Научная статья на тему 'СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА КАК ИНСТРУМЕНТ ВЛИЯНИЯ НА КАЧЕСТВО ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ'

СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА КАК ИНСТРУМЕНТ ВЛИЯНИЯ НА КАЧЕСТВО ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
100
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ / НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА / КАЧЕСТВО И ДОСТУПНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПАЦИЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сочкова Л. В., Ким А. В., Шарафутдинова Л. Л., Гурьева Н. А., Смирнова В. И.

Квалифицированные и мотивированные сотрудники медицинской организации являются необходимой составляющей, обеспечивающей оказание медицинской помощи надлежащего качества. Одним из мотивирующих факторов медицинских работников к качественному и эффективному труду, является заработная плата. Цель исследования. Провести анализ и оценить влияние системы оплаты труда медицинских работников, основанной на нормировании труда, на качество оказания первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) на примере государственных районных поликлиник Санкт-Петербурга. Материалы и методы. На основании отчетных данных поликлиник, выбранных базами исследования, изучены: динамика численности и укомплектованности медицинскими работниками с 2018 года по 2021 год; процент и структура причин отказов оплаты случаев оказания медицинской помощи в 2010-2018 и 2020-2021 годах; динамика выявления злокачественных новообразований на ранних стадиях. Проанализированы результаты анкетирования пациентов с целью оценки изменения качества оказания ПМСП взрослому населению после введения системы оплаты труда медицинских работников, основанной на нормировании труда.Результаты. После внедрения новой системы оплаты труда, основанной на его нормировании, выявлен ряд общих положительных тенденций для исследуемых поликлиник, таких как: рост укомплектованности врачебными кадрами в целом на3,5%-8,7%, врачами-терапевтами участковыми на 4,6%-42,7%, врачами-специалистами на 2,8%-12,4%, средним медицинским персоналом на 4,5%-17,7%; увеличение удельного веса онкологической патологии, выявленной на ранних стадиях на13,5%-20,1%; снижение доли отказов оплаты случаев оказания медицинской помощи на 9,3%-32,9%; уменьшение в целом количества обращений граждан в виде жалоб на 6,0-58,0%, в том числе и обоснованных.Выводы. Введение системы оплаты труда, основанной на нормировании труда, повысило экономическую и медико-социальную эффективность деятельности исследуемых поликлиник, а также мотивацию медицинских работников на оказание медицинской помощи надлежащего качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сочкова Л. В., Ким А. В., Шарафутдинова Л. Л., Гурьева Н. А., Смирнова В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAGE SYSTEM AS AN INSTRUMENT OF INFLUENCE ON THE QUALITY OF PRIMARY HEALTH CARE

Qualified and motivated employees of a medical organization are a necessary component that ensures the provision of medical care of appropriate quality One of the motivating factors of medical workers for high-quality and efficient work is wages.The purpose of the study. To analyze and evaluate the impact of the remuneration system of medical workers based on labor rationing on the quality of primary health care (PHC) on the example of the state district polyclinics of St. Petersburg.Materials and methods. Based on the reporting data of polyclinics selected by the research bases, the following were studied: the dynamics of the number and staffing of medical workers from 2018 to 2021; the percentage and structure of reasons for refusal to pay for cases of medical care in 2010-2018 and 2020-2021; the dynamics of the detection of malignant neoplasms in the early stages. The results of the patient survey were analyzed in order to assess changes in the quality of primary health care for the adult population after the introduction of a system of remuneration for medical workers based on labor rationing.Results. After the introduction of a new wage system based on its rationing, a number of general positive trends were identified for the studied polyclinics, such as: an increase in staffing of medical personnel in general by 3.5%-8.7%, district internists by 4.6%-42.7%, specialist doctors by 2.8%-12.4%, average medical personnel by 4.5%-17.7%; increase in the proportion of oncological pathology detected at early stages by 13.5%-20.1%; decrease in the share of refusals to pay for medical care cases by 9.3%-32.9%; a decrease in the total number of citizens’ complaints in the form of complaints by 6.0-58.0%, including justified ones.Findings. The introduction of a wage system based on labor rationing has increased the economic and medico-social efficiency of the polyclinics under study, as well as the motivation of medical workers to provide medical care of appropriate quality.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА КАК ИНСТРУМЕНТ ВЛИЯНИЯ НА КАЧЕСТВО ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ»



ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.21045/1811-0185-2023-3-32-43 УДК: 614.2

СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА

КАК ИНСТРУМЕНТ ВЛИЯНИЯ НА КАЧЕСТВО ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ

Л.В. Сочкова аА.В. Ким b, Л.Л. Шарафутдиноваc, Н.А. Гурьева d, В.И. Смирнова e

а СПбГБУЗ «Городская поликлиника № 87», г. Санкт-Петербург, Россия; ь, с, d, е ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия.

И Автор для корреспонденции: Сочкова Л.В.

АННОТАЦИЯ

Квалифицированные и мотивированные сотрудники медицинской организации являются необходимой составляющей, обеспечивающей оказание медицинской помощи надлежащего качества. Одним из мотивирующих факторов медицинских работников к качественному и эффективному труду, является заработная плата.

Цель исследования. Провести анализ и оценить влияние системы оплаты труда медицинских работников, основанной на нормировании труда, на качество оказания первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) на примере государственных районных поликлиник Санкт-Петербурга.

Материалы и методы. На основании отчетных данных поликлиник, выбранных базами исследования, изучены: динамика численности и укомплектованности медицинскими работниками с 2018 года по 2021 год; процент и структура причин отказов оплаты случаев оказания медицинской помощи в 2010-2018 и 2020-2021 годах; динамика выявления злокачественных новообразований на ранних стадиях. Проанализированы результаты анкетирования пациентов с целью оценки изменения качества оказания ПМСП взрослому населению после введения системы оплаты труда медицинских работников, основанной на нормировании труда.

