Научная статья на тему 'Система ограничений свободы преподавания в законодательстве Российской Федерации'

Система ограничений свободы преподавания в законодательстве Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
229
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СВОБОДА ПРЕПОДАВАНИЯ / FREEDOM OF TEACHING / RESTRICTION / ГАРАНТИИ / GUARANTEE / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / ОГРАНИЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мархгейм Марина Васильевна, Зайцев Сергей Юрьевич

В статье представлен анализ правовых норм, содержащих положения, ограничивающие свободу преподавания. Предложены понятия статусно-квалификационных и деятельностно-профессиональных разновидностей положений ограничения свободы преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мархгейм Марина Васильевна, Зайцев Сергей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF RESTRICTIONS ON FREEDOM OF TEACHING IN THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

The analysis of precepts of law regarding detection of provisions in them limiting freedom of teaching is presented in article. Concepts of status and qualification and activity and professional kinds of provisions of restriction of freedom of teaching are offered.

Текст научной работы на тему «Система ограничений свободы преподавания в законодательстве Российской Федерации»

организации незаконной миграции особенности места и времени совершения преступлений. Дело не только в том, что указанные деяния осуществляются в конкретных пространственно-временных условиях, но и в том, что в силу присущей рассматриваемой категории деяний многоэтапно-сти каждому этапу преступления соответствуют специфические условия места и времени, несущие обширный информационный криминалистический потенциал, касательно совокупности типичных следов преступления, концентрирующихся в определенном месте и в определенный временной период и т. д.

Итак, формирование структуры криминалистической характеристики организации незаконной миграции, образованной криминалистически значимыми, находящимися в коррелятивных взаимосвязях элементами, отражающими механизм совершения данного деяния, должно осуществляться в строгом соответствии с концептуальными положениями учения о криминалистической характеристике. В настоящей статье с учетом критического переосмысления положений, содержащихся в трудах по исследуемой проблематике, мы представили авторское видение структуры криминалистической характеристики рассматриваемой категории преступлений, состоящей из таких элементов, как: криминалистически значимые особенности типичных субъектов преступлений; криминалистически значимые особенности личности незаконных мигрантов; типичные способы приготовления, совершения и сокрытия преступлений; особенности механизма следообразо-

вания; особенности времени и места совершения преступления; типичные обстоятельства, способствующие совершению преступления (обстановка преступления).

Литература

1. Кахбулаева Э. Ч. Уголовно-правовые и криминологические аспекты организации незаконной миграции: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2011.

2. Айвазова О. В., Варданян А. В. Теоретические основы криминалистической характеристики преступлений, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ в учреждениях системы здравоохранения // Юристъ-Правоведъ. 2012. № 4.

3. Коновалов С. И. Теоретико-методологические проблемы криминалистики: монография. Ростов н/Д, 2001.

4. Сухарникова А. В. Методика расследования преступлений, совершаемых в сфере организации незаконной миграции: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.

5. Варданян А. А. Преступления, связанные с торговлей людьми, в контексте тенденции глобализации противоправных посягательств на свободу, честь и достоинство личности // Философия права. 2011. № 3.

6. Варданян А. А. Особенности производства следственных действий, осуществляемых с участием потерпевших, по делам о торговле людьми // Юристъ-Правоведъ. 2009. № 6.

© 2015 г. М. В. Мархгейм, С. Ю. Зайцев

СИСТЕМА ОГРАНИЧЕНИЙ СВОБОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье представлен анализ правовых норм, содержащих положения, ограничивающие свободу преподавания. Предложены понятия статусно-квалификационных и деятельностно-профессиональныхразновидностей положений ограничения свободы преподавания.

Ключевые слова: свобода преподавания, ограничения, гарантии, законодательство.

Свобода преподавания относится к той правовой традиции, без которой невозможно формирование активной, творческой личности, идеологического многообразия гражданского общества. Пользование этой свободой для преподавателя небезгранично: оно сопряжено с его ответственностью, ограничениями, устанавливаемыми правовыми актами.

Относя свободу преподавания к числу основ-

ных свобод человека, Конституция Российской Федерации допускает и ее ограничение. Последнее согласно положениям ст. 55 заключается в создании федеральных законов, ограничивающих свободу преподавания в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, теоретизируя данную инфор-

мацию, следует отметить, что в видовом многообразии ограничения свободы преподавания имеется их конституционная разновидность, то есть совокупность конституционных норм, прямо или опосредованно определяющих основания ограничения свободы преподавания (ч. 3 ст. 55).

