Научная статья на тему 'ОСНОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОЛЖНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСНОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОЛЖНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
277
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ЖИВОТНЫМИ / ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖИВОТНЫХ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ЖИВОТНЫМИ / ANIMAL CRUELTY / LEGAL STATUS OF ANIMALS / ANIMAL PROTECTION COMMISSIONER / RESPONSIBILITY FOR ANIMAL CRUELTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Булахова Ирина Александровна

Актуальность данного исследования обусловлена увеличением количества правонарушений в сфере жестокого обращения с животными. Данная статья посвящена вопросу обеспечения защиты и охраны животного мира в Российской Федерации, а также в учреждении должности Уполномоченного по правам животных. В статье проводится детальный анализ законодательства Российской Федерации - Уголовного кодекса Российской Федерации, Кодекса об административных правонарушениях, законопроектов, статистических данных, а также судебной практики. На основе проведенного исследования автор вносит свои предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации касаемо защиты и охраны животного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REASONS FOR THE ESTABLISHMENT OF THE ANIMAL RIGHTS COMMISSIONER IN RUSSIA

Relevance of this study is due to an increase in the number of offenses in the field of cruelty to animals. This article is devoted to the issue of ensuring the protection and conservation of wildlife in the Russian Federation, as well as in the establishment of the position of an animal rights ombudsman. The article provides a detailed analysis of the legislation of the Russian Federation - the Criminal Code of the Russian Federation, the Code of Administrative Offenses, bills, statistical data, as well as judicial practice. Based on the study, the author makes his suggestions for improving the legislation of the Russian Federation regarding the protection and conservation of wildlife.

Текст научной работы на тему «ОСНОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОЛЖНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 349.6

DOI: 10.34076/2658-512X-2019-4-475-483

Булахова Ирина Александровна (irishka.bulahova@list.ru)

Студентка Юридического факультета Российского государственного университета правосудия

(Крымский филиал) Irina A. Bulakhova Russian State University of Justice (Crimean branch)

Law Faculty, Student

Научный руководитель: Евсикова Елена Витальевна Доцент кафедры административного и финансового права Российского государственного университета правосудия

(Крымский филиал) Кандидат юридических наук Academic supervisor: Elena V. Yevsikova

Assistant professor of Administrative and Financial Law department Russian State University of Justice (Crimean branch)

Candidate of Juridical Sciences

ОСНОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОЛЖНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ REASONS FOR THE ESTABLISHMENT OF THE ANIMAL RIGHTS

COMMISSIONER IN RUSSIA

Аннотация: Актуальность данного исследования обусловлена увеличением количества правонарушений в сфере жестокого обращения с жи-

Ural Journal of Legal Research, 2019, № 4 вотными. Данная статья посвящена вопросу обеспечения защиты и охраны животного мира в Российской Федерации, а также в учреждении должности Уполномоченного по правам животных. В статье проводится детальный анализ законодательства Российской Федерации - Уголовного кодекса Российской Федерации, Кодекса об административных правонарушениях, законопроектов, статистических данных, а также судебной практики. На основе проведенного исследования автор вносит свои предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации касаемо защиты и охраны животного мира.

Ключевые слова: жестокое обращение с животными, правовой статус животных, уполномоченный по защите животных, ответственность за жестокое обращение с животными.

Abstract: Relevance of this study is due to an increase in the number of offenses in the field of cruelty to animals. This article is devoted to the issue of ensuring the protection and conservation of wildlife in the Russian Federation, as well as in the establishment of the position of an animal rights ombudsman. The article provides a detailed analysis of the legislation of the Russian Federation - the Criminal Code of the Russian Federation, the Code of Administrative Offenses, bills, statistical data, as well as judicial practice. Based on the study, the author makes his suggestions for improving the legislation of the Russian Federation regarding the protection and conservation of wildlife.

Key words: animal cruelty, legal status of animals, animal protection commissioner, responsibility for animal cruelty.

27 декабря 2018 года Президентом Российской Федерации (далее - РФ) был подписан Федеральный Закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 498-ФЗ 1. Данное решение было принято в связи с правовой неопределенностью в отношении защиты животных от жестоко-

1 Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 27.12.2018 г. № 498-ФЗ // Российская газета, № 295, 29.12.2018 г.

го обращения.

Цель закона - регулирование отношений в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

Согласно статье 3 Закона, «жестокое обращение с животным» - обращение с животным, которое привело или может привести к гибели, увечью или иному повреждению здоровья животного (включая истязание животного, в том числе голодом, жаждой, побоями, иными действиями), нарушение требований к содержанию животных, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (в том числе отказ владельца от содержания животного), причинившее вред здоровью животного, либо неоказание при наличии возможности владельцем помощи животному, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии.

В рассматриваемом документе представлены требования к содержанию и использованию животных, требования к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области обращения с животными.