Результаты. После внедрения новой системы оплаты труда, основанной на его нормировании, выявлен ряд общих положительных тенденций для исследуемых поликлиник, таких как: рост укомплектованности врачебными кадрами в целом на 3,5%-8,7%, врачами-терапевтами участковыми на 4,6%-42,7%, врачами-специалистами на 2,8%-12,4%, средним медицинским персоналом на 4,5%-17,7%; увеличение удельного веса онкологической патологии, выявленной на ранних стадиях на 13,5%—20,1%; снижение доли отказов оплаты случаев оказания медицинской помощи на 9,3%-32,9%; уменьшение в целом количества обращений граждан в виде жалоб на 6,0—58,0%, в том числе и обоснованных.

Выводы. Введение системы оплаты труда, основанной на нормировании труда, повысило экономическую и медико-социальную эффективность деятельности исследуемых поликлиник, а также мотивацию медицинских работников на оказание медицинской помощи надлежащего качества.

Ключевые слова: первичная медико-санитарная помощь, нормирование труда, качество и доступность медицинской помощи, удовлетворенность пациентов.

Для цитирования: Сочкова Л.В., Ким А.В., Шарафутдинова Л.Л., Гурьева Н.А, Смирнова В.И. Система оплаты труда как инструмент влияния на качество первичной медико-санитарной помощи // Менеджер здравоохранения. 2023; 3: 32—43. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-3-32-43.

о;

Введение

1 беспечение качественного оказания первичной медико-санитарной помощи обусловливается многими факторами, такими, как нормативно-правовое регулирование, наличие современной материально-технической базы, укомплектованность квалифицированными кадрами и наличием с их стороны стойкой положительной мотивации повышения качества ПМСП и сохранения и укрепления здоровья пациентов [1].

Одним из основных элементов гарантии качества и доступности медицинской помощи является наличие медицинских кадров, особенно

© Сочкова Л.В., Ким А.В., Шарафутдинова Л.Л., Гурьева Н.А, Смирнова В.И, 2023 г.

Менеджер

здравоохранения /

Manager №3

ZdrevoochreneniB 2023

первичного звена здравоохранения, как этапа первичного контакта системы здравоохранения и населения страны. Майские Указы Президента 2012 года принимались не только с целью повышения оплаты труда [2, 3, 4, 5]. Целью принятия «майских» Указов является сохранение и улучшение кадрового потенциала, призванного обеспечить укрепление здоровья населения, получение им качественной и безопасной медицинской помощи1.

Цель

Провести анализ и оценить влияние системы оплаты труда медицинских работников, основанной на нормировании труда, на качество оказания ПМСП на примере государственных районных поликлиник Санкт-Петербурга.

Материалы и методы

Базами исследования явились 4 поликлиники в различных административных районах Санкт-Петербурга. На основании отчетных данных городских поликлиник, выбранных базами исследования, проведен анализ динамики численности и укомплектованности медицинскими работниками с 2018 года по 2021 год, процента и структуры причин отказов оплаты случаев оказания медицинской помощи в 2010-2018 и 2020-2021 годах в поликлиниках, динамики выявления злокачественных новообразований на ранних стадиях. Проведено анкетирование пациентов данных поликлиник Санкт-Петербурга, с целью оценки изменения качества оказания ПМСП взрослому населению после введения системы оплаты труда медицинских работников поликлиник, основанной на нормировании труда, и проанализированы его результаты.

Результаты

Представленный ранее в статьях авторов возможный механизм начисления заработной платы врачам и медицинским сестрам в медицинских организациях, оказывающих ПМСП, с учетом применения компенсационно-стимулирующих выплат, формирование которых проводилось через нормирование труда на основании хронометража исполнения трудовой функции (манипуляции, процедуры, обследования и т.д.), ее количественных и качественных характеристик, с учетом существующей

1 Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"

нормативно-правовой базы, показал, что определение трудовой нагрузки медицинского персонала, основанной на исследовании трудовых процессов и затрат рабочего времени сотрудников на выполнение разных работ, и затем нормирование их труда, делает требования к объемам выполняемых работ прозрачными, обоснованными и понятными для медицинского персонала, что, в свою очередь, способствовало не только сохранению кадрового состава, но и повышению укомплектованности медицинских организаций врачебным и средним медицинским персоналом, повышению качества и доступности медицинской помощи [6, 7].

При анализе укомплектованности поликлиник врачебными и сестринскими кадрами за период с 2018 по 2021 годы, выявлен ряд общих тенденций, таких как рост укомплектованности врачебными кадрами в целом и врачами-терапевтами участковыми в частности. Так, укомплектованность врачами возросла в динамике в поликлинике № 1 на 3,5%; в поликлинике № 2 - на 8,7%; в поликлинике № 3 - на 5,5%; в поликлинике № 4 - на 5,3%. Возросла укомплектованность врачами-терапевтами участковыми с 2019 года по 2021 год в поликлинике № 1 на 17,0%; в поликлинике № 2 -на 5,7%; в поликлинике № 3 - на 4,6% и стабильным сохранением укомплектованности с 2019 года на уровне 87,5%; в поликлинике № 4 - на 42,7%. Укомплектованность врачами-специалистами во всех поликлиниках в период с 2018 по 2021 была разнонаправленной: стабильный рост зарегистрирован в поликлиниках № 1 - на 12,4% и № 3 -на 3,8%, в поликлинике № 2 зафиксирован рост показателя на 7,9% в 2019 году, с последующим снижением на 5,4% в 2020 году и умеренным ростом на 2,3% в 2021 году; аналогичная картина регистрировалась в поликлинике № 4. Укомплектованность сестринским персоналом показала рост показателя в поликлинике № 1 на 10,6%, в поликлинике № 3 - на 4,5% и в поликлинике № 4 - на 12,5%. В поликлинике № 2 показатель укомплектованности сестринским персоналом имел волнообразный характер, однако в целом за период исследования вырос на 17,7% (таблица 1).

Одним из показателей качества медицинской помощи являются отказы оплаты случаев оказания медицинской помощи.

