Научная статья на тему 'Система организационно-педагогических условий сопровождения студентов в процессе адаптации к условиям обучения в вузе'

Система организационно-педагогических условий сопровождения студентов в процессе адаптации к условиям обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / РАЗВИТИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / STUDENT'S ADAPTATION / SYSTEM / SUPPORT / PEDAGOGICO-ORGANIZATIONAL CONDITIONS / DEVELOPMENT / COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурханова И. Ю.

Рассматривается система организационно-педагогических условий сопровождения адаптации студента, построенная основе приоритета субъект-субъектной модели взаимодействия в рамках целостной организации компонентов учебно-воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурханова И. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of organizational and pedagogical conditions of students' support in the process of adaptation to the conditions of studying at the university (training at high school)

In the article the system of organizational and pedagogical conditions of support of students' adaptation, constructed on the basis of the priority of a subject-subject model of interaction in the frame of complex organization of the components of studying process is considered.

Текст научной работы на тему «Система организационно-педагогических условий сопровождения студентов в процессе адаптации к условиям обучения в вузе»

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Бурханова И.Ю.

В настоящее время немало внимания уделяется изучению проблемы организации педагогического сопровождения студентов в период адаптации к условиям обучения в вузе.

Основу механизмов адаптации, ее сущности составляет активная деятельность человека (К.А. Абульханова-Слав-ская [1], А.Н. Леонтьев [5]), ключевым моментом которой является потребность в преобразовании существующей действительности. Поэтому сам процесс формирования механизмов адаптации студента-первокурсника неминуемо интегрируется во все виды преобразований личности и реализуется в трех основных направлениях: взаимоотношениях, деятельности и самосознании.

Важной составляющей процесса адаптации студента к условиям обучения в вузе должно стать педагогическое сопровождение. Выделение данного элемента принципиально важно, так как прямые методы воздействия на студентов оказывают подавляющее влияние и препятствуют проявлениям высокого уровня адаптирован-ности. В этом нас убеждают научно-исследовательские работы в области теории педагогической поддержки (Е.В. Бондарев-ская [2, с. 11 - 17], О.С. Газман [3, с. 108 -115], Н.Б. Крылова [4]), где педагогическая поддержка и сопровождение рассматривается с позиций принципов гуманизма, субъектности, сотрудничества, принятия, развития, природосообразности и культу-росообразности воспитания и обучения.

Педагогический процесс будет протекать значительно эффективнее при наличии организационно-педагогических условий, обеспечивающих раскрытие потенциала личности студента (внутренние усло-

© Бурханова И.Ю., 2008

вия), потенциала среды вуза (внешние условия) и потенциала взаимоотношений участников образовательно-воспитательного процесса (интегративные условия).

Комплекс данных условий мы представляем в виде системы, в состав которой входят три основные подсистемы: подсистема психолого-педагогических, организационно-методических и развивающих условий. Целью проектирования всех условий является создание особой среды для развития адаптационных возможностей студента-первокурсника на основе творческих и диалоговых взаимодействий педагога и студентов в учебно-воспитательном процессе.

Подсистема психолого-педагогических условий сопровождения студента в период адаптации к условиям вуза включает многомерное психолого-педагогическое диагностирование новообразований и соответствующую адекватную педагогическую коррекцию, реализацию принципа ценностно-ориентированного диалога и творческого сотрудничества в процессе взаимоотношений между участниками образовательно-воспитательного процесса. В целевом плане психолого-педагогические условия сопровождения направлены на стимуляцию активного и творческого отношения к проблемной ситуации, а также на активизацию адаптационного потенциала межличностного взаимодействия. Все это позволяет перевести взаимоотношения между участниками педагогического процесса в ранг творческого сотрудничества, а управленческую педагогическую деятельность выстроить на основе субъект-субъектных рефлексивных отношений.

К основным компонентам организационно-методических условий педагогичес-

кого сопровождения студента в период адаптации в вузе мы относим мониторинг учебно-познавательной деятельности, позволяющий динамически отслеживать результаты образовательного процесса; применение индивидуально-ориентированных и проектных технологий в обучении, где преподаватель и студент сотрудничают как равноправные партнеры; и активизацию самостоятельной работы. Организуя таким образом учебно-воспитательный процесс, необходимо добиться в первую очередь осознания студентами личного смысла в персональном развитии и саморазвитии. Именно поэтому весь комплекс организационно-методических условий должен быть направлен, прежде всего, на актуализацию и организацию процессуальных особенностей и компонентов учебно-познавательной деятельности, тем самым выдвигая ее на первый план. Это способствует не только успешному освоению знаний, но и осознанному, интеллектуально переработанному принятию этих знаний в собственную духовноценностную сферу в качестве источника для выработки позиций, убеждений, взглядов и принципов. В результате закладывается достаточно прочная база для проявления новообразований в развитии и персональной направленности на освоение учебных дисциплин с научно-теоретических и ценностно-осмысленных позиций. Одновременно формируются убеждения и установки, и активизируется выработка аналитических умений и способов познания, самопознания, саморегуляции деятельности на основе интеллектуального осмысления и обработки своих знаний и принципов.

