СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Бурханова И.Ю.
В настоящее время немало внимания уделяется изучению проблемы организации педагогического сопровождения студентов в период адаптации к условиям обучения в вузе.
Основу механизмов адаптации, ее сущности составляет активная деятельность человека (К.А. Абульханова-Слав-ская [1], А.Н. Леонтьев [5]), ключевым моментом которой является потребность в преобразовании существующей действительности. Поэтому сам процесс формирования механизмов адаптации студента-первокурсника неминуемо интегрируется во все виды преобразований личности и реализуется в трех основных направлениях: взаимоотношениях, деятельности и самосознании.
Важной составляющей процесса адаптации студента к условиям обучения в вузе должно стать педагогическое сопровождение. Выделение данного элемента принципиально важно, так как прямые методы воздействия на студентов оказывают подавляющее влияние и препятствуют проявлениям высокого уровня адаптирован-ности. В этом нас убеждают научно-исследовательские работы в области теории педагогической поддержки (Е.В. Бондарев-ская [2, с. 11 - 17], О.С. Газман [3, с. 108 -115], Н.Б. Крылова [4]), где педагогическая поддержка и сопровождение рассматривается с позиций принципов гуманизма, субъектности, сотрудничества, принятия, развития, природосообразности и культу-росообразности воспитания и обучения.
Педагогический процесс будет протекать значительно эффективнее при наличии организационно-педагогических условий, обеспечивающих раскрытие потенциала личности студента (внутренние усло-
© Бурханова И.Ю., 2008
вия), потенциала среды вуза (внешние условия) и потенциала взаимоотношений участников образовательно-воспитательного процесса (интегративные условия).
Комплекс данных условий мы представляем в виде системы, в состав которой входят три основные подсистемы: подсистема психолого-педагогических, организационно-методических и развивающих условий. Целью проектирования всех условий является создание особой среды для развития адаптационных возможностей студента-первокурсника на основе творческих и диалоговых взаимодействий педагога и студентов в учебно-воспитательном процессе.
Подсистема психолого-педагогических условий сопровождения студента в период адаптации к условиям вуза включает многомерное психолого-педагогическое диагностирование новообразований и соответствующую адекватную педагогическую коррекцию, реализацию принципа ценностно-ориентированного диалога и творческого сотрудничества в процессе взаимоотношений между участниками образовательно-воспитательного процесса. В целевом плане психолого-педагогические условия сопровождения направлены на стимуляцию активного и творческого отношения к проблемной ситуации, а также на активизацию адаптационного потенциала межличностного взаимодействия. Все это позволяет перевести взаимоотношения между участниками педагогического процесса в ранг творческого сотрудничества, а управленческую педагогическую деятельность выстроить на основе субъект-субъектных рефлексивных отношений.
К основным компонентам организационно-методических условий педагогичес-
кого сопровождения студента в период адаптации в вузе мы относим мониторинг учебно-познавательной деятельности, позволяющий динамически отслеживать результаты образовательного процесса; применение индивидуально-ориентированных и проектных технологий в обучении, где преподаватель и студент сотрудничают как равноправные партнеры; и активизацию самостоятельной работы. Организуя таким образом учебно-воспитательный процесс, необходимо добиться в первую очередь осознания студентами личного смысла в персональном развитии и саморазвитии. Именно поэтому весь комплекс организационно-методических условий должен быть направлен, прежде всего, на актуализацию и организацию процессуальных особенностей и компонентов учебно-познавательной деятельности, тем самым выдвигая ее на первый план. Это способствует не только успешному освоению знаний, но и осознанному, интеллектуально переработанному принятию этих знаний в собственную духовноценностную сферу в качестве источника для выработки позиций, убеждений, взглядов и принципов. В результате закладывается достаточно прочная база для проявления новообразований в развитии и персональной направленности на освоение учебных дисциплин с научно-теоретических и ценностно-осмысленных позиций. Одновременно формируются убеждения и установки, и активизируется выработка аналитических умений и способов познания, самопознания, саморегуляции деятельности на основе интеллектуального осмысления и обработки своих знаний и принципов.
