in the field of responsible treatment of animals, preserving the faunal diversity of Russia and bringing individuals not only to criminal liability, but also to administrative. It is also concluded that it is necessary to supplement the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation with new formulations containing liability for cruelty to animals in various areas.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ОРГАНОВ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ ПО ПРАВОНАРУШЕНИЯМ В СФЕРЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОБРАЩЕНИЯ С ЖИВОТНЫМИ»

doi 10.47643/1815-1329_2023_1 _51

СИСТЕМА ОРГАНОВ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ ПО ПРАВОНАРУШЕНИЯМ В СФЕРЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОБРАЩЕНИЯ С ЖИВОТНЫМИ THE SYSTEM OF BODIES OF ADMINISTRATIVE JURISDICTION ON OFFENSES IN THE FIELD OF RESPONSIBLE TREATMENT WITH ANIMALS

БЕСЕЛЬМАН Илона Владимировна,

студентка ФГБОУ ВО Крымский филиал «Российский государственный университет правосудия». 295051, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Павленко, 5. E-mail: ilonabeselman@mail.ru;

БУЛАХОВА Ирина Александровна,

магистрант ФГбОу ВО Крымский филиал «Российский государственный университет правосудия». 295051, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Павленко, 5. E-mail: Irishka.bulahova@list.ru;

ГАМЗА Анастасия Александровна,

студентка ФГБОУ ВО Крымский филиал «Российский государственный университет правосудия». 295051, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Павленко, 5. E-mail: Gamza.nastya@bk.ru;

ПАНТАЗИЙ Юлия Владимировна,

студентка ФГБОУ ВО Крымский филиал «Российский государственный университет правосудия». 295051, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Павленко, 5. E-mail: pantazy2018@gmail.com;

ЧУЙКО Анна Анатольевна,

студентка ФГБОУ ВО Крымский филиал «Российский государственный университет правосудия». 295051, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Павленко, 5. E-mail: Anch2712@gmail.com;

BESELMAN Ilona Vladimirovna,

student of the Crimean branch of the Russian State University of Justice. 295051, Republic of Crimea, Simferopol, Pavlenko str., 5. E-mail: ilonabeselman@mail.ru;

BULAKHOVA Irina Aleksandrovna,

Master's student of the Crimean branch of the Russian State University of Justice. 295051, Republic of Crimea, Simferopol, Pavlenko str., 5. E-mail: Irishka.bulahova@list.ru;

GAMZA Anastasia Aleksandrovna,

student of the Crimean branch of the Russian State University of Justice. Pavlenko str., 5, Simferopol, Republic of Crimea, 295051. E-mail: Gamza.nastya@bk.ru;

PANTAZIY Yulia Vladimirovna,

student of the Crimean branch of the Russian State University of Justice. 295051, Republic of Crimea, Simferopol, Pavlenko str., 5. E-mail: pantazy2018@gmail.com;

CHUIKO Anna Anatolyevna,

student of the Crimean branch of the Russian State University of Justice. 295051, Republic of Crimea, Simferopol, Pavlenko str., 5. E-mail: Anch2712@gmail.com

Краткая аннотация: Важным шагом на пути к урегулированию отношений в сфере ответственного обращения с животными стало введение Федерального закона от 27.12.2018 № 498 «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В статье рассматривается установленная вышеупомянутым ФЗ № 498 двухуровневая система государственного контроля (надзора) в области зашиты животных: федеральный и региональный уровни. В неё входят: Правительство РФ, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), а также региональные органы, например, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Государственных комитет ветеринарии Республики Крым. Стоит отметить, что каждый из субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно установить полномочия общегосударственного надзора в области ответственного обращения с существами животного происхождения за определенным органом власти субъекта Российской Федерации. Кроме того, можно выделить и иные федеральные органы. Авторы статьи считают, что необходимо предусмотреть на федеральном уровне должность Уполномоченного по защите животных РФ, деятельность которого будет определяющей, направленной на борьбу с правонарушениями в сфере ответственного обращения с животными, сохранение фаунистического разнообразия России и привлечение лиц не только к уголовной ответственности, но и к административной. Также делается вывод о необходимости дополнения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новыми составами, содержащими ответственность за жестокое обращение с животными в разных сферах.