Предпринятый нами анализ правовых норм, содержащих положения, ограничивающие свободу преподавания, дает основания для обособления статусно-квалификационной и деятельност-но-профессиональной ее разновидностей.

Статусно-квалификационные положения - это совокупность правовых норм, определяющих статусные компоненты лиц, осуществляющих преподавательскую деятельность, а также квалификационные требования к ним.

В рамках статусно-квалификационных ограничений в первую очередь следует указать, что носителями свободы преподавания могут выступать лица, которые имеют среднее профессиональное или высшее образование, отвечают квалификационным требованиям, предъявляемым квалификационными справочниками и (или) профессиональными стандартами (ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»).

Таким образом, установлены общие образовательные требования (образовательный ценз), дающие право лицу заниматься образовательной деятельностью. Этот ценз определен в виде минимума - среднего профессионального или высшего образования. Дополнительным обязательным требованием для занятия указанной деятельностью является наличие знаний и умений, перечисленных в программе и/или профессиональном стандарте.

Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 года № 678 [1]. В нем названы должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, должности иных педагогических работников); должности руководителей образовательных организаций (должности руководителей и должности заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, иные должности руководителей).

В этой связи следует уточнить, что ранее не было предусмотрено самостоятельной статьи, посвященной правовому статусу педагогических работников. Правовой статус педагогических работников является частным проявлением об-

щего правового статуса человека в теории конституционного права, то есть совокупности прав, свобод и обязанностей, а также гарантий их реализации. Однако их права разделены упомянутым федеральным законом на две группы: трудовые и академические. При этом если источник первых понятен, то, откуда происходят вторые и каким нормативным правовым актом помимо Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 они закреплены, остается неясным. К тому же в качестве источника данных прав и обязанностей указано федеральное и региональное законодательство. Возникает вопрос: насколько законодательство субъекта России может расширять перечень прав педагогического работника, а главное - его обязанностей и как это согласуется с конституционным принципом равноправия [2]?

В ч. 2 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» консолидирован перечень академических прав и свобод, которые сами по себе не вызывают возражений, кроме неопределенности их юридической силы и гарантий реализации, за исключением права на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Свобода преподавания ограничена требованиями подтверждения квалификации. В высшей школе преподаватели обязаны проходить конкурсный отбор на замещение соответствующей должности (ст. 332 Трудового кодекса Российской Федерации, далее - ТК РФ [3]), а в системе общего образования проходить аттестацию (ст. 49 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Ранее в отечественном законодательстве об образовании не содержались самостоятельные статьи, а лишь упоминались положения об аттестации педагогических работников. Общий механизм и базовые нормы (положения) об аттестации работников и сейчас предусматриваются ТК РФ.

Основания для ограничения реализации педагогической деятельности также предусмотрены и в ст. 331 ТК РФ: наличие образовательного ценза; отсутствие медицинских противопоказаний; отсутствие запрета на осуществление такой деятельности в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; отсутствие неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Такая деятельность невозможна для лиц, признанных недееспособными в установленном законом порядке (ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации [4]).

Что касается деятельностно-профессиональ-ной разновидности положений, ограничивающих свободу преподавания (это совокупность правовых норм, определяющих условия и формы реализации профессиональной преподавательской деятельно-

сти), то здесь необходимо отметить, что свобода преподавания, как следует из ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, в своей реализации требует соблюдения прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность. Анализируя данную норму, следует отметить, что в ней, с одной стороны, отсутствует отдельное упоминание о Конституции Российской Федерации, лежащей в основе всего отечественного законодательства, с другой - в качестве нормативного императива названы этические нормы локальных актов соответствующей организации. Представляется, что такого рода «компенсации» с формально-юридических позиций недопустимы.

Как известно, согласно ст. 8 ТК РФ локальные нормативные акты принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Однако «хитрость» этой нормы состоит в том, что если порядок согласования локального акта с профсоюзной организацией, предусмотренный ст. 372 ТК РФ, соблюден, то никакой суд, прокуратура, трудовая инспекция не могут этот акт опротестовать, а, как известно, коллектив не всегда бывает прав [2].

Поскольку преподавание (и педагогическая деятельность) осуществляется в интересах человека, общества, государства, реализация свободы преподавания предполагает учет соответствующим субъектом общих принципов, на которых базируются в России воспитание и обучение [5]. Такие принципы в более расширенном составе отражены в ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Таким образом, видно, что свобода преподавания относится к той правовой традиции, без которой невозможно формирование активной, творческой личности, идеологического многообразия гражданского общества. Однако пользование этой свободой для преподавателя небезгранично: оно сопряжено с его ответственностью, ограничениями, устанавливаемыми правовыми и локальными актами [6, с. 100-105].

