Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА ОБ ОТВЕТСТВЕННОМ ОБРАЩЕНИИ С ЖИВОТНЫМИ'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА ОБ ОТВЕТСТВЕННОМ ОБРАЩЕНИИ С ЖИВОТНЫМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
69
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЩЕНИЕ С ЖИВОТНЫМИ / ОБРАЩЕНИЕ С ЖИВОТНЫМИ БЕЗ ВЛАДЕЛЬЦЕВ / БЕЗНАДЗОРНОЕ ЖИВОТНОЕ / МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА / ПРИЮТЫ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыбина Светлана Николаевна

В статье рассмотрены некоторые проблемы реализации Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Автором анализируются вопросы соблюдения требований к содержанию домашних животных и требований к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, создания приютов для животных, показана роль органов исполнительной власти субъектов РФ в этом процессе. Предложены направления совершенствования комментируемых норм и указанного Федерального закона в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE LAW ON RESPONSIBLE TREATMENT OF ANIMALS

The article deals with some problems of the implementation of the Federal Law «On the responsible treatment of animals and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation». The author analyzes the issues of compliance with the requirements for keeping pets and the requirements for the implementation of activities for the treatment of animals without owners, the creation of animal shelters, shows the role of the executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation in this process. Directions for improving the commented norms and the said Federal Law as a whole are proposed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА ОБ ОТВЕТСТВЕННОМ ОБРАЩЕНИИ С ЖИВОТНЫМИ»

Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

DOI 10.47643/1815-1337_2022_8_97 УДК 349.6

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА ОБ ОТВЕТСТВЕННОМ ОБРАЩЕНИИ С ЖИВОТНЫМИ PROBLEMS OF THE IMPLEMENTATION OF THE LAW ON THE RESPONSIBLE TREATMENT OF ANIMALS

РЫБИНА Светлана Николаевна,

кандидат биологических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета Владимирского юридического института ФСИН России.

600020, Россия, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67е. Е-mail: rybina.sn@yandex.ru;

Rybina Svetlana Nikolaevna,

Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Department of Civil Law Disciplines of the Faculty of Law VUI of the Federal Penitentiary Service of Russia. 600020, Russia, Vladimir region, Vladimir, Bolshaya Nizhegorodskaya str., 67e. Е-mail: rybina.sn@yandex.ru

Краткая аннотация: В статье рассмотрены некоторые проблемы реализации Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Автором анализируются вопросы соблюдения требований к содержанию домашних животных и требований к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, создания приютов для животных, показана роль органов исполнительной власти субъектов РФ в этом процессе. Предложены направления совершенствования комментируемых норм и указанного Федерального закона в целом.

Abstract: The article deals with some problems of the implementation of the Federal Law «On the responsible treatment of animals and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation». The author analyzes the issues of compliance with the requirements for keeping pets and the requirements for the implementation of activities for the treatment of animals without owners, the creation of animal shelters, shows the role of the executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation in this process. Directions for improving the commented norms and the said Federal Law as a whole are proposed.

Ключевые слова: обращение с животными, обращение с животными без владельцев, безнадзорное животное, механизм реализации закона, приюты для животных, ответственность.

Keywords: treatment of animals, treatment of animals without owners, stray animal, mechanism for implementing the law, animal shelters, responsibility.

Для цитирования: Рыбина С.Н. Проблемы реализации закона об ответственном обращении с животными //Право и государство: теория и практика. 2022. № 8(212). С. 97-100. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_8_97.

For citation: Rybina S.N. Problems of the implementation of the law on the responsible treatment of animals // Law and state: theory and practice. 2022. No. 8(212). pp. 97-100. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_8_97.

Статья поступила в редакцию: 26.07.2022

В декабре 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2018 №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее Закон № 498-ФЗ). [1] Принятый закон был призван заполнить правовой вакуум в регулировании общественных отношений, возникающих при содержании, использовании и охране животных.