Abstract: An important step towards the settlement of relations in the field of responsible treatment of animals was the introduction of the Federal Law of December 27, 2018 No. 498 «On the responsible treatment of animals and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation». The article discusses the two-level system of state control (supervision) in the field of animal protection established by the above-mentioned Federal Law No. 498: federal and regional levels. It includes: the Government of the Russian Federation, the Ministry of Natural Resources and Ecology of the Russian Federation, the Federal Service for Supervision of Natural Resources (Rosprirodnadzor), the Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Supervision (Rosselkhoznadzor), as well as regional authorities, for example, the Ministry of Ecology and Natural Resources of the Republic Crimea, State

Veterinary Committee of the Republic of Crimea. It should be noted that each of the constituent entities of the Russian Federation has the right to independently establish the powers of national supervision in the field of responsible treatment of creatures of animal origin for a certain authority of the constituent entity of the Russian Federation. In addition, other federal agencies can be identified. The authors of the article believe that it is necessary to provide at the federal level the position of the Commissioner for the Protection of Animals of the Russian Federation, whose activities will be decisive, aimed at combating offenses in the field of responsible treatment of animals, preserving the faunal diversity of Russia and bringing individuals not only to criminal liability, but also to administrative. It is also concluded that it is necessary to supplement the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation with new formulations containing liability for cruelty to animals in various areas.

Ключевые слова: органы административной юрисдикции, правонарушения в сфере ответственного обращения с животными.

Keywords: bodies of administrative jurisdiction, offenses in the field of responsible treatment of animals.

Для цитирования: Бесельман И. В., Булахова И.А., Гамза А.А., Пантазий Ю.В., Чуйко А.А. Система органов административной юрисдикции по правонарушениям в сфере ответственного обращения с животными // Аграрное и земельное право. 2023. № 1(217). С. 51-55. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_1_51.

For citation: Beselman I. V., Bulakhova I.A., Gamza A.A., Pantaziy Yu. V., Chuiko A.A. The system of bodies of administrative jurisdiction on offenses in the field of responsible treatment with animals // Agrarian and Land Law. 2023. No. 1(217). pp. 51-55. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_1_51.

Статья поступила в редакцию: 04.12.2022

В Российской Федерации с каждым годом увеличивается число домашних животных. Так, по данным INTERFAX.RU на 6 апреля 2022 года в России число домашних животных выросло на 12,1 миллион, а это на 23% больше, чем три года назад [6].

Отношения в области обращения с животными регулируются Федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - РФ или Россия), а также принимаемые в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. Основным документом, закрепляющим ответственное обращение с домашними животными, является Федеральный закон от 27.12.2018 № 498 «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 498) [4]. Данный закон регулирует отношения: в области гуманного обращения к животным, с животными без владельцев и животными, находящимися в неволе для того, чтобы защитить предложенную категорию живых существ, а также укрепить позиции нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных интересов граждан, связанных с животным миром.

В компетенцию органов государственной власти в области обращения с животными возможно отнести, во-первых, установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм их содержания, во-вторых, регламентация порядка в осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в-третьих, предотвращение причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан в соответствии с утвержденными Правительством РФ методическими указаниями [4].

Перспективы РФ в сфере ответственного обращения с животными с каждым днем становятся все заметнее. В силу части 1 статьи 11 Конституции РФ, животные должны быть защищены от жестокого обращения [1].

Наше государство в лице уполномоченных органов как на федеральном, так и на региональном уровнях, принимает различные меры по противодействию жестокому обращению с животными, вносит изменения в действующую законодательной базу, а также проводит политику на воспитание общества, выработку у него гуманного отношения к «братьям нашим меньшим». Тем самым, органы государственной власти в пределах своей компетенции осуществляют предусмотренные охранительную, регулятивную и восстановительную функции.

По мнению Якимова А. Ю., под субъектом административной юрисдикции следует понимать лицо, которое обладает определенной национальным законодательством компетенцией по рассмотрению дел об административных правонарушениях и принятию соответствующих решений по ним [10].

В свою очередь, при рассмотрении понятия «система органов административной юрисдикции по правонарушениям в сфере ответственного обращения с животными» в административно-правовом аспекте представляется необходимость изучить его в широком и узком смыслах.

В первом случае такая система органов представляет собой систематизированную совокупность общественных отношений, которые возникают в процессе осуществления государством функций по охране животного мира, фаунистического разнообразия, а также по созданию благоприятных условий для их существования.

Во втором случае под такой системой следует понимать взаимосвязанную совокупность органов государственного управления, организаций и практической деятельности в сфере ответственного обращения с животными, которые осуществляют свою деятельность для профилактики правонарушений, сохранения животного мира и оказания им помощи различного характера.