За исследуемый период количество таких отказов имело тенденцию к снижению: в поликлинике № 1 с 7,6% в 2010-2018 году до 5,1% (на 32,9%) в 2021 году; в поликлинике № 2 с 7,8% до 6,9%

с

#хс

№3 Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

О

к#

Таблица 1

Динамика численности и укомплектованности врачебным и сестринским персоналом поликлиник в 2018-2021 годах (абс. и %)

Всего врачей Врачи-терапевты участковые Врачи-специалисты Средний медицинский персонал

Годы а г е * -0 к а э е * -0 ф к а ц е * -0 Ф к а ц е * -0 Ф к

штат 1 1 й С X а штат и по 1 1 й с укв штат и по 1 1 й С укв штат и по й С укв

Поликлиника № 1

2018 104,5 89 85,17 26,0 23 88,46 75,5 63 83,44 133,0 105 78,95

2019 115,25 101 87,63 33,25 28 84,21 78,75 70 88,89 136,75 114 83,36

2020 120,25 106 88,15 33,5 32 95,50 83,75 77 91,94 144,0 125 86,81

2021 120,25 106 88,15 33,5 33 98,51 84,25 79 93,76 150,0 131 87,34

Поликлиника № 2

2018 255,0 193 75,69 43 35 81,39 208,75 155 74,25 301,75 217 71,91

2019 258,0 209 81,01 43 36 83,72 211,0 169 80,09 302,5 221 73,05

2020 261,25 209 80,0 43 36 83,72 224,25 170 75,81 310,0 225 72,58

2021 261,25 215 82,30 43 37 86,04 224,25 174 77,59 310,0 233 75,16

Поликлиника № 3

2018 305,25 211 69,12 30,0 25 83,33 99,75 71 71,18 459,0 222 48,37

2019 303,25 220 72,54 32,0 28 87,50 97,50 71 72,82 452,75 229 50,58

2020 302,5 220 72,72 32,0 28 87,50 98,75 70 72,99 419,0 223 53,22

2021 303,25 221 72,88 32,0 28 87,50 98,75 73 73,92 419,0 228 54,41

Поликлиника № 4

2018 123,5 97 78,54 15,5 14 90,32 105 79 75,24 188,5 86 46,36

2019 130,5 98 75,09 22,75 15 65,93 107,75 83 77,03 174 90 51,72

2020 131,5 105 79,84 20,25 19 92,68 112,25 86 76,61 177 92 51,98

2021 131,75 109 82,73 21,25 20 94,12 112,5 87 77,34 177,75 97 54,57

(на 11,5%); в поликлинике № 3 с 7,9% до 7,1% (на 10,1%); в поликлинике № 4 с 8,6% до 7,8% (снижение на 9,3%) (таблица 2).

В 2021 году в структуре причин отказов в оплате за оказание медицинской помощи во всех поликлиниках первое ранговое место занимало нерациональное использование ресурсов, когда в реестр выставленных счетов включалась медицинская помощь,

оказанная сверх территориальной программы обязательного медицинского страхования (ОМС). Наибольший удельный вес отмечался в поликлинике № 4 (88,1%), со снижением по сравнению со средними значениями (2010-2018 годы) на 3,6%, наименьший (56,7%) в поликлинике № 1, со снижением по сравнению со средними значениями на 8,1% (р<0,01). Доля прочих причин, занимавших второе ранговое место

Таблица 2

Процент отказов от выставленных счетов за оказание медицинской помощи, (%

Года Поликлиника 1 Поликлиника 2 Поликлиника 3 Поликлиника 4

Среднее значение 2010-2018 7,6 7,8 7,9 8,6

2020 6,3 7,4 7,6 8,1

2021 5,1 6,9 7,1 7,8

Менеджер

здравоохранения /

Мападег №3

2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2023

в структуре отказов в 2021 году, распределилась в исследуемых поликлиниках следующим образом: 37,8% в поликлинике № 1, с ростом доли прочих причин в сравнении со средними значениями на 1,3%; 33,7% в поликлинике № 2 (снижение на 1,2%); в поликлинике № 3 доля прочих причин составляла 19,5% (рост на 22,6%); в поликлинике № 4-10,7% (рост на 38,9%) (рис. 1 и 2).

Группа прочих причин содержала в структуре следующие показатели: повторное выставление счета за медицинскую помощь, оплаченную ранее; дефекты,

выявленные в ходе медико-экономической экспертизы (МЭЭ) и экспертизы качества медицинской помощи (ЭКМП); несоответствие даты оказания медицинской помощи отчетному периоду; некорректные данные о пациенте; оказание медицинской помощи лицу, застрахованному другой страховой медицинской организацией. Как и в период 2010-2018 годов (средние значения показателей), долевое содержание прочих причин между поликлиниками в 2021 году имеют различия: доля повторно выставленных счетов в поликлинике № 1 минимальна и составляет 20,5%

Рис. 1. Структура причин отказов оплаты случаев оказания медицинской помощи в 2010-2018 и 2021 году в поликлиниках № 1 и № 2 (%)

Рис. 2. Структура причин отказов оплаты случаев оказания медицинской помощи в 2010-2018 и 2021 году в поликлиниках № 3 и № 4(%)

С

#хс

№3 Мападег

2023 2с1гв\/оосЬгвпвп1в ,

'Менеджер

здравоохранения

Рис. 3. Структура прочих причин отказов оплаты случаев оказания медицинской помощи в 2010-2018 и 2021 году в поликлиниках № 1и № 2 ,0/-

(снижение на 8,5%); в поликлинике № 2 составляет 31,4% (снижение на 5,1%); в поликлинике № 3 равна 50,8% (снижение на 4,5%); в поликлинике № 4 - 48,1% (снижение на 3,8%).