Исходя из установлений Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, где определено, что каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения, которое включает в себя свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию, идеи. Преподавание как вид деятельности непосредственно связан с распространением информации устно, письменно или иными способами. Пользование этим правом налагает особые обязанности и осо-

бую ответственность на преподавателя (учителя), что может быть сопряжено с ограничениями, которые устанавливаются законом и связаны с охраной здоровья и нравственности населения. Например, в п. 17 ст. 28 ранее действовавшего закона Республики Северная Осетия-Алания от 23 августа 2000 г. № 17-РЗ «Об образовании» [7] указывались меры по защите обучающихся от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, компьютерных носителей, пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, общественно опасное поведение.

В рассматриваемой разновидности ограничения свободы преподавания следует назвать и запрет на применение методов психического и физического насилия по отношению к учащимся (ч. 3 ст. 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Дисциплина в учебном заведении должна поддерживаться на основании взаимного уважения всех участников образовательного процесса человеческого достоинства друг друга. Статья 21 Конституции РФ закрепляет, что достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Достоинство личности представляет собой незыблемое конституционное право граждан страны. Если в общеобразовательных учреждениях не всегда разрабатывают свои локальные акты, регулирующие вопросы дисциплины и поведения всех участников образовательного процесса, то в образовательных учреждениях профессионального образования практически всегда разрабатываются и принимаются свои внутренние акты, регулирующие поведение и дисциплину учебного процесса всех участников образования [8].

В силу особой миссии и ответственности педагога его свобода преподавания может быть ограничена при нарушении моральных ценностей и норм этики.

Преподавание требует глубоких знаний и специальных навыков, чувства личной ответственности за образование и благополучие учащихся, интеллектуальную взыскательность в отношении норм и методов преподавания. Соответственно,

даже однократное применение методов физического и (или) психического насилия над личностью учащегося в процессе преподавания прекращает не только возможность реализовать свободу преподавания, но и трудовые отношения педагога с образовательным учреждением (ст. 336 ТК РФ).

Учитель обязан осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой; выполнять требования, установленные для реализации основных образовательных программ (п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Это установленное законом ограничение фактически ставит свободу преподавания под государственный контроль.

Таким образом, в стенах школы педагог поставлен в зависимость от субординации и дисциплины (ч. 1 ст. 48). Он подчинен предписаниям локальных актов школы, нормативам органов власти различных уровней. Его свобода преподавания находится в рамках государственно-общественного контроля (например, постановление Правительства Российской Федерации от 25 июля 2013 года № 627 «Об утверждении требований к осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью образовательных организаций, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну» [9]).

Согласно ч. 7 и 8 ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. Образовательные организации высшего образования, имеющие по смыслу закона право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов. Следовательно, коллектив данных организаций может также оказывать влияние на реализацию свободы преподавания учителем. Однако и это не последняя инстанция в отборе учителем необходимой для распространения учебной информации. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 8 указанного федерального зако-

на к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации. На практике в процессе преподавания предмета должны учитываться еще и те ограничения, которые установлены правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Подводя итог, можно констатировать, что правовые ограничения свободы преподавания весьма обширны. Существует тенденция увеличения этих правовых актов, а значит, и ограничений данной свободы по мере роста требований общества к качеству преподавания.

Литература

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 года № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 33. Ст. 4381.

2. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) / Н. С. Волкова, Ю. А. Дмитриев и др. М., 2013.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (в ред. от 02.04.2014) // Российская газета. 2001. 31 декабря; 2014. 4 апреля.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (в ред. от 02.11.2013) // Российская газета. 1994. 8 декабря; 2013. 6 ноября.

5. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / отв. ред. И. А. Конюхова. М., 2006.

6. Болотова Е. Правовые ограничения свободы преподавания // Народное образование. 2009. № 4.

7. Закон Республики Северная Осетия - Алания от 23 августа 2000 года № 17-РЗ «Об образовании». Утратил силу в связи с принятием Закона Республики Северная Осетия - Алания от 31.07.2006 № 42-РЗ // http://www.zakonprost.ru/content/regional/ 61/970709

8. Батяев А. А., Наумова Р. Л. Комментарий к Закону Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс.

9. Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 31. Ст. 4223.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.