В соответствии с нормами Закона № 498-ФЗ методы сокращения численности животных без владельцев и обеспечения безопасности населения включают в себя перечень мероприятий по отлову животных без владельцев, их транспортировку и передачу в для животных; вакцинацию; стерилизацию и содержание животных без владельцев в приютах; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания; содержание в приютах животных, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления их естественной смерти.

Из информации Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию следует, что в 2021 году Комитетом был проведен мониторинг реализации Закон № 498-ФЗ в части соблюдения требований к содержанию домашних животных и требований к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев в целях предотвращения причинения вреда здоровью граждан.

Результаты исследования правоприменения Закона № 498-ФЗ показали, что реализация некоторых положений вызывает серьезные проблемы в большинстве субъектов Российской Федерации. Наиболее значимыми и резонансными являются проблемы, связанные с регулированием численности безнадзорных животных, в основном собак, в том числе потерявшихся или брошенных владельцами, а также многочисленные факты нападения животных, в том числе имеющих владельцев, на человека. [2]

По данным Роспотребнадзора ежегодно в России число лиц, пострадавших от нападения животных составляет около 380 - 450 тыс. человек, из которых более половины нуждаются в проведении специфического лечения.

За истекший период 2022 года в медицинские организации обратилось с укусами собаками - более 42 тыс. (28,91 на 100 тыс. населения) и составили 69,1%, в 2021 году более 46 тыс. случаев (31,5 на 100 тыс. населения), составили 68,9% от общего числа обращений граждан. [3]

К сожалению, статистику получивших тяжкие увечья или погибших в таких инцидентах правоохранительные органы не ведут, не осуществляется и учет количество уголовных дел по нападениям животных на людей. Имеет место лишь судебная практика.

Прокурор Шурышкарского района, Ямало-Ненецкого автономного округа действуя в интересах несовершеннолетнего, обратился в суд

с иском к администрации МО Мужевское о компенсации морального вреда, причиненного в результате нападения и укуса безнадзорного животного, в размере 30 000 рублей.

Исковые требования мотивированы тем, что несовершеннолетний, находясь у магазина подвергся нападению безнадзорной собаки. В результате нападения ребенок получила травму «множественные укушенные раны третьего пальца правой кисти», испытал физическую боль, а в дальнейшем получал амбулаторное лечение в виде уколов, которые также причиняли боль, от чего он испытывал физические и моральные страдания. Случившееся стало возможным по причине неисполнения ответчиком принятых на себя обязательств по отлову и содержанию безнадзорных домашних животных. [4]

Прокурор г. Ноябрьска в интересах несовершеннолетней, обратился в суд с иском к УЖКХ транспорта, энергетики и связи Администрации города Ноябрьск (далее - Управление) о взыскании компенсации морального вреда, причиненного нападением и укусом безнадзорного животного в размере 50000 рублей. В обоснование иска указано, что в ходе прокурорской проверки по обращению было установлено, что 10.04.2020 года в районе дома № 5 по ул. Транспортная г. Ноябрьск дворовая собака укусила за ногу возвращавшуюся от сестры домой несовершеннолетнюю девочку которая получила телесные повреждения, испытала физические и нравственные страдания. Ответственность за произошедший случай должна быть возложена на Управление, поскольку именно оно несет обязательства по отлову безнадзорных животных. В связи с изложенными обстоятельствами, просил взыскать с ответчика в пользу несовершеннолетнего компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей. [5]

Ишуева Е.С. обратилась в Усинский городской суд Республики Коми с иском к МУП «Муниципальные перевозки» МОГО «Усинск», которым просит суд взыскать с ответчика компенсация морального вреда В обосновании иска истец указала, что при переходи проезжей части по улице Парковая г. Усинска, была окружена стаей из трех бродячих собак, одна из которых укусила истца. В связи с полученными повреждениями истец обратилась за медицинской помощью в ГБУЗ РК «Усинская ЦРБ», где ей было назначено лечение в виде антирабических прививок. Укусом безнадзорной собаки истцу был причинен моральный вред, который выразился в физической боли от укуса, шраме на теле, испорченном отпуске по причине того, что истцу нельзя было прибывать на солнце и она вынуждена была выходит на улицу только в вечернее время.