Подсистему развивающих условий педагогического сопровождения студента в период адаптации в вузе составляют самодиагностика уровня развития личностных качеств и уровня адаптированности, выработка самими студентами активной субъектной позиции, самоопределение в выборе субъектной роли и возможность самопроектирования деятельности и развития. При выполнении данных условий студент получает возможность развивать способности к самостоятельному планированию своих ответственных действий, к творческому самоутверждению. В процессе самоопределения, осознания уровня
развития необходимых личностных качеств, саморегуляции, при наличии положительных результатов деятельности у студента формируется позитивное само-отношение, которое оказывает непосредственное влияние на положительный результат адаптации. Комплекс развивающих условий педагогического сопровождения студента в период адаптации к условиям вуза призван решать задачи стимуляции личностной потребности в саморазвитии и активизации адаптационного потенциала личности.
Создание организационно-педагогических условий сопровождения студента в период адаптации в вузе важно осуществлять на основе целостной организации компонентов учебно-воспитательного процесса. Кроме того, необходимо опережающее моделирование целевого, содержательного, организационно-процессуального и контрольно-оценочного этапов учебно-познавательной и развивающей деятельности, которые охватывают разные формы учебной и внеучебной работы и самообразования студентов. Это образует единый вектор развития значимых для адаптации личностных качеств студента, который позволяет ему быстро и эффективно адаптироваться к изменившимся внешним условиям и быть одновременно участником социально активной творческой жизнедеятельности и субъектом собственного творческого, интеллектуального, духовного саморазвития. В результате будущий специалист становится способен не только к динамической адаптации в период обучения, но и к дальнейшему личному совершенствованию на сформированной ценностной основе. Это придает личностный смысл и новую перспективу деятельности студента.
Итак, специально созданная в вузе система организационно-педагогических условий сопровождения студентов в период адаптации позволит студентам младших курсов безболезненно принять и освоить новые социальные роли в вузе, успешно функционировать в сменившейся системе отношений, обеспечить целостное развитие личности студента, закрепить новообразования и будет способствовать передаче функций управления адаптацией студентов от педагогов к самим студентам.
Литература
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
2. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4.
3. Газман О.С. Воспитание и педагоги-
ческая поддержка // Народное образование. 1998. № 6.
4. Крылова Н.Б. Очерки понимающей педагогики / Н.Б. Крылова, Е.А. Александрова. М., 2003.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КОЛЛЕДЖА Морева Н.А.
Социально-культурные преобразования сегодняшнего дня определяют задачи развития образовательных систем, одной их которых является подготовка педагогических кадров в высшей школе. Еще большую актуальность и социальную значимость приобретает процесс подготовки преподавателей для средних педагогических профессиональных учебных заведений.
Современный преподаватель педагогического колледжа - профессионал, обладающий педагогической культурой, имеющий высокий уровень педагогического мастерства, владеющий профессиональными компетенциями, ответственный за формирование гуманистически направленной личности учащегося педагогического колледжа - будущего воспитателя.
Подготовка педагога осуществляется в условиях модернизации высшего профессионального образования, необходимость которой связана с невозможностью возврата к образовательной системе образования, существовавшей в стране в советский период, с концепцией ЮНЕСКО “Образование на протяжении всей жизни”, с изменениями общих мировых образовательных тенденций (ориентируют большинство стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех, на углубление международного сотрудничества в области образования), с существенным увеличением в мировом образовании гуманитарной составляющей в целом посредством введения в образовательный процесс новых человекоориентированных учебных дисциплин.
© Морева Н.А., 2008
На реформирование и модернизацию образовательных систем России и стран Западной Европы влияют глобализация, демократизация, поляризация, регионализация образования, а также реализация основных положений Болонского соглашения.
Воплощением целей модернизации стала стратегия развития высшего образования в России, зафиксированная в “Концепции модернизации российского образования до 2010 года”. Стратегическими направлениями являются:
1. Диверсификация образовательных программ и придание тем самым системе высшего образования гибкости, что позволяет каждому студенту получить уровень образования, профессию и квалификацию, которые соответствуют его потребностям и возможностям. Диверсификация содержания профессионального образования предполагает определение требований к личностно-профессиональным качествам работника на основе социального заказа на подготовку специалиста; отбор содержания обучения (в соответствии с заказом), обеспечивающий формирование конкретных качеств и видов деятельности; распределение содержания обучения по образовательным программам в соответствии со спецификой подготовки конкретного специалиста, уровня его образования, профиля и ступени подготовки; наличие конкретного набора учебных предметов, ведущих подготовку специалиста по конкретной специальности.
2. Фундаментализация высшего образования, понимаемая как ориентация содержания общих естественнонаучных и гу-