В поликлинике № 2 в 2021 году, как и в предшествующем периоде, первое место занимают дефекты, выявленные при МЭЭ и ЭКМП (48,7%), что превышает долю этого вида дефектов в других поликлиниках более чем в 2-4 раза. В поликлинике № 1 лидирует несоответствие даты оказания медицинской помощи отчетному периоду (34,1%), что от 2 до 13 раз превышает показатели в трех других поликлиниках. Во всех поликлиниках самый

минимальный процент, от 2,1% в поликлинике № 3 до 4,1% в поликлинике № 4, приходится на долю некорректных данных о пациенте (рис. 3 и 4).

Наибольший процент отказов в оплате медицинской помощи лицу, застрахованному другой страховой медицинской организацией, отмечалось в поликлинике № 1 (30,1%), далее следовали поликлиника № 3 (20,5%), поликлиника № 2 (14,1%) и поликлиника № 4 (9,0%).

Из всех случаев отказов в оплате медицинской помощи в 2021 году, поликлиника № 1 могла повторно выставить счета на оплату в 33,2% (за некорректные данные о пациенте и оказание медицинской

Рис. 4. Структура прочих причин отказов оплаты случаев оказания медицинской помощи в 2010-2018 и 2021 году в поликлиниках № 3 и № 4 (%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № 3

2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2023

—л зе

помощи лицу, застрахованному другой страховой медицинской организацией); поликлиника № 2 в 17,3%; поликлиника № 3 в 22,6%; поликлиника № 4 в 13,1% рис. 3 и 4).

Выявление злокачественных новообразований на ранних стадиях является одним из важнейших направлений деятельности участковых врачей и показателем качества медицинской помощи в поликлиниках.

В период 2010-2018 годов на ранней стадии выявлялось менее половины злокачественных новообразований от всей онкологической патологии, от 42,8% в поликлинике № 4 до 49,2% в поликлинике № 1.

Помимо выплат, установленных приказами МЗ РФ от 07.07.2020 № 682н и от 26.01.2022 № 25н, в базовых поликлиниках дополнительно, для врача-терапевта участкового, врача-терапевта отделения профилактики, врача-специалиста - за выявление злокачественного новообразования 1 стадии производится доплата 10000 руб.; 2 стадии - 5000 руб.2

После внедрения новой системы оплаты труда на основании нормирования труда, во всех базовых поликлиниках зафиксировано увеличение доли злокачественных новообразований, выявленных на ранних стадиях. Так, в 2020 году увеличение

составило в поликлинике № 4-15,4%, в поликлинике № 1-15,0%, в поликлинике № 3-10,9%, в поликлинике № 2-7,5%. Наибольшее значение показателя в 2020 году зафиксировано в поликлинике № 1 (56,6%), наименьшее - в поликлинике № 4 (49,4%). В 2021 году уже во всех поликлиниках более половины онкологической патологии было выявлено на ранних стадиях, от 51,6% в поликлинике № 4 до 58,3% в поликлинике № 1, при сравнении со средними показателями за 2010-2018 годы рост составил в поликлинике № 1-18,5%, в поликлинике № 2-13,5%, в поликлинике № 3-14,5%, в поликлинике № 4-20,1% (рис. 5). Все это свидетельствует о повышении мотивации врачей на своевременное выявление злокачественных новообразований при проведении профилактических медицинских осмотров и диспансеризации населения.

Для оценки удовлетворенности пациентов организацией и качеством ПМСП в исследуемых поликлиниках, нами проанализирована динамика обращений граждан (всего обращений, из них жалоб и жалоб, признанных обоснованными) до и после внедрения системы оплаты труда, основанной на нормировании труда, а также проведено повторное социологическое исследование среди пациентов

Рис. 5. Процент выявленной онкологической патологии на ранних стадиях от всей выявленной онкологической патологии, (%, среднее значение за 2010-2018, в 2020 и 2021 г.г.)

С

#хс

2 Приказ Минздрава России от 26 января 2022 г. № 25н «Об утверждении порядка и условий осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения».

№3 Мападег

2023 2с1гв\/оосЬгвпвп1в ,

'Менеджер

здравоохранения

(через год после внедрения организационного эксперимента по нормированию труда).

Анализ обращений граждан показал, что самые высокие показатели всего обращений и в виде жалоб отмечались в базах исследования (кроме поликлиники № 1) в 2020 году. Это могло быть связано с большой распространенностью новой коронавирусной инфекции, что повлекло за собой увеличение обращаемости за медицинской помощью, в том числе и на дому, а недостаточная укомплектованность врачами, в том числе врачами-терапевтами участковыми, снижала доступность и своевременность оказания медицинской помощи, что привело к повышению неудовлетворенности пациентов. К 2021 году (после внедрения новой системы оплаты труда) по сравнению с периодом 2010-2018 годов в поликлиниках, за исключением поликлиники № 2, показатель всех обращений на 1000 населения снизился: в поликлинике № 1 - на 25,0%, в поликлинике № 3 - на 2,0%, в поликлинике № 4 - на 12,0%. Показатель обращений граждан в виде жалоб также снизился уже во всех базовых поликлиниках. Темп снижения составил в поликлинике № 1 - 58,0%, в поликлинике № 2-17,0%, в поликлинике № 3 - 15,6%, в поликлинике № 4 - 6,0%. За 2010-2020 года во всех исследуемых медицинских организациях более половины обращений в виде жалоб признавались обоснованными. В 2021 году процент обоснованных жалоб варьировал от 21,3% в поликлинике № 1 до 51,3% в поликлинике № 4 (таблица 3).

Повторное анонимное анкетирование пациентов в базовых медицинских организациях имело своей целью оценить изменения в организации и качестве медицинской помощи после внедрения новой системы оплаты труда. Пациентам,

получающим первичную медико-санитарную помощь, повторно был предложен опросный лист, на вопросы которого нами уже были получены ответы пациентов до введения новой системы оплаты труда медицинских работников, основанной на принципах нормирования труда.

В опросе участвовали 874 пациента. Опросный лист содержал 19 вопросов как общего характера, так и непосредственно касающихся деятельности медицинской организации. Респондентам предлагалось оценить возможность и доступность записи на прием к врачу, комфортность пребывания в медицинских организациях, этические аспекты медицинских работников, заинтересованность врачей в положительном исходе лечения и пр.