В ст. 11 закреплены основные положения защиты животных от жестокого обращения. Так, при обращении с животным не допускается:

1) проведение на животных без применения обезболивающих лекарственных препаратов для ветеринарного применения ветеринарных и иных процедур, которые могут вызвать у животных непереносимую боль;

2) натравливание животных (за исключением служебных животных) на других животных;

3) отказ владельцев животных от исполнения ими обязанностей по содержанию животных до их определения в приюты для животных или отчуж-

дения иным законным способом;

4) торговля животными в местах, специально не отведенных для этого;

5) организация и проведение боев животных;

6) организация и проведение зрелищных мероприятий, влекущих за собой нанесение травм и увечий животным, умерщвление животных;

7) кормление хищных животных другими живыми животными в местах, открытых для свободного посещения, за исключением случаев, предусмотренных требованиями к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию, установленными Правительством РФ.

Ст. 12 запрещает пропаганду жестокого обращения с животными, а также призывы к жестокому обращению с животными, запрещается производство, изготовление, показ и распространение пропагандирующих жестокое обращение с животными кино-, видео- и фотоматериалов, печатной продукции, аудиовизуальной продукции, размещение таких материалов и продукции в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети «Интернет») и осуществление иных действий, пропагандирующих жестокое обращение с животными.

В настоящее время животные все чаще нуждаются в постоянной опеке и заботе со стороны человека, поэтому, чтобы в полной мере обеспечить их этим, необходимо введение определенных мер по их защите [1, с. 569].

Как мы знаем, животные в РФ, в соответствии с Гражданским кодексом РФ2 относятся к категории «вещей». Это значит, что на животных распространяется и правовой режим вещи: правомочия владения, пользования, распоряжения, что во многом определяет отношение людей к братьям нашим меньшим. При этом в некоторых случаях жестокость в отношении животного владельцем воспринимается как нормальное явление.

Данные проблемы, прежде всего, связаны с:

1. отсутствием реального, закрепленного на законодательном уровне,

2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.

Ural Journal of Legal Research, 2019, № 4 механизма защиты животных от жестокого обращения;

2. отсутствием законодательно закрепленного механизма привлечения виновных лиц к административной ответственности;

3. отсутствием уверенности в возможности правоохранительных органов разрешить конкретную ситуацию и обеспечить надлежащий уровень правовой защиты животному.

Человек должен нести нравственный долг по отношению к животному, а также устанавливать особую ценность животного для всего общества.

Выбор любой формы насилия в качестве преобладающего способа разрешения любого конфликта в обществе свидетельствует о стойких тенденциях деградации института общества как основы человеческого общежития, девальвации ценностей и нравственном вырождении.

Насилие над животными не ограничено какими-либо рамками, оно не имеет определенных границ. Жестокое обращение происходит не только с домашними животными, но и с дикими, а также с животными, находящимися в полувольных условиях жизни. Кроме того, жестокость проявляется в отношении различных видов животных, а не только в отношении одомашненных кошек и собак. Проявленное насилие основывается на возможности человека доминировать над животным, и эта проблема давно распространена в обществе [2, c. 337].

Конечно же, для противодействия жестокому обращению в отношении животных необходим комплексный подход, так как различные формы девиантного поведения вызваны главным образом психическими заболеваниями, тяжелой формой алкогольной или же наркотической зависимости, общим социальным неблагополучием семьи.

К сожалению, сегодня, любой, независимо от уровня жизни, социального статуса, тендерного признака и возраста может применить насилие в отношении животного, следовательно, эта проблема требует принятия ско-

рейших мер ее разрешения.

В российском законодательстве предусмотрена уголовная ответственность за жестокое обращение с животными - ст. 245 УК РФ 3. Однако несмотря на суровость данной статьи, количество преступлений с каждым годом неуклонно растет.

Так, за 2016 год, в РФ было осуждено по вышеуказанной статье 82 лица, из них по ч. 1 - 71, ч. 2 - 11. За 2018 год меры уголовной ответственности применены к 110 лицам, из них по ч. 1 - 72 лица, по ч. 2 - 38 [3].

Исходя из указанных данных, мы можем наблюдать увеличение количества уголовных преступлений в отношении жестокого обращения с животными на 34,1%. Однако также не следует забывать о преступлениях, совершенных против животных, которые не известны или скрыты от правоохранительных органов.

Так, например, 20 февраля 2019 года в Льговском районном суде Курской области было рассмотрено дело №1-15-2019 в отношении лица, совершившего преступление по ст. 245 ч. 2 УК РФ. 16 августа 2018 года совершеннолетний гражданин в присутствии малолетних детей поймал на улице кошку и с силой ударил ее о металлический забор, а затем выбросил в траву. Вследствие неправомерных действий лица кошке были причинены повреждения в виде травмы позвоночника и паралича задних конечностей, через несколько дней кошка скончалась от полученных травм. В результате судебного разбирательства была установлена вина обвиняемого, и гражданин был приговорен к 2 годам и 6 месяцам лишения свободы.4

В Республике Крым 19 марта 2019 г. девушка совершила наезд на автомобиле на кота рыжей окраски, в результате чего животное погибло. Очевидцы происшествия окружили транспортное средство до приезда полиции.