Суд вынес решение взыскать с бюджета администрации МОГО «Усинск» в пользу Ишуевой Е. С. компенсацию морального вреда в размере 50000 руб. и уплаченную госпошлину в размере 300 рублей, всего 50300 рублей. [6]

Подобные происшествия в России стали регулярными. Практически во всех регионах фиксируются случаи нападения собак на людей. Нередко агрессоры — это животные, которые были выловлены, стерилизованы, вакцинированы и выпущены назад на улицу.

Законом № 498-ФЗ установлено единственное основание для пожизненного содержания животного в приюте для животных- проявление немотивированной агрессивности. Однако при этом в законодательстве не раскрывается понятие «немотивированная агрессивность», также отсутствует методика определения немотивированной агрессивности у животных.

Не смотря на то, что в данном Закон № 498-ФЗ по многим важным вопросам его реализации имеются отсылки к подзаконным актам, которые утверждены постановлениями Правительство РФ (Перечень потенциально опасных собак; Перечень животных, запрещенных к содержанию; Требования к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию; Методические указания по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них; Методические указания по осуществлению) при этом большинство субъектов Российской Федерации столкнулись с проблемой нехватки финансовых средств для создания приютов для животных, как государственных и муниципальных, так и частных. Положения законодательства о животных не учитывают территориальную, природно-климатическую и социальную специфику регионов.

Органы государственной власти субъектов РФ в области обращения с животными для обеспечения реализации ст. 7 Закон № 498-ФЗ должны установить порядок организации приютов для животных и нормы их содержания и порядок осуществления деятельности с безнадзорными животными - оба вида документов должны разрабатываться на основе соответствующих методических указаний, утвержденных Правительством РФ. Кроме того, региональные органы государственной власти должны определить порядок осуществления ими государственного надзора в области обращения с животными. [7]

Следует согласиться с мнением Д.Б. Горохова [8] о том, что Закон № 498-ФЗ избыточно декларативен, не может работать без многочисленных обеспечивающих его действие подзаконных федеральных и региональных актов. Не усматривается и законодательное установление четкой координации между имеющимися органами государственной власти по обозначенным вопросам организационного обеспечения реализации Закона № 498-ФЗ.

Получается, что Законом № 498-ФЗ провозглашается благородная идея, а осуществить ее в реальности при полной организационной не проработанности механизма реализации надлежит органам исполнительной власти федерального, регионального и муниципального уровня.

Важнейшая составляющая реализации любого закона - ответственность за его неисполнение. Действующая редакция КоАП РФ не содержит составов административных правонарушений в сфере обращения с животными. Однако, Законом № 498-ФЗ предполагаются законодательные инициативы субъектов по дополнению соответствующими составами административных правонарушений на региональном уровне. [7]

Но самой острой проблемой, по нашему мнению, остается проблема организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 18 Закона № 498-ФЗ мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных.

Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 18 Закона № 498-ФЗ возврату на прежние места обитания подлежат животные без владельцев, не проявляющие немотивированной агрессивности, после проведения мероприятий по их стерилизации и вакцинации против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных.

По нашему мнению, возврат безнадзорных животных в городскую среду после проведения стерилизации и иммунизации не гарантирует безопасность людей.

Тем не менее, по информации Совета Федерации в Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию поступили из Государственной Думы поправки к проекту федерального закона № 1184183-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (выписка из протокола от 14.02.22 №20 заседания Совета Государственной Думы). [2]

Из данного документа следует, что поправки, касающиеся запрета возврата безнадзорных животных в места их прежнего обитания, рекомендованы Комитетом Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды.

Содержание отловленных животных без владельцев в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, не допускается. Приюты могут быть государственными, муниципальными, а также частными.