Среди участников опроса большинство составили лица женского пола, 564 человека (64,5%). В зависимости от возраста респонденты распределились следующим образом: лица 18-30 лет -67 человек (7,7%); 31-40 лет - 138 человек (15,8%); 41-50 лет - 182 человека (20,8%); 51-60 лет -215 человек (24,6%); старше 60 лет - 272 человека (31,1%). Распределение пациентов по возраст-но-половым признакам существенно не отличалось от опроса, проведенного первоначально.

При ответе на вопрос о длительности ожидания плановой медицинской помощи с момента обращения в поликлинику, ответы респондентов распределились следующим образом: получить плановую медицинскую помощь в день обращения смогли 4,2% обратившихся (рост 100%); на следующий день с момента обращения - 27,0% пациентов (рост 39,9%); ожидать получение плановой медицинской помощи до 7 дней пришлось 52,2% обратившихся (рост на 8,7%); вместе с тем, значительно

Таблица 3

Количество обращений граждан, из них обоснованных жалоб (на 1000 прикрепленного населения,%)

Года Поликлиника 1 Поликлиника 2 Поликлиника 3 Поликлиника 4

Всего обращений (на 1000) из них жалобы (на 1000)/ из них обоснованные (%) Всего обращений (на 1000) из них жалобы (на 1000)/ из них обоснованные (%) Всего обращений (на 1000) из них жалобы (на 1000)/ из них обоснованные (%) Всего обращений (на 1000) из них жалобы (на 1000)/ из них обоснованные (%)

2010-2018 5,2 5,0/53,4 6,1 5,8/57,5 6,0 5,8/57,9 5,8 5,3/54,1

2020 5,1 4,9/51,1 6,5 6,1/57,9 6,4 5,9/61,1 6,1 5,9/55,4

2021 3,9 2,9/21,3 6,4 4,8/49,4 5,9 4,9/42,8 5,2 5,0/51,3

Менеджер

здравоохранения /

Мападег №3

2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2023

снизилось число пациентов (на 42,6%), ожидавших приема врача 7-14 дней; более 14 дней со дня обращения медицинскую помощь не ждал никто.

Один из вопросов анкеты касался своевременности оказания медицинской помощи на дому. Пациенты ответили, что в день обращения медицинская помощь была оказана 81,2% обратившихся (рост составил 23,3%); 9,0% пациентов отметили, что врач выполнил квартирный вызов на следующий день (число таких пациентов уменьшилось на 44,2%); число пациентов, которым пришлось самостоятельно обращаться в медицинскую организацию, уменьшилось на 72,5% и составило 1,1%; не возникало необходимости в вызове врача на дом у 8,7% пациентов (снижение на 37,7%).

Одним из важных аспектов комфортного пребывания в медицинской организации при получении плановой медицинской помощи является время ожидания приема у кабинета врача. Среди опрошенных 23,0% отметили, что ожидать приема врача практически не пришлось (число таких ответов выросло на 82,5%); около 5 минут ожидали приема 21,6% пациентов (их число увеличилось на 67,4%); 16,5% пациентов ожидали приема около 10 минут (рост на 243,8%); число пациентов, ожидавших приема врача около 15 минут, составило 21,9% опрошенных и показало рост на 10,6%. Количество пациентов, ожидавших приема перед кабинетом врача около получаса, снизилось на 46,7% (до 12,8%); почти час - на 94,2% (до 0,5%), более часа - на 91,4% (до 0,8%). Доля пациентов, (затруднившихся ответить на данный вопрос) составила 2,9%, но и этот показатель уменьшился на 63,8%.

Пациенты оценили доступность записи на инструментальные и лабораторные обследования. Трудности при записи на инструментальные обследования постоянно испытывали 62,8% опрошенных пациентов (отмечено снижение показателя на 12,2%); иногда испытывали трудности - 22,1% (снижение на 4,0%); никогда не испытывали трудностей при записи на инструментальные исследования 11,6% (рост на 248,3%); затруднились ответить 3,5% опрошенных пациентов (рост на 63,2%).

Затруднения при записи на лабораторные исследования испытывали всего 27,0% респондентов (ранее - 80,7%). Постоянно испытывали трудности 1,9%, причем отмечено снижение на 63,8%; в 25,1% пациенты иногда испытывали трудности при записи на лабораторные исследования (снижение на 47,7%); свободно, без затруднений были

записаны на исследования 62,8% опрошенных (рост на 228,7%); затруднились ответить 0,2%.

На вопрос «Когда Вам потребовалось посещение врача, удалось ли Вам записаться на прием при первом обращении в медицинскую организацию?» 86,7% респондентов ответили «да», рост составил 785,4%; не смогли записаться на прием при первом обращении 13,3% пациентов (снижение на 85,2%).

Проанализированы ответы пациентов о предпочтительных способах записи на прием к врачу. Предпочитают записываться на прием по телефону 37,9% респондентов (их число увеличилось на 3,6%); личное обращение в регистратуру медицинской организации выбирают 10,5% (уменьшение на 11,8%); Интернетом воспользовались 47,7% пациентов (уменьшение на 0,4%). 3,9% опрошенных ответили, что на прием к нужному врачу были записаны лечащим врачом (рост на 8,3%). Запись через Интернет чаще выбирали лица 18-40 лет; звонок по телефону в регистратуру выбрали 37,9% пациентов, это были лица более старшего возраста (60 лет и старше). Эта же возрастная группировка чаще лично обращается непосредственно в регистратуру.

На удовлетворенность пациента от пребывания в поликлинике влияет не только время ожидания приема, но и в каких условиях. Один из вопросов анкеты предлагал пациентам оценить удовлетворенность условиями ожидания приема (наличие свободных мест ожидания, туалета, питьевой воды, чистота и свежесть помещения). Полностью удовлетворены условиями пребывания в медицинской организации 75,6% опрошенных (рост на 190,8%); частично удовлетворены условиями 13,5% (снижение на 50,9%); скорее не удовлетворены 8,9% (снижение на 75,6%); полностью не удовлетворены 2,0% (отмечено снижение на 80,0%).