Данная дефиниция термина должна быть легально закреплена в статье 3 ФЗ № 498, содержащей основной понятийный аппарат для целей правового регулирования сферы ответственного обращения с животными.

Анализируя статью 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) (далее - КоАП РФ), можем выделить субъектов административной юрисдикции на федеральном и региональном уровнях [2]. Наибольший интерес представляют собой федеральные органы и их должностные лица, которые рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе в сфере ответственного обращения с живот-

ными, в соответствии с федеральным законодательством, то есть на основании КоАП РФ.

Данный интерес проявляется в том, что от надлежащего построения и функционирования федеральной системы органов общей и специальной компетенции, и их полномочий, будет зависеть организация деятельности органов субъектного и местного уровней. Являясь взаимодействующими звеньями всей государственной системы, органы дублируют основные направления деятельности в целях реализации региональных или местных задач.

Соответственно, реализовать вышеуказанное конституционное положение возможно через эффективно налаженную систему федеральных органов административной юрисдикции в рассматриваемой сфере, а также путем установления полномочий таких органов, предусмотренных статьей 5 ФЗ № 498 [4].

Так, в данную систему входят:

1. Правительство РФ, которое, согласно пункту е.5) части 1 статьи 114 Конституции РФ, осуществляет меры по сохранению уникального природного и биологического многообразия страны, формированию в обществе ответственного отношения к животным [1];

2. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти РФ. Согласно Постановлению Правительства РФ от 11.07.2019 № 882, к таким органам относятся:

- Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, занимающееся выработкой государственной политики и нормативно-правовым регулированием в области обращения с животными, по установлению порядка организации деятельности общественных инспекторов в этой области;

- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), осуществляющая государственный надзор в области обращения с животными в части соблюдения требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в неволе, в том числе принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу или охраняемым международными договорами, за исключением соблюдения требований к содержанию и использованию таких животных в культурно-зрелищных целях;

- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), закрепляющая за собой полномочия по федеральному государственному надзору в области обращения с животными в части соблюдения требований к содержанию и использованию их в культурно-зрелищных целях, а также лицензированию деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах [6].

Так же, в соответствии с Указом Президента РФ от 21.12.2016 № 699 (ред. от 06.06.2022) «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации», в перечень входят:

- Министерство внутренних дел Российской Федерации, осуществляющее функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, занимая ведущее место в системе органов управления природопользованием и охраной окружающей среды;

- Органы внутренних дел. В данном аспекте стоит отметить, что полиция играет весьма важную роль. Так сотрудники данного органа уполномочены осуществлять, раскрытие и пресечение преступлений и правонарушений в сфере охраны окружающей среды с целью укрепления законности и правопорядка [5].

Безусловно, можно выделить и иные федеральные органы, однако с нашей точки зрения необходимо предусмотреть на федеральном и региональном уровнях должность Уполномоченного по защите животных РФ [7], деятельность которого будет определяющей, направленной на борьбу с правонарушениями в сфере ответственного обращения с животными, сохранение фаунистического разнообразия России и привлечение лиц не только к уголовной ответственности (245 УК РФ) [3], но и за действия, не содержащие уголовно наказуемого деяния, т.е. к административной ответственности [9].

Создание института Уполномоченного по защите животных РФ и субъектов РФ [8], создаст благоприятные условия для рационального построения системы органов административной юрисдикции в исследуемой сфере, а также устранит дублирование полномочий среди таких органов.

ФЗ № 498 решил не один ряд вопросов, которые поднимались в Российской Федерации на протяжении многих десятилетий.

Так стоит отметить, что данный нормативно правовой акт в первые закрепил в российском праве термины владелец животного, жестокое обращение с животными, домашние животные, установил основные правила содержания домашних животных, и животных, находящихся в неволе и закрепил регламентацию деятельности государственных органов в вопросе содержания, отлова животных, которые не имеют хозяева.

Однако самым важным нововведением, по-нашему мнению, является установление двухуровневой системы государственного контроля (надзора) в области зашиты животных.

Так ст. 19 ФЗ № 498, устанавливает, что государственный контроль за правомерным обращением с животными осуществляется за счет:

1) федерального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными, осуществляемого.

2) регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными, который осуществляется определенным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Так в данных правовых отношениях предлагаем обратить внимание на региональный уровень. Стоит в данном аспекте сделать акцент на том, что каждый из субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно установить определенную компетенцию общегосударственного надзора в области гуманного отношения к животным за определенным органом субъекта Российской Федерации.