Данное событие вызвало общественный резонанс в сети «Интернет» [4].

3 Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13.06.1996 г. № бЗ-ФЗ (ред. от 29.07.2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

4 Приговор Льговского районного суда Курской области от 20.02.2019 г. по делу № 1-15/2019.

Ural Journal of Legal Research, 2019, № 4 Расследование по этому делу ведется по настоящее время.

Помимо этого, в ходе мониторинга сети «Интернет» правоохранительными органами достаточно часто устанавливаются страницы, где в свободном доступе находится информация, содержащая сцены жестокого обращения с животными. Вследствие этого возбуждается административное дело о признании информации незаконной и об ограничении доступа к данной странице.5 В большинстве случаев при детальном анализе страницы, правоохранительные органы не могут найти лиц, которые непосредственно загрузили данную информацию, а также совершили преступление.

Обобщая все сказанное, в целях предупреждения совершения подобных деяний предлагаем учредить должность Уполномоченного по защите животных в РФ. Данная должность будет способствовать укреплению позиций действующего законодательства в сфере защиты животных и прав их владельцев, а также защиты животных от произвола и беззакония, что на сегодняшний день требует радикальных и решительных мер. Кроме того, необходимо обеспечить взаимосвязь Уполномоченного с общественными правозащитными организациями, а также назначить их представителей. Также следует внести ряд изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации для устранения пробелов в сфере защиты животных.

Подобное предложение уже вносилось в Государственную Думу депутатами Пашиным В. Л. и Шилковым Д. Е., представителями комитета по экологии и охране окружающей среды.6 Данный законопроект также поддерживался со стороны общественности. Так, на Интернет-ресурсе https:// www.change.org/ было собрано более 600 тыс. подписей на учреждение Уполномоченного по защите животных [5]. Однако законопроект был снят с рассмотрения Государственной Думы в связи с тем, что был отозван субъ-

5 Решение Промышленного районного суда г. Владикавказа от 25.02.2019 г. по делу № 2А-317/2019.

6 Об Уполномоченном по защите животных в Российской Федерации: законопроект № 41910-7 от 30.11.2016 г. // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/41910-7 (дата обращения: 15.10.2019 г.).

ектом права законодательной инициативы.

По нашему мнению, для сокращения и предотвращения в будущем жестокого обращения с животными необходимо вмешательство общественности, осознание факта жестокого обращения с животными как особой проблемы, требующей комплексной системы профилактических и коррекционных мер, направленных на ее решение.

Любое насилие или жестокое обращение - это крайне негативное социальное явление. Оно охватывает различные слои общества и практически все возрастные группы населения. Для осуществления комплексного противодействия жестокому обращению в отношении животного необходимо проводить сложную и кропотливую работу по всем основным направлениям: профилактика, предупреждение, пресечение, наказание, реабилитация для каждой целевой группы.

Для реализации этого мы предлагаем сформировать институт Уполномоченного по защите животных в РФ и соответствующих институтов Уполномоченных по защите животных в субъектах РФ, деятельность которых будет направлена на противодействие жестокому обращению по отношению к животным, защиту животных от жестокого отношения, привлечение виновных лиц к ответственности.

В заключение следует отметить, что сегодня, в связи с участившимися случаями издевательства над животными, проблема их защиты крайне актуальна. Высокая социальная значимость данной проблемы дает нам основание говорить о том, что животный мир нуждается в более четком правовом регулировании. Именно с учреждением должности Уполномоченного по правам животным, по нашему мнению, можно сократить количество подобных преступлений. Мы также считаем, что основную роль следует отводить воспитанию и пропаганде гуманного обращения с животными не только на общественном, но и на государственном уровне. Мы надеемся, что все предложенные нами изменения смогут существенно повлиять на сложившуюся

практику обращения с животными.

Библиографический список

1. Китаева В. Н. Некоторые аспекты противодействия жестокому обраще-

нию с животными // Всероссийский криминологический журнал. 2016. Т. 10. № 3. С. 568-578.

2. Демко О. С., Калугина И. А. Особенности личности индивида, склонно-

го к жестокому обращению с животными // Научный альманах. 2016. № 12-1 (26). С. 334-337.

3. Статистика. Уголовное судопроизводство. Данные о назначенном наказании по статьям УК РФ. // Агентство правовой информации. URL: http://stat.ann-npecc^/stats/ug/t/14/s/17 (дата обращения: 15.10.2019 г.).

4. Люди требуют строго наказать девушку, которая на иномарке перееха-

ла рыжего кота уличного музыканта. // Комсомольская правда. URL: https://www.crimea.kp.ru/daily/26953.4/4010021/ (дата обращения: 15.10.2019 г.).

5. Просим Вас ввести должность Уполномоченного по защите животных. //

URL: https://www.change.org/p (дата обращения: 15.10.2019 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.