В ходе исследования выяснялось, удовлетворены ли пациенты в целом организацией медицинской помощи в поликлиниках. На вопрос об удовлетворенности организацией оказания медицинской помощи 55,0% респондентов подтвердили полную удовлетворенность (рост на 128,2%); 31,7% отметили частичную удовлетворенность (снижение на 41,2%); скорее не удовлетворены 11,1% (снижение на 31,2%). Полностью не удовлетворены организацией оказания медицинской помощи 2,2% опрошенных пациентов (снижение показателя на 62,3%).

Анкета также содержала вопросы, касающиеся финансовых взаимоотношений пациентов и поликлинических работников. На вопрос о том, «Поступали ли Вам от работников поликлиники активные

с

#хс

№ 3 Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

предложения воспользоваться платными услугами?» и «Приходилось ли Вам финансово или иным образом стимулировать персонал поликлиники для улучшения качества работы?», 2,6% опрошенных пациентов ответили, что постоянно получали такие предложения (снижение на 44,7%); иногда такие предложения поступали 7,0% респондентов (снижение на 44,0%); 88,2% пациентов никогда не получали активных предложений воспользоваться платными услугами (рост на 11,4%); затруднились ответить 2,2% опрошенных пациентов (снижение на 38,9%). К финансовому или иному стимулированию сотрудников поликлиники прибегали 0,3% респондентов, указавших, что тем или иным образом стимулировали персонал медицинской организации, причем следует отметить, что показатель за истекший год снизился на 62,5%; ответ «иногда» прозвучал у 12,7% пациентов, снижение показателя на 42,0%; никогда не прибегали ни к каким видам стимулирования медицинских работников для улучшения качества работы 82,7% опрошенных (рост 18,0%); затруднились ответить на вопрос 4,3% респондентов (показатель снизился на 40,3%).

Одним из направлений деятельности медицинского персонала является проведение профилактической работы среди пациентов. Среди опрошенных пациентов 35,0% подтвердили, что медицинские работники поликлиники постоянно проводили с ними беседы по профилактике заболеваний и их обострений, профилактике вредных привычек и формированию здорового образа жизни (рост показателя составил 94,9%); иногда такие беседы проводили с 50,3% опрошенных пациентов (рост составил 9,4%); как следует из ответов респондентов, с 11,0% из них беседы такого рода не проводились никогда (снижение показателя на 62,8%); затруднились ответить 3,7% опрошенных, показатель снизился на 42,2%.

В процессе социологического опроса респондентам предлагалось оценить этические качества медицинских работников, такие как вежливость и внимательность. Вежливость врача и внимание к проблемам со здоровьем респонденты оценили следующим образом: 1,6% считают крайне плохим отношение и внимательность врача, при этом отмечено снижение негативной оценки на 79,7%; плохим отношение врача назвали 11,1% (снижении показателя на 55,6%); считают, что врач удовлетворительно относится к их проблемам 32,3% респондентов (снижение на 29,6%); 35,6% опрошенных пациентов оценили отношение врача как «хорошее», отмечен

рост таких оценок на 165,7%. «Всегда стремятся достигнуть положительного результата» - так внимание и заинтересованность к проблемам со здоровьем оценили 30,9% респондентов (рост на 25,1%). Респондентами также была дана оценка вежливости и внимательности медицинской сестры. «Крайне плохими» вежливость и внимательность медицинской сестры назвали 4,8% опрошенных пациентов, отмечено снижение такой негативной оценки на 27,3%. Плохими считают вежливость и внимательность сестринского персонала 10,6% респондентов (снижение на 69,4%). Оценку «удовлетворительно» поставили сестринскому персоналу 13,6% (снижение на 55,4%). Вежливость и внимательность медицинских сестер на «хорошо» и «отлично» оценили 54,3% (рост на 139,2%) и 16,7% (рост на 198,2%) респондентов соответственно. Важным аспектом во взаимоотношениях медицинского персонала и пациентов является также подробное информирование пациента о лечении, режиме, особенностях течения заболевания и т.д. Объем информирования и доступность разъяснений оценена респондентами следующим образом: 3,7% (при зафиксированном снижении на 51,6%) дали оценку «плохо»; удовлетворительно - 11,0% (снижение на 53,1%). «Хорошо» и «отлично» оценили объем и доступность информирования 44,5% (рост на 33,6%) и 40,8% (рост на 14,7%) опрошенных пациентов соответственно.

В ходе исследования был определен уровень доверия пациентов к врачебному персоналу. Уровень доверия опрошенных пациентов к врачебному персоналу после введения организационного эксперимента вырос: крайне плохо оценивают уровень доверия только 0,7% (снижение на 22,2%); оценка «плохо» прозвучала в ответах у 1,6% опрошенных (снижение на 33,3%); удовлетворительную оценку выставили 29,9% респондентов (снижение на 36,1%); доверие к врачебному персоналу как «хорошее» у 49,3% (рост на 35,8%); на «отлично» охарактеризовали уровень доверия 18,5% респондентов (рост на 36,0%). Оценка заинтересованности медицинского персонала в результатах лечения пациента также возросла: только 9,9% опрошенных пациентов полагают, что медицинский персонал равнодушен к результатам (снижение на 75,6%). Считают, что медицинские работники «в целом» заинтересованы в результатах 23,6% (рост на 10,8%); заинтересованность как «хорошую» увидели 25,6% (рост на 165,7%); 30,9% (рост на 25,1%) пациентов считают, что медицинский персонал всегда стремится достигнуть положительного результата.