Обоснованной является точка зрения ученого-правоведа В.Н. Хорькова о реализации норм Закона, регулирующих создание приютов для животных. [9] Создание приютов для животных - одна из важнейших задач, поставленных Законом № 498-ФЗ. Создание приютов для животных - это компетенция органов государственной власти субъектов РФ. В тоже время, в части 2 статьи 7 Закона № 498-ФЗ говорится о праве органов государственной власти субъектов РФ создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Буквальное толкование данной нормы позволяет сделать вывод о том, что создание приютов органами государственной власти субъектов РФ не является обязательным, поскольку это их право.

Органы государственной власти субъектов РФ могут создавать приюты, а могут этого не делать. И то и другое в рамках действующего Федерального закона. Вряд ли стоит этому удивляться, ведь, по словам Председателя комитета по экологии и охране окружающей среды Государственной Думы, в более чем десятке регионов нет ни одного приюта для животных. [10]

Представляется целесообразным закрепить в части 2 статьи 7 Закона № 498-ФЗ обязанность органов государственной власти субъектов РФ создавать приюты. Следует отметить, что на сегодняшний день получили распространение в основном частные приюты для животных.

Как уже отмечалось, действующий Закон № 498-ФЗ пока не решил важный вопрос, касающийся финансирования государственных приютов в субъектах РФ. Подразумевалось, что финансирование государственных приютов будет осуществляться за счет бюджетов субъектов РФ. Однако финансовых средств для создания государственных приютов во многих субъектах РФ недостаточно. Поэтому процесс создания государственных приютов идет крайне медленно. Во многих субъектах РФ государственные приюты отсутствуют или создан один государственный приют. Лидером по созданию государственных приютов для животных является город Москва, где функционируют в настоящее время 13 государственных приютов. [11]

В заключение отметим, что принятие данного закона - необходимый и важный шаг, которое положило начало осуществлению правового регулирования обращения с животными, основанному на принципах гуманности и нравственности на всей территории нашей страны.

Тем не менее, Закон № 498-ФЗ во многом декларативен, поскольку его выполнение полной мере не обеспечено в ни организационно, ни финансово.

Проведенное исследование отдельных проблемных вопросов в области обращения с животными свидетельствует о необходимости их решения, путем разработки возможных проектов федеральных законов о внесении изменений в Закон № 498-ФЗ и другие законодательные акты федерального уровня.

В целях обеспечения законодательного единства составов административных правонарушений и административных наказаний, а также правоприменительной практики, для реализации рассматриваемого федерального закона необходимо внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления в нем ответственности владельцев домашних животных за нарушение общих требований к содержанию животных, установленных статьями 9, 13 Законом № 498-ФЗ и несоблюдение особых условий, обеспечивающих защиту людей от угрозы причинения вреда их жизни и здоровью животными, в соответствии со статьей 10 Закон № 498-ФЗ.

Правоведы и общественники уверены, что ситуацию с безнадзорными животными можно улучшить, усилив контроль над службами, получающими контракты на отлов животных, и владельцами домашних животных.

Необходимо законодательное раскрытие понятия и критериев немотивированной агрессивности животных в целях принятия оперативных мер реагирования в отношении таких животных.

Также потребуется рассмотрение вопроса финансирования за счет средств федерального бюджета или софинансирования строительства и дальнейшего обеспечения деятельности приютов для животных.

Подводя итог, хочется надеяться на то, что Закон не останется лишь декларацией, существующей на бумаге, а будет реализовывать-ся в полном объеме, а имеющиеся в нем проблемы и противоречия будут устранены в кротчайшие сроки. Только в этом случае цели, поставленные перед этим важнейшим законодательным актом, будут достигнуты.

Библиогра фия:

1. Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27 декабря 2018 № 498-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Информация для сведения граждан по обращениям, не поддерживающим внесение изменений в Федеральный закон от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающих безвозвратный отлов безнадзорных животных» - URL: https://council.gov.ru (дата обращения: 10.07.2022).

3. О профилактике бешенства. - URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/ (дата обращения: 11.07.2022).

4. Решение Шурышкарского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа Решение № 2-46/2020 2-46/2020~М-52/2020 М-52/2020 от 25 мая 2020 г. по делу № 2-46/2020. - URL: https://sudact.ru/regular/(дата обращения: 15.07.2022).