Подсистему развивающих условий педагогического сопровождения студента в период адаптации в вузе составляют самодиагностика уровня развития личностных качеств и уровня адаптированности, выработка самими студентами активной субъектной позиции, самоопределение в выборе субъектной роли и возможность самопроектирования деятельности и развития. При выполнении данных условий студент получает возможность развивать способности к самостоятельному планированию своих ответственных действий, к творческому самоутверждению. В процессе самоопределения, осознания уровня

развития необходимых личностных качеств, саморегуляции, при наличии положительных результатов деятельности у студента формируется позитивное само-отношение, которое оказывает непосредственное влияние на положительный результат адаптации. Комплекс развивающих условий педагогического сопровождения студента в период адаптации к условиям вуза призван решать задачи стимуляции личностной потребности в саморазвитии и активизации адаптационного потенциала личности.

Создание организационно-педагогических условий сопровождения студента в период адаптации в вузе важно осуществлять на основе целостной организации компонентов учебно-воспитательного процесса. Кроме того, необходимо опережающее моделирование целевого, содержательного, организационно-процессуального и контрольно-оценочного этапов учебно-познавательной и развивающей деятельности, которые охватывают разные формы учебной и внеучебной работы и самообразования студентов. Это образует единый вектор развития значимых для адаптации личностных качеств студента, который позволяет ему быстро и эффективно адаптироваться к изменившимся внешним условиям и быть одновременно участником социально активной творческой жизнедеятельности и субъектом собственного творческого, интеллектуального, духовного саморазвития. В результате будущий специалист становится способен не только к динамической адаптации в период обучения, но и к дальнейшему личному совершенствованию на сформированной ценностной основе. Это придает личностный смысл и новую перспективу деятельности студента.

Итак, специально созданная в вузе система организационно-педагогических условий сопровождения студентов в период адаптации позволит студентам младших курсов безболезненно принять и освоить новые социальные роли в вузе, успешно функционировать в сменившейся системе отношений, обеспечить целостное развитие личности студента, закрепить новообразования и будет способствовать передаче функций управления адаптацией студентов от педагогов к самим студентам.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

2. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4.

3. Газман О.С. Воспитание и педагоги-

ческая поддержка // Народное образование. 1998. № 6.

4. Крылова Н.Б. Очерки понимающей педагогики / Н.Б. Крылова, Е.А. Александрова. М., 2003.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КОЛЛЕДЖА Морева Н.А.

Социально-культурные преобразования сегодняшнего дня определяют задачи развития образовательных систем, одной их которых является подготовка педагогических кадров в высшей школе. Еще большую актуальность и социальную значимость приобретает процесс подготовки преподавателей для средних педагогических профессиональных учебных заведений.

Современный преподаватель педагогического колледжа - профессионал, обладающий педагогической культурой, имеющий высокий уровень педагогического мастерства, владеющий профессиональными компетенциями, ответственный за формирование гуманистически направленной личности учащегося педагогического колледжа - будущего воспитателя.

Подготовка педагога осуществляется в условиях модернизации высшего профессионального образования, необходимость которой связана с невозможностью возврата к образовательной системе образования, существовавшей в стране в советский период, с концепцией ЮНЕСКО “Образование на протяжении всей жизни”, с изменениями общих мировых образовательных тенденций (ориентируют большинство стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех, на углубление международного сотрудничества в области образования), с существенным увеличением в мировом образовании гуманитарной составляющей в целом посредством введения в образовательный процесс новых человекоориентированных учебных дисциплин.

© Морева Н.А., 2008

На реформирование и модернизацию образовательных систем России и стран Западной Европы влияют глобализация, демократизация, поляризация, регионализация образования, а также реализация основных положений Болонского соглашения.

Воплощением целей модернизации стала стратегия развития высшего образования в России, зафиксированная в “Концепции модернизации российского образования до 2010 года”. Стратегическими направлениями являются:

1. Диверсификация образовательных программ и придание тем самым системе высшего образования гибкости, что позволяет каждому студенту получить уровень образования, профессию и квалификацию, которые соответствуют его потребностям и возможностям. Диверсификация содержания профессионального образования предполагает определение требований к личностно-профессиональным качествам работника на основе социального заказа на подготовку специалиста; отбор содержания обучения (в соответствии с заказом), обеспечивающий формирование конкретных качеств и видов деятельности; распределение содержания обучения по образовательным программам в соответствии со спецификой подготовки конкретного специалиста, уровня его образования, профиля и ступени подготовки; наличие конкретного набора учебных предметов, ведущих подготовку специалиста по конкретной специальности.

2. Фундаментализация высшего образования, понимаемая как ориентация содержания общих естественнонаучных и гу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.