Менеджер

здравоохранения /

Мападег №3

2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2023

В процессе социологического опроса участники оценили доступность обращения к администрации медицинской организации при возникновении проблем с оказанием медицинской помощи (наличие графика приема по личным вопросам у руководителя учреждения и его заместителей, а также в течение дня): 15,8% опрошенных пациентов знают, что администрация медицинской организации постоянно доступна для общения (рост на 36,6%); иногда доступна - ответили 23,0% (рост на 9,8%); 4,8% респондентов ответили, что никогда нельзя обратиться к администрации (снижение на 23,6%). У 56,4% опрошенных не возникало необходимости в обращении к администрации поликлиники (снижение на 7,9%).

Респондентам предлагалось высказать свое мнение относительно того, произошли ли, на их взгляд, за последние годы изменения в качестве обслуживания пациентов в поликлинике и если «да», то в какую сторону. Предложено оценить наличие изменений в отношении медицинского персонала к пациенту, в организации медицинской помощи, в условиях пребывания в медицинской организации. Среди опрошенных пациентов 71,6% увидели положительные изменения в отношении к пациенту (рост на 49,2%); 82,3% - в организации оказания медицинской помощи (рост на 305,4%); положительные изменения в условиях пребывания в медицинской организации отметили 89,1% (рост на 450,0%). Считают, что никаких изменений в отношении к пациенту не произошло 27,3% респондентов (снижение на 44,3%); не увидели изменений и в организации медицинской помощи 10,9% (снижение на 84,9%); не изменились условия пребывания в медицинской организации для 10,1% опрошенных (снижение на 87,4%). Отрицательные изменения в отношении к пациенту фиксируют 1,1% респондентов (снижение на 63,3%); 0,5% отметили отрицательные изменения в организации оказания медицинской помощи (снижение на 50,0%); отрицательные изменения в условиях пребывания в медицинской организации очевидны для 0,8% (снижение на 87,4%).

Затруднились оценить наличие изменений в орга низации оказания медицинской помощи 6,4% пациентов (снижение на 5,9%).

Заключительный вопрос анкеты звучал следующим образом: «Рекомендовали бы Вы данную медицинскую организацию Вашим друзьям и родственникам?». Положительно ответили 85,3% респондентов (рост на 351,3%); не стали бы этого делать 12,5% (снижение на 81,6%); затруднились ответить 2,2% (снижение на 83,3%).

Выводы

Введение системы оплаты труда, основанной на нормировании труда, в медицинских организациях, оказывающих ПМСП, по нашему мнению, способствовало сохранению и повышению укомплектованности поликлиник врачебным и сестринским персоналом.

После внедрения новой системы оплаты труда отмечено уменьшение отказов оплаты случаев оказания медицинской помощи за счет объемных показателей, таких как нерациональное использование ресурсов и показателей качества медицинской помощи, а именно сокращения дефектов, выявленных в ходе медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи.

При оценке некоторых направлений лечебной и профилактической деятельности исследуемых поликлиник после применения системы нормирования труда, прослеживается положительная тенденция на увеличение удельного веса (на 13,5-20,1%) пациентов, у которых онкологическая патология была выявлена на ранних стадиях.

Изучение удовлетворенности пациентов после введения системы оплаты труда, основанной на нормировании труда, показало снижение в целом количества обращений граждан в виде жалоб, в том числе и обоснованных. В то же время увеличилась доля пациентов, отметивших положительные организационные изменения в деятельности своей поликлиники и в отношении сотрудников к посетителям.

с

«КС

1. Прохоренко Н.Ф., Гапонова Е.А., Петрачков И.В., Улумбекова Г.Э. Обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение // Вестник ВШОУЗ. - 2019. - Т. 5. - № 4. - С. 20-42.

2. Гаврилов Э.Л., Аслибекян Н.О., Шевченко Е.А. Оплата труда медицинских работников как метод управления персоналом в системе здравоохранения // Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова. - 2017. - Т. 12. - № 1. - С. 73-78.

№3 Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

3. Кадыров Ф.Н, Чилилов А.М., Обухова О.В. Основные подходы к оценке эффективности реализации «эффективного контракта» в здравоохранении // Менеджер здравоохранения. - 2020. - № 2. - С. 66-74.

4. Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н. Финансовые резервы государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения // Менеджер здравоохранения. - 2017. - № 10. - С. 65-73.

5. Филатов В.Н., Кадыров Ф.Н, Югай М.Т. Проблемы введения эффективного контракта в сфере здравоохранения: возможности и риски // Вестник Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова. - 2014. - Т. 6. - № 1. - С. 87-97.

6. Орел В.И., Ким А.В., Сочкова Л.В., Гурьева Н.А., Смирнова В.И, Шарафутдинова Л.Л. Актуальные проблемы оплаты труда в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь // Медицина и организация здравоохранения. - 2022. - Т. 7. - № 3. - С. 12-19.

7. Сочкова Л.В., Ким А.В., Шарафутдинова Л.Л., Гурьева Н.А. Особенности формирования системы нормирования труда в медицинских организациях, оказывающих, первичную медико-санитарную помощь // Менеджер здравоохранения. - 2022. - № 4. - С. 19-30.

ш

ЭХО

зЯо

ORIGINAL PAPER

THE WAGE SYSTEM AS AN INSTRUMENT OF INFLUENCE ON THE QUALITY OF PRIMARY HEALTH CARE

L.V. Sochkovaa : , A.V. Kim b, L.L. Sharafutdinovac, N.A. Guryevad, V.I. Smirnovae

a SPbGBUZ "City polyclinic No. 87", St. Petersburg, Russia;

t, c, d, e Department 0f Social Pediatrics and Health Organization of the FP and DPO of the

St. Petersburg State Pediatric Medical University of the Ministry of Health of Russia, St. Petersburg, Russia.

H Corresponding author: Sochkova L. V.

ABSTRACT

Qualified and motivated employees of a medical organization are a necessary component that ensures the provision of medical care of appropriate quality One of the motivating factors of medical workers for high-quality and efficient work is wages.

The purpose of the study. To analyze and evaluate the impact of the remuneration system of medical workers based on labor rationing on the quality of primary health care (PHC) on the example of the state district polyclinics of St. Petersburg.