5. Решение Ноябрьского городской суда (Ямало-Ненецкий автономный округ) № 2-1305/2020 2-1305/2020~М-1146/2020 М-1146/2020 от 15 июля 2020 г. по делу № 2-1305/2020 - URL: https://sudact.ru/regular/(дата обращения: 15.07.2022).

6. Решение Усинского городского суда (Республика Коми) № 2-1221/2019 2-1221/2019~М-1279/2019 М-1279/2019 от 19 декабря 2019 г. по делу № 21221/2019 - URL: https://sudact.ru/regular/(дата обращения: 15.07.2022).

7. Рыбина С.Н. Правовое регулирование вопросов об ответственном обращении с животными // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия ЭКОНОМИКА и ПРАВО - 2020. - № 6. С. 165-168.

8. Комментарий к Федеральному закону «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27 декабря 2018 № 498-ФЗ (постатейный) / ответственный редактор отв. ред. Д.Б. Горохов. - М.: ООО «Юридическая Фирма Контракт», 2020. -280 с.

9. Хорьков В.Н. Создание приютов для животных: административно-правовой аспект // Административное право и процесс. 2022. N 1. С. 66 - 69.

10. В Совете Федерации подсчитали количество приютов для бездомных животных в России - URL: https://www.pnp.ru//(дата обращения:

16.07.2022).

11. Приюты для бродячих животных. Портал открытых данных Правительства Москвы - URL: https://data.mos.ru/opendata/7710878000-priyuty-dlya-Ь^уа^^-^о^у^/(дата обращения: 16.07.2022).

References:

1. Federal Law "On Responsible Treatment of Animals and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" dated December 27, 2018 No. 498-FZ [Electronic resource] // Access from the legal reference system "ConsultantPlus".

2. Information for the information of citizens on appeals that do not support amendments to Federal Law No. 498-FZ of December 27, 2018 "On responsible Treatment of animals and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" providing for the irrevocable capture of neglected animals" - URL: https://council.gov.ru (accessed: 10.07.2022).

3. About the prevention of rabies. - URL: https://www.rospotrebnadzor.ru / (accessed: 11.07.2022).

4. Decision of the Shuryshkarsky District Court of the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug Decision No. 2-46/2020 2-46/2020 ~M-52/2020 M-52/2020 dated May 25, 2020 in case No. 2-46/2020. - URL: https://sudact.ru/regular /(date of appeal: 15.07.2022).

5. The decision of the November City Court (Yamalo-Nenets autonomous okrug) No. 2-1305/2020 2-1305/2020 ~M-1146/2020 M-1146/2020 dated July 15, 2020 in case No. 2-1305/2020 - URL: https://sudact.ru/regular /(accessed: 07/15/2022).

6. Decision of the Usinsk City Court (Komi Republic) No. 2-1221/2019 2-1221/2019 ~M-1279/2019 M-1279/2019 of December 19, 2019 in case No. 2-1221/2019 - URL: https://sudact.ru/regular /(date of address: 15.07.2022).

7. Rybina S.N. Legal regulation of issues of responsible handling of animals // Modern science: Actual problems of theory and practice. ECONOMICS and LAW - 2020 series. - No. 6. pp. 165-168.

8. Commentary to the Federal Law "On Responsible Treatment of Animals and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" dated December 27, 2018 No. 498-FZ (article-by-article) / Executive Editor, ed. D.B. Gorokhov. - M.: LLC "Law Firm Contract", 2020. -280 p.

9. Horkov V.N. Creation of animal shelters: administrative and legal aspect // Administrative law and process. 2022. N 1. pp. 66-69.

10. The Federation Council counted the number of shelters for homeless animals in Russia - URL: https://www.pnp.ru//(accessed: 07/16/2022).

11. Shelters for stray animals. Open Data portal of the Moscow Government - URL: https://data.mos.ru/opendata/7710878000-priyuty-dlya-brodyachih-jivotnyh//(accessed: 07/16/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.