Если анализировать данную двухуровневую систему на примере Республики Крым, то становится ясно, что в данном субъекте за контролем за дикими животными следит Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, а в области осуществления функционирования приютов и контроль за нормами содержания животных в них осуществляет - Государственных комитет ветеринарии Республики Крым.

Стоит отметить, что главной задачей названных органов является деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере защиты прав животных. Помимо этого, деятельность уполномоченных лиц в период проведения проверки, выявление и пресечение нарушений не должна нарушать законодательство Российской Федерации.

В случае если во время проверки уполномоченное лицо выявит факт жесткого обращения с животными, он обязан незамедлительно сообщить об этом факте в правоохранительные органы. В свою же очередь возбудить уголовное дело и привлечь к уголовной ответственности может только должностные лицо правоохранительных органов.

Стоит отметить в данном аспекте, что рамки жесткого обращения с животными четко не прослеживаются. В социальных сетях, таких как «ВКтонтате», еженедельно можно встретить резонансные случаи жесткого обращения с животными, однако виновных лиц к уголовной ответственности привлекают крайне редко. Данное положение дел связанно с отсутствием заинтересованных в этом лиц. Возможно, данную проблему можно было бы решить, как отмечалось ранее, за счет введение должности Уполномоченного по защите животных на федеральном и региональном уровнях.

Институт Уполномоченного по защите животных должен занимать особое место в системе государственных органов и определяться тем, что Уполномоченный будет принимать участие в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, но юридически ни в одну из этих ветвей входить не будет.

Аналогично с иными Уполномоченными в РФ, институт Уполномоченного по защите животных будет выступать связующим звеном между обществом и властью, способствуя выявлению и пресечению правонарушениям в сфере ответственного обращения с животными, а также обеспечивая защиту животного мира от противоправных действий антигуманных лиц.

Должность Уполномоченного по защите животных в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации - очень важная роль, которая имеет ряд специфических особенностей. Основные проблемы по созданию и функционированию Уполномоченного по защите животных заключаются в сложной работе такого человека. Однако, считаем, что каждая работа по-своему трудная. Взять, например, пост Уполномоченного по правам человека в РФ. Это также самостоятельное компетентное лицо, которое действует в рамках прав и законных интересов граждан.

Нельзя забывать о том, что животные так же, как и люди, способны к: осознанию самих себя, чувству «справедливости», испытанию разных эмоции, в том числе сопереживания и страдания. Исходя из этого, хотим отметить, что преграды - неизбежны, но нет смысла останавливаться из-за них. Должность Уполномоченного по защите животных - это возможность использовать наши навыки и знания во благо других живых существ.

На протяжении двух десятилетий в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации неоднократно вносились законопроекты по усовершенствованию правоотношений в отношении животных.

Анализируя статистику поступлений законопроектов в законодательный орган России, мы увидели весьма значительный интерес комитетов в отношении совершенствования ФЗ № 498. За период 2022 года, в Государственную Думу РФ было внесено 11 законопроектов в отношении ранее указанного федерального закона.

Рассматривая более подробно содержания предлагаемых изменений, нами было обнаружено, что в основном корректировка закона касается отдельных статей, закрепляющих положения в отношении деятельности по обращению с животными без владельцев, а также по части совершенствования системы государственных органов и их полномочий.

Одним из самых важных аспектов, предлагаемых депутатами, является закрепление в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях статей об административной ответственности в сфере ответственного обращения с животными. Наиболее перспективным и прошедшим первое чтение в Государственной Думе РФ, стал законопроект №1216032-7, предложенный 16

июля 2021 года депутатами В. В. Бурматовым и П. В. Крашенниковым [7].

Основная идея данного законопроекта состоит в закреплении в КоАП РФ статей предусматривающих следующие виды правонарушений: несоблюдение требований к содержанию животных; несоблюдение требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию; несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, животными, от права собственности, на которые владельцы отказались. Помимо этого, устанавливается дополнительная статья, предусматривающая закрепление полномочий по осуществлению функций по контролю и надзору в данной сфере в Российской Федерации и на территории субъектов России.

По нашему мнению, предложенный законопроект содержит весьма значимые положения для правового сообщества. Современная действительность, говорит нам о необходимости закрепления статей, предусматривающих административную ответственность в сфере ответственного обращения с животными. Однако мы видим, что движение подобных идей всегда происходит в весьма замедленном темпе, что говорит о не приоритетности решения проблемы в отношении по несоблюдению требований ответственного обращения с животными.