Materials and methods. Based on the reporting data of polyclinics selected by the research bases, the following were studied: the dynamics of the number and staffing of medical workers from 2018 to 2021; the percentage and structure of reasons for refusal to pay for cases of medical care in 2010-2018 and 2020-2021; the dynamics of the detection of malignant neoplasms in the early stages. The results of the patient survey were analyzed in order to assess changes in the quality of primary health care for the adult population after the introduction of a system of remuneration for medical workers based on labor rationing.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Results. After the introduction of a new wage system based on its rationing, a number of general positive trends were identified for the studied polyclinics, such as: an increase in staffing of medical personnel in general by 3.5%-8.7%, district internists by 4.6%-42.7%, specialist doctors by 2.8%-12.4%, average medical personnel by 4.5%-17.7%; increase in the proportion of oncological pathology detected at early stages by 13.5%-20.1%; decrease in the share of refusals to pay for medical care cases by 9.3%-32.9%; a decrease in the total number of citizens' complaints in the form of complaints by 6.0-58.0%, including justified ones.

Findings. The introduction of a wage system based on labor rationing has increased the economic and medico-social efficiency of the polyclinics under study, as well as the motivation of medical workers to provide medical care of appropriate quality. Keywords: primary health care, labor rationing, quality and accessibility of medical care, patient satisfaction.

For citation: Sochkova L. V., Kim A. V., Sharafutdinova L.L., Guryeva N.A., Smirnova V.I. The wage system as an instrument of influence on the quality of primary health care // Manager Zdravoohranenia. 2023; 3: 32-43. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-3-32-43.

REFERENCES

1. Prokhorenko N.F., Gaponova E.A., Petrachkov I.V., Ulumbekova G.E. Ensuring accessibility and quality of primary health care // ORGZDRAV: news, opinions, training // Herald of the HSOMH. - 2019. - Vol. 5. - No. 4. - P. 20-42.

2. Gavrilov E.L., Aslibekyan N.O., Shevchenko E.A. Remuneration of medical workers as a method of personnel management in the healthcare system // Bulletin of the National Medical and Surgical Center named after N. I . Pirogov. -2017. - Vol. 12. - No. 1. - P. 73-78.

3. Kadyrov F.N., Chililov A.M., Obukhova O.V. Basic approaches to assessing the effectiveness of the implementation of the "effective contract" in healthcare // Manager Zdravoochrannia. - 2020. - No. 2. - P. 66-74.

4. Starodubov V.I., Kadyrov F.N. Financial reserves of state (municipal) healthcare institutions // Manager Zdravoochrannia. -2017. - No. 10. - P. 65-73.

5. Filatov V.N., Kadyrov F.N., Yugai M.T. Problems of introducing an effective contract in the field of healthcare: opportunities and risks // Bulletin of the I.I. Mechnikov North-Western State Medical University. - 2014. - Vol. 6. -No. 1. - P. 87-97.

6. Orel V.I., Kim A. V, Sochkova L. V, Guryeva N.A., Smirnova V.I., Sharafutdinova L.L. Actual problems of remuneration in medical organizations providing primary health care // Medicine and health organization. - 2022. - Vol. 7. - No. 3. -P. 12-19.

7. Sochkova L.. V, Kim A. V, Sharafutdinova L.L., Guryeva N.A. Features of the formation of the labor rationing system in medical organizations providing primary health care // Manager Zdravoochrannia. - 2022. - No. 4. - P. 19-30.

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 3

ZdrevoochreneniB 2023

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Сочкова Любовь Викторовна - главный врач СПбГБУЗ «Городская поликлиника № 87», г. Санкт-Петербург, Россия. Lyubov V. Sochkova - Chief physician SPbGBUZ "City polyclinic No. 87", St. Petersburg, Russia. E-mail: lubov_sochkova@mail.ru.

Ким Андрей Вячеславович - д-р мед. наук, доцент, профессор кафедры социальной педиатрии и организации здравоохранения ФП и ДПО ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университете» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия.

Andrey V. Kim--D.Sc. (Medicine), Docent, Professor, Departments of Social Pediatrics and Health Care Organization of FP and DPO

of the St. Petersburg State Pediatric Medical University of the Ministry of Health of Russia, St. Petersburg, Russia. E-mail: avkim69@mail.ru. SPIN: 3640-0781

Шарафутдинова Любовь Леонидовна - канд. мед. наук, доцент кафедры социальной педиатрии и организации здравоохранения ФП и ДПО ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университете» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия.

Lyubov L. Sharafutdinova - Ph.D. (Medicine), associate professor Departments of Social Pediatrics and Health Care Organization of FP and DPO of the St. Petersburg State Pediatric Medical University of the Ministry of Health of Russia, St. Petersburg, Russia. E-mail: sharafutdinova_liubov@mail.ru. SPIN: 2230-8341

Гурьева Наталья Алексеевна - канд. мед. наук, доцент кафедры социальной педиатрии и организации здравоохранения ФП и ДПО ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университете» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия.

Natalia A. Guryeva - Ph.D. (Medicine), associate professor Departments of Social Pediatrics and Health Care Organization of FP and DPO of the St. Petersburg State Pediatric Medical University of the Ministry of Health of Russia, St. Petersburg, Russia. E-mail: socp_ozz@mail.ru. SPIN: 8111-3775

Смирнова Виктория Игоревна - канд. мед. наук, доцент кафедры социальной педиатрии и организации здравоохранения ФП и ДПО ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университете» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия.

Viktoria I. Smirnova - Ph.D. (Medicine), associate professor Departments of Social Pediatrics and Health Care Organization of FP and DPO of the St. Petersburg State Pediatric Medical University of the Ministry of Health of Russia, St. Petersburg, Russia. E-mail: socp_ozz@mail.ru. SPIN: 5742-3187

Q,

#xc

№ 3 Manager

2023 ZdrevoochreneniB ,

'Менеджер

здравоохранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.