Таким образом, система органов административной юрисдикции по правонарушениям в сфере ответственного обращения с животными развивается и совершенствуется. Основной перспективой развития предложенного аспекта видим во внедрении должности Уполномоченного по защите животных как в целом на территории России, так и в её субъектах. Кроме того, важным является внесение в КоАП РФ новых составов административных правонарушений в сфере жестокого обращения с животными, ввиду их распространенности и антигуманности. И выдвижение гуманного отношения к животным в качестве одной из основных идей государственной политики в РФ.

Библиогра фия:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» // [Режим доступа]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022). [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» // [Режим доступа]: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 14.07.2022, с изм. от 18.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022). [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» // [Режим доступа]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/.

4. Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.12.2018 N 498-ФЗ (последняя редакция) // Электронный ресурс. Режим доступа [URL]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314646/

5. Постановление Правительства РФ от 11.07.2019 № 882 (ред. от 30.10.2021) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления федеральными органами исполнительной власти отдельных полномочий в области обращения с животными». [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» // [Режим доступа]:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328919/.

6. Интерфакс: новости. Официальный сайт // Электронный ресурс. Режим доступа [URL]:https://www.interfax.ru/

7. Паспорт проекта «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» № 1216032-7 (внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ В. В.Бурматовым, П.В. Крашенинниковым) [Электронный ресурс] / https://sozd.duma.gov.ru/bill/1216032-7

8. Булахова, И. А. Основания учреждения должности уполномоченного по защите животных в Российской Федерации / И. А. Булахова // Уральский журнал правовых исследований. - 2019. - № 4(5). - С. 475-483. - DOI 10.34076/2658-512X-2019-4-475-483. - EDN RTLHLO.

9. Евсикова, Е. В. Некоторые аспекты публично-правовой ответственности за нарушение порядка ответственного обращения с животными / Е. В. Евсикова, И. А. Булахова, А. А. Гамза // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. - 2022. - Т. 8. - № 1. - С. 333-346.

10. Якимов А. Ю. Субъекты административной юрисдикции (история, тенденции, перспективы) // Административное право и процесс. - 2019. - №8. -

С. 25-31.

References:

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020). [Electronic resource] // SPS "ConsultantPlus" // [Access mode]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 /.

2. The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of 30.12.2001 No. 195-FZ (ed. of 14.07.2022) (with amendments and additions, intro. effective from 01.09.2022). [Electronic resource] // SPS "ConsultantPlus" // [Access mode]: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661 /.

3. The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 No. 63-FZ (ed. of 14.07.2022, with amendments. from 18.07.2022) (with amendments and additions, intro. effective from 07/25/2022). [Electronic resource] // SPS "ConsultantPlus" // [Access mode]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699 /.

4. Federal Law "On responsible treatment of animals and on amendments to certain Legislative Acts of the Russian Federation" dated 27.12.2018 N 498-FZ (latest edition) // Electronic resource. Access mode [URL]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314646/

5. Resolution of the Government of the Russian Federation of 11.07.2019 No. 882 (ed. of 30.10.2021) "On Amendments to Certain Acts of the Government of the Russian Federation on the Implementation by Federal Executive Authorities of Certain Powers in the field of animal treatment". [Electronic resource] // SPS "ConsultantPlus" // [Access mode]:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328919 /.

6. Interfax: news. Official website // Electronic resource. Access mode [URL]:https://www.interfax.ru/

7. Passport of the project "On Amendments to the Code of Administrative Offences of the Russian Federation" No. 1216032-7 (introduced by deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation V. V.Burmatov, P.V. Krasheninnikov) [Electronic resource] / https://sozd.duma.gov.ru/bill/1216032-7

8. Bulakhova, I. A. Grounds for the establishment of the position of the Commissioner for Animal Protection in the Russian Federation / I. A. Bulakhova // Ural Journal of Legal Research. - 2019. - № 4(5). - Pp. 475-483. - DOI 10.34076/2658-512X-2019-4-475-483. - EDN RTLHLO.

9. Evsikova, E. V. Some aspects of public legal responsibility for violation of the order of responsible treatment of animals / E. V. Evsikova, I. A. Bulakhova, A. A. Gamza // Scientific notes of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Legal sciences. - 2022. - Vol. 8. - No. 1. - pp. 333-346.

10. Yakimov A. Yu. Subjects of administrative jurisdiction (history, trends, prospects) // Administrative law and process. - 2019. - No. 8. - pp. 25-31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.